"Китайцы на Алтае и чымалы в покое не оставят": интервью делегата Курултая кыпчаков Семена Танытпасова ИА REGNUM
23 июля в урочище Тоотой близ села Ело Онгудайского района Республики Алтай состоялся второй Курултай (съезд) кыпчаков Алтая. Кыпчаки - один из самых многочисленных алтайских родов. В работе Курултая приняло участие более тысячи делегатов, представляющих все 11 муниципальных образований Республики Алтай. Об основных итогах Курултая корреспонденту ИА REGNUM 26 июля рассказал один из делегатов Курултая, журналист Семен Танытпасов.
- На Курултае наш зайсан (глава рода - прим. ИА REGNUM) Константин Шылыков делал отчет о проделанной за последнее время работе, а потом выступали те, кто считал нужным донести свои мысли до собравшихся. Обсуждали проблемы развития кыпчаков, строительства дороги на Китай, вопросы политического будущего республики, укрупнения субъектов федерации.
Одним из главных решений стало то, что зайсан кыпчаков Константин Шылыков вновь был избран на эту должность. Помимо этого мы обратились к Курултаю алтайского народа с просьбой, чтобы нашего зайсана включили в состав делегации, которая просит аудиенции у президента России Владимира Путина (на Курултае алтайского народа, состоявшемся 19 февраля этого года, было принято обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой принять алтайскую делегацию в составе 7 человек. Необходимость такой встречи продиктована подготовкой к предстоящему в 2006 году празднованию 250-летия вхождения алтайского народа в состав России. - Прим. ИА REGNUM). Мы мотивировали необходимость включения Шылыкова в состав депутации тем, что, по данным исследователя Григория Самаева, изучавшим документы в московских архивах, наш зайсан является прямым потомком Кутука Кудайкулина. А этот исторический персонаж 250 лет назад был одним из организаторов обращения к российским властям с просьбой принять алтайский народ в российское подданство. И, кстати, это решение алтайскими зайсанами принималось именно в урочище Тоотой, где и прошел Курултай кыпчаков. Правда, встреча с президентом вряд ли состоится. Во всяком случае, в администрации президента говорят, что Владимир Путин в следующем году посетит мероприятия, приуроченные к празднованию 250-летия - тогда и возможна встреча алтайских общественных и духовных лидеров с главой государства.
Если говорить о политических решениях, то следует отметить следующее. Любым регионом должен управлять человек местный, который здесь вырос и знает о заботах населяющего регион народа. Нынешний глава республики Михаил Лапшин, как считают участники Курултая, человек нам все-таки чужой (70-летний Михаил Лапшин родился в селе Сетовка Алтайского края, однако большую часть своей жизни провел в Подмосковье. Его связь с Алтаем возобновилась в 1998 году, когда он был избран депутатом Государственной Думы по Горно-Алтайскому одномандатному округу. В 1999 году он вновь выиграл здесь выборы в российский парламент, а в 2002 году был избран главой республики. Его полномочия заканчиваются в декабре 2005 года - Прим. ИА REGNUM). Поэтому мы обратились к Михаилу Лапшину с просьбой назвать своего приемника из числа местных политиков. Здесь нет ничего личного - просто это было бы справедливо.
ИА REGNUM: Если говорить о работе зайсана за прошедшие десять лет, что можно было бы выделить?
- Красной нитью в докладе Константина Шылыкова проходило то, что работа зайсана - работа на общественных началах. У него нет формальных властных полномочий, только нравственный авторитет и опора на традиции народа. Когда шло обсуждение его отчета выяснилось, что наш зайсан - скромный человек, он не приписывал себе особых заслуг, которые, несомненно, есть. Когда он был Эл Башчы (глава алтайского народа, избирается на Курултае алтайского народа. Константин Шылыков был Эл Башчы с 2002 по 2005 год - Прим. ИА REGNUM), он пытался акцентировать работу на районах, на сельской местности. Основной акцент он делает на семье - нужно, чтобы семья была крепкая, родственники были крепкими. Тогда сильными будут села, районы, сильной будет республика. Раньше зайсан играл, в основном, роль судебной власти. Люди до сих пор обращаются к зайсанам с просьбой разрешить ту или иную ситуацию. Например, известны случаи, когда к Константину Шылыкову тоже обращались как к судье. Одна бабушка осталась без детей, за скотом некому стало ухаживать. Она попросила дальних родственников помочь в этом, но в результате и она осталась недовольной, и родственники считали, что она несправедлива. Обратились к зайсану, чтобы он разрешил ситуацию. Или в Ело (село в Онгудайском районе - Прим. ИА REGNUM) двое молодых парней у своего дяди украли коня. По инициативе зайсана был созван сельских сход, где этих парней односельчане морально осудили.
ИА REGNUM: Обсуждались ли проекты, вызывающие общественные резонанс в республике - строительство Алтайской ГЭС на Катуни, строительство прямой автодороги на Китай? - Вопрос о строительстве ГЭС на Катуни не обсуждался, так как большинство людей с этим, обновленным проектом, согласны. Когда проект строительства ГЭС появился впервые, еще в 80-х годах при советской власти, боялись, что сюда приедут 40 тысяч строителей. Боялись, что будут строить 8 каскадов, что неминуемо нанесло бы ущерб природе. Сейчас проект более сдержанный, высота плотины уменьшена по сравнению с советским проектом в несколько раз. Это людей устраивает, к тому же все понимают, что необходимо обеспечить энергетическую безопасность республики, развивать экономику, а без собственных источников энергии это сделать очень сложно.
А вот насчет дороги на Китай вопрос поднимался. Одна женщина из села Яконур так и сказала - нужно всеми законными методами не допустить этого строительства, и с ней все согласились.
ИА REGNUM: В чем основная причина того, что кыпчаки, да и алтайцы в целом, выступают против строительства? Есть опасения насчет миграции китайцев, опасения по поводу того, что будет нарушено экологическое равновесие на плато Укок?
- Главным аргументом является угроза экспансии китайцев на Алтай. Ведь хорошо известно, что происходит на Дальнем Востоке. Люди прямо говорят: мы, алтайцы, любим пасти скот, а работать по-другому не шибко любим. А китайцы если приедут, то они и чымалы (муравья - Прим. ИА REGNUM) в покое не оставят. Мы не сможем противостоять их экспансии. Видимо, и на генетическом уровне осталась память о том, что несколько столетий назад половина алтайского народа была вырезана. Потому, кстати, алтайские зайсаны 250 лет назад и обратились к Белому Царю с просьбой принять их в российское подданство.
ИА REGNUM: Что на сегодняшний день представляют собой кыпчаки?
- На Курултай собралось более 1 000 человек, и еще мы приглашали мундусов и кергилов - это родственные нам роды. Точной цифры нет, но количество кыпчаков по всей республике составляет более 4 тысяч человек. Больше всего кыпчаков проживает в Кош-Агачском и Усть-Канском районах. Вообще, род кыпчаков есть не только у алтайцев, но и у большинства тюркских народов - у казахов, киргизов и башкиров. Президенты Кыргызстана и Башкортостана - выходцы из рода кыпчак. Казахи-кыпчаки проживают в основном в районе Кулунды Алтайского края и в Западном Казахстане. На наш курултай прибыли гости от этого казахского рода. Мы надеемся, используя общие корни, наладить связи с этими территориями, с этими народами путем так называемой "народной дипломатии".
Еще мы на курултай приглашали "тендере" - племянников, это те, чьи матери кыпчачки. По алтайским обычаям, кыпчаки тогда для них являются дядями - "таайлары", которые пользуются особым авторитетом. Именно эти "тендере" выполняли подготовительную работу - построили сцену, готовили пищу для участников курултая.
В плане культурной программы нас выручила Татьяна Бабрашева, она организовала показ национальной одежды, в том числе авангардных решений в национальной моде. Выступали ансамбли этнической музыки "Алтай-Кай", "Кан-Ойрот", певцы Раиса Модорова, Ратмир Танытпасов. Были проведены соревнования по национальным видам спорта - алтай-куреш (борьба - Прим. ИА REGNUM), камчы (владение кнутом - Прим. ИА REGNUM) и шатре (алтайские шашки - Прим. ИА REGNUM).
ИА REGNUM: Назовите наиболее известных в республике людей из рода кыпчаков.
- Это спикер Госсобрания Игорь Яимов, председатель парламентского комитета по экономической политике и бюджету Владимир Сабин, Эл Башчы алтайского народа Владимир Амургушев, бывший руководитель полпредства республики при президенте РФ Александр Манзыров. В бизнесе - Вячеслав Анчин, он занимается экспортом пантов в Корею, Лариса Даниленко, руководитель предприятия "Цвет". В образовании - заслуженный учитель РФ Край Бидинов, Вячеслав Уханов - руководитель отдела образования Онгудайского района. В сфере культуры это певцы Раиса Модорова, Сарымай Урчимаев. В спорте - тренер-борец Мемуне Яйтаков, воспитавший нескольких чемпионов Европы и России, среди которых тоже есть кыпчаки.
Справка ИА REGNUM:
По данным переписи населения 2002 года, на территории Республики Алтай проживает 62 192 человека, считающих себя алтайцами. Это 30,6% от общей численности населения РА. Среди алтайцев существует 12 родов, которые возглавляют зайсаны.
С середины 90-х годов существует общественная организация, называемая Курултаем (съездом) алтайского народа. Она объединяет алтайцев, проживающих в Республике Алтай. В ее главе стоит Эл Башчы, функции Совета играет Тос Торгоо. Впервые Курултай был проведен в 1997 году, первым избранным Эл Башчы стал Юрий Антарадонов, сейчас занимающий пост вице-премьера по социальным вопросам в правительстве Михаила Лапшина. В настоящее время Эл Башчы является судья в отставке Владимир Амургушев.