Почему в России не любят чиновников? Вопрос, ставший уже риторическим, поднимает "Уральский рабочий" 8 ноября. На третьей полосе интервью даёт директор НИИ государственного управления Уральской академии госслужбы Вячеслав Житенёв. По данным опросов, 70% населения считают: чиновники не столько способствуют развитию страны, сколько этому мешают. Как объясняет Житенёв, сейчас в органах власти наблюдается удивительное смешение: с одной стороны, остались люди ещё с психологией работника партноменклатуры советского периода, а с другой - пришли молодые, энергичные ребята, которые и мыслят, и работают по-новому. "Нарисовать усреднённый портрет чиновника практически невозможно. Одно можно сказать точно: чем ближе власть к населению, тем лучше к ней отношение народа", - отмечает учёный. Не секрет, что отрицательное отношение складывается ещё и из-за материального неравенства, коррупции. По-своему решили эту проблему в Финляндии. Там любой чиновник имеет свой сайт, где указаны состав семьи, его доходы, собственность, которой владеет. У нас же проект закона о коррупции пылится на полке уже 12 лет. Для того чтобы вырастить нового чиновника, нужно сделать его деятельность понятной и прозрачной, считает Житенёв. Только при наличии гражданского общества, независимых организаций, развитой партийной системы это станет возможным.

В свежем номере "Эксперт-Урала" 8 ноября вышел проект "300 крупнейших компаний региона". Третий ежегодный рейтинг показал: благополучием уральская экономика по-прежнему обязана сырьевым отраслям - металлургии, нефтянке, химии и нефтехимии. Казалось бы, на мечте об интенсивном росте внутреннего рынка за счет инноваций в обрабатывающем секторе, строительстве можно ставить крест. Однако аналитики уверяют: все не так плохо. Всплеск доходов сырьевиков, поднятый мировой конъюнктурой, уже повлиял на сегменты, ориентированные на внутренний спрос, - машиностроение, строительство, торговлю. В числе наиболее динамичных появились незаметные пока на фоне сырьевиков, но не менее важные для экономики региона компании. Они растут, и именно им предстоит в течение ближайших двух лет строить внутренний рынок. "Все не так плохо" - где следует поставить знак препинания в этой фразе, рассказывает "Эксперт-Урал" в рейтинге крупнейших компаний региона.

Казалось бы, "Объединённые машиностроительные заводы" - лакомый кусок для любого инвестора, однако в реальности дела у компании идут не столь блестяще. По оценкам аналитиков, стоимость холдинга за последние 3 года не изменилась, застыв на отметке 180-190 миллионов долларов. Это меньше, чем общая задолженность ОМЗ перед кредиторами. Выяснить причины низкой стоимости крупнейшего машиностроительного холдинга можно на местах. Основное предприятие компании - "Уралмаш" - сегодня загружено лишь на 30%. Пустующие цеха сдаются под офисы и склады многочисленным фирмам. Численность работающих по сравнению с советским временем упала в 10 раз. Как отмечают "Аргументы и факты - Урал" 10 ноября, в местном представительстве ОМЗ и на Уралмашзаводе комментировать сделку отказались.

Рубрика "Бизнес-клуб" в "Уральском рабочем" 9 ноября посвящена смене собственника на Уралмашзаводе. Министр экономики Грузии Каха Бендукидзе продал предприятие и долю в холдинге "Объединённые машиностроительные заводы", куда завод входит. В результате, по единодушному мнению экспертов, будет создана государственная корпорация, которая сможет конкурировать на равных с мировыми лидерами в энергомашиностроении. Здесь же газета напоминает историю создания ОМЗ и рассматривает версию о покупке холдинга Газпромбанком.

Темой свежего номера журнала "Эксперт-Урал" 8 ноября стал грядущий энергодефицит. В следующем году Свердловскую область ожидает конец света. Представляются два графика: на первом кривая потребления электроэнергии идет вверх, а кривая ее производства - вниз, точка пересечения - 2006 год. На втором графике вверх стремится максимум потребностей, а вниз - количество дееспособных мощностей. И здесь точка пересечения - тоже 2006-й. Это значит, что если мы не будем увеличивать генерацию и расширять ее передачу через сети, то уже в следующем году не обеспечим себя необходимой электроэнергией. Самое опасное в том, что ни у кого нет целостной картины происходящего в энергоотрасли. Следовательно, нет и понимания, как выходить из ситуации. Решение проблемы энергодефицита потребует значительных вложений. Деньги, как считают энергетики, найти в стране можно, но инвестиции не обеспечены законодательно. Поэтому первой мерой для преодоления энергодефицита должен стать закон об инвестиционной политике.

В "Коммерсанте" 11 ноября Юрий Дорохов пишет: "ПНТЗ сделало бизнес пластичным. Предприятие вышло в сектор полимерной продукции". "Ъ" стало известно, что ОАО "Первоуральский новотрубный завод" (ПНТЗ, входит в группу ПНТЗ-ЧТПЗ) запустил новое производство по выпуску полимерных труб. Таким образом, предприятие стремится закрепиться в быстрорастущем секторе трубного рынка, конкурирующем с сектором стальных труб. Представители других трубных заводов заявляют, что не собираются следовать примеру ПНТЗ и считают более перспективным развитие традиционного для них производства труб из стали. По сведениям "Ъ", в настоящее время линия по производству полимерных труб на ПНТЗ работает в режиме опытной эксплуатации, выпуская до 5 тонн продукции в день. Как сообщила "Ъ" директор по связям с общественностью ЗАО "Группа ЧТПЗ" Анна Левитанская, после вывода линии на полную мощность (это произойдет к марту 2006 года) завод будет выпускать 4,3 тыс тонн труб в год диаметром от 16 до110 мм на оборудовании австрийской фирмы "Cincinnati Extrusion". По оценкам участников рынка, необходимые инвестиции в этот проект должны составить (с учетом монтажа линии) 350-500 тыс евро. Поставщиком сырья (полиэтилен и полипропилен) станет бельгийский концерн Basell (подразделение BASF), затем планируется заключить контракт на поставку полиэтилена с "ЛукойлНефтехим" из города Буденовска.

"Коммерсантъ" (Лариса Рычкова, Дмитрий Карманов) 9 ноября пишет: "Победитель аукциона объявлен в розыск. Уральский РФФИ пытается найти жителя Тавды, купившего акции Новолялинского ЦБК". Уральское межрегиональное отделение РФФИ признала несостоявшимся аукцион по продаже 13,64% акций ОАО "Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат" (НЦБК, Свердловская область). Как пояснили в местном РФФИ, организаторам торгов так и не удалось найти победителя аукциона - жителя Тавды Данила Фарленкова, предложившего за пакет акций 5,001 млн. рублей. Участники рынка не исключают: срыв аукциона связан с тем, что основной акционер - екатеринбургский предприниматель Малик Гайсин - проводит сделки по выводу активов НЦБК. Исполняющий обязанности руководителя Уральского межрегионального отделения фонда федерального имущества Сергей Фартушняк сообщил "Ъ", что РФФИ через суд и службу судебных приставов намерено взыскать 5,001 млн. рублей с жителя города Тавда (Свердловская область) Данила Фарленкова. 24 октября в Екатеринбурге он был признан победителем аукциона по продаже 13,64% акций ОАО "Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат" (Свердловская область), находящихся в федеральной собственности (торги проходили без объявления цены). Господин Фарленков на аукцион не приехал, и сотрудники РФФИ сообщили его доверенному лицу по телефону, что нужно подписать договор купли-продажи и внести указанную сумму в течение 10 дней, иначе победитель обязан выплатить государству неустойку в размере 100% предложенной цены. Но деньги победитель так и не внес, поэтому аукцион признан несостоявшимся.

"Российская газета-Урал" 11 ноября снова поднимает тему поддельных товаров. В Уральском регионе подделывают всё, включая клей и минеральную воду. "Пальму первенства", по данным правоохранительных органов, держит алкоголь. Сложная ситуация остаётся и на рынке детских игрушек, где массово предлагается товар из вредных для здоровья материалов.

Острый дефицит плазмы грозит больницам Екатеринбурга. Такой прогноз даёт "Российская газета - Урал" 9 ноября. С 1 января 2006 года в Свердловской области ужесточаются требования к инфекционной безопасности крови, между тем количество доноров стремительно сокращается. Сейчас на городскую станцию переливания крови "Сангвис" ежемесячно приходят 2500 доноров. Чтобы в 2006 году не было проблем с препаратами крови, нужно как минимум 5000.