"Дорогие слова президента"

. ("Красноярский рабочий", 20.09.05, Эрих Пырх)

Недавно Владимир Путин нежданно порадовал дорогих россиян громкими заявлениями о радикальном улучшении их жизни. Инициативы главы государства, высказанные им на встрече с членами правительства, президиума Госсовета и руководством Федерального Собрания, и впрямь производят неизгладимое впечатление. В самом деле, могла ли медсестра, получающая нынче сущие копейки, надеяться на то, что в скором будущем её заработок возрастёт сразу на 5 тысяч рублей? Да и педиатру даже в сладких снах вряд ли грезилось повышение зарплаты аж на 10 тысяч целковых в 2006 году. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А если и делается, то за чей счёт? Откуда возьмутся деньги на эти и другие благодеяния? И не оскудеют ли часом от такой радости региональные бюджеты?

На эти вопросы согласился ответить Валерий Семёнов, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по финансам, бюджету и налоговой политике. На его рабочем столе - полный текст путинского выступления. Судя по обилию пометок, проработан он основательно.

- Что мне понравилось, так это то, что президент не только высказывал конкретные предложения, но и тут же давал столь же конкретные поручения правительству, - говорит депутат.- То, о чём шла речь в послании Федеральному Собранию, теперь стало более предметным. Определены направления, по которым должна двигаться наша страна, и они в большой степени связаны с повышением благосостояния людей, особенно работающих в бюджетной сфере. Как гражданин я полностью поддерживаю президентские инициативы, но как у председателя профильной комиссии у меня есть ряд вопросов, требующих решения.

Похвально, конечно, что Путин всерьёз озаботился благосостоянием вверенного ему населения. Он отметил, что 25 миллионов жителей России получают зарплату ниже прожиточного минимума, что никуда не годится. Правда, год назад таких бедолаг было 30 миллионов, но это слабое утешение. По традиции решено в первую очередь обратить взор на малоимущих бюджетников, причём упор сделан на медиков и педагогов, что вполне справедливо, ведь и чиновники трудятся в бюджетной сфере.

По словам Семёнова, заявления президента дорого стоят. Специалисты краевой администрации уже подсчитали, что только на повышение зарплаты упомянутым Путиным медицинским работникам в крае нужно дополнительно отыскать свыше 700 миллионов бюджетных рублей в год. А ещё положено оснастить муниципальные поликлиники новым диагностическим оборудованием, а ещё - приобрести лабораторное оборудование для вузов, училищ и школ, а ещё - обеспечить значительный рост объёмов жилищного строительства, а ещё - далее по тексту. Если всё это суммировать, такая цифра получится, что закачаешься. Поневоле закрадывается сомнение - а не благие ли это пожелания? Горький опыт последних лет свидетельствует: социальные посулы Москвы на местах частенько превращались в пшик, как и щедро отданные властные полномочия. Причина одна - безденежье.

Удивительно, но на сей раз вроде бы всё должно быть по-другому. Нужно отдать должное Владимиру Путину - он имел мужество признать, что порой верхи принимали решения без финансовой поддержки, потому низы их нередко не выполняли. Впервые на столь высоком уровне прозвучало, что некоторые громкие заявления, доносившиеся из столицы, по сути носили пиаровский характер. Теперь провозглашена иная установка: любое решение центра должно подтверждаться федеральными деньгами.

"Без нашей помощи никакие новации будут невозможны", - подчеркнул президент, говоря о низовом звене здравоохранения. Как известно, в 90-е годы система оказания первичной медицинской помощи была передана в ведение муниципалитетов, но у них как тогда, так и сейчас нет денег, чтобы обеспечить её работу. Значит, без федеральных средств тут каши не сваришь.

В.СЕМЁНОВ: "Судя по выступлению президента, Федерация должна повернуться лицом к проблемам регионов, муниципальных образований. Даны чёткие указания правительству. Владимир Путин поставил очень сжатые сроки - что по здравоохранению, что по образованию. Он обозначил проблемы жилья, газификации сельского хозяйства - и на их решение отвёл два года. Михаил Фрадков уже дал поручение министрам в срочном порядке разработать конкретные предложения. Теперь главное для нас - добиться того, чтобы в обновлённом федеральном бюджете были учтены интересы Красноярского края".

Отрадно, что в Москве это наконец осознали. В то же время Путин дал понять, что полностью полагаться на федеральный кошелёк тоже не стоит - к решению поставленных им задач должны подключиться субъекты РФ, муниципальные образования, частные структуры. И вот тут возникает вопрос вопросов: в какой мере край должен полагаться на собственные силы?

- Наряду с 15 другими регионами России Красноярье является донором, - напоминает Валерий Семёнов.- С одной стороны, это благо, а с другой - беда, особенно когда "верхи" принимают радикальные финансовые решения. Вообще-то статья 83 Бюджетного кодекса гласит, что если такие решения приняты на уровне Федерации и не прописаны в бюджете, то и деньги должны быть федеральными. И всё-таки методология господдержки в подобных случаях основана на том, что из себя представляет данная территория. Если она дотационная, то получит от Москвы все сто процентов финансовых средств, ну а доноры дай бог, чтобы получили хотя бы часть.

За примерами далеко ходить не надо. Когда в 2003 году правительство решило повысить на треть зарплату бюджетников, нашему краю не досталось ни крохи от федерального пирога, мол, раз донор, значит, деньги найдёт. В нынешнем году зарплата бюджетников уже увеличивалась на 20 процентов, с 1 сентября объявлено очередное, 11-процентное повышение - и снова край должен обходиться своими средствами. А суммы, прямо скажем, немалые. Только в этом году на увеличение зарплаты бюджетников заложено 5,2 миллиарда рублей. Более того, по плану в 2006 году их заработок должен возрасти ещё на 20 процентов - это дополнительно 6 миллиардов рублей. И ещё 7 миллиардов нужно будет потратить на эти же цели в 2007 году. А тут ещё и "сверхплановые" инициативы президента подоспели. "Выдюжит ли краевая казна такую нагрузку?" - вопрос отнюдь не риторический.

- Бюджет наш и так-то дефицитный, хотя и социально направленный, - продолжает депутат.- За последнее время доля оплаты труда бюджетников выросла в консолидированном бюджете края в 2,3 раза. Если в 2001 году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы измерялся семью миллиардами рублей, то в нынешнем году эта цифра достигла 22,6 миллиарда. Сегодня свободных денег в краевом бюджете нет, и, если все дополнительные затраты лягут только на него, нам придётся чем-то пожертвовать - или социальными программами, или инвестиционными. Очень не хотелось бы идти на это. Думаю, правительство понимает, что регионам, двигающим вперёд российскую экономику, надо помогать. Надеюсь, что и депутаты ЗС, и краевая администрация, и наши народные избранники в российском парламенте приложат все усилия, чтобы реализация новых президентских инициатив в крае была хотя бы частично профинансирована из федерального бюджета.

В. СЕМЁНОВ: "Президент очень правильно сказал: "Мы можем тратить только столько, сколько зарабатываем". Можно сегодня при высоких ценах на нефть наобещать золотые горы и быть очень популярным, но завтра нефть подешевеет, а обязательства останутся - и что тогда? Есть опасение, что инфляция сведёт на нет грядущее повышение зарплаты бюджетников. Так уж повелось в России в последние годы: как только поднимут немного пенсию и зарплату, как тут же подскакивают цены. Не случайно Владимир Путин в своём выступлении жёстко обозначил тему обуздания инфляции. Очевидно, будут приняты определённые меры в отношении тех, кто станет необоснованно поднимать цены или тарифы".

"Тайну гибели "Некрасова" откроет бортовой журнал".

(Независимая газета. 20.09.05 Светлана Гомзикова)

Пока следствие считает, что теплоход пошел на дно из-за перегруза

В Дудинском морском порту на Таймыре продолжаются работы по подъему затонувшего теплохода "Некрасов". Однако из-за плохих метеоусловий судно пока не удается отбуксировать на отмель, чтобы начать обследование внутренних помещений, где, как предполагается, могут находиться тела восьми пассажиров и членов экипажа, которые считаются пропавшими без вести. Из 17 находившихся на борту спаслись всего семеро. Тела капитана судна Андрея Вильды и старшего помощника Сергея Голубкова подняты водолазами накануне.

Как сообщил РИА "Новости" замгубернатора Таймырского автономного округа Вячеслав Щукин, в районе проведения операции отмечаются сильный ветер и волнение воды, что существенно осложняет действия спасателей. "Как только погода нормализуется, - отметил он, - аварийно-спасательные работы будут возобновлены".

Теплоход, который сейчас находится в 25 метрах от берега на глубине около четырех метров, планируется поднять и отбуксировать на мель при помощи лихтеровозов, мощных судов, предназначенных для буксировки грузов на лихтерах-баржах. По словам Щукина, в понедельник к месту аварии прибыл второй лихтеровоз и началась его швартовка к корме "Некрасова", после чего планируется провести закачку воды в носовой отсек лихтера. "Следующий этап работ - откачка воды с носовых частей обоих лихтеров и поднятие судна "Некрасов" над грунтом.

Дальше - буксировка к берегу, - сказал заместитель губернатора, добавив, что все операции по осмотру и разгрузке судна планируется начать во вторник утром.

В этот же день, как предполагается, трое спасшихся членов экипажа "Некрасова" будут выписаны из Таймырской окружной больницы. По словам главврача больницы Натальи Морозовой, мотористы Сергей Вольф и Степан Тарасенко, получившие незначительные ушибы, проходили лечение в отделении хирургии, повар Анна Хохлова, поступившая с диагнозом "общее переохлаждение", - в терапевтическом. Вместе со спасенными членами экипажа в больницу были доставлены и четверо пассажиров "Некрасова" - трое азербайджанцев и один узбек. Но после того как врачи оказали им первую помощь, все четверо отказались от госпитализации и покинули больницу. В рамках расследования уголовного дела, возбужденного Дудинской транспортной прокуратурой, следователями допрошены спасенные, а также гендиректор красноярской фирмы ООО "Фарватер", которой принадлежит теплоход, Алексей Гопотной. Из трех основных версий крушения - плохие метеоусловия, непрофессиональные действия экипажа и перегруз судна - следствие пока склоняется к последней. Однако, как утверждает глава ООО "Фарватер", 80 тонн для теплохода этого класса - вполне допустимая нагрузка. Кроме того, по его словам, перед выходом на Таймыр судно было полностью исправно.

Возможно, как-то прояснить ситуацию помогут данные бортового журнала "Некрасова", который накануне удалось достать водолазам. В нем должна содержаться основная информация о грузе, пассажирах и маршруте судна.

"Некрасова" переложили поудобнее".

(Коммерсантъ. 20.09.05. А.Харина, М.Мишкин)

Вчера спасатели, участвующие в аварийных работах на месте затопления грузопассажирского теплохода "Некрасов", смогли перетащить судно на двухметровую глубину. Вчера же Дудинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело о нарушении правил эксплуатации водного транспорта. В качестве причин катастрофы рассматриваются перегруз судна, непрофессионализм команды и сложные погодные условия.

Вчера продолжилась спасательная операция по подъему затонувшего в минувшую пятницу в порту Дудинка теплохода "Некрасов", который вез груз овощей и фруктов. Специалистам, участвующим в аварийных работах, удалось с помощью двухтонной баржи перетащить судно с шестиметровой на двухметровую глубину. По словам представителей МЧС, после того, как теплоход займет устойчивое положение на мели, будет начат его полный осмотр. Пока же водолазы не могут попасть в трюм судна, где, как ожидается, находятся еще ненайденные тела погибших (предположительно, шестерых). Напомним, что уже подняты тела капитана Андрея Вильды и старпома Сергея Голубкова.

В пресс-службе ГУВД края вчера официально прокомментировали версию о том, что пассажиры "Некрасова" были нелегальными мигрантами из Азербайджана. В ГУВД заявили, что на теплоходе помимо членов экипажа находились еще десять граждан, которые "в поле зрения милиции ранее не попадали и в списках на выдворение за пределы Российской Федерации не значатся". Один из них имеет временную регистрацию на территории Красноярского края в селе Шалинское.

Вчера по факту кораблекрушения Дудинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). Расследование ведет следственно-оперативная группа, которую возглавляет исполняющий обязанности дудинского транспортного прокурора Вячеслав Коробко. "В настоящее время проводятся первоначальные следственные действия", - сообщил господин Коробко. Параллельно расследование ведет государственная комиссия. Официальных комментариев с ее стороны пока нет. При этом источник "Ъ" в Енисейской транспортной прокуратуре утверждает, что на данный момент есть одна основная версия аварии - перегруз судна.

Как сообщил вчера вечером "Ъ" пресс-секретарь администрации Таймырской автономной области Вячеслав Щукин, кроме перегруза рассматриваются еще две причины аварии: непрофессионализм команды "Некрасова" и погодные условия. "Не исключено, что к аварии привело сочетание всех трех причин", - предположил господин Щукин.

"Никто не хотел умирать".

("Сегодняшняя газета", 20.09.05)

В Дудинском морском порту, на месте крушения теплохода "Некрасов", заканчиваются спасательные действия. Как уже сообщала "СГ", грузопассажирский теплоход "Некрасов" затонул 16 сентября при выходе из Енисея в морской порт Дудинки в ста метрах от берега на глубине 6-8 метров.

По словам очевидцев, корабль подходил к порту с большим креном и был погружен в воду по самые иллюминаторы. Совершая очередной маневр, он перевернулся и пошел ко дну. Четверо суток затонувший "Некрасов" пытались поднять на берег. Сначала тащили тросами, потом, когда корабль достиг отмели, пробовали вытолкнуть судно на нее, но неудачно. Вчера в оперативном штабе приняли решение воспользоваться судном для перевозки грузов - накануне его прикрепили к теплоходу. Предполагалось, что когда оно поднимет погибший корабль со дна, буксирные катера вытащат его с глубины. Правда, на момент подписания номера в печать результаты этих действий еще не были известны.

Как заявили сотрудники МЧС по Таймырскому АО, на борту теплохода "Некрасов" находились 17 человек. Семеро были спасены сразу после крушения. "Установлено, что на теплоходе находились пять членов экипажа и 12 пассажиров. Эти данные являются окончательными, сейчас мы опираемся на них", - сказал сотрудник МЧС. По его словам, при крушении судна спастись удалось трем членам экипажа и четверым пассажирам. Двое из спасенных были госпитализированы в Дудинскую окружную больницу с легкими ушибами. При осмотре капитанской рубки, которая стала видна благодаря тому, что затонувший теплоход удалось частично отбуксировать к берегу, было обнаружено первое тело погибшего - старшего помощника капитана Сергея Голубкова. Позже было найдено и тело капитана теплохода - Андрея Вильды. Таким образом, пропавшими без вести числятся восемь человек, которые, вероятнее всего, погибли. Шансы найти людей живыми минимальные. Дело в том, что температура воды в Енисее в это время года не поднимается выше шести градусов. Так что люди просто-напросто могли погибнуть от переохлаждения.

Как сообщил корреспонденту KNews заместитель начальника Сибирского регионального центра МЧС Евгений Журбенко, причиной крушения, кроме плохих погодных условий, стал перегруз теплохода более чем в два раза. По словам Журбенко, на судне находилось 80 тонн овощей и фруктов, при том что официальная его грузоподъемность - 30 тонн. По предварительной версии, ящики с овощами и фруктами и стали непосредственной причиной крушения и гибели людей - переворот произошел из-за того, что сместился груз в трюме, а тара, стоявшая во всех проходах, преградила пассажирам дорогу к спасению. По факту ЧП Дудинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ст.263 ч.3 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). Уже допрошены семеро спасшихся с борта "Некрасова" и несколько очевидцев событий. Кроме того, как стало известно, обнаружен и передан в правоохранительные органы бортовой журнал теплохода "Некрасов". В нем содержится информация о грузе, пассажирах и маршруте. Так что возможно, эта находка внесет свою лепту в расследование причин трагедии. Однако окончательно установить их станет возможным только после того, как специалисты получат доступ к теплоходу - то есть когда его поднимут.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин взял под личный контроль расследование причин гибели теплохода "Некрасов". "К сожалению, нам все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда кто-то ставит свои коммерческие интересы выше безопасности людей. Зачастую это заканчивается трагично. С каждым таким случаем мы обязаны разбираться жестко. Это единственный способ навести порядок и обеспечить безопасность наших людей", - прокомментировал он случившееся ЧП. Кстати, большинство пассажиров судна - нелегальные мигранты, уроженцы Азербайджана. А у арендатора теплохода - частной красноярской фирмы "Фарватер" - отсутствовала лицензия на право перевозки пассажиров.

"Коммерция погубила "Некрасова".

("Красноярский рабочий", 20.09.05)

На подходе к Дудинскому морскому порту, в 100 метрах от причала затонул грузопассажирский теплоход "Некрасов". Два человека погибли, ещё восемь числятся пропавшими без вести, хотя никаких шансов на их спасение нет.

Теплоход, принадлежащий частной фирме "Фарватер", шёл из краевого центра в Дудинку с грузом овощей и фруктов на борту. По свидетельству очевидцев, из-за перегруженности судно сразу же осело так, что вода захлёстывала иллюминаторы нижних кают. Ящиками с товаром были заставлены и палуба, и все проходы в трюмах. Вместо положенных 35 тонн старый теплоход (он был изготовлен в 1953 году, несколько лет стоял на приколе в Красноярске) вёз все 80. Не исключено, когда "Некрасов" начал тонуть, люди не смогли выбраться именно по этой причине. Свободное пространство было завалено скарбом, и это очень мешало быстро передвигаться.

Мало того, груз был практически не закреплён. По предварительной версии, при повороте к порту судно накренилось, ящики сместились в одну сторону - и теплоход затонул. На борту находились 5 членов экипажа и 12 пассажиров - в основном мигранты из Азербайджана. При этом фирма не имела лицензии на пассажирские перевозки. 7 человек удалось спасти, среди них трое - члены экипажа: два моториста, Сергей Вольф и Степан Тарасенко, и повар Анна Хохлова. Все сразу были доставлены в Дудинскую окружную больницу. Двое - Вольф и Тарасенко - госпитализированы с лёгкими ушибами. Примерно через неделю их обещают выписать. Остальным был выставлен диагноз "переохлаждение", однако от госпитализации они отказались.

Как сообщил заместитель начальника Сибирского межрегионального центра МЧС Евгений Журбенко, на месте работают сотрудники МЧС, военно-спасательная служба и водолазы. Задействованы 4 речных судна и вертолёт. "Некрасова" на стальных тросах тянут к берегу. Главная задача - поднять теплоход и обследовать его. Предполагается, что жертвы трагедии остались в нижнем трюме. Два тела - капитана Андрея Вильды и старпома Сергея Голубкова - уже обнаружены в рубке и на носовой части теплохода, они признаны погибшими. Остальные 8 человек пока считаются пропавшими без вести. Ситуацию сильно осложняет плохая погода: температура воздуха в Дудинке 8 градусов тепла, воды - 0, дует сильный ветер, постоянно штормит.

- Сейчас теплоход отбуксировали на 4-метровую глубину, - рассказал заместитель губернатора Таймырского автономного округа по связям с общественностью Вячеслав Щукин. - Началась откачка воды, затем судно переместят на 2-метровую отметку, здесь работу продолжат спасатели и представители правоохранительных органов. Водолазы пытались обследовать теплоход снаружи, через иллюминаторы, но ничего не получилось: "Некрасов" завален ящиками и другой тарой из-под овощей.

По факту крушения теплохода Дудинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 263 части 3 - нарушение правил безопасности движения, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Ситуация находится под личным контролем губернатора Таймырского округа Олега Бударгина и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина.

- К сожалению, нам всё чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда кто-то ставит свои коммерческие интересы выше безопасности людей. Зачастую это заканчивается трагично. С каждым таким случаем мы обязаны разбираться жёстко. Это единственный способ навести порядок и обеспечить безопасность наших людей, - заявил Александр Хлопонин.