"Решаются жилищные проблемы Игарки"

("Красноярский рабочий", 05.07.05)

В краевой администрации подписаны два документа по решению проблем жителей Игарки.

Один из них - об утверждении порядка определения размера субсидий на приобретение жилья для выезжающих из Игарки, другой - об утверждении оргплана мероприятий и созданию рабочей группы по его реализации. Порядок определения размера субсидий разработан в соответствии со статьёй 551 Закона края "О краевом бюджете на 2005 год" и осуществляется, исходя из состава выезжающей семьи, социальной нормы и стоимости одного квадратного метра в нынешнем году. На что можно рассчитывать, игарчане могут подсчитать сами, учитывая, что социальная норма для выезжающих - 33 квадратных метра общей площади для одиноких, 42 - на семью из двух человек, 18 - на каждого члена семьи из трёх и более человек. Стоимость одного квадратного метра общей площади - 11 800 рублей (в 2005 году). Однако в Игарке деньги на руки никто не получит: они будут переведены на специальные счета, а оттуда пойдут на оплату договоров о приобретении жилья.

"Техника пошла!"

("Сегодняшняя газета", 05.07.05) Федеральное агентство лесного хозяйства начало поставку тяжелой лесопожарной техники в Красноярский край. На Таймыр и в Эвенкию поступило четыре УАЗика, на подходе еще четыре трактора. Предполагаются поставки бульдозеров, цистерн, тягачей. Пилотный проект по устойчивому лесопользованию, в рамках которого поставляется техника, охватил наиболее проблемные пожароопасные территории: Хабаровский и Красноярский край, Санкт-Петербург, а также Ленинградскую и Архангельскую области. Правительство направило более 900 млн рублей на закупку дополнительных технических средств для борьбы с пожарами в этих регионах.

"Свободу слова душат снова"

("Комок", 05.07.05, Андрей Агафонов)

В смысле, денег больше давать не хотят.

К счастью или к несчастью, у нас в крае есть исполнительная и законодательная власти. Время от времени общими усилиями они порождают некие документы, которые приобретают силу закона после опубликования в СМИ. Причем СМИ должно быть не простое, а краевое, тиражное и общественно-политическое. На этот счет тоже есть закон, и этот закон, как ни крути, самый главный получается. Потому что без него никакие другие законы не работают. Иначе бы власть напринимала всяких там бюджетов, а кто бы об этом узнал? Считай, зря старались...

Так вот, в обычном регионе для публикации всех официальных документов используются официальные газеты, оставшиеся с советских времен и перешедшие по наследству от одной администрации к другой. Они, как правило, называются незатейливо: или "Урюпинский рабочий", или "Урюпинская правда"- Не более вычурно и содержание - официоз есть официоз. Консервативная газета для пенсионеров, совершенно бескорыстно любящая власть, за счет которой существует.

Поскольку мы регион необычный, то наш "Рабочий" тоже не совсем обычный. Семь лет назад его несколько неожиданно (для учредителя неожиданно) приватизировал "коллектив редакции". По поводу законности этой приватизации до сих пор остались кое-какие неутоленные сомнения. Тем не менее в сознании читателя-пенсионера газета продолжает оставаться в хорошем смысле советской. В сознании приватизировавшего газету "коллектива редакции" - видимо, тоже. С одной стороны, газета вроде бы частная, а с другой - власть обязана ее содержать как свою. Нельзя сказать, что власть отбрыкивается. Льготная подписка все для тех же пенсионеров, прочие дотации из краевого бюджета, льготная цена аренды помещений. И самое главное - публикация пресловутых законов на коммерческой основе. То есть за деньги.

Несколько раз предпринимались попытки (губернатором Лебедем в том числе) выяснить, почему, собственно, официальные документы должны публиковаться только и именно в "Красноярском рабочем", ведь есть же и другие газеты. Говорили о каком-то конкурсе среди СМИ: мол, кто запросит меньшую цену за публикации, тот и победит. Но разговоры оставались разговорами. Отчасти еще и потому, что "Красноярский рабочий" всегда был достаточно гибким и колебался вместе с линией партии: какое ни есть, а начальство - нужно уважать. Так было с Вепревым, с Зубовым, с Лебедем. Так было первое время даже и с Хлопониным. И краевая власть из года в год послушно выделяла деньги из бюджета на поддержку "Красноярского рабочего". И, поднимая цены за публикацию до совсем уж немыслимых высот в начале этого года, "коллектив редакции" никак не рассчитывал на какое-то непонимание. Однако непонимание возникло. Все-таки губернатор - человек с финансовым прошлым и, как знать, будущим. Ему и его ближайшим помощникам стало интересно, почему в одном месте реклама стоит 3 рубля за квадратный сантиметр газетной площади, а в другом -20. И почему деньги нужно отправлять в это другое место. "Потому что это наша традиция, - смиренно сказали губернатору аксакалы. - Потому что вот уже сто лет выходит славная газета "Красноярский рабочий", и кому же давать деньги, как не ей? Кто мы такие, чтобы нарушать традиции наших предков?" В общем, губернатору в очередной раз намекнули, что он приехал и уехал, а нам здесь жить. Потом такие намеки стали появляться уже и на страницах "Красноярского рабочего". Потом этих намеков стало все больше. Одной рукой газета брала деньги у краевой власти, другой - аккуратно прикладывала эту самую власть головой об край стола. Для гражданской, как бы, позиции. Был, был подобный прецедент на всероссийском уровне. Газета "Известия" как-то вдруг обрушилась на "ЛУКОЙЛ", который был ее совладельцем. И очень сильно удивлялась, когда "ЛУКОЙЛ" на это обиделся. Как же так, возмущались честные журналисты, то есть, если вы нас содержите, так мы теперь про вас и правды не можем написать?! А не есть ли это наступление на свободу слова? Дальше шли язвительные параллели насчет хозяина и барина. Душераздирающее зрелище - метания советского интеллигента между долгом и совестью, то бишь между рыбкой и насестом...

Когда за один только первый квартал этого года "Красраб" выкатил власти счет на 7 миллионов рублей, а всего за год получалось что-то около 20 миллионов, власть поняла, что не может далее справляться с когнитивным диссонансом - это когда она же за свои же коврижки и известно кто. И нашла решение: издавать собственную газету, в которой и публиковать все, что душа пожелает. За бесплатно. По расчетам власти на издание такой газеты нужно всего 7 миллионов в год. Получается экономия бюджетных средств и отсутствие когнитивного диссонанса. Можно было бы, конечно, организовать законный конкурс и отдать печатать документы другой газете, но тогда без диссонанса тоже бы не обошлось. Такая уж особенность у красноярских СМИ: какие-то они все критиканские, злопыхательские, вольности себе позволяют.

Что случилось с "коллективом редакции" после того, как слухи о новом печатном органе просочились наружу, иначе как истерикой не назовешь. Из номера в номер "Красноярский рабочий" публикует дотошные, пространные и многословные исследования своего главного редактора г-на Павловского на тему: "Во сколько действительно обойдется налогоплательщикам новая краевая газета". По Павловскому выходит - никак не дешевле, чем публикация документов у него. Не жалеет г-н главный редактор ни своего, ни читательского времени, чтобы до копейки подсчитать, сколько тумбочек должно стоять в новой редакции, сколько секретарш нанять, да одни розетки во что обойдутся!.. В общем, "Нимфа", туды ее в качель, разве кисть дает?

Многие известные люди прислали в редакцию гневные письма, сурово осуждающие попытку краевой администрации отнять у старейшей газеты края ее собственные административные деньги. Бескомпромиссно разоблачены попытки выдать экзекуцию над вольнолюбивым "Красрабом" за элементарную экономию: "от лукавого все эти ваши расчеты, господа!" Намекается, что. отнимая газету от своей бюджетной груди, губернатор таким образом пытается поставить ее (газету, а не грудь) на колени. И депутатов - тоже. Выборы же скоро, а тут новая газета как промоет всем мозги, и выберут кого надо. А кого не надо не выберут. Страшное дело! Пожалуй, таких объемов газетной площади и такого накала эмоций в "Красрабе" не удостаивалось ни одно событие последних пяти лет...

Так вот, что хочется сказать по поводу расчетов г-на Павловского и собственно конфликта. Все это очень некрасиво и как-то по-гусински. Если рекламодателя не устраивают ваши цены, он вправе найти для себя другое решение. Насколько оно будет оправданно - его забота. Никак не ваша. Не надо выдавать свой личный интерес за гражданскую позицию номер 69. Это во-первых. А во-вторых, сэкономить можно не только на размещении материалов. Если, к примеру, из краевого бюджета исключить все статьи, в которых как-то упоминается "Красноярский рабочий", экономия может оказаться еще более существенной.

Не говоря уже о пересмотре итогов приватизации, к которому со страниц "Красраба" частенько призывают граждански озабоченные авторы. Вот один только частный итог пересмотреть - приватизацию самой газеты - и такая экономия наступит, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Хотя попробовать можно.

"Как спастись от "дикарей"?"

("Красноярский рабочий", 05.07.05, Мария Кравцова)

Усилиями краевых парламентариев на курорте "Озеро Тагарское" наводится порядок. Вопрос об экологической ситуации в районе курорта краевого значения уже неоднократно поднимался и "Красноярским рабочим", и постоянной комиссией по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности ЗС.

Не секрет, что далеко не всем по карману поездки не то что за границу, но и в курортные города России. А на земле минусинской находится уникальный уголок природы, источник здоровья и жизненной энергии. Где ещё найдёшь такое сосредоточение целебных факторов, как на берегу Тагарского? Лечебные грязи озера сходны с теми, что встречаются в Мёртвом море, а благоприятный климат и первозданная экология излечивают едва ли не от всех болезней... Но как долго Тагарское сможет помогать людям?

Попытки открыть здесь курорт были сделаны ещё в 1887 году, когда, собственно говоря, и были отмечены его чудодейственные свойства. Но только к концу 30-х годов прошлого века озеро Тагарское стало известной здравницей. Появились два санатория, один из которых специализируется на лечении внелёгочных форм туберкулёза... Большая же часть курорта, как и 100 с лишним лет назад, используется "дикарями". На озеро едут целыми семьями. Всех отдыхающих можно разделить на два лагеря. Первые - это в основном жители Минусинска и района, а также Хакасии и Шушенского, они приезжают на день - позагорать, искупаться и уехать домой. Вторые - это те, кто решил отдохнуть основательно, неделю или две. Сотни автомобилей, микроавтобусов привозят тысячи туристов и... отдыхающие буквально душат природу в своих объятиях. Всюду чудовищного размера мусорные кучи, вырубленные деревья, вытоптанный и загаженный лес.

Из письма председателю постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного Собрания края Юрию Захаринскому от главы Минусинского района Владимира Бугаева: "На территории Минусинского района расположено озеро Тагарское, которое на основании постановления администрации края признано курортом краевого значения. В последние годы на территории, прилегающей к озеру, наблюдается ухудшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, вызванное наплывом неорганизованных отдыхающих в летний период. Ухудшение экологической ситуации ведёт к снижению привлекательности озера как места отдыха и более интенсивному истощению природных лечебных ресурсов... Выражая озабоченность дальнейшей судьбой озера, просим вас рассмотреть вопрос об обустройстве территории курорта озеро Тагарское на заседании постоянной комиссии по природным ресурсам".

За помощью к председателю комиссии обратился и директор санатория "Сосновый бор" Вадим Федяев. Он выразил озабоченность дальнейшей судьбой уникальных мест. По его словам, отдыхающие совершенно безответственно относятся к охране территории вокруг Тагарского, а также к самому озеру...

- Мои школьные годы прошли в Минусинском районе. Мальчишками мы целыми днями купались в Тагарском, - говорит Юрий Захаринский. - И для меня, жителя края и депутата, очень важным является вопрос сохранения озера.

По мнению Захаринского, история вопроса далеко не нова. Есть уникальный по своим лечебным свойствам источник, но нет хозяина - собственника, вернее, их несколько. В настоящее время земли вокруг озера принадлежат ряду организаций - одни "отвечают" за озеро, другие за лесной массив вокруг него, третьи только за территорию своего санатория... Такое распределение полномочий ни к чему хорошему не приводит. Озеро должно быть защищено законом. Яркий пример тому не только Тагарское, но и ряд других озёр Красноярского края - Учум, Плахино и др. Правда, есть ещё одна проблема - сами отдыхающие, от которых, к сожалению, и приходится защищать озеро, одновременно стараясь соблюсти их права, то есть обеспечивая бесплатный доступ к месту отдыха. Как считает Юрий Захаринский, если ситуация с охраной озера кардинально не изменится, экологической зоны в этом районе может и не остаться. Из доклада на заседании постоянной комиссии по природным ресурсам главы района Владимира Бугаева: "На сегодняшний день территория вокруг озера загрязнена бытовыми отходами. Экологическая ситуация вызывает опасение санитарных служб, а причиной такого положения является большое число неорганизованных отдыхающих и отсутствие должного контроля за состоянием территории". Заслушав мнения руководителей района и курорта "Озеро Тагарское", экспертов и специалистов Совета администрации края и федеральных структур, комиссия отметила, что функционирование курорта не отвечает требованиям законодательства, не обеспечивается режим особой охраны природных лечебных ресурсов. Комиссия предложила Совету администрации организовать в течение 2005 года разработку и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны курорта и положения о самом курорте. Будет постановление о курорте - будет и порядок. По словам Юрия Захаринского, в решении данного вопроса можно воспользоваться удачным опытом наших соседей. Не далее как в апреле этого года правительство Республики Хакасия приняло постановление "О мерах по комплексному развитию курорта "Озеро Шира". В его рамках планируется решение вопросов, которые с зеркальной точностью применимы к проблеме озера Тагарское, - "создание благоприятных условий для лечения и отдыха граждан". К примеру, отдыхающие должны быть оповещены о том, что на расстоянии 500 метров от линии озера нельзя парковаться. У них должна быть альтернатива парковке в лесу - охраняемая стоянка.

На последнем заседании постоянной комиссии вопрос к краевым властям - что уже сделано? - был поставлен достаточно остро. Заместитель губернатора Андрей Гнездилов отчитался перед депутатами, рассказал о мероприятиях, проводимых в рамках создания округа горно-санитарной охраны курорта. В ближайшее время проектные материалы будут представлены на государственную экологическую экспертизу, что позволит организовать охрану силами милиционеров.

Параллельно с этой работой приводится в порядок сама территория отдыха. По словам Захаринского, определены места парковки машин и размещения палаточных лагерей. Уже сейчас подготовлены и выставлены предупреждающие аншлаги на основных въездах в курортную зону. На пляжах и в местах парковки установлены туалеты и мусорные ящики. На заседании постоянной комиссии было решено рассмотреть вопрос о создании некоммерческой организации, объединяющей расположенные на территории курорта предприятия и организации, в целях содействия органам государственной власти и местного самоуправления в развитии курорта и обеспечении режима охраны его территории.

Вопрос о спасении курорта краевого значения "Озеро Тагарское" по-прежнему остаётся под особым контролем депутатов.

Озеро Тагарское

Бессточное горько-солёное озеро в центральной части Минусинской котловины, в 15 км от Минусинска. Площадь зеркала - 1,3 кв. км. Наибольшая глубина - 26 м. Запасы лечебных грязей - 0,36 млн куб. м.

Общие заносы грязей - до 300 000 куб. м, в основном это особо ценные чёрные и серовато-чёрные илы. По составу в них преобладают минеральные вещества, включающие соединения кальция, магния, алюминия, железа, фосфора, серы, калия, натрия, углевода. Лечат хронические болезни костей и суставов, золотуху, рахит, радикулит и кожные заболевания. Озёрная влага по составу слабощёлочная, сульфатно-хлоридная, натриевая, содержание солей по площади и глубине изменяется от 10 до 18 граммов на литр. Минеральная вода по составу хлоридная, магниево-кальцевонатриевая с нейтральной реакцией среды. Используется как лечебная для исцеления хронических гастритов, колитов, заболеваний печени и желчевыводящих путей, панкреатитов, болезней обмена веществ, хронических заболеваний мочевыводящих путей.