План Грузии по урегулированию конфликта-Вывод миротворцев-День милиции-интеграция Севера и Юга

Хаиндрава - почти родственник, с Ногаидели тоже разберемся, другое дело - Окруашвили

На прошедшей неделе Грузия заявила о том, что разработан план по урегулированию грузино-осетинского конфликта. План был одобрен сенатом США и странами ОБСЕ. Вот что пишет по этому поводу газета "Молодежь Осетии" в статье "Битва за миротворцев или покой нам только снится":

"Тройка" грузинских регулировщиков конфликта - Зураб Ногаидели, Георгий Хаиндрава и один "силовик" - со дня на день собираются явиться в грузинские села нашей республики, чтобы рассказать населению о том, как Южная Осетия должна жить дальше по тому плану, который придумали на западе, а озвучили в Вене устами грузинского премьера. Имя "силового министра" не конкретизируется, но с грузинской стороны намекают, что это может быть Ираклий Окруашвили. С Хаиндрава все ясно, он нам уже почти родственник, с Ногаидели тоже разберемся. Другое дело - Окруашвили. Конечно, 20 сентября в грузинский анклав его пропустили или проморгали, что одно и то же. Но если допустить его приезд в составе официальной делегации в Южную Осетию, которая обстреливалась под его командованием, это будет симптомом, ни о чем хорошем не говорящем",- пишет газета. "Тема, которую будут в ближайшее время популяризировать эти три персоны (которые, кстати, просто физически не переносят друг друга) - это новый план Грузии по урегулированию конфликта, состоящий из трех этапов: восстановление мер доверия между сторонами, демилитаризация зоны конфликта и политическое решение проблемы Южной Осетии. По всем трем этапам грузинская сторона ведет активную работу, подгоняемая американцами, которые добиваются места за столом грузино-осетинских переговоров. С этим были связаны попытки Георгия Хаиндрава на заседании СКК 24-25 октября протащить формулировку о расширении формата СКК за счет ОБСЕ, а США и Еврокомиссия присутствовали бы в составе Смешанной контрольной комиссии как наблюдатели", - говорится в статье.

Согласно изданию, подобные действия грузинкой стороны проходят параллельно с заявлением парламента Грузии о возможном выводе российских миротворцев из зоны конфликта. "Миротворческим контингентам поставлен ультиматум: исправиться или покинуть территорию страны. Что понимается под "исправиться" парламент не конкретизировал, так что все равно 10 февраля 2006 года, в день истечения ультиматума для миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта, окажется, что от них требовалось совсем не то. Имеется в виду, что миротворцы должны прекратить милитаризацию зоны конфликта, похищения людей и вооруженные грабежи, контрабанду, торговлю оружием, а также начать предпринимать действенные шаги по урегулированию конфликта. Что сейчас требуется от миротворцев, не совсем ясно: может от них требуется, чтобы они сказали, что исправятся и больше не будут? Т.е., чтобы они признали, что действительно вооружают осетин, торгуют оружием и наркотиками, похищают и грабят людей? Самое смешное, что миротворцы действительно забеспокоились и стали как-то собранней, активней: проводят разминирования, фиксируют нарушения и т.д.", - пишет издание. Газета выступает с заявлением о том, что "кризис, искусственно созданный вокруг миротворцев, которые, как неожиданно оказалось, не справляются с мандатом, стало возможно раскручивать грузинской стороной во многом благодаря неуверенному реагированию командования миротворцев, как российского, так и осетинского батальонов". "Вялость их позиции даже в самых выигрышных случаях просто непонятна: грузинской стороне удалось переломить ситуацию на основании факта вывода на парад в День Республики тяжелой техники югоосетинских вооруженных сил, несмотря на вопиющий факт нарушения грузинской стороной Дагомысского соглашения - не просто вывод техники, но обстрел с ее применением мирного населения, к тому же в день праздника, когда большинство людей находились на улице. Возможно, наше мнение однобоко и необъективно, ведь генералу Кулахметову продлили мандат еще на один год, но нас беспокоит только судьба миротворческой миссии, которая по сегодняшний день считалась успешной, уникальной, и все стороны были довольны присутствием трехсторонних смешанных сил по поддержанию мира", - говорится в статье.

В то же время издание цитирует и югоосетинского министра по особым делам Бориса Чочиева, который отмечает, что "сейчас не 1995 год, и даже не 2000-й, поэтому, критикуя миротворцев, мы должны учитывать, что во время вооруженных событий прошлого года грузинский миротворческий батальон уже принимал участие в боевых действиях. Это происходит потому, что фактически грузинские миротворцы, которые составляют треть миротворческого контингента, подчиняются Ираклию Окруашвили, а не Командующему. Когда 20 сентября министр обороны Грузии отдавал приказ обстреливать Цхинвал, Командующий находился рядом, но Окруашвили не захотел с ним даже встретиться. А с другой стороны, назовите мне какой-нибудь другой конфликтный регион в мире, где успешней, чем у нас проходит миротворческая операция?", - задается вопросом Борис Чочиев.

Пересевший в женское кресло неудачный министр обороны

Не обходит стороной "Молодежка" и нового министра иностранных дел Грузии Гелу Бежуашвили. "Пересевший в женское кресло новый министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили начал раскручивать свою карьеру с участия в урегулировании конфликта и даже преуспел в этом. В частности, как раз МИД распространил заявление о том, что "в последнее время в конфликтной зоне Цхинвальского региона заметно активизировались местные вооруженные формирования осетинских "добровольцев", которые, по их же заявлениям, находятся в подчинении "министерства обороны так называемой Южной Осетии и выполняют приказания соответствующего "министра". А их действия приобретают все более наглядный характер и отличаются особенной недоброжелательностью по отношению к военным наблюдателям ОБСЕ", это же подтверждает и отчет военного мониторинга миссии ОБСЕ в Цхинвальском регионе". "Югоосетинский МИД ответил, что отчетов мониторинга не читает, потому что их не передают осетинской стороне, и если кто-то обижает наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии, то об этом надо сообщать, в первую очередь, осетинской стороне. Определенно Бежуашвили - в прошлом неудачный министр обороны - плохо понимает, что такое разоружение и кого следует разоружать (это он первым сообщил, что в Джорджа Буша была брошена "ручная граната РПГ-5"). В заявлении МИД Грузии также говорится, что "грузинская сторона требует, чтобы Смешанная контрольная комиссия и миротворческие силы приняли соответствующие меры для разоружения и расформирования указанных формирований, а также обеспечили полную демилитаризацию зоны конфликта, как это предусмотрено ранее достигнутыми между сторонами соглашениями". Гела, кажется, уже даже начал ждать от СКК и ССПМ результатов своего заявления", - говорится в статье. "В отличие от России, у США, как мы видели, есть конкретный план действий по урегулированию. Частью плана является интернационализация миротворческого контингента, с привлечением украинцев или теперь еще латышей. Но механизма для осуществления этого плана у США в Южной Осетии пока нет. В Абхазии эти интересы можно проводить через "группу друзей ООН", что касается Южной Осетии, то у нас работает лишь миссия ОБСЕ, которая еще не создала группы своих друзей. Что касается российских планов, может быть, вопрос прояснится в Любляне 15 ноября на очередной встрече СКК, где России придется отстаивать имеющийся сейчас четырехсторонний формат СКК и присутствие миротворцев. Но помимо тактических задач российской стороны в урегулировании грузино-осетинского конфликта есть стратегические цели России в связи с размещением своих войск в дальнем зарубежье. Вот цифры, говорящие об этих намерениях: на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности в 2003 году было выделено в бюджете 1,4 млрд. рублей; в 2004 году - 63,7 млн. рублей, в 2005 году - 61,1 млн. рублей. Сколько будет выделено в бюджете на 2006 год, остается только догадываться", - говорится в заключение статьи.

День милиции

10 ноября Южная Осетия отмечает День милиции. О работе правоохранительных органов рассказывает в интервью газете "Южная Осетия" министр внутренних дел Михаил Миндзаев. Глава МВД вырисовывает основные проблемы, стоящие сегодня перед МВД: "Основным слабым звеном является личный состав. Это, во-первых, непрофессионализм. Многие из личного состава по специальности нигде не учились, они были, скажем так, из народа. База, которую они получили в учебном центре, не соответствует тем задачам, которые они выполняют. Второе - техническое оснащение МВД, оно не выдерживает никакой критики. Техническая оснащенность МВД не соответствует, опять-таки, выполняемым задачам. Третье - отсутствие должной структуры самих служб МВД. То есть, структуры есть, но нет порядка их использования. И здесь тоже нет соответствия выполняемым задачам и нынешним требованиям", - говорит министр. По словам Миндзаева, начались изменения в структуре всех служб и направлений МВД Южной Осетии. Изменена структура паспортного управления, меняется структура управления по борьбе с организованной преступностью, куда будет входить отдел по наркотикам. Совершенствуется структура УБЭП, следственное управление. Кроме того, для каждого сотрудника разработаны должностные обязанности, в том числе с нормами исполнения обязанности как милиционера - контроль за службой, выполнение личной службы", - отмечает глава МВД Южной Осетии. По словам министра, "с назначением Аренина на пост главы МВД Северной Осетии, у югоосетинской милиции появились более тесные контакты с МВД РСО-Алания. Подписано совместное соглашение. В некоторой части этого договора налажено сотрудничество и есть результаты. Миндзаев отмечает, что проводится также профилактическая работа по предотвращению правонарушений в школах. "Профилактическая работа возложена на участковых инспекторов, с которыми мы регулярно проводим занятия по их обязанностям. С начала учебного года мной была поставлена задача участковым, чтобы работу они начинали со школы - рабочее время у них начинается с посещения школы. Опять-таки, количество личного состава нам не позволяет охватить все школы. На одного сотрудника у нас приходится три участка, а должно быть 3х3. Тем не менее, они эту задачу худо-бедно выполняют. Сейчас в России идет новый эксперимент со школьными участковыми, видоизменится их работа. Мы не можем сделать то же самое, подождем результатов эксперимента в России и примем решение", - отметил он.

Касаясь совместных мероприятий грузинской и осетинской милиции, Миндзаев подчеркнул, что наблюдаются определенные сдвиги. "Многие это могут понять превратно, но я заверяю, что все делается только для блага народа. Почему-то преступники быстро находят общий язык, а мы не можем совместно работать. Это неправильный взгляд на вещи. Другое дело, как это преподносит грузинская сторона. Мне кажется, что руководство МВД Грузии само не заинтересовано в успехах и взаимодействии с региональной полицией. К примеру, из Тбилиси угоняют дорогую машину и вместо того, чтобы связаться с нами для ее розыска, делается пиар-кампания по телевидению, создавая отрицательный образ Южной Осетии. Мной было заявлено в интервью информационному агентству REGNUM о том, что Цхинвали - не пригород Тбилиси. Я отметил, что почему-то машины угоняют из столицы Грузии, где большое количество постов на всей протяженности трассы в 120 км. Мы задерживаем эти машины, передаем владельцам, и пусть они стыдят свою милицию. Так что к этому надо относиться спокойно и серьезно потому, что мы ничего не потеряем. Мы обретем покой, если эти совместные преступные группы будут сидеть там, где положено сидеть",- говорит министр.

Интеграция Севера и Юга

Газета "Южная Осетия" публикует интервью с председателем Департамента при правительстве Республики Северная Осетия-Алания по связям с Южной Осетией, заместителем председателя правительства Николаем Макоевым.

"Нестабильность на Кавказе и регулярно активизирующиеся конфликты, вылазки террористов - все это обостряет проблемы двух Осетий и отражается на нашей жизни. В то же время мы не можем находиться в изоляции от субъектов Северного Кавказа и Закавказья и так или иначе мы взаимодействуем", - говорит Макоев. "15 лет Южная Осетия является независимой республикой и все эти годы подтверждают, что она самостоятельно решает свои государственные проблемы. Позитивные сдвиги произошли за последние 2-3 года в решении не только политических, но и экономических проблем Южной Осетии благодаря пристальному вниманию Российской Федерации. Однако роль Северной Осетии в разрешении практически всего спектра проблем трудно переоценить, т.к. мы объединены не просто географией, а являемся этнически одним народом. Северная Осетия всегда подставляет свое братское плечо южанам", - отмечает глава департамента. По словам Макоева, межправительственный договор был подписан в 1996 году, "однако он не находил продвижения в министерствах и других правительственных структурах. Наш департамент поставил своей задачей приблизить родственные министерства и ведомства. В течение 2002-2003 гг. были заключены договора, подготовлены программы взаимодействия", - говорит Макоев. "Кроме того, были подписаны договора между муниципалитетом Владикавказа и администрацией Цхинвали. Аналогичные документы подписаны администрациями Цхинвальского района и Пригородного района Владикавказа, между Джавским районом и Правобережным районом и Алагирским районом и т.д. Разработаны соответствующие планы совместных мероприятий. Министерство промышленности заключило договора с цхинвальским заводом "Эмальпровод". Планировалось создание рабочих мест в Южной Осетии на базе совместного с РСО-Аланией производства мебели с использованием местного сырья - леса", - отмечает он. Вместе с тем Николай Макоев подчеркивает, что "из-за безответственного отношения сторон к взятым на себя обязательствам некоторые проекты и постановления так и остались на бумаге. А работа тех, что претворяются в жизнь, оставляет желать лучшего. Например, в Джавском районе создан опорный пункт картофельного семеноводства "Флора" при поддержке Североосетинского научно-исследовательского института горного и предгорного сельского хозяйства. Под производство семян картофеля выделено до 10 га. Созданы оплачиваемые Северной Осетией штатные единицы. В прошедшем году НИИ передало Джавскому району 30 тонн картофеля для посадки, а собрано было 15 тонн. В этом году выделено 20 тонн и результаты пока неизвестны. Аналогичная картина наблюдается по другим совместным проектам", - говорит глава департамента. Николай Макоев отмечает, что только активность и инициативность граждан Южной Осетии помогут изменить ситуацию. "Реальные шаги, которые ради будущности РЮО предпринимает президент Эдуард Кокойты при взаимодействии с Россией, с ее субъектами, Северной Осетией, как в болоте утонут, если граждане РЮО не будут проявлять личную активность и инициативность, личную ответственность в вопросах воплощения в жизнь всех договоренностей и совместных планов", - говорит Макоев. "Рассчитывать постоянно на гуманитарную помощь извне - это гибельный путь, ведущий в тупик. Необходимо каждому занять активную жизненную позицию и трудиться на общее благо", - отмечает глава департамента.