Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 9 июня 2005
Центральные СМИ
"Регион развивается динамично".
(Гудок, 09.03.05г.)
. Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин назвал Красноярский край наиболее динамично развивающимся регионом страны. "Кроме того, он стал флагманом объединения субъектов Федерации и располагает интересным опытом работы в сфере межбюджетных отношений", - сказал Степашин на конференции контрольно-счетных органов России. В свою очередь губернатор края Александр Хлопонин подчеркнул, что, начав объединение с Эвенкией и Таймыром, "мы действительно раньше других оказались подготовленными к налаживанию эффективных межбюджетных отношений и готовы поделиться приобретенным опытом".
"Росимущество боится потерять "Красэйр" и ДАЛ"
(Коммерсантъ, 09.06.2005).
Росимущество настаивает на сохранении в госсобственности контрольного пакета в случае объединения ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"" ("Красэйр") и ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии"" (ДАЛ). Об этом вчера сообщил чиновник агентства, комментируя соответствующее предложение "Красэйра", представленное недавно его консультантом - Росбанком. "Мы не согласимся на пакет меньше контрольного", - подчеркнул он. Росимущество считает приемлемыми объединение авиакомпаний с переходом на единую акцию или внесение госпакета ДАЛ в уставный капитал "Красэйра" в счет увеличения доли государства. "Вариант с созданием холдинга - самый плохой из всех", - сказал представитель Росимущества, уточнив, что "документы по созданию холдинга, представленные Росбанком, недостаточно серьезные". Напомним, в прошлом году "Красэйр" и ДАЛ стали основой авиационного альянса, в который также вошли авиакомпании "Сибавиатранс", "Самара" и "Омскавиа". В уставном капитале "Красэйра" и ДАЛ государству принадлежит 51 % и 50,04% соответственно, вторые половины контролируются частными структурами, дружественными братьям Борису и Александру Абрамовичам.
"Нужна ли Арктика России?"
(Трибуна, 09.06.2005).
Будущее нашей страны, нации - там, на необъятных северных просторах Север России - это две трети территории всей страны. Здесь живут 13 с половиной миллионов человек, полтора миллиона из них - в арктической зоне. На этой территории производится свыше 20 процентов ВВП, экспортный потенциал Севера обеспечивает 60 процентов валютных поступлений России. На днях по инициативе Арктического совета в Москве прошел "круглый стол": "Роль Российского государства и крупного бизнеса в решении проблем арктического региона и перспективы развития Арктики в новых геополитических условиях". Справка "Трибуны" Арктический совет - это международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Совет образован 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада). Наряду с Россией в Совет входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Срок председателъствования России в Арктическом совете с 2004 по 2006 год.
Виталий ЧУРКИН, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета, посол по особым поручениям МИД РФ: - Хочется отметить три или четыре наиболее важных аспекта деятельности Арктического Совета... Первый - это учет изменения климата в Арктике, что оказывает серьезное воздействие на глобальные изменения в мире и интересует даже государства Тихого океана. Второй аспект. Арктика - это регион с богатой природной базой, регион, содержащий колоссальные запасы нефти и газа. В-третьих, - это экология.
Наша мечта - программа "Чистая Арктика". И последнее - это прогнозирование и борьба с чрезвычайными ситуациями в Арктике... Интерес к арктической зоне, ее богатствам проявляют многие страны, в том числе и весьма далекие от этого региона. Интерес понятен: в Арктике находится до 95 процентов мировых запасов природного газа и 75 процентов нефти. Здесь же скрыты и богатейшие залежи золота, олова и никеля, хрома и марганца. Глава Минприроды Юрий Трутнев совсем недавно отметил, что в России усиливается дефицит качественных месторождений, и уже к 2015 году рентабельных запасов нефти может не стать. Необходимо готовиться к разработке шельфовых залежей и крупнейших залежей в Арктике. По расчетам, сделанным в Министерстве природы РФ, разработка арктического шельфа может принести в госбюджет от 53 до 78 млрд. долларов.
Владимир ЭНГЕЛЬСБЕРГ, вице-президент компании "Норильский Никель": - Арктический район мог бы стать локомотивом экономики России. Деятельность российского бизнеса в регионе обеспечивает нормальную жизнь, зарплату, профицит государственного бюджета. Необходимы совместные и согласованные действия государства с бизнесом... Пока таких действий нет. Север России - вне зоны действия крупных компаний: "Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Норильского Никеля" - предоставлен сам себе. Кто может бежать отсюда, бежит. Кто не может - бастует и голодает в разрушенных поселках на развалинах рудников! В Чукотском автономном округе население за последние годы сократилось со 170 тысяч до 60 тысяч. Многие горнодобывающие предприятия заброшены.
В Магаданской области на месте процветающих приисков - разграбленные дома и комбинаты. Между тем Всемирный банк выделял кредиты не на восстановление и развитие региона, города, а на отселение людей с Севера. Один из типичных примеров - шахтерская Воркута. Умирающая Воркута. Там было 13 крупных шахт, сегодня осталось шесть. В 1990 году в Воркуте проживали 217 тысяч человек, сейчас 130 тысяч.
Можно услышать аргументы: мол, так и должно быть, незачем держать на Севере лишних людей. Да, лишних не надо. А вот необходимых - надо. Так, как это делают на Аляске. Население Аляски постоянно растет. В Гренландии все делается для того, чтобы осваивать и эту территорию: тарифы, цены, налоговые и рентные платежи и, конечно, уровень зарплаты. В Канаде для северных территорий предусмотрены различные льготы. Это и есть социальная политика Государства, которое нашенские либералы выталкивают из экономики. В России одно время действовало "северное" министерство - Госкомитет по делам Севера. В 2000 году его ликвидировали. А в Канаде чуть позже отметили 50-летие Министерства по делам Севера. Недавно премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о господдержке экономического и социального развития районов Севера. Может быть, теперь хоть что-то изменится? Александр УШАКОВ, советник Управления обеспечения судоходных маршрутов Федерального агентства морского и речного транспорта: - На протяжении пятнадцати лет Россия не спустила на воду ни одного ледокола.
А в случае выделения средств в 2006 году потребуется не менее трех лет на проектирование и примерно 10 лет на строительство. В настоящее время только 4 процента флота плавает под Российским флагом, остальные под флагами других государств, таких, как Мальта и Кипр... Постепенная потеря арктического флота отодвигает все проблемы на задний план. Северный морской путь - это наикратчайшая и самая дешевая дорога из Азии в Европу. Проникновение иностранцев в эту сферу особенно заметно. Норвежцы, финны, японцы захватили инициативу и, используя российских специалистов, проводят комплексные исследования Северного морского пути. Возможно, поэтому и сократились у нас перевозки за годы реформ примерно в три раза. Кому мы будем платить в 2020 году, когда, по прогнозам экспертов и специалистов, необходимо будет вывезти около 80 миллионов тонн полезных ископаемых? По прогнозам, к 2020 году стране потребуются около 36 судов, способных работать в режимах Крайнего Севера. Проблем у Арктики много. За "круглым столом" подробно говорилось о них.
Главное - государство должно выработать основные направления развития региона, установить приоритеты в его развитии.
СМИ Красноярска
Ярцево во льдах
("Красноярский рабочий", 09.06.05, Виктор Коморин)
Открыть пассажирскую навигацию на север по Енисею в этом году выпало рейсом Енисейск - Ярцево экипажу крылатого теплохода "Ракета-265".
Пассажиров много. Женщины с детьми и сумками. Женщины без детей и без сумок. Бородатые представители дружного племени старообрядцев, искони обитавших в медвежьих углах околоярцевской тайги. Главный ярцевский работодатель генеральный директор Ярцевской лесопромышленной компании В. Е. Иванов, возвращающийся после недолгого отпуска. Едущий к нему по делам коллега с Енисейского ЦБК. Наконец, представители власти: муниципальной - заместитель главы Енисейского района И. А. Михайлов и пароходской - начальник пассажирского агентства А. Д. Фомин. Эти едут по работе. Игорь Александрович - провести выездное заседание оргкомитета по проведению 400-летнего юбилея села Ярцево, который решено отметить 13 августа, а также совместно с Анатолием Дмитриевичем и главами сельских администраций проверить готовность пристаней к навигации.
Погода не радует: низкая облачность, холодно. Сильный северный ветер в сопровождении дождя. Первая остановка - Усть-Пит. Баржа-площадка, которая исполняет роль причала, установлена правильно, для укрытия пассажиров от дождя и ветра на ней даже сделана деревянная будка.
- Везде бы так сельская администрация о людях заботилась, - говорит Фомин, - затраты на будку не столь уж большие, любому селу по силам...
Тут же на площадке Михайлов и Фомин проводят летучее совещание с начальником причала и главой сельской администрации, пока входят и выходят пассажиры. Замечание по готовности к навигации одно: не проведено траление акватории. В Шишмарёво ситуация совсем иная: причальная баржа ещё на берегу, никто "Ракету 265" не встречает.
В Назимово на это лето по просьбе сельской администрации поставили дебаркадер со всеми положенными на нём удобствами для пассажиров и речников. На остальных пристанях до Ярцево установлены баржи-площадки. Но укрытий ни на одной нет. Нет и телефонов для связи с диспетчером пароходства и администрацией села. Где-то забыли выставить вешки, обозначающие акваторию пристани, где-то не промерили глубины. Комиссия всё это отмечает. Делает замечания главам сельских администраций Михайлов, начальникам причалов - Фомин. Работают оперативно, без задержек рейса.
Чем дальше на север, тем сильнее дождь и ветер. По реке гуляет волна. По берегам всё чаще появляются груды льда, оставленные запоздалым ледоходом. В Ярцево это уже не груды, а горы. Я родился и вырос в этом селе, но за все годы жизни там ни разу не видел такого количества льда по берегам.
На ярцевском дебаркадере экипаж ждала каюта, в которой предстоит ночевать большую часть лета. Ужин приготовила матрос-кассир Елена Доренкина. Она на крылатом флоте не новичок, не первый год работает на линии. Как не новички и остальные члены экипажа: капитан-механик Сергей Балясников, механик-капитан Геннадий Пилюкшин и рулевой-моторист Александр Машков.
В обратный рейс вышли ранним утром. Судно ведёт Геннадий Михайлович Пилюшкин, а мы разговариваем с капитаном. - Едва отстояли мы эту "Ракету"! - говорит Сергей Балясников. - Хотело руководство её на покой отправить, а на линию Енисейск - Ярцево пустить один из более молодых "Восходов". Этой-то старушке уже 29 лет, хотя навигационное оборудование, конечно, не сравнить с тем, что было. Нынче, например, в ходовой рубке установили самую современную международную систему спутниковой навигации "Инморсит"... Мы с теплоходом почти ровесники, я с семидесятых годов на флоте. "Восход" чем хуже для дальних рейсов - у него открытой палубы нет, шесть часов пассажир как в консервной банке сидит... Утомительно. А у "Ракеты" - просторные боковые и кормовая палубы, там даже посидеть в хорошую погоду можно, подышать во все лёгкие свежим речным воздухом... На чём следующую навигацию работать будем - не знаю. Флот стареет, пригодных к эксплуатации судов всё меньше, а новые не поступают уже много лет... Этим же озабочен и Анатолий Дмитриевич Фомин, с которым мы вновь встретились уже в его красноярском кабинете:
- С флотом беда. Скоро на север ходить совсем не на чем будет. Нынче на линии Красноярск - Дудинка всего два теплохода будут работать, трёхпалубные "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов". Билеты на них в каюты первого класса уже проданы почти на всю навигацию. Свободные места остались только в третьем классе. Ещё один теплоход - двухпалубный "Профессор Близняк", как всегда, будет выполнять рейсы в Енисейский залив до посёлка Караул. И на него тоже уже почти все билеты проданы ещё до начала навигации. Насколько я знаю, проблемой озабочены губернатор края и администрация.
К четырёхсотлетнему юбилею Ярцево администрация района приготовила и подарок. Когда "Ракета-265" отправлялась в первый рейс, капитан по радио поздравил пассажиров с началом навигации и сообщил:
- По просьбе администрации Енисейского района стоимость билетов на маршруте Енисейск - Ярцево осталась прошлогодняя, не увеличилась...
Пассажиры в салоне ответили возгласами одобрения.
"Чкалов" пойдет в Дудинку"
("Сегодняшняя газета", 09.06.05)
Сегодня на Енисее - открытие навигации больших пассажирских судов.
Во время навигации 2005 года будут работать три крупных пассажирских теплохода Енисейского пароходства: "Александр Матросов", "Валерий Чкалов" и "Профессор Близняк". Первые два - на обслуживании линии "Красноярск - Дудинка", а "Профессор Близняк" будет совершать рейсы из Красноярска до поселка Караул. Всего намечено 32 пассажирских рейса. Кроме того, запланированы туристические маршруты на дизель-электроходе "Михаил Лермонтов".
"Ледокол взяли напрокат"
("Сегодняшняя газета", 09.06.05)
В Красноярске прошел аукцион на право аренды на пять лет ледокола "Капитан Мицайк", находящегося в федеральной собственности. Стартовая цена объекта составила 1,7 млн рублей. На право аренды претендовали два участника. По итогам аукциона победителем была признана одна из московских судоходных компаний, которая предложила за право годовой аренды 1,752 млн рублей. До аукциона право бессрочного пользования сроком на десять лет принадлежало Енисейскому речному пароходству. Информация об объекте была выведена на экран, что позволяло без затруднения ознакомиться со всеми тонкостями пользования объектом. Кроме того, сама подготовка, организация, проведение аукциона, внесение солидного задатка его участниками позволяет говорить о том, что было сделано все, чтобы право аренды досталось ответственному арендатору. "Итоги аукциона нас удовлетворили в части того, что раньше казна не получала ни копейки от этой федеральной собственности, а сейчас будет поступать солидная сумма", - отметил и.о. руководителя территориального управления Минимущества РФ по Красноярскому краю Александр Южанников. Аукцион, подчеркнул он, был проведен таким образом, что исключил возможность возникновения каких-то сомнительных договоренностей до его проведения".
"Дорога стоящая"
("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 09.06.05, Михаил Петренко)
Краевой бюджет увеличивается за счет транспортных статей.
Сегодня депутаты Законодательного собрания должны рассмотреть во втором чтении предлагаемые администрацией изменения параметров красноярского краевого бюджета. Как сообщили "Первому ряду" в пресс-службе главного финансового управления, казна будет больше на 1023 миллиона рублей в доходной ее части, а сумма расходов возрастет на 789,6 миллиона рублей. Таким образом, сокращается величина бюджетного дефицита. По словам вице-губернатора Александра Новака, прибавка к нашему региональному кошельку появилась из федерального бюджета: 675 миллионов перечисляются на дорожное строительство, а 143,7 миллиона - на метрополитен. Есть, впрочем, и менее солидные, но также значимые денежные переводы. Например, у нас есть теперь средства на оплату единого социального проездного билета отдельным категориям граждан - 46, 4 миллиона, и выделяются деньги на приобретение жилья гражданам, пострадавшим при пожаре в селе Казачинское -6,6 миллиона рублей. Заметим: эти поступления все-таки не благо, а скорее запоздалый долг (Казачинское сгорело в мае 2003 года, а первая линия метро должна была быть построена в прошлом году). Более половины средств на автомобильные дороги - 350 миллионов рублей - уйдет на строительство и ремонт трасс в самом Красноярске. А вот что касается метрополитена - шум вокруг этих средств поднялся еще два месяца назад, и первые сообщения на тему 143 миллионов сводились к тому, что денег едва хватит на задержанную зарплату и поддержание тоннелей в режиме жизнеспособности...
Тем не менее, "дорожные" деньги пришлись нам как нельзя кстати - федеральные чиновники давно обеспокоены ситуацией на местах. "Из-за отсутствия законодательных норм страна недополучает десятки миллиардов долларов в дорожную отрасль", - сказал министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на правительственном часе в Госдуме. Он высказался за принятие закона "О концессионных соглашениях", который позволит привлечь дополнительные инвестиции в отрасль дорожного строительства. По его словам, в перспективе доля частного капитала в ремонте дорожного полотна может составить до 20 процентов, а потенциальный объем инвестиций в отрасль - 2-3 миллиарда долларов в год. Игорь Левитин сообщил, что за последние пять лет объем ввода в эксплуатацию автодорог снизился в 3,5 раза. Он также подчеркнул, что к 2010 году количество федеральных дорог, соответствующих стандарту качества, снизится с 38 до 20 процентов. Кроме того, по словам Левитина, в настоящее время четверть федеральных дорог перегружена автотранспортом... Возможно, теперь в Красноярском крае станет легче дышать.
Оценивая последние финансовые изменения, эксперты делают акцент на том, что федеральные трансферты приходят и уходят, а "Норильский никель" как главный налогоплательщик края остается - в связи с этими обстоятельствами, а также с благоприятной конъюнктурой цен на цветные металлы несложно сделать вывод, что Москва стала более благосклонной к нам по причине роста фискальных отчислений из края в Министерство финансов... О системной роли "Норильского никеля" в казне региона Александр Новак, по информации агентства НИА, говорил так: "основным источником дохода краевого бюджета по-прежнему останутся платежи от Заполярного филиала ГМК "Норильский никель". Зависеть они будут, опять-таки, от уровня цен на цветные металлы. В бюджете 2005 года доля "Норникеля" составляет 46 процентов. Если уровень цен на металлы будет сохраняться на высоком уровне, то и доля "Норильского никеля" в бюджете 2006 года будет расти. Заполярный филиал ГМК "Норильский никель" на многие годы останется основным налогоплательщиком края. Ситуация может измениться, только если заработает Ванкор".
Большие цифры
Лимиты краевого бюджета в банках Красноярского края достигают 8 миллиардов рублей в год. Об этом на заседании постоянной комиссии Законодательного собрания края по финансам и бюджету сообщил заместитель губернатора края Александр Новак. По его словам, в прежние годы край мог взять в кредит не более 1 миллиарда в год. "Все банки хотят с нами работать. Это следствие нашей эффективной политики", - отметил Новак. Впрочем, несмотря на значительные лимиты, в первом квартале краевая администрация привлекла в банках-под кассовый разрыв только 450миллионов, отдав по прежним долгам 950миллионов. Между тем сверхплановые перечисления средств от финансово-промышленных групп в бюджет Красноярского края в 2004 году составили 3,727 миллиарда рублей. "Компании практически не применяли схем по выводу налоговой базы из края", - отметил Новак. Замгубернатора также сообщил, что ФПГ в праймом году погасили 274 миллиона рублей реструктуризированной задолженности. По оценкам вице-мэра Норильска Олега Игнатова, сейчас расходная часть бюджета Красноярского края составляет 47 миллиардов рублей. Если инвестиционные программы начнут работать б полную силу, то уже к 2007-2008 году дадут краю от 10 до 15 миллиардов. Краевой бюджет может увеличиться в 1,5раза. Это очень значительные цифры. И если сейчас значительную долю налоговых отчислений дает "Норильский никель", то в дальнейшем денежные потоки будут поступать уже из нескольких источников. "Достаточно много финансовых полномочий уже и так дано Красноярскому краю - регулирование на территории заработной платы, северных коэффициентов, процентных надбавок к окладам краевых и муниципальных служащих. Часть законов вступила в силу с 1 января этого года, часть вступает с 1 января 2006,года. Если у края есть денежные средства - можно повышать свои собственные стандарты. Если будетрасти доходная часть бюджета - будут расти и расходы. А расходы, в первую очередь, будут тратиться на заработную плату и социальные программы. При этом за последние три года у нас сложилась уникальная бюджетная ситуация. Сохранены и даже улучшены все достижения в социальной сфере", - говорит Олег Игнатов.
СПРАВКА
По информации пресс-службы ГФУ, в краевой казне происходят следующие изменения:
- увеличиваются расходы на реализацию краевых целевых программ "Север на Юг" в сумме 62 618 тысяч и "Физкультура и спорт" - 51938,4 тысячи рублей;
- выделяются средства на реконструкцию и капитальный ремонт учебном корпуса училища культуры в г.. Минусинске - 6 500 тысяч рублей; - выделяются средства па погашение кредиторской задолженности за выполненные работы по строительству Партизанской ЦРБ - 1 105 тысяч рублей;
- на подготовку проекто-сметной документации лечебно-диагностического корпуса краевого онкологического диспансера выделяется 3 000 тысяч рублей;
- на охрану школы на 864 учащихся в Енисейске выделяется 306 тысяч рублей;
- увеличены расходы па реализацию адресной инвестиционной программы в сумме 80 132,9 тысячи рублей (строительство жилого дома, школа Миндиашвили, теплоисточники в Ачинске);
- выделение кредита на развитие ипотечного кредитования - 15 000 тысяч рублей;
- средства на погашение кредиторской задолженности фонда геологического изучения недр -11 555,1 тысячи рублей;
- средства на ремонт и приобретение оборудования в кадетской школе-интернате "Кедровый" - 9 200 тысяч рублей;
- материально-техническое оснащение структуры ПВС - 9 200 тысяч рублей; -реконструкция памятника воинам-интернационалистам - 8 000 тысяч рублей.
"Демократию велено выпрямить"
("Красноярский рабочий", 09.06.05, Юрий Чувашев)
Вчера в Красноярске прошло пленарное заседание VIII внеочередной конференции Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации. Заявленная тема - "Проблемы совершенствования внешнего финансового контроля в условиях реформирования местного самоуправления" - актуальна тем более, что с 1 января 2006 года окончательно вступает в силу принятый ещё в октябре 2003 года федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного cамоуправления в Российской Федерации".
Понятно, что вопросов о ходе реформы МСУ у представителей 63 регионов страны, съехавшихся в Красноярск, накопилось множество. И хотя бы частично ответить на них попыталась солидная сводная делегация представителей администрации президента РФ, Совета Федерации и Госдумы, федеральных министерств и ведомств во главе с председателем Счётной палаты РФ и Ассоциации контрольно-счётных органов страны Сергеем Степашиным.
Открывая конференцию, Степашин отметил, что выбор Красноярска в качестве площадки для встречи финансовых контролёров со всей России был не случаен. Край, подчеркнул он, всегда отличался новаторским и первопроходческим подходом к реформированию экономики и организации управления. И сейчас Красноярье находится на острие реформ, идущих в стране.
Что же касается внеочередного характера конференции, пояснил Степашин, то он объясняется тем, что неожиданно для Счётной палаты с 1 января будущего года из Бюджетного кодекса РФ изымается положение о внешнем контроле за расходованием местных финансов, а соответствующая статья в ФЗ-131 "формулируется невнятно". В силу чего Счётная палата теряет возможность - при попустительстве депутатов Госдумы - контролировать расходование средств региональными бюджетами.
К тому же по сей день не разрешена масса вопросов, связанных с реализацией реформы местного самоуправления. Нет земельного кадастра, отсутствует ясность с источниками роста доходной части местных бюджетов, неопределённой остаётся и ситуация с налоговой базой местного самоуправления, без расширения которой у МСУ просто нет никаких жизненных перспектив. Острее острого по-прежнему стоит кадровый вопрос - для 24 с лишним тысяч муниципальных образований, которые будут действовать в стране с 2006 года по новому закону, нужно будет подготовить, по оценкам Счётной палаты, 410 тысяч специалистов для местного самоуправления... Вот для решения всех этих и многих других вопросов, пока не принят бюджет страны на будущий год, Сергей Степашин и намерен изучить мнения с мест на внеочередной конференции и доложить в ближайшее время о ситуации с реформой МСУ президенту страны, чтобы тот в случае необходимости мог успеть дать соответствующие корректирующие поручения правительству.
А проблем с реформой будет, конечно, много, в том числе и в крае. Об этом вчера на пресс-конференции прямо говорил председатель Законодательного Собрания Александр Усс. Пусть и с большей долей оптимизма, но тоже перечислял сложности этого процесса и губернатор Александр Хлопонин. Достаточно сказать, что количество муниципальных образований в крае возрастёт до 560, в то время как бюджетный процесс на уровне сельских советов сегодня, по убеждению председателя Счётной палаты края Ивана Ланчинского, находится в зачаточном состоянии. А ведь среди прочих проблем реформирования МСУ, которые можно назвать буквально навскидку, ещё и скорое открытие четырёх краевых ЗАТО системы Минатома и Минобороны...
В общем, куда ни кинь - всюду пока нехватки. Деньги требуются, кадры, нормативные акты. Власти нужно очень крепко поломать голову, чтобы реформа МСУ не повторила печальный путь российской монетизации льгот. Впрочем, назад дороги всё равно нет. С 1 января 2006 года закон о введении на местах прямой демократии, как в Европе, начинает действовать. Так что думать о смягчении его неизбежных будущих издержек надо уже сейчас.
"Контроль и ещё раз контроль"
("Красноярский рабочий", 09.06.05)
Нашумевшие аварии в районе Старого Боготола выявили многие слабые места в контроле за обеспечением безопасности на нефтепроводных объектах. Об этом говорится в письме, которое губернатор Александр Хлопонин направил президенту ОАО "Акционерная компания "Транснефть" Семёну Вайнштоку.
Глава региона отметил необходимость дополнительных мер по оповещению контролирующих органов, включая администрацию края, организующих осуществление государственного экологического контроля, а также по постоянному информационному сопровождению аварийно-спасательных работ для пресечения различных слухов и домыслов.
Первый заместитель губернатора Лев Кузнецов, в свою очередь, обратился к руководителю федеральной службы по надзору в сфере природопользования Вячеславу Волоху. Он предложил рассмотреть вопрос о значительном увеличении суммы штрафов и исков в возмещение ущерба объектам окружающей среды для виновников подобных аварий, а также в целом пересмотреть методики, регламентирующие правила расчёта сумм ущерба. Напомним, что за загрязнение нефтепродуктами ручья Боготольчик с "Транссибнефти" пытаются взыскать всего 293,1 тыс. рублей, а за загрязнение почвы - 6 тыс. рублей.
Факты эти говорят о том, что краевые власти стали действовать более наступательно, перестав быть сторонними наблюдателями. Внимательно отслеживает ситуацию в Старом Боготоле и заместитель губернатора Андрей Гнездилов. Он находит время, чтобы проинформировать редакцию "Красноярского рабочего" о принимаемых мерах. Особенно обнадёжило последнее его сообщение: администрация намерена заключить договор о сотрудничестве с независимой организацией, имеющей богатый опыт не только проведения экспертных работ, но и взыскания реального материального ущерба с виновников экологических трагедий. На этом фоне выглядит несколько странным то, что расследование по линии прокуратуры продвигается очень медленно. В этом ведомстве даже не могут точно определить дату последней аварии, подозревая в неточности не чиновников и нефтяников, а... "Красноярский рабочий".
"Не для услаждения вельможи иль ловкого проходимца"
("Красноярский рабочий", 09.06.05, Олег Нехаев)
Переключая телеканалы, попал на спутниковый - "Енисей-регион". Увидел на экране красноярского знакомого. Опытнейший журналист Сергей Ким вёл ток-шоу "Оптимальный вариант". Речь шла о каких-то строительных проектах. Показалось скучновато. Хотел переключится. И в этот момент Сергей Ким сказал участникам: вы поймите меня правильно - я не "за", не "против", просто хочу понять и разобраться.
Но с беспристрастностью он не справился. Волнение выдало его с головой. Голос дрогнул. С чего бы?! Смотрю дальше. Оказывается, речь идёт о строительстве объектов в достопримечательном месте Красноярья: cмотровой площадке на 23-м километре дивногорской трассы. Вид со Слизневского утёса здесь открывается захватывающий. Даль - необъятная. Внизу - енисейский разлив реки. А на берегу - посёлок Овсянка.
Места эти связаны с жизнью Виктора Петровича Астафьева. Смотровая площадка - тоже в их ряду. Здесь установлена скульптурная композиция "Царь-рыба". Названа так в честь знаменитого произведения писателя. Само место официально входит в "астафьевский" маршрут "Дорога памяти". Большинство телезрителей "Оптимального варианта" даже не подозревало, какую тему вынес на обсуждение Сергей Ким.
Для кого-то она имела только общественное звучание. Для него самого ещё и личную сопричастность. Однажды мне пришлось присутствовать при его разговоре с Астафьевым в больнице. Говорили они очень добродушно и уважительно. А когда Ким ушел, Виктор Петрович сказал: "Серёжа молодец. Поддерживает. Подбадривает. Он быстро понял, что мне особо-то и обратиться за подмогой не к кому... Поэтому, когда надумаю в Овсянке пёрышком поскрябать, я ему звоню, чтобы меня туда отвёз... Тёплые у нас с ним отношения. Я его иногда критикую за его программы. Терпит. Ну и он мне про мою жизнь тоже высказывает... Чтобы я старался беречь себя..." К чести Сергея, он никогда не эксплуатировал своё близкое знакомство с писателем. Ни при его жизни, ни после. И он со слов самого Астафьева знал, каким тот был категоричным противником суеты и шумихи, связанной с его именем. Просил, чтобы не устраивали ничего подобного после его смерти. И ещё он с негодованием выступал против психологии нуворишей, которые начали завладевать Овсянкой и убивать её самобытность.
И вот теперь две фирмы повели борьбу за строительство в символическом месте ресторанов, кафе, гостиниц, бильярдной, комнат отдыха для высокопоставленных персон, зала заседаний... И, чтобы разместить всё это, нужно вырубить неприкосновенные по закону и здравому смыслу леса первой группы. Сергей Ким предложил телезрителям высказать своё мнение об этом с помощью интерактивного голосования. Можно было отдать предпочтение одному из двух проектов или выступить против любого строительства в этом месте. Началась дискуссия. Но на самом деле борьба мнений завязалась ещё года три назад. Приехавший в Овсянку новый губернатор края Александр Хлопонин сказал жителям, что вскоре здесь будет, как в Лас-Вегасе. Позже он пояснил, что речь шла только о сохранении "самобытной культуры" и создании объектов досуга для туристов. И всё это должно способствовать привлечению инвестиций. Вот тогда и возникло первое беспокойство. Является ли такой подход уважением к памяти писателя? Не добавило ясности и прозвучавшее в телеинтервью откровение Хлопонина по поводу подаренного ему собрания сочинений Астафьева: "...Засыпаю на 26-й странице первого тома". Правда, вскоре он пояснил журналистам, что два произведения он уже прочитал.
Дальше случилось непредсказуемое. До этого вдова писателя М. Корякина ощущала полное безразличие краевой власти и к самому наследию Астафьева, и к сохранению деревенского домика. Принимала помощь от простых людей, чтобы сохранить всё это для потомков. А тут вдруг Александр Хлопонин выделил из личных средств десятки миллионов рублей на создание большого мемориального комплекса Астафьева. Но всплеск гордости от такого щедрого меценатства вскоре был омрачён событийным осадком 1 мая 2004 года. На открытие комплекса в Овсянке, приуроченного к юбилейной дате со дня рождения писателя, собрались известные гости из разных концов страны. Но губернатора края среди них не было. Накануне в прессе появились сообщения, что Александр Хлопонин не захотел слышать "незаслуженные дифирамбы" в свой адрес и поэтому отказался от поездки. Как будто в Овсянке только и собирались для того, чтобы покуситься на его скромность.
Во время телевизионного обсуждения строительных вариантов прозвучали очень примечательные подробности. Главный архитектор края Константин Шумов сказал: "Если бы подобной публичности подвергались другие проекты, я уверен, мы бы избежали многих негативных тенденций в архитектуре и градостроительстве. На смотровой площадке даже "Царь-рыба" - лишняя".
В начале показалось, что идёт выяснение внутрицеховых отношений. Но и сам архитектор существующей смотровой площадки Алексей Мякота неожиданно заявил: "Я когда подъехал и увидел её... Ну как могла царь-рыба взлететь на косогор! Это - признак нелепости и провинциальщины. Хотя по ремеслу она сделана прекрасно, с любовью, но место её - на набережной. Ведь само пространство определяет знаковость... Такие проекты по закону должны обсуждаться публично. У нас этого не происходит. Поэтому мы и получаем спорные моменты, так как не определена сама концепция места. И здесь есть только один цивилизованный путь: проведение конкурса". Архитекторы умолчали: кто же был тот вершитель, от решений которого им стало не по себе? Вспомнилось, как в прошлом году Игорь и Светлана Покровские написали письмо в одну из газет: "...Заехали на смотровую площадку, а там памятник дорожнику Старовойтову. Если эта площадка - часть астафьевского мемориального комплекса, то кто разрешил его поставить?"
Ответ директора Благотворительного фонда Александра Хлопонина Ольги Бусовиковой был таков: "Когда смотровую площадку реконструировали, дорожники сказали губернатору, что здесь будет мемориальная доска Петру Старовойтову. Он не возражал: пусть память о двух хороших людях будет рядом".
Умолчали архитекторы и о другом. В октябре прошлого года на информационных лентах местных агентств появилось сообщение. Вот текст НИА: "...Губернатор Александр Хлопонин вышел с инициативой создания на территории смотровой площадки специализированного и "культурного" кафе... Сегодня главный архитектор ГУП "Красноярскгражданпроект" Борис Муравьёв с рядом архитекторов Красноярска отправился на смотровую, чтобы лично оценить ситуацию и в дальнейшем приступить к реализации проекта губернатора".
В ток-шоу не было упоминаний, какой из проектов связан с этой самой "инициативой", но автор того варианта, который был рассчитан на состоятельную публику, в заключительном слове стал настаивать, чтобы окончательное решение принимал губернатор. Этот же автор - Евгений Пащенко - являлся и финансистом той самой "Царь-рыбы". Выступивший после него заместитель губернатора Николай Глушков сказал: "А мы на градостроительном совете договорились, что ничего там строить не будем". Но прозвучало это в самом конце программы так, как будто такое решение было принято только что под давлением аргументов, прозвучавших от участников "Оптимального варианта".
По крайней мере, в репортажах с градостроительного совета сообщалось, что вердикт по проектам будет выноситься в середине лета. Ведущий даже опешил от такого известия и тут же объявил, что "в связи с открывшимися новыми обстоятельствами" голосование в студии будет проходить только между двумя вариантами: строить - не строить.
И тут произошло поразительное. Большая чаша "за строительство" оказалась почти доверху заполнена шарами. Сергей Ким полностью забыл о своей беспристрастности и разочарованно произнёс: "Честно говоря, для меня такое решение - неожиданно". И только чуть позднее он вздохнёт с облегчением и скажет: "Я рад, что моё мнение совпало с вашим".
Никто до этого не видел в студии, как голосовали те, кто сидел по другую сторону экрана. А таковых оказалось 8295 человек. Большинство из них выбрало вариант "не проводить никакого строительства на Слизнёвском утёсе", подтвердив тем самым народность Виктора Астафьева. Он ведь в своих "Затесях" писал: "Время жалкое, оголтелое плодит себе подобных - сделать всё похожим на себя стремится современный, убогий умом обыватель, и улучшает, улучшает, усовершенствует он дикую природу. Понакатали бетону на Слизнёвский утёс, сделав так называемую смотровую площадку, и довольны собой, не понимают, что улучшать такую природу - всё равно что жемчуг глотать... И ещё, современный рвач, этот преобразователь природы, не хочет понять, что и Слизнёвский, и Манский утёсы, и вся вокруг благодать принадлежит всем людям, они Богом созданы не для услаждения вельможи иль ловкого проходимца..."
Если бы чиновники действительно, как говорят, относились уважительно к Астафьеву, то читали бы внимательно его книжки и не затевали вельможных попыток приватизации его памяти и её частной капитализации. Выберите другое место. Но так, чтобы не выглядело это надругательством над нравственной составляющей Астафьева. Тогда и поклониться вам можно будет, и спасибо сказать за сделанное. Как говорит в своей программе "Оптимальный вариант" Сергей Ким: "Выбор всегда есть!"
"Всем видам спорта - равные условия"
("Красноярский рабочий", 09.06.05)
Добиться процветания краевого спорта - такую нелёгкую задачу поставил перед новым председателем краевого комитета по физической культуре и спорту Сергеем Симкачёвым губернатор.
Сергей Альбертович подчеркнул, что вернулся домой из длительной столичной командировки, во время которой работал заместителем председателя РФСО "Атом-спорт", а затем ведущим специалистом департамента регионального развития РФС. Работа в Москве позволила ему стать вхожим во многие руководящие структуры отечественного спорта.
На посту председателя крайспорткомитета Симкачёв не собирается отдавать приоритеты какому-либо виду спорта, все будут находиться в равных условиях. Планируется также серьёзная реорганизация комитета и нахождение разумного взаимодействия с горспорткомитетом и управлением образования.