"Помогут заповеднику".

(Парламентская газета. 01.10.05. А.Статейнов)

Красноярские парламентарии выехали на природу. Туристско-экскурсионная зона государственного заповедника "Красноярские столбы" - любимое место отдыха красноярцев и туристов из других регионов. В этом году заповеднику исполнилось 80 лет. "Красноярские столбы" - объект федеральной собственности, но накопившиеся проблемы стали предметом обсуждения законодателей края.

Директор заповедника Алексей Кнорре выделил две проблемы "Столбов": борьбу с мусором, который оставляют туристы, и разделение пешеходной и автомобильной дороги.

Председатель Законодательного собрания Александр Усс к уже названным проблемам добавил необходимость создания на "Столбах" центра обслуживания туристов с организацией нормальных пунктов питания, профессиональной службы спасения, экскурсоводов, размещением на туристских тропах знаков и указателей.

По его мнению, Законодательное собрание может принять специальную целевую краевую программу по поддержанию "Столбов" в надлежащем порядке. Изумительная природа, красота причудливых скал, чистый смолистый воздух "Красноярских столбов" произвели на депутатов неизгладимое впечатление. Они выразили готовность поддержать просьбу руководства заповедника по оказанию "Столбам" необходимой финансовой и организационной помощи. Уникальный заповедник может и должен служить людям, не теряя своей красоты.

"Игромания как болезнь".

("Сегодняшняя газета", 01.10.05, Любовь Данилова)

"В Красноярске зафиксированы случаи суицида среди любителей азартных игр", - отметил на очередной сессии ЗС края председатель комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. БОЛЕЕ того, по словам депутата, известны и факты игромании - психологического заболевания, патологической склонности к азартным играм. "Сегодня до 60% того, что закладывается в ломбард, закладывается под игру", - считает Клешко. Он рассказал депутатам: "Наши коллеги во многих регионах работают в данном направлении. Так, Белгород полностью запретил на своей территории размещение игровых автоматов, подобная работа ведется в Московской, Томской областях и т.д., поскольку проблема стала актуальной по всей стране".

Между тем краевые парламентарии тоже без дела не сидят. Они уже приняли в первом чтении закон об ограничении игорного бизнеса на территории Красноярского края. Его-то и представил Клешко, который пояснил, что этот закон коснется в первую очередь игровых автоматов, жертвами которых становятся жители края с низким достатком.

Законопроект содержит предложения по ограничению размещения игровых автоматов в культурных, образовательных учреждениях, торговых павильонах и магазинах, то есть местах случайного доступа к автоматам. А кроме того, он предусматривает предоставление права органам местного самоуправления согласовывать места размещения игорных объектов. Клешко отметил, что сейчас в Красноярском крае насчитывается порядка 5,4 тыс. игровых автоматов. И если их нельзя убрать совсем, то необходимо жестко ограничить распространение. "На следующую сессию мы точно выносим этот законопроект с учетом всех поступивших от депутатов замечаний", - сказал он. А по словам депутата Вадима Вострова, игромания уже признана в России болезнью наряду с алкоголизмом и наркоманией: 4% играющих людей больны ею.

"Ванкор, ещё Ванкор!".

("Красноярский рабочий. XXI век", 03.10.05, Эрих Пырх)

В последние годы газетные публикации на власти предержащие большого впечатления не производят, если, конечно, не изобилуют скандальными разоблачениями и перетряхиванием грязного белья. Зачастую и острые критические стрелы, выпускаемые нашим братом журналистом, не достигают заветной цели, не случайно же хрестоматийная рубрика "Газета выступила - что сделано?" канула в небытие. Тем примечательнее тот факт, что анализирующая ситуацию вокруг Ванкорского месторождения статья "Трубный разворот" ("Красноярский рабочий. XXI век", 19.09.05) вызвала живейший отклик депутата Законодательного Собрания края Юрия АБАКУМОВА. Он выразил "огромную благодарность газете за то, что она подняла этот вопрос" и пожелал изложить свою точку зрения. - Очередное погружение в очень важную для края тему нефтегазодобычи приводит к выявлению фактов, которые до сих пор не учитывались, - комментирует Юрий Константинович. - Публикация в газете "Красноярский рабочий. XXI век", безусловно, вызовет интерес у специалистов и у общественности. Именно она побудила меня на совещании председателей постоянных депутатских комиссий поставить вопрос о том, чтобы краевая администрация на сессии Законодательного Собрания доложила о ситуации вокруг Ванкорского месторождения.

В частности, депутата очень волнует направление откачки нефти. Изначально он и его коллеги были осведомлены о том, что ванкорская труба пойдёт на север. Об этом неоднократно говорили первые лица краевой исполнительной власти, с этим связывалось оживление экономики Таймыра за счёт обслуживания, перевозок, а может быть, и за счёт развития нефтеперерабатывающих производств. Понятно, что только "северный вариант трубы" предполагал вероятную переработку части ванкорской нефти на Таймыре. Правда, тут ещё бабушка надвое сказала - сперва нужно было скрупулёзно подсчитать, может, всё же дешевле завозить нефтепродукты на север, чем получать их там посредством перегонки сырья. Но как бы то ни было, второй путь никак не назовёшь утопией, и именно его держали в уме, суля Большому Красноярью немалые блага от освоения Ванкора.

- К тому же северный вариант - это вовсе не плод фантазии, - продолжает Абакумов.- Ещё тогда, когда месторождением владела другая компания, были разработаны соответствующие проекты трассировок - до сих пор чертежи в моем кабинете хранятся. Кроме того, шкурой неубитого медведя - ванкорской нефтью, судя по информации о встрече "китов" отрасли с президентом России, заинтересовались китайцы. Поэтому восточное направление нефтепровода тоже обсуждалось. Кстати, соответствующие проработки я видел в составе проекта освоения Юрубчено-Тохомского месторождения. Если же говорить о южном варианте - через Тюменскую область (в этом случае процентов 50-60 трассы пройдёт по территории края), то проектов таких трассировок мне видеть не доводилось.

И тем не менее сегодня выгодное нам направление на Диксон, судя по всему, окончательно признано бесперспективным. Нефтяные магнаты блюдут свои экономические интересы, их компании дерутся за грядущую прибыль от освоения Ванкора, а у жителей края, как в той поговорке, чубы трещат. Неважно, что они этого пока не чувствуют, - больно будет тогда, когда наступит разочарование от несбывшихся надежд и невыполненных обещаний. По словам Юрия Абакумова, сейчас ещё трудно оценить потери объединённого края от смены направления ванкорского нефтепровода. Нужен детальный анализ того, что мы приобретём и что потеряем, а для этого хорошо бы провести тщательное технико-экономическое сравнение всех вариантов.

- Но уже сегодня точно могу сказать, что от смены направления краю лучше не будет, - убеждён депутат. - В самом благоприятном случае не будет и хуже, если для бюджета примерно то на то получится. Добыча всё равно останется на территории края, и бюджет что-то да поимеет от этого. Но Федерация так построила налоговую политику, что львиную долю отчислений от разработки Ванкорского месторождения она будет забирать себе. Соотношение примерно один к восьми, то есть один рубль пойдёт в бюджет объединённого края, а восемь - в федеральную казну. При таком раскладе планировать что-либо с большой выгодой для края проблематично. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Юрий АБАКУМОВ: "Настала пора краевой администрации чётко и ясно рассказать о федеральной политике в отрасли, о политике нефтегазодобывающих компаний и о политике края в освоении Ванкорского месторождения. Кроме того, есть ещё несколько проектов подобного масштаба, о которых было громко заявлено в период подготовки к референдуму по объединению края. Здесь тоже требуются разъяснения. К примеру, одна из проблем достройки Богучанской ГЭС - прокладка железной дороги, до сих пор неясно, по какому берегу реки её вести, где будет мост и так далее. Все эти проекты нашли отражение в апрельском указе президента РФ о мерах по социально-экономическому развитию края, Эвенкии и Таймыра. А уже в ноябре должно выйти постановление правительства, где будут указаны конкретные цифры, в частности по добыче нефти на Ванкоре".

"Чем красноярцы хуже сельчан?".

("Сегодняшняя газета", 01.10.05)

Со следующего года в краевом центре начнет вещание государственный телеканал "Енисей - Регион". Накануне в Москве состоялось заседание федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, где был проведен конкурс на получение права на наземное эфирное телевещание на канале 24-ТВК в Красноярске. Как сообщает пресс-служба краевой администрации, победителем признано краевое государственное учреждение "Дирекция краевых телепрограмм" - учредитель краевого государственного телеканала "Енисей - Регион".

Таким образом, канал, который до этого могли смотреть только жители населенных пунктов сельских и таежных районов края, в будущем году увидят и красноярцы. Главное, чтобы программы действительно смогли заинтересовать городского жителя. А то ведь конкуренция на красноярском рынке электронных СМИ еще та! Удастся ли прижиться?

"Дикая дивизия" на енисейских просторах".

("Красноярский рабочий", 01.10.05, Елена Сержантова)

Катастрофа, проиcшедшая с теплоходом "Некрасов", всколыхнула не только красноярскую, но и всю российскую общественность. Вопиющий случай безответственности, когда на первое место поставлена не безопасность людей, а финансовая выгода, к сожалению, не первый в нашей истории и, как ни горько это сознавать, не последний.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ...

Енисей - это главная водная магистраль Красноярского края, движение по которой осуществляется весьма оживлённо. По сути это то же дорожное полотно, где вместо автомобилей - суда, вместо водителей - капитаны, вместо твёрдого асфальта - водная поверхность. И правила дорожного движения здесь также существуют, причём ничуть не менее строгие, чем на суше.

Основными документами на речном транспорте являются правила плавания по внутренним водам Российской Федерации, где чётко сказано, например, что загрузка судов не должна нарушать остойчивость и прочность корпуса судна. Под остойчивостью понимается способность возвращаться в первоначальное положение под воздействием внешних факторов. Для этого тяжёлые грузы типа контейнеров необходимо располагать внизу, а на них уже складывать более лёгкие. В противном случае судно при сильном ветре может перевернуться.

Каждый судовладелец обязан иметь договор на получение прогноза погоды и обеспечивать им своих капитанов. Все члены судовой команды, начиная с капитана, должны иметь соответствующий диплом и квалификационное свидетельство. Существуют правила, регламентирующие количественный состав экипажа и число пассажиров на борту. На любом речном транспорте, выходящем из порта, должен находиться целый ряд документов, куда входят, помимо всего прочего, свидетельства о праве собственности на судно, его годности к плаванию с указанием класса, о предотвращении загрязнения вод с судна нефтью, сточными водами и мусором, список членов экипажа, судовое санитарное свидетельство, единая книга осмотра судна и многое другое.

Весной каждый теплоход сдаётся в эксплуатацию. Только после проверки соответствующих государственных органов и подписания необходимых документов судно может приступать к работе. За соблюдением всех необходимых требований речного судоходства в крае следят две организации - Енисейский филиал Российского речного регистра и Енисейское бассейновое управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте. Первая проверяет техническое состояние кораблей, вторая осуществляет функции своеобразной ГИБДД и отлавливает нарушителей. Сотрудники этого управления патрулируют Енисей на протяжении всего навигационного сезона, в их компетенции в любой момент проверить подозрительное судно. Однако к каждой загрузке приставить инспектора невозможно, тем более если производится она таким образом, чтобы скрыть реальную картину происходящего.

...ЧТОБЫ ИХ НАРУШАТЬ

Они не несут больших эксплуатационных расходов, потому как не имеют своих ремонтных баз и затонов. Они не отчисляют деньги в Пенсионный фонд и на социальное страхование. Они не платят налоги и не заключают договоры на комплексное обслуживание флота. Они зарабатывают большие деньги и с лихвой окупают все свои затраты.

Таких нелегальщиков "речные волки" пренебрежительно относят к разряду "тюлькин флот". На сегодняшний день в енисейском речном бассейне около 150 судовладельцев, которые имеют лицензии на погрузо-разгрузочную деятельность, грузовые и пассажирские перевозки. При этом, не считая Енисейского пароходства, серьёзных и работающих на перспективу, имеющих и содержащих в порядке всю документацию, из них всего 5-6. Остальные же заслужили славу "дикой дивизии", которая в основу своей деятельности ставит погоню за рублём.

Пока водный путь является единственной возможностью завозить овощи, фрукты и всё прочее необходимое для жителей северных территорий. Особенно выгодно заниматься этим осенью, когда навигация вот-вот закроется и тонна продуктов стоит полторы-две тысячи рублей. Если на стандартный теплоход загрузить вместо положенных 70 тонн вдвое больше, то и выгода будет соответствующая. А при минимуме расходов такие рейсы весьма прибыльны. Поэтому и не обращают судовладельцы внимание ни на правила загрузки, ни на сроки навигации, ни на контролирующие органы. Зачем нарываться на проверки, когда можно построить свой маршрут так, чтобы не встретить ни одного инспектора, как это было в случае с "Некрасовым". Периодически в Енисее обнаруживают брошенные суда, которые в результате каких-то технических неисправностей становились непригодными к дальнейшей эксплуатации. Чтобы не возиться с ремонтными работами, судовладельцы просто оставляют транспорт, который со временем оказывается на дне реки. От этого страдает как экология, так и безопасность речного движения.

Енисейскому речному пароходству, которое работает уже более 70 лет и имеет самый большой флот на Енисее, давно стало очень трудно конкурировать с такими фирмами. Имея отлаженную систему подготовки и эксплуатации своего транспорта, грузовых и пассажирских перевозок, комплексное обслуживание, опытный персонал, оно вынуждено тратить солидную сумму дохода на их содержание. Некоторое время назад, чтобы как-то бороться с беспределом, работники ЕРП пытались обращать внимание судоходной инспекции и прокуратуры на существующий "беспорядок вещей". За это их заклеймили "стукачами", нарушающими законы морского братства и пытающимися установить свою монополию. На деле же оказывается, что если что-то где-то у кого-то треснет или затонет, то как раз Енисейское пароходство становится панацеей. Эта организация имеет в своём распоряжении высококлассную аварийно-спасательную команду, которая в любой момент может отправиться на спасение терпящего бедствие судна. В операции по подъёму "Некрасова" наряду с таймырскими специалистами МЧС участвовали два лихтера и три буксира ЕРП. Помимо этого им ещё предстоит транспортировка теплохода. Правда, как им оплатит эти расходы злополучная фирма "Фарватер", потерявшая в этой аварии и груз, и кучу денег, и оплатит ли вообще, пока неизвестно.

КАПИТАН, КАПИТАН...

Именно капитан несёт ответственность за всё, что происходит на борту его судна. Но даже если количество груза становится опасным и может привести к катастрофе, он не имеет никакой возможности отказаться его принять, потому как в противном случае потеряет работу. И судоводителю не остаётся ничего делать, как закрывать глаза на немыслимые нарушения правил безопасности экипажа, пассажиров и груза. Хотя в случае аварии вся вина ложится на него и расплатой становится материальное возмещение, либо тюремный срок, либо - как это было на "Некрасове" - смерть.

"Красэйр" - чемпион".

("Красноярский рабочий", 01.10.05)

"Красэйр" заняла первое место среди российских чартерных перевозчиков. Об этом свидетельствует рейтинг, обнародованный британским журналом Airline Business.

Ежегодно чартерами "Красноярских авиалиний" пользуется 950 тысяч человек. Средняя протяжённость одного перелёта - три тысячи километров. В мировом рейтинге воздушных перевозчиков "Красэйр" заняла 108-е место. В число двухсот ведущих авиаперевозчиков, ранжируемых по показателю пассажирооборота, вошли всего 5 из 199 российских авиакомпаний.