26 млрд долларов - красная цена за Карабах? Нагорный Карабах за неделю
Линия соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана. Доклад Ленмаркера. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Что обсуждают стороны конфликта? Кипр и Карабах. Азербайджанские инициативы. Степанакерт.
Линия соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана
Как сообщает бакинская "525-я газета", 17 июля с 23.00 армянские вооруженные силы, нарушив режим прекращения огня в Тертерском районе, подвергли массированному обстрелу из автоматического и крупнокалиберного пулеметов со стороны села Талыш азербайджанские вооруженные формирования в селе Чайлы. Обстрел продолжался в течение 2 часов. В результате ответного огня с азербайджанской стороны противник вынужден был прекратить провокацию, пишет газета. С азербайджанской стороны потерь нет.
По сообщению азербайджанского агентства Day.Az, в результате огнестрельного ранения скончался уроженец села Тэкле Массалинского района Джафаров Рафаэль Гюльгусейн оглу, 1986 года рождения, призванный на действительную военную службу в апреле 2004 года.
В пресс-службе министерства обороны Нагорного Карабаха опровергли очередное сообщение азербайджанских СМИ о нарушении карабахскими вооруженными силами (ВС) режима прекращения огня на линии соприкосновения с азербайджанскими ВС. Как сообщает "Арминфо", это очередная дезинформация азербайджанской стороны.
"525-я газета" сообщает также, что с 18 по 21 июля на линии соприкосновения войск на государственной границе между Нахичеванской автономной республикой (Азербайджан) и Арменией проводится мониторинг. Мониторинг проводят на азербайджанской стороне полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Питер Кей. На армянской стороне границы эту работу ведут личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспшик, его полевые помощники Мирослав Виметал и Александр Самарски. Мониторинг проводится в соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
Доклад Ленмаркера
Секретариат Парламентской ассамблеи ОБСЕ 18 июля обнародовал текст доклада специального представителя по нагорно-карабахскому конфликту Горана Ленмаркера "Бесценная возможность - некоторые соображения по поводу нагорно-карабахского конфликта", рассмотренного в ходе июльской сессии ПА ОБСЕ в Вашингтоне. В докладе, вызвавшем широкий резонанс в Азербайджане и Армении, отмечается, что "стороны имеют самые разные толкования истории". Поэтому беспристрастный "комитет по установлению истины и примирению" должен попытаться прийти к единому и объективному пониманию прошлого. Это особо важно для тех, кто пострадал и добивается справедливости. Ленмаркер предложил использовать опыт европейской интеграции в разрешении нагорно-карабахского конфликта. В частности, отмечается необходимость учета четырех условий. Первое: участвующие в конфликте страны должны осознавать, что их национальной безопасности ничто не угрожает. Иметь соседа, чувствующего себя в безопасности, значит обеспечить собственную безопасность. Второе: должны соблюдаться высокие стандарты демократии, права человека и права меньшинств. Недемократические правительства по своему существу нестабильны. Третье: экономическая интеграция обеспечивает общую прочную взаимозависимость на основе взаимного процветания, и это является наиболее надежным фундаментом развития, поскольку затрагивает все население. Нет причин, по которым граждане Армении и Азербайджана не могли бы иметь достойный европейский уровень жизни. Четвертое: процесс интеграции подкрепляется свободой передвижения граждан, особенно молодежи. По мнению спецпредставителя ПА ОБСЕ, Армения и Азербайджан могли бы попытаться создать совместно с Грузией общую сферу безопасности, демократии и процветания. В то же время, важнейшее значение, по крайней мере, в переходный период, будет иметь система инспекций для контроля демилитаризованных зон. С этой целью, а также в интересах обеспечения мониторинга и безопасности в Нагорном Карабахе и в окружающих его районах могут быть размещены международные превентивные силы. Исключительно важное значение, как отмечается в документе, имеет восстановление дорог и железнодорожных путей, связывающих Армению и Азербайджан. Должны быть налажены прочные связи между Арменией и Нагорным Карабахом, а также между Нахичеваном и собственно Азербайджаном. Касаясь статуса Нагорного Карабаха, Ленмаркер отмечает, что нахождение Арменией и Азербайджаном решения на базе современной интеграции во многом упростит поиски решения данного вопроса. В случае открытия границ и создания интегрированной экономики роль контроля над территорией потеряет былое значение, и в связи с ним будет возникать меньше споров. В то же время Ленмаркер напомнил, что "Азербайджан хотел бы в своих рамках и с учетом опыта европейских стран предоставить Нагорному Карабаху наибольшую степень автономии, какая только существует в мире". "Нагорному Карабаху необходимо будет предоставить возможность сохранения своей самобытности, а его население необходимо будет убедить в том, что его права будут защищаться надежной и независимой правовой системой в рамках Азербайджана. Для обеспечения любой высокой степени автономии необходима существенная финансовая поддержка, которая создаст дополнительную нагрузку на национальный бюджет Азербайджана", - отмечается в документе. (PanARMENIAN.Net)
Азербайджанская сторона характеризует доклад специального представителя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горана Леннмаркера как позитивный. С таким заявлением, сообщает "Тренд", 18 июля на брифинге по итогам очередного визита в Баку сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) выступил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Азимов отметил, что при составлении своего доклада Ленмаркер старался как можно более всесторонне учесть мнения обеих сторон. "В документе отмечено, что раздробление региона на множество мелких государств неприемлемо", - сказал Азимов, отметив, что предложение Ленмаркера взять за основу разрешения карабахского конфликта шведско-финскую модель Аландских островов связано с национальностью специального представителя. "Ленмаркер - швед по национальности и лучше всего изучил "Аландскую модель", - отметил заместитель главы МИД Азербайджана, подчеркнув, что в тексте документа четко отмечено, что "оккупация" азербайджанских земель должна быть однозначно прекращена. "Доклад в общем положителен, хотя в документе имеются моменты, связанные с теоретической ограниченностью", - сказал в заключение Азимов.
По мнению бакинской "525-й газеты", к вопросу статуса Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер высказал "странное отношение". "Открытие границ и формирование экономики, направленной на интеграцию, в корне изменит суть вопроса контроля над территорией, уменьшатся споры в связи с этим". Ленмаркер заявил, что Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху высочайший уровень автономии, существующий в мире. "Нагорному Карабаху будет предоставлена возможность сохранить свои оригинальные особенности, и в то же время население Нагорного Карабаха нужно убедить, что его права будут защищаться независимой и надежной правовой системой Азербайджана. Для предоставления высочайшей автономии нужна серьезная финансовая поддержка. В противном случае это станет серьезным бременем для государственного бюджета Азербайджана", - цитирует "525" удивившую ее выдержку из доклада.
Газета "Новое Время" отмечает, что азербайджанские СМИ, освещая доклад Горана Ленмаркера, предусмотрительно опускают "такую незначительную подробность", как высказанная Ленмаркером возможность присоединения Карабаха к Армении, и акцентируют следующую цитату доклада: "Нагорному Карабаху необходимо будет предоставить возможность сохранения своей самобытности, а его население необходимо убедить в том, что его права будут защищаться надежной и независимой правовой системой в рамках Азербайджана. Для обеспечения любой высокой степени автономии необходима существенная финансовая поддержка, которая создаст дополнительную нагрузку на национальный бюджет Азербайджана". Очевидно, иронизирует газета, именно под впечатлением этой цитаты министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев заявил, что "после урегулирования конфликта Азербайджан намерен выделить на социально-экономическое развитие Нагорного Карабаха 26 млрд долларов". "Видимо, это и есть красная цена азербайджанцев за Карабах..."
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ
Стороны нагорно-карабахского конфликта действительно пошли на компромисс. Об этом, согласно "Арминфо", заявил на пресс-конференции в Ереване российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков. Отвечая на вопрос о том, склонны ли стороны к уступкам, Мерзляков сказал: "Мы продвинулись вперед, а это возможно только благодаря тому, что обе стороны не только заявляли о готовности к компромиссам". "То, что все-таки удалось достичь такого рубежа, когда мы работаем над формулировками, говорит о том, что обе стороны действительно пошли на компромисс, и только благодаря этому появилась объективная возможность для большого прогресса в урегулировании", - заявил дипломат. Отвечая на вопрос об ожиданиях от предстоящей в Казани встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, Мерзляков отметил, что это будет пятая встреча президентов. По его словам, в ходе встреч "сузилось поле, с которого президенты начинали чуть более года назад, во время их второй встречи в Варшаве, затем в Астане". "Выделены основные элементы урегулирования, благодаря кропотливой работе глав МИД в течение почти года. По этим основным элементам урегулирования достигнуто понимание, какие из них лягут в основу будущего урегулирования. Идет очень трудная, кропотливая, но все же поступательная работа по каждому из этих элементов". Что касается того, можно ли ждать прорыва на переговорах, то, по словам посредника, "мы не готовы ответить на этот вопрос, но очень надеемся, что так получится". В свою очередь, американский сопредседатель Стивен Манн отметил, что сопредседатели, страны, которые они представляют, и ОБСЕ всегда готовы содействовать в урегулировании конфликта. "Но мы лишь содействуем, а не принимаем решения", - подчеркнул дипломат. Манн заявил, что оба президента - сильные личности, и выразил надежду на то, что переговоры президентов в Казани будут эффективными.
Последние два месяца мы в основном заняты тем, что пытаемся сформулировать основные принципы будущего урегулирования. В некоторых вопросах нам удалось достичь существенного прогресса, в некоторых - нет. Есть также задачи, в связи с которыми необходимо уточнить формулировки и сблизить позиции. Но надо отметить, что основная работа идет именно в направлении уточнения формулировок", - цитирует Юрия Мерзлякова газета "Айоц Ашхар".
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ позитивно оценивают результаты своего визита в регион нагорно-карабахского конфликта, сообщил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. По его словам, пишет бакинская "525-я газета", в ходе визита в регион нагорно-карабахского конфликта - Баку, Степанакерт и Ереван - "состоялись очень полезные встречи, очень углубленные обсуждения вопросов урегулирования, в том числе на высшем уровне". Дипломат сообщил, что до московской встречи глав МИД каких-либо иных встреч с участием сторон не планируется. "Но я не исключаю, что если у сторон будет подобная необходимость, то они могут это определить и попросить о такой встрече", - добавил он. Отвечая на вопрос касательно возможности и сроков подготовки проекта мирного соглашения по разрешению нагорно-карабахского конфликта, Мерзляков сказал: "Не серьезно, наверное, говорить о соглашении за месяц, так как это работа не одного месяца, причем работа в расширенном составе делегаций. Если же стороны захотят сделать какое-то совместное заявление или декларацию - это можно рассмотреть. Но пока об этом, насколько я понимаю, речи нет". По его словам, принятие или непринятие заявления или декларации по итогам встречи в Казани зависит лишь от сторон конфликта.
По словам американского сопредседателя Стивена Манна, пишет "А1+", пока есть трудноразрешимые вопросы и разногласия, "однако есть также объективные условия, позволяющие найти решение вопроса до конца года". "Есть возможность того, что вопрос может решиться до конца года, однако гарантий нет. Решение вопроса может быть достигнуто до конца года, может и занять 100 лет", - "конкретизировал" американец.
Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Стивен Манн считает, что в последние несколько месяцев переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном движется в позитивном направлении. По его мнению, достигнут некоторый позитив, который дает надежду, что урегулирование конфликта может быть достигнуто. "Это будет очень трудно сделать, существует много основных, все еще неразрешенных проблем, однако обсуждения за прошедшие несколько месяцев дают такую надежду", - отметил сопредседатель. В то же время он сказал, что в настоящее время конфликтующие стороны все еще далеки от подписания договора. ("525-я газета").
13 июля состоялась встреча президента Нагорного Карабаха (НК) Аркадия Гукасяна с прибывшими в тот же день в Степанакерт сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Юрием Мерзляковым (Россия), Стивеном Манном (США) и Бернаром Фасье (Франция), сообщает степанакертская газета "Азат Арцах". Сопредседатели проинформировали руководителя НК о деталях встреч между президентами Армении и Азербайджана, а также министрами иностранных дел двух стран, представили подходы стран-посредников относительно перспектив достижения ощутимого прогресса в процессе мирного урегулирования. Они вновь подтвердили свою мысль о том, что в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы появилась новая возможность, отметив при этом, что речь не идет о каких-либо новых предложениях, представленных сторонам конфликта. Со своей стороны президент Гукасян отметил, что, несмотря на то, что на данном этапе еще преждевременно говорить о принципиальном взаимопонимании между сторонами конфликта относительно вопросов, стоящих в повестке процесса урегулирования, ожидание прогресса, тем не менее, велико. Он выразил надежду, что нынешний визит сопредседателей в регион будет продуктивным и еще более приблизит всех к мирному и всеобъемлющему урегулированию карабахского конфликта. Сопредседатели высказали благодарность президенту за конструктивную беседу и готовность карабахской стороны продолжить поиск взаимоприемлемой модели урегулирования. Во встрече принял участие министр иностранных дел НК Арман Меликян.
Агентство "А1+" отмечает, что пока сопредседатели Минской группы ОБСЕ находятся в регионе, в Азербайджане уже строят планы по поводу своих дальнейших действий в Карабахе. В частности, сообщает агентство, замминистра транспорта Азербайджана Муса Панахов обнародовал амбициозные планы Азербайджана, согласно которым Азербайджан планирует осуществить крупные финансовые инвестиции в развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры на территории Нагорного Карабаха. Хотя и "в настоящее время трудно что-либо говорить о конкретных объемах инвестиций, требуемых на восстановление дорожной инфраструктуры в Нагорном Карабахе".
Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что МИД Армении недавно представил ОБСЕ заявление, в котором предложил провести миссию по сбору фактов заселения Шаумяна и Мартакерта азербайджанцами (районы Карабаха, находящиеся под контролем азербайджанских сил, - прим. ИА REGNUM). В ответ на вопрос о судьбе этого заявления сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков напомнил, что в ОБСЕ подобные решения принимаются консенсусом, то есть если хотя бы одна из стран-членов организации будет против проведения подобной миссии, то это решение не пройдет. Таким образом, заключает газета, Мерзляков намекнул, что МИД Армении особых результатов ждать нечего, поскольку как минимум Азербайджан и Турция будут против.
Что обсуждают стороны конфликта?
Газета "Айоц Ашхар" пишет, что, в противовес бакинским встречам сопредседателей МГ, в Ереване посредникам необходимо предъявить требование провести переговоры с главами администраций Шаумянского и Геташенского районов, как "единственный логический ответ их встрече с бакинскими "главами администраций" Шуши и Лачина". По мнению газеты, в любом соглашении должны быть отмечены "недопустимость закрытия Турцией границы с Арменией" и то, что "вопрос возвращения беженцев и зоны безопасности невозможно решить в отрыве от вопроса статуса Карабаха". После предъявления этих трех принципиальных вопросов, утверждает газета, Армения спокойно может выразить готовность принять предложения сопредседателей.
Председатель армянского Национально-демократического союза Вазген Манукян в беседе с газетой "Айб-Фе" выразил недоумение по поводу идеи "отложенного референдума" по статусу Карабаха: "Почему референдум надо проводить не сегодня, а 15 лет спустя? Данный пакет предложений предполагает, что идешь на уступки в условиях, когда нет серьезных гарантий безопасности. И потом непонятно, почему референдум должны проводить люди, которые будут жить через 15 лет, когда вопрос был поднят в 1988 году и сегодня уже решен".
Член карабахского комитета партии "Дашнакцутюн" Жирайр Шахиджанян в беседе с газетой "Аравот" сказал: "Сегодня мы вообще против каких-либо уступок. Мы принципиально против возвращения каких-либо территорий - это записано и в программе нашей партии".
В той же статье газета "Аравот" приводит слова министра обороны РА Сержа Саркисяна: "О компромисса я говорил - говорил десять лет назад и буду говорить до тех пор, пока не будет решен вопрос. Если вы мне покажете какие-либо процессы в мире, которые решаются без компромиссов, тогда я признаю свою ошибку".
Газета "Айкакан жаманак" считает, что единственно возможным компромиссом может стать формула "Независимость, но не сейчас", по которой НК на данный момент фиксируется как суверенная единица в составе Азербайджана, но получает возможность через 5-10 лет провести референдум по вопросу своего статуса. По сведениям газеты, в настоящий момент стороны пытаются придти к согласию относительно возможных сроков референдума и переходного статуса НК.
Разве может быть выгодно менять синицу в руках на журавля в небе, недоумевает газета "Айб-Фе". "Наше право категорически отвергнуть предлагаемый "компромисс". Провалив достигнутые в Париже и Ки-Весте соглашения, Азербайджан ничего не потерял. И мы таким же провалом ничего не потеряем. А если не провалим - то потеряем".
Прошедший период времени показал, что Армения, будучи в блокаде, может не только существовать, но и развиваться, заявил газете "Айоц Ашхар" член Республиканской партии Армении Гагик Минасян. "И если очередные предложения по урегулированию будут для нас неприемлемы, то они будут отвергнуты. Мы можем сколь угодно долго продолжать жить и развиваться так же, как и в предыдущие годы. Нет такой ценности, за которую мы согласились бы отказаться от Карабаха".
Официальный Баку не должен соглашаться на проведение референдума в Нагорном Карабахе, так как данный шаг приведет к потере исконных территорий Азербайджана. С таким заявлением, сообщает бакинская "525-я газета", в эксклюзивном интервью агентству "Тренд" выступил бывший государственный советник по политическим вопросам президента Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде. По его мнению, сопредседатели Минской группы ОБСЕ открыто выступают с антиазербайджанских позиций, и подготовленные ими предложения остаются неизменными в течение последних десяти лет. "Минская группа предлагает руководству Азербайджана признать факт потери территорий и идти на открытые уступки Армении, одной из которых является подписание соглашения на проведение референдума в Нагорном Карабахе", - заметил политолог. По мнению Гулузаде, на сегодняшний день сопредседателями Минской группы ОБСЕ подготовлена "очень банальная уловка" - предлагается проведение референдума в Нагорном Карабахе не сразу после возвращения Азербайджану "оккупированных" территорий вокруг Нагорного Карабаха, а скажем, через 10 лет. "В ходе последней переписи населения в период развала Советского Союза в Нагорном Карабахе армяне превосходили по численности азербайджанцев", - напомнил политолог, подчеркнув, что подобный референдум будет означать автоматическое отторжение части территорий Азербайджана, что недопустимо. По мнению бывшего госсоветника президента, "подобный шаг будет равносилен государственной измене".
Любая договоренность с Арменией будет только в рамках Конституции Азербайджанской Республики, заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя последние переговоры с сопредседателями Минской группы в ходе их визита в Азербайджан. Министр отказался разглашать суть переговоров, сославшись на их конфиденциальность, но отметил, что они в первую очередь идут на основе принципа территориальной целостности Азербайджана и Конституции страны. По его словам, в настоящее время стороны конфликта и посредники обсуждают комплекс элементов мирного соглашения, и речь идет об освобождении не 5, а 7 "оккупированных" районов, возвращении вынужденных переселенцев, реабилитации территорий, восстановлении коммуникаций, механизмах размещения миротворческих сил на территории Нагорного Карабаха и др. ("525-я газета").
Подробности переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта продолжают источаться разными анонимами и тиражироваться армянскими и азербайджанскими СМИ, пишет газета "Айкакан жаманак". По оценке газеты, самой широко обсуждаемой темой прошлой недели стали сведения о том, что краеугольным камнем переговоров сегодня является вопрос о сроках проведения референдума в Карабахе. Газета сообщает, что на днях азербайджанское агентство "АПА", ссылаясь на анонимный источник, отметило, что армянская сторона дала свое окончательное согласие на вывод своих войск из "оккупированных" районов Азербайджана. Причем, пишет газета, согласно анониму, условия вывода армянских вооруженных сил из семи "оккупированных" районов были согласованы в апреле в Лондоне в ходе отдельной встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном и министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. По словам источника, согласование происходило следующим образом: азербайджанская сторона представила МГ ОБСЕ свои предложения по изменению программы вывода войск из семи районов, сопредседатели МГ ОБСЕ обсудили их с армянской стороной и согласованный с армянской стороной вариант предложили официальному Баку. Таким образом, пишет "Айкакан жаманак", отмечается, что, согласно достигнутому соглашению, армянские войска будут выводиться по схеме "5+1+1". То есть сперва они будут выведены из Зангелана, Кубатлу, Физули, Джебраила и Агдама. После первого этапа вывода войск будет подписано мирное соглашение, а после его подписания войска будут выведены из Кельбаджара, а далее - и из Лачина. Источник сообщает также, что, согласно внесенным азербайджанской стороной поправкам, если после подписания мирного соглашения вывод войск не будет продолжен, то мирное соглашение будет аннулировано. По словам того же источника, сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков именно это имел в виду, когда говорил, что на переговорах достигнуто соглашение лишь по одному пункту.
О подобного рода сведениях о ходе переговоров пишет и бакинская газета "Зеркало". Зачастую, пишет газета, схожая информация исходит из уст представителей обеих сторон конфликта, потому, имея как минимум два источника, воспринимается общественностью в качестве наиболее достоверной. Есть и анонимные "высокопоставленные источники" в Армении и Азербайджане, которые выдают информацию, незамедлительно характеризующуюся официальными лица в качестве "провокации" или "утки, пущенной противником для успокоения общественности в своей стране". Тем не менее, отмечает "Зеркало", такого рода "информации для внутреннего пользования" стали "притчей во языцах" в Баку и Ереване, и ни СМИ, ни представители общественности их полностью в сторону не отбрасывают. "Речь идет в основном о трех "провокациях". Первая: соглашение по Карабаху фактически готово и согласовано и до конца 2005 года будет подписано. Эту информацию не совсем уверенно, но пока что подтвердил единственный источник. Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн выразил надежду, что до конца года конфликт найдет свое решение. Вторая "утка": в обмен на освобождение территорий вокруг Нагорного Карабаха Азербайджан даст согласие на проведение в "НКР" через 10-15 лет референдума, который определит статус региона. Третья: Армения согласилась вернуть Азербайджану семь районов вокруг Нагорного Карабаха. Последние две информации официально не подтверждены обеими сторонами конфликта, а лишь высказаны в виде пожеланий той или иной стороны в зависимости от выгодности для Баку или Еревана.
По словам советника президента РА по вопросам безопасности Гарника Исагуляна, необходимо уяснить очень важное обстоятельство - переговоры ведутся между двумя президентами, а сопредседатели - посредники, пишет газета "Айоц Ашхар". "Именно этот круг людей владеет наиболее полной информацией о процессе урегулирования, и никто из этого круга не делал каких-либо заявлений о том, что вариант урегулирования уже готов. Ни сопредседатели, ни президенты подобных заявлений не делали. А поскольку переговоры конфиденциальны, то все остальные заявления, комментарии, ссылки СМИ на якобы достоверные, но не желающие быть раскрытыми источники, не имеют ничего общего с действительностью", - заявил Исагулян в ответ на слухи о якобы представленной сопредседателями и уже принятой программе урегулирования.
Кипр и Карабах
Как сообщает бакинская "525-я газета", президент Азербайджана Ильхам Алиев принял на днях министра обороны Турции Веджди Гонула. В ходе встречи, пишет газета, Гонул выразил благодарность Алиеву за его заявление в связи с Северным Кипром, сделанное во время визита в Баку премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: "Поддержав позицию Турции в этом вопросе, вы оказали нашей стране большую помощь. Эта помощь была не только на словах, она проявила себя на деле".
По сообщению армянской службы радио "Свобода", в ходе официального визита в Баку премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана азербайджанские власти заявили, что готовы всемерно содействовать выходу Северного Кипра из изоляции. В качестве первого шага была отмечена готовность открытия прямого авиарейса между Азербайджаном и Северным Кипром. Сам турецкий премьер перед своим визитом в Россию заявил, что "подобные шаги Азербайджана де-факто означают признание независимости Северного Кипра". "Надеюсь, что шаги Азербайджана в этом направлении будут продолжены", - заявил Эрдоган.
Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что ответные шаги греческой части острова Кипр не заставили себя долго ждать, и на правительственном уровне было заявлено о намерении открытия регулярного рейса Никозия-Степанакерт. Отвечая на вопрос газеты об отношении к намерению Кипра, председатель комиссии по внешним связям парламента Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян сказал: "Как депутат Национального Собрания НК и гражданин я приветствую это намерение кипрского правительства и буду очень рад, если оно осуществиться. Отмечу также, что Карабах имеет технически оснащенный аэропорт и в состоянии принимать воздушные судна".
Греческая община Кипра угрожает Азербайджану открытием прямого рейса в Нагорный Карабах, однако это им сделать не удастся. С таким заявлением, пишет бакинская "525-я газета", в интервью газете "Хуррийет" выступил президент Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Мехмет Али Талат. По мнению Талата, шаги Азербайджана по сближению с Северным Кипром помогут устранить международную изоляцию турецкой общины Кипра, а угрозам греческой общины Кипра не суждено сбыться. "Я уверен, что данные угрозы так и останутся на словах", - подчеркнул Талат, по мнению которого следующими государствами, чьи самолеты будут летать на Северный Кипр, станут Иран, Израиль и США.
По мнению бакинской "Зеркало", между карабахской и кипрской проблемами существует немало сходства. Несмотря на стратегический союз с Турцией, Азербайджан до сих пор избегал оказания гласной поддержки ТРСК, так как это может создать прецедент по международному признанию "непризнанных республик", к которым относится и НК. С учетом наличия карабахской проблемы Азербайджану в кипрском вопросе должна быть более близка позиция Греции, нежели Турции. Причем здесь действует и обратный эффект. По логике вещей Анкаре было бы выгоднее получение международного признания любым сепаратистским образованием, в том числе и Нагорным Карабахом, так как в этом случае создается шанс легитимизации ТРСК. Однако в силу исторически сложившейся взаимной неприязни двух союзов - Азербайджан-Турция и Армения-Греция - официальный Баку поддерживает Анкару, а Анкара - Баку. Что же случилось сейчас, спрашивает газета. "Почему Ильхам Алиев решил сменить политику в отношении ТРСК, которую ранее проводил Гейдар Алиев? Не приведет ли это к выходу НКР из международной изоляции?" Дело в том, что в ходе референдума на Кипре греческая община отказалась вместе с турецкой общиной войти в Евросоюз. Турок-киприотов стали воспринимать как сторону, больше готовую к компромиссам, нежели греков-киприотов. Это, в принципе, могло бы послужить поводом для официального Баку более активно и наглядно выступить в поддержку Анкары. Кроме того, возможно, что стремление к снятию международной изоляции с ТРСК является сигналом властей Азербайджана для общественности страны о возможности хода карабахского урегулирования в этом же направлении. Кроме того, не исключено, что власти Азербайджана радеют не столько о международном признании ТРСК, сколько о поиске дополнительных рынков для вложения избыточных в стране средств. Правда, при этом довольно щепетильной становится политика Азербайджана по составлению "черного списка" компаний, работающих в НК. Другим фактором можно считать и стремление властей Азербайджана получить дополнительную поддержку Анкары в преддверии парламентских выборов. Предполагаемые причины смены внешнеполитических акцентов Азербайджана весьма разнятся, но не исключают друг друга. Ясно одно: Алиев проводит в отношении ТРСК более активную политику, чем это было в предыдущие 10 лет правления нынешних властей. По всей видимости, главенствующим фактором здесь является именно смена международной атмосферы вокруг кипрской проблемы, заключает газета.
Сенсационным можно назвать заявление президента России Владимира Путина, сделанное им в ходе переговоров с премьер-министром Турции. Российский лидер пообещал Эрдогану наладить прямые экономические отношения с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. Слова Путина в Анкаре комментируют чуть ли не как косвенное признание суверенитета самопровозглашенного государственного образования. Как бы то ни было, очевидно, что ситуация вокруг Северного Кипра складывается в пользу Армении, которая может пользоваться уместными параллелями между Кипром и Карабахом, пишет аналитический отдел PanARMENIAN. "Первое, что мы должны сделать, это решить проблему с прекращением какой бы то ни было экономической изоляции одной из частей острова, создать условия для нормального взаимодействия между обеими частями Кипра и на этой базе создать условия для полной нормализации в интересах всех проживающих на острове", - цитирует Владимира Путина агентство. Это неожиданное заявление подтверждает оправданность прогнозов тех политологов, которые еще в прошлом году - после провала референдума об объединении Кипра - предсказывали постепенный выход оккупированной турками северной части острова из политической изоляции. Первый шаг сделал Азербайджан. В ходе визита Реджепа Эрдогана в Баку Ильхам Алиев заявил о готовности начать прямые контакты с Северным Кипром. Для начала экономические. Но одной лишь торговлей дело, конечно же, не ограничится. И потом, сам факт экономических отношений между Баку и Лефкошу (столица самопровозглашенной республики) уже является политическим фактором. На этот раз за словом Алиева последовало дело. В сентябре в Лефкошу состоится официальное открытие "Центра торгового и культурного сотрудничества Азербайджана в Турецкой Республике Северного Кипра". Осенью предполагается проведение недели Азербайджана на Северном Кипре. Начиная с 31 июля азербайджанская авиакомпания "IMAIR" откроет прямой авиарейс Баку-Лефкошу. До конца июля сразу две представительные делегации азербайджанских промышленников, коммерсантов и банкиров посетят Лефкошу для налаживания контактов с местными партнерами. В первой группе будет 50, а во второй - 80 человек. Но самое примечательное то, что вопросы, связанные с визитом предпринимателей, министерство экономического развития Азербайджана открыто согласовывает с "представительством Турецкой Республики Северного Кипра в Азербайджане". К главе открытого в Баку "посольства" азербайджанские правители действительно обращаются как к руководителю дипломатического представительства. В Никосии этот факт однозначно расценивается как неприкрытая поддержка сепаратизма и откровенное нарушение международных норм. Реакция законного правительства признанной международным сообществом Республики Кипр не заставила себя долго ждать. В Никосии на полном серьезе обсуждают возможность открытия прямого авиасообщения с Нагорным Карабахом. По мнению аналитиков агентства, конфронтация между Никосией и Баку и постепенный выход Северного Кипра из экономической изоляции может создать выгодный для Карабаха политически фон. Создается прецедент, когда непризнанное мировым сообществом государственное образование становится субъектом экономических отношений. Карабах тоже представляет интерес для серьезных иностранных компаний. Многие из них уже перестают скрывать свое присутствие в НК. Попытки турок-киприотов добиться прорыва экономической изоляции должны послужить стимулом для притока новых инвестиций в экономику Карабаха, пишет PanARMENIAN.
Азербайджанские инициативы
Как сообщает ИА "Де-Факто", Азербайджан намерен вложить $26 млрд в социально-экономическое развитие Нагорного Карабаха после урегулирования конфликта. Об этом заявил министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев. Согласно бакинской газете "Каспий", министр сказал, что с помощью экспертов Программы развития ООН правительство Азербайджана разработало "программу восстановления Нагорно-Карабахского региона, которая предусматривает использование экономических ресурсов НК и реанимацию инфраструктур".
Генеральный директор ОТВ (Общественное телевидение) Азербайджана Исмаил Омаров заявил ИА "Азеpи-Пpесс", что на ОТВ предполагается трансляция передачи на армянском языке. Он добавил, что окончательное решение по этому вопросу будет принято после изучения общественного мнения, и в случае, если общество поддержит эту идею, то будет транслироваться передача на армянском языке. "Карабахские армяне являются гражданами Азербайджана. Мы собираемся выделить им особый статус. Граждане Азербайджана должны не понаслышке знать о происходящих в стране процессах и развитии государства. После того, как им станет известно об этом развитии, они сами будут выступать против армянской оккупации", - сказал Омаpов. По словам гендиректора, передачи на армянском языке могут выйти в эфир и до разрешения карабахского конфликта. ("Реальный Азербайджан").
Степанакерт
Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывшую в Степанакерт делегацию, возглавляемую вице-спикером Палаты лордов парламента Великобритании баронессой Керолайн Кокс. В делегацию входили студенты, обучающиеся в Лондонском богословском колледже, а также других английских и американских учебных заведениях. В ходе встречи с главой карабахского государства баронесса Кокс отметила, что целью визита студентов является знакомство с христианским прошлым и настоящим Нагорного Карабаха, что, по ее словам, позволит сделать Карабах и его проблемы более понятными новому поколению зарубежных стран. Она выразила уверенность, что прибывшая в Степанакерт молодежь, имеющая американское, европейское, азиатское и австралийское происхождение, пополнит ряды друзей Нагорного Карабаха и примет участие в решении стоящих перед ним проблем. Аркадий Гукасян выразил благодарность Керолайн Кокс за осуществляемые в Нагорном Карабахе разноплановые гуманитарные программы и выразил надежду, что сотрудничество будет продолжено и в дальнейшем. Делегацию принял также председатель Национального Собрания НК Ашот Гулян.
Газета "Новое Время" сообщает, что президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал 19 июля указ об освобождении Манвела Саркисяна от должности советника по политическим вопросам президента НК.
Нагорный Карабах готовится к первой со времени провозглашения независимости переписи населения, которая намечена на 18-27 октября сего года, сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха. По словам заместителя начальника Национальной статистической службы НК, начальника управления переписи населения Сергея Давидяна, перепись станет еще одним этапом становления карабахской государственности. В ходе переписи будет проведено своеобразное социальное исследование, будет изучаться социально-экономическая ситуация в республике, ресурсы в той или иной сфере. Опираясь на эти данные, правительство в дальнейшем сможет разрабатывать соответствующие программы, прогнозировать социально-экономическое развитие страны. Для организации и проведения переписи создана общереспубликанская комиссия во главе с вице-премьером Араратом Даниеляном. Последняя перепись в Нагорном Карабахе была проведена в 1989 году.
16 июля в Степанакерте в зале университета "Месроп Маштоц" состоялся круглый стол по теме "Религиозные меньшинства". Инициаторами круглого стола выступили представители общественной организации Центр гражданских инициатив, при непосредственном содействии администрации университета "Месроп Маштоц". В работе круглого стола приняли участие представители всех религиозных меньшинств Карабаха, за исключением Свидетелей Иеговы, которые отказались принять участие в дискуссии, мотивируя это тем, что их вера не дозволяет принимать участие в такого рода мероприятиях. Участниками круглого стола были также представители власти НК, Армянской апостольской церкви, СМИ, общественных организаций и, конечно же, инициаторы мероприятия и администрация университета. Освещая тему религиозных меньшинств, газета "Азат Арцах" отмечает, что отношение общества к этой категории населения нельзя назвать однозначно доброжелательным. Догмы некоторых религий не позволяют брать оружие в руки и вообще служить в армии, пишет газета, и не удивительно, что на этом фоне стремление указанных религиозных организаций развернуть свою деятельность в Карабахе воспринималось как попытка расколоть общество, сплотившееся перед лицом общей опасности. По этой причине многие из них предпочли работать нелегально. Исходя из этого, Государственный комитет обороны в своё время принял решение, однозначно запрещающее деятельность незарегистрированных религиозных организаций.