Роман Абрамович хочет "срубить капусту" в Латвии? Латвия за неделю
"Чаша Грааля" или как Абрамович хочет "срубить капусту" в Латвии. Страна в преддверии большого террора - враг пройдет. Этнический комфорт: какой должна быть натурализация после "850 лет оккупации". Власти Латвии забыли о русских храмах. Высоцкий в Риге - малоизвестные страницы биографии. Rail Baltica может обойтись Латвии в миллиард евро. Ноу-хау министра сообщений Айнара Шлесерса по собственной рекламе. В Латвии процветает воровство на муниципальном уровне.
По следам тамплиеров
"Чаша Грааля" или как Абрамович хочет "срубить капусту" в Латвии. Газета "Вести Сегодня" пишет, что латвийские поисковики, возможно, обнаружили место, где в Латвии спрятаны сокровища тамплиеров, которое в свое время на территории Курземе (регион республики) пытались найти и нацисты, и спецгруппа КГБ. "По крайней мере, губернатор Чукотки Абрамович уже готов спонсировать раскопки!", - утверждает издание. Обо всем этом газете рассказал некто Виктор Антонов, возглавляющий команду местных кладоискателей и, по собственным словам, посвященный в магистрат ордена восточных тамплиеров. Так, команда Антонова в прошлом году обнаружила в курземских лесах в районе города Талси "тот самый краеугольный камень": "Толстый слой мха веками скрывал на огромном валуне равносторонний крест, якобы указывающий направление и место, где лежат сокровища тамплиеров и даже чаша Грааля, куда собрали капли крови распятого Христа". В начале текущего года Антонов связался по электронной почте с рядом английских организаций, изучающих загадки тамплиеров. В частности, обратился к Великой ложе ордена тамплиеров в Нью-Йорке и Берлине. "В ноябре я получил от них ответ, а потом представители ложи выступили инициаторами публикации в немецком журнале Der Spigel, - рассказал он газете. - Там вышел очень серьезный материал - главный в номере - о поиске сокровищ уничтоженного ордена, содержалась информация и о работе латвийских кладоискателей в местах, интересовавших ранее нацистов. Спустя некоторое время после публикации ее автор скончался..."
Кстати, в ходе своего длинного повествования, опубликованного в "Вести Сегодня", Антонов неоднократно дает понять, что попытки разгадать загадки тамплиеров чреваты. Например, его рассказ изобилует такими драматическими подробностями, как "скоропостижно скончался от рака мозга" - это о человеке, большую часть жизни посвятившему поиску сведений о сокровищах тамплиеров и, наконец, приблизившегося к своей цели. Или: "совершенно странным образом сломал руку" - водитель в день экспедиции, "повесился, хотя и был верующим православным человеком" - водитель следующей экспедиции, которую в результате пришлось откладывать. В общем, волей-неволей станешь суеверным. А тут еще в дело вмешался российский олигарх Роман Абрамович. Так, газета пишет: "В прошлом году Антонов получил письмо от... губернатора Чукотки Романа Абрамовича (Виктор показал это письмо корреспонденту "Вести Сегодня"), в котором олигарх очень интересовался работами латвийского кладоискателя и даже был готов финансировать все расходы по раскопкам. Понятно, Антонов никак не откликнулся на предложение, ведь сего олигарха явно не интересует разгадка тайны всех времен, ему хочется найти золото, грубо говоря, по-быстрому "срубить капусту"". Кроме Абрамовича, как отмечает газета, Антонову пришло письмо от британского разведывательного центра GCHQ в Челтенхэме, в котором предлагалось провести переговоры и обсудить возможность финансирования проекта. Британцы также обещали прислать своего эмиссара, наделенного самыми широкими полномочиями. А что сам Антонов? "Сейчас я планирую сперва обработать собранные данные, а потом отправиться в новую экспедицию, но уже с участием геофизиков и археологов со специальной аппаратурой", - пояснил он газете.
Страна в преддверии большого террора
Враг пройдет. Служба новостей Латвийского телевидения в канун очередной годовщины террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года в США, готовила сюжет о стратегически важных объектах Латвии. Об этом рассказывает Latvijas avīze ("Латвийская газета"): "Журналисты констатировали, что они недостаточно охраняются. Журналисты LTV посетили три объекта - комплекс подготовки питьевой воды Daugava, Рижскую ГЭС и подземное газохранилище в Инчукалнсе. Первые две территории прошли без проблем и только у газохранилища журналистов задержала охрана". Практически все центральные издания публикуют открытое письмо мэра Вентспилса и председателя Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвара Лембергса "Угроза терроризма является проблемой Латвии, а не Лембергса". Напомним, в Вентспилсе расположен холдинг по транспортировке российской нефти и нефтепродуктов АО Ventspils nafta с целой серией дочерних предприятий. В свою очередь появление письма амбициозный градоначальник поясняет так: "Хотя я никогда официально не сообщал, что выдвину свою кандидатуру на выборах Сейма (пройдут осенью 2006 года, - ИА REGNUM), мое возможное участие в них уже стало объектом уму непостижимых выдумок, спекуляций и слухов". Так, автор подчеркивает, что опасения по поводу угрозы терроризма Вентспилсу и всей стране в целом он ранее выразил, прежде всего, как руководитель самоуправления, которого заботит безопасность людей своего города. "Именно Вентспилс со своими терминалами, промышленными объектами и железнодорожным узлом может стать привлекательной целью для террористических группировок, так как число жертв от нападения, например, на резервуар амоньяка в 25 тыс. тонн, может превысить количество погибших 11 сентября". На взгляд Лембергса, пребывание армии Латвии в Ираке сейчас, когда другие страны свои войска выводят, начинает напрямую угрожать безопасности республики. Между тем, нападение террористов, по его словам, опасно не с точки зрения интересов таких предприятий как Ventamonjaks, Ventbunkers или AO Ventspils naftas termināls, а с точки зрения жизни людей, которые могут в результате погибнуть. Мол, тот же Ventamonjaks полностью застрахован, что означает защиту материальных интересов его акционеров.
Еще на один аспект обращает внимание газета Diena ("День"): "Четыре танковых тягача, окрашенных в темно-зеленый военный маскировочный цвет, ввезенные в Латвию из Белоруссии как тракторы и которые в Вентспилском порту в марте задержала таможня, становятся памятником неспособности государства обеспечить контроль за оборотом военных товаров и товаров двойного предназначения. Этот паралич ответственных лиц и учреждений заставляет усомниться в способности государства заботиться о своей безопасности и быть надежным партнером стран НАТО и Европейского союза". Как поясняет газета, уже пол года государственные учреждения и правительство не могут решить, что делать с грузом, который либо вообще нельзя было запускать в Латвию, либо нужно было конфисковать, как только открылось, что он ввезен без лицензии, то есть как контрабанда. Так называемые "тракторы", как пишет Diena, предназначались для отправки в Анголу и были задержаны таможней незадолго до погрузки на корабль. "Правительство даже собралось на секретное заседание, чтобы решить, что делать с этими "тракторами", в случае конфискации которых Белоруссия грозила ограничить свой транзит через Латвию, - отмечает газета. - Правительство решило ничего не делать, и поручила прокуратуре подготовить заключение, не являются ли танковые тягачи все-таки тракторами, хотя подобные заключения о товарах двойного использования в компетенции и правах Комитета по контролю над стратегическими товарами". Между тем, прокуратура, по данным Diena, отложила подачу заключения на неопределенное время. "Эта полугодовая демонстрация бессилия была бы смешной, если не была бы пугающей, - пишет издание. - Сейчас это только танковые тягачи, транзитом везенные в Анголу как "тракторы". А если завтра это будет "сантехника" для ядерного реактора в Иране или "петарды" для Бин Ладена?"
Этнический комфорт: какой должна быть натурализация после "850 лет оккупации". Об этом на страницах Latvijas avīze в авторской статье рассказал бывший офицер КГБ, а ныне лидер Латвийской социал-демократической рабочей партии, профессор международного права Юрис Боярс. По словам "экс-чекиста", законы о гражданстве являются политическими законами, в которых нации определяют жизненно важные вопросы своего выживания. Чтобы не быть голословным, юрист приводит в качестве примера Израиль: "В преамбуле конституции Израиля определено, что "государство Израиль является государством еврейского народа и создано, основываясь на его вечные права и суверенное существование на земле Израиля". Мол, на обеспечение этого направлено все законодательство о гражданстве Израиля и ни одна западная страна его за это не критиковала. Боярс напоминает, что подобные правила заложены в подготовленный соцдемами Латвии проект поправок к Конституции республики - Сатверсме. Надо сказать, что данный проект пока не вызвал особого энтузиазма у законодателей. "Кажется, латвийские политики, напуганные 850 годами оккупации, иногда боятся сказать, что они латыши и что у них самих на своей земле имеются особые права", - поясняет юрист-международник. Враждебных латышам иностранцев он предлагает выдворять из страны: "В Латвии десятки школ, в которых вообще нет ни одного латыша и учащиеся которых, подстрекаемые провокаторами, устраивают массовые демонстрации против законов нашей страны (видимо, речь о норме Закона об образовании по переводу обучения в таких школах в основном на латышский язык, - ИА REGNUM), а подстрекатели в Сейме и вне его угрожают нам в нашей собственной стране "устроить пятый год!" (1905-й, - ИА REGNUM). Таких нужно пару раз административно предупредить, затем, соответственно исправив Закон о гражданстве, отнять гражданство (мандат Сейма утрачивается автоматически) и выдворить в страну этнической принадлежности, как англичане и итальянцы уже выдворили глашатаев мусульманского экстремизма, преступление которых уголовное право западных стран квалифицирует как "разжигание ненависти" - "hate speech".
В общем, "достойные" кадры служили в свое время в латвийском КГБ - куда только смотрело его руководство? Недаром многие, заслышав аббревиатуру данной организации, даже сегодня еще вздрагивают. Между тем Боярс до сих пор отличается не только чекистской прямотой, но и реальной оценкой происходящего: "Никакая массовая репатриация иммигрантов или представителей любого народа в Латвии не произойдет, так как это не допускает международное право. Однако лишить гражданства лиц, опасных для государственного устройства и общественного порядка и выдворить так называемых враждебных иностранцев и уголовных преступников других стран международное право разрешает". Что касается процесса натурализации, то известный в Латвии юрист делает акцент на такие критерии, как лояльность и хорошее поведение: "Критерий лояльности применяют везде. Службы иммиграции и полиции его проверяют, опрашивая соседей и в некоторых местах - поручителей, которых следовало бы ввести в Латвии, и на которых можно было бы возложить ответственность за допущенные огрехи. В большинстве стран, если в течение пяти лет обнаруживается нелояльность или натурализация путем обмана, то натурализация тот час же отменяется административным, а не судебным как в Латвии путем. Хорошее поведение является одним из критериев натурализации в странах Скандинавии, Швейцарии и США, так как кому нужны в гражданство воры, хулиганы, автохулиганы, наркоманы и алкоголики? Почему последних проверяют, прежде чем выдать водительское удостоверение или разрешение на ношение оружия, а натурализуя - нет? Почему в Латвии до натурализации не проверяют, сколько раз натурализуемый пойман, управляя автомобилем в алкогольном опьянении, хотя он является потенциальным убийцей?"
В заключение господин Боярс напомнил об этническом комфорте: "Натурализация в Латвии должна быть не массовой, а строго селективной, так как латышский народ на своей родине, с этнической точки зрения, находится под самой большой угрозой в Европе. Если кто-то здесь не ощущает достаточного этнического комфорта, то у него есть все возможности искать его на своей этнической родине. В каком другом месте этнический комфорт будут искать латыши? Массовая натурализация инспирирована нашими соседями, пытаясь, таким образом, демократическим путем захватить власть в Латвии на всех уровнях". Заметим, институт неграждан, судя по откровениям профессора, в Латвии ввели для этнического комфорта титульной нации и недопущения инородцев ко всем уровням государственного управления.
Общество
Власти Латвии забыли о русских храмах. Под девизом "100 самых ухоженных памятников культуры Латвии" в стране прошли традиционные Дни европейского культурного наследия. Газета "Час" обращает внимание, что в списке памятников культуры Латвии есть кладбище легионеров СС, а русская культура представлена явно недостаточно. Так, организаторы включили в него 29 лютеранских, 6 католических и лишь одну православную церковь - Св. Симеона и Анны в Елгаве. "О древлеправославных моленных как-то вообще забыли, - пишет "Час". - Или это какое-то "неправильное" наследие? Примечательно, что в список включен один единственный монумент - столичный памятник Свободы. И одно кладбище - латышского легиона СС в Лестене. В целом из отобранных госинспекцией 124 объектов латвийского наследия 15 в той или иной мере связаны с ливонским периодом, 26 - с польскими временами и эпохой Курляндского герцогства и 88 - с периодом Российской империи, со строительной активностью остзейских баронов, верой и правдой служивших императорскому престолу. К Латвии 1920- 1930 годов относятся 16 объектов, а с советским периодом связаны 26".
Высоцкий в Риге - малоизвестные страницы биографии. Под рубрикой "наследие" тот же "Час" пишет о прошедшем в Риге в концертном зале Ave Sol вечере памяти Владимира Высоцкого: "Известные латвийские барды на сцене, в зале, с балконов под аккомпанемент гитар исполнили отрывки из песен Высоцкого, написанных им в разные годы. Но лейтмотивом вечера, который вел артист Рижского русского драматического театра Евгений Иванычев, стал мотив "Высоцкий в Латвии". Оказывается, у Владимира Семеновича очень многое было связано с этой страной". Газета напоминает некоторые страницы его жизни: "31 июля 1960 года молодой Володя Высоцкий впервые появляется в Риге. После окончания школы-студии МХАТ его распределяют в Театр им. Пушкина, который в это время находится здесь на гастролях. И в Ригу он приехал для знакомства с труппой. В декабре того же года на Рижской киностудии идут павильонные съемки художественного фильма "Карьера Димы Горина". Тогда Высоцкий впервые появляется на киноэкране. В июле 1964-го судьба вновь приводит его в Ригу, где он снимается в фильме "На завтрашней улице" в роли бригадира Маркина. Тогда же Высоцкий пишет первую песню для кино. 1966 год. На Рижской киностудии впервые подписан договор с Высоцким-поэтом - он должен написать стихи на музыку М. Таривердиева к фильму "Последний жулик". Август 1971-го. Высоцкий ездит с концертами по Прибалтике, выступает в Даугавпилсе и в Риге. Июль 1972 года. Турне во время съемок в Латвии фильма "Четвертый" по сценарию Константина Симонова. Высоцкий живет в кемпинге в Яункемери. К нему приезжает Марина Влади. В Майори (Юрмала, - ИА REGNUM) они встречаются с известным чехословацким певцом Карелом Готтом. Потом они посещают рыболовецкий колхоз "Узвара". В журнале "Лиесма" публикуется рассказ о Высоцком. В сентябре 1974 года бард вновь оказывается в Риге. На этот раз вместе с труппой Театра на Таганке. Он принимает участие в концертах на предприятиях. Весной 1975 года вновь гастроли в столице Латвии. На сцене Театра русской драмы он играет в спектакле "10 дней, которые потрясли мир", выступает с концертами. Летом того же года в Юрмале принимает участие в съемках фильма "Про то, как царь Петр арапа женил" (играет роль Ибрагима). А в августе на Рижской киностудии записывает баллады для фильма "Стрелы Робин Гуда". Он успевает побывать и в мастерской художника Артура Никитина, где появляются первые наброски к будущему портрету Высоцкого".
Экономика, бизнес и зарплаты
Rail Baltica может обойтись Латвии в миллиард евро. "Грандиозный проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Варшаву, Каунас, Ригу и Таллинн, может обойтись Латвии, по крайней мере, в миллиард евро, - пишет деловая газета "Бизнес&Балтия". - Такие подсчеты 15 сентября огласило Министерство сообщения республики". По данным газеты, в ближайшие дни станет известно, кто разработает технико-экономическое обоснование масштабного замысла. В свою очередь о подзабытом в Латвии проекте Rail Baltica напомнил в ходе визита в Ригу его координатор из Еврокомиссии Павел Теличка. "Идея проложить современную железнодорожную магистраль по маршруту Варшава - Каунас - Рига - Таллинн была одобрена европейскими властями почти 10 лет тому назад, - напоминает издание. - По словам гостя, сегодня это - одна из приоритетных задач ЕС. Сдвинуться проекту с мертвой точки мешают несколько причин. Прежде всего, до сих пор неизвестно, кто будет его финансировать. По подсчетам Минсообщения Латвии, строительство отрезка железной дороги на территории республики длиной около 250 километров оценивается примерно в миллиард евро. В местном госбюджете таких огромных свободных средств отродясь не бывало. От Евросоюза ждать манны небесной тоже не приходится. А значит, остается надеяться на частных инвесторов".
Как отмечает газета, итоговый размер капиталовложений зависит от того, понадобится ли рельсы в Балтийских республиках (здесь ширина колеи составляет 1,52 метра) подгонять под европейский стандарт - 1,435 м. Непонятно также, окупится ли вообще когда-нибудь прокладка магистрали. Дать ответы на такого рода вопросы призвано упомянутое технико-экономическое обоснование, которое должны разработать к октябрю 2006 года.
В свою очередь Dienas bizness ("Бизнес дня") пишет, что, несмотря на опасения экспертов железнодорожного транспорта насчет рентабельности Rail Baltica, политики проект по-прежнему считают очень значительным как в экономическом, так и политическом смысле и хотели бы привлечь к нему Россию. После очередной ежегодной встречи это подтвердили все министры транспортной отрасли стран Прибалтики. Dienas bizness напоминает, что еще ранее специалисты ГАО "Латвийская железная дорога" указывали на бессмысленность Rail Baltica, мол, из-за низкой покупательной способности населения Латвии, Литвы и Эстонии непонятно кто будет пользоваться услугами скоростного поезда. "Высказывания железнодорожников не остались без внимания, - пишет Dienas bizness. - И политическое значение проекта доказывает факт, что после этих высказываний представители предприятия получили соответствующие указания от министра сообщений Латвии Айнара Шлесерса (Первая партия)". Кстати, как уже сообщало ИА REGNUM, в последних числах августа неожиданно - в течение всего одного часа - был сменен многолетний председатель правления ГАО "Латвийская железная дорога" Андрис Зоргевиц и еще три члена правления. Между тем, о политическом значении проекта, как полагает Dienas bizness, свидетельствует также желание министров транспорта балтийских стран вовлечь в него Россию. "Вначале предполагалось, что Rail Baltica соединит Варшаву, Каунас, Ригу и Таллинн, но министры желали бы, чтобы из Таллинна скоростная железная дорога продолжилась до Санкт-Петербурга, а затем и до Москвы, - отмечает газета. - Правда, министры не могли подробнее пояснить, как они собираются убедить Россию участвовать в проекте".
Ноу-хау министра сообщений - собственная реклама за государственный счет. Высокую степень национальной культуры и государственного мышления проявил глава транспортного ведомства Латвии. "24 тыс. латов (1,19 млн. рублей) - столько денег налогоплательщиков потратил министр сообщений Айнар Шлесерс, чтобы в очередной раз обозначить себя на должности министра, - пишет Diena. - При посредничестве "Государственных путей Латвии" на четырнадцати объектах, где в Латвии ремонтируют автодороги, на эту сумму он разместил плакаты с извинениями за доставленные автоводителям неудобства". Газета приводит и сам плакат: "Здесь проводятся автодорожные строительные работы государственного значения. Просим прощения за временные неудобства. От имени Министерства сообщений А. Шлесерс". Как пишет Diena, официально данный шаг объясняется взятием на себя политической ответственности, однако политологи убеждены - это откровенных ход по рекламе министра, к тому же реализованный не на частые, а на государственные средства. Так, исследователь общественно-политического центра Providus Лолита Чигане заметила газете: "Это определенно этическое нарушение, так как Шлесерс персонифицировал и присвоил вклад ЕС в развитие дорог Латвии". По словам Чигане, если у Шлесерса столь высоко чувство ответственности, то в случае задержки работ он должен моментально подать в отставку. Между тем, как отмечает Diena, плакаты с извинениями Шлесерса простоят на дорогах в течение всего их ремонта, то есть, скорей всего, и весною будущего года - в самое горячее предвыборное время по выборам Сейма.
В Латвии процветает воровство на муниципальном уровне. "Можно взять почти любое решение в Рижской думе, и сразу же видно, что оно было щедро проплачено", - поделился своими наблюдениями с газетой "Вести Сегодня" недавно избранный депутатом столичной мэрии от политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), публицист Юрий Алексеев. По его словам, сегодня на муниципальном уровне воруют так, словно наступает последний день Помпеи. В свою очередь чиновники плодятся практически еженедельно, и все получают солидное жалованье, а также "обязательный джентльменский набор" - самую дорогую страховку, "золотой" медицинский полис и хорошо оплачиваемый отпуск. Как уверен Алексеев, если так будет продолжаться, то это неизбежно приведет к экономическому кризису. "Работая в думе, я все чаще вспоминаю диалог Корейко с Остапом Бендером, - признался депутат. - Помните, когда Корейко начал возмущаться, что он свои миллионы тяжким трудом заработал, а Бендер хочет получить их просто так. На что Бендер заметил, что, пока он копался в грязных делах Корейко, окончательно потерял веру в человечество. Разве утрата веры в человечество не стоит миллиона? Вот и я в нашей думе уже начинаю терять веру в человечество. Но миллиона, похоже, за это не получу". По словам Алексеева, до избрания в думу он читал специальную литературу о муниципальном управлении и установил, что самой эффективной в мире традиционно считается канадская система: "В Канаде на каждых 30-50 тысяч жителей полагается одно муниципальное образование. Во-первых, мне легче навести порядок, разобраться в проблеме на территории, скажем, своего Пурвциемса (спальный район Риги, - ИА REGNUM), где я прожил 20 лет. А во-вторых, там бы не было 100 вопросов в неделю, как сейчас. А с десятком я бы справился". Как полагает депутат, советская система (когда в каждом районе Риги избирали своих депутатов, - ИА REGNUM) или канадская не устраивает тех, кто привык воровать: "Они прекрасно понимают, что на маленьком участке, где будет не 60, а всего 5 депутатов, особо не поворуешь. Ведь тебя все в районе знают. Примешь решение о строительстве автостоянки во дворе за взятку, так тебя бабушки прямо возле собственного дома зонтиками побьют. И не выберут больше никогда. А нынешняя система в Риге обезличена, чем чиновники прекрасно пользуются". Зарплаты у рижских чиновников тоже неплохие. В качестве примера Алексеев привел начальников отделов - 1,2-1,5 тыс. латов (от 59,4 тыс. до 74,26 тыс. рублей) и секретарш - 400 латов (19 802 рубля). Плюс к этому премии страховки, медицинские полисы и т.д.
"Кому в Латвии жить хорошо". Под таким заголовком газета "Час" приводит данные ЦСУ Латвии по величине зарплат жителей республики за второй квартал текущего года. Суммы после уплаты налогов распределились следующим образом. 10,7% работающих получают менее 73 латов в месяц (3 614 рублей), 23,5% - от 73 до 100 латов (от 3 614 до 4 950 рублей), 21,9% - от 100 до 150 латов (от 4 950 до 7 426 рублей), 16,7% - от 150 до 200 латов (от 7 426 до 9 900 рублей), 11,5% - от 200 до 300 латов (от 9 900 до 14 851 рубля), 5,6% - от 300 до 500 латов (от 14 851 до 24 752 рублей), 1,9% - от 500 до 1000 латов (от 24 752 до 49 505 рублей), 0,4% - свыше 1000 латов. Легко заметить, отмечает "Час", что зарплата более трети населения - 34,2% - во втором квартале составляла менее 100 латов в месяц, в то время как прожиточный минимум был 104,73 лата. Поскольку на такие деньги прожить очень сложно, люди искали возможность подработать. Во втором квартале, по крайней мере, на двух работах трудились 55,5 тыс. человек (5,4% общего числа занятых). А многие попросту были вынуждены перерабатывать - более предусмотренных законом 40 часов в неделю во втором квартале были заняты 27,7% работников.