Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 18 октября 2005
"Новый субъект в законе".
("Красноярский рабочий", 18.10.05)
Президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон "Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Эвенкийского АО". Этот закон был принят Государственной Думой 22 сентября и одобрен Советом Федерации 5 октября 2005 года. Закон определяет основные условия, процедуру и срок образования укрупнённого региона, его наименование, статус и границы, срок прекращения существования Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского АО. Предусмотрен переходный период образования нового субъекта с 1 января и не позднее 31 декабря 2007 года. В течение этого времени должно быть завершено формирование органов государственной власти нового субъекта.
***
"Федеральный закон об образовании объединённого края подписан президентом России в той редакции, в которой он согласовывался в законодательных и исполнительных органах трёх субъектов Федерации".
Это подчеркнул спикер краевого парламента Александр Усс. Он добавил, что сроки формирования единых органов власти остались теми же - до 2007 года. "Нам надо прежде всего синхронизировать законотворческие усилия, - считает председатель ЗС. - Необходимо подготовить уже сейчас новый Устав края, согласовать многие программы в области здравоохранения, образования, культуры и других социальных вопросов. Мы до этого жили относительно автономно, а теперь надо учиться жить вместе".
"Александр Хлопонин: "Работа власти бессмысленна без улучшения жизни людей".
("Комок", 18.10.05, Борис Николаев)
Я СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ НЕ МЕНЯЛ
- В давнем интервью "Известиям" вы говорили: "Я однозначно не левый. Я за реформы и считаю, что назад дороги нет. Вот это все мои политические убеждения". Хотелось бы сегодня поговорить о двух вещах: о политических убеждениях и о реформах. Первый вопрос об убеждениях: не поменялись ли? Может быть, уточнились, дополнились, очертились. Это было бы, в общем, естественно, поскольку условия, в которых приходится действовать, тоже меняются, уточняются, очерчиваются. Тем более что государство почти официально провозгласило в политике "левый поворот".
- Я своих убеждений не менял, а с утверждением оппозиции о "левом повороте" категорически не согласен.
- Последние инициативы президента, сводящиеся, в частности, к тому, чтобы потратить 115 миллиардов на прибавку заработной платы бюджетникам...
- Так ведь все, что делается в государстве, должно делаться для жизни людей. Если этого не будет, то вся работа власти бессмысленна. Чем богаче будут жить люди, тем эффективнее будет государство и тем быстрее мы построим нормальную демократию. Что, если следовать вашей логике, является скорее "правым поворотом".
- Я напомню: не так давно вы сами рассуждали о выборе на стратегическую перспективу между "бюджетом развития" и "бюджетом проедания". Вы тогда говорили, что можно увеличивать социальные расходы: деньги на это есть - а в крае они уже тогда были, - но в результате мы не сможем осуществить инвестиций в промышленность, экономика останется в коматозном состоянии и через какое-то время опять упремся лбом в те же самые проблемы. А что теперь? Деньги мы истратим на повышение зарплаты бюджетникам, причем повышение очень неровное. А потом-то с чем останемся?
- Никакого "проедания" не будет. Сегодня у нас хорошие условия, выгодная конъюнктура цен на мировых рынках. Значительную часть полученной прибавки, конечно, нужно направить на инфраструктурные проекты, чтобы развивалась экономика. Но и уровень жизни людей нужно поднять. Люди БЕДНО живут! Так что это никакой не левый уклон, а абсолютно логичные действия: идут реформы, параллельно идет оптимизация бюджетной сети, мы наконец-то начинаем разбираться с системой льгот, когда непонятно, сколько получает человек. Человек говорит: "Я получаю от государства две тысячи рублей". Мы отвечаем: "Подожди секунду, а ты прибавь сюда льготы и гарантии, которые тебе государство предоставляет. Не проще тебе дать деньги, а ты сам будешь принимать решения, на что их потратить?"
- Ну, все-таки десятитысячная прибавка - то, о чем говорил президент... Так вот, эта прибавка полагается далеко не всем бюджетникам, остальным остается только завидовать счастливчикам.
- Президент поставил задачу за три года увеличить зарплату в два раза. Проблема в другом: любое повышение зарплаты слабо отражается на низко оплачиваемых профессиях. А у кого тарифная сетка выше - прибавка получается значительная. Поэтому президент поднимает зарплату не всем категориям, а самым низкооплачиваемым. Это правильно.
ЛЮДИ И РЕФОРМЫ
-Возвращаясь к вопросу о реформах. Правительство России за последние три года провело (или, по крайней мере, объявило) целый ряд достаточно масштабных реформ. Это реформа ЖКХ, монетизация, реформа образования и здравоохранения, реформа межбюджетных отношений, жилищная реформа, административная реформа, реформа местного самоуправления. Вопрос о необходимости и возможности: насколько оправданно практически одновременное проведение всех этих реформ и насколько это возможно, то есть не просто отчитаться о реформе, а реально ее осуществить?
- Столько реформ проводить одновременно представляется крайне сложным. Наша беда в том, что мы отстали и у нас нет ста лет, чтобы делать это постепенно. Мы должны пробежать наш путь быстрее. Если ничего не менять, мы не получим достойного качества жизни граждан России. Другое дело, что есть проверенный мировой опыт: государство сначала провозглашает реформу (к примеру, в 2010 году мы перестроим систему образования), потом начинается подробное обсуждение. Через общественные институты, через общественные организации. Общество начинает привыкать к этой философии и либо принимает ее, либо серьезно корректирует. Потом для реформирования выбираются экспериментальные площадки, на которых отрабатываются все механизмы... Поэтому, говоря про реформы и президенту, и правительству, я неоднократно предлагал: Красноярский край - уникальный, это модель России. Поэтому давайте возьмем один регион, район, возьмем Канск или Красноярск, отработаем схему. И тогда уже начнем реализовывать.
- Что нас в крае ждет в социальной сфере в ближайшее время?
- Со следующего года планируем заняться транспортом. Цены на билеты не поднимаем, а цена топлива растет, автотранспортный парк начинает сокращаться, люди как сельди в бочку напихиваются в автобусы... Давайте сделаем эту отрасль прозрачной, давайте проездной билет введем - и не по 150 рублей, а по 70. Но отрасль должна получить живые деньги! Перекрестное субсидирование убираем, и все начинает качественно работать.
Если сегодня содержание квартиры стоит три тысячи рублей - давайте платить три тысячи! Но если человек получает зарплату в пять, давайте ему поможем, чтобы он платил не больше 22 процентов от совокупного дохода...
- Он может съехать, подыскать жилье подешевле...
- Это очень деликатная сфера. Через субсидии, через социальную защиту мы можем помочь людям. И все станет на свои места. Тогда ты сможешь по-полной спросить с ЖКХашника, из-за которого утонул ребенок в Ачинске. А сейчас любой из них нам говорит: "Слушайте, я зарплату полгода не получал! Я обслуживаю этот дом, а в нем никто не платит квартплату. У меня ключа гаечного нет, у меня лопаты нет. А деньги, которые я должен получить в отрасли, руководитель муниципалитета забрал на празднование Дня города или что-то еще". Вот что у нас происходит-то на самом деле. Даже законные претензии предъявить сложно.
- А как же реформа ЖКХ, не идет?
- В сфере ЖКХ вращается десять миллиардов рублей. Поверьте мне, никто просто так отдать такие деньги не захочет. За это будет война. И мы эту войну выиграем в интересах жителей края - я отвечаю. Должна быть управляющая компания...
- Так она есть. "Краском" называется.
- Она только-только начинает набирать обороты. Но ее не пускают! Год оформление шло по передаче в аренду имущественного комплекса. Год понадобился, чтобы поставить специалистов. Год, чтобы убрать подрядчиков, которых неимоверное количество. Казалось бы, "Водоканал"...
- И? Бывший генеральный директор - Матюшенко, он же глава "Краскома", он же в прошлом заместитель губернатора...
- Сорок подрядных организаций вокруг "Водоканала"! А попробуйте их убрать. Это же деньги! Первое, что в ЖКХ необходимо сделать, - увести от власти эту функцию. Это должна быть ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ. Второе - человек должен стать субъектом отношений с отраслью. Кто сегодня субъект
- я не понимаю. Вот вы платите за квартиру? А на основании чего вы платите? У вас есть договор? Принесли бумажку, называется "квитанция". А что ты с ней можешь сделать? Написано: должен столько-то. При этом никто не берет на себя обязательств. За эти деньги ты должен получить вот это, вот это и вот это. И если эти обязательства не выполнены, ты не можешь в суд подать, чтобы тебе вернули деньги. А если отремонтировали тебе лифт, сменили трубу, канализацию - ты не знаешь этого! У тебя нет договора, ты не являешься субъектом отношений.
Есть варианты. Или ты сам вступаешь в договорные отношения, или дом создает кондоминиум, и директор с ЖКХ подписывает соглашение. И вот тогда ты пришел к нему и говоришь, что не заплатишь, потому что вот это не выполнено и это, в подъезде грязь. Так что иди отсюда. На все четыре стороны. И ничего он с тобой сделать не сможет! А сегодня ты ничего не можешь. Получил квиток, развел руками - и все.
Поэтому, да, реформы необходимы, только надо качественно проводить эти реформы. Не забывать, что за всем этим - конкретные люди.
ПОХОЖИЕ НА КЕНТАВРА
- Люди-то предпочли бы и вовсе без реформы. Многие.
- Не в последнюю очередь потому, что на уровне подсознания не готовы. Мы с вами вместе сейчас на кентавра похожи. Голова человека, а тело животного. С одной стороны, смотрим на Европу: хотим быть современными, хотим жить в рыночной экономике, хотим свободы слова, перемещения, выбора профессии - свобод хотим! А с другой - постоянно говорим государству: "Дай!" Вот пример. Дети сбегают из родного дома, а мы ищем виновных в государстве. Давайте начнем с себя, потому что главное, с чего начинается воспитание ребенка, - семья. В той же Франции или Германии, например, если ты оставил семилетнего ребенка без присмотра, государство даже разбираться не станет - моментально тебя наказывает! Даже если просто дома, в запертой квартире, оставил - вышел купить пакетик молока. Все равно накажут!
Конечно, у нас есть что предъявить и государству. Пример. Школьный учитель видит ребенка в синяках, но даже не удосуживается сходить домой, узнать, в чем дело, или обратиться в органы опеки. А потом девочка сбегает, теряется, и мы ее по всему краю ищем! Таких учителей надо гнать в шею. И всю такую систему образования.
Исходя из этой логики - вопрос: "Мы что-то собираемся менять? Или пусть все останется как есть?" Я уверен, менять надо, надо уходить от иждивенчества. Мы хотим, чтобы наши дети были красивые, здоровые и образованные. Но сформулировать, каких перемен ждет общество, оно должно само через свои гражданские институты. Но общество еще не готово к этому. Люди не понимают, что действительно могут что-то сказать и их власть услышит.
- Может, и услышит, но ничего хорошего из этого не получится...
- Если самому себе такую жизненную установку внушить, то, конечно, и делать ничего не надо. Очень удобно получается...
- Какие установки, если тех, кого власть услышала, она закрывала в 2001-м, в 2002-м, в 2003-м?..
- Подождите секундочку, скажите, пожалуйста, кого в Красноярском крае закрыли? Я внимательно слежу за СМИ и все, что пишут и показывают обо мне и об администрации, знаю. Обидно, да, бывает, но никого за критику не закрывали.
- А если завтра партия скажет: "Надо! Вот надо закрыть"?
- Есть два варианта: или я соглашусь с аргументами, или я выйду из партии. Но это в любом случае будет мое решение. Вот и все. Такова моя позиция.
- А вступление в "Единую Россию" тоже было проявлением позиции? То есть правый по убеждениям человек вступает - ну хорошо - в центристскую партию. Это позиция? Или это как в советское время: чтобы прыгнуть до небес, нужно быть в КПСС?
- Да, это позиция. Никто сейчас никого в партию насильно не тащит.
- Ну и тогда формально все было добровольно.
- Вы подменяете понятия. Это люди сами воспринимают все так, как было раньше, и сами делают, как делали раньше. Я не успел еще что-то произнести - все главы уже побежали вступать в "Единую Россию" и бросились возглавлять местные отделения партии. Допускаю, могут быть исключения и на местном, и на более высоком уровне, связанные с конкретной ситуацией, с конкретными людьми. Но в принципе партийная и властная вертикаль должны взаимодействовать, не подменяя друг друга. Поэтому я являюсь членом политсовета региональной партийной организации, но не возглавляю ее.
- А то, что предлагает президент: губернатор назначается от той партии, которая победила на местных выборах?
- Надо уточнить: победившая партия получает право выдвинуть своего кандидата, а решение примет президент, который согласно закону предлагает будущего губернатора на утверждение депутатам регионального парламента.
Логика партийного назначения, я считаю, правильная. В этой модели усиливается ответственность не только власти, но и граждан. Если, например, сегодня правящая партия делает некие шаги, которые тебе не нравятся, значит, иди, голосуй за оппозицию. А если она победит - будет реализовывать свою программу. Поэтому думай: хочешь этого или не хочешь? Это твоя, избиратель, ответственность, твой реальный выбор!
Почему мне нравится в целом модель назначения губернаторов? Она избавляет губернатора от соблазна популистских решений, которые могут принести дешевую популярность и помочь победить на выборах, но никак не продвинут решение действительно важных для края и его жителей проблем. У губернатора появляется несравненно больше возможностей работать на перспективу. Кстати, есть мировой опыт: в большинстве стран губернаторов НА-ЗНА-ЧА-ЮТ. Не как у нас, через региональные парламенты, но назначают.
- Так, может, и гражданское общество назначить? Сказать: "Вот ты, ты и ты
- вы будете гражданское общество...". Вот создается Общественная палата, куда попадает некая Юля Городничева, вся заслуга которой в том, что она красивая девушка и задала мудреный вопрос президенту. Такая модель вас устраивает?
- Начните с себя! У нас в Красноярском крае есть Гражданская ассамблея - общественная организация. Я не толкаю туда никого. Есть палата религий, есть палата национальностей, есть палата патриотического воспитания, создается палата коренных и малочисленных народов. Это площадка, где люди могут высказать власти свою точку зрения, свою позицию! Только не такую: "Дайте мне квартиру, я ногу сломал" - а общественную позицию. И жаль, что общество не умеет этим пользоваться - не научилось еще. Вот у нас профсоюзы вышли на улицу, и власть забивается в кусты. Да во Франции, пожалуйста, собрались, перекрыли дороги - и это нормально! Это не значит, что власть меняют. Это общество высказывает свою точку зрения по поводу каких-то проблем. Правда, мы чаще не высказываем свою точку зрения, а ведем себя как толпа.
До тех пор, пока мы не будут участвовать в процессах, качество людей, которые приходят во власть, будет с каждым разом падать, падать и падать. Уверен: вы не согласитесь, но людей надо воспитывать. В том числе через средства массовой информации.
О НИЖНЕМ ПРИАНГАРЬЕ
- Совсем недавно г-н Синюгин, представляющий ГидроОГК, заявил, что до сих пор нет ясности с Богучанкой: правительство не дает отмашки. А некие агрегаты нужно заказывать уже сейчас, потому что их только изготавливать нужно три года...
- Считаю, что принципиальной проблемы нет. Есть дискуссия между РАО ЕЭС и "Русским алюминием". Она заключается в следующем: РАО посчитало, что рентабельность инвестиций без алюминиевого завода - 20 процентов, а с алюминиевым заводом - 6 процентов. И говорит: "Мы сами достроим Богучанскую ГЭС, а "Русский алюминий" пусть свой завод строит". А "Русский алюминий" говорит: "Нет, подождите, есть решение правительства, согласно которому мы вместе участвуем и там, и там. Вокруг этого идет обсуждение. Но то, что решено строить и ГЭС, и завод, - можете не сомневаться".
Задачи уже все расписаны. Начало 2006 года - реализация. Правление РАО ЕЭС в бюджете у себя уже заложило средства в размере, боюсь ошибиться, около 20 миллиардов на достройку Богучанской ГЭС. Еще один нюанс: железная дорога считает, что если мы пускаем ветку по левому берегу Ангары, то это, собственно, не железная дорога, а подъездной путь к алюминиевому заводу. Пусть, мол, алюминщики сами это и финансируют. А если по правому берегу, то развивается лесной и нефтяной комплексы - и это уже железная дорога с множеством клиентов. Но по правому - это четыре года. А мы завод должны через три года запустить. Вот такие нестыковки. Каждый отстаивает свою логику, и вмешаться здесь может только государство. И сказать: "Будет ВОТ ТАК!"
- К сожалению, не все запланированное и расписанное сбывается. Тот же нефтепровод до Диксона, на который возлагалось очень много надежд, так и остался проектом.
- А дело в том, что любой проект имеет три стадии. Первая стадия - задумка. Когда мы говорим, что есть хорошее, качественное месторождение и нужно построить трубопровод. Дальше выбор: есть внутренний рынок, тогда мы движемся к трубе на юг и на переработку. На север - это чистый экспорт. При нынешней конъюнктуре цен выгодней именно экспорт. Здорово. По рукам ударили, согласились, что нефть с Ванкорского месторождения должна идти на экспорт. Дальше начинается технико-экономическое обоснование: когда приходят специалисты и каждый сантиметр будущей трассы начинают просчитывать. До Диксона еще никто никогда ничего не строил. И выясняют: там такие скальные грунты, что получается безумно дорогой проект - он просто будет нерентабельным. Арктическая проблема: ледоколов не хватает, на их постройку нужно несколько миллиардов долларов. По маршруту - захоронения животных, пораженных сибирской язвой. Значит, нужно еще 50 км добавлять на то, чтобы обогнуть их. Посчитали. Ребята, мы не вписываемся в этот проект! Соответственно, месторождение осваивать будем, но труба должна пойти в другом направлении. Да, для Таймыра определенные потери по рабочим местам будут. Но вопрос стоит так: или проект вообще не развивается, или мы делаем по добыче на Ванкоре все, что запланировано, и получаем инвестиции, рабочие места, инфраструктуру плюс очень большие налоговые платежи, часть из которых мы сможем направить на социальное развитие Таймыра.
- То есть в общем и целом с инвестиционными проектами все хорошо, все нормально?
- Я уверен, что они будут реализованы. И нам надо серьезно думать над тем, как максимально использовать потенциал края в этих проектах. Деньги ведь это еще не все. У нас в Красноярске нет ни гостиниц, ни подходящих для крупных корпораций офисных помещений, ни рабочих, которые будут там работать!
Еще вопрос: КТО будет строить? Слава богу, цементный завод сохранили, и у нас есть гицроцемент. Битва была, потому что все знали, что у нас будет Богучанка и наш завод выиграет все конкурсы на поставку гидроцемента, потому что он самый эффективный. Но квалифицированных гидростроителей не осталось в крае, потому что 20 лет никто ничего не строил. Наши вузы пока не готовят по этим профессиям. В этом году открываем отделение по нефти и газу на базе академии цветных металлов. Надо срочно наращивать выпуск специалистов по строительным специальностям, по энергетике, лесу. Вот над чем работаем сейчас в администрации в первую очередь. На этом интервью оборвалось - дефицит губернаторского времени. Многое еще хотелось обсудить, договорились продолжить в другой раз. Так что читайте "Комок"!
СПРАВКА "ОЧЕВИДЦА",
Александр Геннадиевич Хлопонин родился 6 марта 1965 года в Коломбо (Цейлон) в семье переводчика советского внешнеэкономического ведомства. После службы в армии и окончания Московского финансового института с 1989 года работал во Внешэкономбанке СССР, где занимался проблемой государственных кредитов. С 1992 года - заместитель, первый заместитель председателя правления ЗАО АКБ "Международная финансовая компания". С 1994 года - председатель правления банка "Международная финансовая компания". В 1996-м назначен президентом банка "Международная финансовая компания". С мая 1996 года - и.о. председателя правления ОАО "Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов "Норильский никель". С июня 1996 года - член совета директоров РАО "Норильский никель". С 28 июня 1996-го - генеральный директор и председатель правления РАО. С марта 1997 года - член совещательного Совета эмитентов при Федеральной комиссии по ценным бумагам. С 1998-го - член совета директоров ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (г. Мурманск). В июне 1999 года вновь введен в состав совета директоров РАО "Норильский никель". Член совета директоров ОНЭКСИМбанка. 1996-2001 гг. - председатель правления, генеральный директор РАО "Норильский никель". В феврале 2001 года избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В сентябре 2002 года победил на выборах губернатора Красноярского края. Награжден орденом Почета (1998 г.). Женат, имеет дочь Любу - студентку.
"Чиновников меньше, зато зарплата больше".
("Красноярский рабочий", 18.10.05, Татьяна Попова)
Административная реформа исполнительной власти края подходит к завершающему этапу - об этом на заседании Совета администрации края заявил заместитель губернатора Сергей Сокол.
По его словам, прежде чем представить готовый документ на утверждение, была проведена скрупулёзная ревизия каждого подразделения администрации, проанализированы все их функции. Выяснилось, что значительное число управлений дублируют друг друга. Поэтому в соответствии с законом "О системе исполнительных органов государственной власти Красноярского края" в новую структуру было решено включить три основных типа органов власти - департаменты, службы и агентства. Департаменты будут определять государственную политику, разрабатывать концептуальные подходы к решению проблем отрасли. Агентства призваны на практике реализовывать эту политику и оказывать государственные услуги. Службы будут осуществлять контрольно-надзорные функции, контролировать соответствие задач и качества их исполнения. Возглавлять департаменты будут заместители губернатора. Решено образовать восемь департаментов. 1-й - планирования и экономического развития, 2-й - финансов, 3-й - здравоохранения и социального развития, 4-й - образования, науки, культуры и спорта, 5-й - промышленной политики, 6-й - природных ресурсов и лесного комплекса, 7-й - сельскохозяйственной и продовольственной политики и 8-й - строительства и жилищно-коммунальной политики. Все они уже прошли согласование соответствующих специалистов и готовы к утверждению.
Сергей Сокол также подчеркнул, что кадровая политика при приёме на работу будет ужесточена. На образовавшиеся должности будут приняты либо сотрудники, работающие в нынешней администрации, зарекомендовавшие себя грамотными специалистами, либо на конкурсной основе новые сотрудники. Кто-то из ныне работающих чиновников получит повышение, кто-то понижение, а кому-то придётся покинуть административное здание. Список последних включает в себя 440 человек.
По сообщению Сергея Сокола, утверждённая структура даёт больше возможностей для создания качественного аппарата чиновников. Это связано и с повышением зарплаты госслужащих. Например, среднемесячная зарплата главного специалиста будет повышена с 10 000 до 19 000 рублей. Изменится и система премирования. Отныне она будет носить индивидуальный характер и будет зависеть напрямую от результативности труда конкретно каждого сотрудника администрации. Заместителям губернатора будет положено около 30 000 рублей, к которым могут быть прибавлены премиальные. Заработная плата депутата Законодательного Собрания края будет приравнена к зарплате заместителя губернатора
"Оптимистичный "листопад".
("Красноярский рабочий", 18.10.05, Эрих Пырх)
В минувшую пятницу на Законодательное Собрание обрушился ни дать ни взять осенний листопад - краевая администрация внесла объёмистое бюджетное послание, целых 799 листов. Помимо самого законопроекта о краевом бюджете туда вошли прогноз социально-экономического развития края, программа приватизации на 2006 год и другие документы. Так завершился первый этап работы над бюджетом, начатой ещё весной. Впервые с 2003 года послание внесено в положенный срок, а не в ноябре, как практиковалось несколько последних лет.
ДОНОР ВНОВЬ ТЕРЯЕТ КРОВЬ
По словам замгубернатора, начальника ГФУ Александра Новака, несмотря на немалые трудности с вёрсткой бюджета, администрации края удалось разработать сбалансированный документ, проведя необходимые консультации с новыми контрагентами - закрытыми административно-территориальными образованиями, а также обоими автономными округами.
Итак, доходы консолидированного бюджета края должны составить 75,5 миллиарда рублей, расходы - 77,4 миллиарда. Эти цифры на 17 процентов превышают уровень 2005 года. Что до краевого бюджета, то здесь доходная часть запланирована в 56,4 миллиарда, расходная - в 58,5 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит составит 2,1 миллиарда, что вполне укладывается в рамки бюджетного законодательства. По сравнению с нынешним годом краевой бюджет "вырастет" весьма существенно - на 22,9 процента. На его формирование в первую очередь оказало влияние новое федеральное законодательство, которое "отредактировало" доходную часть. Прежде всего это связано с обновлением Налогового кодекса.
- Край как территория-донор в очередной раз теряет полтора миллиарда рублей в рамках новых межбюджетных отношений с Федерацией, - посетовал Новак. - К большому сожалению, это происходит не первый год. Поэтому нам предстоит большая дополнительная работа по компенсации "выпадающих" доходов.
Этим неприятным фактом особенности вёрстки бюджета отнюдь не ограничились. Как известно, с 1 января 2006 года вступает в полную силу федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Он тоже здорово повлиял на межбюджетные отношения и разработку основного финансового документа края. Не случайно в послание включён законопроект о внесении изменений в краевой закон о межбюджетных отношениях. Теперь эти самые отношения многократно усложнятся, поскольку будут складываться внутри края не только с 47 городами и районами, но ещё и с пятьюстами "новорождёнными" муниципальными образованиями. У них с 2006 года будут самостоятельные бюджеты поселенческого уровня, куда начнёт поступать ряд местных налоговых отчислений. Ещё одно новшество: с нового года в консолидированном бюджете края будут учитываться бюджеты ЗАТО, то есть городов Железногорска, Зеленогорска и посёлков Кедрового и Солнечного. Теперь эти территории не будут, как раньше, брать средства из федерального бюджета, а войдут в краевую систему межбюджетных отношений, получая из региональной казны наряду с обычными муниципальными образованиями субвенции и субсидии на реализацию краевых законов. Доходы же и прочие поступления Таймыра и Эвенкии будут зачислять на единый счёт бюджета края, чтобы затем предоставлять автономным округам субвенции.
ЦЕНЫ ВЫСОКИ, НАЛОГИ ТОЖЕ
Очень важный момент: впервые команда Хлопонина спланировала доходную часть бюджета по оптимистичному сценарию - наконец было решено исходить из нынешних высоких цен на рынке цветных металлов, а не из средних статистических, как прежде. На недавней сессии ЗС тому же Новаку пришлось выдержать жёсткий прессинг депутатов, которые никак не могли взять в толк, почему финансисты краевой администрации осторожничают и занижают размер ожидаемой прибыли "Норникеля" и иже с ним. Теперь же этот козырь побит - провозглашён тот самый оптимистичный сценарий, на котором настаивали народные избранники. Ну а если, паче чаяния, цены на цветные металлы обрушатся, можно будет с чистой совестью уесть краевой парламент, мол, мы же предупреждали, что в будущее лучше смотреть с пессимизмом, - делить профицит куда приятнее, нежели резать бюджет по живому.
Примечательно, что в 2006 году доля поступлений от основных налогоплательщиков (это предприятия цветной металлургии, гидроэнергетики, тяжёлого машиностроения и угольной промышленности), тем не менее, останется прежней - примерно 55 процентов доходной части консолидированного бюджета края. Это оттого, что увеличится налоговая нагрузка на физических лиц - такой вот печальный прогноз для рядовых жителей края. Во-первых, грядёт увеличение зарплаты, а значит, возрастёт подоходный налог. Во-вторых, как ожидается, больше поступит денег от налога на имущество физических лиц, впрочем, как и от налога на имущество предприятий. И в-третьих, сейчас проводится кадастровая оценка земли, которая, выражаясь без обиняков, вздует ставки земельного налога.
А чтобы край-донор не очень грустил о "выпадающих" доходах, Федерация вместе с налоговым кнутом предложила финансовый пряник. Планируется, что в следующем году Красноярье получит значительно больше средств из федерального бюджета - около 700 миллионов рублей на строительство дорог, около 300 миллионов - на льготы ветеранам труда, инвалидам, труженикам тыла и другим категориям, ещё нам подбросят на переселение из районов Крайнего Севера и прочие благие дела. - В целом бюджет будет достаточно напряжённым и в то же время социально ориентированным, - подытожил Александр Новак.- Расходы на социальную сферу возрастают с 44 до 58 процентов.
МЕДСЕСТРЕ ХОРОШО, А ЗАМУ ЛУЧШЕ
Неслабое увеличение расходной части краевого бюджета во многом обусловлено повышением зарплаты работников бюджетной сферы. Напомним, что Владимир Путин дал установку: до 2008 года заработок бюджетников по всей стране должен вырасти в полтора раза, причём не в номинальном, а в реальном выражении, то есть с учётом инфляции. В 2006 году, согласно представленному проекту краевого бюджета, расходы на зарплату поэтапно увеличатся на 22 процента (на это уйдёт 4,5 миллиарда рублей), в 2007 году рост составит 20,6 процента, в 2008-м - ещё 20 процентов. В итоге по сравнению с началом нынешнего года зарплата бюджетников края должна возрасти вдвое, а с учётом индекса дефлятора - в полтора раза.
Обнадёживающие вести приходят из Москвы о реализации в крае известных президентских инициатив по повышению на 5 и 10 тысяч рублей зарплаты некоторых категорий медиков.
- Мы проработали этот вопрос с Минфином, - с готовностью ответил "Красноярскому рабочему" Александр Новак.- Сейчас в столице анализируются собранные в крае данные о численности участковых врачей, медсестёр и терапевтов, подсчитывается объём субвенций. Достигнута договорённость о том, что деньги на повышение зарплаты поступят из федеральной казны. Это подтвердил министр финансов. Суммы определятся в конце года, после того как госбюджет-2006 будет принят во втором чтении. Добавим, что только для решения внезапно возникшей проблемы, которую чиновники и депутаты окрестили для краткости "плюс пять, плюс десять", потребуется ни много ни мало 700 миллионов рублей. Высказывались опасения, что Федерация, как уже не раз бывало в подобных случаях, навесит финансовую гирю на шею краю, дескать, донор, сам справится. Если же всё произойдёт так, как сказал Новак, остаётся только радоваться - хотя бы инициативы президента не ударят по краевому бюджету.
Ему и так несладко - как раз та же сумма, то бишь 700 миллионов рублей, требуется в будущем году для нужд административной реформы (читай: для повышения зарплаты чиновников). В среднем доходы сотрудников краевых служб и агентств вырастут на 84 процента, работников департаментов - в 1,92 раза, а заместители губернатора будут получать в 2,3 раза больше, чем сейчас. Похоже, Москва искренне считает, что таким элегантным способом выбьет почву из-под ног коррупционеров. Надо было сделать эту информацию закрытой, а то учителя и библиотекари того и гляди занервничают. Зато удлинится очередь к чиновничьим креслам - вон как зарплата взлетела! Ну а взятки кто брал, тот и будет брать, разве что ставки "отката" повысит.
ОТРОСЛИ РАСХОДЫ ОТРАСЛИ
В разрезе отраслей краевой бюджет в изложении Новака смотрится очень даже привлекательно - посмотрим, как выскажутся на эту тему депутаты ЗС.
Расходы на образование увеличиваются на 25 процентов, на здравоохранение - на 20 процентов. Будет уделено внимание качественному обучению в школах, подвозу детей к месту учёбы. 2006 год ознаменуется новой трёхлетней целевой программой "Укрепление материально-технической базы краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения". В грядущем году на эту программу будет потрачено 150 миллионов рублей, а в целом за три года она обойдётся почти в 600 миллионов. Разумеется, полностью удовлетворить потребность медучреждений в обновлении оборудования не удастся, но для прохождения процедуры лицензирования этих денег должно хватить. Кстати, всего в 2006 году за счёт бюджетных средств планируется реализовать 23 краевые целевые программы, в том числе 13 новых. Для их финансирования предусмотрено 3,5 миллиарда рублей - на 27,5 процента больше, чем в нынешнем году.
"При планировании бюджета губернатор поставил задачу - уделить особое внимание обеспечению доступности жилья", - отрапортовал "начфин". А посему будет развиваться ипотечное кредитование - 50 миллионов казённых рублей позволят выделить бюджетникам около 500 ипотечных кредитов и 1200 субсидий для оплаты процентной ставки по ним. Кроме того, значительно увеличатся расходы на переселение. В частности, 2563 жителя посёлка Дубинино и города Шарыпово покинут ветхое и аварийное жильё. Что касается горемычного села, то на финансирование отрасли в будущем году предусмотрено 1,8 миллиарда рублей. Впервые планируется направлять средства не только на поддержку традиционных отраслей сельхозпроизводства, но и на развитие личных подсобных хозяйств.
На 22 процента увеличатся расходы краевого бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, достигнув четырёх миллиардов рублей. Численность сотрудников дорожно-патрульной службы возрастёт на сто человек, противопожарная служба будет укомплектована 150 новыми сотрудниками, а в школах Красноярска появятся ещё 76 инспекторов по делам несовершеннолетних. И опять же впервые в бюджете заложено 36 миллионов рублей для создания службы спасения на воде.
"Ситуацию высветил пожар".
(Парламентская газета. 18.10.05. А.Статейнов)
Года два назад в поселке Дубинино участились пожары. Особенно часто горели деревянные бараки первых строителей когда-то легендарного КАТЭК.
Виновных, естественно, не находили, а погорельцы тем временем строем шли в администрацию поселка и города Шарыпово, к которому поселок относится: давайте новые квартиры. И тогда губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вместе со своим заместителем по строительству Николаем Глушковым решили предметно разобраться с ситуацией. В итоге появилась программа переселения жителей поселка Дубинино из ветхого и аварийного жилья, которого накопилось больше чем достаточно. Соответствующие поручения были даны главе администрации города Шарыпово Вадиму Хохлову.
И вот пришло время отчитаться о том, как реализуется программа переселения. Итог: с начала 2005 года в Дубинино не было ни одного пожара в жилом секторе, а ведь еще совсем недавно старые сборно-щитовые дома сгорали ежемесячно, и это естественно связывалось с намерением жителей решить проблему переселения таким образом: дескать, погорельцам жилье все равно найдут. Ну а прекращение пожаров, видимо, означало, что жители поселка поверили в возможность получить новое жилье цивилизованным способом.
Краевая программа переселения дубининцев была разработана и согласована с отраслевыми подразделениями администрации края и передана в Законодательное собрание. В бюджете края будущего года она найдет свое отражение. Однако строительство новых домов в поселке активно ведется уже сейчас и без денег краевого бюджета.
За счет местных средств приобретены квартиры всем ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Дубинино. Березовская ГРЭС профинансировала строительство двух 60-квартирных домов, первые очереди которых уже сданы в эксплуатацию и заселены, вторые очереди будут сданы до конца месяца. Срывов графика не будет - гарантируют и заказчики, и строители. Новоселья позволили снести в поселке пять ветхих домов, скоро разберут еще шесть в течение месяца.
На освободившихся площадках идут ремонт и подготовка коммуникаций для строительства нового жилья. Вся работа ведется в рамках частно-государственного партнерства, которую предложил заместитель губернатора Николай Глушков. Для решения социальных проблем поселка идут не только бюджетные деньги, но и средства предприятий, работники и ветераны которых живут в Дубинино, деньги самих жильцов. Все вместе взятое позволяет вести строительство без остановок. Помимо Березовской ГРЭС, строительство жилья в поселке финансирует ОАО "СУЭК", крупнейшее угольное предприятие России. Два 24-квартирных дома будут сданы в январе и феврале 2006 г. В будущем же году угольщики профинансируют строительство еще нескольких домов.
Распределение нового жилья могло вызвать конфликты. Поэтому сразу было решено: пострадавшие от пожара будут получать квартиры на общих основаниях. Никакой льготной очереди в Дубинино делать не стали. Инициативная группа, созданная из числа переселенцев, работает ежедневно. Споры, связанные с формированием очереди, разбираются самими жителями - соседей не обманешь, все у всех на виду, схитрить не удастся.
Администрацией Шарыпово недавно заказана разработка генерального плана поселка Дубинино. Задача, поставленная перед проектировщиками, предполагает, что через несколько лет он станет одним из самых благоустроенных и красивых поселков края. Накопленный опыт формирования и реализации программ сноса аварийного и ветхого жилья подойдет и для других территорий объединенного Красноярского края. И главная заслуга администрации и Законодательного собрания в том, что они не уклонились от проблемы, а приняли реальные меры, не отделываясь, как часто бывало, обещаниями. И люди это сразу почувствовали.
"Цены смешные - долги серьёзные".
("Красноярский рабочий", 18.10.05, Петр Васильев)
Срок действия кредитов, предоставленных сельхозпроизводителям края на закупку ГСМ, будет продлён, а даты возврата бюджетных денег установят для каждого предприятия индивидуально.
Об этом заявил замгубернатора Виктор Раздуев на прошедшем в минувший четверг втором заседании XVI сессии Законодательного Собрания края. Депутаты приняли соответствующее постановление, а тема возникла ещё при обсуждении повестки. Светлана Андронова сообщила коллегам, что селяне просят отсрочить возврат кредитов хотя бы до ноября - зерно ещё не продано, да и цены на него смешные, поэтому вернуть бюджету деньги в октябре никак не получается. Некоторые парламентарии предложили вообще отказаться от взыскания этих кредитов, списать их или же пролонгировать всем на неопределённый срок. "Думаю, к погашению долгов надо подходить дифференцированно, - заметил председатель ЗС Александр Усс. - Есть хозяйства, работники которых оказались не по своей вине в тяжёлой ситуации, и мы пойдём им навстречу. Но есть, к сожалению, просто нерадивые хозяйства, и здесь, наверное, не стоит прощать долги всем".
О селе на сессии говорили ещё не раз. Депутаты внесли изменения в краевую целевую программу о кадровом обеспечении АПК на 2004-2008 годы. Предложено увеличить единовременное пособие молодым специалистам и выделить субвенции бюджетам муниципальных образований Назаровского, Уярского, Шушенского и Емельяновского районов на создание материально-технической базы зональных центров профессиональной подготовки и переподготовки кадров рабочих специальностей АПК по эксплуатации современной сельхозтехники.
По инициативе Валерия Усакова обсудили и проблемы образования на селе. В частности, был задан вопрос, почему детей из посёлка Новогеоргиевка Манского района не подвозят до школы, которая всего в семи километрах. Из-за того что не было транспорта, ребята из четырёх семей месяц не посещали школу. Замгубернатора Владимир Шишмарёв ответил, что на этой неделе транспорт будет выделен (что ж, лучше поздно, чем никогда). Заодно он предложил предусмотреть средства на приобретение школьных автобусов в краевом бюджете на 2006 год.
Утвердив во втором чтении внесение изменений в краевые законы об установлении границ и наделении статусом муниципальных образований Богучанского, Кежемского районов и находящихся на их территории населённых пунктов, народные избранники одним махом упразднили 23 закона края, касающиеся вопросов местного самоуправления. Как нетрудно догадаться, ненужными эти документы сделала масштабная реформа МСУ, доставившая столько хлопот краевой администрации и Законодательному Собранию. Также парламентарии утвердили распределение средств краевой целевой программы "Дороги Красноярья" на 2002-2005 годы в размере около семи миллионов рублей, сэкономленных в результате проведения конкурсных торгов. Львиная доля этих денег пойдёт на капитальный ремонт автодороги Епишино - Северо-Енисейский и подъезда к станции Карабула в Богучанском районе. Депутаты приняли постановление ЗС об административной ответственности за потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Они поддержали концепцию федерального законопроекта о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Сессия ходатайствовала о скорейшем рассмотрении документа в Госдуме во втором чтении и приняла поправки к нему, согласно которым штраф за распитие пенного напитка в неположенных местах увеличивается с одного до трёх МРОТ.
Кроме того, Совет администрации края предоставил информацию о финансировании пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в 2006 году и о перспективах развития пассажирского флота. Валентина Бибикова и Юрий Абакумов отметили, что пассажирский флот срочно нуждается в модернизации, иначе скоро придётся списывать все суда. Начальник краевого управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций Денис Пашков признался, что у администрации края нет чёткого понимания концепции реконструкции пассажирского флота, не определены финансовые источники решения этой проблемы. "Пассажирские перевозки в крае сократились на 15 процентов, - подчеркнул Абакумов. Мы предоставили Енисейскому пароходству налоговые льготы в надежде, что оно будет развиваться. Но никаких перспективных вопросов руководство пароходства не решило". Совет администрации края также проинформировал депутатов об обеспечении жильём военнослужащих в посёлке Кедровом. Парламентариев интересовало, почему военные не могут получить заветные "квадраты" с оформлением их в свою собственность. Александр Шведов предложил подготовить обращение в Министерство обороны и правительство с просьбой решить проблему. "Иначе, - сказал он, - ситуация может обостриться до предела. Уже сегодня о голодовке в посёлке Кедровом заявили 50 человек".
"Пока поплаваем".
("Сегодняшняя газета", 18.10.05)
Навигация на Ангаре продлена до 22 октября. Такое решение приняло Енисейское речное пароходство из-за благоприятных условий и новых заказов на этом направлении. В Лесосибирском порту завершается загрузка последней баржи с цементом для Васильевского рудника. В целом навигация на реке подходит к концу: мелкосидящие буксиры спускают последние плоты, доставляют оставшиеся нефтеналивные грузы. На сегодняшний день на притоке работает 12 экипажей пароходства.