"Теперь граница пройдет прямо у крыльца": обзор хабаровских СМИ
"Тихоокеанская звезда" опубликовала материал по проблеме приграничных российско-китайских взаимоотношений. Статья носит название "Теперь граница пройдет прямо у крыльца". "Уже в следующем году, если все пойдет по плану, Большой Уссурийский остров разделят на две части пограничные столбы. Такое заявление сделал посол по особым поручениям министерства иностранных дел России Виталий Воробьев. Именно он возглавляет российскую делегацию на переговорах с китайской стороной по вопросам проведения демаркационных работ. Первый "раунд" этих переговоров уже прошел на минувшей неделе в Хабаровске.
Виталий Воробьев объяснил журналистам, что в Хабаровске "искусственно нагнетается какая-то паника", связанная с передачей Тарабарова и части Большого Уссурийского острова Китаю. Кстати, сам Воробьев (так же, как и глава российского МИДа Сергей Лавров) не считает, что в данном случае позволительно употреблять слово "передача". "Отдать можно только свое, - подчеркнул он. - А эти острова в международно-правовом смысле никогда не принадлежали России. Так что сегодня мы только закрываем дырку, которая существовала на российско-китайской границе". Как подчеркнул при этом Виталий Воробьев, вполне естественно, что, "закрывая" проблему, высшее руководство России думало в первую очередь не о жителях Хабаровского края, а об интересах государства в целом.
"У нас есть еще и партнер. Сосед. И его, быть может, раздражало, что на границе существуют неурегулированные проблемы. Сами эти проблемы могли бы в дальнейшем послужить поводом даже к военным действиям. Теперь их не существует, - заметил он. И, тем не менее, хотя "проблемы" больше не существует, осталось много сложных вопросов. Обозначение границы на местности требует целого ряда согласований. Российские и китайские специалисты должны прийти к единому пониманию всех терминов, подготовить совместную карту (для чего потребуется проведение и космической съемки, и замеры водных глубин)".
Особый вопрос - российское имущество, которое находится на территории, которая отходит Китаю. Хотя, как отметил Виталий Воробьев, имущества "не много", но здесь находятся две российские погранзаставы. Чтобы решить, как поступить с этим имуществом, члены российской и китайской делегаций выехали на острова, посетили, в том числе, и погранзаставы. "Ведь эти погранзаставы могут потребоваться теперь китайцам, - сказал Виталий Воробьев. - И мы предполагаем, что уже нынешней осенью это может стать предметом отдельных переговоров".
"Отдельных переговоров", судя по всему, будет немало. По-прежнему под вопросом находится судьба протоки Казакевичева, которая раньше была пограничной, а теперь стала внутренними водами Китая. От того, как поступят теперь китайцы с этой протокой (пересыплют ее или, напротив, решат углубить), зависит ни много ни мало - водоснабжение города Хабаровска. Ведь сегодня именно протока Казакевичева поит этот город, забирая часть воды из Амура и "доставляя" ее в район хабаровского водозабора. "Но вы же знаете, что, помимо "дополнительных соглашений", президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао были подписаны еще два документа: один протокол и один меморандум, - заметил по этому поводу Виталий Воробьев. - И меморандум, например, подтверждает стремление обеих сторон решать и природоохранные, и гидрологические вопросы совместно".
По мнению Воробьева, чтобы "совместно" решать означенные вопросы, россияне и китайцы могли бы создать совместный комитет, который осуществлял бы систематический мониторинг состояния воды и ее количества у Хабаровска. Однако все это пока из области добрых пожеланий, и трудно предсказать, во что это выльется на практике. Так же трудно предсказать, каков будет теперь режим прохода китайских судов в районе Хабаровска. Сегодня китайские суда (в том числе и военные) беспрепятственно ходят мимо Хабаровска, не испрашивая разрешения у российских властей. Такой порядок был утвержден совместным российско-китайским протоколом, который был подписан еще в 1994 году.
Однако теперь Владимир Путин и Ху Цзиньтао подписали на этот счет новый протокол, и после демаркации режим плавания китайских судов должен быть изменен. Как? По словам Виталия Воробьева, и этот вопрос тоже будет решаться путем "отдельных переговоров". Поделился посол по особым поручениям МИДа РФ с журналистами и доброй новостью: после проведения демаркации не пострадает режим работы Хабаровского аэропорта. Не секрет ведь, что глиссада взлета и посадки российских самолетов проходит как раз над Большим Уссурийским островом, а за пролет над чужой территорией пришлось бы платить. Но, как специально отметил Виталий Воробьев, российские самолеты будут взлетать и садиться, не "задевая" китайскую часть воздушного пространства, так что поводов для волнений нет. "Все эти моменты были учтены, и ни у одного федерального ведомства претензий не оказалось", - заявил он.
Впрочем, несмотря на отсутствие "претензий" со стороны федеральных ведомств, не все оказалось гладко при условном разделении Большого Уссурийского острова на две части. Как уже знают хабаровчане, при "разделе" острова линия воображаемой границы подошла практически к самому крыльцу часовни святого мученика Виктора, и теперь эту ситуацию потребуется исправлять (то есть передвигать линию в сторону). Но взамен придется предложить китайцам какой-то другой кусочек земли. Это тоже будет решаться в переговорном процессе. Но, как сообщил Виталий Воробьев, очень рациональные пути решения этой проблемы уже предложил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.
Топографы начнут работы на островах уже в июле, а в августе планируется новый этап российско-китайских переговоров. Таким образом, пограничные столбы уже можно будет ставить в следующем году. "Если этот процесс не затянет российская бюрократия, - сказал Виталий Воробьев. - Сами знаете, как у нас документы проходят по ведомствам. А еще ведь надо решить вопрос финансирования демаркационных работ". Китайская сторона при этом, по его словам, "проявляет терпение и понимание".
Выиграла, с точки зрения российского МИДа, и Россия. "Она выиграла с точки зрения своих "дальнобойных" интересов, - объяснил посол. - Более того, она избавилась от гнойников в отношениях с соседом". При этом Виталий Воробьев постарался развеять мнение, что теперь Россия аналогичным же образом избавится от "гнойников" в отношениях и с другим своим соседом - Японией: "Проблемы Курильской гряды и островов возле Хабаровска - абсолютно разные, - подчеркнул он. - Они похожи только по форме. Здесь если уж о чем и говорить, то только об одном: все территориальные вопросы должны решаться в соответствующей атмосфере. А пока атмосфера не та, никто ничего решать не будет".
А пока Виталий Воробьев делал свои заявления, глава российского государства Владимир Путин сделал свое. Он сообщил, что его визит в Токио, который так долго откладывался, состоится все-таки уже нынешней осенью".
"Молодой дальневосточник" печатает материал о предъявлении обвинению водителю автобуса рухнувшего с развязки в Хабаровске 13 мая. "Тринадцатое - не твой день" так называется материал. "15 июня, почти ровно через месяц после трагической хабаровской пятницы, водителю упавшего с развязки автобуса было предъявлено обвинение. В этот же день суд Цетрального района Хабаровска избрал меру пресечения для Виталия Житкова - заключение под стражу, а краевая прокуратура провела брифинг для журналистов.
Какой он, человек, переехавший с больничной койки на нары в СИЗО? Несмотря на огромное количество вопросов, накопившихся за месяц предварительного следствия, юристы озвучили лишь один: Виталий Житков купил медицинскую справку, дающую право на вождение. А раз купил, делаем вывод: значит, знал, что болен, скрыл и - вот итог. В ожоговом отделении 2-й ККБ Виталий Житков "справлял" свой юбилей. Эпилепсия, конечно, странная штука, неизвестно, когда прижмет. Но вдруг за приличный срок - 40 лет, когда-то да проявилась. Следствие молчит. Автор материала решил спросить об этом у близких Житкова. Впрочем, близких у Виталия в Хабаровске немного: бывшая жена и дочка - разошлись несколько лет назад, но, узнав о трагедии, Ирина тут же появилась в больнице.
"Мы прожили четыре года, - говорит Житкова. - Но никаких приступов или чего-то подобного никогда не было. Потом Виталий мне рассказывал, пока он лежал в больнице, ему четыре раза обследовали голову - тоже ничего. Иногда, конечно, он мог выпить, но пьяным никогда не садился за руль, на следующей день - тоже. Я сама с ним работала кондуктором какое-то время. Знаю, насколько это изматывающий труд. А у водителя еще тяжелее. Может быть, просто переутомился человек".
Предшествующие трагедии несколько часов вообще были наполнены какой-то мистикой. Вдруг вечером накатила беспричинная тревога, настолько сильная, что даже уснуть не мог. Виталий пошел поговорить с хозяином квартиры, у которого снимал комнату. "Вот какое-то предчувствие нехорошее". - "Может, тебе завтра не выезжать, видимо, 13-е - не твой день", - посоветовал хозяин. Но как тут объяснишь: только-только устроился, и какие-то предчувствия. Утром в парке у Виталия забарахлил автобус, опять мелькнула мысль - может, не стоит? "Выходи на линию", - разрешил механик. Что произошло потом на линии, Житков не помнит. Рассказывал, что, когда очнулся, ничего не мог понять: его барсетка съезжала по какой-то странной траектории, потом уже услышал шум и человеческие голоса. Житкову оказали первую помощь: большая площадь химического ожога, прилипшая одежда. Чтобы обработать раны, дали наркоз. А после наркоза отвезли к окулисту.
"Да, у Виталия было плохое зрение, немного больше, чем у меня (у Ирины минус три), он носил линзы, но такого, что передали по телевизору... Это же практически слепой человек, - рассказывает Житкова. Действительно, как-то проходила информация, мол, у водителя - минус 20. У окулиста, рассказывал Житков, его заставили переставлять единственную оставшуюся после аварии линзу из одного глаза в другой, ни привыкнуть, ни "проморгаться" - на обследование. Может, эта информация и возникла отсюда? "Виталий грамотный, ответственный, компанейский, много читал, помогал советом, за него тут многие переживают", - говорит Ирина, имея в виду общежитие, в котором жила с мужем. - "И на транспорте давно, не только у частников - на государственных предприятиях работал". Филиал ХАПТП "Северный". Опять же, была информация - отсюда Житкова уволили после ДТП. "По собственному желанию, - объясняют автору в филиале. - По просьбе прокуратуры поднимали документы: оказалось, ДТП у него было незначительное - не поставил башмак под колесо. Стоящий автобус начал двигаться. Никто не пострадал".
Говорят, Виталий Житков, лежа в палате под охраной, спросил у сотрудников милиции: К чему готовиться? Готовься к худшему, - честно посоветовали те. Виталий попросил Ирину принести Уголовный кодекс. Адвоката у него не было. "Может быть, назначат для суда, - говорит бывшая жена. - Я попыталась нанять, но у меня нет таких денег". "Правда, - спрашивает автор Ирину, - что Виталий пытался скрыться, убежать из больницы?". "Если бы вы его видели, поняли бы, что это невозможно: он вставал с трудом, ходил на костылях - ведь была сделана операция по пересадке кожи. Какой побег? Я знала, что ему должны были предъявить обвинение, но, услышав об аресте, очень удивилась. Не такой он человек, чтобы бежать".
"Амурский меридиан" публикует на своих страницах небольшую заметку о брошенном 16 летнем подростке на вокзале Биробиджана. Автор пишет, что парня высадили из мимо проезжающего поезда. На данный момент молодой человек живет на вокзале, и кормится в буфете. Сотрудницы железнодорожного общепита кормят его за то, что он убирает со столов. Молодой человек, кроме своего имени ничего не говорит, журналистка отмечает, что он скорее всего болен синдромом Дауна. Сотрудники вокзала обращались в местные органы социальной защиты, для того чтобы определить туда юношу, но там заявили, что у них своих хватает. Корреспондентка недвусмысленно делает вывод, что юноша с болезнью Дауна еще долго будет жить на вокзале.
"Хабаровский экспресс" выносит на первую полосу фотографию начальника УВД Хабаровского края Вячеслава Баранова под заголовком "Закон или дышло?". Речь в статье идет о конфликте одного хабаровского предпринимателя с сыном Баранова. Причина конфликта в следующем: 11 июня на Комсомольской трассе невестка Баранова вместе с мужем и детьми выехала на встречную полосу движения и чуть не врезалась во встречную автомашину "Марк-II". Благо водитель последней сумел оценить ситуацию и избежать столкновения. Правда, жена сына генерала Баранова, решила не смотреть все ли нормально с пассажирами встречной машину, а поехала дальше.
Водитель "Марка" собрался выяснить, что же это за безобразие такое делается на дороге. Догнал авто и отлупил сына Баранова. Спустя некоторое время в УВД Хабаровского края была создана целая оперативная группа по расследованию хулиганства предпринимателя. В группу вошли "два начальника следствия, несколько следователей и оперативники". В результате по незначительному нарушению закона предпринимателя посадили в СИЗО, так не поступают даже с убийцами и насильниками в районах. Автор материала, а по совместительству и редактор газеты с надеждой и уважением к Баранову просит его, дать спокойно разобраться в этом деле, не обращая внимания на отцовские чувства.