Визиту большой министерской делегации газета "Рыбак Камчатки" посвятила 21 сентября статью "Федеральный бюджет нам поможет. Но не сегодня и не сейчас". Сразу три министра побывали на Камчатке в середине сентября. Правительственный десант возглавлял министр экономического развития Герман Греф. В его "команде" были министр природных ресурсов России Юрий Трутнев и министр транспорта России Игорь Левитин. Их сопровождала рабочая группа руководителей и ведущих специалистов РАО "ЕЭС России", Газпрома, Росимущества, Федеральных агентств воздушного и морского транспорта, Минэнерго, Минобороны, Федеральных таможенной и пограничной служб, Ростуризма, Агентства по рыболовству и других профильных министерств и ведомств. "Министрам хотелось знать, в чем конкретно помогать Камчатке. Правда, администрация области мало помогла. План развития полуострова есть, отвечали местные чиновники, но конкретики в нем нет - пока не стабилизируется ситуация с энергетикой, ничего планировать невозможно". Но к некоторым выводам министры смогли прийти и без подсказки камчатских чиновников - при огромном количестве федеральных органов власти у региональных властей отсутствует возможность принимать решения местного значения в таких сферах, как рыбная промышленность или туризм. Поэтому Греф пообещал поделиться полномочиями с регионами. Одним из "моторов" камчатской экономики, по его мнению, может стать развитие туризма. "В этом смысле полуостров произвел на Грефа шокирующее впечатление. С одной стороны, большой туристический потенциал. С другой - всего 800 туристических мест в гостиницах полуострова, отсутствие транспортной инфраструктуры". В 2006 году из федерального бюджета будет дополнительно выделено 10,5 млрд. рублей на развитие экономики и решение социальных проблем дальневосточных регионов. В Камчатской области дополнительные средства из федерального бюджета пойдут на строительство объектов медицины, культуры и спорта, а также на развитие транспорта и энергетики.

Статью о судьбе единственного пассажирского аэродрома на полуострове под заголовком "Нужны ли Камчатке социальные потрясения?" публикует 21 сентября газета "Камчатское время". Средства на содержание аэродрома вкладываются только государством. Но за 14 лет рынка государство не вложило в аэродромы ни рубля. "Латание дыр" происходит из доходов ГУПов, в хозяйственное ведение которых государство передало свою собственность. За эти годы сложилась система получения доходов от различных видов деятельности, разрешенных аэропортам. Отдай сейчас кому-то любой из этих видов - у аэропорта появится дыра в бюджете, поскольку доход уйдет на сторону. Издание публикует на эту тему интервью с генеральным директором ФГУП Петропавловск-Камчатского авиапредприятия Алексеем Твердохлебом. "Срок эксплуатации искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) истек в 1998 году, капитального ремонта на полосе не производилось, за исключением латаний дыр. А теперь еще возможен вариант, что аэропорту предложат взять эту ИВПП в аренду, поскольку правительство занялось законодательной базой авиаперевозок. За полосу нужно будет платить арендную плату, рост стоимости услуг в этом случае будет неизбежен. Если доходы предприятия будут уменьшаться, частично придется и на плечи пассажиров переложить". Более того, московская компания "Аэрофьюлз" нашла поддержку у местной администрации Елизовского муниципального образования в части строительства на прилегающей к аэропорту земле, альтернативного топливозаправочного комплекса. Если это произойдет, то ФГУПКАП потеряет 30%-36% валового дохода. Плюс другие компании претендуют на оказание таких услуг как бортовое питание пассажиров, а в этом случае потери доходов составят еще около 20%. "Практически воздушные перевозки на местных воздушных линиях будут парализованы, если не прекратятся вообще, потому что содержание приписных аэропортов требует финансирования. А это социальный конфликт в преддверие объединения двух субъектов. Худо-бедно, а около 40 тысяч жителей полуострова будут отрезаны от областного центра" - говорит Твердохлеб.

"Остаться в живых мечтают камчатские водители и их пассажиры" - так называется статья, опубликованная 21 сентября в газете "Вести". "Для развития туризма на полуострове есть все: активные люди, которые готовы двигать это дело вперед, поддержка областных властей, удивительная природа. Не хватает одного - нормальных дорог. Без этого не будет ни туризма, ни экономики вообще" - пишет издание. "Возить туристов по Камчатке бывает просто стыдно, - говорит старший менеджер турагенства гостиницы "Петропавловск" Марина Леу. - "Они платят такие деньги, чтобы сюда приехать, а им за это вытрясают душу на дорогах". Вообще в этом году сразу несколько факторов негативно повлияли на туризм - удорожание транспортных услуг, паника в связи с прогнозами сильного землетрясения. Но если иностранец все-таки доберется до Камчатки, то дороги его добьют наверняка, как контрольный выстрел. По итогам своего визита на Камчатку глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что с 2006 года будет дополнительно предусмотрено 3 млрд рублей на дорожное строительство и развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке. "Но ведь дело не только в деньгах. Дороги-то все равно развалятся" - заявил руководитель Дирекции "Камчатоблавтодора" и ФГУП "Камчатавтодор" - "Система не отработана. Все поставлено с ног на голову. Заказчик - Камчатская администрация должна управлять дорогой, отвечать за нее, следить за ее состоянием. А она считает, что подрядчик сам знает, что делать, пусть делает. А когда мы действительно делаем, и потом приходим к нему, он говорит: "А кто вас просил? Я платить не буду". Для справки: протяженность общей сети автомобильных дорог в области - 1 тыс. 404 км, в том числе федеральная дорога - 38 км. По объему ежегодно выполняемых ремонтных работ за 15 лет произошло снижение с 230 км/год в 1988 года до 6 км в 2003 году. За последние 18 лет пропущено два межремонтных срока. Неотложного ремонта требуют 620 км дорог. Плохое состояние дорог привело к росту количества ДТП, гибели людей.

Под заголовком "Желающих поруководить хватает. Муниципальные выборы" газета "Камчатское время" 21 сентября публикует статью, посвященную предстоящим 23 октября выборам в муниципальные органы власти на Камчатке. Жителям городов и районов Камчатки 23 октября предстоит выбрать глав администраций трех районов области - Алеутского, Елизовского и Усть-Камчатского, депутатов восьми городских и районных представительных органов. "Первоначально были опасения, что не будет желающих выдвигаться в главы и депутаты некоторых сельских поселений, особенно так называемых проблемных" - пишет издание. Однако, как заметил председатель избирательной комиссии Камчатской области Александр Шестопалов, эти пессимистичные прогнозы не оправдались. Выдвижение кандидатов прошло нормально Около 160 человек выдвинулись в главы новых городских и сельских поселений, которых на территории Камчатки образовано 27. И хотя после подведения окончательных итогов регистрации число кандидатов уменьшится, все равно останутся пять с лишним человек на место: есть из кого выбирать. В районные и городские представительные органы выдвинулись более 440 человек. На 126 депутатских мест - три с половиной человека на одно место. В новых городских и сельских поселениях будут насчитываться 260 депутатов. На эти места выдвинулись почти 540 человек. Самыми сложными будут, скорее всего, выборы в Елизовском районе. Здесь они пройдут по полной схеме: предстоит выбрать главу района и районную Думу, а также руководителей и представительные органы в новых сельских и городских поселениях. Интересно, что представительный орган Елизовского района - самый многочисленный на Камчатке. Проще сказать: если бы не Елизовский район, выборы на Камчатке были бы довольно скучны и однообразны.