"Край показал скрытые доходы".

("Красноярский рабочий", 17.11.05, Эрих Пырх)

Вчера первый заместитель губернатора Лев Кузнецов прокомментировал принятие в первом чтении краевого бюджета на 2006 год. "Отличие нынешнего бюджета от предыдущих, - подчеркнул он, - заключается в том, что доходная часть была сформирована, исходя из самых оптимистичных цен на продукцию основных налогоплательщиков. С одной стороны, это дало нам возможность на этапе обсуждения законопроекта "не раскачивать" доходные статьи бюджета, хотя такие попытки и были предприняты на сессии ЗС. С другой стороны, Минфин не раз указывал нам на то, что у края есть скрытый доходный потенциал, и рассматривал это как аргумент для отказа в предоставлении финансовой помощи Федерации".

По словам Кузнецова, краевая администрация хорошо осознаёт все бюджетные риски и недостатки представленного документа. В первую очередь речь идёт о господдержке сельского хозяйства. Многие депутаты посчитали её недостаточной, на сессии звучали призывы не принимать по этой причине бюджет. По мнению же первого зама губернатора, политика в отрасли проводится правильная, о чём свидетельствуют объективные статистические данные: увеличивается число прибыльных сельхозпредприятий, из года в год прирастает количество обрабатываемых площадей, крестьяне собирают высокие урожаи. Форс-мажорным обстоятельством Кузнецов назвал рост цен на ГСМ, к тому же Федерация не торопится давать регионам деньги на компенсацию затрат сельчан. "В период кризиса стоит задача не расширения производства, а сохранения достигнутых показателей, - признал чиновник. - 371 миллион рублей на село - те дополнительные расходы краевого бюджета, которые мы обговорили с депутатами - по нашей оценке, позволит сохранить 15-процентный уровень рентабельности в растениеводстве и сделать животноводство из убыточного прибыльным с 5-процентным уровнем рентабельности. При этом мы всё же рассчитываем, что получим от Федерации около 300 миллионов рублей. Кстати, спрос с сельчан будет более суров - если прежде господдержка не обязывала их повышать экономические показатели, то теперь почти от одного миллиарда рублей безвозмездной бюджетной помощи краевая администрация ждёт ощутимой отдачи. Ещё один сложный вопрос - это повышение оплаты услуг ЖКХ. Лев Кузнецов сказал, что пора покончить с порочной практикой недофинансирования отрасли. Понятно, что это благое начинание будут "спонсировать" жильцы. Краевая администрация уповает на то, что несколько смягчат ситуацию компенсационные выплаты бюджетникам и январское повышение их зарплаты. А остальным труженикам края пусть, мол, повышают заработок работодатели. И вообще в 2006 году число жителей края с доходами ниже прожиточного минимума должно сократиться "более чем на два процента". Так что жить будем хорошо..."

"Бюджет поправлен в пользу жителей края".

("Красноярский рабочий", 17.11.05, Денис Сорин)

В минувший вторник в семь часов вечера депутаты Законодательного собрания края 26 голосами "за" при 9 "против" приняли в первом чтении краевой бюджет на 2006 год. С учётом автономных округов доходы утверждены в сумме 57,5 миллиарда рублей, расходы - в сумме 61,6 миллиарда, дефицит бюджета запланирован в 4,4 миллиарда рублей.

Надо сказать, что эти цифры значительно отличаются от тех, что первоначально представила на суд парламентариев краевая администрация. Напряжённая работа по корректировке законопроекта началась задолго до его рассмотрения на четвёртом заседании XVI сессии ЗС. Набралось более 60 депутатских поправок, и все они прошли через горнило постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике, которую возглавляет член фракции "Единая Россия" Валерий Семёнов.

Немало инициатив, отклонённых головной комиссией и не поддержанных сессией, нашло отражение в постановлении, принятом краевым парламентом дополнительно к проекту закона о бюджете. Примечательно, что за поправки, учтённые комиссией Семёнова, депутаты проголосовали единогласно. Да и краевая администрация в лице замгубернатора, руководителя департамента финансов Александра Новака сходу согласилась с изменением основных параметров бюджета, несмотря на то, что расходные обязательства и дефицит увеличиваются более чем на два миллиарда рублей. Однако лёгкость здесь кажущаяся - понадобилось изрядно потрудиться для того, чтобы обосновать каждую поправку и найти убедительные доводы для коллег-депутатов и для чиновников. Иначе на сессии разгорелся бы такой сыр-бор, как бывало прежде, что бюджет попросту бы заболтали. К тому же спорных вопросов и без того хватало. Особенно много дебатов вызвало значительное повышение платы за услуги ЖКХ и размер господдержки сельского хозяйства. А иные горячие головы призывали к тому, чтобы вообще снять с рассмотрения законопроект об основном финансовом документе края.

"Мне кажется, что постановка вопроса в ключе: "пока не примем тарифы, не будем принимать бюджет", является совершенно извращённым толкованием закона, - ответил на это председатель Законодательного Собрания края, руководитель фракции "Единая Россия" Александр Усс. - Если РЭК пойдёт на повышение тарифов между первым и вторым чтением законопроекта, мы просто не примем бюджет во втором чтении".

"В результате работы головной постоянной комиссии приняты существенные поправки, которые предусматривают компенсацию роста тарифов на тепло- и электроэнергию, - заметил Юрий Абакумов.- Государственная поддержка села составит более 650 миллионов рублей, что в два раза больше, чем в прошлом году. Поэтому я бы не стал драматизировать цифры бюджета. Стоит более подробно остановиться на упомянутых существенных поправках, разработанных депутатами-"единороссами".

"Мы не ставили перед собой задачу распыляться на мелочи и "выдать на-гора" как можно больше поправок, а сделали упор на качественное изменение бюджета, которое будет ощутимо влиять на жизнь многих жителей края, - рассказывает Валерий Семёнов. - Наша фракция предложила выплатить всем бюджетникам края, труд которых оплачивается по единой тарифной сетке, по 1500 рублей. Эта единовременная сумма покроет половину средних расчётных затрат на увеличение оплаты услуг ЖКХ. Кроме того, достигнута договорённость с краевой администрацией о переносе с марта на январь 2006 года первого этапа повышения зарплаты работников бюджетной сферы. Мы полагаем, что полторы тысячи "компенсационных" рублей и возросший на восемь процентов заработок поможет семьям бюджетников восполнить потери, вызванные повышением с начала будущего года уровня оплаты услуг ЖКХ с 90 до 100 процентов. Кстати, замечу, что единовременная выплата рассчитана не на семью, а на каждого бюджетника. Всего такую материальную помощь получат 292 тысячи жителей края".

Другие поправки, внесённые депутатами от "Единой России", касаются таких важных в социальном плане отраслей как здравоохранение и образование. 200 миллионов рублей заложено в бюджет для участия края в строительстве мощного кардиологического центра, которое планируется проводить в основном за счёт федеральных средств. Около 108 миллионов рублей будет выделено краевой клинической больнице на приобретение оборудования - кардиологического и для глубокого лечения почек. Предусмотрено также финансирование создания в крае единого государственного университета. Ряд поправок связан с молодёжной политикой - тут и гранты, и стройотряды, и поддержка школьников. Помимо этого, примерно 5 миллионов рублей пойдёт на то, чтобы привести в порядок заповедник "Столбы" и сделать его достойной визитной карточкой края. Дополнительные бюджетные средства также будут направлены на содержание и благоустройство дорог.

"Могу сказать со всей ответственностью: все принятые поправки к краевому бюджету на 2006 год, подготовленные депутатами из фракции "Единая Россия", обоснованы и принесут колоссальный социальный эффект", - убеждён Валерий Семёнов.

"Мягкая "подушка" за 700 миллионов".

("Красноярский рабочий", 17.11.05, Петр Васильев)

Вчера своё мнение о новом бюджете высказал и председатель Законодательного собрания края Александр Усс. "Это очень трудный бюджет,- сказал он,- может быть, самый трудный с точки зрения процедуры принятия за последние три года. Я должен подчеркнуть одну простую вещь: внесённый бюджет и бюджет принятый - это два разных документа. Об этом говорит, прежде всего, тот факт, что мы пошли на увеличение расходов не на 10, не на 100 миллионов, а более чем на 2 миллиарда рублей. Эти расходы были предусмотрены исключительно по предложениям депутатов из разных фракций, представляющих разные политические силы. Большая часть этих предложений имеет явно выраженную социальную направленность, адресована непосредственно населению и предусматривает развитие перспективных, нужных для людей отраслей. Это вполне понятно, поскольку депутаты, будучи народными избранниками, стремятся в ходе работы над бюджетом удовлетворить потребности населения, своих избирателей. На выплату единовременной компенсации по оплате услуг ЖКХ благодаря усилиям депутатов в бюджете предусмотрено 420 миллионов рублей. Перенос сроков повышения зарплаты бюджетников - это более чем 300 миллионов. Таким образом, социальная "подушка", смягчающая переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, обходится нам, всем налогоплательщикам, в семьсот с лишним миллионов рублей. Те два миллиарда, которые дополнительно заложены в бюджете, - это не только прямая помощь людям, но и деньги, которые пойдут на развитие здравоохранения, поддержку несовершеннолетних и молодёжи.

Если принятый с такими параметрами бюджет затем не будет поддержан администрацией, я думаю, Законодательному собранию хватит политической решимости, чтобы претворить его в жизнь. Я считаю, что сегодня есть понимание наших коллег из администрации, и параметры бюджета, которые претерпели значительные изменения, всё-таки будут поддержаны губернатором. По этому поводу состоялись телефонные переговоры. Уже в конце недели Александр Хлопонин будет в Красноярске.

Дискуссия на заседании сессии 15 ноября была достаточно серьёзной, и ряд депутатов настаивал на том, чтобы ещё увеличить дефицит краевого бюджета приблизительно на сумму от 2 до 4 миллиардов рублей. То есть общий объём пожеланий, которые рассматривались при принятии бюджета, составлял в денежном выражении 8 миллиардов рублей. Я полагаю, что это слишком много, и согласиться с такой цифрой нельзя. Это вредит не интересам бюджета как такового, а интересам края и его жителей. Если мы будем бездумно наращивать объём государственного долга, мы фактически приведём край к банкротству со всеми вытекающими отсюда последствиями для каждого его жителя".

"Наказ для депутатов".

("Красноярский рабочий", 17.11.05)

В то время как в краевом Законодательном собрании обсуждается проект бюджета на 2006 год, Ассоциация профсоюзов работников бюджетной сферы направила в адрес парламента открытую телеграмму. В ней профсоюзы настаивают на том, что в связи с ростом тарифов в ЖКХ, подорожанием услуг связи и транспорта до конца года бюджетникам необходимо выплатить компенсации в размере прожиточного минимума, то есть около трёх с половиной тысяч рублей. Кроме того, профсоюзы высказывают мнение, что повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 22 процента должно произойти с начала нового года и не менее чем на 50 процентов до конца года.

"Оптимальный вариант - корпорация".

("Красноярский рабочий", 17.11.05)

Бывший председатель краевого Комитета по науке и высшему образованию, доктор технических наук, профессор Анатолий ЛЕПЕШЕВ последний год работал в Москве, в Министерстве регионального развития. А значит, на проблему создания Национального университета может взглянуть и с федеральной, и с региональной точек зрения:

- Есть разные варианты подхода к этому вопросу. Национальный университет может иметь различное устройство - федеративное, конфедеративное, корпоративное. Это может быть и прямое президентское правление. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. При конфедеративном устройстве формально присутствует составляющая представительства единого Национального университета, но всё же реально значимые вопросы решаются в каждом вузе отдельно. При федеративном устройстве речь идёт о государственной научно-образовательной корпорации, через которую осуществляется общее финансирование, защита годовых бюджетов вузов, формируется общий бюджет развития территории студенческого кампуса со всей его инфраструктурой. Все эти расходы утверждаются членами государственной корпорации.

Но есть и другая возможность, которая уже давно на слуху, к которой Министерство образования и науки подводит общество: это организационная система образования вуза. То есть создание не учреждения, а организации. А организация уже предполагает все последующие этапы развития процесса: акционирование, приватизацию и т. д. Но это, как правило, делается не в Национальном, а в корпоративном университете. Допустим, крупная финансово-промышленная группа, такая как "Норильский никель" или "Русский алюминий", создаёт новый университет. Соответственно, эта ФПГ и финансирует его, обеспечивает условия подготовки специалистов для нужд своей отрасли.

Таким образом, существует достаточно широкий спектр возможных вариантов. Однако, учитывая исторически сложившуюся в Красноярском крае структуру высшего образования и многолетний опыт взаимодействия вузов друг с другом, Академией наук и промышленностью, а также принимая во внимание уровень развития регионально-федеральных отношений, наиболее приемлемым, на мой взгляд, вариантом представляется создание государственной научно-образовательной корпорации, утверждённой постановлением правительства. И вхождение в неё - не всех, не скопом, этого как раз и не нужно - основных, базовых университетов вместе с институтами Академии наук. Причём дальнейший вход в корпорацию открыт. При необходимости туда могут войти и другие вузы - в соответствии с разработанными критериями членства и потребностями региона.

Ведь в конечном итоге надо всё-таки ориентироваться на сложившуюся в регионе структуру высшей школы и те потребности в специалистах, какие испытывают местная экономика и социальная сфера. И уже в соответствии с этим нужно рассчитывать набор студентов, определять номенклатуру специальностей, долю государственного обеспечения и платного образования. Всё это можно делать наиболее эффективно именно в рамках государственной корпорации, которая и будет являться мощнейшим Национальным университетом.

"Гашиш в кукурузных хлопьях".

("Красноярский рабочий", 17.11.05)

В минувшие выходные более 67 тысяч наркотических доз не дошло до своего потребителя. Возле городского автовокзала в Красноярске задержан мужчина 1985 года рождения, приехавший из Ачинска. В ходе личного досмотра в его сумке обнаружили более 4 килограммов гашиша. Наркотик был упакован в полимерную плёнку и спрятан в коробки из-под кукурузных хлопьев, которые ничем не отличались от фабричных. Более того, пакеты с гашишем сверху были присыпаны этими самыми хлопьями. Ранее молодой человек уже привлекался к уголовной ответственности за грабёж и был приговорён к 3 годам лишения свободы. В этот же день сотрудниками Норильского отдела наркоконтроля задержана женщина 1964 года рождения. Она должна была перевезти из Красноярска в Норильск крупную партию наркотиков. Три тысячи разовых доз героина женщина зашила себе в нижнее бельё. Впоследствии она рассказала, что решила стать курьером из-за кредитных долгов. Дома у неё остались муж и трое несовершеннолетних детей. По обоим случаям возбуждены уголовные дела.