ИА REGNUM продолжает серию интервью по актуальным проблемам жилищной политики города. В преддверии встречи лидеров самых крупных инициативных групп Москвы с главой стройкомплекса Владимиром Ресиным, ИА REGNUM обратилось к экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию по трем вопросам: незаконное строительство, проблемы при переселении, нарушения прав москвичей при строительстве. На вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил координатор Комитета Защиты Прав Граждан (КПРФ) Сергей Селиванкин.

ИА REGNUM: Какие проблемы незаконного строительства стоят наиболее остро с юридической точки зрения?

Существуют два важных закона "Об основах градостроительства в Москве" и "О порядке подготовки получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в Москве". Строительство считается разрешенным, если Мосгосэкспертиза выдала положительное заключение на проектную документацию. Например, в конце августа 2005 г. в Комитет Защиты Прав Граждан (КЗПГ) обратились инициативные группы москвичей с целью выяснения законности строительства рядом с их домами. На днях мы получили ответы на запросы, в которых говорится, что проекты на строительство зданий по адресам: 10-я Парковая ул., вл.20, Старый Петровско-Разумовский пр-д, д.15/17, ул.Мишина, д.57 на рассмотрение в Мосгосэкспертизу не поступали. Таким образом, мы полагаем, что о статусе законности строительства в данных случаях говорить рано и несвоевременно.

В нашем городе за наличие у застройщика разрешения на ведение строительно-монтажных работ высокую долю ответственности несет Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН).

При наличии соответствующего документа исполнителю осуществляется выдача ордеров на подготовительные, земляные и строительные работы. 15 августа, по просьбе жителей мы обратились в Объединение административно-технических инспекций города Москвы с запросом о выдаче ордеров на ведение работ по адресу: ул. Кировоградская, 24. В ответе за 30 августа 2005 г., начальник АТИ по ЮАО Князев сообщает, что ордер за №05050190 оформлен 24.08.2005 г., в соответствие с "Правилами подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве". Из документа следует, что ордер №05050190 был выдан только через 9 дней после запроса КЗПГ. Соответственно, возникает вопрос о законности ведения каких-либо работ до 24 августа 2005 г. по этому адресу. 7 сентября мы разместили информацию на сайте КЗПГ, а 15 сентября по электронной почте получили письмо за подписью руководства технического заказчика строительства ЗАО "Монолит".

Приведу две фразы из этого письма. Первая:"... Хотели бы довести до Вашего сведения, что в письме Административно-технической инспекции ЮАО №05-08/1346 от 30.08.2005 г. на Ваш запрос №068/1 от 15.08.2005 г. допущена ошибка. Дата выдачи ордера №05050190 на производство подготовительных, земляных и строительных работ для строительства жилого дома по адресу: ул. Кировоградская, вл. 24 (ЮАО) - 04 августа 2005 г., а не 24 августа 2005 г., как это указано в письме ОАТИ..."

И вторая:"... Были бы признательны Вам, если бы Вы, внесли соответствующие изменения в Вашу информацию в Интернете, поскольку недостоверная информация отрицательно сказывается на отношениях с жителями и провоцирует их на нарушение общественного порядка, что в свою очередь влечет за собой нарушение сроков строительства..."

Иначе говоря, технический заказчик строительства обращается не к авторам документа из АТИ по ЮАО, а пишет по электронной почте письмо к адресату - правозащитной организации, с просьбой изменить содержание единственного документа, полученного КЗПГ из АТИ по ЮАО по проблеме строительства на Кировоградской ул., вл.24. Заказчику понадобился временной интервал с 7 по 15 сентября, чтобы сделать вывод о том, что "скромные" московские чиновники, оказывается, просто ошиблись на 20 дней при составлении ответственного документа для тысяч жителей большого московского квартала. Так законна ли данная стройка, если все остальные документы, как уверяют нас разные инстанции, в полном порядке и согласованы? Увы, при ответе неизбежно возникают другие вопросы: как достигается такое согласие? Есть ли цена у компромисса?

Остается добавить, важные аргументы - строительные работы, ведущиеся без разрешения или с нарушением правил означают, что имеет место самовольная постройка, которая подлежит сносу. Запретить подобное строительство могут как сами столичные власти, так и судебные инстанции.

Также крайне важной и социально определяемой сегодня является проблема обманутых частных инвесторов - людей, которые из-за коррумпированности некоторых строительных структур потеряли свои сбережения и жилье. Этим вопросом в настоящее время обязаны серьезно заниматься правоохранительные органы.

И конечно, базовым фактором в защите своих прав, в противодействии незаконному строительству является активная гражданская позиция самих жителей, составляющих костяк инициативных групп.

ИА REGNUM: Что нужно знать москвичам, которые подлежат переселению из ветхого жилого фонда?

При степени износа дома более 60% власти могут поставить вопрос о придании зданию статуса аварийного и выселении жителей. Тут важно остановиться на двух аспектах. Вследствие чего износ здания достиг предельной отметки - из-за старости и ветхости коммуникаций или за счет оседания грунта и появления трещин в фундаменте при проводимой рядом уплотнительной застройке. Понятно, что в первом случае жители могут быть переселены, в соответствии с программами и планами городских властей. Именно власти обязаны сделать все необходимое, чтобы собственники и лица, имеющие муниципальное жилье, получили квартиры в своих же районах.

В ситуации, когда вдруг выясняется, что износ здания возник как результат внешнего воздействия, процессы переселения становятся более сложными. И в таких случаях надо обращаться в правоохранительные структуры и в судебные инстанции с целью выяснения причин и обстоятельств, определения - виноват ли в износе здания застройщик, ведущий рядом "точечную" застройку. Надо выяснять истину и требовать денежных компенсаций при нанесении очевидного ущерба жителям.

ИА REGNUM: Может ли точечная застройка значительно снизить стоимость квартир окрестных строительству домов?

В течение нескольких последних лет в Москве и в Московской области, да и в других регионах стала широко распространяться практика уплотнительной застройки, то есть в старые дворики, на зеленых территориях между жилыми корпусами в районах со сложившейся за много лет городской инфраструктурой, власти, согласно своим проектам и постановлениям, дают добро на строительство нового жилья в виде высокоэтажных зданий с подземными разноуровневыми гаражами, деловых офисных центров, супермаркетов. Очевидно, что рядовые москвичи, рядом с чьими домами начинаются подобные стройки, совершенно не хотят, чтобы через некоторое время рыночная цена их квартир упала в несколько раз в виду нарушений норм инсоляции из-за "точечного" строительства "небоскребов", которые, легко перекрывают попадание солнечных лучей в окна квартир рядом стоящих зданий.

Жителям не нужно, чтобы износ их дома достиг критической отметки, после которой зданию придается статус аварийного, и начинается процесс переселения - неизвестно куда. Москвичи не хотят, чтобы на месте уютных и красивых московских кварталов вырастали огромные и безвкусные строения, своим внешним видом портящие облик нашего города.

Надо понимать, что люди не против нового строительства. Понятно, что столица растет и развивается. Но проекты переустройства кварталов не должны ущемлять права ни одного гражданина. Сегодня имеет место обратная ситуация. В некоторых районах тысячи жителей выражают несогласие с проводимой строительной политикой, отстаивают свои гражданские права. В ответ, они встречают полное непонимание и безразличие со стороны исполнительных структур наших неподкупных властей, отстаивающих интересы не рядовых москвичей, а крупных коммерческих застройщиков.