Экономика

Выросли тарифы - получите субсидию (Новодвинский рабочий)

Несмотря на то, что Новодвинск считается одним из благополучных городов Архангельской области, многие горожане по-прежнему испытывают затруднения при оплате квитков за квартиры. Чтобы им помочь, государство придумало систему адресной помощи малообеспеченным гражданам в виде предоставления им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Бери, что дают

Власть определила, что размер платы за жилье и коммунальные услуги не должен превышать 22% от общего дохода семьи. Так что если ваш общий семейный доход, например, составляет 7 тысяч рублей, а за квартиру вы платите 2,5 - смело идите получать субсидию. Она вам положена.

Для получения субсидии на оплату коммунальных услуг необходимо предоставить в кабинет №7 отдела социальной защиты населения мэрии Новодвинска документы:

- паспорта всех членов семьи (супруги считаются членами одной семьи, даже если не проживают вместе),

- справку о доходе каждого работающего члена семьи за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения (для неработающих членов семьи - трудовую книжку),

- документы на квартиру (для муниципального жилья - договор социального найма, для частного - документ, подтверждающий право собственности),

- квитанцию об оплате жилья и коммунальных услуг за последний месяц.

А дальше вам остается ждать начисления субсидий для оплаты жилья. Но помните, государство будет оплачивать за вас только ту сумму, которая превышает 22% барьер семейного дохода. И все же ежемесячно порядка 1000 семей Новодвинска получают до 700 тысяч рублей, чтобы вовремя вносить коммунальные платежи.

Не положено?

Но в Новодвинске есть категория людей, которые не могут получить субсидию. Вот вам пример: проживает в моем подъезде благопристойная семья, и за квартиру они отдают пятую часть всего своего семейного дохода. Чуть-чуть не дотянули до права на получение субсидии. Сам же я своей квартиры не имею, поэтому снимаю ее у хороших людей. У меня тоже нет права на субсидию, поскольку я не являюсь владельцем жилья. Для таких категорий граждан мэрия Новодвинска предусмотрела возможность оказания адресной социальной помощи. Вот только горожане не спешат за ней.

В этом году из запланированных на эти нужды денег горожане выбрали меньше 5%. Деньги не нужны, что ли?

Тогда мы идем к вам

Помните такую восточную мудрость - если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Власть все же обращает иногда внимание на нужды своего населения.

В настоящее время в Госдуме и Правительстве рассматривается вопрос о снижении в 2006 году размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в общем семейном доходе с 22 до 18 процентов, а в перспективе - опустить эту планку вообще до 15%.

Так что государственную помощь при оплате жилья получат еще большее количество новодвинцев.

Брэнд - машина бизнеса (Бизнес-класс)

"Дружба", "Янтарь", "Жигулевское", "Аленка", "Советское шампанское". Все это - известные брэнды, хорошо раскрученные в советские времена. Хотя тогда термина "раскрутка" как такового не существовало - товары завоевывали популярность отнюдь не посредством эфирного времени и рекламы в газетах... Известные советские брэнды появлялись как бы сами собой. Это сейчас мы спрашиваем "что выбрать?", в те времена была проблема "где достать?".

Сейчас мы покупаем не просто продукты, а конкретное масло, молоко, кефир под определенным названием, оберткой, дающей информацию о производителе.

Брэнд или марка?

Торговая марка, или брэнд, - своего рода визитная карточка товара. И от того, насколько удачным окажется название, во многом зависит объем продаж, а значит, и финансовый успех компании. Создание брэнда - это процесс, который начинается с исследования рынка, определения целевой аудитории. И все-таки сначала продукт или услуга должны получить уникальное имя, способное привлечь внимание к товару. Первоначально именно по названию и оформлению потребитель будет судить о предлагаемом продукте.

В теоретических программах по маркетингу указывается, что два близких понятия - "брэнд" и "торговая марка" - незаслуженно приравнивают друг к другу. На самом деле термин "брэнд" имеет более широкий смысл. Это не просто марка с названием и логотипом, а идея, смысл, который в него вкладывают сами создатели.

Тема разработки конкурентоспособных товаров и выведения их на рынок остается, пожалуй, самой главной у компаний, всерьез задумавших занять свою нишу в том или ином сегменте рынка. Для этого предприятия тратят деньги на продвижение, составляют амбициозные медиа-планы, объединяют усилия аналогичных компаний.

Однако все эти действия не всегда знакомы местным предпринимателям, не имеющим достаточного количества средств для продвижения своего товара на региональные рынки. И, наверное поэтому участники семинара "Разработка конкурентоспособных марок и выведение их на рынок", который прошел в рамках деловой программы Маргаритинской ярмарки, корень всех бед увидели в проблеме государственного регулирования сферы торговли. А точнее - НЕрегулирования.

Руль у власти?

"Сейчас большая часть денег от реализации мяса и молока уходит в другие регионы. Население сдает продукцию не нашим переработчикам и поставщикам. С этим надо бороться. Государство должно делать так, чтобы торговля была правильно организована. Сейчас мы работаем хаотично", - утверждает заместитель начальника управления по АПК Севмаша Юрий Григорьев.

С ним не мог не согласиться генеральный директор компании "Делан" Дмитрий Порошин: "Дело в том, что в некоторых странах существует такая практика организации торговли. Не везде позволяют продавать кока-колу в неограниченных количествах. Торговля регулируется так, что если кока-кола ввозится, то на эту сумму поставщики должны закупить местный лимонад. Мы же не можем достойно развиваться, потому что отсутствует государственное регулирование".

Что ж, практика негласного запрета на ввоз некоторых продуктов из других регионов действует, например, у наших ближайших соседей. Уже много говорилось о так называемой алкогольной монополии Вологодской области - местные поставщики просто отказываются закупать ту же водку из регионов, позиционируя продукцию местного ЛВЗ. Тем не менее в других районах страны производители из Вологды реализуют молоко, мясо, масло, алкоголь, получая при этом немалую прибыль. Получается, что самой властью создаются искусственные ограничения для продвижения тех или иных товаров.

Ты мой друг, я твой враг.

"Автобус из Минска не может занять рынок в Москве, потому что Китай выходит на такое же производство. Мы знаем, что их машины плохие, но мы их покупаем, потому что они дешевле. Любой производитель за пределами области - мой враг. Давайте дадим ответ этому врагу! Сегодня Архангельская область может производить абсолютно конкурентоспособные товары, но торговля неуправляема", - считает Дмитрий Порошин. Однако если следовать этой логике, любой товар, производимый на территории области, не должен вывозится за ее пределы? Там, где наш продукт появится, мы будем врагами? "Куртяевская" стала "Гжелкой"

Пример другого решения проблемы, эффективность которого доказывает мировая практика, привела заместитель генерального директора компании "Архминводы" Ольга КИСЕЛЕВА. В 1999 году месторождение "Куртяевское" было передано в промышленное производство. По составу эта природная вода нисколько не уступает известным брэндам Кавказа. "На создание товарного знака "Куртяевской" потребовалось немало времени - подбирали слоган, дизайн этикетки. На регистрацию марки ушло полтора года", - рассказывает Ольга Викторовна. По ее словам, заняв определенную долю рынка в Архангельской области, руководство задумалось о продвижении продукции в другие регионы - возможности производства воды давно превышали существующий спрос. Первую попытку выхода на рынок Санкт-Петербурга вряд ли можно было назвать удачной. Несмотря на присутствие "Куртяевской" в магазинах северной столицы, она не пользовалась популярностью - покупатели ее просто не знали. А о бюджете такой рекламной кампании, которой было бы по силам вывести на рынок страны новый товар, "Архминводам" приходилось только мечтать. По самым примерным подсчетам, чтобы в России довольно быстро создать и продвинуть новый брэнд, для его "раскрутки" понадобится от $4 млн. "Мы стали вести переговоры с заводом "Кристалл". В результате сегодня "Куртяевская" вода в Санкт-Петербурге и других крупных городах продается под маркой "Гжелка", - говорит Ольга Киселева. С высоким содержанием творчества Продвижение "Куртяевской" давно заслуживает внимания даже опытных маркетологов - выйти на федеральный уровень удается не многим. Этим летом "Архминводы" провела достаточно удачную рекламную кампанию. "Перед нами стояла задача "малой кровью" привлечь внимание к продукту той части потенциальных потребителей, которые отдают предпочтение искусственно минерализованным водам крупнейших игроков российского рынка из-за массированной рекламной поддержки и четкому позиционированию на молодежь, ведущую активный образ жизни", - сообщил Сергей МАРИНИН (рекламное агентство "Маринин&Долгобородов"). За основу рекламной концепции решено было взять известное еще со школьной скамьи утверждение о том, что человек состоит на 70% из воды. Оставалось только показать, на что способны люди, "состоящие из Куртяевской". В кампании используется несколько сюжетов. По словам Ольги Киселевой, реклама показала свою эффективность, несмотря на небольшой бюджет и постоянное желание молодых людей заполучить "на память" сувениры от "Куртяевской", - объем реализации воды значительно вырос... Продавать не продаваясь Объединение, поглощение компаний, заключение сублицензионных договоров в новинке для нашего региона. Именно для выхода на крупный региональный рынок компания "Синергия" приобрела Архангельский ликеро-водочный завод. Мысль о том, что только за счет объединения усилий возможно создать и успешно продвинуть брэнд на федеральный уровень, неоднократно высказывал председатель правления группы компаний "Синергия" Александр Мечетин. Специалисты давно прогнозируют алкогольному рынку страны значительное укрупнение - рост продаж будет обеспечиваться не за счет увеличения количества потребляемого, а посредством укрупнения бизнеса.

Сложности с продвижением товарных знаков связаны не только с конкуренцией с крупными производителями. Коммерческий директор торгового комплекса "На Окружной" Татьяна Матвеева озвучила лишь основные проблемы: компании не учитывают спрос покупателей, не проводят исследования потребительских настроений, не изучают сезонность продаж. Кроме того, для создания товарных марок необходим значительный финансовый ресурс, которым большинство компаний не обладает.

Создавать брэнд, торговую марку возможно только при соблюдении определенных требований. Только в этом случае можно попытаться создать продукт, который со временем может стать лидером рынка. С технической точки зрения хороший брэнд это отличный товар (имеется в виду качественный) с удачным и разрекламированным названием, символом, упаковкой и хорошей сбытовой сетью и логистикой.

Часто при отсутствии одного или нескольких составляющих продукту трудно стать брэндом. Более того, ему часто бывает не по силам стать даже приличным товаром. А что касается власти, то ее участие в продвижении товаров в целом и местных производителей в частности должно в какой-то мере присутствовать, ведь от сильных марок выигрывают не только компании, но и государство. Во-первых, это перспективные экономические выгоды. Во-вторых - работа на "национальную" идею. А пока лауреатами "Брэнда года/EFFIE" становятся совсем не отечественные марки: Nuts, Икеа, Sumsung, BMW...

Общество

Пересекающиеся "прямые" и "горячие" линии (Правда Севера)

Хорошая это идея - "позвоните президенту". Вообще "позвоните кому-нибудь из руководителей" - тоже акция неплохая. На прошедшей неделе, когда Архангельская область вышла на финишную прямую предвыборной кампании, у северян была масса возможностей пообщаться с властью. Во вторник звонили и посылали SMS-сообщения (со смайликами и без) президенту. В четверг в прямом эфире жаловались на жизнь губернатору Николаю Киселеву. Вчера в честь Дня пожилых людей принимали звонки в областном отделении Пенсионного фонда. Департамент здравоохранения и социальной политики мэрии Архангельска тоже внес свою лепту, организовав вчера двухчасовые телефоны доверия в каждом городском округе. Наконец, в облизбиркоме на "горячей линии" всю неделю дежурили специалисты и областные чиновники. А глава Холмогорского района Владимир Ющенко, успев "поперед батьки", провел "прямую линию" еще в понедельник, 26 сентября!

Жизнь и опыт, в том числе нашей редакции, показывают: какую тематику общения с властью ни объяви, все равно народ будет говорить о самом наболевшем. Потому все "прямые" и "горячие" линии оказались пересекающимися. Потому в звонках и президенту, и главе обладминистрации преобладали так называемые бытовые вопросы, которые призвана решать местная власть. Но все же общение с губернатором оказалось даже интереснее, чем с главой государства. И вопросы отбирались не так тщательно (меньше времени, да и возможности не те), и власть эта нам ближе. А еще Николай Киселев обещал говорить с народом по телефону ежемесячно.

В облизбирком же, "отдувавшийся" за всех целую неделю, звонят не только интересующиеся выборами в органы местного самоуправления. Конечно, обращаются и кандидаты, спрашивают, как организовать встречи с избирателями, как выпустить листовки, каков порядок работы наблюдателей. А избиратели, особенно из Приморского и Красноборского районов, недовольны отсутствием в небольших селах информации о кандидатах и избирательной кампании в целом. Жители областного центра в завтрашних выборах участвовать не будут, но звонков в избирком от них поступило больше всего. Среди городских проблем на первом месте - коммунальные. Архангелогородцы жалуются на грубость и нерасторопность чиновников. Например, участнице Великой Отечественной войны, инвалиду первой группы, проживающей на пр. Ломоносова, д. 90, обещали к 9 мая сделать ремонт, но так и не сделали. А в ее квартире постоянно прорывает трубу с горячей водой. Ветеран обращалась в ЖЭК N 4, домоуправление N 25, "Жилкомсервис" - все без толку.

Да и в районах тоже озабочены не столько выборами, сколько крайне низким уровнем жизни, зарплат и пенсий - многие опасаются, что с нового года не смогут платить за услуги ЖКХ. А в деревнях Слуда, Репавино, Карговино, Карий Виноградовского района до сих пор нет даже электричества! Нет работы на селе, как же будут наполняться бюджеты вновь образованных муниципальных образований?

Считается, что любой закон станет нормально действовать только тогда, когда необходимость в нем "созреет" снизу, в народе. Реформа местного самоуправления проводится "сверху", но разве нельзя считать ее предпосылками появление ТОСов - территориальных органов местного самоуправления? Людей, которые хотят и стремятся что-то изменить в повседневной жизни своей и соседа, в деревнях и поселках области не так уж мало. Возможно, государство спешит и народ подстегивает. А северяне, барского кнута никогда не знавшие, на все имеют свое мнение. Однако на этот раз неплохо все же слезть с печи и, поборов лень, равнодушие и северную "примороженность", проголосовать за новую жизнь.

Правила по оплате проезда пенсионеров к месту отдыха пока никто не отменил (Трудовая Коряжма)

И.о. начальника Управления ПФР в Коряжме Ольга Фофанова:

- В последние дни к нам стали обращаться пенсионеры с требованием предоставить положенную по закону о Северах льготу на проезд к месту отдыха и обратно. Они узнали из публикации в "Правде Севера", что Президиум Верховного суда РФ своим постановлением от 10 августа 2005 года восстановил такое право, независимо от того, куда ездили пенсионеры -на курорт или, например, в гости к детям.

Однако Президиум Верховного суда лишь высказал свое мнение в отношении понятия "организация отдыха". Постановление правительства N176, которое утвердило Правила по оплате проезда пенсионеров к месту отдыха, никто не отменял. Оно не признано в установленном порядке не соответствующим Конституции.

И мы должны руководствоваться именно этим документом. По-прежнему, чтобы получить компенсацию дорожных расходов, пенсионер к заявлению должен приложить проездные документы, курсовку, отрывной талон к путевке либо иной документ, подтверждающий период пребывания его по месту отдыха. Постановления Верховного суда недостаточно, чтобы вернуться к старому порядку выплаты компенсации.

Для этого должно быть отменено действующее постановление правительства или внесены в него существенные изменения. А это возможно лишь на основании решения Конституционного суда.

30 сентября закончился прием заявлений об отказе от соцпакета. В Коряжме 1223 федеральных льготника отказались от набора социальных услуг, из них 59 - частично. Показательно, что в последнюю неделю поступило 350 заявлений - четверть от общего числа отказов. Это свидетельствует о нашей привычке откладывать решение своих вопросов на последний момент и тем самым создавать ненужный ажиотаж.

Хотелось бы еще раз обратить внимание всех, кто отказался от соцпакета, что в следующем году им придется покупать лекарства и ездить на курорт за свой счет. Никаких исключений ни для кого не будет. Надеюсь, пенсионеры, прежде чем подать заявление, серьезно обдумали этот шаг.

Те, кто поймет, что приняли неверное решение, в период с 1 января до 1 октября 2006 года могут подать заявление о возврате социального пакета. Но право на бесплатные социальные услуги они получат только с 1 января 2007 года.

АДРЕСА БЕДЫ. Я УСТАЛ от твоего пьянства, МАМА! (Каргополье)

Неряшливая, в грязных подтеках дверь приоткрывается с трудом. За ней груда разного мусора и обрезок толстенной доски, с помощью которой дверь запирается. Оборванные обои, таз с помоями на самой середине пола, все затоптанное, черное. И запах, сложный "аромат" запущенного человеческого жилища назойливо лезет в нос, заставляя сдерживать дыхание.

На маленькой кухоньке, в спаленке напротив тот же бедлам, полная бедность и убожество, помноженные на неряшество, леность, пьянство и равнодушие хозяев дома к себе и судьбе своих детей. И так в каждой неблагополучной каргопольской семье, количество которых растет год от года.

Чтобы застать взрослых обитателей таких жилищ дома, члены комиссии по делам несовершеннолетних при районной администрации вынуждены наведываться к ним вечерами, потому что днем чаще всего неработающие родители таких семейств заняты добыванием пропитания. Грибы-ягоды летом и осенью, случайные заработки зимой - вот основа их семейных бюджетов. Плюс еще детские пособия. Большая часть заработанного и полученного тратится, как правило, на выпивку.

Пьяным мамам и папам по большому счету наплевать, чем занимаются их дети, как они учатся, что они едят, где ночуют.

Кате всего тринадцать лет. Она нынче пошла в седьмой класс. Но в школе ей совсем не нравится. Может быть, потому, что чувствует она себя там не в своей тарелке. В ее возрасте девчонки уже начинают модничать, а на Кате старенький свитерок не первой свежести и джинсы на все случаи жизни, где уж ей до модных прикидов одноклассниц. Равной среди равных девочка себя чувствует совсем в другой в компании, о которой она старается не распространяться. Летом, случалось, она не бывала дома по несколько суток. Мама Кати - инвалид, ей самой нужна помощь. К тому же женщина не прочь выпить. Справиться с дочкой, по ее словам, она уже не может. Старший брат, когда в подпитии, пытается воспитывать сестренку кулаками. Отчего Катя сбегает из своего не слишком уютного дома.

Бывает, что Катя ночует в квартире многодетной семьи с соседней улицы. И не только она. Приблудившихся девчонок хозяева могут "не замечать" по несколько дней. Здесь "рады" всем. Детей тут не считают: одной больше, одной меньше, какая разница. А то, что нормальные родители подчас сходят с ума, потеряв ребенка и найдя его в этой квартире, хозяев как-то не беспокоит.

Еще одна "знаменитая" неблагополучная семья М. с Горки. Детей-школьников, ради которых и затевается очередной рейд, дома не оказалось. Трезвая мама привычно отвечает на вопросы: "Дети к школе готовы: есть форма и учебники". Все, мол, у нас хорошо. Только вот почему-то в хорошее верится с трудом. То ли посторонние люди, при виде нас суетливо затворяющие дверь зала, мешают, то ли вид главы семейства, невозмутимо смотрящего телевизор, настораживает.

Все неблагополучные семьи чем-то похожи. Неухоженность жилища, отсутствие хоть какого-то уюта, разбитые черные печи, торчащие оголенные провода электропроводки, ободранные обои. С трудом верится, что дети, "вылетевшие" из разоренного гнезда, сумеют найти праведный жизненный путь, вы-рваться из замкнутого круга. Детство, омраченное пьянством родителей, даже одним из них, накладывает негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь людей. В семье К. пьет только папа. Мама работает и пытается тащить весь семейный воз в одиночку. Папа сильно ей в этом "помогает". Явившись домой ночь-заполночь, он материт старшую дочь и бьет жену. Соседи по дому все это слышат, но помочь ничем не могут. Кому охота связываться с пьяным отморозком. Девочка, узнав, что папа сегодня навеселе, загодя уходит из дома. Младший сын боится оставить маму одну. А потому все семейные скандалы происходят на его глазах. Мальчишка еще мал, но, жалея мать, уже пытается ей помогать: после школы укладывает доски на пилораме. Он хочет побыстрее стать взрослым, чтобы защитить маму от жестокого отца. А пока тихо плачет в уголке, когда пьяный папа, в очередной раз сорвав все запоры с входной двери, скандалит и колотит маму.

У Б. многодетная семья. Дети почти все школьники. Живут Б. в однокомнатной квартире. В единственной комнате, кроме кроватей, места нет даже для стола. Уроки школьники вынуждены делать на кухне. По отзывам педагогов, у Б. хорошие ребята, учатся неплохо, ответственные, добросовестные. Живется им, правда, трудно. В семье работает один папа, мама ухаживает за маленьким ребенком. Достаток Б. складывается из папиного небольшого заработка и детских пособий. Старшие ребята стесняются своей бедности, надо думать, каково им приходилось, когда родители уходили в глубокие запои. Спрятаться в одной комнатушке негде, на кухне за стол и то надо садиться по очереди. Поэтому вся - слава Богу, прошлая - угарно-хмельная жизнь взрослых проходила рядом с детьми.

С каждым годом на Каргополье пьющих семей становится все больше. В пьяном угаре горе-родители напрочь забывают о своих, по сути, брошенных детях. Был недавно в Каргополе такой случай: милиция ночью подобрала на улице полураздетого малыша. Когда мальчонку спросили, куда он направляется, Митя с недетской серьезностью и рассудительностью пояснил дядям в погонах, что идет в детское отделение больницы. Мамка снова пьяная, и он очень устал и хочет кушать. А в детском отделении больницы он уже был и знает, что там хорошо кормят и укладывают спать в чистую кроватку. За два месяца пребывания в больничной палате, пока шло оформление мальчика в детский дом, он ни разу не вспомнил маму.

Грустно. И страшно. Выйдите вечером на улицу. Почти вся гуляющая молодежь держит в руках пивные бутылки и банки. Молодые, красивые, пока еще здоровые парни, а часто и девушки дефилируют по ночному городу, куражливо прихлебывая широко рекламируемый в электронных СМИ пенный напиток. Вряд ли кто из них хоть мимолетно задумывается над тем, что с безобидного глотка пива в угоду назойливой рекламе и желанию быть как все порой начинается дорога, по которой маленький шестилетний мальчик, усталый и голодный, бежит, как от огня, от своей вечно пьяной мамки. (Имена детей по этическим мотивам изменены).

Горячий камень (Устьянский край)

В поселке Богдановский в ста метрах от дороги, у ручья, лежит удивительный камень. Он имеет форму бруса длиной 1,5 м, высотой около 1 метра. Имеющий плоские верхнюю и боковые грани, камень создает впечатление, как будто вытесан человеческой рукой. При этом боковые грани камня наклонены к нижнему основанию так, что ширина его сверху составляет 0,75 м, снизу около 1 метра. Верхнее основание камня, лежащего на пологом склоне ручья, параллельно земной поверхности. Камень ориентирован так, что выступающий из земли торец его обращен к ручью на север. В верхней части торца видны клинообразные насечки, которые заметно отличаются от естественных сколов и углублений, вызванных воздействием природных условий. Нижняя часть торца - тоже плоская. Каким образом возник такой камень, никто не знает. Все очертания камня указывают, что он является каким-то древним, таинственным историческим памятником. Попытаемся определить его принадлежность, обратившись к истории развития Устьянского края. Анализ ее уводит нас к событиям тысячелетней и более давности, к временам проживания в наших краях чуди заволочской.

При осмотре местности заостряется внимание на углубление в земле у камня. Как будто в этом месте земля стала проседать в какую-то подземную полость. Возможно, камень обозначает место расположения землянки, в которой захоронены или самозахоронены чуди. Однако местность вокруг насыщена камнями. Выкопать здесь землянку трудно и нецелесообразно. Бывший в далекие времена более полноводным ручей в весеннюю пору заливал бы ее. Скорее всего, это углубление появилось вследствие естественного заноса камня землей с других сторон. Вполне возможно, что этот камень является остатком чудского святилища. Таких святилищ в настоящее время обнаружено не одно на Кокшеньге. Тарногский краевед А.А. Угрюмов в своей блистательной книге о Кокшеньге (Кокшеньга. Историко- этнографические очерки. Вологда, 2003) отмечает, что у чуди были специальные капища (мольбища) - места языческих жертвоприношений ее главному богу Йомалю. Такие мольбища располагались среди куста огромных елей. Посреди них находился большой камень и два поменьше, стояли различные идолы, каменные и деревянные. На большом камне высекались изображения бога, различные обозначения, подписи. В частности, сохранившиеся надписи на камне одного из капищ в Кокшеньге ученые до сих пор не могут расшифровать.

В данном расчищенном месте ели растут и сейчас поблизости. Двух выделяющихся малых камней не видно, однако, метрах в 20 повыше находится каменница из навоженных сверху камней. Возможно, они находятся в составе каменницы, а углубление у рукотворного камня есть выемка от одного из них. Чудские мольбища располагались на возвышенностях. Данное находится хотя и в низине ручья, но на склоне одного из двух больших угоров, между которыми протекает ручей.

Однако при всех сходных признаках нельзя не отметить, что имеем дело с одиночным камнем, расположенным у дороги, проходящей вдоль реки Устья. Не можем не обратить внимания на легенду Шалауровой о затерявшемся в 13 километрах на этой же дороге чудском боге, перемещавшемся в этом же направлении (Устьянский край, 21.01-11.09.1997).

В легенде "Чудское кладбище" приводятся следующие сведения: "На горе, над древней Вежевской давно жил народ чудь в Устьянских лесах около деревни на Наволоке и Вежевской. Они одевались не как наши люди, а по-особому. Носили в ушах и на себе разные изображения, серебряные, оловянные. Управлял ими самый старшой старик. Жили они одной семьей, а как накопится много, то делились на разные избушки, много людей жило в одной избушке. Нашему православному Богу не веровали. А молились своим богам-идолам. В деревне Пенье Никольской волости жила тоже чудь. Вот они и перетаскивали своего бога. Раз пеньевцы у вежан украли бога. Повезли домой, а бог, камень тяжелый, их выбрало из сил. Они остановились у деревни Березницкой, у моста через речку Ворбазу. У моста, на самой дороге тут чудский бог и остался стоять. Это был огромный камень вышиною в аршин-полтора. В ширину - в аршин. На нем какие-то вырезы, вроде нос, рот. Камень очень тяжелый, весом 30 пудов или, может быть, более. Доктор Соловьев заинтересовался этим камнем. Хотел к себе увезти, но много бы понадобилось лошадей, чтобы увезти. Так камень остался стоять на берегу речки Ворбазы, у деревни Березницкой. Камнем этим никто не интересовался. Только в 1912 году мне вежевская старушка рассказала про чудь и про камень. Со времен революции камень исчез, и никто не знает, куда девался камень - чудский бог".

Легенда записана со слов крестьянки Александры Буториной 26.11.1912 года в деревне Березник.

Из легенды следует, что Буторина узнала о чудском боге от вежевской старушки. Согласно легенде чудский бог путешествовал между вежанами и пеньевцами не один раз. Следовательно, у деревень Вежа и Пенье были чудские капища, на которых водружался бог. Расстояние между деревнями по старой грунтовой дороге составляет около 25 км, причем д. Пенье расположена на другой стороне реки Устьи. Поселок Богдановский расположен почти посередине между ними. В легенде имеет место несоответствие в описании величины камня. Камень огромный. Доктор Соловьев даже отказался от намерения увезти его, потому что много бы понадобилось лошадей. А на деле камень не такой большой, высотой и длиной не более 1 метра, шириной - 0,71м. (аршин равен 71см). Указанное противоречие разрешается, если учесть, что в ХIХ веке оценка длины осуществлялась по собственным критериям. Аршины-линейки бывали разной длины. "На свой аршин мерить", - говорили в те времена (Ю.А. Федосюк или энциклопедия русского быта ХIХ века. Москва. "Наука", 2002.). Поэтому не исключено, что в легенде Шалауровой приведено описание камня, лежащего у ручья в Богдановском.

С начала христианизации чуди заволочской, с ХIII века чудские святилища не разрушались. Они сохранялись, только превращались в христианские. Как повествует Угрюмов, на камнях капищ в этих случаях рядом с чудскими изображениями выгравированы христианские надписи. При таком отношении к чудским святыням, оставленным у речки Ворбазы, чудским богом могла заинтересоваться Никольская церковь села Никольское (Строевское). Однако перевезти его в свою обитель помешали революционные события 1905 года. Чудский бог оставлен в удобном месте: в лесу, у не населенного в то время ручья Богдановского, на каменистом месте. Он не затеряется, не уйдет в трясину, не зарастет травой. Оставлен бережно, выровнен, направлен на север.

На протяжении последнего столетия этот камень называется "Горячий". В летнее время, ночью, к нему стекалась молодежь. Камень почти не остывал до самого утра. Сюда приходили влюбленные и признавались в самых чистых и светлых своих намерениях.

Может быть, и по сей день "Горячий" камень - чудский бог, ставший христианской святыней, если к нему прикоснулась церковь, выполняет свою святую миссию - сеять между людьми добро и мир.