"Затонул теплоход".

("Сегодняшняя газета", 17.09.05)

Вчера в Дудинском морском порту при входе в реку Дудинка затонул теплоход "Некрасов". Как сообщили в пресс-службе администрации Таймырского автономного округа, по предварительной версии причины крушения судна, принадлежавшего красноярской фирме "Флагман", две: перегруз и плохие погодные условия.

В ходе спасательной операции удалось спасти семь человек. Спасенные находятся в шоковом состоянии и не могут сообщить о причинах происшествия и точном количестве человек на борту. В ГОиЧС Таймыра корреспонденту KNews подтвердили, что есть погибшие. Спасательные работы идут под личным контролем губернатора округа Олега Бударгина.

"Некрасова" погубили фрукты".

(Новые Известия. 19.09.05. А.Берсенева)

Пассажирский теплоход мог затонуть из-за лишнего груза В конце прошлой недели на Таймыре затонул пассажирский теплоход "Некрасов", переоборудованный арендаторами под перевозку овощей и фруктов. На борту находились 15 человек, в том числе пять членов экипажа. Из них спаслись только семеро. По предварительным данным, судно могло перевернуться из-за неправильных действий экипажа либо из-за неприкрепленного груза, который сдвинулся во время поворота к одному из бортов и вызвал критический крен корабля.

Теплоход "Некрасов" был спущен на воду еще в 1953 году с судоверфи в Германии. Длина судна - 40 м, ширина - 7м. Теплоход был пассажирским и мог перевозить 181 человека. После постройки корабль попал на Енисей, а в 1963 году на нем даже прокатился Юрий Гагарин. Последние несколько лет судно находится во владении администрации Балахтинского района, которая сдала его в аренду частной фирме "Фарватер". "12 сентября теплоход "Некрасов" вышел из порта Красноярска и отправился по Енисею в город Дудинка, на его борту было 80 т груза - овощи и фрукты, - сообщил "Новым Известиям" оперативный дежурный МЧС Сибирского региона. - А 16 сентября в половине первого дня по красноярскому времени нам стало известно, что теплоход затонул на входе из Енисея в речной порт Дудинки. Судно легло килем вверх на глубине в 6-8 м в 200 метрах от причала".

Семь человек, в том числе три члена экипажа, сразу выпрыгнули за борт, откуда их потом вытащили спасатели. С диагнозом переохлаждение спасенные были доставлены в больницу. Это два моториста - Сергей Вольф и Степан Тарасенко, повар Анна Хохлова, а также четыре пассажира. Еще восемь человек остались на борту теплохода. Спасатели в течение нескольких дней пытались найти выживших, простукивая стены теплохода. Осмотр внутренних помещений был затруднен, так как проходы были заставлены ящиками с картофелем. Надежды на то, что на судне кто-то смог выжить, было мало - температура воды на северном Енисее приближается к нулю. В ночь на субботу при обследовании капитанской рубки водолазы обнаружили тело человека. Им оказался капитан судна Андрей Вильда. Сейчас спасатели пытаются вывести затонувшее судно на мель и уже там приступить к тщательному осмотру. Сначала теплоход тащили на стальных тросах буксиры. Когда глубина составила всего 4 м, от буксиров пришлось отказаться - они могли сами застрять на мели. Вчера было решено приподнять затонувшее судно и подвести его к берегу. При транспортировке спасатели обнаружили бортовой журнал корабля, в котором содержатся сведения о перевозимом грузе, пассажирах и маршруте.

Таймырская транспортная прокуратура уже возбудила уголовное дело по факту катастрофы. А губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что лично будет контролировать ход расследования. Уже при первом разборе причин трагедии открылся ряд странностей и нарушений. Например, выяснилось, что пассажирами теплохода были только уроженцы Азербайджана и Узбекистана. А само судно шло перегруженным - на его борту находилось 80 т груза при официальной грузоподъемности в 33 т.

Пока что есть несколько версий происшествия. По одной из них, судно затонуло из-за неправильно закрепленного груза - при повороте ящики могли сместиться к одному борту и вызвать сильный крен. По другой версии, причиной катастрофы стала ошибка экипажа. В порту Дудинки очень сложно рассчитать курс, а капитан мог попытаться срезать путь. Также роковую роль сыграл почти штормовой ветер.

"Фруктовый перегруз".

(Время новостей. 19.09.05. Э.Ломовцев)

Теплоход-ветеран не вынес "северного завоза"

Все выходные в устье реки Дудинка (Таймырский автономный округ, север Красноярского края) продолжались работы по подъему теплохода "Некрасов", затонувшего 16 сентября при попытке захода в морской порт. Теплоход с пассажирами и грузом овощей и фруктов следовал из Красноярска. В результате опрокидывания судна, по предварительным данным, погибли десять человек, семеро спасшихся (три члена экипажа и четыре пассажира) были доставлены в Дудинскую окружную больницу. Вчера спасателям удалось найти тело капитана Андрея Вильда - последнего члена экипажа, считавшегося пропавшим. Вместе с ним был найден и судовой журнал "Некрасова", который, как полагают следователи, прольет свет на причины катастрофы. Тела еще восьми пассажиров по-прежнему найти не удалось, и спасатели условно считали их пропавшими без вести.

Весь вчерашний день спасатели пытались поднять нос "Некрасова", чтобы начать откачку воды из трюмов. Судно находилось на глубине около четырех метров, и над поверхностью виднелись только верхние части палубных надстроек. К теплоходу, который еще в субботу двумя буксирами удалось поставить на киль, был подведен лихтеровоз. Конструкция последнего позволяет ему менять осадку, и, используя тросы, с его помощью спасатели надеялись поднять "Некрасова" как домкратом.

Сложность операции заключалась в том, чтобы завести тросы точно под киль и скоординировать действия лихтеровоза и нескольких буксиров в условиях качки. Вместе со спасателями на буксирах находятся и работники транспортной прокуратуры. По словам моториста Сергея Вольфа, "Некрасов" начал тонуть, после того как встал бортом к течению Дудинки и в борт ударила высокая волна. Из заливаемого водой помещения Вольфа спас 17-летний рулевой "Некрасова" Степан Тарасенко. Выбив дверь, он сначала вытащил моториста, а затем они вдвоем спасли еще одного члена экипажа - Анну Хохлову. Вместе с еще четверыми спасшимися пассажирами они были доставлены в больницу. Моторист и рулевой получили легкие ранения предплечий, остальные - просто ушибы. Сейчас в больнице Дудинки остаются девушка и оба члена экипажа, здоровью их ничего не угрожает.

Из остальных десяти человек, находившихся на борту "Некрасова", вчера прояснилась судьба только двоих. Тело помощника капитана Сергея Голубкова нашли в капитанской рубке в субботу, а самого капитана Андрея Вильда - вчера. Прокуратура рассматривает три версии ЧП. Основная - перегруз судна. По словам замгубернатора Таймырского автономного округа Вячеслава Щукина, перегрузка судна у специалистов не вызывает сомнений - очевидцы показали, что в последний рейс теплоход вышел, сидя в воде почти по иллюминаторы нижних кают. Согласно документам, на борту "Некрасова" находилось 80 тонн овощей и фруктов. Эти данные вчера же подтвердил и Алексей Гопонтюй - гендиректор ООО "Фарватер" - фирмы-владельца затонувшего судна.

Между тем какова же была разрешенная грузоподъемность "Некрасова", вчера оставалось загадкой. Изначально этот теплоход класса 632/1480 был построен в Германии еще в 1953 году именно как пассажирский. Тогда по техническим характеристикам он действительно мог взять на борт 80 тонн. Однако то ли в 80-х, то ли в 90-х годах "Некрасов" был поставлен на консервацию, потом перестроен и вновь допущен к навигации. И тогда, по данным прокуратуры, максимальная грузоподъемность судна была указана 32 тонны. Г-н Гопонтюй же вчера заявил: "В июне текущего года мой заместитель получил новые регистровые документы с возможностью перевозить 80 тонн грузов", признав, правда, что подлинниками этих документов он не располагает.

Две другие версии ЧП, по словам следователей, являются производными от первой. Это ошибка экипажа, либо плохие погодные условия, лишь усугубившие положение перегруженного теплохода. Но пока прокуратура окончательных выводов избегает, поскольку осмотр затонувшего корабля затруднен тем, что все помещения и коридоры судна буквально забиты ящиками с овощами и фруктами и не найдена новая техническая документация судна.

"Почему погиб "Некрасов".

(Независимая газета. 19.09.05. С.Миненко)

На Таймыре вчера возобновились работы по буксировке на отмель теплохода "Некрасов", который при выполнении Северного завоза в минувшую пятницу затонул в порту Дудинка. Как сообщают РИА "Новости", на борту затонувшего судна, везшего из Красноярска в Дудинку 80 тонн овощей и фруктов, находилось 17 человек, семерым из которых удалось спастись. По факту происшествия Дудинская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 263 ч. 3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Расследование причин гибели теплохода "Некрасов" взял под личный контроль губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. По словам заместителя губернатора Таймырского автономного округа по общественным связям Вячеслава Щукина, к настоящему времени обнаружено тело одного погибшего - капитана "Некрасова" Андрея Вильде. Его нашли при осмотре ходовой рубки, которая появилась на поверхности воды в процессе буксирования затонувшего теплохода на мель. Как сказал Щукин, родственники погибшего уже получили соответствующее уведомление, и сейчас решается вопрос о транспортировании тела в Красноярск.

Ранее сообщалось, что обнаруженное тело принадлежит старшему помощнику капитана Сергею Голубкову, однако, как заявил заместитель губернатора, "это не соответствует действительности". Он пояснил, что ошибка произошла ввиду того, что первоначальное опознание проводилось с участием спасенных пассажиров, в то время как члены экипажа находились в больнице. Остальные 9 человек, находившиеся на судне, до сих пор числятся пропавшими без вести. Но, как говорят спасатели, скорее всего все они также погибли. Поскольку вывести затонувший теплоход на мель до сих пор не удалось, специалисты не могут приступить к полному осмотру судна, в котором, как предполагается, находятся тела девяти погибших членов экипажа и пассажиров.

Спасатели планируют затопить рядом с теплоходом баржу, а затем прикрепить ее к корме и носу судна. После того как из баржи откачают воду, по замыслу спасателей, она приподнимет теплоход, и это поможет отбуксировать его к берегу, где трюмы судна обследуют водолазы.

"Гибель "Некрасова".

(Газета. 19.09.05. И,Гурьева)

Легендарный теплоход затонул вместе с пассажирами

В минувшую пятницу в морском порту города Дудинка (Таймырский автономный округ) утонул грузопассажирский теплоход "Некрасов". За полтора часа, которые длилась спасательная операция, удалось спасти 7 человек из 15 находившихся на борту. В субботу водолазы сумели извлечь из рубки затонувшего судна тело капитана.

Грузопассажирский теплоход "Некрасов" перевернулся на подходе к причалу и затонул. За полтора часа, которые длилась спасательная операция, из находившихся на борту пятнадцати человек удалось спасти лишь семерых. Еще восемь числились пропавшими без вести, пока в субботу водолазы не извлекли из рубки тело капитана Андрея Вильды. При осмотре верхней палубы был обнаружен бортовой журнал, с помощью которого, возможно, будет установлено точное количество пассажиров и груза на борту "Некрасова". В числе выживших - мотористы Сергей Вольф и Степан Тарасенко, они были доставлены в больницу, а остальные - повар Анна Хохлова, пассажиры Раджабо Абу-Бакер Тагынрови, Кахраманов Эльчин Эльдар-оглы, Мамид-заде Камил Амашбар-оглы, Гасанов Шафеддин Шамби - от госпитализации отказались. Пропавшими без вести по-прежнему числятся старпом Сергей Голубков и пассажиры Гулиев Джихун Казархан-оглы, Гусейнов Шами Шаммар-оглы, Пейсов Элыиам Шаба-оглы, Аскеров Макип, Джураев Кабал Бердиевич, Махир (фамилия и отчество не установлены). По данным ГУВД Красноярского края, все пассажиры судна были нелегальными эмигрантами из Азербайджана (официальную регистрацию в Шушенском районе края имел только один пассажир "Некрасова").

Дудинская транспортная прокуратура возбудила по факту крушения дело по статье 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В течение пятницы и субботы пять буксиров переместили лежащее на дне судно в сторону дамбы, где глубина меньше и ниже скорость течения. Вчера же спасатели начали подъем судна, но пока не обнаружили тел пассажиров: они могут находиться в каютах и трюмах теплохода.

Как рассказал Газете в день аварии один из очевидцев, начальник Таймырского районного управления Енисейского речного пароходства (ЕРП) Игорь Казанин, утром в Дудинке была очень плохая, почти штормовая погода, скорость ветра достигала 8 - 10 метров в секунду. Около полудня "Некрасов" получил разрешение на вход в устье реки Дудинка и, уже подходя к причалу, перевернулся. Это произошло примерно в 200 метрах от берега. На помощь сразу же бросили три буксира, которые в течение 40 минут пытались подтянуть теплоход на мель или к берегу, но им это не удалось. "Кажется, там внутри оставались люди: из-под бортов раздавался стук. Потом произошло смещение груза, судно перевернулось оверкиль, простояло так час-полтора и затонуло", - рассказал Казанин. Оставшихся взаперти людей пытались вытащить через иллюминаторы, но не смогли.

К вечеру найти на теплоходе живых спасатели уже не надеялись. Глубина на месте затопления "Некрасова" составляет 8,5 метра. Температура воды в Енисее в это время года не поднимается выше шести градусов, к тому же доступ водолазов в трюмы был серьезно осложнен - все кругом завалило картофелем и капустой.

Как предполагают в Енисейском речном пароходстве, причиной ЧП мог стать "большой перегруз либо ошибка судоводителя, который не учел погодных условий". Погибшее судно, ранее принадлежавшее ЕРП, находится в ведении администрации Балахтинского района Красноярского края и сдано в аренду ООО "Фарватер". "Некрасов" направлялся из Красноярска в Дудинку с грузом овощей и промышленных товаров - в общей сложности около 80 тонн. По данным Таймырской администрации, грузоподъемность теплохода составляет 84 тонны. В то же время начальник службы безопасности судовождения ЕРП Валентин Кузьмин сообщил Газете, что погибшее судно могло перевозить только 30 тонн: "Неудивительно, что оно перевернулось с перегрузом в 2,5 раза", - отметил он.

* * * Теплоход "Некрасов" был построен в 1953 году в Магдебурге. Весной 1963 года на нем побывал Юрий Гагарин, прибывший в край, чтобы заложить первый бетон в основание Красноярской ГЭС. В 1990 году "Некрасов" с норвежскими исследователями на борту участвовал в экспедиции "По следам Нансена".

"Некрасов" отдал судовой журнал".

(Коммерсантъ. 19.09.05. М.Власова. А.Непомнящий)

В минувшие выходные продолжались поисково-спасательные работы в Дудинском морском порту, на том месте, где затонул теплоход "Некрасов" (о катастрофе "Ъ" рассказал в субботу). Пока судно не удается отбуксировать на отмель. С него подняты тела только капитана судна и его помощника, а также бортовой журнал. Еще шесть тел погибших пассажиров по-прежнему находятся под водой.

Теплоход "Некрасов", шедший из Красноярска с грузом овощей и фруктов, перевернулся и затонул в Минувшую пятницу в 12.30 по красноярскому времени. Судно легло килем вверх на глубине 5-6 м в 200 м от берега. Спасателям сразу после аварии удалось вытащить из воды семь человек, трое из которых - члены экипажа. Они находятся на обследовании в больнице.

Аварийно-спасательные работы по транспортировке теплохода на мель продолжаются уже третьи сутки. Участвующие в них специалисты пытаются с помощью баржи приподнять со дна затонувшее судно, чтобы продвинуть его как можно ближе к берегу. Только после того, как теплоход займет устойчивое положение на отмели, будет начат его полный осмотр. Сейчас теплоход находится на глубине 4 м в 30 м от берега.

Пока же осмотром корабля занимаются водолазы. Вчера им удалось достать из рубки тело капитана судна Андрея Вильды, а из носовых помещений - труп старшего помощника Сергея Голубкова. Их опознали спасенные члены экипажа. Остальные тела, по словам дежурного Сибирского регионального центра МЧС РФ (СРЦ МЧС), "скорее всего, находятся в трюме". "Однако туда водолазы попасть не могут, так как проходы на судне завалены овощами", -уточнил дежурный.

Тем временем водолазам удалось достать бортовой журнал "Некрасова". В нем должна содержаться информация о грузе, пассажирах и маршруте. Сейчас этот документ передан межведомственной комиссии, которая занимается расследованием катастрофы. Пока ее представители отказываются общаться с журналистами. Однако источник "Ъ" в Енисейской транспортной прокуратуре утверждает, что сейчас основная версия - перегруз судна (есть предположение, что "Некрасов" вез в два раза больше положенных 30 т груза). Впрочем, глава ООО "Фарватер" (арендатор судна) Алексей Гопотной отрицает эту информацию.

Также нет ясности с личностями пассажиров. Сейчас в Дудинке активно муссируются слухи о том, что все они были нелегальными мигрантами из Азербайджана. Официальные власти Таймыра - а губернатор Олег Бударгин взял расследование катастрофы под личный контроль - пока эту информацию никак не комментируют.

"Трубный разворот".

("Красноярский рабочий. XXI век", 19.09.05, Михаил Кемпинский)

Губернатору надо верить. И если губернатор говорит, что на проекте нефтепровода Ванкор - Диксон можно поставить жирный крест, значит, так тому и быть. Жалко, конечно, но экономические интересы, мол, всё превозмогают.

Однако о чьих экономических интересах идёт речь? Государства? А что, государству уже не нужен Северный морской путь? Может быть, имеются в виду экономические интересы края? Но развитие Таймыра однозначно связывалось с "трубой". Более того, ванкорский проект (именно в диксонском варианте) был одним из краеугольных камней для обоснования необходимости объединения края.

Сегодня самое лучшее - об этом стыдливо умалчивать. В самом деле, что получит край, если труба пойдёт на Ямал? Слёзы в виде налоговых отчислений. Ибо львиная доля платежей направится прямиком в стабилизационный фонд, а оттуда - на выплаты долгов СССР Парижскому клубу. Налоги налогами, но основным выигрышем Таймыра должно было стать создание промышленной инфраструктуры, новых рабочих мест и т. д.

Да что там говорить о крае, если даже интересы "Норникеля" игнорируются? А они в данном случае, как ни удивительно, совпадают с интересами государства российского в части возрождения Северного морского пути.

Тогда о чьих экономических интересах идёт речь? Очевидно, только "Роснефти". Но почему желания госкомпании вчера были одними, а сегодня стали другими? Вроде бы ещё в начале года "северный" вариант считался окончательным и сомнению не подлежащим. Тучи на горизонте начали сгущаться в апреле, когда из рядов топ-менеджеров "Роснефти" начали доноситься странные заявления о том, что "южный" вариант продолжает рассматриваться. А затем хитрый византиец Сергей Богданчиков мастерски подпустил туману на совещании, прошедшем в администрации Красноярского края с участием Германа Грефа. Ибо при том, что президент "Роснефти" рассказывал в основном о "северном" варианте, он акцентировал внимание на трудностях и рисках и подбрасывал правительству одно невыполнимое пожелание за другим. Например, построить три ледокола (когда один двадцать лет достроить не можем) или изменить ставки отсечения на экспортируемые нефтепродукты (а как же стабфонд и Парижский клуб?).

При этом г-н Богданчиков ловко уходил от неудобных вопросов. Например, по поводу причин отмены аукциона по Лодочному месторождению президент продемонстрировал полнейшее неведение. Во что верится с трудом.

Очевидно, что решение об изменении маршрута трубопровода к тому времени либо почти, либо уже созрело. Но что послужило тому причиной? Наиболее распространённая версия следующая. "Южный" вариант имел как минимум два минуса. Во-первых, в системе "Транснефти" лёгкая нефть Ванкора смешивалась бы с западносибирской нефтью более низкого качества (соответственно цена "коктейля" снижалась бы до цены марки Urals). Во-вторых, пропускная способность западных трубопроводов ограничивала бы экспорт нефти Ванкора 40 процентами. С принятием правительственного решения о строительстве Восточного нефтепровода Тайшет - Сковородино Амурской области экспортные ограничения в перспективе снимаются. И тогда есть прямой резон "завести" нефть Ванкора в систему "Транснефти". Кстати, приказ министра промышленности и энергетики Виктора Христенко о начале строительства Восточного трубопровода появился как раз в апреле сего года.

Понятно, что наполнение восточной трубы во исполнение принципа "русский с китайцем - братья навек" дело первостепенной важности. На встрече двух президентов - "Роснефти" и России первый заверил последнего, что обеспечит наполнение "азиатской" трубы уже на первом этапе в объёме 22-25 миллионов тонн нефти, из которых 15 миллионов даст... Ванкор. Что, собственно, означает, что к моменту исторической встречи (10 августа) проект Ванкор - Диксон приказал долго жить.

Однако о том, что правительство РФ рано или поздно примет решение о строительстве Восточного нефтепровода, было известно достаточно давно. Можно предположить, что нефтяникам, тем более "государевым", задолго до самого приказа была известна и точная дата его принятия.

Иначе как объяснить, что не прошло и двух недель со дня торжественной клятвы президента "Роснефти" президенту России, как появилась информация о том, что строительство нефтепровода из Красноярского края до магистральной сети "Транснефти" может начаться уже в конце 2006 года.

Вообще говоря, с Ванкорским месторождением связано немало интересных нюансов. До недавнего времени, к примеру, выделялось два участка края - Ванкорская площадь, расположенная собственно в Красноярском крае, владельцем лицензии на которую является ЗАО "Ванкорнефть", и Северо-Ванкорский блок в Дудинском районе Таймырского автономного округа, где владелец лицензии - ООО "Таймырнефть". Оба упомянутых предприятия являются структурами "Роснефти". Недавно, как сообщают, "по результатам переинтерпретации сейсморазведки прошлых лет выяснилось, что Ванкорское месторождение (в его первоначальных размерах) и Северо-Ванкорский блок объединены в единое замкнутое двухкупольное структурное поднятие с примерными размерами 15 на 37 километров".

Правда, некоторые геологи утверждают, что то, что Ванкорская площадь и Северо-Ванкорский блок - единое месторождение, было очевидно давно. А "не замечали" этого для того, чтобы искусственно снизить запасы. Делалось это для того, чтобы можно было на региональном уровне санкционировать разработку месторождений на условиях соглашений о разделе продукции, то есть с привлечением иностранных инвесторов. Когда же за дело взялась "Роснефть", задача кардинально изменилась. Возникла необходимость увеличить запасы углеводородов на Ванкорском месторождении. Что и было сделано путём формального объединения двух ранее самостоятельных участков на основе "переинтерпретации". Зачем это было нужно "Роснефти"? Государственная компания излишним патриотизмом не страдала и никогда не заявляла, что собирается осваивать красноярские месторождения в одиночку. Идея была в том, чтобы увеличить размер запасов (а стало быть, и капитализацию) и продать долю какому-либо иностранному партнёру, к примеру той же фанцузской TotalFinaElf, которой не без участия "Роснефти" показали крупный кукиш на предмет освоения Ванкора и которая до сих пор не теряет надежды восстановить своё право на приобретение 60 процентов акций Anglo-Sibirean Oil Company ("дочками" которой, собственно, и являются упомянутые выше "Таймырнефть" и "Ванкорнефть"). Однако и "переинтерпретация" была недостаточной для наращивания "критической массы" запасов, которые, по оценке "Роснефти", должны были составлять не менее 300 миллионов тонн. Только при таких условиях проект мог быть рентабельным с учётом "северного" варианта транспортировки. Нарастить запасы можно было, только получив лицензии на разработку прилегающих к Ванкору месторождений, а именно Лодочного, Сузунского, Тагульского и Русско-Реченского. На все эти участки лицензия была выдана "Славнефти". Однако, как известно, "Славнефть" сегодня активно делят между собой ТНК-ВР и "Сибнефть", в связи с чем её производственная активность равна нулю. Что и было использовано. Таймырские власти направили обращение в Минприроды с просьбой лишить "Славнефть" лицензии из-за невыполнения условий лицензионных соглашений. Ну понятно, руководство Таймыра рассчитывало на то, что лицензия перейдёт к "Роснефти", и тут же начнётся строительство трубопровода на Диксон со всеми приятными для автономии последствиями. Поскольку "Славнефть" действительно не выполняла условий лицензии, то предложение "Роснефти" уступить упомянутые месторождения было тем предложением, от которого невозможно отказаться. "Славнефть" дала принципиальное согласие на продажу, а МПР назначило аукцион по Лодочному месторождению.

Всё это происходило в самом конце 2004 года. Однако до аукциона дело не дошло. Во-первых, несколько раньше ТНК-ВР договорилась с "Сибнефтью" и выкупила активы трёх месторождений "Славнефти" - Сузунского, Тагульского и Русско-Реченского. Более того, эта англо-русская компания заявила о своём намерении участвовать в аукционе по Лодочному месторождению. А это означало, что стартовая цена месторождения может увеличиться в несколько раз, так как ТНК-ВР Лодочное нужно не меньше, чем "Роснефти". Начались некие подковёрные игры, в результате которых сроки аукциона неоднократно переносились. На деле, очевидно у "Роснефти" отнюдь не было уверенности в победе, тем более что, "проглотив" большой кусок "ЮКОСа" в виде "Юганскнефтегаза", компания получила и головную боль в виде всех долгов этой структуры, что не лучшим образом сказалось на финансовом положении "государевых" нефтяников. Отрадно, что Минприроды всегда сочувственно относилось к интересам "Роснефти". Так что "неосведомлённость" г-на Богданчикова по поводу очередной отмены аукциона по Лодочному выглядела несколько комичной.

Однако требуемого приращения запасов, тем не менее, не получилось. В этой ситуации решение о смене направления трубопровода напрашивалось, как нечто само собой разумеющееся. "Южный" вариант является значительно менее затратным, и в принципе "Роснефть" может освоить его собственными силами, без привлечения стратегического западного партнёра. Так что экономические интересы действительно настоятельно рекомендуют "развернуть" трубу. Назидательность этой истории в том, что она наглядно показывает, "кто в доме хозяин" и чьи интересы будут учтены в первую очередь. То ли ещё будет с Нижним Приангарьем...

"Валерий Мельников: Мы ждём перемен".

("Красноярский рабочий. XXI век", 19.09.05, Елизавета Григорьева)

Глава города Норильска Валерий Мельников - нечастый гость на страницах краевой прессы: жизнь норильчан, норильские проблемы часто во многом отличаются от того, что занимает умы жителей большинства территории края. Вот о жизни на "северах" и шёл наш разговор.

О ПОРТРЕТАХ, КВАРТИРАХ И ЛИШНИХ ЛЮДЯХ

- Валерий Владимирович, слышали, что там у вас пенсионеры бунтуют. Чем вы их так обидели?

- "Бунтуют" - это, пожалуй, слишком сильно сказано. Просто в Норильске некоторые процессы происходят позже, чем в европейской части России. Наши пенсионеры вышли на митинг, выражая своё возмущение 122-м законом, при исполнении которого ущемляются интересы северян, особенно пенсионеров. Припомнили неработающий закон о "северах" и монетизацию льгот. В общем, это были выступления инициативной группы с определёнными театральными эффектами: "снежками" из газет расстреливали портреты Грефа, Зурабова и депутатов Госдумы. А происходило это всё возле здания театра. Точка зрения митингующих - этот закон окончательно превращает их в заложников Севера, уехать невозможно, оставаться - тоже сложно.

- Вы так тоже считаете?

- Я считаю, что очень плохо, что закон о "северах" фактически не действует, что на федеральном уровне о проблемах северян судят, мягко говоря, поверхностно, оттого и законы не улучшают жизнь людей, а наоборот.

- А что делают городские власти для решения проблемы переселения своих пенсионеров на "материк"?

- В городе действует несколько программ переселения. В частности, мы разработали свою программу, которая называется "500 квот". Мы выкупаем у отъезжающих пенсионеров, бывших работников бюджетной сферы, квартиры по рыночной стоимости и выплачиваем в течение двух лет уехавшим на "материк" определённую прибавку к пенсии, что позволяет им лучше адаптироваться к новой жизни. Какой ещё город делает подобное? Наши социальные программы уникальны, просто бюджетных средств никогда не бывает столько, чтобы дать абсолютно всем всё, что хочется.

- Иногда создаётся впечатление, что из Норильска пенсионеров просто выживают, потому что постоянно говорят о том, что Север - не место для стариков.

- Так говорить нельзя, силой никто никого не выселяет, и кто хочет, тот остаётся, социальные программы работают и для таких. Например, ежемесячную добавку в 500 рублей получают все неработающие пенсионеры, прожившие на Севере не меньше десяти лет. Норильск дорожит своими ветеранами и не отказывается от помощи тем, кто оказался на Севере под конец жизни, но Север действительно не лучшее место для проживания пожилых людей.

- В крае идёт большое строительство, везде появляются новые жилые дома. Везде, кроме Норильска, а одним из пунктов избирательной программы Валерия Мельникова было именно строительство новых квартир.

- Я обещал строить, потому что жилья в Норильске не хватает. Строить не получается - это безумно дорого, дорого настолько, что придётся отказаться от всех социальных программ, финансирования школ, лечебных учреждений, а это невозможно. Но обеспечивать жильём людей можно и другими способами, и переселение пенсионеров, освобождающих квартиры, - это, кстати, тоже выход из положения. Администрация покупает квартиры у отъезжающего населения и переселяет в них людей из ветхого и аварийного жилья. Надеюсь, что проблема острой нехватки жилья будет постепенно решена.

КТО ТАКОЙ СИТИ-МЕНЕДЖЕР И ЗАЧЕМ ОН НОРИЛЬСКУ

- Валерий Владимирович, реформа местного самоуправления не за горами. Что изменится в Норильске?

- Городской совет принял решение, по которому председатель горсовета будет одновременно являться и главой города. Но управлять городским хозяйством, исполнять решения предстоит наёмному руководителю - сити-менеджеру, с окончательным названием должности пока не определились.

- Срок ваших полномочий заканчивается в 2008 году, выборы нового состава горсовета - в 2006-м, значит, глава должен быть уже из числа депутатов. Депутатом стать не хотите?

- Нет. Я уже избран и намерен отработать полностью срок главой города Норильска.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

- Что будет нового в жизни норильчан в этом году?

- Надеюсь, обойдёмся без глобальных, резких перемен - людям они не приносят ничего хорошего. Мы знаем, что Норильский комбинат будет работать и наполнять бюджет города и края, и надеемся на стабильность. Есть надежда, что депутаты Госдумы всё-таки примут закон об арктической зоне - вот это будет та перемена, которая нам нужна.

- Что даст закон Норильску?

- Особый статус, позволяющий узаконить все социальные завоевания территории последних лет: компенсационные выплаты за проживание в неблагоприятных климатических условиях; программу переселения, по которой люди смогут уезжать туда, куда захотят, а не туда, на что хватит денег. По проекту этого закона условия жизни северян - в холоде, без солнца, с очень плохой экологией, далеко от других городов - должны быть компенсированы материально, к нам не должны применяться стандарты жизни регионов, где прожить можно и со своего огорода. В Норильске сейчас, в сезон килограмм винограда стоит 120 рублей, яблок - 60-70.

- Кстати, о ценах. Рост цен на нефтепродукты не может не сказаться на уровне жизни.

- Норильский аэропорт занимает второе место в России по грузообороту, потому что все товары, всё питание вплоть до молока у нас привозные. Если поднимаются тарифы на доставку - дорожает и жизнь. Мы пытаемся сбивать цены, насколько это возможно. Сейчас ведём переговоры с сельхозпроизводителями юга Красноярского региона, чтобы хотя бы овощи были дешевле, но доставка, авиаперевозки сводят на нет все усилия. Авиаперевозчики же не подчиняются городским да и, кажется, краевым властям в части формирования тарифов, и ограничить их рост практически невозможно.

Единственное, чем можно компенсировать высокие цены, это ростом доходов населения, но этот процесс связан с бесчисленными ограничениями. Но всё равно - будем делать все возможное, чтобы защитить интересы людей.