"Крайcис Груп" раскрывает секреты переговоров по карабахскому урегулированию: Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник. ОБСЕ. Встречи и переговоры. Кризисная группа. Степанакерт.
Военный вестник
Радио "Свобода" передает, что, по словам представителя министерства обороны Азербайджана Ильгара Вердиева, 9 октября, в результате имевшей место перестрелки на линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил, погиб азербайджанский солдат, 19-летний Ниямадин Мамадов. Согласно "Ассошиэйтед Пресс", Вердиев заявил, что режим прекращения огня был нарушен армянской стороной, азербайджанская же открыла ответный огонь. Агентство сообщает также, что разъяснения и комментарии со стороны Минобороны Армении не поступали.
Информация об убийстве азербайджанского военнослужащего в результате перестрелки на линии соприкосновения вооруженных сил (ВС) Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана не соответствует действительности. Об этом в беседе с PanARMENIAN.Net заявил глава пресс-службы министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян.
Как сообщает бакинская "525-й газета", 10 октября с 23.50 армянские вооруженные силы "вновь" нарушили режим прекращения огня. В сообщении говорится, что азербайджанские силы были подвергнуты автоматному и пулеметному обстрелу с позиций, расположенных на перевале Гамыш Геранбойского района. Перестрелка продолжалась до 00.00, потерь нет.
Информационный портал МИД Нагорного Карабаха сообщает, что 11 октября, согласно ранее достигнутой с властями НК договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на Агдамском направлении, в районе населенного пункта Юсифджанлы. С позиций Армии обороны НК мониторинговую группу возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛП ДП) ОБСЕ посол Анджей Каспшик (Польша). В группу наблюдения входили полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Олександр Самарский (Украина) и Харри Эронен (Финляндия), а также глава Группы планирования высокого уровня ОБСЕ полковник Томаз Стргар (Словения). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха.
Бакинская газета "Реальный Азербайджан" сообщает, что на днях в Суде по тяжким военным преступлениям Азербайджана состоялось подготовительное заседание по делу рядового одной из воинских частей Товузского гарнизона, дислоцированной на границе с Арменией, Заура Вейсова. Он обвиняется по статье 274 (измена Родине) и 338.1 (нарушение правил несения боевого дежурства). Летом 2004 года Вейсов стоял на посту, откуда был похищен армянской разведкой. Согласно газете, в течение часа армяне держали его у себя и насилием и шантажом заставили поставлять необходимую военную информацию. Ему также дали $1000. Потом солдат передавал армянам сведения военного характера. Передача данных происходила в момент несения дежурства, что было замечено одним из товарищей Вейсова. Об этом было доложено командиру взвода. Последний вызвал солдата и тот признался. Однако командир взвода отобрал у него $1000 и сказал, чтобы тот никому ни о чем не говорил. Выполняя указание комвзвода, солдат продолжал "стучать" противнику. Через некоторое время факт контакта с противником снова был замечен, и товарищи солдата доложили более высокому начальству. Однако и на этот раз, выслушав признания солдата, начальство не проинформировало вышестоящие инстанции. Лишь спустя несколько месяцев спецслужбы арестовали Заура Вейсова, и в июне 2005 года против него было возбуждено уголовное дело. Судебный процесс будет проходить в закрытом режиме.
Азербайджан обязательно освободит свои земли. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", 11 октября заявил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, принимая заместителя начальника Генерального штаба командования объединенных сил НАТО, расположенного в Неаполе, Димитриоса Панагиота. "Армения не желает возвращать оккупированные азербайджанские территории. Азербайджан же обязательно освободит свои земли", - заявил министр.
Бакинская "Эхо" пишет, что глава пресс-службы Минобороны АР Рамиз Меликов называет вполне естественным "увеличение оборонного бюджета Азербайджана". "Потому что экономика нашей страны развивается и усиливается с каждым днем". "Армянский народ - это вор, пытающийся присвоить азербайджанские земли. Но это у них не пройдет. Справедливое решение конфликта заключается в уходе армянских оккупационных войск с азербайджанских земель. Если армяне не уйдут сами, мы очистим наши земли мощью своих Вооруженных сил и волей азербайджанского народа".
Начальник управления ОБСЕ министерства иностранных дел Армении Варужан Нерсисян выразил обеспокоенность заявлениями официального Баку об увеличении военного бюджета. По его мнению, передает ИА REGNUM, ни одна из конфликтующих сторон не вправе делать такие заявления, в особенности когда речь идет о поиске исключительно мирных путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Подобные заявления могут привести к эскалации гонки вооружений в регионе", - отметил Нерсиян. Вместе с тем, он выразил сомнение, что увеличение военного бюджета Азербайджана, хотя бы до $600 млн., может привести к каким-либо положительным для этой страны результатам, поскольку в вооруженных силах Азербайджана царит коррупция. "Думаю, что международное сообщество должно дать оценку подобным заявлениям. Мы за создание механизма бюджетного мониторинга, способного ограничить военные аппетиты", - заявил докладчик.
"Совместное развитие и интеграция невозможны в том случае, когда президент нашей страны видит решение карабахского вопроса в свете сотрудничества во имя мира, а соседнее государство обуславливает сотрудничество с урегулированием конфликта", - заявил на семинаре НАТО "Роз Роуд" в Ереване министр обороны РА Серж Саркисян. "Положение ни войны, ни мира не способствует развитию региона, это последствия нерешенного конфликта, и по этой причине в государственном строительстве большую роль играет военный фактор. Воинственные заявления соседнего государства препятствуют всеобъемлющему развитию Армении". ("А1+").
Как сообщает ИА REGNUM, по словам Сержа Саркисяна, Армения была бы готова к осуществлению радикальных реформ в оборонной сфере лишь в двух случаях: во-первых, при окончательном урегулировании карабахского конфликта, во-вторых, в том случае, если Азербайджан согласится провести под контролем международных сил аналогичные реформы. "Радикальные реформы означают сокращение вооруженных сил. А для Армении задачей номер один является обеспечение физической безопасности армянского народа, поскольку Армения - маленькая страна с трехмиллионным населением, и при отсутствии обороноспособной армии любая, даже среднестатистическая армия может вдоль и поперек обойти нашу территорию", - заявил Серж Саркисян. Вместе с тем, глава армянского оборонного ведомства подчеркнул, что "Армении с экономической точки зрения не выгодно постоянно содержать многочисленную мобильную армию, но в то же время Армения не имеет такого экономического потенциала, чтобы перейти на содержание профессиональной армии". Кроме того, по словам министра, опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что общество Армении доверяет ВС в несколько раз больше, чем остальным государственным структурам.
Касаясь воинственных заявлений Баку, Серж Саркисян выразил мнение, что "некоторые руководители Азербайджана опьянены нефтедолларами", пишет газета "Азг". "Положение сегодня можно сравнить с положением начала 90-х гг., когда руководители Азербайджана изъявляли желание в короткий промежуток времени военным путем решить вопрос Нагорного Карабаха, захватить НК, Армению или ее часть. Военные действия показали, что это были не желания, а всего лишь легенда и фантазия, которые исчезли на поле боя. Сегодня, когда со дня приостановления военных действий прошло 11 лет, они снова начинают свою старую песню", - сказал Серж Саркисян.
По мнению министра обороны Армении Сержа Саркисяна, вероятность возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта та же, что и 3-4 года назад, "поскольку и тогда азербайджанцы говорили о намерении решить вопрос вооруженным путем, пишет газета "Айоц Ашхар". По словам министра, об увеличении вероятности военных действий можно будет говорить лишь через два месяца. "Посмотрим, как поведут себя в Азербайджане после выборов", - сказал Саркисян, выразив при этом мнение, что активизация призывов браться за оружие в Азербайджане связана с протекающей там кампанией по выборам в парламент.
Как показали результаты опроса среди кандидатов в депутаты азербайджанского парламента в городах Баку и Сумгаит, 62% респондентов выступают за урегулирование карабахского конфликта мирными средствами, 46% считают приемлемым военный путь решения проблемы, сообщает газета "Еркир". Социологический опрос был проведен среди 500 кандидатов в депутаты в городах Баку и Сумгаит. Целью опроса Лиги демократических журналистов (ЛДЖ), проведенного в августе-октябре 2005 г. при поддержке Института открытого общества, было узнать мнения претендентов на места в парламенте об общественно-политической ситуации в стране и их видения парламентской деятельности. Как показали результаты опроса, 22,2% респондентов считают, что успех на выборах может принести связь с правящей элитой, 25,8% полагают, что залогом успеха станет принадлежность к оппозиции, 33,40% респондентов надеются на финансовые ресурсы. 62% респондентов считают приоритетной задачей парламента урегулирование карабахского конфликта мирными средствами, 46% считает приемлемым военный путь решения проблемы.
ОБСЕ
На зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ может быть принята резолюция, связанная с нагорно-карабахским конфликтом. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сообщил находившийся в Ереване спецпредставитель председателя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер, который в 2003 году он был назначен докладчиком по нагорно-карабахскому конфликту со статусом специального представителя председателя ПА ОБСЕ. Подготовленный им доклад был заслушан на проведенной в июле этого года в Вашингтоне 14-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ, однако принятие итоговой резолюции не состоялось. Газета пишет, что доклад Ленмаркера скорее производил впечатление документа, направленного на сглаживание имеющихся проблем, чем на отражение истинного положения дел, и потому делегация Азербайджана не согласилась с рядом его положений. Так, по мнению газеты, в документе не были отражены "последствия военной агрессии Армении против Азербайджана, а также политика заселения Арменией оккупированных земель". Заявление докладчика о необходимости открытия коммуникаций между Арменией и Азербайджаном вызвало протест делегации Азербайджана, которая еще раз подчеркнула, что пока Армения "не откажется от захватнической политики и не освободит оккупированные территории, ни о каком экономическом сотрудничестве речи быть не может". Газета считает также, что международные круги ожидают компромиссов и податливости при разрешении этого конфликта в основном от Азербайджана. "Поэтому непринятие итоговой резолюции по докладу представляется более позитивным с точки зрения Азербайджана, ибо такая резолюция больше отвечала бы интересам армянской стороны". Что касается подготовки проекта новой резолюции к зимней сессии ПА ОБСЕ, то скорое осуществление этого газета считает сомнительным, поскольку члены делегации Милли Меджлиса АР в ПА ОБСЕ, включая и ее руководителя Саттара Сафарова, заняты предвыборной кампанией. Так что данный вопрос может актуализироваться лишь в декабре, с началом работы третьего созыва парламента и конкретизацией состава делегаций в различных международных организациях.
Специальный докладчик ПА ОБСЕ по вопросам Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер в своем выступлении отметил, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта на первом месте стоит вопрос о статусе Карабаха и только потом - вопрос о "возвращении оккупированных территорий", пишет газета "Голос Армении". Ленмаркер сказал также, что в течение ближайших недель и месяцев должен быть поднят вопрос об ответственности конфликтующих сторон - Азербайджана и Армении - и международные структуры должны этому содействовать. По мнению Ленмаркера, урегулирование вопросов отнимет у армянских и азербайджанских властей много энергии, так как власти обеих стран были выбраны "народом, выступающим за замороженный конфликт". По словам Ленмаркера, в регионе Южного Кавказа должна быть использована европейская модель интеграции, открытые границы, объединенное строительство благосостояния.
На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил специальный представитель председателя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер.
"Господин Ленмаркер, сегодня как международные организации, так и сопредседатели Минской группы ОБСЕ и стороны карабахского конфликта с большим оптимизмом относятся к переговорному процессу и выражают надежду, что если не до конца 2005 года, то хотя бы в течение 2006-го стороны достигнут окончательного урегулирования. Действительно ли есть для подобного оптимизма основания и в чем они заключаются?
Да, основания для оптимизма действительно есть. В своем докладе я назвал это "золотой возможностью", поскольку считаю, что сегодня есть золотая возможность достижения урегулирования. И я уверен, что оба президента и министры иностранных дел очень хорошо понимают это. Я, конечно, не могу сказать, сделают они это или нет, но хочу подчеркнуть, что подобной возможности за последние несколько лет не было. Позвольте добавить, что вопрос на самом деле гораздо шире: надо сознавать, что цена конфликта чрезвычайно высока и для Армении, и для Азербайджана. Люди гибнут на линии фронта, у нас есть молодое поколение, есть беженцы, есть молодые страны, которые вместо того, чтобы направить свою энергию на развитие, полностью расходуют ее на конфликт. Есть и другая сторона вопроса - надо смотреть вперед, оторваться от болезненного прошлого и думать о будущем. Я понимаю, что это трудно, однако надо смотреть в будущее и строить свою страну вместе с Грузией и Азербайджаном, в контексте интеграции региона в Европу. Это императив, который стоит сегодня перед Арменией и Азербайджаном, и я думаю, что именно это дает основание для оптимизма.
Вы сказали, что не уверены, сделают это президенты или нет. А почему, по Вашему мнению, Роберт Кочарян и Ильхам Алиев должны быть сегодня заинтересованы в решении вопроса?
Потому что я считаю, что они ответственны перед своими странами. Если ты президент страны, то должен заботиться о своей стране и ее будущем, и это очень важно. Я надеюсь и верю, что оба президента это осознают. Армения сегодня в фантастическом положении - впервые она действительно независима. То же относится и к Азербайджану. И сейчас настал момент, когда это поколение политических деятелей должно формировать будущее своих стран, что они не смогут делать, если не разрешат конфликт, который связывает им руки.
Вы говорите, что Роберт Кочарян и Ильхам Алиев должны урегулировать конфликт, поскольку они ответственны перед своими народами. Однако и Кочарян, и Алиев, согласно оценкам международных наблюдателей, пришли к власти не в итоге демократических выборов...
Сейчас они оба президенты. Они находятся в переговорном процессе. И мы сейчас должны молиться Богу, чтобы они могли продолжить и в самый короткий промежуток времени закончить эти переговоры. Мы согласны, что демократия, открытое общество, права человека - те ценности, на которых должно строиться государство. Мы не можем строить общество на тирании, на подавлении митингов и ограничении свободы СМИ. Безусловно, гарантом долгосрочного мира может быть только наличие демократической общественности в обеих странах. Однако сейчас не надо спекулировать выборами обоих президентов, забудьте это. Сейчас надо сосредоточиться на мирном урегулировании конфликта.
Считаете ли возможным возобновление войны?
Нет, совершенно исключаю. Это было бы просто глупостью". ("Айкакан жаманак").
"В карабахском вопросе мы пойдем на такое решение, которое будет выгодно нашему народу и решит проблему, возникшую в 1988 году", - заявил на пресс-конференции министр обороны РА Серж Саркисян. ("А1+").
Встречи и переговоры
Как передает газета "Жаманак", сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) намерены провести между собой ряд встреч, после чего они направятся в регион. А 4-5 декабря, в ходе заседания Совета министров ОБСЕ, состоится встреча сопредседателей с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Как сообщил агентству "Туран" замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, в ближайшее время Азербайджан посетит сопредседатель МГ ОБСЕ от США Стивен Манн. По словам Азимова, встреча один на один министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова в Любляне пока не запланирована: "Такая встреча может быть проведена только в особом случае".
Мирные переговоры по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта должны продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны все ресурсы, заявил 12 октября журналистам заместитель главы МИД Азербайджана Араз Азимов. "Пока еще есть возможности для урегулирования конфликта". Касательно даты последующей встречи президентов Азербайджана и Армении замглавы азербайджанского МИД отметил, что "время новой встречи неизвестно", добавив, что "встречи подобного уровня проводятся лишь в случае необходимости", пишет бакинская "525-я газета".
Кризисная группа
Международная группа по предотвращению кризисов (МГПК) обнародовала новый доклад по нагорно-карабахскому конфликту, составленный по итогам изучения его причин, анализа процесса переговоров при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и идентификации необходимых составляющих реалистичного мирного плана. Более ранний доклад "Крайсис Груп" от 14 сентября 2005 года исследовал взгляды армян и азербайджанцев на разрешение конфликта. "Обе стороны, по-видимому, близки к соглашению о ключевых принципах мирного договора", - заявляет Сабина Фрайзер, директор Кавказского проекта "Крайсис Груп": "Теперь важно, чтобы их правительства начали бы готовить свои народы к компромиссу". В поступившем в "Де-Факто" сообщении для прессы МГПК говорится, что основные элементы предложенного пакета урегулирования включают: оставление основного вопроса о статусе Нагорного Карабаха открытым с тем, чтобы разрешить его позднее; вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из "оккупированных" районов Азербайджана вокруг него; отказ Азербайджана от использования силы с целью реинтеграции Нагорного Карабаха; размещение международных сил по поддержанию мира; возвращение перемещенных лиц; возобновление торговых и коммуникационных связей.
"Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством международно признанного референдума с участием всех карабахских армян и азербайджанцев после того, как будут осуществлены вышеуказанные шаги. До тех пор Нагорный Карабах останется частью Азербайджана, хотя на практике будет самоуправляемым и пользоваться международно признанным переходным статусом. Спустя одиннадцать лет после прекращения огня растущие оборонные бюджеты, учащающиеся нарушения соглашения о прекращении огня и продолжение взаимной демонизации являются зловещими знаками того, что время, отпущенное на заключение мирного соглашения, истекает", - говорится в сообщении. "Несмотря на прогресс в переговорах, возобновление войны настолько же вероятно, как и мир", - заявляет Алэн Делетроз, вице-президент европейского отделения "Крайсис Груп".
То обстоятельство, что в посвященном урегулированию нагорно-карабахского конфликта отчете Международной кризисной группы вариантом решения конфликта указывается проведение референдума в Нагорном Карабахе, играет на пользу Армении, заявил бывший член Международной кризисной группы (МКГ) Ильгар Мамедов. Как сообщает бакинское агентство Day.Az, сказав о том, что он отказался от членства в группе из-за того, что не был согласен с некоторыми положениями при разработке отчета, Мамедов добавил, что по этой причине он не имеет полного представления об этом отчете: "Однако слово "референдум" вообще не должно использоваться в связи с решением конфликта. Азербайджанские земли подверглись агрессии, этот факт просто необходимо обсудить. Считаю, что группа специально использовала слово "референдум". Референдум, считает Мамедов, возможен лишь в том случае, если будет достигнута всесторонняя договоренность, а референдум будет проведен для укрепления какого-либо элемента. "Однако на нынешнем этапе слово "референдум" не может быть использовано. Даже когда это слово просто произносится, это играет на пользу Армении". Депутат азербайджанского парламента Гюльтекин Гаджиева, участвовавшая в подготовке отчета, заявила, что считает отчет МКГ необъективным. По словам Гаджиевой, МКГ не намерена проводить анализ реальной ситуации и искать пути совместного проживания людей, а занята поисками правовых путей передачи Нагорного Карабаха Армении: "С этой точки зрения, высказывание некоторых требований к Азербайджану и связанные с ограничением свободы действий в направлении силового решения проблемы положения противоречат интересам нашей государственности". По мнению депутата, референдум может состояться лишь в том случае, если он будет проводиться на территории всей страны: "А какой-либо отдельный вопрос, связанный с государственным строем Азербайджана, не может быть предметом референдума. Азербайджан является унитарным государством, и изменение этого строя противоречит Конституции. Референдум может проводиться лишь с целью уточнения государственных границ".
"Переговоры подошли к очень важному этапу, и очень важно, чтобы общественность знала, о чем переговариваются стороны. Поскольку, с одной стороны, переговоры продвигаются, а с другой - подходы людей остаются прежними", - заявила в Ереване директор Кавказского проекта "Крайсис Груп" Сабина Фрайзер. По мнению Фрейзер, пишет газета "Айкакан жаманак", ки-уэстские переговоры, провалившиеся под предлогом "народ не готов", на самом деле провалились только потому, что президенты РА и АР за столом переговоров говорили одно, а своим народам - совсем другое. "Для того чтобы избежать очередного провала", Фрайзер представила сведения (которые она получает как от сторон, так и от сопредседателей МГ ОБСЕ) о том, что говорят президенты за столом переговоров. По ее словам, обе стороны уже поняли, что время работает не на них и все больше приближает к войне, и согласились, что процесс установления мира должен начаться со сдачи Азербайджану нескольких районов, что будет сопровождаться возвращением беженцев и размещением миротворческих сил. "Возможно, что стороны согласятся на предоставление Карабаху какого-либо промежуточного статуса и признания - это пока неясно. Однако вопрос окончательного статуса останется открытым, и стороны обсуждают: как решить этот вопрос - референдумом, голосованием или другим путем".
Комментируя позицию официального Баку по отчетам и предложениям Международной кризисной группы (МКГ), замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов отметил, что организации, подобные МКГ, являются неофициальными структурами, пишет газета "Реальный Азербайджан". "Рекомендации и предложения МКГ - всецело плод личных рассуждений ее представителей. И я могу выразить мнение лишь в качестве эксперта", - сказал дипломат, отметив, что данные предложения не будут рассматриваться Азербайджаном на официальном уровне. В то же время Азимов считает, что в документе, обнародованном МКГ, содержится множество ошибок и недостатков, связанных с "недостаточной информационной обеспеченностью и непрофессионализмом экспертов".
Бакинскую газету "Новое Время" "больше всего удивило внимание, которое уделила МКГ царящей в азербайджанском обществе ненависти к армянам". Отмечая, что директор Кавказского проекта МКГ Сабина Фрейзер, бегло обозрев ситуацию во время своего визита в Азербайджан, заявила, что в Азербайджане существует необходимость предотвращения пропаганды ненависти к армянам и организации диалога между азербайджанцами и армянами, газета пишет: "Никто, в принципе, и не скрывает ненависти к армянам, но в документе не указаны корни этого чувства". В статье, озаглавленной "Когда услышим клич "К оружию!", газета обвиняет азербайджанские власти в "слабоволии", которое "позволяет всем кому не лень трепать наши нервы". Касаясь слов президента Армении Роберта Кочаряна о том, что при решении проблемы Нагорного Карабаха необходимо говорить "об удовлетворении не двух сторон конфликта, а самого предмета конфликта - народа Нагорного Карабаха, мнение которого необходимо учитывать в первую очередь, в том числе как и с кем хочет жить народ Нагорного Карабаха", газета заявляет: "Вот из какого источника, то бишь пустых бредней, черпают свои "миротворческие идеи" Фрейзер и Ленмаркер! "Народ Карабаха" - это выражение из армянского лексикона, к которому прибегла Фрейзер. Нет такого народа". Неуважительно пишет газета и о Кочаряне: "С Кочаряном бесполезно говорить. Он, по его собственному признанию, "применил" принцип самоопределения наций. А наш долг - применить свой принцип: территориальной целостности Азербайджана. И применить адекватными методами: военным путем освободить оккупированные земли и доказать Робику - экс-гражданину Азербайджана - невозможность применения каких-либо армянских принципов на нашей земле". По словам газеты, "нам требуется мужество, чтобы "удовлетворить", наконец, "народ Карабаха", выражая волю истинных хозяев Карабаха - азербайджанцев!" И наконец: "Только сила может убедить армян умерить необоснованные амбиции и вынудить их отказаться от территориальных притязаний к Азербайджану".
По словам помощника президента Нагорного Карабаха, политолога Давида Бабаяна, второй доклад Международной кризисной группы (МКГ), по существу, является "продолжением первого, написан в том же духе и откровенно проазербайджанский". В беседе с газетой "Азг" Бабаян заявил, что считает неприемлемой предлагаемую МКГ формулу, "в соответствии с которой возвращаются находящиеся под контролем НКР территории, возвращаются азербайджанские беженцы", то есть сначала решается вопрос последствий конфликта, и лишь потом рассматривается главное - статус НК, из-за которого, собственно, и возник конфликт. Более того, помощник президента считает неприемлемым предложение о пребывании НК в составе Азербайджана до проведения референдума. "Это показывает, что авторы доклада не предлагают сторонам варианта урегулирования конфликта. Каждый доклад имеет свою сферу влияния, однако односторонний доклад еще более отдаляет решение проблемы. К сожалению, этот второй экспертный доклад также был односторонним и проазербайджанским". По мнению "Азг", читая доклад, возникает впечатление, что в процессе работы члены группы больше ссылались на азербайджанские и проазербайджанские источники, чем на армянские и карабахские. "Из числа последних больше цитируются наиболее уступчивые".
Комментируя второй доклад МКГ в газете "Аравот", посол по особым поручениям первого президента Армении, один из ведущих переговорщиков тех лет Давид Шахназарян сказал: "В отличие от первого доклада, документ реалистичный и взвешенный. Это документ, в котором отмечен путь Нагорного Карабаха к независимости, Карабах утверждается как самостоятельный фактор и отчетливо признается право Карабаха на самоопределение".
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил советник президента РА по вопросам национальной безопасности Гарник Исагулян.
"Как Вы расцениваете предложения по Нагорному Карабаху, заключенные в докладе МКГ?
Честно говоря, не понимаю, почему так много внимания уделяется мнениям различных, созданных с непонятной целью организаций? Если не ошибаюсь, это уже второй доклад этой группы, но прежде чем удостаивать его оценки, хотелось бы знать, кем финансируется данная организация. После этого станет ясно, почему она публикует доклад подобного содержания.
Но в этой организации работают дипломаты, занимавшие ранее видные посты и которые в определенных кругах формируют мнения в связи с урегулированием конфликтов.
Не совсем так. Обычно, когда отставники начинают заниматься подобной деятельностью, то они, для придания организации веса, зачастую специально отмечают свою прошлую деятельность. На самом деле, как это часто бывает, люди просто зарабатывают деньги, поскольку для более ответственных постов они уже не годятся. Мне совершенно случайно довелось встретиться с представителем этой группы Сабиной Фрайзер. Обычная девушка, которая имеет некоторое представление о регионе. Но не надо придавать такое значение роли этой организации. Каждый зарабатывает себе на жизнь как может. Я, например, не удивлюсь, если выясниться, что от источников финансирования этой организации попахивает нефтью.
Почему Вы так думаете?
Потому что даже при поверхностном ознакомлении с докладом становится ясно: предлагается то, что армянская сторона неоднократно отвергала.
Вы имеете в виду поэтапный вариант 1997 года?
Да. Здесь говорится почти то же самое: Азербайджану отдаются все территории, составляющие пояс безопасности НКР, включая Лачин. Беженцы-азербайджанцы возвращаются не только на эти территории, но и в Нагорный Карабах. Потом только проводится референдум, который решает статус Карабаха. Но даже этот референдум, согласно докладу этой группы, должен быть проведен через 5 лет после подписания мирного договора, если какая-то международная конференция утвердит, что Карабах соответствует международным стандартам государства и в состоянии обеспечить защиту прав азербайджанского меньшинства на своей территории. Это просто несерьезно.
Почему? Многие считают, что предложение определить статус Карабаха путем референдума - уже прогресс в позиции международного сообщества. Не отмечается необходимость защиты территориальной целостности Азербайджана.
Может и так, если бы этот референдум проводился сегодня. То есть сначала утвердить статус Карабаха, а потом только перейти к остальным вопросам. Основным гарантом безопасности Карабаха является его независимость и наличие границы с Арменией. Пока этот вопрос не будет решен, обсуждение остальных вопросов просто бессмысленно. По одной простой причине: в докладе этой группы нет какого-либо выраженного механизма, защищающего Нагорный Карабах от дальнейшей агрессии Азербайджана. Где гарантия, что после получения территорий азербайджанская сторона не откажется от дальнейшего исполнения обязательств и не начнет новой агрессии против НКР? В докладе этой группы таких гарантий нет. Недавно по инициативе МИД НКР была опубликована книга "Карабахский конфликт: беженцы, территории, безопасность". Там четко обоснованы позиции НКР. Прежде чем что-либо писать, неплохо было бы, чтобы представители действующих под разными наименованиями организаций ознакомились бы с позициями всех сторон. В частности, в этом докладе МКГ очень субъективно и неполно представлена проблема беженцев.
В каком смысле?
Фактически говорится только о беженцах-азербайджанцах. Куда делись изгнанные из Азербайджана около 500 тысяч армян? Почему никак не отражены проблемы Шаумянского района и Геташена, имевшего тогда исключительно армянское население? Если в докладе предлагается вернуть в Нагорный Карабах азербайджанцев, покинувших Шуши, то Шаумян и Геташен также должны быть заселены армянами. Никак не отражен вопрос Арцвашена (анклав АрмССР на территории АзССР, оставшийся подконтрольным Азербайджану - прим. ИА REGNUM), в то время как и этот район остался под контролем азербайджанцев. Получается, что авторы этого документа, откуда-то финансируясь, имели определенный заказ, который и выполнили. Интересно знать, какие эксперты работали с этой группой в Армении и кто был включен туда из Азербайджана. И не стоит создавать впечатление, что этот доклад является мнением международного сообщества, Запада, Европы. Он отражает взгляды кем-то финансируемой негосударственной организации или отдельных ее членов. Не более". ("Айоц Ашхар").
Степанакерт
Указом президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна венгерский гроссмейстер Лайош Портиш награжден медалью "Признательность" за вклад в дело организации и проведения международного шахматного турнира в НК "Карабах-2005". Как сообщает агентство "АРКА", другим указом президента председатель Шахматной академии Армении "Chess", международный гроссмейстер Смбат Лпутян награжден медалью "Вачаган Благочестивый" за личный вклад в дело развития шахмат в НК, а также за организацию и проведение международного шахматного турнира в Карабахе.
Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял известного предпринимателя и благотворителя из США Джеймса Тюфенкяна. Тюфенкян является учредителем фонда "Тюфенкян", который действует в Армении с 1999 года. Ему принадлежат сеть гостиниц, ряд предприятий по производству ковров, керамических изделий, мебели, а также несколько строительных компаний. Как сообщает газета "Азат Арцах", в ходе встречи обсуждались вопросы, касающиеся осуществления в Нагорном Карабахе ряда бизнес-программ фондом "Тюфенкян". Была достигнута договоренность об основании здесь ковроткаческого предприятия, на котором будут заняты около 300 человек. Джеймс Тюфенкян сообщил, что намерен открыть в Степанакерте представительство своего фонда для более эффективной и продуктивной организации в НК экономической деятельности. Участники встречи обсудили также возможность сотрудничества между правительством Нагорного Карабаха и фондом "Тюфенкян" в вопросе восстановления и воспроизводства лесов.
10 октября заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял главу Группы планирования высокого уровня ОБСЕ полковника Томазо Стргара (Словения). Как сообщает ИА "Де-Факто", Томазо Стргар, который приехал в Нагорный Карабах впервые, рассказал заместителю главы внешнеполитического ведомства НК о деятельности и планах на будущее Группы планирования высокого уровня в регионе. В свою очередь Масис Маилян рассказал о предыстории взаимоотношений МИД НК и ОБСЕ, отметив эффективность сложившегося сотрудничества. При этом участники беседы подчеркнули важность дальнейшего укрепления взаимодействия во имя установления долгосрочного мира и стабильности в регионе нагорно-карабахского конфликта. На встрече присутствовали полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Олександр Самарский (Украина) и Харри Эронен (Финляндия).
Как сообщает ИА REGNUM, состоявшаяся 11 октября пресс-конференция председателя Национального Собрания Нагорного Карабаха Ашота Гуляна была посвящена 100 дням его пребывания на посту спикера. Спикер отметил, что деятельность постоянных комиссий Национального Собрания вошла в естественное русло, ведется работа над законопроектами. Парламент предыдущего созыва передал новому 35 законопроектов, 25 из которых были внесены правительством, а 10 - в порядке законодательной инициативы депутатов. Большая их часть включена в программу законодательной деятельности первой сессии, а часть уже была одобрена во время первого пленарного заседания первой сессии парламента нового созыва. По своему характеру и направленности принятые документы относятся к различным сферам жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, налоговой и др. Среди принятых документов спикер выделил законы "О консульской службе", "О дипломатической службе", "О международных договорах", которые, по его словам, призваны сыграть важную роль в вопросе законодательного урегулирования внешнеполитической деятельности Нагорного Карабаха. "Мы должны взять все положительное от прошлого парламента. Предпосылки для эффективной работы есть, в нынешнем парламенте - 2 фракции и 1 парламентская группа, и я как председатель парламента стараюсь наладить нормальные рабочие отношения со всеми. Думаю, что по очень многим серьезным вопросам, касающимся нашего государства и политической ситуации, в которой мы находимся, в нынешнем парламенте будет найден консенсус", - отметил Ашот Гулян. Спикер сообщил, что новоизбранный парламент Нагорного Карабаха продолжает традиции сотрудничества с парламентом Армении. "В ходе недавней встречи со спикером армянского парламента были обсуждены ближайшие и перспективные планы совместной деятельности. В этой связи отмечалась необходимость качественного повышения уровня и эффективности деятельности межпарламентской комиссии НКР и Армении". Гулян напомнил, что договор о сотрудничестве между парламентами НК и Армении был принят в 1989 году, отметив, что уровень сотрудничества между законодательными органами обеих республик превзошел принципы, закрепленные в прежнем договоре, и возникла необходимость в разработке и подписании нового договора о межпарламентском сотрудничестве, в основу которого должны лечь требования сегодняшнего дня. Спикер отметил также визиты карабахских депутатов в Южную Осетию и Приднестровье для празднования 10-летия провозглашения этих республик, а также участие в научных конференциях в Москве. "Все это свидетельствует о том, что парламент активно вовлечен и в процессы расширения внешнеполитических связей". Говоря о парламентских выборах в Азербайджане, спикер Гулян отметил, что нетрудно было предположить, что предвыборная кампания в Азербайджане пройдет с нарушениями и разного рода давлением: "То, что мы видим в последние дни - несанкционированные митинги, разгон демонстраций и т.д., еще раз подтверждает, что все имевшиеся в Азербайджане предпосылки не могли содействовать спокойному ходу предвыборной кампании и, думаю, чем ближе к выборам, тем жестче будет ситуация. В любом случае мы, как соседнее государство, заинтересованы в том, чтобы выборы в Азербайджане прошли в спокойном русле. К сожалению, практика свидетельствует об обратном". Приглашение жителей НК принять участие в парламентских выборах в Азербайджане Ашот Гулян назвал "абсурдом" и "попыткой дезориентировать международное сообщество и наблюдателей". "Понятно, что участие карабахцев в парламентских выборах в Азербайджане невозможно, потому что на протяжении уже 14-15 лет мы проводим собственные выборы. А Азербайджану пожелал бы, чтобы проводимые там выборы хотя бы по общим параметрам совпадали с оценками наших выборов", - отметил Ашот Гулян. Касаясь процесса урегулирования карабахской проблемы, председатель парламента НК отметил, что в условиях отсутствия атмосферы доверия между сторонами конфликта, неимения действующих рычагов народной дипломатии говорить о серьезных шагах по урегулированию невозможно.
На пресс-конференции 11 октября руководитель администрации президента Нагорного Карабаха Армен Залинян сделал сенсационное заявление. Как сообщает газета "Аравот", Залинян сказал, что "в Конституции, которая должна быть принята в Карабахе, будут зафиксированы все наши исторические территории, находящиеся в подчинении Карабаха". Залинян возглавляет комиссию по разработке проекта Конституции НК. Комиссия работает давно, однако до сих пор подготовила лишь концепцию Основного закона. Ее текст скоро будет опубликован в прессе, после чего начнутся общественные обсуждения документа.
Согласно сообщению Национальной статистической службы Нагорного Карабаха, в январе-сентябре 2005 года в НК родились 1525 детей, что на 94 меньше, чем за аналогичный период 2004 года. За указанный период текущего года умерли 977 человек, вместо 1004 в прошлом году. Естественный прирост составил 548 человек и сократился по сравнению с январем-сентябрем 2004 г. на 11%. Механический прирост составил 50 человек: число прибывших в Нагорный Карабах составило 677, а выбывших - 627 человек. За январь-сентябрь 2005 года было зарегистрировано 548 браков и 96 разводов. (ИА REGNUM).
Газета "Азг" обеспокоена демографической ситуацией в Нагорном Карабахе. Газета отмечает, что армянская пресса, историография очень часто обоснованно и справедливо писала о дискриминационной политике Баку в советские годы. Но более десяти лет Карабах уже не подчиняется Баку. Следовательно, власти Азербайджана не несут ответственность за демографическую ситуацию в этом армянском крае. За это несут ответственность бывшие и действующие власти РА и НК. Согласно результатам переписи населения 1989 года, пишет газета, в НК численность населения составляла 189085 человек, из коих 145500 - армяне, 40700 - азербайджанцы (в Баку утверждают, что в НК в 1989 году проживало 46347 азербайджанцев), остальные - представители других национальностей. Через несколько дней в Карабахе будет проведена перепись. Сегодня власти Степанакерта представили численность проживающего в НК населения: приблизительно 145 тысяч человек. То есть столько, сколько было в 1989 году. Действующие на территории Нагорного Карабаха международные организации цифру 145 тысяч считают слишком преувеличенной и реальным числом считают 100 тысяч человек. Если даже цифра, представленная властями Карабаха, соответствует действительности, то все равно, в Карабахе и на сопредельной территории, по сути, перезаселение не проводится. Фактически, плотность населения в Карабахе ниже, чем в какой-либо области Армении. И это в то время как по природно-климатическим условиям, уровню развития сельского хозяйства и другим показателям условия в Карабахе более благоприятны, чем в среднем по республике. Если действительно в ближайшие 10-15 лет Армения будет продолжать оставаться безразличной к демографической ситуации в НК, то вариант определения статуса Карабаха путем референдума может иметь трагические последствия. В референдуме (возможном) должно участвовать и прежнее азербайджанское население НКАО. Если в 1989 году численность азербайджанцев составляла 45-50 тысяч человек, то, вероятней всего, сегодня это число уже составит 80-90 тысяч, а к 2020 году - более 150 тысяч. Над этим стоит задуматься, уверена газета.
Как сообщает "Арминфо", 15 октября в столице Нагорного Карабаха - Степанакерте - стартуют соревнования по настольному теннису на Кубок президента Нагорного Карабаха. Как сообщает собкор в Степанакерте, соревнования, которые продлятся 4 дня, носят международный характер. Кроме карабахских спортсменов, в них ожидается участие мастеров "маленькой ракетки" из Армении, России, Ирана, Сирии, Грузии. В общей сложности в соревнованиях примут участие около 100 теннисистов. Организатором соревнований являются управление спорта министерства образования, культуры и сорта НК и Федерация настольного тенниса НК.