Приднестровский политолог о заявлении министра обороны РФ: именно так и следует разговаривать с местечковыми диктаторами
С просьбой прокомментировать заявление российского министра обороны Сергея Иванова о том, что Россия не собирается выводить миротворцев из зоны конфликта в Приднестровье, корреспондент ИА REGNUM обратился к руководителю приднестровского филиала Института национальной стратегии России, доценту, кандидату социологических наук Дмитрию Соину.
По мнению Соина, заявление Иванова бессмысленно рассматривать вне контекста предшествовавших ему событий. "В настоящее время мы наблюдаем очередной этап тщательно спланированной операции по вытеснению России и из формата миротворческой операции в Приднестровье, и из Приднестровья вообще", - сказал политолог.
"Легко увидеть, - продолжил Соин, - что налицо последовательная цепочка действий, предпринимаемых официальным Кишиневом при поддержке западных спонсоров режима Воронина. Блокирование работы Объединенной контрольной комиссии (ОКК), затем провокации против Приднестровья, сначала в районе Дороцкая-Кошница, а потом и Кременчук-Копанка. Одновременно - мощный пропагандистский вой о "неэффективности" российской миротворческой операции, тут же подхваченный западными СМИ. При этом, авторы подобных публикаций все как один обходят вопрос о том, какую же из миротворческих операций, проведенных под эгидой НАТО или "международных сил" под руководством того же НАТО или США, следует принять за образец для подражания. Ну в самом деле - какая миротворческая операция, проведенная Западом, была эффективной и привела к установлению прочного мира? Бомбовые удары по Сербии? "Миротворчество" в Косово, прикрывающее геноцид сербского населения? Оккупация Ирака? "Освобождение" Афганистана, превратившее его в мировой центр по выращиванию опиумного мака? Какая?
Никто из критиков российского миротворчества и не пытается всерьез аргументировать свою позицию. Не пытается по очевидной причине: никого из этих критиков вообще не интересует мир в регионе - каждый из них преследует свои цели. Воронин и его окружение стремятся любой ценой захватить Приднестровье, с тем, чтобы, захватив его, присвоить имущество нашей республики и округлить капитал своего семейства. А западные спонсоры воронинского режима думают лишь о том, как бы вытеснить отсюда Россию. Что начнется тут после ухода России, их совершенно не интересует. Во имя вытеснения России они уже сегодня готовы признавать нынешний кишиневский режим "демократическим". А если бы Воронину удалось захватить Приднестровье, все эти поборники демократии и прав человека с легкостью закрыли бы глаза на любые репрессии, осуществляемые диктаторским режимом на захваченной территории, точно так же, как сегодня они закрывают глаза на грубейшие нарушения всех основных прав и свобод человека в правобережной Молдове.
Но несмотря на огромные усилия, предпринятые Кишиневом для дестабилизации обстановки в регионе, провокации, направленные против Приднестровья, не достигли поставленной цели. Молдавскому диктатору так и не удалось развязать новый вооруженный конфликт. Между тем, такой конфликт, пусть и не полномасштабный, как это было в 1992 году, пусть локальный, но обязательно со стрельбой и с человеческими жертвами, очень нужен Воронину и его покровителям. Такой конфликт позволил бы еще громче кричать о провале российской миротворческой операции - и еще последовательнее и жестче выдавливать Россию из региона. Конечная же цель этого давления - замена миротворцев в российской форме другими миротворцами, в форме НАТО.
Не добившись успеха, кишиневские власти сделали следующий, вполне логичный шаг - они перешли к провокациям, направленным уже прямо против российских миротворцев. Инцидент 19 июля на мосту в Ваду-луй-Водэ, станет, по моему мнению, лишь первым звеном в длинной цепочке аналогичных происшествий. Авторы и исполнители плана по вытеснению России из Приднестровья настроены решительно, ставки высоки, чужих жизней им не жаль, так что провокации, по всей видимости, будут продолжены. Все они будут идти по одному сценарию: группа провокаторов из числа активистов неправительственных организаций, содержащихся на западные гранты, 1-2 иностранных гражданина, зачастую просто не понимающих, во что они оказались втянуты, и разогретая алкоголем толпа "местных жителей", разбавленная полицейскими. Цель операции - любым способом заставить миротворцев стрелять в толпу и получить в результате пять-десять трупов, а при большой удаче - еще и труп гражданина США или одной из стран ЕС. 19 июля, благодаря грамотным действиям российского офицера - старшего наряда миротворческих сил - и выдержке, проявленной им и его подчиненными, такого развития событий удалось избежать. Но нет никакой гарантии, что его удастся избегать всегда.
А вот теперь мы подходим к заявлению Иванова. Что в сложившейся ситуации способно охладить пыл провокаторов? Только одно: твердое понимание, что даже успешно осуществленная провокация не приблизит их к поставленной цели - к уходу России из Приднестровья. Более того - осознание того факта, что подобные провокации возымеют обратный эффект и что в условиях прессинга позиция России и на международной арене, и в отношениях с Молдовой, а также и непосредственные действия российских военнослужащих в критических ситуациях будут раз от раза становиться все жестче и жестче. Замечу, что формально в ситуации 19 июля миротворцы имели полное право открыть огонь на поражение. И, уверяю вас, что если бы на посту № 9 стояли натовцы или американцы, то уж они бы не колеблясь расстреляли бы всю эту толпу - всю, до единого человека - и твердо заявили бы: "Они на нас напали, наши солдаты были правы и будут действовать так же и впредь". Посмотрите на то, как действуют западные "миротворцы" в Ираке и в Афганистане, да и в том же Косово - и вы убедитесь наглядно в правоте моих слов.
Заявление Иванова - жесткое заявление. Но его жесткость полностью адекватна жесткости ситуации. Малейшая нерешительность, малейший намек на возможные уступки сегодня способны нанести огромный и непоправимый вред, придав новый импульс провокациям, направленным уже прямо против российских военнослужащих. Потому что кампания провокаций, направленных на обострение обстановки, сегодня идет, повторяю, по нарастающей и по всем возможным направлениям. Я убежден, что и недавние беспорядки в тираспольской колонии строгого режима также были спровоцированы извне и являются частью того же плана общей дестабилизации обстановки. Кроме того, идет жесточайшая пропагандистская война, война символов и знаков. Приближается 15-летие нашей республики, а это, что ни говори, уже серьезная дата. И Кишинев сделает все, чтобы если не сорвать, то, по меньшей мере, омрачить этот праздник. Поэтому в ближайшие месяцы можно ожидать еще большего обострения ситуации.
Но вернусь к заявлению Иванова. Тут важно отметить несколько принципиальных аспектов. Прежде всего, лицо такого ранга, как министр обороны страны, никогда не делает случайных заявлений. Заявляя же что-либо публично, он всегда выражает не свое личное мнение, а точку зрения Российского государства. Ну должность у него такая, что иначе выступать он просто не может. Так что речь следует вести не о жесткой реакции лично министра обороны Иванова, а о жесткой реакции России.
Так вот, такая жесткая реакция России наверняка вызовет определенный шок. От таких заявлений, исходящих от России, все успели уже как-то отвыкнуть. А вот теперь придется ломать укоренившуюся было привычку безнаказанно пинать Россию. Придется привыкать жить по-новому. Потому что решительный тон и стоящая за ним готовность жестко отстаивать свои интересы, в том числе - и в странах СНГ, становятся фирменным знаком российской политики. В этом смысле заявление Иванова отнюдь не исключение - напротив, оно выражает общую тенденцию.
Дело в том, что в России произошла смена поколений политических элит, а в большинстве стран СНГ - еще нет. Это, кстати, тоже общая тенденция, что Россия в своей социально-политической эволюции идет на шаг впереди других государств, некогда входивших в состав СССР. Так вот, в большинстве стран СНГ и, в частности, в Молдове, политику все еще делают выпускники Высших партийных школ, бывшие первые и вторые секретари ЦК, горкомов и райкомов, одним словом, бывшие партийно-комсомольские функционеры. И хотя неокоммунисты всегда рядились в одежды "защитников народных интересов", "патриотов-интернационалистов" и даже "сторонников восстановления СССР" - это всегда было грубой и циничной ложью. На всем постсоветском пространстве не найти, пожалуй, ни одной политической силы, которая с таким барским пренебрежением относилась бы к гражданам своих стран, которая была бы столь же сильно заражена национализмом и столь же последовательно антироссийски настроена, как неокоммунисты.
И это тоже абсолютно естественно! Потому что именно КПСС некогда присвоила себе право говорить от имени народа и за него, не спрашивая народного мнения, поскольку, мол, "народ и партия едины". Потому что именно КПСС десятилетиями лгала народу, манипулировала общественным мнением, тиражировала вранье о "единстве народа и партии" и о том, что "партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". И одновременно с этим, в недрах республиканских ЦК, в том числе и в ЦК компартии Молдавии, взращивался и культивировался тот самый пещерный национализм, который и выплеснулся на улицы в начале 90-х.
В этом отношении бессарабский диктатор Владимир Воронин действительно коммунист - продукт кадровой школы покойной КПСС. Потому что только бывший функционер КПСС может столь бессовестно и масштабно лгать. Только бывший функционер КПСС может быть столь свято убежден, что народ - это безмозглое быдло, которому можно скормить все что угодно. Только бывший функционер КПСС может до такой же степени, как Воронин, пренебрегать мнением народа, делая ставку исключительно на подковерные договоренности бывших партократов, вырядившихся в демократические одежки.
Сегодня Воронин, буквально с пеной у рта, говорит о необходимости скорейшего вывода российских войск из Приднестровья. Но позволительно спросить: а принимается ли при этом во внимание мнение самого приднестровского народа? Я хочу напомнить, что российские войска пришли сюда более 200 лет назад, когда ни большей части государств, настаивающих ныне на их выводе, ни компартии, как таковой, еще не было и в помине. Российское военное присутствие - часть нашей жизни, привычная гарантия нашей безопасности. Давайте проведем опрос: хотите ли вы вывода российских миротворцев? Хотите ли, чтобы на их место пришли натовские "голубые каски"? Уверяю вас, что по меньшей мере 99 из ста опрошенных приднестровцев выскажутся категорически против ухода россиян.
Однако Воронин привычно плюет на мнение народа - любого народа, в равной степени и народа Молдовы, и народа Приднестровья. Он, как и его предшественники, также вышедшие из рядов номенклатуры КПСС, делал и делает ставку на бюрократическое маневрирование и подковерные игры. И пока политическая элита России в значительной степени состояла из таких же партаппаратчиков, как и сам Воронин, эта тактика приносила Молдове некоторый успех.
Но времена изменились. Неокоммунисты уже окончательно и навсегда исчерпали себя в России как влиятельная политическая сила. Безнадежно отставшие от реалий сегодняшнего дня и неспособные ничему научиться, они оказались вытеснены на обочину политической жизни и уже не могут ощутимо влиять на российскую политику. Новая же генерация политических лидеров не испытывает к Воронину никаких теплых чувств. Она смотрит на него незашоренными глазами и видит его таким, какой он и есть на самом деле: националист, тоталитарный диктатор с сильным криминальным душком и без каких бы то ни было принципов, а при нынешнем раскладе политических сил - безусловный враг России. И совсем не потому, что он идейный ее враг! Никаких идей, кроме идеи личного обогащения, у Воронина нет и никогда не было. Воронин занял враждебную по отношению к России позицию только потому, что полагает: вражда к России сегодня вознаграждается лучше, чем дружба с ней. В этом - весь Воронин, и заявление Иванова выдержано именно в том тоне, в каком исследует разговаривать с подобными местечковыми диктаторами: резко, бескомпромиссно и без малейшего намека на возможные уступки.
И еще два слова о перспективах дальнейшего развития ситуации вокруг Приднестровья. Сегодня я просто не вижу никаких реальных возможностей для заключения с Молдовой каких бы то ни было соглашений, которые уважали бы и исполняли обе конфликтующие стороны. А это означает, что ситуация может быть разрешена только двумя способами: либо оккупацией Приднестровья Молдовой, либо признанием Приднестровья. И совсем не обязательно, чтобы нас признал весь мир сразу. На первых порах вполне достаточно было бы даже одного государства, признавшего нашу республику. Например - России. Или Украины.
Позиция Украины по отношению к Приднестровью - тема отдельного разговора. А что касается возможного российского признания, то оно представляется мне вполне вероятным. Возможно, это не будет сразу полномасштабное признание, возможно речь сначала пойдет о каком-то переходном статусе, но подобных шаг со стороны России диктуется логикой событий. Невозможно до бесконечности откладывать принятие решения, кого поддержать: либо Молдову, либо Приднестровье. Об объединении Молдовы и Приднестровья на какой бы то ни было договорной основе речь уже не идет, и любой реалистично мыслящий политик это понимает. Подыгрывать заведомо антироссийскому режиму Воронина России тоже нет никакого резона. Возможности для консервирования существующей неопределенной ситуации тают на глазах. Что же остается? Только признание ПМР - просто, повторяю, такова логика событий.
В этой связи очень много говорят о том, что, мол, Россия никогда не пойдет на такой шаг. Дескать, у нее свои проблемы с сепаратизмом, и в частности - в Чечне. Однако ряд российских официальных лиц в последнее время выступил с очень ясными заявлениями, проведя четкую грань между ситуациями в Чечне и в Приднестровье и указав на их принципиальное отличие. Что же касается мнения других сторон, то я хочу вспомнить очень похожую ситуацию с Турецкой Республикой Северного Кипра.
В самом деле - Турецкую Республику Северного Кипра признает только Турция. И что? Республика благополучно существует уже более 30 лет, и нет никаких признаков того, что она в обозримом будущем прекратит свое существование. Ее безопасность гарантируют турецкие войска. При этом Турция имеет очень серьезные внутренние проблемы с курдским сепаратизмом - и ничего, поддерживает своих соотечественников на Кипре. Одним словом, для того чтобы поддержать Турецкую Республику Северного Кипра, Турции понадобилось только одно: осознание своих национальных интересов. Этого оказалось вполне достаточно. Этого - уверен - будет достаточно и в нашем случае, то есть для признания Приднестровья Россией. Возможно, оно случится не завтра и даже не через год, но в том, что такое признание будет, я уверен. Россия все отчетливей осознает свои национальные интересы и все жестче отстаивает их. Этот процесс уже необратим. Для нашего признания его вполне достаточно".