Виктор Ольжич. Прибалтийский апломб и идея дружбы с Россией
О том, что дружба с Россией Литве более выгодна, чем вражда, - в Литве предпочитают не говорить. Но об этом думают. Такая крамольная (но соответствующая действительности) мысль - то и дело прорывается в устах некоторых даже руководителей государства. Так премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас, выступая в Министерстве охраны края (обороны) Литвы на представлении монографий "Вывод российских войск в 1990-1993 г.г." и "Вывод российских войск в документах", сказал, что "если бы мы козлились и криками дразнили, пугали - то еще долгое время эти войска могли быть в Литве, и неясно, что они могли наделать". То есть он ясно указал на путь, которым должна была бы идти Литва в отношении России, если она хочет на самом деле отстаивать свои интересы.
Компрометация дружбы с Россией: как это делается Фактически многие литовские политологи, следуя заданному направлению мысли и утверждаемой в стране русофобии, ведут не совсем честную игру: они доказывают заранее подготовленный тезис о том, что Россия - враг и только враг. Что, мол, "добром" с Россией нельзя, что это коварный сосед, захватчик, который только и ждет, чтобы ему в рот положили палец. Тогда отхватит руку. Верят ли они сами в это?
Нечестность мышления проявляется прежде всего в том, что в ходе размышления идет подмена понятий, идет замена понятий иррациональными, подсознательными страхами. Когда отметают возможность "дружбы" с Россией, то говорят о том, что в случае не вражды, а "дружбы" - Россия обязательно подавит, выкрутит руки и т.д.
Но факты (факты, касающиеся сегодняшней России - а с ней имеет дело Литва) говорят о другом. Вспомним недавние времена, когда Литва, в отличие от Латвии и Эстонии (еще не будучи членом ЕС и НАТО), поддерживала с Россией вполне теплые (в значении "нормальные"), конструктивные отношения. Вспомним историю переговоров вокруг калининградского транзита и успешное решение проблемы. Литва добилась практически всего, чего хотела - и именно благодаря "нормальному" состоянию отношений, благодаря минимальному запасу "добрых чувств" со стороны России (а представим, что была бы вражда?). При нынешнем состоянии литовско-российских отношений - о какой-либо гибкости российской стороны (российских переговорщиков по калининградскому транзиту в России даже обвиняли в сдаче интересов России) вряд ли можно было бы говорить. Вот яркий пример в пользу доказательства тезиса, что не на путях русофобии, а не путях выстраивания добрососедских отношений (в истинном, которые предусматривают и "минимум доброжелательности", понимании этих слов) - Литва может отстоять многие из своих кровных интересов. Еще один пример - Эстония: захотел эстонский парламент продемонстрировать враждебность к России - и лишился уже подписанного договора о границах. В чем выигрыш? Да ни в чем, вылезли невротические эмоции прошлого. А не демонстрировал бы враждебности, удержался бы - и столь желанный договор был бы уже в действии.
А что наиболее странно, так это изменение позиции Литвы в отношении России после вступления ее в ЕС и в НАТО. Это противоречит всем законам логики. Казалось бы, именно тогда, когда Литва не была "защищена сверху" - и нужно было бояться России. Однако тогда отношения Литвы с Россией были чуть ли не теплыми - особенно на фоне отношений с Россией Эстонии и Латвии. Этому способствовало и отсутствие проблемы русскоязычного меньшинства в Литве, и другой тон литовской внешней политики в целом.
Казалось бы, теперь, когда Литва уж и вовсе ничем не рискует (самолеты НАТО в ее небе) - как раз время дипломатическим реверансам. Однако членство в ЕС и в НАТО сделало Литву агрессивной в отношении России. "Кто прошлое помянет, тому глаз вон" - это правило касается прежде всего соседей. Но именно теперь Литва странным образом, когда перед ней раскрылись светлые перспективы "западного", в составе ЕС и НАТО, будущего, интенсивно начала извергать старые боли и раздирать былые раны: тут нет никакой логики и никакого ума (кроме примитивного объяснения, что, оказавшись "под защитой", можно и не считаться с соседом). Можно говорить лишь об иррациональных силах подсознательного.
О чем, собственно, речь? Идет ли речь о том, чтобы, как предупреждают консерваторы, литовские руководители "бросались на шею Кремлю"? Кто бросался "на шею Кремлю" во время переговоров по калининградскому транзиту? Когда так говорят, то сознательно искривляют картину: дабы не дать прозвучать правде. А правда состоит в том, что никто не говорит о чувствах какой-либо "любви" к России, родства с ней. Речь вообще не идет о такого типа чувствах, которые кстати между людьми (иногда народами), но не между государствами. Речь идет о дипломатии. О рациональном подходе. О том, что можно "играть в дружбу", "играть в добрососедство", играть в "теплое сотрудничество". Достигая взаимовыгодных результатов. Эта игра не только допускает, а предусматривает принципиальное отстаивание своих интересов (что, лукавя, исключают литовские правые!). Но также и "допустимые компромиссы", уступки там, где, в принципе, можно уступить (получив за это уступки в другом месте!). Ведь это же элементарно. Это все есть тонкости дипломатической науки, дипломатического искусства. А то, что мы имеем сегодня - на уровне "сам дурак" - это не дипломатия, а базарный уровень отношений. Разругаться - ума не надо. И дипломатические академии не обязательно кончать (кстати, их в Литве, по факту, никто, кажется, и не кончал).
Так что вопрос о "добрососедстве" с Россией предстает как вопрос о наличии или отсутствии дипломатической мудрости. Видимость дружбы с Россией - безусловно, более выгодна Литве, чем вражда с Россией. Особенно если учесть почти стопроцентную зависимость Литвы от энергетических источников из России. И если бы литовские политологи, обучающие своих политиков, были честными и думали действительно о благе для своей Родины, а не о своей зависящей от правых сил карьере, не работали "под идеологический заказ", - они должны были бы указать своим политикам на то, что именно "видимость добрососедства" позволяла Литве идти впереди других прибалтийских республик в решении многих проблемных вопросов с Россией (тот же - без особых проблем - вывод российских войск, те же договора о границе и реадмиссиях, которые давно с Литвой подписаны, и никак не могут вступить в действие с Латвией и Эстонией).
Что, собственно, имеется в виду. В виду имеется тон внешней политики. Какой тон внешней политики Литвы в отношении России? Он "дружественный" или какой? При "дружественном" тоне (каким он в целом был в период решения "калининградской" проблемы) - многие проблемы, пусть и нелегко, но решались. Но не заинтересована ли сама Литва в решении этих проблем? А если заинтересована - то где же логика, когда сначала устанавливается враждебный тон, а затем пытаются решать проблемы (которые уже невозможно решать).
Враждой с Россией Литва компрометирует себя перед Брюсселем
Хитрые дипломаты, отстаивая интересы своей страны (и именно в силу этого), играли бы в "дружбу" с Россией - и это парадоксальным образом было бы выгодно как России, так и Литве. Потому что это предусматривало бы взаимные уступки. Опасность? Какая опасность, когда государство стало членом ЕС и НАТО и фактически управляется из Брюсселя? К тому же и Брюссель был бы только доволен такой позицией своего "восточного" члена. Он и ждет от Литвы конструктивной, а не деструктивной политики в отношении России. Не нужно Брюсселю никакой вражды с Россией: это факт, не требующий доказательств. Здесь Литва себя только подставляет. Фактически, кроме прибалтийских государств и, частично, Польши, в ЕС нет других государств, которые хотели бы вражды с Москвой. Франция, Германия, Италия - это друзья России. Может, Испания, Бельгия, Австрия, Нидерланды - враги? А, может, Венгрия, Мальта, Словения? Таковых не имеется. Так что Литва идет в ЕС против течения, и ее выпады против России (отдай "ущерб" за "оккупацию") просто "терпят". Тут дело вовсе не в том, что литовцы не могут "доказать" другим членам ЕС, что Россия "должна извиниться и выплатить ущерб". Допустим, Брюссель кивнет головой в сторону страданий литовского народа. Но ЕС живет сегодня. Мир живет сегодня. В эпоху терроризма, экспансии исламского экстремизма, экологических катастроф. Вопрос сегодня не в справедливости, не в спорах вокруг справедливости (у России - своя правда), а в том, что и без этого - у мира много проблем. И без России - у ЕС много головной боли и много "врагов". Ни ЕС, ни НАТО не нужно иметь Россию в качестве врага. Понимают ли это в Литве? В Прибалтике?
Такого масштаба взгляд, похоже, не частый гость у тех литовских политиков, которые движутся только на болезненных чувствах прошлого и выплескивают национальные комплексы. Безусловно, чувства и комплексы существуют (как существуют они у русских) - но настоящие политики исходят из реальности, реальности сегодняшнего дня, а не из темных движений подсознательного (которому они просто не дают хода), в этом проявляется их хитрость и их мудрость. Кто скажет, что с Россией не в чем объединяться? Что у Литвы и у России нет общих интересов? Уже сама по себе эта фраза для литовского уха звучит кощунственно: потому что подразумевают движение Литвы в фарватере российской политики. Но это, опять же, довольно наглое искривление правды (потому что из этой фразы именно такое значение вовсе не вытекает).
Общие интересы у России и у Литвы были и есть, на факте: прежде всего в сфере экономики, но также и (не надо падать в обморок) политики. Есть общий энергетический бизнес (где Литва выступает в двойном качестве - потребителя и транзитного государства): Литва может процветать за счет российского транзита на Запад. Есть угроза экономической экспансии с Китая. Наступления на европейские ценности исламской цивилизации (интересно, что сказали бы литовки, если бы их заставили закрывать лицо чадрой). Есть общие для христианства ценности (об этом вообще забыли в Литве - что русские в основном тоже христиане). Есть сфера борьбы с терроризмом, есть сфера экологии: даже Куршская коса наполовину принадлежит Литве, а наполовину России. Разве это не символично? Скажем, Литва могла бы сделать шаг доброй воли и замолвить слово (всего лишь замолвить) за Россию что касается облегчения поездок российских граждан в ЕС. За это Россия, думается, пошла бы Литве навстречу в другом важном для Литвы вопросе. Ведь Литве такой шаг ничего не стоит - он не угрожает ее "национальной безопасности". Пусть это были бы непринципиальные области. Но был бы возобновлен уже другой тон отношений. Ведь можно, отстаивая свои принципиальные интересы, акцентировать общее и по возможности не акцентировать разделяющее. Можно, но делается наоборот. А зачем? Кому это выгодно? Выгодно отдельным политикам, чей политический вес держится на русофобии - да, а народам? Тогда вопрос - представляют ли эти политики истинные интересы своего народа (вспомним, как большинство литовцев высказалось за поездку своего президента в Москву на День Победы)?
Каковы истинные интересы Литвы отстаивают русофобы - показали события последнего месяца. Сегодня в Литве поднят крик, что "ЕС нас предал", поскольку Кремль договорился с Германией о строительстве газопровода по дну Балтийского моря. Литва и Прибалтика в целом лишатся не только огромных и постоянных денег за транзит российского газа на Запад, но и действенного рычага влияния на Россию в качестве страны, через территорию которой проходит российский транзит. А если учесть практически стопроцентную энергетическую зависимость Литвы от российских энергоисточников, то можно понять состояние истерии, которое сегодня овладело Литвой. Но почему Россия пошла на такой дорогостоящий проект вместо того, чтобы протянуть газопровод через Литву и Польщу? Потому, что соседи, раздув после вступления в ЕС и в НАТО русофобию, подорвали окончательно доверие к себе. Теперь эти страны будут пожинать экономические (и политические тоже) плоды своей недальновидной внешней политики. Ума понять, что без конца Россия не будет терпеть выпадов против себя и в конце концов обойдет эти страны, которые в большой мере кормятся за счет российского транзита, у литовских стратегов внешней политики не хватило.
Так что же выгодно Литве - игра с Россией в дружбу или вражда?