"Экология нуждается в идеях".

("Красноярский рабочий. XXI век", 17.10.05, Оксана Проценко)

На днях в Красноярске был дан старт не совсем обычному и в то же время весьма актуальному конкурсу русских экологических инноваций. Исполнительный директор Красноярского краевого экологического союза Николай Зубов сравнил его с "лучом света в тёмном царстве".

- Он дарит всем надежду на будущее, в котором люди научаться жить в гармонии с природой. Как представители организованной экологической общественности мы заинтересованы в том, чтобы подобных конкурсов было как можно больше, - заявил эколог на прошедшей встрече. Пока, как отметил Николай Зубов, Россия является страной ресурсопотребления, где вопросам экологии уделяется мало внимания.

Ни для кого не новость, что экология в ряде городов края и страны в целом далека от идеальной. Сказывается наличие крупных промышленных предприятий, всё увеличивающееся число автомобилей на дорогах и ряд других факторов, ухудшающих экологическую ситуацию. Можно ли с помощью новых технологий нейтрализовать разного рода неблагоприятные воздействия на окружающую среду - в ответе на этот вопрос и заключается основная цель нового конкурса.

Кроме того, он должен продемонстрировать широкой общественности имеющийся в России инновационный потенциал в области экологии и содействовать в продвижении научно-технических разработок российских учёных.

Официально конкурс стартовал 1 сентября, в Красноярске же представители науки и бизнеса смогли подробно узнать о нём 11 октября на презентации в ДК КрАЗа. Специально для проведения презентации из Москвы в Красноярск приехал секретарь экспертного совета конкурса Станислав Розмирович. Он отметил, что для участия в конкурсе зарегистрировано около 150 участников, 30 проектов представлено к рассмотрению. Среди них такие, как создание ветротеплогенератора, модульной ветроэнергетической установки, утилизация и переработка изношенных автошин, создание разгонного двигателя для космических аппаратов и другие. По мнению Станислава Розмировича, многие из представленных проектов являются оригинальными и очень интересными. Но давать окончательные оценки тому или иному проекту пока рано, поскольку приём анкет участников продолжается. Он продлится до 15 ноября, после чего экспертный совет отберёт из представленных конкурсных работ лучшие. Презентация последних состоится в Москве в начале следующего года, затем будут определены победители, церемония награждения которых запланирована на 26 января. Им будут вручены специальные призы и гранты на реализацию своих проектов. За лучший проект, представленный молодёжным коллективом разработчиков, будет вручён особый приз - комплект современного компьютерного оборудования. Как подчёркивают организаторы конкурса, главными критериями оценки экологических "ноу-хау" являются нестандартность подхода, актуальность разработки и возможность её промышленного внедрения.

На прошедшей презентации стало известно, что в конкурсе планируют принять участие красноярские предприятия и организации, а возможно, и частные лица. Смогут ли наши разработчики предложить по-настоящему интересные и нестандартные решения в сфере экологии, которые позволят снизить остроту проблемы, покажет время. Но то, что вопросы экологии становятся все более значимыми в производственной деятельности крупных компаний России и нашего края в частности, сегодня уже очевидно. Это подтвердил и опрос, проведённый журналом "Эксперт" среди технических руководителей крупных российских промышленных корпораций. Именно осознание важности экологических программ самими промышленными компаниями и послужило появлению конкурса русских экологических инноваций. Не случайно партнёрами главного организатора конкурса - журнала "Эксперт" стала серьёзно работающая в этом направлении компания "Русал", а также компании "Норильский никель" и "Mondi Business Paper - Сыктывкарский ЛПК". Как отметил управляющий директор Красноярского алюминиевого завода Константин Стеблин, нынешний конкурс является продолжением той политики, которую проводит компания "Русал" в отношении экологической безопасности. Совершенствование технологии производства алюминия с точки зрения экологической безопасности, по его словам, одна из первостепенных задач, стоящих сегодня перед "Русалом". На научно-исследовательские работы в этой области компания ежегодно выделяет около 6 миллионов долларов. Вместе с тем Константин Стеблин подчеркнул, что для решения экологических проблем региона в целом необходимо объединение усилий бизнеса, власти и общественных организаций.

СПРАВКА

За прошедший год экологическая ситуация в стране ещё больше ухудшилась. Тому есть несколько причин. Административная реформа не предусмотрела создания единого ведомства, ответственного за экологическую политику, между тем в стране продолжается бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов. В 2004 году постановлением правительства России ликвидированы, в частности, 85 территориальных управлений по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, прекращены полномочия в части контроля и надзора 99 государственных станций агрохимической службы, 28 инспекций по охране и использованию рыбных запасов. Сегодня 60 миллионов россиян живут в зонах, признанных экологически неблагополучными. Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций загрязнителей воздуха отмечены более чем в 120 городах. Основными источниками загрязнения воздуха по-прежнему являются предприятия чёрной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а также автотранспорт.

"Дмитрий Голованов: Визит без рамок".

("Красноярский рабочий. XXI век", 17.10.05)

На прошедшей неделе состоялось очередное совещание по поводу рассмотрения новых возможностей для привлечения капитала. На нём заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов презентовал проект создания регионального паевого фонда "венчурного типа". По словам Акбулатова предполагается, что инвесторами выступят государство и частные компании в пропорции 50 на 50. Даже называется цифра - 30 миллионов рублей, что позволит на первых порах поддержать 5-7 проектов. Цифра, надо заметить, для инвестиционного фонда весьма скромная. Подобные мероприятия в нашем крае стали традиционными. Прибыли, разумеется, представители всевозможных инвестиционных компаний и фондов как из столичных городов, так и из регионов. Они, как сообщают информационные агентства, приехали "изучить ситуацию". Надо заметить, что это самое "изучение" изрядно затянулось. То с нашим краем приезжают знакомиться послы целых сорока держав одновременно, то "заглядывают на огонёк" так называемые олигархи. Спору нет, красноярцы - народ гостеприимный. И наш губернатор доказал, что зазывать гостей он умеет. Поглотив Эвенкию и Таймыр, край по-прежнему стоит на стартовой позиции, всё ещё настраиваясь для "рывка".

Пока же в Красноярске происходят довольно странные процессы - трудно сказать, кто из представителей среднего, а уж тем более малого бизнеса получил свой пай из какого-либо фонда, созданного краевыми властями, но тот факт, что по малому бизнесу власти всех уровней разъезжают катком, известен всем. Непрекращающиеся визиты в край всевозможных и предполагаемых инвесторов обходятся казне недёшево. Например, один чартерный рейс до Москвы и обратно стоит около двух миллионов рублей. Плюс проживание в недешёвых апартаментах, командировочные, банкеты и фуршеты... Кроме этого - заработная плата всевозможного обслуживающего персонала. Милиция, опять же, вместо того чтобы ловить преступную нечисть, топчется возле этих мероприятий, за порядком следит... Точно стоимость всего этого великолепия никто, конечно, подсчитать не возьмётся. На фоне называемой на последнем совещании цифры в один миллион у. е. расходы выглядят впечатляюще.

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что, несмотря на гигантское количество предприятий-банкротов, Красноярск по-прежнему в лидирующей группе среди городов Сибири, уступая по промышленному объёму только Новокузнецку и Новосибирску. Но дождутся ли красноярцы от федерального центра помощи в запуске серии крупных промышленных проектов? Пока вопрос. Трёхлетний период губернаторства Александра Хлопонина пролетел как-то незаметно. А принципиально новые источники пополнения краевого бюджета - сырьевые мегапроекты так пока и остаются "мегапроектами". Не более того. "Для меня объединение - инвестиционный проект с понятной прибылью, - говорил накануне референдума Александр Хлопонин. - Грубый расчёт: запуск Ванкорского месторождения с трубой до Диксона плюс запуск Богучанской ГЭС с алюминиевым заводом - это минимум 14 миллиардов рублей дополнительных доходов в бюджет края. Это чистая прибыль объединительного проекта для регионального бюджета. А расходы регионального бюджета по этому проекту - это содержание Таймыра и Эвенкии, то есть 5 миллиардов рублей. Вот и вся математика. Добавьте сюда остальные проекты, добавьте бюджетную экономию, получится очень неплохо".

Пока, похоже, что-то не очень получается. Референдум прошёл, а запуск Ванкора и Богучанской ГЭС пока остаётся делом весьма отдалённого будущего. В своё время говорилось о том, что вывод Ванкорского нефтегазового месторождения на плановую мощность принесёт дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в размере более 1,2 миллиарда долларов в год. Сейчас эта цифра уже не называется.

О строительстве нефтепровода Ванкор - Диксон тоже помалкивают. Так же как и о предполагаемом выводе на уровень рентабельности малых месторождений Таймыра, а заодно и о возрождении морского порта Диксон, и оживлении Северного морского пути. У бизнеса свои законы, которые далеко не всегда совпадают с политическими устремлениями региональных руководителей. Ещё один "долгоиграющий проект" - строительство международного трансполярного терминала. Эта идея в своё время была высказана ещё губернатором Зубовым. Но сейчас за неё ухватились и Иркутск, и Новосибирск, выдвигая свои резоны. Так что с терминалом пока тоже ничего не ясно. Вероятнее всего, всё выльется в ещё один визит.

"Анатолий Тихонов: Красноярский край на хорошем счету".

("Красноярский рабочий", 17.10.05, Наталья Сангаджиева)

Развитие Нижнего Приангарья, в частности достройка Богучанской ГЭС - на сегодняшний день приоритетное направление в экономике края. "Красноярский рабочий" эта тема волнует ещё и потому, что за этим проектом стоят судьбы людей, многие из которых являются давними читателями газеты. О том, как проходят переговоры, складываются отношения с РАО "ЕЭС России", министерствами экономики и путей сообщения, "Русалом", нашему корреспонденту рассказал заместитель губернатора края Анатолий ТИХОНОВ.

- Анатолий Владимирович, понятно, что принципиальные вещи по реализации программы развития Нижнего Приангарья решаются в Москве. В какой стадии сегодня находится этот проект?

- Губернатор края и министр экономического развития и торговли дали поручение разработать комплексную программу по развитию Нижнего Приангарья, включающую в себя достройку Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода, целлюлозно-бумажных комбинатов, железнодорожной ветки от станции Карабула до Кодинска, створа Богучанской ГЭС, а также доразведку полезных ископаемых. В апреле этого года, на подготовительной стадии проекта, был подписан и согласован со всеми министерствами, правительством указ президента о вводе Богучанской ГЭС в 2010 году. Затем состоялось ещё несколько рабочих встреч в министерствах. Институт региональной политики получил задание на разработку комплексной стратегии Нижнего Приангарья, и мы вплотную приступили к работе.

Сейчас уже есть чёткое представление этапов реализации программы. Как в старые добрые времена, каждый из этапов рассчитан на пять лет. Первый этап, 2006-2010 годы, включает в себя достройку Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода и ЦБК, прокладку железнодорожной ветки до Кодинска и автомобильной дороги, строительство моста через Ангару. Зона затопления Богучанской ГЭС будет на уровне отметки 208 метров, и здесь нам предстоит поработать над комплексом экологических вопросов. Мы взвешенно подходим к вопросу экологии и здоровья населения Приангарья. Не так давно в Красноярске с рабочим визитом побывал председатель правления ОАО "Гидро ОГК" Вячеслав Юрьевич Синюгин, встречался с губернатором. Договорились о том, что начинаем работы по зоне затопления по отметке 208 метров, но осознаём, что это второй этап реализации программы. Первый этап включает в себя доразведку полезных ископаемых. Мы не раз убеждали Федерацию в том, что здесь сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, но пока не все месторождения интересны инвесторам, которые готовы работать. Поэтому мы должны за счёт государственных средств осуществить доразведку, чтобы показать инвесторам запасы полезных ископаемых, технологию извлечения и соответственно реальные перспективы обеспечения этих мест электроэнергией.

Параллельно проходило согласование с правительством создания инвестиционного фонда. Министр экономического развития Греф во время визита в Красноярск заявил, что он рассматривает проект Нижнего Приангарья как пилотный, наиболее подготовленный для финансирования из инвестиционного фонда. В свою очередь и мы со своим проектом выйдем на заседание правительства, обсудим вопросы финансирования на пятилетний период. По протоколу это нужно сделать до 15 ноября. Так что действия понятны, сложность состоит в том, что по проекту инвестиционного фонда пока не существует отработанного механизма. Но полное понимание, поддержка в лице федеральных министерств - экономического развития, транспорта, энергетики даёт нам основание оптимистично смотреть в будущее.

- В Нижнем Приангарье есть месторождения бокситов, немало других месторождений, но по многим из них нужна геологическая доразведка. Руководство "Русала" знает, что всё это находится в глухой тайге, где сложно организовать строительство?

- Конечно, знает. Необходимость строительства алюминиевого завода в Приангарье напрямую связана с расширением мощностей Ачинского глинозёмного комбината. Для алюминщиков очень важна энергетика, гидроэнергетика. Существует несколько вариантов площадок, но все склоняются к левому берегу Ангары. Строительство железнодорожной ветки на правый берег займёт больше времени. И мы, с точки зрения технологии, должны пожертвовать малым, но получить объект к 2010 году. Этот вопрос ещё будет обсуждаться на уровне министров, губернатора края. После встречи с президентом ОАО РЖД мы достигли поддержки этого проекта, но всё ещё нужно просчитать экономически. Научный институт Уралгипротранс дал обоснование инвестиций по ряду вариантов направления железной дороги от Карабулы. Цифры стоимости строительства, на наш взгляд, нуждаются в оптимизации с учётом мирового опыта.

- С кем из всех предполагаемых инвесторов, министерств вам проще работать, находить общий язык в рамках проекта достройки Богучанской ГЭС?

- Со всеми партнёрами сложились конструктивные отношения - с ОАО "Гидро ОГК", "Русалом", Министерством путей сообщения РФ. Стратегический финансовый партнёр проекта - Внешэкономбанк. Соглашение о сотрудничестве было подписано на Втором Красноярском инвестиционном форуме в апреле 2005 года. Государственный банк готов выступить соинвестором инфраструктурных проектов и как один из инвесторов строительства ЦБК. Модель частно-государственного партнёрства, которая нам предлагается, оправдывает себя на стадии проработки, достигнуто взаимопонимание сторон - администрации как инициатора и существующего заказчика. Естественно, что мы спорим, обсуждаем какие-то вопросы, в частности, по размещению завода, который по логике вещей нужно строить ближе к Кодинску, где есть население, рабочая сила, создана инфраструктура. Думаю, удастся показать хороший пример в сфере государственного партнёрства. Для этого есть все предпосылки.

- Как представительство Красноярского края воспринимают в Москве?

- На уровне Федерации отношение к тому или иному субъекту строится из общего представления о работе администрации, губернатора, возглавляющего край или область. Здесь нашему представительству повезло. Отношение к Красноярскому краю позитивное, потому что потенциал региона известен.

- Тем не менее Александру Хлопонину довелось пережить недопонимание со стороны Федерации, и край это сразу ощутил.

- Сейчас этого недопонимания уже не существует, о чём свидетельствует многократное увеличение участия Красноярского края в федеральных целевых программах. Если говорить о дополнительной финансовой помощи, в том числе в рамках объединительного процесса края, Эвенкии и Таймыра, то мы смогли Федерации представить только позитив, многие вопросы конструктивно решаются. Ощутима поддержка со стороны министерств. Неоднократно во время встреч президента Владимира Путина с губернатором говорилось о том, что Красноярский край у Федерации на хорошем счету. И это оправданно, потому что политика края в отношениях с федеральным центром строится не по принципу "дайте денег на ремонт крыши". Мы предлагаем конструктивное сотрудничество, направленное на развитие. В частности, проекты развития, которые в обозримом будущем дадут отдачу - повышение налогового потенциала, привлекут трудовые ресурсы. Вы знаете, что президент принял решение о создании двух национальных университетов, первый из которых будет в Красноярске. После визита в Красноярск министра образования и науки Андрея Фурсенко наше представительство вело консультации с представителями Министерства образования. Научные круги края тоже считают обоснованным проект создания национального университета. Красноярск подготовлен к этому и как научный центр, и с точки зрения участия в этом проекте бизнеса. На территориях края есть потребность в кадрах, причём по новым направлениям, таким как нефтегазовый комплекс. Так что федеральное финансирование увеличивается с каждым годом, в том числе по такой сложной программе, как переселение северян. В ней краю присвоена первая и вторая категория. Откровенно говоря, мы хотели взять три категории, но не удалось, потому что и по двум кое-кто смотрит косо. В федеральном бюджете этого года на всю страну, а это 89 субъектов Федерации, на реализацию этой программы заложен миллиард рублей. Красноярскому краю отведено 257 миллионов, то есть четвёртая часть всех денег.

- Можно говорить, что это заслуга грамотной работы представительства?

- Это заслуга администрации края, а представительство - деталь единого механизма. Естественно, мы работаем со всеми отраслевыми направлениями, взаимодействуем с коллегами из других региональных представительств в Москве. Многое сделано, но мы в этой работе только звено.

РЕЗЮМЕ

Анатолий Владимирович Тихонов родился в 1969 году в Москве. В 1995 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности "правоведение". С 1995 по 1996 год был генеральным директором ЗАО "Баграм". С апреля 1996-го по сентябрь 1999 года - коммерческий директор, вице-президент по экономике и финансам Российского общественного фонда инвалидов военной службы. Затем четыре года работал заместителем председателя комитета финансов администрации Санкт-Петербурга. С мая 2003 года - заместитель губернатора края, руководитель постоянного представительства Совета администрации Красноярского края и администрации Таймырского автономного округа при правительстве РФ. Осуществляет взаимодействие администрации края с органами федеральной власти, регионами России, зарубежными странами, а также российским и международным бизнесом.