Как уже сообщалось, в результате переговоров, состоявшихся 19 июля в Сухуми, абхазская, грузинская и российская стороны утвердили состав и согласовали график работы трех групп специалистов, которые занимаются исследованием состояния абхазского участка Транскавказской железной дороги. О перспективах задействования этой важной региональной транспортной коммуникации на вопросы ИА REGNUM отвечает глава ведущей в Армении экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян.

ИА REGNUM: Г-н Агаджанян, как будто сложный переговорный процесс по запуску железнодорожного сообщения через территорию Абхазии начинает приносить реальные плоды...

Восстановление железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию - в первую очередь вопрос политический. При наличии политической воли у руководств заинтересованных сторон, выполнить техническую часть работы труда не составит. Минимальная стоимость восстановительных работ - $40 млн., называется также сумма в $120 млн., но эта цифра явно завышена. Затратив такую сумму, можно построить совершенно новую дорогу.

ИА REGNUM: А какие реальные экономические дивиденды получают страны региона в случае разблокирования железнодорожного сообщения через Абхазию - настолько ли они значительны, чтобы перевесить политические амбиции?

Страны региона экономят время, получают деньги и безопасность.

ИА REGNUM: В том числе и Грузия?

Разблокирование абхазской железной дороги представляет для Грузии однозначную выгоду. Не меньшие экономические дивиденды получит и Абхазия, положительный эффект такая перспектива сулит и экономике Армении. Но, не секрет, коммуникации всегда являлись частью большой политики, а их перекрытие использовалось как метод давления. В данном случае, речь идет об экономическом давлении на Абхазию. Однако, следует учитывать то обстоятельство, что подобная политика практически перестала приносить ожидаемый эффект. Если Армении удается развиваться в условиях такой блокады, то, что стоит Абхазии выдержать железнодорожную блокаду со стороны Грузии.

В Грузии прекрасно понимают, что дальнейшим блокированием железнодорожного сообщения они ничего не добьются. Представители новой власти Грузии - это достаточно умные и образованные люди. Если они не пересмотрят методы, внедренные в свое время предыдущей властью, то никакого эффекта не будет. И новая грузинская власть делает это. Блестящий пример - Аджария. Более того, впервые за весь период конфликта между Южной Осетией и Грузией югоосетинская сторона устами руководящих лиц заявила, что речь может идти о высоком автономном статусе Южной Осетии в составе Грузии. Такие заявления раньше трудно было себе и представить. Так что, демократизация самой Грузии приводит к возникновению новых объективных предпосылок. Я не думаю, что Абхазия согласится выйти из того статуса, в котором она сегодня пребывает - это де-факто независимое государство. Но, тем не менее, бесконечно такая ситуация длиться не может. Стороны должны найти выход из ситуации. А открытие дороги - может стать первым шагом на этом пути. Во всяком случае, блокировать дорогу начала грузинская сторона - это знают все, и Тбилиси этого не отрицает.

ИА REGNUM: Вы упомянули о том, что Армения также заинтересована в открытии абхазского участка железной дороги, соединяющей Россию с Южным Кавказом. В связи с этим хотелось бы узнать, насколько сегодня востребован железнодорожный паром порт "Кавказ" - Поти, о котором в свое время столько говорилось. Официальный запуск данного маршрута состоялся, однако многие, в том числе и политики, говорят о том, что паром загружается с большим трудом.

Железнодорожный паром порт "Кавказ" - Поти не может быть невостребованным. Другое дело, что он может быть экономически невыгоден в связи с тем, что обладает достаточно низким потенциалом - за один рейс он способен переправить всего 18 крытых вагонов. У крупных экспедиторов нет уверенности в том, что этот паром будет работать в стабильном режиме. После официального открытия состоялся один показательный рейс, и второй, который удалось организовать с большим трудом и с приложением усилий некоторых высокопоставленных чинов Армении и их грузинских коллег. Потом настало длительное затишье, и мы поинтересовались о причине у заместителя министра экономического развития Грузии, который непосредственно курирует эти вопросы. По его словам, паром заработает ориентировочно в августе-сентябре. Но совершенно случайно мы узнали, что 19 июля паром осуществил еще один рейс из порта "Кавказ" в Поти с грузом в 18 крытых вагонов, предназначенных для Армении. Мы связались с оператором в Москве, и он подтвердил нам, что существует серьезная проблема с загрузкой парома, с чем и связаны такие задержки в графике его движения. Дело в том, что для полноценной работы паромного комплекса необходимо иметь уверенность в том, что он и завтра будет работать. Нельзя сегодня оформлять груз с назначением в Россию по парому Поти - порт "Кавказ", не будучи уверенным в том, что этот рейс состоится. Рисковать коммерческими грузами сегодня не будет ни один экспедитор. Поэтому, мы пока не загружали на этот паром ни одного вагона и пока не собираемся этого делать.

ИА REGNUM: Кстати, если движение по абхазской железной дороге удастся восстановить, то необходимость в пароме порт "Кавказ"-Поти, очевидно, и вовсе отпадет?

Конечно, именно поэтому сегодня больших капиталовложений в этот паром никто не будет делать. Это и есть та основная причина, по которой никто не хочет раскручивать и вкладывать в паром большие деньги. Железная дорога может открыться в любой момент, что тогда делать с паромом - сдавать на металлолом? Мы все помним, как много паромов курсировало между Францией и Англией. Что с ними стало - они все пошли под лом, как только был осуществлен проект железной дороги под Ла-Маншем. Точно такая же ситуация может возникнуть и в этом случае. Только в ожидании загрузки, выгрузки и опять загрузки этих паромов вы потеряете столько время, сколько необходимо, чтобы заехать в Абхазию и выехать с той стороны. Я уже не говорю о расходах.

ИА REGNUM: Что для Армении важнее - открытие армяно-турецкой границы, или восстановление железнодорожного движения через Абхазию? К примеру, по мнению аналитиков Армяно-Европейского консалтингового центра по экономической политике и праву (AEPLAC), открытие турецкой границы откроет Армении выход на Средиземноморье, что является крайне приоритетной задачей...

Эти два маршрута нельзя сравнивать. Для работы с российским рынком важнее абхазская дорога. И потом, я не думаю что выход на европейские рынки через средиземноморские порты будет дешевле. Другое дело, что будет проще выходить на Дальний Восток. Если исходить из законов коммерции, то при появлении альтернативы, тарифы по основному маршруту мгновенно пересматриваются. В этом случае мы получаем реальные цифры. Подобного рода задачи решаются не арифметически, а с учетом перспективы. Сегодня грузинская дорога рентабельна, она умудряется за 5 долларов перевозить тонну груза от азербайджанской границы до своих портов, в то время, как мы платим за это 15 долларов. Считать, что Грузия теряет большие деньги, неверно - а вот Армения не имеет альтернативы.

Так что, открытие армяно-турецкой границы не следует рассматривать в контексте доставки наших грузов к средиземноморским портам, а затем на европейский рынок. Это слишком узкий подход, а дивиденды - мизерные в сравнении с тем, что мы можем получить от использования транзитного потенциала нашей железной дороги. Не секрет, что сегодня из четырех соседей Армении (Азербайджан, Грузия, Турция, Иран) железнодорожная связь имеется только между Грузией и Азербайджаном, все остальные коммуникации проходят по территории Армении. Огромный грузооборот между Турцией и Россией, который будет осуществляться за счет транзитных перевозок через территории Армении, Грузии и Абхазии, даст нам огромную прибыль. Это гораздо выгоднее экспорта отечественных товаров в Турцию или Европу. Не надо ограничиваться только экономикой Армении - она очень мала. Весь товарооборот Армении в годовом разрезе составляет 2 млн. тонн - сюда входит все.

ИА REGNUM: А существует ли взаимосвязь между перспективой открытия армяно-турецкой границы и, соответственно, возобновлением железнодорожного движения по маршруту Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси и решением проблемы запуска абхазской железной дороги?

Вы знаете, мне кажется, в случае открытия армяно-турецкой границы абхазская пробка очень быстро вылетит. Однако все это напрямую связано с политическими интересами стран региона, в том числе и России.