"КоммерсантЪ" рассказывает, что 21 сентября Дума Нижнего Новгорода провела свое последнее заседание в нынешнем составе. Дума Нижнего Новгорода третьего созыва была избрана 24 декабря 2000 года сроком на четыре года. Ее должны были переизбрать в декабре 2004 года. Однако 8 сентября 2004 года гордума под предлогом экономии бюджетных средств решила совместить собственные и мэрские выборы, назначив их на 16 октября 2005 года. Таким образом, депутаты на 9 месяцев продлили себе полномочия.

Последнее заседание в нынешнем составе гордума провела в "круглом зале" мэрии Нижнего Новгорода. Ранее в нем велась предпраздничная торговля, но в начале лета зал начали реконструировать, чтобы гордума четвертого созыва трудилась в достойных условиях.

Видимо, в связи со скорым расставанием и народные избранники, и чиновники мэрии были в приподнятом настроении. Первый вице-мэр Александр Мелешкин, которого прочат в спикеры новой гордумы, на правах отпускника пожаловал на заседание без галстука. Директор городского департамента здравоохранения Владимир Лазарев улыбался всем так, будто гепатит в Нижнем Новгороде навсегда побежден.

Глава департамента финансов Светлана Утросина сообщила, что к 1 августа мэрия не привлекала кредитов, поэтому удастся сэкономить 10 млн рублей. на обслуживании муниципального долга. Мэрия также попросила депутатов добавить 27 млн рублей. на реконструкцию канализационного дюкерного перехода через Оку. Это необходимое условие для получения средств на дюкер из федеральной казны. Всю прошлую зиму экологи уверяли, что изношенный дюкер поставил Нижний на грань катастрофы, город нашел деньги на его ремонт, а 1 сентября работы на правой нитке перехода опять прекратились из-за кредиторской задолженности в 10 млн рублей.

Народным избранникам также предложили добавить денег на расширение кладбищ для избирателей: 1,2 млн рублей - строящемуся Нижегородскому кладбищу, 406 тыс. рублей - расширяющемуся Новосормовскому. Все изменения в бюджете были без лишних споров одобрены. Кроме того, Дума благосклонно восприняла информацию о том, что по просьбе мэра Булавинова цирк в Канавинском районе города передается на баланс области.

Столь же оперативно депутаты утвердили порядок формирования фонда зарплаты городским чиновникам, санкционировали продажу недостроенного муниципального неотапливаемого склада и назначили на 26 октября публичные слушания по проекту устава Нижнего Новгорода. Напоследок народные избранники и муниципальные чиновники сфотографировались на память и поблагодарили друг друга за годы сотрудничества. Впрочем, большинство депутатов надеется сохранить за собой места в новой Думе.

"Новое дело" рассказывает, что недавно Нижний Новгород лишился нескольких домов исторического центра города, составляющих культурно-историческое наследие как города, так и всей страны. В обход процедуры, разрешающей строительство, застройщики снесли лучшие образцы застройки ХIХ века, охраняемые государством. Теперь на этом месте вскоре должна развернуться стройка.

Как отмечает автор материала, несмотря на столь непрезентабельный вид старых зданий, разрушать их ни в коем случае нельзя. Построив множество многоэтажек, Нижний Новгород превратится в Манхеттен, и потеряет не только свою самобытность, но и всякую историческую ценность для российской и мировой культуры.

Жители, особенно центральной части города, очень болезненно относятся к таким переменам. Их жалобы дошли и до Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО. Узнав о самовольном сносе домов, которые являются культурной ценностью, Управление по надзору совместно с научно-исследовательским предприятием "Этнос" подготовило документы и отправило их в прокуратуру Нижегородского района. По факту их сноса там было возбуждено уголовное дело.

Обойти закон застройщикам помогло несовершенство принятия решений, связанных с охраной памятников. Автор статьи недоумевает, как могло получиться, что городские чиновники не знали о том, что центр города является охраняемой зоной и спокойно выдали разрешение?

За разрушение домов, входящих в региональный реестр памятников истории и культуры, грозит штраф до 200 тысяч рублей или два года тюрьмы. А за снос федеральных памятников - от 100 до 500 тысяч рублей или пять лет тюрьмы.

Автор статьи считает, что если бы хоть раз за такое нарушение закона руководителя строительной фирмы посадили, то впоследствии уже вряд ли бы кто решился ломать дома, представляющие архитектурную ценность. А вместе с нарушающим закон застройщиком хорошо бы "упечь в кутузку", по выражению газеты, и чиновника, который в нарушение закона подписал это противоправное распоряжение.