Как и по всей стране в Великом Новгороде начался новый учебный год. Система образования в городе подошла к этому рубежу со следующими результатами.

Сегодня муниципальная система образования включает в себя: 61 детский сад, 6 гимназий и педагогический лицей, 4 специальные коррекционные общеобразовательные школы, вечернюю (сменную) общеобразовательную школу и школу для детей с девиантным поведением,25 средних общеобразовательных и 1 начальную школу, дошкольный детский дом и школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых учится и воспитывается более 9000 дошкольников, около 27000 школьников и более 3000 учащихся 4 учреждений начального профессионального образования.

2 центра дополнительного образования и 6 центров по дополнительному образованию при общеобразовательных учреждениях, 7 детских спортивных юношеских школ, 4 образовательно-оздоровительных лагеря, 17 клубов по месту жительства муниципального учреждения "Алые паруса", Дом работников образования - система дополнительного образования, которая охватывает почти 47000 человек.

В городскую систему образования также входят: Психолого-медико-педагогическая консультация, психолого-педагогический Центр "Доверие", Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, Центр молодежных инициатив "САМ" и работает целый ряд договоров с государственными и негосударственными учреждениями профессионального образования и предприятиями города.

На конец учебного года с детьми дошкольного возраста в городе работают 68 учреждений. Из них: 58 муниципальных, 1 негосударственный, 1 ведомственный, в том числе 1 дошкольный детский дом, 6 школ с дошкольными группами.

Говоря о доступности дошкольных образовательных услуг, можно констатировать определенный прорыв: процент детей, получающих дошкольные образовательные услуги в Великом Новгороде составил 98,1%, что на 2% выше, чем в прошлом учебном году.

В работе дошкольных учреждений представлен широкий спектр услуг, предоставляемых детям и родителям воспитанников. В 12 учреждениях работают 20 групп круглосуточного пребывания детей. 143 ребёнка в 29 учреждениях посещают группы по гибкому режиму с 1? 2 разовым питанием или без питания вообще. В 8 дошкольных учреждениях работают группы кратковременного пребывания детей, в 10? группы летней адаптации, 1 детский сад оказывает семьям услуги гувернёра, работает группа для детей до 1 года. Пять дошкольных образовательных учреждений сохранили работу групп малой наполняемости.

В дошкольных образовательных учреждениях города вменена работа с семьями, дети которых не посещают дошкольные учреждения. В каждом детском саду открыты консультативные пункты для родителей микрорайона. 98,5% детей, имеющих проблемы в развитии, получают необходимую коррекционную помощь, посещая компенсирующие дошкольные образовательные учреждения или занимаясь индивидуально со специалистами - дефектологами.

В 14 дошкольных образовательных учреждениях работают группы для детей с различными нарушениями в развитии: речи, слуха, зрения, психического развития, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, туберкулёзная интоксикация, аллергопатология. В дошкольных учреждениях города работает 34 логопедических пункта. В муниципальных детских садах реализуются 12 различных развивающих образовательных программ.

На конец учебного года аттестованы все дошкольные учреждения. При этом превышение государственного стандарта по 3 и более направлениям показали 24 учреждения (36%). В 72% городских детских садов педагоги ведут исследовательскую деятельность, участвуя в проведении экспериментов по различным направлениям деятельности. В международных проектах участвуют детские сады №№30, 53, 58. К концу учебного года аттестовано 87% педагогов дошкольных образовательных учреждений, из них на высшую категорию - 44,5.

Результаты изучения уровня готовности к школе выпускников дошкольных образовательных учреждений показали, что 76,7 % детей имеют высокий и средний уровень развития и полностью готовы к школе.

Анализируя состояние общего образования, важно отметить, что за последние три года идет процесс общего снижения численности учащихся в общеобразовательных учреждениях города. Так в 1999-2000 году она составляла 32084 человека, а в 2001-2002 - 28430. Это обстоятельство позволяет улучшить условия обучения в общеобразовательных учреждениях города: перейти к 2004 году на работу только в одну смену (за исключением гимназии "Исток", школ №№ 13, 14); обеспечить условия для организации сна и отдыха учащихся первых классов; увеличить возможность получения дополнительных образовательных услуг на базе школ.

Одним из основных направлений работы повышение качества обучения учащихся. Итогом данной работы можно считать тот факт, что успеваемость на выпуске из начальной школы составила 100 %. Однако качественная успеваемость выпускников начальной школы в этом учебном году составила только 52 % ( по сравнению с прошлым годом - 61%), причем значительное снижение качества успеваемости показали: гимназия №3 ( на 12%), "Новоскул" - ( на 16 %), школа №15 - ( на 29%), школа №22 - ( на 19 %), "Тополек" - (на 21 %).

За последние годы показатель успеваемости учащихся основной школы имеет тенденцию к постоянному плавному повышению. В этом году только 9 образовательных учреждений имеют неуспевающих, в прошлом учебном году таких учреждений было - 19.

Процент второгодников выше среднегородского уровня в следующих школах № 34, 28, 25, 24, 18,16. В большинстве случаев, в образовательных учреждениях оставлены на второй год учащиеся, которые не смогли освоить программу из-за того, что это дети с социально-педагогической запущенностью. В новом учебном году вопрос о работе с социально-педагогически запущенными детьми и, прежде всего, их родителями, должен быть поставлен на контроль.

К показателям качества обучения относится и показатель, характеризующий количество учащихся, получивших аттестаты с оценками "4" и "5". В 2000 уч. году 29,1% выпускников основной школы получили аттестаты с оценками "4" и "5", то в 2002 эта цифра составляет - 31,59%. По средней школе - соответственно: 39,5% и 43,62% выпускников средней школы. Необходимо отметить рост количества выпускников 9-х классов, получивших аттестаты особого образца.

В этом году сократилось количество общеобразовательных учреждений, подготовивших выпускников-медалистов. Больше всего медалистов в гимназии №2 - 10 человек и в гимназии "Новоскул", а в процентном отношении лидирует гимназия "Новоскул" - 24,3 % учащихся получили медали, далее идут школы № 32 и № 15. В течение двух последних лет не имеют медалистов школы № 6 и 25.

В городе возросло количество учащихся, углубленно изучающих различные образовательные области: 7359 учеников, на II ступени образования - 32,3% от общего количества учащихся основной школы на III ступени обучения - 45,9% от общего количества учащихся средней школы (в 2000 уч. году - 34,9% школьников).

В городе реализуется 18 программ углубленного изучения предметов. За прошедший учебный год увеличилось количество школ, организующих углубленное изучение предметов (2000 - 14 школ, а в 2001 уч. году- 27 школ на II ступени обучения и 21 школа на III ступени обучения) Необходимо отметить, что сложившаяся система классов с углубленным изучением предметов в этом году не полностью удовлетворяет потребностям населения в данных услугах, и дальнейшее ее развитие связано не только с качественными и территориальными изменениями, но и с количественными.

Продолжает развиваться система работы со способными детьми по индивидуальным учебным планам и программам. Эта форма организации образовательного процесса развивается теперь не только в классах III ступени образования, но и в классах II ступени. Индивидуальные программы бучения созданы для 1007 учащихся. Очень быстро и результативно эта система развивается в гимназиях №1 и 2, "Исток", ОУ № 13,23,26,32. Результаты этой работы отражаются при подведении итогов городских и областных олимпиад и количестве выпускников-медалистов.

За последние годы в городской системе образования активно формируется система профильного обучения в 10-11 классах и, если в 1999-2000 уч. году 80% учащихся средней школы занимались в профильных классах, то на конец 2002 уч.года 99,5%. Среди направлений профильности преобладают: экономический и гуманитарный профили. Перспективным и востребованным направлением профилизации является подготовка по техническим специальностям. Наибольшее количество профилей предлагают учащимся гимназия? 1 и школы? 13 и 26. Нет образовательных учреждений, где предлагался бы только общеобразовательный профиль.

В 2001-2002 учебном году проводилась целенаправленная работа по созданию условий для формирования воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов. В 14 образовательных учреждениях уже созданы и апробируются модели воспитательных систем, в 20 - завершена подготовительная работа по их внедрению, в 9 школах работа по формированию воспитательной системы оформлена в опытно-экспериментальные проекты.

Одним из приоритетов в работе комитета является организация деятельности учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию. Традиционным стало проведение военно-спортивной игры "Зарница". Весной 2002 года в городском этапе участвовало 26 школьных команд. Команда гимназии № 3 второй год подряд занимает первое место. Вместе с тем, администрациям образовательных учреждений в будущем учебном году необходимо придать большее значение подготовке и проведению внутришкольного этапа игры с целью большего охвата учащихся интересной формой досуга.

В образовательных учреждениях города работают 4304 педагогов и руководителей. В школах 89% педагогов имеют высшее образование, в дошкольных - 47%. 38% руководителей учреждений дополнительно имеют специальное управленческое образование по специальности "Менеджмент в образовании" (56% - директора гимназий, школ и учреждений дополнительного образования, 35% - заведующих детских садов).

В этом году прошли аттестацию 22% (943 чел.) педагогических и руководящих работника. Сегодня: высшую квалификационную категорию имеют 1775 чел. (41%), первую - 115чел. (27%), вторую - 846чел. (20%). В соответствии с договорами, заключаемыми с Региональным центром развития образования, свою квалификации повысили 30% педагогов ОУ и 53% директоров общеобразовательных учреждений, 34% заведующих детских садов. 187 человек прошли курсы по новым информационным технологиям в рамках Федеральной программы "Интернет-образование". В ходе городских и областных смотров - конкурсов педагогического мастерства выявляются яркие личности педагогов города. В 2002 году Никифоров Юрий Сергеевич, педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества, на областном конкурсе занял 1 место в номинации "Сердце отдаю детям". В первом этапе городского смотра - конкурса приняли участие более 60 образовательных учреждений.

В системе проводится работа по моральному стимулированию педагогов. 963 педагога отмечены поощрениями муниципального и регионального уровня; 17 работникам вручены государственные награды; 95 - отраслевые. В образовательных учреждениях ведется планомерная, хотя и медленная, работа по заключению коллективных договоров (87 ОУ). Проблемным моментом кадровой работы остается обеспечение кадрами со специальным образованием (дефектологи, логопеды, тифло- и сурдопедагоги). Решение мы видим в переподготовке работающих педагогов (7 человек), приеме на вакантные должности квалифицированных специалистов, в обучении педагогов специальных образовательных учреждений: в Московском педагогическом государственном университете обучено 10 человек, направлено на обучение 7 педагогов.

Продолжается работа по повышению уровня образования педагогов дошкольных учреждений. Возраст педагогов со средним профессиональным образованием составляет от 30 до 40 лет. В 2002 году сформирована заявка в НовГУ на заочное ускоренное обучение (бесплатное) 80 педагогов ДОУ по специальности "Дошкольная педагогика и психология".