Справка: Тамара Ковзиридзе - выпускница Университета в г. Гайдельберге (Германия). Имеет степень магистра в области экономики и политологии. Докторскую диссертацию в области политологии (вопросы федерализма и конфликтов) защитила в Брюсселе. В прошлом году назначена на должность заместителя министра экономического развития Грузии.

ИА REGNUM: Г-жа Ковзиридзе, на сегодняшний день у Грузии с Украиной прослеживаются очень интенсивные политические отношения. Не за горами визит Ющенко в Грузию. Скажите, в каком формате представлена Украина на инвестиционном рынке Грузии, и как Вы планируете развивать отношения c этой страной в дальнейшем?

Да, действительно схожесть курса и событий, произошедших в Грузии и на Украине, несомненно, сблизили две страны. Как Вы знаете, если в прошлом году Украина как торговый партнер Грузии находилась на седьмом месте, то в этом году она заняла уже третье место. У нас очень много общего, а политический климат влияет, прежде всего, на бизнес-отношения. Что касается участия Украины в процессе приватизации, который проходит в Грузии, все зависит от желания наших украинских коллег - на рынке Грузии они могут быть представлены равноправно наряду с другими партнерами. Однако, стоит подчеркнуть, что в будущем нашим отношением мы хотим придать более экономический характер. В рамках ГУАМ, который, на мой взгляд, бесспорно является движущей силой тандема Грузия-Украина, мы хотим организовать довольно большой форум, в котором примут участие министры экономики, торговли, энергетики и транспорта. Мы предполагаем, что в этом форуме будут участвовать не только страны-участницы ГУАМ, но и другие страны, может в несколько неформальной форме. Обязательно состоится и бизнес-конференция. На мой взгляд, такие встречи крайне важны, отчасти еще и потому, что ГУАМ на данный момент является более политической группировкой, чем СНГ. Хотя все страны ГУАМ входят в СНГ, все же в рамках СНГ есть очень важные экономические факторы, прежде всего, такие как свободная торговля, транспортные и инвестиционные проекты. Но Грузия и Украина в любом формате готовы развивать совместные проекты и видения. Кстати, это касается и Азербайджана, и с которым у нас также очень хорошие двусторонние контакты, и других стран. Но я повторяю, что именно в рамках ГУАМ мы должны больше взаимодействовать в экономическом плане, а того, чего бы нам хотелось в этом плане, мы пока не видим. Так что я думаю, наши отношения и с Украиной, и другими странами должны развиваться именно в этом русле.

ИА REGNUM: Прежде всего наверное в области энергетики и газовой сферы?

Эти две области очень важные составляющие наших взаимоотношений, прежде всего с Украиной. Ведь географическое расположение Грузии и Украины является таким, что обе страны могут стать транзитными для Европы. У нас действительно большие возможности, надо только умело их использовать. Известно, что в рамках ГУАМ проводятся встречи президентов, министров иностранных дел, глав экономических ведомств. В этом году как раз мы планируем провести экономическую встречу, где будут обсуждены вопросы в области транспорта, энергетики и газовой сферы.

ИА REGNUM: Помимо этого, Грузия будет участвовать в других стратегически важных проектах, например, налаживание железнодорожного сообщения через Абхазию. Скажите, в какой перспективе вам видится осуществление этого проекта?

Сейчас трудно "сажать" планы во временные рамки. Самое главное это то, что начнутся официальные переговоры, обсуждение этого вопроса. Ведь бывшее правительство Грузии этот вопрос не ставило, т.к. сам вопрос восстановления железной дороги тесно переплетался с вопросом возвращения беженцев, а решение этих двух вопросов по отдельности не представлялось возможным. Сегодня главное то, что сейчас мы начинаем интенсивные переговоры с Абхазией, и, в первую очередь, с Россией. Ведь в этом проекте очень заинтересованы и другие страны, прежде всего Армения. Сегодня я не могу сказать, когда эта дорога откроется. Необходимы и финансовые средства, чтобы дорога была бы реабилитирована, и многое другое, но сам факт того, что начался диалог - уже положительный момент.

ИА REGNUM: Г-жа Ковзиридзе, планирует ли правительство Грузии предложить восстановление железнодорожного полотна властям Южной Осетии?

Сегодня я могу сказать одно: в этом направлении обязательно будут задействованы экономические проекты. Я сама принимала участие в рабочей встрече осетинских и грузинских экспертных групп, которая прошла на прошлой неделе неподалеку от Брюсселя, и там очень подробно обсуждались именно экономические проекты. У нас сложилась очень хорошая форма общения, и отрадно отметить, что наша встреча, на которой присутствовали только грузины и осетины, не была политизирована. В течении нескольких дней мы обсуждали, как достичь высокого уровня экономической интеграции. Никаких конечно конкретных решений принято не было, т.к. встреча проходила в форме диалога, но думаю, то, о чем мы говорили, обязательно претворится в жизнь. Убеждена, что найдутся доноры для осуществления совместных грузино-осетинских экономических проектов, может даже будет создано нечто наподобие фонда.

ИА REGNUM: Но ведь международные организации, в часности, Евросоюз, уже выполняют программы по экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта? Означает ли, что Вы будете работать с ними параллельно?

Мы думаем, было бы неплохо, если бы грузинские и осетинские экономисты и инженера сделали бы совместный отчет о ситуации в регионе, написали бы о том, что необходимо для его развития. Конечно, прежде всего, должны быть затронуты такие сферы как инфраструктура, энергетика, коммуникации, предприятия.

ИА REGNUM: Не будет ли такая деятельность переплетаться с деятельностью Евросоюза?

Вы знаете, у Евросоюза есть проекты, но они ведь когда-то заканчиваются, а мы думаем о будущем. Думаю, что можно работать совместно.

ИА REGNUM: В числе этих проектов, планируется также строительство железной дороги из Турции в Грузию (Карс - Ахалкалаки)....

Совершенно верно. В прошлом году была создана рабочая группа, в которую входят турецкая, грузинская и азербайджанская стороны. Для нас этот проект крайне интересен, т.к. если он осуществиться, у нас будет прямое железнодорожное сообщение с Турцией. На данный момент, как известно, торговые отношения с Турцией осуществляются исключительно посредством автомобильного сообщения. Соглашение на уровне трех стран уже достигнуто, далее следуют экономические вычисления, расчеты, поиск финансовых ресурсов. В этом вопросе есть несколько вариантов, например, финансировать дорогу будут страны, которые принимают участие в проекте, но не надо забывать, что есть еще и иностранные инвесторы. В то же время мы не исключаем из таких проектов наших соседей, например, Армению.

ИА REGNUM: Можно ли ожидать начало строительства железной дороги в Турцию в этом году?

Нет, в этом году пока только начато обсуждение, так быстро строительство не начинается. То же самое касается и Абхазии, с которой также будут продолжаться переговоры.

ИА REGNUM: А в строительстве железной дороги через Абхазию будут принимать участие только Грузия, Абхазия и Россия?

На данный момент так конкретно вопрос не ставится.