"Мяса в крае будет больше"

. (Красноярский рабочий. 05.08.05)

Администрация края и крупный российский концерн "Черкизовский" провели переговоры о создании на территории Красноярского края мощного комплекса по выращиванию скота и переработке мясной продукции. Об этом журналистам рассказал заместитель губернатора Виктор Раздуев.

На мясном рынке страны "Черкизовский" занимает 10-12 процентов. Концерн имеет свои производства и торговые сети во многих регионах России, в основном европейских. Теперь, по словам В. Раздуева, "Черкизовский" решил поработать и за Уралом. Одно из первых предложений было сделано Красноярскому краю. Москвичи планируют разместить здесь мощный свинокомплекс. Красноярские чиновники занимаются поиском места для строительства нового предприятия. Инвестору предложено на выбор несколько территорий в разных районах края. Наиболее вероятно, что будут освоены Ачинский и Боготольский районы. Виктор Раздуев полагает, что проект привлекателен из-за законченного производственного цикла: москвичи собираются построить и собственно свинокомплекс, и завод комбикормов, и производство по переработке мяса. "В себестоимости свинины 70 процентов занимает стоимость зерна. В отличие от КПК и "Ярска", закупающих мясо на переработку, новые игроки краевого мясного рынка будут более независимы от ценовой конъюнктуры", - говорит Раздуев.

Итак, если инвестор даст положительный ответ, мощность нового комбината составит 48 тысяч тонн продукции в год, и производство свинины в крае увеличится почти вдвое. По словам В. Раздуева, столь масштабный проект не перегрузит мясной рынок края. Даже при том, что сейчас активно работают КПК и "Ярск", а через 3-4 месяца будет реанимирован "Зубр", мясо на территорию края завозится из других регионов. Поэтому необходим производитель, который занимался бы именно выращиванием свиней, а не только переработкой.

Анна БЕНЕДИКТОВА.

"Угольщики потрудились на славу".

(Красноярский рабочий. 05.08.05)

Депутат Законодательного Собрания края Юрий Захаринский встретился с коллективом ОАО "Красноярсккрайуголь". Он побывал на разрезе "Ирбейский". На разрезе "Переясловский" в Рыбинском районе председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности рассказал работникам компании о деятельности краевого парламента. Он отметил, что депутатам и угольщикам необходимо более тесно взаимодействовать. В ходе беседы была достигнута договорённость о том, что подобные встречи станут регулярными. Добавим, что разрезы ОАО "Красноярсккрайуголь" за семь месяцев этого года добыли свыше 2,5 миллиона тонн угля. Это на 1,1 миллиона тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост составил 76,6 процента.

"Изгнанники"

(Красноярский рабочий. 05.08.05)

В Дивногорске 10 семей и 5 молодых специалистов оказались на грани нервного срыва. Почти два года назад администрация города на правах договора аренды вселила нескольких работников бюджетной сферы в здание городского детдома, заверив жильцов, что бывшая школа-интернат приобретёт статус общежития.

Однако около месяца назад людей попросили... освободить занимаемые помещения в срок до 25 августа. Позапрошлым летом количество воспитанников в детском доме заметно сократилось. Само здание имеет два крыла, и одно из них практически пустовало. Именно поэтому в пустующие комнаты и заселили работников комитетов по культуре и искусству, по образованию и городской больницы. Основанием послужила тяжёлая ситуация с муниципальным жильём. Естественно, новосёлы были очень рады, даже несмотря на то, что здесь требовался капитальный ремонт. Жильцы собственными силами установили в своём крыле душевую кабину, провели электропроводку, поклеили обои, постелили линолеум и вообще привели свои комнаты в надлежащий вид. В некоторых из них были выбиты стёкла, покорёжены двери. Эти огрехи люди тоже исправили за свой счёт.

И вот в июне в связи с уведомлением, которое было подписано председателем городского комитета по образованию, о том, что муниципальное учреждение "Детский дом" передано в собственность краевых властей, людей известили о скором выселении. Причиной стало будущее пополнение в дивногорском детдоме: число воспитанников должно увеличиться почти в три раза.

Соответственно планируемое общежитие останется интернатом, к большому огорчению бюджетников. Ко всему прочему "заложникам" детдома предъявили внушительные счета за коммунальные услуги. Но никто из них, по известной уже причине, по данному адресу так и не прописался (каждый прописан либо у родственников, либо в других муниципальных общежитиях) и, по идее, не обязан платить за то, что жил в несуществующей "общаге".

Люди опечалены тем, что в который раз поверили чиновникам на слово (жильцам даже показывали проект постановления о переводе здания детдома в статус общежития), а теперь пожинают плоды своей доверчивости. Они по-прежнему надеются на то, что ситуация волшебным образом изменится к лучшему. Но на сегодняшний день каких-либо продвижений в этом запутанном деле нет.

"Столица Эвенкии встречает свой праздник"

. (Красноярский рабочий. 05.08.05)

Завтра в Туре состоится праздник, посвящённый Дню Туры и Международному дню коренных народов мира. В этом году официальную дату празднования Международного дня коренных народов мира, 9 августа, решено совместить с празднованием 78-летия столицы округа. В праздничный день здесь пройдут культурно-спортивные и развлекательные мероприятия, выставки и конкурсы. Также ожидается приезд творческих коллективов из посёлка Ессей и Иркутской области.

"Очередное подорожание бензина: последнее ли?"

(Красноярский рабочий. 05.08.05)

На днях в Красноярске произошло очередное повышение цен на бензин. Теперь литр популярного АИ-92 на заправках стоит на один рубль дороже, чем до этого ценового скачка. Вот ведь парадокс: живём чуть ли не буквально "на нефти", а мировой бум с ценами на углеводородное сырьё приносит подавляющему большинству россиян одни неприятности...

"Жар-птица из Заполярья". ("Красноярский рабочий", 05.08.05)

"Дети в 14 лет ещё не понимают, чем потом будут заниматься, но в массе своей они сегодня боятся "прекрасного далёка". И от этого защитная реакция - инфантильность, присущая молодёжи. Сегодня в нашей стране, в обществе "демократического застоя", существует самоуспокоившийся Кремль, государство в государстве вроде римского Ватикана, и народ, который пытается выжить. Дети это видят, считывают эту неуверенность взрослых в завтрашнем дне".

Как сторож стал режиссером.

- Александр Борисович, мультипликация - это ваше призвание или нежданное увлечение? Что, в заполярном Норильске так развит этот вид киноискусства?

- Наша студия открылась в феврале 2002 года в качестве экспериментальной площадки, так как ничего подобного в Норильске, конечно же, никогда не было. Причём я туда попал абсолютно случайно - только потому, что имею большой опыт работы в детском театре (сначала был актёром, потом режиссёром-постановщиком и драматургом). Как водится, в новых экономических условиях наш театр не прижился, и я пошёл наниматься сторожем на телевидение.

- Из драматургов - в дворники?! Ничего себе, крутой вираж судьбы...

- Дальше ещё интереснее. Устроился я на телеканал "Северный город" - это тогда было первое в Норильске коммерческое телевидение уровня "Афонтово". Затевал проект Игорь Астапов, нынешний пресс-секретарь Александра Хлопонина. Я возблагодарил своих учителей и Бога за то, что у меня было понимание и твёрдое знание основных законов режиссуры, на которых в принципе строится любой вид публичного, визуального искусства. За четыре месяца я превратился из сторожа в режиссёра авторских программ и дорос до главного режиссёра утреннего телеканала, достаточно популярного и рейтингового. Мы успешно конкурировали с "Утром" НТВ и "Хорошим настроением" ТВЦ.

Пока руководителем был Астапов, я там с удовольствием работал. Но сменилось начальство - и я ушёл, потому что не считаю для себя приемлемым работать с кем попало. Я сам выбираю для себя начальников. Астапов как менеджер был гений. Это не дифирамбы, так было по одной простой причине: имея на канале 50 авторских программ, он понимал, что творческий человек не может тянуть одну лямку. И он давал возможность использовать оборудование для каких-то вещей, не связанных с каналом.

- То есть можно было заниматься ещё чем-то для души?

- Именно. Поэтому в "Северном городе" мне удалось создать два своих проекта. Один связан с документальным, а другой, скажем так, с игровым семейным телефильмом. И с учётом того, что у меня в активе была достаточно удачная и результативная работа с детьми, в 2002 году меня попросили продолжить такого рода работу. Я ещё не думал и тем более не мечтал ни о какой мультипликации. Если бы мне тогда сказали, мол, Саша, ты будешь делать мультики и других учить это делать, я бы подумал, что человек с головой не дружит. На самом деле я и мультики - это разные вещи, я для них слишком жёсткий человек.

Мультики лечат душу.

- Вот как! А что ещё, по-вашему, нужно для того, чтобы с полным правом заниматься мультипликацией?

- Прежде всего на тот момент я не достиг той степени взрослости, когда человек может, допустим, написать хорошую сказку. По моему твёрдому убеждению, сохранившемуся до сих пор, первую хорошую сказку в своей жизни мужчина может написать для внуков. Для этого нужно достаточно опыта, такта, вкуса и какого-то интуитивного понимания даже не формы подачи, а того, как не разочаровать ребёнка. Потому что к детям надо подходить только с чистой душой, я в этом абсолютно убеждён. Не может педагог говорить о порядочности и быть при этом, извините, безнравственным человеком.

Я не скажу, что был конченым подонком, нет, конечно. Но когда мультипликация возникла в моей жизни, я понял, что мультики лечат душу не только ребёнка - они исцеляют, заставляют тебя соответствовать образу сказки. Ты просто обязан быть чист, максимально чист перед собой и перед теми детьми, для которых и с которыми ты делаешь мультик. Судачить в учительской о коллегах, бегать на кого-то стучать, перемывать кости - это неприемлемо вообще в работе с детьми и в мультипликации в частности.

- Как же вы пришли к анимации?

- Мультики возникли в моей жизни настолько спонтанно... Я открывал курс по основам сценарного мастерства и основам режиссуры. Набрали первую группу подростков - им было тогда по 14 лет. Два года я блуждал в потёмках, строил концепцию, потому что методичек, готовых авторских программ не было. Был реальный поиск, и он принёс свои плоды. Из моего первого выпуска кто хотел, тот поступил в театральные вузы, пошёл дальше по ступенькам профессионального роста.

Дело в том, что, в отличие от досуговых, развлекательных задач, я ставлю задачу ремесленническую. Для того чтобы, к примеру, художник смог завтра изобразить чёрный квадрат, он должен, как минимум, уметь держать карандаш. Соответственно я должен дать ребёнку ремесло, привить умение держать в руках кисть, чтобы завтра, задумав чёрный квадрат, он мог его изобразить. Иначе, чувствуя вдохновение и потребность выразить свои чувства, но не умея этого делать, он обречён быть неудачником, неудачником и ещё раз неудачником.

Так вот, сначала эти ребята проходили теоретический курс, и о мультфильмах речь не шла. Говорили о документалистике, об игровом формате, о развитии способностей к актёрскому мастерству. Но спустя два года эти мальчики пришли и показали мне несколько видеозарисовок, которые делали дома, сами, в пластилине. Оказалось, они создавали пластилиновые покадровые этюдики на разные темы с одиннадцатилетнего возраста, а ко мне пришли в 14. То есть им в принципе не нужны были никакие преподаватели, никакие школы. Они сами сумели понять, как надо это организовать, как слепить, двигать, анимировать, как пошагово снять. И вот здесь моей заслуги нет никакой. Так звёзды совпали, что этих ребятишек привели ко мне, и когда я у них завоевал определённый авторитет, когда они стали мне доверять, они принесли эти работы. Наивные, без знания того, что такое культура кадра. Когда я эти вещи увидел, предложил им приступить к 5-10-минутному мультипликационному проекту.

В конце 2003 года у нас вышел первый фильм "А чья армия сильней?" в технике пластилиновой анимации, который сразу же заявил о себе достаточно громко. Когда мы делали его, сами для себя планочку поставили - работы Бардина, очень нами уважаемого, работы Татарского, "Пластилиновая ворона", "Тяп-ляп маляры" и всё остальное. Мы сразу не стали ориентироваться на "Побег из курятника", потому что это мёртвый пластилин, мёртвая английская техника. Он настолько холоден, что не вызывает живого отклика у детской аудитории, по крайней мере, в России. У меня самого трое детей разного возраста, и раз посмотрев, мы больше не возвращались к этому фильму. А того же Бардина они пересматривают, потому что там есть нюансы материала, тёплый он, наш пластилин... Не убивайте сказку!

- Александр Борисович, а как вы узнали про фестиваль в Новосибирске?

- Когда мы сделали свой мультик, совершенно не думали о том, что это будет лучшая работа на тех фестивалях, где мы побывали. Наша "Армия" начала своё победоносное шествие сначала в самом Норильске, когда мы попробовали организовать и провести первый городской фестиваль визуальных искусств "Полярная сова" в 2003 году. Затем в 2004 году попали в Санкт-Петербург на фестиваль "Петербургский экран". Там наш мультик был признан лучшим фильмом года в объёмной анимации. Потом дошло дело и до Новосибирска - мы там были в прошлом году, теперь вот приехали снова. В Санкт-Петербурге мы выиграли путёвку на всемирный фестиваль "Уника" для профессионального кино, который в сентябре будет проводиться в Бельгии. "Армия" там представляет Россию. Так что она собирала, собирает и, думаю, ещё будет собирать Гран-при.

Сейчас у нас студии как таковой нет, есть лишь одна группа, но с сентября проводим новый набор. На следующий год в Новосибирск мы привезём пакет работ в разной технике, потому что начинаем развиваться, расширяться. Нынче ребятишки приехали на "Жар-птицу" со второй десятиминутной работой. У нас так совершенно сознательно получается: что ни год, то фильм.

- Вы давите на ребят или предоставляете им поле для самостоятельной деятельности?

- Я сам с 10 лет занимаюсь театром. Хорошо знаю, что такое быть актёром, художественным руководителем. Я могу направить, посоветовать, одёрнуть наконец, но давить - нель-зя! У меня совесть чиста перед этими ребятишками. Они четыре года со мной, но в любой момент могут быть свободны. Если вдруг перерастут или получится конфликтная ситуация, они легко могут оставить меня наедине со статусом киношколы. Так что давления нет - есть созвучие. Я научился их слышать, потому что мне повезло в жизни, я трижды папа, а отец - понятие психологическое. Когда появилась младшая дочь, я научился слышать детей, в том числе и старших, то есть действительно стал отцом. А с этими ребятишками я просто стараюсь не быть ментором.

Знаете, я ведь не умею лепить, не умею анимировать, вообще не знаю, как это делается. Но я знаю монтаж, режиссуру, знаю, как построить композицию кадра, как выставить свет, как разработать персонаж... Словом, знаю много того, чего они не знают. Когда мы делали первый и второй мультфильмы, у нас ещё не было помещения, мы работали в кинофонде Норильска, был только свой компьютер. Мультфильм мальчики снимали дома, в другом городе. Потом так: компьютер в Красноярске, а ребята три раза в неделю приезжают из Сосновоборска.

То есть сам процесс съёмки я совершенно не контролирую, лишь смотрю потом готовые результаты. Они сняли 10 секунд - привезли показали. Я могу объяснить, к примеру, почему двухминутный эпизод, а это месяц работы, не годится в этот фильм или не годится вообще. Да, это сделано композиционно грамотно, но я говорю: "Ребята, это невкусно, это не тактично, вас понесло куда-то не туда и вообще вы... бредите". Они могут со мной согласиться или нет, но у нас бывали прецеденты, когда я "убивал" такие двухминутки.

- А что для вас главное в фильме?

- Честно говоря, я занимаюсь не столько мультиками, сколько вот этими человечками. Дети ко мне приходят пустыми. У них нет ни читательского, ни зрительского опыта. Им в школе говорят, что нужно прочитать, допустим, "Мастера и Маргариту", но не объясняют зачем. У них нет мотивации к чтению. А ведь чтение - это способ развития воображения, фантазии. Пока ты Карлсона не увидел с экрана, он у тебя, в твоём внутреннем мире, совершенно свой. Свой Кай, своя Герда, своя Снежная Королева - пока тебе не навязали тот или иной образ. Если навязали удачно, получилась грандиозная вещь. Если нет, получается такая высокотехнологичная ботва, как "Властелин колец", "Матрица" и прочие перлы Голливуда, отвратительные даже не отсутствием мысли, задачи, а тем, что Голливуд сегодня убил сказку как жанр. Дети это уже не воспринимают как сказку, потому что там нет чуда! Поэтому у нас сегодня наиболее выигрышна мультипликация. В ней волшебство присутствует изначально.

Валентина Александрова.