"Частного леса не будет?" и особенности транспортного колорита Китая: обзор прессы Еврейской АО
Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Частного леса не будет?" поднимает тему проекта нового Лесного кодекса. "Как известно президент Путин не поддержал новый проект и предложил его доработать. Глава государства, не оспаривая в целом предлагаемый кодекс, тем не менее, считает, что проект требует серьезной доработки. К примеру, в документе понятие "лес" нередко подменяется понятием "земли" и "земельные участки", что далеко не одно и то же. Или такое замечание президента: право свободного доступа в лес. Это положение изложено так, что арендатор или другой собственник леса может вообще закрыть гражданам доступ в "свой" лес. Президент считает, что эта норма должна быть прописана четко и подробно.
Обращается внимание и на то, что в самый спорный и для многих очень болезненный вопрос о частной собственности на леса разработчики напустили столько тумана и противоречий, что в результате просто непонятно, какие же формы собственности на лес у нас будут. Причина этих противоречий понятна: в ходе обсуждения проекта Лесного кодекса было высказано столько критики и тревоги по этому поводу, что разработчики решили "не дразнить гусей". Только намекнули в кодексе на то, что частная собственность в принципе возможна, стыдливо замаскировав ее под "иные формы собственности" в отличие от федеральной. При этом на словах (на брифингах, пресс-конференциях), когда журналисты задавали вопросы в лоб, разработчики ссылались на то, что механизм введения частной собственности не является предметом кодекса, он будет оговорен в специальном законе.
Президент с такой позицией не согласился и предлагает снять противоречие. При этом он не навязывает депутатам своего решения, как снять - исключить даже намек на частную собственность или сказать о ней прямо. Однако, если вспомнить последние высказывания президента по этому поводу (например, когда он согласился с известным журналистом Василием Песковым, что мы еще не созрели до введения частной собственности на лес), выводы напрашиваются сами.
"И это только часть противоречий, заложенных в проект Лесного кодекса, - сказал корреспонденту газеты один из специалистов лесного Агентства по ЕАО, попросивший не указывать его фамилии. - Взять, к примеру, такое ключевое положение, как управление лесами на региональном уровне. В новой редакции кодекса лесхозам места вообще не нашлось. Их дальнейшая судьба остается неизвестной. По замыслу авторов проекта, значительная доля ответственности за ведение лесного хозяйства ложится на арендаторов. Насколько это опасно для лесного хозяйства области, к примеру, догадаться нетрудно.
Зачем, скажем, арендаторам из Китая, заготавливающим сейчас основной объем древесины в гослесфонде ЕАО, печься о благополучии полученных в лесопользование таежных участков: садить на месте вырубленных новые деревья, тратиться на устройств противопожарных полос, беречь древесный молодняк и подлесок прокладывать волока не по ключам и мелким речкам, а в обход? Конечно, все это могли бы взять под контроль лесхозы, но с этого года их вообще лишили полномочий охраны, поручив ее Росприроднадзору по ЕАО. Формально, конечно, вроде бы без разницы, кто будет защищать лес от нелегальных рубок, других нарушений правил разработки делян - лесники или контролеры из Росприроднадзора. Но дело в том, что упраздненная с января 2005 года лесная охрана лесхозов имела в своем составе 300 человек, а охрана Росприроднадзора - 5. Нетрудно понять, что контроль за разработкой нескольких сотен делян полностью утрачен, о чем, кстати, свидетельствует и резко сократившееся в текущем году количество выявленных нарушений существующего Лесного кодекса.
Специалисты лесного Агентства по ЕАО не без основания считают, что в проект нового кодекса заложена "мина" в виде предполагаемого ограничения доступа граждан на арендуемые лесные участки. А найти повод не пустить в "свой" лес сборщиков грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и т.д. хозяин-арендатор найдет без особых усилий. То высокая пожарная опасность. То запрет на сбор тех же кедровых орехов, пока их не заготовят себе на зиму белки и не наедятся медведи и кабаны (которых он уже и перестрелял). Или владелец участка заявит, что посещение леса посторонними людьми наносит вред лесовосстановительным процессам. И оспорить это можно будет только через суд. Да кто станет затевать тяжбу. А если разработчики нового Кодекса (министерство экономразвития и торговли РФ) протащут статьи о приватизации лесов, то их хозяева вообще не станут никому и ничего объяснять: нет в лес хода - и точка.
Лесные ресурсы автономии оцениваются специалистами примерно 70-75 млн кубометров. Годовой объем заготовок древесины в последние 15 лет не превышает, по официальным данным, 200 000 кубометров. Вероятно, столько же или около того добывается незаконными рубками или сгорает во время лесных пожаров. При этом расчетная лесосека оценивается более чем в один миллион кубометров. В общем, не так уж и плохо. Однако эта статистика не должна вводить в заблуждение. Гослесфонд автономии, за исключением небольшого числа труднодоступных горных таежных участков, крайне истощен трех-четырехкратными рубками бесчисленными пожарами, сменой ценных хвойных пород на березняк и осинник, болезнями. Экономическая эффективность лесных ресурсов области очень низкая, и это известно любому специалисту лесного хозяйства.
В этой связи кажется вообще непонятной идея разработчиков проекта нового кодекса, предлагающих упразднить систему разрешительных документов на заготовку древесины (лесорубочных билетов, ордеров). Это означает, что арендаторы и другие лесопользователи станут снимать "сливки" на своих участках и делянах, тем более, что такое понятие, как леса первой группы, которые особо охранялись лесниками, вообще размыто и они уравнены с малоценными лесами. Отмена лесорубочных билетов в области приведет к тому, что от "краснокнижного" кедра, например, ничего не останется - у новых хозяев тайги найдется способ поднять на него топоры".
Областная газета "Биробиджанер штерн" в материале "Особенности транспортного колорита Китая" рассказывает о том, на чем передвигаются жители Поднебесной. "Король дороги в Китае, особенно в провинции, - велосипед. Можно сказать, что китаец и велосипед - понятия вообще неразделимые. Для рядовых граждан этой страны двухколесный конь - главное средство передвижения. Каких только конструкций не увидишь на здешних улицах. Велорикши спешат доставить пассажира, мамаши везут своих чад на багажниках. Громко зазывая покупателей, с большой велотележкой неспешно двигается торговец фруктами...
Но главная достопримечательность Китая - это, конечно же, велорикши. Помнится, как в годы развитого социализма официальная пропаганда в СССР представляла рикш как жертв оголтелого капитализма. Но все объясняется просто - в Азии большое количество свободной мускульной силы, поэтому работать рикшами стремятся многие. Раньше рикши бегали и тянули за собой тележку, сейчас к этой тележке приделан велопривод, а у тех, кто побогаче, и мотоцикл. В другой конец города можно доехать на рикше всего за 1-2 юаня (3,5-7 рублей). Настойчиво в транспортную нишу Китая вклиниваются мопеды и мотоциклы местного производства. Все водители гоняют без касок, нередко можно увидеть, как на мотоцикле сидят трое - мама, папа и ребенок. Уверенно управляют мотоциклами женщины. Удовольствие это не из дешевых: в среднем мопед стоит от 5 000 юаней, а стоимость мотоцикла приближается к 20 000.
В магазине города Тунцзяна, торгующий мототранспортом, на выбор представлено около 20 моделей, дизайн самый современный. Мотоциклы напоминают нечто среднее между американским "Харлеем" и российским "Восходом". Но пока такой транспорт доступен только богатым китайцам.
Отдельная тема для разговора - правила дорожного движения. Вернее, их полное отсутствие. В том же Тунцзяне единственный светофор, напоминающий летающую тарелку, установлен в центре города. Утром, в часы пик, на дороги выходят регулировщики, которые следят за порядком всего несколько часов, а потом пропадают. Чтобы не сбить велорикшу или случайно попавшего на проезжую часть пешехода, водители отчаянно сигналят. Позже, разговорившись с водителем нашего туристического автобуса относительно его опыта поездок по Китаю, услышал его короткое умозаключение: "На дорогах здесь полный беспредел!".
Пока в провинции еще немного автомобилей. В основном это малолитражные "таксишки", опять же китайского производства. Есть автомобили иностранных марок, в большинстве - дорогие европейские модели "БМВ", "фольксваген" и другие. Как правило, на них передвигаются официальные лица, чиновники и т.п.".
Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Проверка на прочность" приводит мнение председателя Законодательного собрания Еврейской АО Анатолия Тихомирова касаемо пакета президентских поправок, которые должны затронуть избирательную реформу.
Анатолий Тихомиров: "Новый порядок выборов в Государственную думу неоднократно критиковался представителями самых разных политических партий. От правых до левых. Лично я бы не стал драматизировать события. Нужно понимать, что президент, во-первых, действует строго в рамках Конституции, во-вторых, уверенно проводит свою линию по укреплению государства и развитию партийной системы. В сильной и развитой стране должна быть сильная власть и партии, с которыми эта власть должна считаться. Не десятки мелких организаций с крикливыми лидерами во главе, а реально работающие, ответственные за свои действия политические партии, пользующиеся при этом широкой поддержкой жителей страны и помогающие людям реально влиять на власть. Поэтому позицию президента я поддерживаю. При этом, конечно, меня не устраивают нормы закона, которые фактически лишили регионы с численностью населения менее миллиона человек права быть представленными в Государственной думе России. Депутат парламента, избранный в субъекте, - это своеобразная нить, связывающая власть с населением, это возможность народа влиять на законотворческий процесс в государстве. К сожалению, наше мнение в очередной раз не услышано Москвой, и закон принят в угоду большим регионам.
Вместе с тем не нужно излишне драматизировать последствия того, что субъект федерации лишится своего представителя в нижней палате российского парламента. Депутат Государственной думы не должен заниматься решением хозяйственных вопросов региона, который он представляет в Думе. А сегодня именно об этом говорят противники нового порядка выборов. Для хозяйственной работы есть исполнительная власть субъекта федерации, которая и должна наладить нормальные взаимоотношения с федеральными министерствами, ведомствами. А для разработки местной нормативной базы существуют Законодательные собрания регионов. Их связь с российским парламентом давным-давно выстроена. Депутат-одномандатник должен заниматься законотворчеством в чистом виде. Для этого нам и нужна Дума. Однако, обсуждая новый порядок формирования Думы, нужно смотреть, насколько сегодня сами партии готовы к тому, что предлагает им новое законодательство. Насколько они созрели для такой степени ответственности, которую предлагает им президент? Уверен, что это будет настоящая проверка на прочность существующей сегодня в стране партийной системы".
Областная газета "Биробиджанер штерн" в статье "Канал обуздает Икуру" сообщает о том, что "открыто финансирование строительства одного из наиболее важных гидротехнических сооружений Биробиджана - водоотводного канала на северо-восточной окраине города. По руслу более чем пятикилометрового канала в период разлива речки Икуры пойдут излишки воды, периодически подтапливающей несколько жилых поселков Биробиджана. Конкурс на строительство объекта выиграло специализированное предприятие - 000 "ПМК Биробиджанводстрой". Здесь накоплен большой опыт подобных работ, есть необходимая техника для прокладки канала и сооружения защитной дамбы. Сметная стоимость объекта в текущих ценах - 75 млн рублей, первая доля этой суммы - 7,6 млн рублей - заложена в федеральный бюджет".
Также эта газета в заметке "Эта опасная жара" сообщает об усилении контроля за гослесфондом автономной области. "В Биробиджанском отделении Дальневосточной авиабазы по охране лесов от пожаров корреспонденту газеты пояснили, что высокие дневные температуры в ЕАО "накаляют" пожароопасную ситуацию, хотя запаса влажности в лесах еще много, а зеленая растительность пока не пересохла. Между тем пожар может возникнуть не только от так называемых сухих гроз, если разряды молний приходятся на древесный хлам, сухостой. Загорание может возникнуть и от брошенного окурка, непотушенных костров, разжигаемых на берегах горных речек рыбаками, сборщиками папоротника. По словам руководителя авиаотделения Владимира Филоненко, парашютисты, десантники, механизаторы воздушной охраны готовы в любой момент прибыть к очагу возгорания. Правда, Владимир Васильевич считает, что если в ближайшее время им и придется вступать в борьбу с огнем, то на территории Якутии. Вероятнее всего, пожары там начнутся в первых числах июля, и нам приказано подготовить десять наиболее опытных парашютистов, уже имеющих опыт борьбы с огнем в этом северном регионе".