Областная газета "Биробиджанер штерн" в материале "Встречают по диплому, принимают по знакомству" заявляет о том, что в России дискриминация работодателем потенциального работника настолько всеобъемлюща, что мы перестали воспринимать ее как таковую. О том, насколько дискриминация распространена на российском и, в частности, на региональном рынке, ее причины и следствия проанализировала в своей диссертации, которая так и называлась - "Теоретические аспекты дискриминации на рынке труда", кандидат экономических наук кафедры экономики и социологии Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ) Наталья Лазарева. О своих выводах она рассказала корреспонденту газеты.

- Почему вы обратились к этой теме?

- Многие социально-экономические явления, которые давно и систематически изучались на Западе, в России исследовались мало. Поэтому, когда мой научный руководитель из Дальневосточного государственного университета предложил эту тему, я заинтересовалась. Хотя реакция иркутских ученых, у которых я защищалась, была неоднозначной: впервые знакомясь с темой диссертации, они начинали сомневаться, а действительно ли она отнесена к экономической теории. Мне даже "завернули" ее сначала, и только благодаря моей 14-летней дочери, которая написала мне по "электронке": "Не вздумай все бросить и вернуться", я осталась в Иркутске и готовилась к защите еще 3 месяца. Позже один из моих иркутских руководителей сказал: "Когда я начал заниматься этой темой с Натальей Семеновной я узнал много интересного для себя". Наш рынок труда настолько уходит в теневую экономику, настолько аккумулируется в неформальном секторе, что проявления дискриминации у нас распространены гораздо шире, нежели в западной экономике. И потому именно российский рынок труда интересен для изучения данных вопросов.

- Работодатель предъявляет требования по возрастному цензу, и мы сразу говорим о дискриминации. А если для выполнения данной работы действительно необходим жизненный опыт? Так что на самом деле является дискриминацией?

- Дискриминация - это неравное отношение к равнокачественным работникам. Причем выражается она не только в зарплате, но и касается приема на работу, продвижения по службе, повышения квалификации и так далее. Поэтому когда работодатель ищет секретаря и при этом пишет в объявлении: "Девушка не старше 25 лет", это дискриминация. В работе секретаря главное - знания, умение вести документацию, общаться с людьми разного уровня. Очень важны личностные качества, и женщина 35-45 лет подойдет на эту должность куда лучше, нежели молоденькая девушка, которой нужно устраивать личную жизнь и воспитывать маленьких детей.

К сожалению, у нас долгое время под дискриминацией на рынке труда понималось отношение к женщине. Кстати, недавно в областной газете была статья на эту тему, но в ней - распространенное заблуждение о том, что безработных женщин значительно больше, чем мужчин. Причина его в том, что при анализе использовались только данные Центра занятости населения, но мы-то знаем, что там регистрируются далеко не все ищущие работу. На сегодня, по российским данным, соотношение безработных мужчин и женщин примерно одинаково. Другое дело, что женщине действительно сложнее найти работу, соответствующую ее социальному статусу, квалификации. Дело в психологии: мужчина с высшим образованием легче соглашается на физическую работу, нежели женщина.

- Работая над диссертацией, вы, наверное, обращались к социологическим исследованиям, опросам, статистике. К каким выводам вы пришли, изучая областной рынок?

- Да, вместе со студентами мы проанализировали газетные объявления за определенный период и лишний раз убедились, что наши работодатели в первую очередь предъявляют требования к возрасту и полу, затем - к образованию, а опыт - на последнем месте. Второй опрос мы проводили совместно с Центром занятости. Всех, кто обращался туда, спрашивали: сталкивались ли вы вообще с дискриминацией, какие требования к вам предъявляли, кому, на ваш взгляд, легче найти работу - мужчине или женщине, в каком возрасте? Итог ничем не отличался от общероссийской и мировой практики: 90 с лишним процентов респондентов сталкивались с проявлением дискриминации по полу и возрасту. И еще одну вещь мы установили совершенно четко: почти все потенциальные работники твердо убеждены, что главную роль в устройстве на работу играют не образование, не опыт, не какие-то другие заслуги, а так называемые связи, личные знакомства с "нужными" людьми.

- Тем не менее, работодатель весьма критично смотрит на диплом выпускника...

- Вы сейчас говорите о таком явлении, как статистическая дискриминация, которое распространено прежде всего на российском рынке. Это восприятие работодателем человека с учетом существующих стереотипов. И самый яркий пример - убеждение, что выпускники провинциальных вузов хуже, чем выпускники столичных. Наверное, встречали в объявлениях хабаровских СМИ о найме на работу приписку: кроме выпускников БГПИ. А ведь для работодателя должен быть важен не диплом, а знания. Оптимальной формой при приеме на работу являются тестирования, собеседования, различные задания, а у нас - конкурс дипломов. При "дипломном" подходе вероятность взять не того специалиста у работодателя очень высока. В итоге фирма больше теряет, чем находит.

- Локальность нашего рынка влияет на процессы дискриминации?

- Она меня просто пугает, потому что ведет к безнаказанности. Локальный рынок - это рынок с малыми возможностями трудоустройства, чем и пользуются работодатели. Недавно один очень известный предприниматель в интервью по радио заявил о том, что никогда не возьмет к себе молодого специалиста или женщину. В Европе или США его бы уже как минимум оштрафовали. А у нас никто и не подумал его осудить. Этот пример лишний раз доказывает, что в первую очередь должно быть сформировано общественное сознание, а потом уже написаны законы. Дискриминация изживается годами. В США законы о равной зарплате для мужчин и женщин принимали еще в 50-х годах, потом эти законы коснулись черного и белого населения, но параллельно с законодательной базой шло формирование общественного сознания: существовали гласные и негласные распоряжения о том, чтобы в кино роль положительного героя играл как белый, так и черный, чтобы они были друзьями и тому подобное. Эта адаптация проходила годами. А мы издали новый Трудовой кодекс и искренне верим, что этого достаточно.

- Где больше распространена дискриминация: на локальном рынке или глобальном?

- Есть несколько уровней дискриминаторов: государство, регион, город. Например, 70% национального дохода в западных странах составляет зарплата, у нас - не более 30%, то есть государством дискриминируется сам труд. Единая тарифная сетка - это тоже разновидность дискриминации. Посмотрим на регионы: они сплошь дотационны. Что они могут дать своим людям? А на локальном рынке, где резко сужена возможность выбора рабочего места, может ли работник выразить несогласие с позицией работодателя? Дискриминация идет сверху вниз и снизу вверх, отличаясь только формами.

- Труд иностранцев в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства ограничен некими рамками, законами. Что это - дискриминация по национальному признаку или забота о национальной безопасности?

- С одной стороны, в целом у нас этническая дискриминация по сравнению с Европой и США не развита. С другой стороны, если брать наш регион (ЕАО), где работает много китайских рабочих, процесс дискриминации наблюдается, а именно идет сбивание планки заработной платы. Впрочем, это характерно для всего мира: если иностранный рабочий согласен работать за меньшие деньги, зачем работодателю брать "своего" и платить ему больше? Но отказаться от использования труда мигрантов мы не можем, потому что благодаря им выживают некоторые отрасли народного хозяйства - строительство, сельское хозяйство. Бояться нужно не иностранцев как таковых, а того, что им отведена роль работников так называемого вторичного рынка - чернорабочих. Это чревато серьезными экономическими последствиями, не говоря уже о том, что такой подход к подбору кадров недостоин цивилизованных отношений в обществе.

- На ваш взгляд, чем сильна и слаба экономика ЕАО?

- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, поскольку специально им не занималась. Но меня как экономически грамотного человека настораживает одна вещь: согласно статистическим данным, в ЕАО в последние несколько лет очень высокие темпы экономического роста - 28-29%, тогда как в Хабаровском крае этот показатель равен 16%. Но мы же видим, какими темпами идет строительство в краевом центре и сколько домов построили за тот же период мы. Наши предприятия едва выживают, новые рабочие места практически не создаются. Между тем, любой экономист скажет вам, что темпы роста свыше 9-10% - это экономический бум. Поэтому такие отчеты не должны нас радовать - скорее, настораживать.

- Значит, статисты намеренно вводят наших чиновников в заблуждение?

- Вряд ли. Все дело в методиках расчетов. Нашим статистам их выдает Росстат, и те по ним работают. Ну а зачем это Росстату - вопрос другой.

- В чем вы видите перспективы экономического развития области?

- Изучением этого вопроса нужно заниматься отдельно. Но один из эффективных путей, на мой взгляд, это перерабатывающая промышленность в сельском хозяйстве. Вообще же в первую очередь нужно заняться экономическими просчетами, чего у нас никто не делает, и потому автономия - лишь отражение российского рынка в целом. А просчитать действительно довольно сложно из-за нашей полной правовой нестабильности. Никто не может быть уверен в том, что все построенное им сегодня завтра будет принадлежать ему и его детям.

- Есть ли у вас намерение продолжить изучение темы дискриминации на рынке труда?

- Конечно, ведь любая работа требует развития. Но это не значит, что возьмусь за докторскую диссертацию. На ближайшее будущее у меня нет таких планов. Накопленный материал и опыт я буду использовать в работе со студентами, в их курсовых и дипломных работах, буду изучать те неформальные институты, которые влияют на дискриминацию: общественное сознание, личные связи, наличие (отсутствие) конкуренции между агентствами по трудоустройству и так далее.

Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Неплатежи пробили брешь в Пенсионном фонде" сообщает что финансовая "брешь" размером почти в 80 млн рублей образовалась в бюджете отделения Пенсионного фонда РФ по ЕАО.

Как пояснил редакции управляющий отделением ПФР по ЕАО Александр Бобров, несмотря на такую солидную задолженность со стороны ряда трудовых коллективов перед Пенсионным фондом, все выплаты пенсий, как в июле, так и в августе, будут выданы пенсионерам своевременно и у них нет оснований для беспокойства. Более того - сделан уже перерасчет августовских пенсий. В среднем они повысятся на 200 рублей, а у ветеранов Великой Отечественной войны - на 500 рублей. В предстоящем месяце общий объем выплат почти 45 000 пенсионеров превысит 100 000 рублей. Дефицит бюджета областного Пенсионного фонда, а он составляет около 40%, покрывается за счет дотаций из федерального фонда.

И все-таки задолженность предприятий и организаций - страховщиков, образовавшаяся с 2002 года, лежит тяжелым грузом на ПФР по ЕАО. По словам Боброва, самым крупным задолжником является областное жилищно-коммунальное хозяйство. За ним числится 24 млн рублей, не поступивших своевременно в фонд средств. 10 млн рублей - недоимка Биробиджанского пассажирского автопредприятия. Растут долги комбината "Хинганское олово", Биробиджанского молокозавода, ОАО "Элегант" и ряда других предприятий.