"Край ждёт высоких гостей"

("Красноярский рабочий", 08.07.05, Оксана Васильева)

Сегодня начинается официальный визит в наш край делегации Министерства экономического развития и торговли во главе с министром Германом Грефом. Программа пребывания рассчитана на два дня.

Планируется, что уже в первый день своего пребывания в Красноярске Герман Греф примет участие в совещании по вопросам развития предпринимательства в Сибири. Будет рассмотрен ряд вопросов, касающихся государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне, специальных налоговых режимов, административной реформы и других. Предстоит обмен мнениями по обсуждаемым проблемам, планируется сформировать предложения к федеральным органам власти и особенно к Минэкономразвития России. Ожидается, что в работе предстоящего совещания примут участие гости из регионов Сибирского федерального округа, главы муниципальных образований края, представители общественных организаций предпринимателей. Прибудут делегации из Эвенкии, Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Томской областей, республик Тува и Хакасия.

Также в рамках программы пребывания Германа Грефа в крае запланировано совещание по вопросу освоения Ванкорского нефтегазового месторождения. Состоится поездка в Кодинск, где будут обсуждены перспективы достройки Богучанской ГЭС. Ознакомление с новым международным терминалом аэропорта Емельяново и совещание по вопросам социально-экономического развития края и реализации Указа президента РФ "О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов" соберут весьма заинтересованную аудиторию. Как сказал на днях первый заместитель губернатора края Василий Кузубов, визит Германа Грефа в наш край носит не просто ознакомительный характер. Планируется, что в ходе его будут приняты конкретные решения по ключевым для края вопросам.

"Переключить программу"

("Известия-Красноярск", 08.07.05, Андрей Хохлов)

Реализацию экономической стратегии края могут затормозить Таймыр и Эвенкия. Законодательное собрание одобрило деятельность администрации края "по совершенствованию структуры Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года". Как сообщили "Известиям - Красноярск" в пресс-службе краевого парламента, смысл очередного обсуждения был в том, что старый вариант учитывал только параметры региона без округов, а теперь, после референдума, власть должна скорректировать собственную стратегию с поправкой на присоединяемые Таймыр и Эвенкию. Создается впечатление, что авторы Программы допускали мысль об отрицательном исходе референдума и потому включили туда лишь намерения увеличить зарплату жителям Красноярского края, но не подчиненным Туры и Дудинки. Отныне базовый пункт документа - повысить благосостояние народа в два раза - сильно осложняется спецификой северных округов: на такие, например, позиции, как "возрастание роли малого и среднего бизнеса" подвешиваются гири в виде слаборазвитой приполярной инфраструктуры и больших расстояний до эвенкийских факторий.

Чиновники по-прежнему уверены в том, что в результате реализации мероприятий Программы в 2010 году по сравнению с уровнем 2003 года ожидается рост валового регионального продукта - на 75-77 процентов, а рост промышленного производства составит 42-44 процента. Если сравнить эти показатели с предыдущими пресс-релизами, станет ясно - никаких качественных изменений в документе нет. Пресс-служба администрации края сообщила накануне законодательной сессии на тему Программы практически то же самое, что и раньше: "I этап программы рассчитан на 2004-2007 годы, II этап - на 2008-2010 годы. Основные мероприятия двух этапов направлены на опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности (лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки), повышение эффективности агропромышленного производства, развитие транспортного комплекса дорожной инфраструктуры и малого предпринимательства, создание экономически эффективной системы природопользования на территории края...". Предполагается, что общий объем финансирования мероприятий программы составит 334,7 миллиарда рублей (в ценах 2003 года). В том числе из федерального бюджета - 19,5 миллиарда рублей, краевого - 30,3 миллиарда рублей, муниципальных бюджетов -3,5 миллиарда рублей, собственных средств предприятий - 188,0 миллиардов рублей, кредитов коммерческих банков -25,8 миллиарда рублей, иных внебюджетных источников - 67,6 миллиарда рублей.

Между тем новые нотки в ходе реализации Программы проскользнули месяц назад, на заседании постоянной комиссии ЗС по экономической политике и собственности. Как доложила собравшимся начальник отдела главного управления экономического развития краевой администрации Вера Жериховская, после объединения края в разработанную программу необходимо внести ряд изменений. По ее словам, в стратегии необходимо учесть изменившийся ресурсный потенциал территории и более низкий уровень социально-экономического развития автономных округов. И когда депутатам представили расчеты, у них все равно возникли вопросы. По словам председателя комиссии Всеволода Севастьянова, "цифры не сходятся. Например, планируется, что оборот торговли возрастёт в 2 раза, но ведь численность населения падает"...

Любопытно, что сомнения Всеволода Севастьянова загадочным образом совпали с выступлениями на ту же тему некоторых федеральных сановников. "Политический журнал" пишет, что "на заседании правительства, где премьер Михаил Фрадков вновь подверг главу МЭРТ Германа Грефа резкой критике за отказ удваивать ВВП, автору идеи удвоения Илларионову во избежание возможного скандала выступить не дали. Советник обиделся и в тот же день атаковал Грефа через информагентства, объявив его если не врагом народа, то явно саботажником и недругом президента; По мнению Илларионова, "идея удвоения ВВП за десятилетие - это лакмусовая бумажка. Это тест на ответственность, патриотизм и компетентность одновременно. Отказ от идеи удвоения - это идеологическое обеспечение проведения интервенционистской и лоббистской политики". Как сообщил высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, начинается новый виток противостояния государственнически-силового и либерального направлений власти. Госинвестиций и поддержки госпрограмм, способных удвоить ВВП (дорожное строительство, кредитование адресных инвестиций жилищного комплекса и др.), как не было, так и нет...

Очевидно, обе программы удвоения наших благ - как федеральная, так и краевая - вступают в самую трудную пору реализации. Можно даже сказать, что завершился их первый, рекламно-политический этап, и начался второй - непосредственно экономический и самый сложный. Если верить скептикам из Министерства экономического развития страны и Законодательного собрания края, инфляционные прогнозы не вполне соотносятся с действительностью. Между прочим, некоторые внеэкономические странности местной Программы заметны уже на документальном уровне: чего стоит хотя бы плановая цифра банковских кредитов размером в 25 800 миллионов рублей. А рыночные скачки цен на нефть и металлы, ожидаемые уже через год? А финансовые кризисы, приходящие без консультаций с одним из основных составителей Программы профессором Пимашковым? Банковские показатели вообще спланировать крайне трудно. Вполне возможно, что ответы на эти вопросы не совпадут с пунктами стратегии.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Осенью 2002 года "Московские новости" так комментировали экономическую ситуацию в крае: "В середине месяца красноярский губернатор Александр Хлопонин внес в местное Законодательное собрание пакет законов, которые должны помочь вывести Красноярский край из социально-экономического коллапса, а также покончить с междоусобицами различных элитных групп. Для решения глобальных управленческих проблем власть прибегла к экономическим технологиям. Как известно, по своей структуре Красноярский край является моделью Российской Федерации. Неудивительно, таким образом, что за этим экспериментом пристально следят не только в самом регионе, но и в федеральном центре. К тому же сейчас появилась возможность выстроить новые экономические отношения между Москвой и краем. И есть надежда, что эти новые отношения смогут стать моделью для других российских регионов. За два месяца новая краевая администрация окончательно убедилась, что ситуация в регионе требует немедленного разрешения. "Край на грани банкротства", - заявил Хлопонин краевым депутатам, обнародовав колоссальную цифру общей задолженности региона перед кредиторами - 11 миллиардов рублей. Среди них - бюджетные ссуды Минфина России на 1,2 миллиарда рублей, 400 миллионов - долг нефтяной компании "ЮКОС" и более 1 миллиарда - "Норильскому никелю". До конца года в местный бюджет поступит не более 4 миллиардов рублей, то есть почти в три раза меньше искомой суммы, а выплаты бюджетникам и "социалку" тоже никто не отменял. Те, чьими силами должна пополняться казна - около 2.5 тысяч промышленных предприятий края, - сами почти банкроты.

"Градостроительный "поезд" тронулся"

. ("Красноярский рабочий", 08.07.05, Елена Севостьянова)

На заседании Совета администрации края обсуждался проект совершенствования и развития системы градостроительства Красноярья. Начальник управления архитектуры администрации края Константин Шумов заявил, что создание пакета документов по обеспечению гражданского строительства в нашем регионе - это важнейшая социально-экономическая задача, её чёткое выполнение поможет не только обеспечить комфорт для граждан, проживающих в конкретных городах и районах, но и позволит более чётко регулировать общую правовую обстановку в крае.

Разработка подобного градостроительного плана, направленного, прежде всего, на наведение элементарного порядка в этой сфере, связана и с некоторыми трудностями. Но, как было сказано на заседании, "поезд уже тронулся". По данным Красноярского института гражданского проектирования, в разработке уже имеются 23 проекта. Их подготовка, с одной стороны, идёт полным ходом. Однако, с другой, ни один из них не может быть сегодня полностью завершён на практике.

Главная проблема, естественно, - нестабильное финансирование проектов. Другая трудность заключается в специфике нашего региона. Программа должна быть универсальной для края в целом, не противоречить существующему законодательству. Но при этом необходимо учитывать особенности конкретных территорий, которые на практике весьма отличаются друг от друга. Иными словами, совершенно невозможно в Туруханском районе строить по тем же правилам, что в Ачинске или Ермаковском. Довольно сложно создать такой проект, который бы смог удовлетворить потребности всех районов сразу, учесть все наиболее важные их особенности. Поэтому разработчикам будущих генеральных планов территорий требуется тесное сотрудничество с их администрациями. Администрацией края до конца не разработано законодательство о подобном планировании, хотя для общественного обсуждения уже представлено шесть проектов законов, два из которых практически готовы.

"Толстосумы оккупировали "Столбы"

(Правда КПРФ. 08.07.05 А.Козырев)

Тем временем в Красноярске

ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА на тихой таежной Базаихе - притоке Енисея, в пригороде Красноярска - всегда привлекала дачников. Просто так сюда не попадешь.

На въезде табличка: "Государственный заповедник "Столбы". Здесь вообще ничего нельзя строить. Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется... "Новые русские" и просто люди с толстыми кошельками правдами и неправдами за последние годы сумели построить здесь около 30 коттеджей. Вот одно из поместий: "крутая" дача, баня, домик для охраны, беседка. Все - прямо на берегу. Бетонная лестница проведена из бани на бережок.

Владелец шикарной усадьбы насмешливо встретил работников прокуратуры. Он был уверен, что все у него "схвачено". И зря. Краевая прокуратура настроена весьма решительно. Все незаконно возведенные строения должны быть снесены. В суды уже отправлено шесть исков. Прецедент создан: не так давно были снесены коттеджи, для которых новые хозяева жизни облюбовали другую заповедную зону - знаменитый сад Крутовского. Правда, справедливость восторжествовала только после вмешательства Верховного суда. Последний раз акция такого масштаба против привилегированных дачников Красноярска проводилась в начале девяностых. Тогдашний прокурор Красноярска Неля Жукова, известный борец с высокопоставленными хапугами, депутат Государственной думы, сумела остановить дачное строительство на Базаихе. А потом в мутной воде "прихватизации" и всеобщего воровства все завертелось снова. Прокуратура предупредила, что чиновники, не исполнившие решение о сносе привилегированных строений, будут привлечены к уголовной ответственности. Красноярск в ожидании развязки: интересно все же, у кого что и как сильно "схвачено".