("Красноярский рабочий", 13.07.05, Елена Сержантова)

С 2007 года мы будем жить в новом крае. Три субъекта Федерации, проголосовав "за", на полном ходу движутся к слиянию друг с другом. 17 апреля прошёл референдум, а 8 июля законопроект об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии уже был принят в первом чтении в Государственной Думе. Политические фракции голосовали на радость всем слаженно: проект поддержали 426 из 427 народных избранников. Приняли бы сразу и в трёх чтениях, да не успели - сессия у депутатов закончилась.

А пока Госдума отдыхает и набирается сил к осени, в крае кипит работа. 11 июля состоялось очередное заседание совета трёх губернаторов с участием главного федерального инспектора по Красноярскому краю Николая Худых. Планы по реализации закона представили рабочие группы, возглавляемые краевыми чиновниками на уровне заместителей губернатора. В перспективе должен получиться нормативный акт, согласованный по финансовым, социальным, законодательным, кадровым и другим вопросам. Так, Александр Новак доложил, что его группа сейчас разрабатывает форму единого бюджета, который с 2007 года будет принят на территории трёх субъектов. Вопросы будущего финансирования - одни из самых сложных: различий между субъектами хватает. "Например, если взять образование, - пояснил Александр Хлопонин, - то в нашем крае средства выделяются по количеству учащихся. На Севере же есть малокомплектные школы, которые с таким подходом просто погибнут".

Проблеме коренных народов Севера на заседании уделялось особое внимание. По мнению губернаторов, важно не только сохранить национальные традиции местного населения, но и дать ему возможность вписаться в современное индустриальное общество. "Мы должны проследить, - заявил Олег Бударгин, - чтобы запланированные инвестиционные проекты, такие, как разработка Ванкорского месторождения или строительство железной дороги, не разрушили уклад жизни северян. При этом эти люди могут и умеют упорно работать, и их труд должен достойно оплачиваться". Северные вопросы могут быть решены приданием Эвенкии и Таймыру особого статуса на уровне местного законодательства.

Также было решено создать исполнительную дирекцию по инвестиционным проектам, реализуемым после объединения, возглавит которую губернатор Эвенкии Борис Золотарёв. На имя полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина будет направлено письмо с просьбой о назначении ответственным за работу по подготовке территориальных органов власти Николая Худых. Худых же по окончании заседания совета вручил губернаторам благодарственные письма от президента за активное участие в проведении референдума.

"Вадим Медведев: "Земля - категория нравственная"

("Сегодняшняя газета", 13.07.05, Ольга Воронежская)

Во все времена земля оставалась главным богатством любого государства. Правители, приходя к власти, одним из главных приоритетов своей политики называли землю. В России, так уж издревле повелось, отношение к земле особое: она и кормилица, и мать, и объект революционных амбиций. Сколько земельных реформ она перенесла и... выстояла. И вот вновь - земельные преобразования. И касаются они каждого россиянина. Чего ждать от реформы жителям Красноярского края, и что она из себя представляет, а также какие шаги сегодня делают чиновники "от земли" рассказывает заместитель губернатора края, начальник краевого управления имущества Вадим Викторович МЕДВЕДЕВ.

Национальные особенности

- Вадим Викторович, казалось, что уже все поделили еще в девяностых, а сегодня вновь говорим о земельной реформе...

- Российское общество сегодня осуществляет переход к полноценным рыночным условиям. Что-то получается, над чем-то приходится ломать головы. В сфере экономических преобразований необходимо идти сразу по нескольким направлениям, связанным, скажем, с формированием конкурентной среды, бюджетной, налоговой политики.

Но о земле, как объекте экономики, мы стали говорить чуть позже. Развитие земельных отношений в России было задержано, потому что очень сложно оказалось принять политическое решение, обеспечивающее оборот и рынок земли. Даже сейчас подневольно у нас, и у меня в том числе, есть какие-то сомнения: как землей все-таки торговать? Потому что земля для нас - категория нравственная. Земля - опора нашей жизни, жизни наших предков. И воспринимать рыночные отношения в сфере землепользования непросто. Но страна идет к формированию развитого рынка, это невозможно сделать без вовлечения в коммерческие отношения земли. Так, тема земельной реформы обострилась год-два назад. И мы потихонечку с 2001 г., с принятия Земельного кодекса, подошли к его реализации.

- Фактически сегодня существует полноценная законодательная база для появления собственников земли, причем в большом количестве?

- Законодательные и политические основы созданы, чтобы рыночные отношения и формировались, и развивались достаточно эффективно. С одной стороны, мы создаем условия, чтобы собственник на земле появлялся. С другой стороны, делаем все, чтобы интересы тех, кто сейчас работает и живет на земле, были защищены.

И третий, очень важный нюанс: мы стараемся учесть историю развития нашей страны и помочь, насколько это возможно и справедливо, сначала сформировать, а потом защитить права людей, которые требуют защиты со стороны государства. Необходимо избежать тех последствий, которые были допущены при приватизации промышленности в 1990-х гг.

- Вы говорите о земельной реформе на территории края, и при этом краевой земли-то всего ничего. Если верить статистическим данным, более 80% земель являются собственностью Российской Федерации.

- Поэтому надо сначала понять, кто собственник, надо разграничить собственность России между федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. А потом пусть каждый определяется, как он дальше будет строить свою земельную политику. Сегодня большая часть земельных ресурсов на территории края продолжает оставаться собственностью РФ: до 80% - земли лесфонда, а всего порядка 90% - федеральная собственность на землю. Край у нас громадный, и проценты выливаются в сотни тысяч гектаров на самом деле.

- Вадим Викторович, поясните, по каким принципам идет перераспределение земель?

- Земля следует за тем имуществом, которое сегодня на ней располагается. Если до приватизации предприятие было федеральным, то, соответственно, земучасток, на котором оно стоит, относится к федеральной собственности, если же краевым, то и земля на сегодняшний день является собственностью края. Для развития экономики очень важно, чтобы приходили новые деньги - инвестиции и т.д.

А если предприятие на сегодня оформило свои права только на недвижимость - здания, цеха, то ему очень сложно получить кредит, потому что кредитные организации или инвесторы спрашивают: а как у тебя дела с землей? На Западе основным ресурсом является земучасток или права на землю. У нас до последнего времени это были права на недвижимость. Но ситуация постепенно приблизится к общемировой практике.

Частные собственники

- Чтобы земля начала работать, приносить какой-то эффект в форме налогов либо могла использоваться как залог, ее надо закрепить за конкретным собственником. Это второй этап земельных преобразований - процесс переоформления права постоянного пользования земучастком. Раньше этот участок находился в бессрочном пользовании. Сейчас необходимо перейти на современные отношения. Можно оформить аренду земельного участка и платить арендную плату. Либо - выкупи. Таким образом, у предприятия сформируется земельно-имущественный комплекс, оно будет обладать и землей, и недвижимостью, и развиваться дальше - брать кредиты, привлекать инвесторов. В крае мы создаем условия для формирования собственников: выкуп видим, как приоритетный вариант развития земельно-имущественных отношений.

- В выборе приоритета есть разумное объяснение - почему?

- Если предприятие взяло в аренду землю, которая находится в федеральной собственности, то и арендную плату оно платит в федеральный бюджет. Земля располагается здесь, а деньги уходят в федерацию. Отсюда появляется экономический смысл, почему мы на территории края стимулируем выкуп.

Став собственником земли, предприятие платит уже не арендную плату, а земельный налог, 100% которого остаются даже не в крае, а в муниципалитете. С точки зрения бюджетных и социальных последствий, очень важно, чтобы такой источник был сформирован в каждом муниципалитете края.

Кадастровая стоимость

- Вадим Викторович, неужели земля в центре Красноярска и на его окраине, где-нибудь на правом берегу имеет одну и ту же стоимость?

- Реально рыночная стоимость земли везде разная, конечно. Это будет учитываться уже с 1 января 2006 года. Должна быть дифференциация, скажем, между землей на берегу Маны и в Большой Мурте. И тут появляется новая оценка - кадастровая, суть которой сводится к тому, чтобы ввести в базу для расчета либо арендной ставки, либо земельного налога в качестве основы кадастровую стоимость.

- Насколько я знаю, кадастровая оценка земель на территории края уже ведется.

- Колоссальная работа, в Красноярском крае многие десятки миллионов гектаров земли. Представьте ее в виде покрывала, по которому мы ходим. В разных местах - земля разного качества. Лес, дорога, топь, пашня и т.д. Много параметров - они были оформлены в качестве методики, которая утверждена правительством РФ и применяется для расчета кадастровой стоимости.

Так вот дальше, все, что связано с размером земельного налога, все коэффициенты, категории плательщиков, категории льготников, каждой муниципальной территории придется принять самостоятельно, поскольку земля теперь их, а, в соответствии с законодательством, данные решения - прерогатива органов местного самоуправления. Им предстоит до 1 декабря 2005 года принять все эти решения.

Кадастр - это перечень земель, в котором содержатся различные данные о земельных участках, в зависимости от их свойств, качеств, ценностных показателей. И каждый из участков (а их миллионы в крае) получает собственную базовую оценку. Нельзя путать кадастровую стоимость и рыночную стоимость - это разные вещи, они могут не совпадать.

"Грефа посмотрели? Цените Кузнецова!"

("АиФ на Енисее", 13.07.05, Юлия Бойко)

На минувшей неделе Красноярский край впервые посетил министр экономики и развития Герман Греф. Визита ждали давно, ведь краевой власти необходима поддержка федерации в начинаниях крупных инвестиционных проектов. Однако многих общение с "самым изящным министром" откровенно разочаровало. Еще до начала визита отдельные парламентарии отказывались присутствовать на заседании под председательством господина Грефа, объяснив это нежеланием общаться с врагом страны.

НА встрече замгубернатора Эдхам Акбулатов в очередной раз презентовал программу развития объединенного края. Но московского гостя, похоже, интересовали вовсе не освоение новых территорий, строительство железной ветви Карабула - Кодинск и возведение там алюминиевого завода и ЦБК. Доклад он прервал вопросом: "А что у вас в крае с туризмом?". Краевые чиновники растерялись от такой "логики" и признались, что для его развития в крае нет инфраструктуры.

Когда же речь зашла о программе переселения жителей северных районов, Герман Оскарович вдруг заинтересовался числом спортивных сооружений.

Также господин Греф поразил всех "знанием" законов РФ, в разработке которых он принимает непосредственное участие. Обсуждая проблемы развития лесной отрасли в крае, министр уверял присутствующих, что по новому Лесному кодексу все полномочия по управлению лесным фондом делегированы субъектам федерации.

- Никаких полномочий у нас нет, - протестовал замгубернатора Андрей Гнездилов. - Заключение и расторжение договоров, проведение аукционов - все в руках федерации.

- Плохо читаете закон! - отреагировал министр.

- Возможно, вы держите это в голове, но надо бы отразить и на бумаге. Мы уже послали вам в правительство поправку! - не выдержал парламентарий Алексей Клешко.

После на очередном заседании президент ОАО "Роснефть" Сергей Богданчиков представил министру проект освоения Ванкорского нефтяного месторождения. Его реализация должна принести в бюджеты всех уровней 38 млрд долл. налоговых поступлений. Но, как верно заметил губернатор, лишь 4 млрд из них останутся в крае.

Помимо этого Хлопонин заметил, что образовавшиеся рабочие места в основном занимают жители других регионов, а "аборигены" остаются не удел.

В ходе визита министр также посетил Железногорск и Богучанскую ГЭС. На совещании в Кодинске две крупные компании "РУСАЛ" и РАО "ЕЭС" подписали меморандум о достройке "Богучанки" и возведении нового алюминиевого завода на паритетных началах. На встрече с журналистами глава Минэкономразвития признался, что впечатления от визита у него исключительно благоприятные. И потенциал у края очень хороший, и природа одна из самых лучших в России. И жители Красноярской "области" - народ особый.

"Александр Усс: "Сессии без "разборок" - это хорошо"

("АиФ на Енисее", 13.07.05, Игорь Никифоров)

В крае завершился очередной политический сезон. Больших потрясений он не принес, но и особых побед на социально-экономическом "фронте", к сожалению, не было. Об итогах и перспективах мы беседуем с председателем Законодательного собрания края Александром Уссом.

Хотелось бы верить, что это не Третья мировая

- ХОЧЕТСЯ начать разговор с позитивного, но недавние события в Лондоне заставляют действовать иначе. Наши власти, равно как и правоохранительные органы, продолжают утверждать, что в Красноярске все спокойно. Однако два недавних взрыва на улицах города показали: пусть в крае еще и не действуют организованные структуры, достать тротил уже не так сложно, а это - страшный звонок. Кроме того, многие помнят, как Басаев однажды заявил, что следующими объектами терактов станут именно ядерные объекты. А они, как известно, в крае есть.

- Я тоже считаю, что безответственно со стороны властей утверждать, будто у нас все в порядке, и теракты Сибири не грозят. К сожалению, и у нас может произойти трагедия.

Но все, что требуется от нас, в частности, и финансирование органов милиции, мы делаем. Справедливости ради упомяну, что вопросы безопасности находятся в ведении федерации, а, следовательно, федерацией и должны финансироваться. Только не в деньгах соль: в том же Лондоне лучшая в мире полиция и высокий уровень жизни. Но даже в таких условиях никто не даст вам гарантии, что теракт не произойдет. Это не вина властей и милиции, это реалии нашего времени.

- Что же тогда делать?

- Прежде всего, мы не должны нагнетать панику. Надо менять восприятие жизни у людей, повышать их бдительность, информировать о том, как вести себя в критической ситуации, что должно вызывать подозрение и т. д. Здесь примером нам может быть Израиль. Страна живет в условиях постоянной войны уже несколько десятков лет. Люди привыкли и ведут постоянную профилактическую работу. Если бы этого не было, терактов и кровопролитий на той территории было бы в разы больше.

- Вы согласны, что человечество стоит на пороге Третьей мировой войны?

- Надеюсь, что нет. Хотя организованность, структурирование терактов говорит о том, что предпосылки для подобного утверждения есть. Россия отличается от всех развитых стран

- СКОРО нам предстоит прочувствовать на себе реформу местного самоуправления, а простой народ так и не понял, что его ждет. Между тем некоторые эксперты утверждают, что это будет испытание "покруче", чем монетизация.

Местное самоуправление в классическом виде предполагает, прежде всего, ответственность людей за собственную судьбу. Да, эта система эффективно работает в Европе, в странах, где относительно одинаковая плотность населения по всей территории. Россия радикально отличается от всех развитых стран. Центры прибыли у нас расположены крайнее неравномерно. Основу экономики составляют крупные сырьевые предприятия, перераспределение дохода которых и дает возможность жить малонаселенным территориям. Типичный пример - Красноярский край. Основным налогоплательщиком является "Норильский никель", а большинство территорий - дотационные, не могут сами себя обеспечить.

О каком местном самоуправлении в таком случае может идти речь? Как мы можем сказать людям в Пировском, Казачинском районах: сколько зарабатываете - все ваше, а на большее не рассчитывайте? Я думаю, ни к чему хорошему такой подход не приведет.

- Между тем два года нас готовят к этому, через 5 месяцев мы должны вступить в новую жизнь. Есть предложения отложить реформу еще на несколько лет. Как вы считаете, это поможет?

- Сдавать назад неправильно. Люди перестанут верить в значение федеральных инициатив. Потому что у нас сначала все преподносят как путь к светлому будущему, а потом говорят: простите, это была ошибка!

- Какие события для вас стали самыми значимыми в уходящем парламентском году?

- Несомненно, самым позитивным событием стал первый шаг на пути к созданию Большого Красноярья. Искренне считаю прошедший референдум одной из самых значимых вех в истории нашего края и в своей жизни. Что касается печальных событий, то самым шокирующим стала разыгравшаяся этой весной трагедия в Красноярске - гибель пятерых мальчиков из Ленинского района. Трагедия высветила огромный пласт нерешенных проблем! Мы, наконец, заговорили о неважной технической оснащенности нашей милиции, у которой порой и бензина-то нет для служебных поездок. А так называемое социальное сиротство, когда дети становятся никому не нужными при живых родителях! А уровень жизни: вдумайтесь, около 70% семей края, в которых три ребенка, живут на уровне бедности. При этом мы не можем не только создать комфортные условия для таких семей, но даже обеспечить их сносное существование.

- Действительно не можем? Законодательная власть настолько бессильна?

- Нами принят целый ряд краевых законов, обеспечивающих дополнительную государственную поддержку различным категориям населения. В частности, речь идет о дополнительных льготах для ветеранов, реабилитированных, родителей погибших (умерших) военнослужащих. Можно просмотреть повестки заседаний сессий и убедиться, что почти в каждой присутствует пакет социальных законопроектов. Одни предлагает краевая администрация, другие принимаются по инициативе депутатов. В этих вопросах мы почти всегда находим общий язык, и не было случая, чтобы Заксобрание или Совет администрации "зарубили" какой-нибудь социальный законопроект.

- Начало года ознаменовалось увеличением энерготарифов и введением социальной нормы потребления электроэнергии. Отмена перекрестного субсидирования больно ударила и по населению, и по сельхозпредприятиям. Тогда произошел конфликт между депутатами Заксобрания и первым аграрием края, заместителем губернатора Виктором Раздуевым. Компромисс найден?

- Да, в ходе жарких дискуссий, где тон задавали депутаты-аграрники, нам с краевой администрацией удалось найти решение, которое устроило всех. Губернатор пообещал выделить из краевого бюджета 237 миллионов рублей для частичной компенсации затрат сельхозпроизводителей на электроэнергию, а мы обязались в кратчайшие сроки провести корректировку бюджета. Обе стороны выполнили свои обещания. В течение недели провели все необходимые согласования с депутатскими комиссиями, экспертно-правовым управлением и быстро внесли изменения в бюджет. Правда, меня насторожило то, что фактический размер тарифа для селян поначалу пытались то ли скрыть, то ли умолчать.

- Не кажется ли вам, что Заксобрание слишком лояльно по отношению к краевой администрации?

- А что, мы должны непременно находиться в противостоянии? Особых поводов для драки нам не дают, и это хорошо. Если редки серьезные "разборки" на сессиях, чего же в этом дурного?

- Какие первоочередные задачи предстоит решать депутатскому корпусу в следующем сезоне?

- Надо готовить прочную законодательную базу для объединительного процесса. Следует наконец-то утвердить программу социально-экономического развития края, которая уже прошла согласование в Москве. Краевой администрации не мешало бы устранить рыхлость в работе, а Законодательному собранию следует не поддаваться сиюминутным эмоциям и уберечься от политических "завихрений". Это тем более актуально, если учесть, что в 2007-м состоятся очень ответственные выборы в единый краевой парламент, который будет согласовывать кандидатуру губернатора Красноярского края.

"Будем дружить театрами!"

("Красноярский рабочий", 13.07.05, Иван Беляков)

Как сообщила на брифинге начальник краевого управления культуры Зоя Благих, 9 июля по инициативе губернатора Александра Хлопонина было подписано трёхстороннее соглашение о сотрудничестве между Советом администрации Красноярского края, Государственным академическим Мариинским театром (Санкт-Петербург) и ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания". Соглашение это предполагает ежегодный (начиная с 2006 года) обмен гастролями между Мариинским театром и творческими коллективами Красноярского края. То есть всемирно прославленная Мариинка будет каждый год приезжать к нам на гастроли со спектаклями и концертами (как заверила Зоя Борисовна, гастроли будут "полноценными"), а красноярские артисты будут выступать на сцене Мариинки. Финансирование тех и других гастролей обязуется осуществлять, согласно заключённому соглашению, "Федеральная гидрогенерирующая компания".

Стоит напомнить, что между Красноярским театром оперы и балета и Мариинским театром более четверти века существуют дружеские связи.

Красноярцы, конечно, помнят первый благотворительный концерт Валерия Гергиева и звёзд Мариинского театра, который состоялся на сцене нашего оперного театра в марте этого года. Кстати, оплачивало тот концерт тоже ОАО "ГидроОГК". И вот теперь эта разовая акция превращается в долговременное творческое содружество.

"Рядом с дорожным прорабом".

("Сегодняшняя газета", 13.07.05, Евгений Бонд)

Куда только не заводит журналиста его любопытство! Набрел недавно на слово "прораб" в словаре русского языка. "Прораб - производитель работ". Чем-то архаичным повеяло от этого слова из лексикона советского человека. Надо же, думаю, сейчас, наверное, и должности-то такой уже не существует. Позвонил куда надо и выяснил, что совсем и не исчезала эта должность. А интересно, чем занимается современный прораб? Ответ на этот вопрос я нашел в ДПМК "Ачинская". Ее руководитель Юрий Лебедев, долго не раздумывая, предложил мне провести целый рабочий день с самым настоящим прорабом.

Атом, он же Артем

Старшего прораба, или начальника участка, которому меня поручили, зовут Атом Акопян. Но все давно переиначили его имя на русский манер - Артем. Родился мой наставник в Армении, на берегу озера Севан. В середине восьмидесятых приехал в Россию получать высшее образование, да так и остался здесь. В Сибири живет уже двадцать лет, и почти все это время занимается строительством. "А в чем заключается работа прораба?" - первое, что захотелось спросить у него. Но утром Атом был так занят, что задать свой вопрос я так и не решился. Зато в конце рабочего дня понял, что поступил правильно: глупо прозвучал бы этот вопрос. Потому что рассказывать об обязанностях прораба - все равно что поименно перечислять всех жителей Ачинска.

Как я убедился уже через несколько часов, современный прораб - он не такой, как в фильме про приключения Шурика, где по стройке важно и неторопливо расхаживает вальяжный мужик в каске. Нынешний прораб - это в первую очередь грамотный и оперативный менеджер. Разрулить любую сложную ситуацию - его основная задача. Самое необходимое профессиональное качество прораба-дорожника - это компетентность во всех сферах дорожного строительства, начиная от способов подметания асфальта и заканчивая финансовыми тонкостями. А главное, прораб должен следить за тем, чтобы четко выполнялся график работ. Сей документ - Библия для строителя, его пункты должны быть соблюдены в любом случае. Даже несмотря на то, что сюда постоянно вмешиваются не зависящие от дорожников обстоятельства. Для того чтобы узнать о состоянии дел, мы с Атомом и поехали по объектам. Аэропорт Красноярск

Мы отправились в Красноярск. На заднем сиденье машины - кипа бумаг, которые нужно кому-то передать, подписать, согласовать, утвердить. Сотовый телефон прораба звонит непрерывно. Между звонками не удается даже слова вставить. Перекинуться парой словечек смогли только в течение нескольких минут, когда выходили из зоны приема сигнала. По моим подсчетам, пока доехали до аэропорта, Акопян успел сделать около пятидесяти звонков. "Смета, КамАЗ, бульдозер, миксер" - только и слышал я. Атом Ашхарабекович без устали давал распоряжения, договаривался, объяснял, просил...

Въезжаем на территорию аэропорта. Везде мелькают оранжевые жилеты с фирменной эмблемой ДПМК - работа кипит вовсю. Все работники участка - ачинцы, они трудятся здесь вахтовым методом. Расширяют дорогу, ремонтируют подъездные пути ко второму терминалу аэропорта, асфальтируют площадь. Атом Ашхарабекович поясняет, что работы начались в начале июня, по графику должны завершиться в августе. Однако, видимо, удастся закончить раньше. За день до этого был дождь и град, техника простаивала, поэтому сейчас приходится наверстывать упущенное, после обеда уже должны начать укладку асфальта. Еще одна проблема - коммуникационные кабели, которыми буквально напичкана земля под аэропортом. Каждый метр дорожного строительства необходимо согласовывать с соответствующими службами. А у тех свои проблемы. Оттого и возникают задержки. Приходится мобилизовывать все силы, чтобы успеть к сроку.

В аэропорту ДПМК является генеральным подрядчиком. Заказчиков работ два: компания "КрасЭйр" и краевое управление автомобильных дорог. Ачинцы этот объект выиграли в результате тендера. Как с гордостью говорит прораб, во-первых, помогло то, что за работу ДПМК предложила цену ниже, чем у соперников, а во-вторых, заказчика подкупило современное оборудование. Ведь "Ачинская" регулярно обновляет свой технический парк. Почти вся техника здесь импортная: асфальтоукладчики Vogele, катки Bomag, экскаваторы и бульдозеры Komatsu. К тому же, свою роль сыграли современные технологии строительства, которые применяет компания, и высокая скорость выполнения заказа.

Проинспектировав состояние полотна дороги, мы отправляемся на следующий участок.

Объездная дорога

Уже несколько месяцев строится новая федеральная дорога, так называемый глубокий объезд Красноярска. Нужна она для того, чтобы освободить город от транзитного транспорта. Объект очень серьезный: на сооружение дороги планируется затратить четыре года. Строительство поражает своими масштабами. Местность приходится выравнивать: там, где раньше были огромные холмы, сейчас ровная поверхность. Всю почву вывозят в низины, таким образом выравнивая место. Протяженность новой автотрассы - 31 километр. Два из тех, за которые отвечает ДПМК, уже почти готовы. Поэтому Атом надеется, что дорогу, возможно, начнут эксплуатировать и раньше. Но пока есть одна загвоздка: для того чтобы проложить дорогу, нужно вырубить несколько гектаров леса. А согласование по вырубке сейчас проходит в Москве. Поэтому руководители ДПМК, чтобы зря времени не терять, договариваются о сотрудничестве с железнодорожниками, чьи пути расположены рядом, в этом случае доставка строительного материала обойдется дешевле. В принципе, достичь соглашения уже удалось, остается уладить лишь некоторые детали. Чем прораб, собственно, сейчас и занимается. Как признается между делом Атом, конкурент, равный ДПМК по мощности, это объединение "Илан". С ним на конкурсах чаще всего и приходится сталкиваться. Вот и тендер на строительство объездной дороги выиграло это объединение. Но благодаря деловым отношениям между двумя фирмами в качестве субподрядчика был приглашен надежный партнер - ДПМК "Ачинская".

Проезжаем по новой трассе несколько сотен метров. Здесь рабочие варят каркас для трубы - этот процесс прорабу тоже нужно проконтролировать. Пока Атом беседует с экскаваторщиками, рабочие мне рассказывают, что недавно при строительстве обнаружили минометный снаряд, правда, без детонатора. Попал он сюда из расположенного рядом карьера, когда возили грунт. Говорят, на этом месте находилась воинская часть, вроде бы ракетчики базировались. От них и осталось наследство.

Заезжаем на расположенную неподалеку ремонтную базу. Нас встречает собака по кличке Косоротов, приветливо машет хвостом. Водитель мне рассказывает, что ее еще щенком подобрали с перебитой челюстью возле столовой в Ачинске привезли сюда. Внимательно изучаю невиданное ранее огромное скопление разномастной техники в одном месте. Фотографирую и краем глаза вижу Атома то в кабине КамАЗа, то в вагончике, где живут рабочие, то беседующим с ремонтниками. Удивляюсь: прямо Фигаро! Однако пора ехать дальше.

"Бобровый лог"

Недавно ДПМК получила заказ на обустройство красноярского горнолыжного курорта "Бобровый лог" и уже практически его выполнила. Причем это не первый проект, который "Ачинская" успешно реализовала в краевом центре. Два года назад компания всего за месяц подготовила площадку в деревне Слизнево. Вот и теперь по договору с генеральным подрядчиком - компанией "Монолитстрой" - колонна проложила полторы тысячи метров автомобильной дороги и построила мост через реку Базаиха.

Как поясняет Атом Ашхарабекович, для начала пришлось очистить здешнюю заболоченную местность от трехметрового слоя ила, а это 60 тысяч кубометров. Затем завезти еще 250 тысяч кубометров камня - гигантский объем работы! Но вот дорога уже почти готова, скоро она будет сдана в эксплуатацию. Была тут и своя загвоздка: весь ландшафт уродовал сток воды. Конечно, никуда от него не денешься, поэтому проектировщикам пришлось схитрить: сделать искусственный каменный водопад. Получилось и практично, и живописно. А полуторакилометровая дорога к курорту по бокам была вручную выложена камнем - любо-дорого посмотреть, что особенно пришлось по душе заказчику. Атом удовлетворенно осматривает территорию. Пользуясь моментом, интересуюсь: что для него самое важное в работе?

- Я, как прораб, должен внимательно следить за качеством работ, спрашивать, в случае чего, с мастеров. Конечно, главное - это организаторские способности. А еще прораб должен понимать своих работников, думать в первую очередь о них, об условиях, в которых они трудятся.

На обратном пути опять заезжаем в аэропорт: посмотреть, что дорожники успели сделать, какие новые проблемы возникли за время нашего отсутствия. И ничего, что на часах уже половина девятого - работа должна быть выполнена. За этим стоит репутация предприятия. И еще целых полтора часа Атому приходится созваниваться с нужными людьми, что-то объяснять рабочим, а иногда и самому брать в руки лопату и помогать.

Ну вот и все на сегодня. Нужные участки заасфальтированы, площадь подметена. Возвращаемся в Ачинск. В котором часу начинается рабочий день прораба, я не знаю. Во всяком случае, когда я в 8.00 приехал в ДПМК, он уже работал вовсю. Но зато теперь знаю, когда заканчивается: в город мы въехали в половине двенадцатого. Это ж сколько мы сегодня километров накрутили? Как сказал водитель, каждый день на спидометре прибавляется не меньше 500 километров.

Оказалось, что в такие поездки, как сегодняшняя, Атом отправляется с середины февраля каждый день, без выходных. И, конечно, это огромное нервное напряжение. Я обратил внимание на такой факт: за время, что я был рядом с ним, Атом успел выкурить три пачки сигарет.

Пересекаем границу Ачинска. Хотя прораба заждались жена и трое детей, он дает водителю распоряжение доставить меня до самого дома. Замечаю, что сам Атом заводит будильник на сотовом телефоне. Интересуюсь: "В котором часу завтра подъем?" "В половине шестого. Через сорок минут я должен быть на работе", - следует ответ. Высчитываю, что отдыхать ему осталось лишь пять часов. Немного для такого напряженного рабочего дня. Зато сейчас, видя в разных уголках Красноярского края эмблему "ДПМК "Ачинская", я точно знаю: если за дело взялись ачинские дорожники, работа будет выполнена надежно и качественно. В том числе и благодаря такому руководителю, как Атом.

СПРАВКА "СГ"

Ачинская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна уже 27 лет занимается строительством и ремонтом автодорог почти на всей территории Красноярского края. За это время введено в эксплуатацию более полумиллиона километров дорог. ДПМК обладает большой производственной базой, куда кроме техники (а это более двух сотен единиц) входят гаражи и ремонтные боксы, мастерские, кузнечный цех, котельная, растворобетонный узел, дробильные комплексы, асфальтобетонный и кирпичный заводы. Несмотря на трудности, которые возникли в связи с переходом на рыночную экономику, предприятие сумело не только выжить, но и стать полностью самостоятельным, рентабельным, стабильно работающим и неуклонно наращивающим производство. На сегодняшний день ДПМК "Ачинская" является одним из лидеров дорожно-строительной отрасли края.

"Орлы губернатора полетели на Север"

("Московский комсомолец" в Красноярске", 13.07.05)

- Мы будем осваивать новые территории - не только края, но и России. Я с вами. Я вас очень люблю, - тепло проводил губернатор Александр Хлопонин около двух тысяч студентов, разлетающихся по предприятиям и стройкам, учреждениям и бывшим колхозным полям нашего обширного региона.

Бойцы студенческих отрядов отплатили командующему парадом той же монетой, промаршировав по площади Революции под свежепридуманные куплеты:

А для тебя, Хлопонин, бойцы мы без погон, Но мы поднимем край, ты так и знай!

Зрелище впечатляющее, особенно если учесть, что до этого красноярские студенты проводили каникулы кто во что горазд, сугубо индивидуально и развлекались, и подрабатывали. С возрождением движения стройотрядов, похороненного лет 15 назад, третий трудовой семестр для парней и девушек не пройдет даром: работой и заработком - обеспечены, общением и новыми впечатлениями - тем более.

- Самое главное - какими они оттуда вернутся, - улыбается проректор Красноярского государственного университета цветных металлов и золота Владимир Шмидт, чей отряд из 42 студентов отправляется в Норильск, в Заполярный филиал ГМК "Норильский никель". - В основном, это студенты второго-третьего курсов самых разных факультетов: менеджмент организации, шахтное и подземное строительство... Так что ребята получили отличную возможность "примериться" к специальности.

Сами "орлы" полны оптимизма, несмотря на то, что попадут из 30-градусной жары краевого центра на непредсказуемый по погоде Крайний Север.

- Интересно: вдали от Красноярска, суеты, родителей... - говорит Александр Архипов, студент четвертого курса факультета обработки металлов давлением. И добавляет задумчиво, - вполне может быть, что Норильск станет моим городом...

В советские времена Норильский промышленный район стал родным для тысяч энтузиастов, приехавших на комсомольские стройки и не покинувших его до сих пор. Когда строился Надеждинский металлургический завод и осваивались рудники, до 10 тысяч молодых-бесшабашных в год слетались на Север из всех уголков страны. Нынешний отряд из 42 красноярских студентов в сравнении с тем - капля в море. Но и задачи перед бойцами теперь стоят другие.

Огромный механизм - Заполярный филиал горно-металлургической компании "Норильский никель" - давно отлажен и работает как часы. С кайлом и лопатой здесь делать нечего. Норильск нуждается в грамотных, перспективных специалистах с хорошо ориентированным взглядом в будущее. Именно поэтому выпускники Красноярского Государственного университета цветных металлов и золота так востребованы в Заполярном филиале. Благодаря программе "Профессиональный старт", второй год существующей в ЗФ, наши студенты получили возможность практиковаться на крупнейшем предприятии России. Отправляясь в Норильск, бойцы нынешнего студотряда не скрывают: их поездка - с дальним прицелом...

К слову, Заполярный филиал ГМК "Норникель" подошел к приему помощников очень серьезно: обеспечил не только работой с гарантированным заработком, но и взял на себя расходы по авиадоставке, проживанию в санатории-профилактории "Валек" (самом живописном месте близ северного города) и трехразовому питанию. Вряд ли интересы студентов "лоббировал" губернатор Хлопонин, до 2000 года возглавлявший ГМК "Норильский никель". Достойно встречать гостей - традиция Заполярного филиала.