"Нынешние выборы должны быть интересными": интервью мэра Чебоксар ИА REGNUM
Интервью мэра г. Чебоксары Николая Емельянова ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Чувашия - в ожидании предстоящих выборов в органы местного самоуправления, которые состоятся 16 октября. Николай Иванович, как вы прогнозируете ход этих выборов в Чебоксарах?
Нынешние выборы должны быть интересными - с точки зрения политики, формирования органов местного самоуправления по новому федеральному закону №131, по которому функции главы представительного и исполнительного органа должны быть разделены. Депутаты будут избираться по 45 одномандатным округам сроком на пять лет, выборы главы города (главы администрации) будут прямыми, то есть мэр избирается прямым всеобщим голосованием на всенародных муниципальных выборах. (В настоящее время я руковожу депутатским корпусом и возглавляю администрацию). Кроме того, эти выборы станут "обкаткой" нового закона о выборах - скоро нам предстоит пройти этап выборов по партийным спискам, и муниципальные выборы станут полигоном испытаний, пробой сил для политических партий. Особенно тех, кто после проигрыша на выборах в Госдуму постарается реабилитироваться на местном уровне. Так что, кроме самовыдвиженцев, на выборы пойдут и кандидаты от партий. Мы ожидаем, что по каждому избирательному округу будет от 7 до 10, а где-то и больше кандидатов. Уже сейчас идет интересная борьба, появилось множество печатных изданий. Некоторые - очень интересные, очень полезные сегодня. Кто-то построил свою работу на критике работы администрации. В целом, та деятельность, которая сегодня, до начала избирательной кампании, проводится кандидатами в депутаты, - положительная. Она основана на диалоге и в полном смысле олицетворяет местное самоуправление - организация массовых дворовых соревнований и культурных акций, уборка территорий. Эти кандидаты с хорошим настроем идут, чтобы стать хорошими депутатами и сделать столицу интереснее и комфортнее.
ИА REGNUM: Вы уже отмечали, что глава города будет всенародно избранный. Считаете ли вы оправданными выборы мэров в условиях назначаемости губернаторов?
Новый закон о местном самоуправлении предусматривает дальнейшую демократизацию в области самоуправления граждан, а выборы - важнейший механизм демократии. На уровне самоуправления это особенно важно, когда современная структура власти больше прослеживается по вертикали. И то, что по новому закону глава городского образования должен быть избран или прямым голосованием, или из числа депутатов - неплохо, потому что самому населению дается возможность определиться в решении этого вопроса. Ведь каждый регион развивается по-своему, в каждом регионе своя обстановка - политическая, экономическая. Там, где не сложились взаимоотношения власти на уровне регион-муниципалитет (такие примеры есть у наших соседей), ухудшалось социально-экономическое положение региона, жизнь людей. Чтобы исключить подобное, многие регионы перешли на схему избрания глав муниципальных образований из числа представительной власти, при этом исполнительную возглавит наемный сити-менеджер. Возможно, где-то эта схема и оправдана. А то, что у нас в республике и городе приняли решение выбирать главу муниципалитета на всенародных выборах,- это правильно с точки зрения развития демократических тенденций, развития гражданского общества. Это показатель уровня доверия между властью и горожанами, и ответственности тоже.
ИА REGNUM: Насколько вы удовлетворены деятельностью депутатского корпуса и своей администрации за три года работы мэром?
Я бы называл эти годы работы плодотворными. Если оперировать цифрами и документами, то это 40 целевых программ, 39 соглашений с градообразующими предприятиями столицы, а также генеральный план развития города на 20 лет, градостроительный план. Это все документы, ориентированные на долгосрочную перспективу, без которых невозможно развитие и социальное благополучие. К примеру, программа вакцинации уже который год позволяет нам пережить грипп спокойно, без эпидемий. Попытки создания добровольной народной дружины получили законодательный статус уже на уровне республики, а на улицах города, в общественных местах стало более безопасно. Я с удовлетворением должен отметить, что растет уровень культуры горожан: массовые праздничные мероприятия проходят без мордобоя, ЧП - и это следствие законодательных инициатив, ограничивающих право продажи спиртных напитков и пива в зоне праздника. Основная задача властей города - это разработка правил жизнедеятельности, тех нормативных актов, которые нам сегодня не хватает из-за того, что они отсутствуют на уровне федеральном, республиканском. Посмотрите, какие проблемы породил игорный бизнес из-за бесконтрольности, - и сегодня правительством разрабатывается соответствующий законопроект, регламентирующий эту деятельность. Когда у муниципалитетов забрали все функции контроля, мы подняли вопрос об осуществлении контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта на территории. Так были реанимированы административные комиссии.
Что касается социально-экономических показателей столицы Чувашии, то доходы бюджета в 2004 году по сравнению с 2002 увеличились в 1,4 раза и составили 2,5 млрд рублей. Доля расходов на содержание объектов социально-культурной сферы за три года увеличилась с 62 до 68%. Средняя зарплата выросла в два раза и составила почти 5,5 тысяч рублей. Хорошими темпами развивается жилищное строительство, ипотечное кредитование, сфера услуг. Безусловно, самым лучшим показателем работы властей и городских служб является состояние человека - либо ему комфортно жить, либо он испытывает неудобства. Как говорится, дьявол - в деталях. Когда есть свет, вода, газ, тепло, работает лифт и транспорт, когда человек не замечает их наличия - значит, все хорошо, значит, городское хозяйство работает, каждый - на своем месте. Когда в процесс управления и содержания городского хозяйства вписан каждый человек - вот настоящее самоуправление. И муниципалитет инициирует вопросы развития гражданского участия. Мы приняли решение о создании социально-культурных центров в микрорайонах - это самоуправление на уровне микрорайона. Мы вернули положение о домовых комитетах, ТСЖ сегодня выполняют ту же роль - они управляют собственным жилым фондом, занимаются жизнеобеспечением. Все это - наша совместная работа с депутатами, городским активом. Отмечу, что нынешний депутатский корпус - грамотный, творческий, дисциплинированный. Наработаны очень хорошие материалы не только на сегодняшний день, но и на перспективу - следующему созыву депутатов будет с чего начинать свою работу. Одним словом, собрание депутатов и администрация работают вместе, слаженно.
ИА REGNUM: Может, такая слаженность существует только благодаря тому, что вы выступаете в одном лице - главы самоуправления и администрации?
Плюсы есть - в том, что я тоже депутат, тоже коллега, их отношение ко мне не антагонистично. Главное сегодня - что мы (законодательная и исполнительная власти) нашли методы и подходы в работе. Она строится на среднем звене - депутатских комиссиях. Все вопросы обсуждаются, дискутируются и окончательно принимаются на уровне этих комиссий, в работе которых участвуют и заинтересованные горожане. Не все вопросы проходят: многие откладываются, некоторые больше не поднимаются как неперспективные. Бывают и конфликты, которые решаются не пикетами, а переговорами - за счет хорошего диалога, за счет понимания сторонами проблемы. Зачастую важно просто услышать и понять - но не все это умеют или хотят. Ситуация доходит до абсурда, когда некоторые депутаты по всем повесткам дня собрания голосуют "против" или "воздержался", даже по регламентным. Лучше бы не ходил, думаешь про такого. А ведь этот депутат представляет определенную группу горожан, он перед ними ответственен и должен вести себя адекватно.
ИА REGNUM: Принятие депутатами Госдумы в первом чтении законопроекта о продлении на три года срока реализации реформы МСУ усилило разговоры о ее отсрочке и даже свертывании. Каково ваше видение этого вопроса?
Нельзя останавливаться на полпути, тем более что закон №131 увязан с бюджетным, жилищным, градостроительным кодексами, с законами, которые принимались в соответствии с новой концепцией разграничения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Более того, в ряде регионов уже прошли муниципальные выборы по новому законодательству, в октябре они состоятся у нас. Поэтому вряд ли всерьез можно говорить о том, что реформу могут "свернуть". Что касается сути самой реформы, то для меня она заключается в четком разделении полномочий и ответственности между федерацией, республикой и муниципалитетом. Когда постоянно меняются правила игры по формированию бюджета и межбюджетных отношений, когда не ты определяешь свои расходы и доходы, тяжело жить и развиваться. Финансовый механизм должен быть прописан четко.
ИА REGNUM: Один из проблемных вопросов закона №131 связан с введением ограничений права муниципалитетов учреждать СМИ. Как вы к этому относитесь? Нужны ли муниципалитету собственные СМИ?
Было бы странным, если бы я, как представитель власти, ответил на этот вопрос отрицательно. Собственное СМИ необходимо власти, особенно муниципальной, потому что на уровне самоуправления связь с населением должна быть тесной, взаимодействие полным. Сегодня администрация столицы является учредителем газеты "Чебоксарские новости", которую по договору издает ГУП "Советская Чувашия". По сути, три года назад, когда газета была на грани банкротства и закрытия, мэрия передала ее в доверительное управление профессиональному коллективу и при этом не вмешивается в редакционную политику. Тираж газеты за это время вырос с двух до пяти-шести тысяч. Вы видите, что она не карманная, здесь не только публикуются постановления и решения - на страницах газеты рассказывается о всех наших действиях и бездействиях, идет дискуссия. Я считаю, что введение ограничения права учреждать СМИ муниципалитетами - не на пользу никому.
ИА REGNUM: Давайте поговорим о городских проблемах, например, о проблеме уплотненной застройки, с которой столкнулись жильцы домов старых кварталов.
Проблема уплотненной застройки - одно из непопулярных решений, которые мы вынуждены принимать сегодня. Но они нужны. Законодательная база по земле появилась буквально недавно, земля как имущество. Раньше эти вопросы не поднимались - земли было много, строили с размахом. Вот это строительство с размахом и без учета земельных отношений, когда для строителей препятствием становился маленький овражек или небольшая ямка и они уходили, привело к тому, что на территории города оказалось достаточно земельных участков, которые являлись бесхозными, были захламлены или стали "бомжатниками". Сейчас эта ситуация выправляется. Если законодательная база, нормативы, технологии позволяют строить жилье в этих запущенных местах - почему нет? Уплотненная застройка удешевляет строительство. Мы прорабатываем не только вопросы локальной застройки, не только освоения новых территорий - мы подошли к реконструкции старого жилого фонда. Посмотрите, как преобразился старый квартал на Ивана Франко, где проведена реконструкция жилых домов, построено новое жилье, - микрорайон вновь стал престижным. На очереди - двухэтажки по Богдана Хмельницкого.
ИА REGNUM: Какие городские проекты Вам кажутся наиболее значимыми?
Их иного, важны все. Ведь город - это живой организм: если где-то недодашь, где-то перетянешь, может пострадать весь организм. Из самых последних и многострадальных - это пресловутый участок 30-й дороги, которая должна связать центр с северо-западным районом. Сколько в нее денег вложили, сколько о ней мечтали - наконец с мертвой точки сдвинулись, запускаются два участка: один свяжет центр с северо-западным районом, второй участок разгрузит центральные улицы. Строительство дороги мощно тянет развитие прилегающих территорий: сегодня заявок от инвесторов, и не только местных - море. А инвестиции двигают экономику вперед.
Справка ИА REGNUM: Емельянов Николай Иванович, 1953 года рождения. Окончил Чувашский государственный университет по специальности инженер-электромеханик. Трудовую деятельность начинал на Верхне-салдинском металлообрабатывающем заводе в Свердловской области, где работал электромехаником. Затем был инженером-конструктором Чебоксарского объединения "Росавтоматстром". В 1984-1989 годах - начальник ЖЭУ, главный инженер, управляющий Московским районным жилищным производственно - эксплуатационным трестом г.Чебоксары. С 1989 по 1997 годы - заместитель председателя исполкома Московского райсовета, первый заместитель главы администрации Московского района, первый заместитель главы администрации г.Чебоксары. До 2002 года возглавлял Чебоксарское муниципальное унитарное производственное предприятие "Водоканал", с июня 2002 - глава самоуправления столицы Чувашии.