"В Приэльбрусье целые поляны подготовлены для избранных": Интервью главы администрации муниципального образования Эльбрус Узеира Курбанова ИА REGNUM
REGNUM: Вы один из активных противников кабардино-балкарской редакции федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления". В республике идут массовые выступления. Что делается помимо публичного протеста?
Мы подали жалобу в Конституционный суд России в связи с принятием парламентом закона "О статусе и границах муниципальных образований в КБР". Этот закон, по нашему убеждению, нарушает Конституцию Российской Федерации и Конституцию Кабардино-Балкарии. Написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину. Обратились также в Генеральную прокуратуру и Государственную Думу РФ. В Госдуме наше обращение дважды рассматривал комитет по местному самоуправлению, и мы получили ответ, подтверждающий нашу правоту и рекомендующий парламенту КБР пересмотреть закон "О статусе и границах муниципальных образований в КБР" в части выделения межселенных территорий. В письме из Госдумы, подписанном председателем комитета по вопросам местного самоуправления Владимиром Мокрым, написано: "В соответствие с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" территория Кабардино-Балкарской республики должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями, которые должны входить в состав муниципальных районов. При этом в муниципальных районах Кабардино-Балкарии не могут предусматриваться межселенные территории, так как в соответствие с распоряжением правительства РФ от 25 мая 2004 года №707-р территория республики отнесена к территориям с высокой плотностью сельского населения. В связи с изложенным, закон КБР "О статусе и границах муниципальных образований в КБР" должен быть приведен в соответствие с указанными положениями".
REGNUM: Кроме проблемы межселенных территорий спорными остаются еще и вопросы статуса нескольких муниципальных образований, в том числе и поселка Эльбрус. Что и почему оспаривается?
Четыре селения - Терскол, Байдаевка, Тегенекли и Эльбрус - составляют одно муниципальное образование с центром в Эльбрусе. Мы по закону можем получить статус городского поселения в районном подчинении, потому что более 50% доходов муниципального образования составляют доходы от туристической индустрии. Такой статус не зависит от количества населения. Мы вышли с этим предложением к правительству КБР и получили отказ. Нам же навязывают создание городского округа с численностью населения более 50000 и с подчинением республиканской администрации. Это в корне неверно и провокационно и с точки зрения этнической представленности населения, и с точки зрения экономики региона. Я никого не нашел в правительстве, кто мог бы меня выслушать и анализировать мои предложения. Они там понимают только ту часть, которая их непосредственно касается.
REGNUM: А что их касается?
Сколько у нас сегодня туристов? сколько мы на этом можем заработать? сколько мы им должны из заработанного отдать? - вот ряд самых актуальных вопросов. Никого не интересует, в каком состоянии сегодня находится Приэльбрусье. Есть ли генеральный план развития курорта? Что происходит с Национальным парком? Национальный парк в соответствии со своим статусом начал функционировать только два года назад, когда пришел новый руководитель. А во всем остальном не просматривается государственный подход.
REGNUM: Отсутствие государственного подхода - проблема нашего времени, или так было всегда?
Первые постройки в Приэльбрусье датируются 30-ми годами. Многие из тех баз сохранились по сей день. Знаменитый "Приют одиннадцати" - отель на высоте 4000 метров, тоже был из серии 30-х. К сожалению, в 1998 году он сгорел из-за неосторожности иностранного туриста. Различные программы развития Приэльбрусья принимались многократно. В семидесятые годы, затем в 1986-м принималась программа развития международного центра спорта и туризма Приэльбрусье. В советское время проблемы финансирования не было, была проблема лимитов на материалы, на подряды. Многие объекты, строительство которых начато в Советском Союзе, до сих пор не завершены. В частности, гостиница "Интурист" и комплекс "Приэльбрусье" (сейчас называется "Олимпийский") заложены в 1973. Из этого же ряда долгострои 80-х: элитный комплекс "Эльбрус", турбаза "Чегет-2", гостиница "Азау", учебно-тренировочная база "Мир" в Терсколе и прочее.
В 1992 году создано ОАО "Эльбрустурист", которое объявляется республиканской собственностью. 69,9% акций принадлежит правительству КБР, 10,1% - федеральным профсоюзам, 15% - профсоюзам КБР и 10% находятся в собственности администрации Эльбрусского района.
В 1994 году была принята программа по совместному развитию Пиэльбрусья и курорта Нальчик. Эта программа была отменена в 1996 году. Вместо нее принята государственная - по комплексному развитию района Приэльбрусье, подписывал ее лично Черномырдин. Несколько объектов черномырдинской программы в 2001 году были включены в Федеральную программу развития Юга России. Это горнолыжные трассы, канатные дороги, канализационный коллектор, объекты энергоснабжения. В рамках этой программы в 2002 году из федерального бюджета было выделено 120 миллионов рублей, столько же в 2003 году. В 2004 году - 78 миллионов, в 2005 - 10 миллионов рублей. На 2006 год средств на программу развития Приэльбрусья не заложено. Все деньги получает государственный заказчик. В 2002 году им было министерство курортов и туризма КБР, а в прошлом году все госзаказы передали в ведение единого заказчика при министерстве строительства и ЖКХ КБР. Это бывшее управление капитального строительства.
REGNUM: Деньги федеральной программы по развитию ЮФО дошли до Приэльбрусья?
Прошлогодние вот-вот начнут вкладывать. 24 мая приехала комиссия из Нальчика, выбирать трассу для прокладки канализационного коллектора. Это значит, что сейчас начнется освоение 78 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета на 2004 год.
REGNUM: И где эта сумма "гуляла" целый год?
И не только эти деньги... Естественно, при такой скорости развития инфраструктуры инвестиционная привлекательность Приэльбрусья стремительно падает. И дело тут не только во внутренней политике, но и в отсутствии цивилизованных подходов к инвестированию, в частности - тендера для привлечения средств на реконструкцию рекреационных объектов.
REGNUM: А что со средствами 2002 и 2003 годов? Они вложены в Приэльбрусье?
Первая сумма в 120 миллионов практически полностью потрачена на приобретение оборудования для канатной дороги. Оборудование должно поступить из Франции в течение этого месяца. Вторая, тоже 120 миллионов, вложена в строительство двух котельных, частично выполнены работы по строительству лыжной трассы, земляные работы, реконструкцию существующих канатных дорог. То есть эти средства пришли и освоены в полном объеме.
REGNUM: Почему финансирование на 2005 год такое мизерное, а на 2006 не предусмотрено вообще? Означает ли это, что программа исчерпана или развитие Приэльбрусья перестало быть приоритетным?
Причина в том, что Минэкономики Кабардино-Балкарии не смогло своевременно представить смету в министерство экономики России. В 2005 году из-за отсутствия проектно-сметной документации финансирование было произведено по остатку средств 2004 года, предусмотренных для энергоснабжения.
REGNUM: Какую прибыль приносит Приэльбрусье в сегодняшнем его состоянии?
Сейчас прибыль мизерная: 200-300 тысяч рублей в год. Существующие канатные дороги эксплуатируются больше 40 лет при нормативе 30 лет. То есть имеют 110% изношенности. Гостиницы устарели - они все были ориентированы на советского туриста. Размещение стандартное - 3-6-местные номера. В лучшем случае, после переоборудования, - двухместные. Все это предназначено для социального туриста. Сейчас у наших клиентов совершенно другие запросы. Требуются номера бизнес уровня. Если даже сегодня есть два-три частных отеля, соответствующих мировым стандартам по всем параметрам, то инфраструктура в целом на очень низком уровне. Есть частные инвесторы, заинтересованные в этом бизнесе, но все понимают, что вложение в Приэльбрусье сейчас сопряжено с серьезным риском.
REGNUM: Почему, в чем риск?
Главный риск в республиканском подходе к инвестициям. Они сами не привлекают инвестиции ни в малых, ни в больших объемах и не позволяют это делать никому другому. Ни одной копейки из республиканского бюджета за всю историю Приэльбрусья ни в один объект не вложено. Даже социальная инфраструктура построена за счет союзных денег. Республика не проявляет интереса к развитию каких-то гостиничных комплексов на территории Приэльбрусья.
Все серьезные решения по Приэльбрусью принимаются правительством КБР: о привлечении инвестора, предоставлении кредита, передачи права собственности. Без тендера передана в совместное владение гостиница "Интурист" в 2002 году. 75% акций гостиницы приобрел частный владелец Арсен Каноков, 11% принадлежат правительственной компании "Эльбрустурист" и 14% - профсоюзам. За два с половиной года ничего не сделано. В советское время "Интурист" планировался как отель международного класса. Его сейсмические характеристики безупречны и сейчас. Само здание, конечно, не удовлетворит современным требованиям, нужна инфраструктура и развлекательный комплекс. Но ценна площадь, отведенная под гостиницу, - больше четырех гектаров земель в одном из самых безопасных и красивых мест, в сосновом бору в непосредственной близости от горнолыжных трасс. Передана в собственность московской компании "Центр по продаже недвижимости Столица" гостиница "Азау" общей площадью 2,2 гектара. Крупнейший альплагерь "Баксан" на площади 4 гектара выкуплен без тендера ОАО "Каббалкнефтепродукты", гендиректор Валерий Карданов, - это лучшее в Приэльбрусье место. Частной компании переданы 74% акций строящейся канатной дороги и 26% остались у государства.
REGNUM: То есть интерес крупного бизнеса к Приэльбрусью есть, а что со средним и малым бизнесом?
На поляне Азау действуют 11 объектов, на поляне Чегет - 14. Это мелкие гостиницы и кафе. Они принадлежат частным владельцам и соответствуют всем требованиям ГОСТА к постройкам в такой местности. Эти земли по указу президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова в 1992 году были переданы в ведение местных администраций. На основании этого указа люди по договору с муниципалитетом получили земли под строительство инфраструктуры в курортной зоне. Ни один из этих объектов не достроен, потому что хозяева ходят по судам, по различным инстанциям и пытаются отстоять право на эту собственность. Правительство выступает против этих застроек. Они отмели все предыдущие постановления, говорят, что на территории Национального парка не должно быть частной собственности. Хорошо, если малый и средний бизнес не имеет права собственности на территории Национального парка, то почему это позволено крупному бизнесу? Создается впечатление, что каждый объект под кого-то подготовлен, причем целыми полянами.
Кроме того, в границах Национального парка находится масса объектов, которые построены до создания самого парка, в том числе и все населенные пункты, есть объекты собственности различных федеральных ведомств. Нужно соблюдать режим Национального парка не избирательно. Национальный парк является федеральной собственностью. Общая площадь парка 100000 гектаров. 70000 гектаров внутри границ парка принадлежит правительству России, 30000 были переданы муниципальным образованиям, в том числе мы получили 4300 гектаров земель. Муниципалитетам предписано не заниматься деятельностью, нарушающей принципы Национального парка.
REGNUM: Вам видится некая общая сумма, необходимая для развития Приэльбрусья до цивилизованного уровня?
Площади на склонах Эльбруса позволяют принять около 200000 человек в день. Столько лыжников одновременно могут кататься. А максимальная наполняемость сейчас в пик сезона 4-5 тысяч в день. Есть ряд обстоятельств, которые удерживают развитие Приэльбрусья. Это, конечно, отсутствие инфраструктуры: горнолыжные трассы, искусственный снег, канатные дороги, автостоянки. Все площадки, которые для этого сейчас выделены, находятся на лавиноопасных участках. И одна из серьезных проблем - экология. С 30-х годов по сегодняшний день нет ресурсов и четкого механизма для расчистки мест массового отдыха. Отсутствуют природоохранные объекты и селе- и лавинозащитные сооружения. Очень плохо развита дорожная сеть. Нет развлекательных и сервисных объектов. Решена проблема только со связью - работают несколько операторов мобильной связи. По природно-климатическим ресурсам Эльбрус превосходит большинство известных курортов. По площадям, долговечности и качеству склонов кабардино-балкарскому Приэльбрусью нет равных. При государственном подходе, по моим расчетам, Россия могла бы получить туристический центр международного уровня при условии вложения $270 миллионов. При вложении в $2 миллиарда мы получим VIP курорт. Причем курорт уникальный, потому что именно мы обладаем такими огромными площадями на склонах Эльбруса, идеально пригодными для лыжных трасс. Здесь наилучшие условия для проведения международных соревнований по горным лыжам, сноуборду и альпинизму.