На ярмарке в Урумчи (Синьдзян-Уйгурский автономный район, СУАР - прим. ИА REGNUM), которая проходила в самом начале сентября 2005 года, Сибирь выглядела жалко. Об этом 22 сентября в горно-алтайском еженедельнике "Постскриптум" пишет побывавший на ярмарке журналист Николай Витовцев.

"Интересуют ли ответственных товарищей из Сибирского федерального округа более важные вещи в сравнении с центнерами грузов, которые они везут с ярмарки себе домой? - задается вопросом автор. - Пока что окружные начальники мало чем отличаются в аэропорту Урумчи от "челноков", загруженных под завязку китайским ширпотребом. И, может, поэтому отношение к ним со стороны китайских чиновников - соответствующее. Окружное начальство только на словах выступает за расширение приграничного сотрудничества, за удвоение ВВП, создание совместных предприятий, рост товарооборота с Синьцзяном и прочее, - продолжает "Постскриптум". - На самом же деле контора генерала Анатолия Квашнина будет и дальше прилагать все силы к тому, чтобы не допустить укрепления самостоятельности не только отдельно взятой Республики Алтай, но и любого сибирского региона. Их задача - душить все, что будет идти вразрез с идеями злосчастного "укрупнения". И это значит, что падение в яму продолжится. Об этом мне говорили во время Урумчинской ярмарки люди из всех делегаций нашего округа, из всех без исключения. Хотят того федералы или нет, но объективно округ превращается в такой тормоз для развития приграничных связей, что единственным выходом из нынешнего тупика может стать только ликвидация округа, ставшего в телеге пятым колесом. Какая польза от окружного начальства, если оно не в состоянии определиться даже с кандидатурой на пост губернатора Алтайского края?

Строительная фирма из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая "ЕМА" во главе с генеральным директором Чен Чжифуном готова прийти в Республику Алтай хоть сейчас. Ее годовой оборот - 6 миллиардов долларов. В этом году фирма возвела в Урумчи две "свечки" по 36 этажей за два месяца, попутно благоустроив прилегающий к ним парк площадью 7 тысяч кв. метров, причем парковые ручейки и фонтаны естественным образом продолжаются в подвальных помещениях, расположенных под двумя небоскребами. Фирма "ЕМА" зарождалась в 1989 году, ее основали три брата, жившие в то время в городе Алтай. Начинали с торговли сувенирами, не имели даже своего автомобиля. Примерно так же начинали у нас в Горном Алтае первые кооперативы. Встав на ноги, братья перебрались в Урумчи, и старший из них по сути дела живет теперь в своем офисе - иначе ему не справиться с головокружительными объемами работ. Август, как считает Чен Чжифун, был для его фирмы неудачным: оборот едва достиг 360 миллионов долларов. С момента своего появления фирма "ЕМА" была нацелена на сотрудничество с Сибирью и, в частности, с Горным Алтаем. Они продолжают надеяться на то, что получат в скором времени работу в Республике Алтай. Но, к сожалению, нынешняя "вертикаль власти" позволяет им заниматься только вывозом металлолома из Западной Сибири - на радость таким губернаторам, как Аман Тулеев. Больше им ничего не разрешают делать на уровне СФО.

Возвращаясь из Урумчи, барнаульцы получили большие проблемы в новосибирском аэропорту Толмачево. Люди из полпредства убедительно попросили таможенников перетрясти багаж барнаульцев "по полной программе". За что же им выпала такая немилость? А за то, что они посмели выйти на Урумчинскую ярмарку самостоятельно, в обход Новосибирска. Фирма "ЭКСПО-Новосибирск", выступая правопреемником "Сибирской ярмарки", пытается сохранить монополию на участие сибиряков в международных ярмарках. В июле этого года, "содействуя" нашему участию в Харбинской ярмарке, монополисты слупили с каждого человека по 7.900 "рваных" только за банкет. И в этот раз новосибирцы тоже не стали мелочиться: за проезд одного участника в Урумчи и обратно с проживанием в гостинице они запросили в пределах 36 тысяч рублей, тогда как в Барнауле фирма "Грандис" назвала 24.500. Выставочное место площадью 9 кв. метров через барнаульскую фирму обходилось в $700, а в "ЭКСПО-Новосибирск" предлагали такое же место за 39.000 рублей, курс доллара известен. Много ли будет желающих ехать за такие деньги на ярмарку в Урумчи? Кроме представителей Алтайского края услугами ООО "Грандис" в последний момент воспользовались в Кызыле и Горно-Алтайске. Представителям СФО не понравилось еще и то, что делегация Алтайского края не стала делиться на VIP-персоны и, скажем так, всех "остальных". Руководители делегации края поселились вместе с "народом" в гостинице "Куньлунь", тогда как "випы" чисто по-московски облюбовали себе фешенебельный отель "Иньду". Барнаульцы откровенно недоумевали: зачем делиться, если каждый час, а то и каждую минуту возникают вопросы, которые надо решать сообща? Окружное начальство зачислило себя в VIP-персоны. Но считать себя таковыми и быть ими на самом деле - вещи совершенно разные. Китайцы ненавязчиво дали понять, кто есть "ху" в табели о рангах на ярмарке в Урумчи, и когда встал вопрос, на чем ехать нашим "випам" на экскурсию в славный город Турфан - на сверкающих джипах или париться вместе с "народом" на автобусе - китайцы, как учит их родная Коммунистическая партия, определили сослуживцев генерала Квашнина в автобус, хотя другие "випы" дружно сели в джипы. Сибирякам отвели место далеко на задворках ярмарки, после Казахстана, через загородку от торгово-закупочных фирм, представлявших Пакистан. Когда стоишь там, на самых задворках ярмарки, и понимаешь, что настоящая жизнь кипит не здесь, а где-то дальше, есть повод задуматься.

Конечно, министр экономики Республики Алтай Михаил Зотов прав, когда говорит, что это и есть истинное отражение нашего сектора в мировой экономике: 2 процента на всю Россию, а на Западную Сибирь - соответственно. И, тем не менее, совсем рядом - просторные залы, откупленные для своих стендов и экспозиций властями Казахстана".

По словам автора публикации в "Постскриптуме", столь широкое присутствие на ярмарке Казахстана объясняется просто: "в числе учредителей Урумчинской ярмарки - Торгово-промышленная палата Казахстана, и в отличие от нас казахстанцы едут туда не как гости, а как полноправные хозяева ярмарки. Что мешает торгово-промышленным палатам сибирских регионов и их федеральному руководству объединить усилия и тоже войти в число учредителей Урумчинской ярмарки? По всем приметам, интерес китайского бизнеса к Сибири из года в год будет только возрастать, а это значит, что сибирякам сам Бог велел продолжить традиции российского купечества и на новом уровне занять достойное место среди конкурентов".

Во время проведения ярмарки, пишет горно-алтайский еженедельник, среди участников обсуждалась идея строительства прямой автомагистрали из Китая в Сибирь. В настоящее время есть три направления, по которым Западная Сибирь выходит на Китай. Первое - по Чуйскому тракту и дороге через Монголию на Тайкишкен. Второе - так называемая "челночная" дорога на Чугучак через Казахстан. Третье - дорога через перевал Канас. Какой путь предпочтительнее? Понятно, что выход Западной Сибири на Китай затронет экономические интересы Монголии и Казахстана. Цель "Дороги тысячелетия" в Монголии - не только транспортная магистраль через всю страну, но и так называемая "вертикальная" дорога в сторону Китая от Ташанты. И у Казахстана свои расчеты: там хотят, чтобы другого выхода в Китай у России не было; чтобы грузы по-прежнему шли через Казахстан. Основным торговым партнером СУАР, судя по всем экономическим обзорам, остается именно Казахстан, доля которого достигает более 52%. Россия среди стран СНГ занимает третье место после Кыргызстана. Уверенное лидерство Казахстана в торговле СУАР отчасти объясняется банальной перепродажей российских товаров в Китай и, разумеется, наоборот. В Казахстане организована крупная перевалочная база для торговли российским лесом и лесопродукцией, из Казахстана вывозятся в Китай черные и цветные металлы, продукция химии и другая продукция, произведенная в России. Все это делает реальными прямые поставки из России в Китай тех грузов, которые сегодня по самым ласковым ценам как бы "закупает" у нас Казахстан. Упущенная таможенная пошлина российского бюджета при торговле через Казахстан составляет, по оценкам экспертов, ежегодно не менее 15 млн. долларов. Китай открывается для внешнего мира с Запада, но вместо России на этом рынке - с ее же товарами - представлен Казахстан, получающий на своем посредничестве десятки миллионов долларов в год. В конце лета из Монголии приехал историк Мерген Клешев, и он рассказал о том, что строительство дороги от Булгана в сторону Ташанты идет там полным ходом. Дорогу строят китайцы, хотя подрядчиком мог бы выступить "Горно-Алтайавтодор". Монголы еще по весне рассказывали, что руководитель этого ведомства Василий Пиряев запросил за работу в суровых монгольских условиях втрое больше, чем просили китайцы, и монгольская сторона вежливо отказала горно-алтайцам. Тем более что китайские дорожники работают втрое лучше. Монголы говорят, что дорога идет в сторону Красноярска. В Урумчи я говорил на эту тему с тувинцами, они подтвердили, что дорога от Булгана на Красноярск пройдет через перевал Хандагайты на тувинско-монгольской границе, и в Кызыле крайне заинтересованы в том, чтобы Республика Алтай не торопилась со строительством дороги через Канас. Двум нашим республикам гораздо выгоднее дорога на Китай через Монголию, это было бы дешевле и для федерального бюджета. Монголия всегда была и должна оставаться нашим стратегическим партнером. Если мы будем налаживать свои торговые связи с Китаем в обход Монголии, то можем навсегда потерять эту страну в качестве надежного партнера и союзника. Там уже сейчас заметно присутствие арабских стран, Турции, Пакистана. Жаль, что функционеры, работающие в СФО, не видят истинных причин той спешки, с которой монголы строят новую автомагистраль на Россию", - заключает "Постскриптум".