"Кто мутит воду в озёрах"

(Красноярский рабочий. 26.07.05)

Александр Хлопонин дал распоряжение своим заместителям Льву Кузнецову и Андрею Гнездилову решить проблему хозяйственного использования озёр Шарыповского района до 1 августа нынешнего года.

Об этом журналистам рассказал председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Юрий Захаринский. 25 депутатов краевого парламента обратились к губернатору с просьбой отменить распоряжение Совета администрации края о предоставлении в долгосрочное пользование ООО "Сибрыба" акватории озёр Большое, Сарбаголь, Малое и Потапки в Шарыповском районе. Народных избранников вынудило вмешаться в ситуацию обращение почти четырёхсот жителей села Парная по поводу рыбохозяйственной деятельности ООО "Сибрыба", а также результаты обследования, проведённого экспертами территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды, ФГУ "Енисейрыбвод" и НИИ экологии рыбохозяйственных водоёмов.

"Абы поддержать"

(Красноярский рабочий. 25.07.05. М.Кемпинский)

Все чиновники любят малый бизнес. По крайней мере, на словах. До последнего времени этой платонической любовью и ограничивалась государственная поддержка малого бизнеса. Краевая ситуация не отличалась в этом смысле от общероссийской. Впервые попытка оказать действенную поддержку предпринимателям со стороны власти была предпринята на рубеже столетий администрацией Красноярска. Благо в структуре администрации существует департамент с красноречивым названием - промышленной политики и развития предпринимательства.

КАК ВЛАСТЬ УЧИЛАСЬ ПОНЕМНОГУ

Задумки были интересными. Создание городского центра развития предпринимательства, где малые бизнесмены могли бы получить всяческую консультационную поддержку.

Субсидирование части расходов тех предпринимателей, чьи бизнес-проекты будут признаны обоснованными и нужными краевому центру... Все, однако, получилось, как всегда. И городской центр был создан, только помещения для него не нашлось. И конкурсы предпринимательских бизнес-проектов проводились. И даже победители были. Только денег никто не получил. Хотя умные головы из департамента промполитики и доказывали, что бюджетные деньги не безвозвратно будут отданы, а вернутся с неплохой прибылью. Но дело заключалось в том, что кроме упомянутого департамента в структуре городской администрации существовало и финуправление, взгляды которого на поддержку предпринимательства радикально отличались, а вес этого управления в процессе принятия решений был несколько большим.

Ситуация изменилась в связи с двумя обстоятельствами. Первое - переход заместителя мэра Красноярска по экономическому блоку Эдхама Акбулатова в администрацию Александра Хлопонина. Второе - передача функций материальной поддержки малого бизнеса от департамента промполитики главному управлению экономики Красноярска. После этого обозначился некий параллелизм в действиях обеих администраций. Город разрабатывает концепцию развития - край разрабатывает концепцию развития (причем мэр Красноярска является чуть ли не руководителем одной из групп разработчиков). Город выпускает муниципальные облигации - край размещает свои ценные бумаги. Город поддерживает предпринимателей, субсидируя часть процентной ставки по банковским кредитам - и край принимает аналогичную программу. С чем это связано, гадать не хочется. Тем не менее деньги на поддержку малого бизнеса стали выделять реальные.

Разумеется, у края возможностей больше. Да и количество соискателей финансовой поддержки тоже. Поэтому имеет смысл оценить эффективность именно краевой программы. Правда, здесь надо учитывать следующее. По существу программа в прошедшем году отработала всего лишь четыре месяца. Но за этот период удалось отобрать 20 вполне рабочих проектов. Интересно, что 8 из них, то есть 40 процентов, относятся к сфере агропромышленного производства и переработки сельхозпродукции. Конечно, о тенденции говорить не приходится - объем данных для анализа слишком мал. Тем не менее, для поворота малого бизнеса в сторону села есть некоторые основания.

Прежде всего, это сверхконцентрация предпринимательства даже не в полосе Транссиба, а в краевом центре и непосредственно прилегающих к нему территориях. Надо отметить, что в 2003 году тенденция сокращения количества малых предприятий (с 9,2 тысячи в 2001 до 8,8 в 2002-м) сменилась на противоположную, причем произошел резкий скачок до 11,1 тысячи. При этом отраслевые приоритеты распределились следующим образом. 21,7 процента малых предприятий заняты в сферах торговли и общественного питания, 21,3 процента - в строительстве и 23,2 - в промышленности. Казалось бы, это свидетельствует, во-первых, о невиданном расцвете малого бизнеса на территории края, а во-вторых - о том, что предприниматели наконец-то направили свои стопы в сторону реального производства. Однако дело в том, что малые предприятия и малый бизнес отнюдь не синонимы.

Если в целом в малом бизнесе занято в крае 290 тысяч человек, то на малых предприятиях - лишь 97,4 тысячи человек. Большая часть предпринимателей - индивидуалы без образования юридического лица. Таким образом, равновесие резко смещается в сторону торговли и услуг, ибо ПБОЮЛ в основном в этих сферах и заняты. А ситуация там весьма напряженная.

МИР ДВОРЦАМ, ВОЙНА ХИЖИНАМ

Объем торговых площадей на одного жителя в Красноярске явно превысил все разумные пределы. Эффективность использования квадратного метра торговой площади все более снижается. И это, в первую очередь, чревато последствиями для наиболее мелких участников рынка. Конкурировать с крупными торговыми сетями они не в состоянии - сети снижают издержки за счет объемов продаж и собственных оптовых складов. Массового оттока предпринимателей из торгового бизнеса пока не наблюдается, однако, предпосылки к тому есть. Не вызвало особого резонанса, к примеру, решение красноярского Горсовета об отмене субаренды (напомним, что до этого арендатор муниципального помещения имел право сдать в субаренду до 25 процентов площадей). А это решение имеет весьма интересные последствия. Во-первых, масса мелких и мельчайших предпринимателей-субарендаторов потеряет рабочие места. Во-вторых, в весьма трудном положении окажутся и многие арендаторы, которым доходы от субаренды помогали сводить концы с концами. Уже сейчас количество предложений о переуступке муниципальной аренды существенно увеличилось. Наконец, что приобретет от этого городской бюджет - очередную прореху? Чем руководствовались народные избранники, сказать трудно. Видимо, эти добрые люди страшно далеки от проблем малого бизнеса. А между тем не так давно в крае проводился опрос предпринимателей, в ходе которого выяснилось, что треть из них испытывает сложности с получением земельных участков или недвижимости в аренду. Очевидно, треть - это мало.

Но это лишь начало процесса. С 2006 года начнется массовая продажа муниципального имущества. Есть вероятность (по крайней мере, ее не исключают и сами чиновники), что недвижимость будет приобретаться московскими финансовыми структурами, которые так же, как сегодня муниципалитет, будут сдавать площади в аренду.

Но стоимость аренды существенно возрастет. Таким образом, процесс "выдавливания" малоэффективного частного предпринимателя из сферы торговли значительно ускорится. Вопрос - куда? Область традиционного приложения бизнеса на Западе - сфера услуг вряд ли сможет поглотить всех "лишних" предпринимателей.

При том, что сегодня в крае емкость мала, свободные ниши заполняются чрезвычайно быстро. Примеры - автостояночный или парикмахерский бум. Переключение на производство еще сложнее. Пример "Тойоты", создавшей систему аутсорсинга, конечно, впечатляет. Но где в Красноярске или крае находится предприятие, готовое объединить вокруг себя систему "малых" смежников? Дико, но факт, что в крае, где расположены крупнейшие производства никеля, меди, алюминия, практически нет малых предприятий, которые используют это сырье.

Таким образом, одной из возможных сфер приложения усилий малого бизнеса является пока еще сравнительно свободная ниша сельского хозяйства и переработки пищевой продукции. Правда, и здесь есть свои сложности.

ЦЕЛЬ - НИЧТО, ДВИЖЕНИЕ - ВСЕ

Любое дело предполагает достижение в обозримой перспективе некоего результата. С этой точки зрения заявленные результаты программы поддержки малого бизнеса и используемые методы совершенно неадекватны. В самом деле, ожидаемый эффект от реализации программы "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае" - увеличение количества малых предприятий на 25 процентов. А за счет чего? Те формы поддержки, которые применяются сейчас (субсидирование части процентной ставки, налоговые льготы) хороши для уже существующих и вполне благополучных малых предприятий. А где те меры, которые будут стимулировать образование новых?

Статистика - любопытная вещь. Если, конечно, цифры используются не для того, чтобы тарабанить их на совещаниях. Применительно к программе "Государственная поддержка..." цифры наводят на весьма странные мысли. Например, а есть ли вообще у этой программы какой-либо экономический эффект? В самом деле, предполагаемый рост числа МП за период с 2004 до 2007 года составит 25 процентов. А с 2001 по 2004-й их количество (без всякой программы) выросло на 27 процентов. Рост производительности труда в малом бизнесе к 2007 году составит 32 процента. А с 2001 по 2004-й он вырос на 58 процентов. И так далее. А где же эффект программных мероприятий? Судя по динамике, он вообще обратный. Конечно, можно сказать, что чем больше объемы, тем медленнее изменения. Но точно такая же тенденция была бы и в том случае, если бы на малый бизнес вообще никто не обращал внимания. И главное, зачем его вообще поддерживать? Если во главу угла ставятся производственные показатели, то они на любом крупном предприятии в разы выше, включая производительность труда. А если речь о том, чтобы дать людям работу, то цифры роста - дело десятое. И хорошо бы к тому же договориться между собой. А то одни помогают, другие мешают, третьи штрафуют, четвертые ларьки и киоски бульдозерами сносят...

КСТАТИ

Для поддержки малого бизнеса в России появятся пять региональных венчурных фондов. Об этом накануне сообщил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. Такие фонды планируется создать в следующем году, суммарный капитал фондов составит 1,2 миллиарда рублей.

Фонды будут открыты в Москве и Подмосковье, Татарстане, Пермской области и Красноярском крае. Центр и регионы будут финансировать их на паритетных началах - 50 на 50. Фонды должны выделять деньги на наукомкие проекты, поэтому кредиты будут выдаваться на длительный период - 5-7 лет.

"Инвестиции"

(Красноярский рабочий. 26.07.05)

На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе в скором времени начнутся серьёзные перемены. Сейчас здесь производятся бытовой газ, бензин и другие виды топлива, дорожный и строительный битум. Однако уже одобрен план перспективного развития предприятия. Прежде всего красноярские строители займутся возведением ТЭЦ. Начнут с турбинного отделения на базе существующей котельной, затем появится установка утилизации нефтешлама (за 20 лет работы НПЗ его накопилось очень много, что может стать серьёзной проблемой). Будут смонтированы оборудования по выпуску серы, а в перспективе - выпуск авиатоплива, которым заправляются иностранные самолёты.

Сумма инвестиций - более 5 миллионов долларов. Проект уже поддержан администрацией края и федеральными службами. Ожидается увеличение рабочих мест на заводе, а также повышение заработной платы работникам до 17 тысяч рублей в месяц. От процветания и стабильной работы нефтеперерабатывающего во многом зависит нормальное существование всех ачинцев.

"Инвестиции в "серое вещество"

(Красноярский рабочий. 25.07.05)

На прошлой неделе в Красноярском крае впервые широко заявила о себе холдинговая компания "Сибирский цемент". Таким образом, список крупных финансово-промышленных структур, присутствующих в регионе, можно считать пополнившимся. Наряду с металлургами, угольщиками, нефтяниками и газовиками, это производители главного компонента большинства строительных материалов - цемента. Объединившая по своими "знамнами" Топкинский, Красноярский, Ангарский цементные заводы, шиферный завод "Волна", установив контроль над Каменским цементным заводом в Бурятии, компания "Сибирский цемент" имеет все шансы стать крупнейшим за Уралом производителем "серого вещества" для строителей. Такую перспективу подтверждает и тот факт, что сегодня это единственный в стране холдинг-производитель цемента, имеющий свою собственную специализированную транспортную компанию по перевозке продукции. А ведь всего год с небольшим назад в собственности "Сибирского цемента" был всего лишь один завод в Топках. Если вспомнить прошлогодние, довольно скандальные торги, в результате которых компания приобрела Красноярский цементный завод, то надо признать, что ситуация на красноярском заводе требовала срочного вмешательства - чтобы сохранить предприятие, необходимо было практически полностью модернизировать производство. Ведь завод был построен еще в годы Великой Отечественной войны, и значительная часть оборудования не менялась со дня открытия предприятия. Завод оказывал крайне неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку в городе, а социальная обстановка на "Красноярском цементе" была накалена до предела - задержки заработной платы достигали нескольких месяцев. Многие аналитики предполагали, что вкладывать средства в реконструкцию завода не имеет смысла - "Топкам" гораздо проще "утопить" конкурента, купив активы красноярского предприятия.

К счастью, прошедший с момента покупки год показал, что мрачные прогнозы не имели под собой почвы - по словам президента компании Андрея Муравьва, за год в реконструкцию Красноярского цементного завода вложено около трхсот миллионов рублей. "Топкинский цемент", доля которого на строительном рынке Красноярья ещ год назад составляла около 80 процентов, сейчас уступил позиции красноярской продукции, доля которой на местном рынке выросла до 60 процентов. На предприятии решились многие социальные вопросы - главное, своевременно выплачивается заработная плата. Сегодня в среднем по предприятию она составляет более семи тысяч рублей и к концу года должна вырасти ещ.

По мнению руководства "Сибирского цемента", сейчас в стране складывается очень благоприятная ситуация для производителей строительных материалов.

Долгие годы "дележа" не вкладывалось серьзных средств в инфраструктуру. Сейчас помимо жилищного строительства начинается бум капитальных вложений в производственную сферу. Если механизм ипотечного кредитования будет, наконец, запущен, строительный бум приобретт ещ больший размах. Муравьв заявил, что Красноярский цементный завод готов к производству гидроцемента для Богучанской ГЭС, масштабное строительство которой планируется возобновить в следующем году. Потребность в обычном строительном цементе для Красноярска и края в этом случае сможет покрыть ООО "Топкинский цемент".

"Отличитесь - будет вам свой шоп"

("Сегодняшняя газета", 25.07.05)

В конце августа в Норильске состоится ярмарка сельхозпроизводителей юга Красноярского края. И под минусинские продукты, возможно, будет выделен целый магазин.

Об этом намедни во время "Прямой линии" в эфире ГТРК "Норильск" сообщил глава города Валерий Мельников. Решение возобновить проведение ярмарок было принято совместно главами городов-побратимов.

Еще некоторое время назад такие выставки проводились ежегодно. В период ярмарок заключались контракты на поставку норильским коммерсантам различной продукции. Однако контрактов было не так много, как изначально планировалось, и поэтому новое начинание пришлось "свернуть". Теперь же, по словам Мельникова, если продукция, представленная южанами, удовлетворит норильчан по вкусу, качеству и цене, а минусинцам будет от этого прибыль, то для торговли им выделят отдельный магазин.