Центральные СМИ

"Красноярский лабиринт: есть ли выход?".

(Московский комсомолец, 07.08.02г.).

Что предлагают лидеры губернаторской гонки

Я пристально слежу за предвыборной кампанией в Красноярском крае и не раз уже высказывался и о сложившейся ситуации, и о трех основных претендентах на пост губернатора: П.Пимашкове, А.Уссе и А.Хлопонине. Однако сейчас уже настала пора, когда надо сравнивать не только личные качества кандидатов и их прошлые заслуги, но и те программы, с которыми они идут на выборы. Часто приходится слышать, что рядовые избиратели программ не читают. К сожалению, это так. Еще говорят, что программы никогда не выполняются. А вот это не всегда так. Как раз внимательное ознакомление с программой кандидата позволяет судить о том, как в случае избрания он будет себя вести, насколько серьезны его намерения и продуманы будущие шаги.

В этом смысле полезно сравнить программные документы трех фаворитов, которые в ближайшее время будут активно распространяться и обсуждаться в Красноярском крае. Программа мэра краевого центра Петра Пимашкова, к сожалению, пока не представлена, но о некоторых ее положениях уже объявлено. Несколько смущает название программы - "Красноярский путь". Если еще можно спорить о возможности особого русского пути, да и то скорей в культурно-историческом смысле, то некий отдельный краевой или областной путь совсем уж не реален. Впрочем, возможно, это просто запоминающаяся пропагандистская формула. Смущает и попытка конструировать программу развития крупнейшего и сложнейшего региона на основе обобщения опыта г. Красноярска. Все-таки и принципы формирования и исполнения бюджетов, и уровень полномочий и ответственности, и масштабы задач в рамках города, пусть почти миллионного, и в рамках края качественно различаются.

Программы спикера Законодательного собрания края А.Усса и губернатора Таймыра А.Хлопонина представляют собой довольно объемные документы. Обе начинаются с обобщения прошлого опыта края и констатации тяжелого кризиса, в котором он оказался. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается. Впрочем, по порядку.

Программа Александра Усса производит странное впечатление. Она напоминает, скорее, некий академический трактат, чем политический документ. Текст пестрит специфическими терминами: кластерное управление, инфраструктурное управление, управление потоками. Причины кризиса края сводятся в документе, в основном, к внешним факторам: к исчерпанности прежней модели взаимоотношений края с "Большой Россией", другими словами, к исчерпанности сырьевого пути развития. Как пишут авторы, "органы краевой власти, не имея новой стратегии развития края, вынуждены реализовывать давно и безнадежно устаревшую стратегию в режиме содержания старых инфраструктур, поддержания старых технологий и схем социальной жизни". Звучит внушительно, но не совсем понятно, а когда же, собственно, возник кризис и что обусловило его нынешнюю остроту. В частности, ничего не сказано о такой болевой точке, как кризис краевого бюджета. В другом месте заявлено: "Сменился субъект регионального развития. "Большая Россия" больше не будет ставить перед краем целей развития, эти цели мы должны определить и установить сами". Но "Большая Россия" перестала задавать регионам цели развития более десяти лет назад. Не ясно, что же мешало краевым властям (в том числе и А.Уссу - он ведь давно является видной фигурой региональной власти) разрабатывать новую стратегию развития раньше.

Цель программы формулируется как переход от пассивного "удержания" ситуации к политике развития. В документе выделяются семь "ставок" - стратегических направлений развития края. Масштаб этих "ставок" поистине всеохватен: создание "Енисейского транспортного коридора", подъем перерабатывающих производств и производств технологического обеспечения добывающей промышленности, развитие лесной промышленности, реконструкция энергосистемы региона, возрождение сельского хозяйства, поощрение предпринимательской активности, новая социальная политика. Однако совершенно очевидно, что эти "ставки" не могут одновременно быть приоритетными. Главный недостаток документа в том, что характеристика желательных преобразований оторвана от анализа имеющихся политических и финансовых ресурсов, нынешней чрезвычайно острой ситуации. Нет разделения на первоочередные и последующие задачи, не виден рычаг преобразований. В результате вся картина будущего выглядит как не более чем прекраснодушные мечтания.

Нечетко прописан в программе А.Усса основополагающий выбор перспективного пути развития края. Программа, по существу, не отвечает на этот вопрос, колеблясь между сырьевым и технологическим путем. В начале программы сырьевой путь принципиально критикуется, но при описании "ставок" авторы основываются на этом пути. В результате создается двусмысленность и неопределенность. Странно, но в документе практически не обсуждается ключевой вопрос раздробленности края, не предлагается никаких решений для ее преодоления. Более того, если Норильск рассматривается в программе как входящий в край, то Таймыр и Эвенкия - нет.

Вызывает недоумение и ряд других черт программы. Так, в ней просматривается противоречивое сочетание изоляционизма и иждивенчества. Программа рассматривает будущее развитие края вне связи с развитием российской и глобальной экономики, предлагает "провести своего рода новую сборку края, придав утраченную комплексность, связанность и системность организации жизни на его территории". В то же время при описании "ставок" то и дело говорится о необходимости добиться федеральных целевых программ, получить инвестиции из федерального бюджета.

Еще более опасен присутствующий в документе популизм, выражающийся в противопоставлении интересов населения края и крупного бизнеса. Авторы игнорируют тот факт, что лишь те районы края, где действуют мощные компании, экономически и социально благополучны. Ничего не говорится о корпоративных социальных программах, нашедших широкое применение на "Норильском никеле", а ведь это очень ценный опыт. Показательна стилистика раздела, посвященного снятию административных барьеров для развития бизнеса в крае: "обеспечить согласование действий", "создать в системе государственной власти орган, отвечающий за политику в сфере бизнеса", "скоординировать осуществляемые на территории края программы". Похоже, барьеры только возводятся, а не убираются.

Самый слабый раздел программы тот, который должен был бы стать ключевым, - о механизме и этапах реализации программы. По существу, здесь не сказано ничего определенного, рецепты конкретных действий отсутствуют. Складывается стойкое впечатление, что программа и не рассчитана на практическое осуществление: реальные шаги будущей краевой администрации, даже если ее возглавит Усс, будут определяться соображениями, не имеющими отношения к этому документу. Реальная цель программы - чисто пропагандистская.

По контрасту с программой спикера ЗС программа Александра Хлопонина нацелена на конкретный результат и четко показывает, что и как нужно делать. Авторы программы видят первопричину сегодняшнего кризиса в глубокой деформации и неэффективности системы управления краем, а именно в сложившемся за последнее десятилетие коррупционном номенклатурном порядке, нацеленном на извлечение так называемой административной ренты. Соответственно, в качестве рычага всех будущих преобразований документ предлагает радикальную трансформацию системы управления. Она составит основное содержание первоочередного этапа преобразований, При этом она не требует дополнительных финансовых и материальных ресурсов и может быть осуществлена в сжатые сроки. Преобразование системы управления краем будет включать четыре составляющих, которые конкретно очерчены в программе.

Во-первых, это административно-территориальная реформа, которая предусматривает сокращение аппарата управления и общих расходов на него при одновременном повышении зарплаты остающимся госслужащим, перевод всей краевой госслужбы на контрактную основу, публичное обнародование планов и задач, которые ставятся перед руководителями управлений администрации и заместителями губернатора, публикацию стенограмм всех основных совещаний и ряд других мер.

Во-вторых, налогово-бюджетная реформа, которая будет включать несколько основных элементов, Первое: приведение налоговой базы края в соответствие с его промышленным потенциалом. Предлагается усилить административное и экономическое давление на предприятия, налоговые платежи которых не соответствуют их масштабу и реальным доходам. Второе: максимальное сокращение особых налоговых льгот параллельно с облегчением общего налогового бремени для предприятий. Третье: ревизия и на ее основе оптимальная реструктуризация задолженности бюджета. Четвертое: максимально прозрачное разделение расходных полномочий между уровнями власти согласно правилу: кто управляет, несет ответственность, тот и финансирует. Пятое: полный и скорейший переход бюджетных учреждений на казначейскую систему исполнения.

В-третьих, реформа социальной сферы, ключевыми звеньями которой станут передача всех муниципальных учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения на баланс края, установление цивилизованного разделения между платным и бесплатным образованием и медицинским обслуживанием (платное должно законодательно оформиться как коммерческая деятельность), переход к адресной финансовой поддержке в области соцобеспечения, адресная система жилищных субсидий и нормативное закрепление в краевом законе методики определения тарифов на обслуживание коммунальных сетей.

В-четвертых, реформа отношений государства и предприятий. Она подразумевает достижение договоренностей о социально корректном поведении со стороны крупных компаний. Основной критерий - вложения в регион должны быть сопоставимы с теми ресурсами, которые компания на его территории потребляет. Кроме того, должны быть преданы гласности механизмы определения энерготарифов, упрощены регистрация и лицензирование, процедуры контроля.

Уже сейчас ясно, что в случае победы А.Хлопонина на выборах реализация намеченных первоочередных реформ, особенно административной и налогово-бюджетной, будет отнюдь не простым делом. Она столкнется с мощным сопротивлением сил, заинтересованных в сохранении существующего порядка. Однако при наличии твердой политической воли, налаживании конструктивного взаимодействия с Законодательным собранием и поддержке общественного мнения эта задача представляется осуществимой.

В результате могут быть созданы условия и высвобождены ресурсы для решения наиболее болезненных социальных проблем для того, чтобы жители края быстро ощутили положительные последствия перемен. Создание новой системы управления, основанной на применении современных управленческих технологий и практического опыта, накопленного в Норильске и на Таймыре, должно стать базой для перехода к решению перспективных задач.

Явным плюсом программы А.Хлопонина является большое внимание, уделенное проблеме объединения края: намечены пути и этапы этого процесса через постепенную политическую, хозяйственную и культурную интеграцию. Еще один плюс - концептуальная определенность относительно магистрального направления развития края. Основываясь на предшествующей логике эволюции региона, на реальной оценке природных богатств территории, ее производственного потенциала и трудовых ресурсов, программа убедительно доказывает, что в рамках общероссийского хозяйственного комплекса экономика края должна развиваться по пути углубления сырьевой специализации. Достижение высокого уровня экономической активности на территории Красноярского края возможно только через реализацию капиталоемких производств, ориентированных на добычу и первичную переработку природных ресурсов.

Возможно, мои оценки программ красноярских претендентов кому-то покажутся субъективными, спорными. Безусловно, существуют и иные мнения. Важно одно - чтобы в крае развернулось активное обсуждение программных установок кандидатов. Только тогда избиратели смогут составить реалистичное представление о том, что их ждет после выборов.

Леонид РОКЕЦКИЙ,

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления.

"Алексей Лебедь вчера покинул список кандидатов на пост губернатора Красноярского края".

(Ведомости, 07.08.02г.).

Брат погибшего в мае губернатора края Александра Лебедя заявил, что не желает участвовать в "грязной кампании" и по настоятельной просьбе ряда организаций в Хакасии (там он - председатель правительства) хочет продолжить прежнюю работу. Конкуренты Лебедя-младшего по предвыборной гонке уверяют, что его демарш серьезного влияния на исход выборов не окажет. Согласно оценкам политологов, основная борьба за место губернатора Красноярского края ожидается между спикером Законодательного собрания Красноярского края Александром Уссом, губернатором Таймырского автономного округа Александром Хлопониным и мэром Красноярска Петром Пимашковым. Лебедь в тройку лидеров не входил, но и аутсайдером его назвать было нельзя. Сам он вчера оценил свои шансы как "третье-четвертое место". Начальник предвыборного штаба Хлопонина Юрий Олейников сказал "Ведомостям", что решение Лебедя было ожидаемым и серьезного влияния на ход предвыборной гонки не окажет. Источник, близкий к руководству Законодательного собрания края, полагает, что у Лебедя "не было достаточного финансирования и поэтому ему нужно было красиво выйти из гонки". Руководитель консалтинговой компании "Ресурс Консалт" Владимир Княгинин считает, что Лебедь был достаточно значимым кандидатом для сельской местности: "там 14 - 15% на фамилию Лебедь очень четко "крепились", особенно на юге". Теперь эти голоса, по его мнению, скорее всего распределятся между Уссом и Пимашковым. Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин полагает, что большая часть электората Лебедя перейдет к Уссу: "Электорат Пимашкова - это очень замкнутый, ориентированный исключительно на Красноярск круг ".

"Нет у меня харизмы".

(Газета, 07.08.02г., Игорь Саськов)

Вчера глава правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь отказался от участия в кампании по выборам губернатора Красноярского края. Подписи, собранные в его поддержку, он попросил отдать "всему населению Красноярского края". По словам Алексея Лебедя, заявить об отказе от дальнейшей предвыборной борьбы на сотый день после гибели старшего брата его побудили несколько причин. Во-первых, Алексей Лебедь считает, что его участие в выборах тормозит присвоение посмертного звания Героя России его брату Александру Лебедю.

"Это все большая политика, в которую мне совсем не хотелось бы влезать", - сказал глава Хакасии. Во-вторых, неожиданно для себя самого в самый разгар кампании Алексей Лебедь вдруг понял, что не готов управлять краем, так как нового губернатора всегда будут сравнивать с прежним. "Все мои действия всегда будут соотноситься с действиями брата, человека, который обладал харизмой и которого знал весь мир. У меня нет харизмы, поэтому не способен я быть лидером края, должен признаться в этом". Кроме того, Алексей Лебедь считает, что уже достиг своего "потолка" в управлении: "Я решил, что мой предел - это Хакасия, дальше двигаться я просто не могу, к тому же в моем регионе осталось еще много невыполненных мною предвыборных обещаний". Лебедь-младший опроверг слухи о том, что сходит с дистанции, так как не смог найти денег на свою рекламную кампанию и не договорился об этом с "Русским алюминием", который поддерживал его на выборах в Хакасии. Алексей Лебедь призвал отдать подписи, собранные в его поддержку, "в пользу всего населения края и никому из кандидатов конкретно".

Таким образом, вопрос о "политическом наследнике" Александра Лебедя остался открытым вопреки заявлению другого кандидата, сторонника погибшего губернатора и депутата Законодательного собрания края Игоря Захарова. Тот на своей недавней пресс-конференции заявил, что "Алексей Иванович Лебедь выполняет очень важную задачу. С его помощью нам удалось ввести в заблуждение противников - заставить их тратить боеприпасы на совершенно другую фигуру. Они посчитали, что Алексей Иванович Лебедь основной кандидат. Теперь можно сказать правду: основной кандидат -я. А с Лебедем мы дружим".

Сам Алексей Лебедь по этому поводу заметил: "Никаким персоналиям отдавать свои голоса я не хочу, в том числе и Захарову, который прошел в ЗС на волне популярности Александра Ивановича. Если Захаров и хочет получить мои голоса, то я готов ему отдать те 10 тысяч голосов, которые оказались поддельными и которые собирали его помощники в мою пользу. И вообще, читайте Священное писание, где сказано: "Избавь нас, Господи, от друзей, а от врагов мы и сами как-нибудь избавимся".

"Лебедь меняет курс".

(Труд,07.08.02г.).

Председатель правительства Хакасии Алексей Лебедь принял решение снять свою кандидатуру на выборах губернатора Красноярского края. "Борьба, которая развернулась вокруг кресла моего покойного брата, очень грязная, она не закончится сентябрем (когда должны состояться выборы), и я не хочу в этом участвовать", - заявил А. Лебедь во вторник журналистам.

"Мой шаг противоречит здравому смыслу олигархов".

(Коммерсантъ, 07.08.02г. Борис Ельшин)

Алексей Лебедь снялся с красноярских выборов ради погибшего брата губернаторские выборы

Вчера о прекращении борьбы за кресло главы администрации Красноярского края заявил брат погибшего губернатора Алексей Лебедь. "Я сам не знаю, зачем выдвигал свою кандидатуру",-- заявил глава Хакасии и указал на нелогичность предположения о том, что его предвыборную кампанию спонсировал "Русский алюминий". При этом господин Лебедь не призвал своих сторонников голосовать за кого-то из других кандидатов, предложив избирателям сделать самостоятельный выбор.

Пресс-конференция кандидата в губернаторы края Алексея Лебедя в красноярском Доме журналиста началась с непредвыборной тематики. Алексей Лебедь напомнил собравшимся, что со дня смерти его брата, губернатора края Александра Лебедя и других пассажиров вертолета Ми-8 в Ермаковском районе прошло 100 дней. "В недрах администрации президента зреет решение, связанное с тем, что ряд граждан Красноярска обратились с просьбой о присвоении Александру Ивановичу посмертно звания Героя России и о переименовании одной из улиц Красноярска в его честь",-- сообщил господин Лебедь и тут же огорошил журналистов неожиданным заявлением: "Мое решение о выдвижении кандидатом несколько тормозит решение этих вопросов, что связано с большой политикой. Это является для меня основанием снять свою кандидатуру с этой предвыборной кампании и написать заявление в избирательную комиссию". Впрочем, это не единственная причина, по которой Алексей Лебедь прекратил предвыборную гонку.

Глава Хакасии подчеркнул, что "не собирается участвовать в политических конфликтах между законодательной и исполнительной властью края": "Люди борются не за интересы избирателей, а за свои амбиции. Война политических сил не закончится выборами". Кроме того, Лебедю-младшему Красноярский край оказался просто не по силам: "В рамках Хакасии я вполне подхожу, а выше не по мне". "Я сам не знаю, зачем выдвигал свою кандидатуру. Шел с одними мыслями: бороться, побеждать... Осмысление приводит к тому, что понимаю -- это не для меня. Самобичевание, если хотите",-- объяснил теперь уже бывший кандидат в губернаторы. Видимо, поэтому голоса своих избирателей Алексей Лебедь решил не отдавать никому, предложив людям самим делать выбор.

После выступления Алексея Лебедя в зале возникла неловкая пауза. Стремясь поскорее закончить с неприятной темой, кандидат раздраженно обратился к прессе: "Вы вообще поняли, о чем я говорил?" Интересно, что в конце минувшей недели о возможном отказе главы Хакасии от предвыборной гонки заявлял другой кандидат в губернаторы Красноярского края, депутат краевого законодательного собрания Игорь Захаров. Господин Захаров до недавнего времени возглавлял региональное отделение партии Александра Лебедя "Честь и Родина", которая поддержала на выборах младшего брата покойного генерала. После того как Игорь Захаров сам зарегистрировался кандидатом в губернаторы, его исключили из партии "Честь и Родина". При этом часть красноярских сподвижников Александра Лебедя оказалась на стороне господина Захарова.

Несколько дней назад господин Захаров заявил, что фигура Алексея Лебедя выдвигалась лишь как мишень для противников Игоря Захарова, "настоящего" преемника Александра Лебедя. Теперь же оппоненты якобы растратили боекомплект, и Алексей Лебедь может уйти со сцены, призвав своих сторонников проголосовать за Игоря Захарова. Комментируя эти заявления, Алексей Лебедь вчера заявил: "Избавь нас, Господи, от друзей -- от врагов мы избавимся сами". А после просьбы пояснить свою мысль, он недвусмысленно объяснил, что считает господина Захарова "величиной приближенной к нулю", поскольку тот "пролез в законодательное собрание по партийному списку благодаря харизме Александра Лебедя".

Впрочем, изначально наиболее логичным считалось следующее объяснение участия Алексея Лебедя в предвыборной кампании: близкая к главе Хакасии компания "Русский алюминий" попросила его пойти на выборы, чтобы не допустить ухода голосов сторонников Александра Лебедя к основным оппонентам спикера краевого законодательного собрания Александра Усса (главного оппонента бывшего губернатора и главного кандидата "Русала" на этих выборах) -- главе Таймырского округа Александру Хлопонину и мэру Красноярска Петру Пимашкову. Вчера на вопросы о своих взаимоотношениях с "Русским алюминием" Алексей Лебедь отвечал довольно туманно: "Мне никто сильно не помогал, и это больше связано со слухами. Если бы меня спонсировал Русский алюминий, я должен был бы дойти до первого тура, а потом передать мои 10-15% голосов тому кандидату, которому скажут. Я считаю, что имею право на свою точку зрения. Мой шаг сегодня противоречит здравому смыслу олигархов". По словам Алексея Лебедя, после встречи с журналистами он собирался пообедать в ресторане, а после вернуться в Хакасию: "Я там не бросал работу. А в Красноярск приезжал ради этого заявления. Чтобы здесь не подумали, что я сбежал, как какой-нибудь Леопольд--подлый трус".

"Что Лебедь выиграл?".

(Коммерсантъ, 07.08.02г.).

Георгий Сатаров, президент фонда "Индем": -- Лебедь выиграл, отказавшись от участия в этих выборах. К счастью, он осознал, что отдавать дань моде, идя на выборы без шанса на удачу, ничего хорошего ему не принесет. А поражение было бы неминуемым и стало бы для него серьезным ударом, ведь он сейчас является успешным губернатором. И, на мой взгляд, тут обошлось без Кремля. Лебедь давно с ним работает и никогда его не раздражал. А сейчас Кремль старается вообще не вмешиваться в ход выборов в Красноярском крае: и Хлопонин, и Усс вполне его устраивают.

Гай Ханов, президент холдинга Publicity: -- Главное, Лебедь сохранил репутацию. Он пошел на эти выборы потому, что не мог не пойти. От него все этого ждали: брат ведь. И первый его шаг был эмоциональным, а не рациональным. Таким образом он отдал дань памяти брату, а то, что именно в 100 дней со дня гибели брата он снял свою кандидатуру,-- это красивый поступок. Он ведь понимал, что не победит, и фамилия не могла дать ему более 1-3% голосов. А проигрыш означал бы потерю репутации. Во втором туре все равно сошлись бы Хлопонин и Усс. Лебедю пришлось бы пойти на сговор и разменять свои голоса с кем-то из этих претендентов, что, кстати, ждет Глазьева.

Леонид Левин, гендиректор агентства "Тайный советник": -- Я бы не стал рассматривать уход Лебедя как важное событие. Это маленький ход в рамках большой игры, как Е2-Е4. Для основных участников этой кампании пришла пора избавляться даже от именитых дублеров и расчищать место для решающей битвы, аккумулируя интеллектуальные и финансовые ресурсы. И уход Лебедя -- это явный знак усиления одного из кандидатов.

Ольга Крыштановская, политолог: -- Выиграл и сам Лебедь, и прежде всего Красноярский край. Для Лебедя это отнюдь не проигрышное решение: шансы на победу в выборах были невелики, так что уход с предвыборной дистанции позволил ему оказаться в выигрышной позиции, сохранить статус-кво.

"Для меня эти выборы - прежде всего хороший пиар".

(Газета, 07.08.02г.).

В беседе с корреспондентом Газеты Павлом Морозом он признался, что борьба за кресло губернатора Красноярского края ему куда интереснее. Надоело сидеть в Англии Артем Михайлович, вы в числе кандидатов на пост губернатора Красноярского края. Вас можно поздравить или посочувствовать? Да, теперь я официальный кандидат. Кстати, одним из первых подал заявку на участие в выборах. Почему такая оперативность? Почему я торопился? Был напуган. Помните, в 1996 году у меня забраковали 460 тысяч подписей? Сейчас мы собрали 60 тысяч подписей, но сдали только 27 тысяч. Была страшная проверка, тройная. Поэтому с их сдачей мы чуть-чуть задержались. Ваше появление в России, как обычно, наделало много шума.

У вас - планов громадье: от создания инвестиционного банка до финансирования проектов по определению запасов полезных ископаемых в недрах. Зачем вы в очередной раз пытаетесь вернуться во власть? У любого поступка не бывает только одной причины. Для меня этот шаг абсолютно ясен - никаких эмоций, одна голая логика. Мне 52 года, и я не могу выкинуть из жизни 40 лет, прожитых в России. У меня есть профессия, с помощью которой я зарабатываю деньги, - это компьютер на столе и 15 минут в день торговли на Чикагской бирже. Совмещаете работу свободного брокера с вице-президентством в СР Credit Prive SA?

Я как брокер оперирую своим капиталом. Конечно, делаю это через брокерские дома, но могу это сделать где угодно: в Лондоне, в Красноярске... Какая самая крупная сделка, проведенная вами на Чикагской бирже? Сделки у меня только определенного размера. Больше заданного количества контрактов я не заключаю. Но самое крупное мое достижение было в 2000 году, когда я был выдвинут на премию "Лучший иностранный брокер" - занял третье место по бирже. У меня получилось 960% годовых на вложенный капитал. Но потом был крах - и объем сделок упал. А сейчас как у вас идут дела? Сейчас у меня компания на 5-й авеню, называется Suisse Finance. Есть официальный фонд Security Capital Investment, который работает как на американском рынке, так и на других (через офшорную компанию). Так что у меня все в порядке. Но первая причина, по которой я вернулся в Россию, - мне просто надоело сидеть в Англии. Я там хожу, конечно, в клубы, общаюсь с друзьями, в шахматы играю. Вы вышли из FIDE, разойдясь с Илюмжиновым взглядами на будущее шахмат? Я вложил в шахматы душу, да и немалые деньги.

Понятно, что сегодня шахматы без Каспарова невозможны. А мой уход из FIDE связан с тем, что туда пришел он. Я сделал свой кусок работы, создав FIDE Commerce PLC, а уж как дальше жить, пускай думают другие люди. Коммерчески интересны шахматы будут тогда, когда удастся привлечь достаточный капитал. К сожалению, Илюмжинов вкладывал огромные деньги не в шахматы, а в шахматистов - платил им зарплату большую. Я же решил больше не тянуть этот воз и вернуться в Россию. Почему сюда? Потому что родной язык, культура - по многим причинам. Здесь интересная работа, масса идей, которые за рубежом давно внедрены, а у нас пока нет. Ваше появление в России вызвало массу эмоций: от легкой иронии до сарказма.

Особенно когда вы заявили о необходимости создания в России инвестиционного банка. Давайте будем точны. Это не первое мое появление в России. Началось это еще в 1993 году. Какого черта я тогда приехал в Россию под угрозой уголовного преследования и победил на выборах в Госдуму? Кстати, мой проект "Русское лото", запущенный в то время, до сих пор прекрасно качает деньги. Я там не имел и не имею ни копейки, но идея моя живет. Детище мое прижилось, а меня из России "попросили". В 1996 году я пытался пойти на президентские выборы вместе с Галиной Старовойтовой. В 2000 году я появился на выборах мэра Санкт-Петербурга, когда они были практически "сделаны": Яковлев обо всем договорился, Матвиенко сняла свою кандидатуру... Тенденция, однако... Я пытаюсь и буду пытаться вернуться в Россию. И буду заниматься тем - надеюсь, мне это позволят, - чем мне интересно. Credit Prive - это прекрасная идея, которой у меня не было два года назад.

На самом деле у меня достаточно хорошая репутация в Швейцарии. Я выбирал из нескольких предложений, да и сейчас имею возможность выбирать. Эта компания кажется достаточно гибким инструментом, который предоставляет мне необходимый инструмент для финансовых манипуляций. Во всяком случае, мне оказали доверие, и я не подведу моих партнеров. Когда я говорю о необходимости создания инвестиционного банка, я имею в виду именно это, а не что-то другое. "Тройка Диалог" или "Ренессанс Капитал" для меня не являются таковыми. Инвестиционный отдел Сбербанка тоже недотягивает до уровня таких компаний, как Brunswick Warburg, Morgan Greenfield, Morgan Stanley или Salomon Brothers. Эти структуры действительно можно назвать инвестиционными банками. Поймите, между инвестиционным и обычным банками существует огромная разница. Даже по уровню зарплаты. Вам не нравятся зарплаты в "Тройке" и "Ренессансе"? Эти компании никогда не были инвестиционными банками. Они тянут пока на хорошие брокерские дома. Они потому не инвестиционные банки, что из всех функций, присущих этой финансовой организации, делают ровно половину того, что надо бы делать. А предложение Смоленского создать "Столичный банк" для вас более понятно? Речь идет о том, что впервые в России выдана лицензия на "Столичный банк проектного финансирования", в которой отсутствует право обслуживать население.

Смоленский при всех его отрицательных качествах умеет прекрасно угадывать конъюнктуру. Иначе он не был бы Смоленским. Он делает ровно то, что необходимо в данный момент. Но не больше? А этого достаточно. Он, угадывая конъюнктуру, запускает проект "чистого" инвестиционного банка, отмежевываясь от своей системы О.В.К. Говорят, что вы как клиент, вкладывающий деньги в банк проектного финансирования, отправляетесь в О.В.К. Но банк гарантирует, что любой человек, пришедший с хорошим проектом, будет направлен, в свою очередь, именно к вам, инвестору. На самом деле вырисовывается очень хороший альянс. Но я решил, что туда не пойду. Вернее, уже не пошел, так как должен был 28 июля номинироваться туда на должность. Для меня осталась неясной до конца структура создаваемого банка. Да и репутация тоже. Так что скорее всего мой приход в О.В. К. не случится. Но для меня абсолютно ясно, что Россия без собственных инвестиционных банков, с которыми захотят иметь дело западные банки и компании, не способна принять инвестиции. Ни в объеме Мексики, ни, пардон, в объеме той же Кореи. Мы даже не находимся на уровне развивающихся африканских стран.

Почему вы не создаете свой бизнес, а пытаетесь тем или иным способом попасть во власть? В 52 года опять создавать бизнес в России - дело неблагодарное. Я не разбираюсь в "крышах", в размерах взяток, в тех структурах, которые должен пройти начинающий бизнесмен. Деньги для себя я заработал и сейчас зарабатываю. Так что зачем это все мне нужно? Сейчас я решил прийти в команду, которая уже сформировалась, но прийти туда наемным менеджером, а не хозяином. Я готов работать за зарплату, а может быть, и без нее, но в структуре, которая уже создана. Я считаю, что, будучи в Красноярском крае "своим человеком", смогу привести туда за собой действующие структуры, в том числе и зарубежные. А нужны ли "Русалу" или "Норникелю" в Красноярске действующие зарубежные структуры? Без КрАЗа и "Норильского никеля" там достаточно ресурсообразующих бизнесов, которые еще просто не открыты. А вы знаете, где и как их искать? Действительно, их еще надо найти. Но с достаточной долей вероятности я могу сказать, что они там есть. В России существуют гигантские месторождения, тех же углеводородов, которые просто не открыты. Они не обозначены как территории, которые имею коммерчески перспективные запасы. Естественно, на них еще никто не положил глаз. Но туда надо уже приходить с готовой структурой. Итак, есть инструментарий, который связывает Россию с остальным миром, - это Credit Prive. Создается инвестиционный банк, ставится "на ноги", и тогда у нас есть все для того, чтобы реально ответить на призыв Путина - возвращать "беглые капиталы" и привлекать иностранные инвестиции. Правительство на эту проблему смотрит по-иному.

Лично Владимир Владимирович представляет за границей перспективные инвест-проекты перед западными бизнесменами. Путин едет в Лондон, ему организуют встречу с западными бизнесменами, и он пытается показать аж двести инвестиционных проектов. Все улыбаются, говорят: "О, это очень хорошо. Но вы, Владимир Владимирович, лучше расскажите о себе...." Не возит Джордж Буш двести инвестиционных проектов. Он лоббирует-то от силы 2-3. И только те, которые уже находятся на стадии воплощения. Та же Тэтчер едет в Азербайджан и лоббирует там интересы British Petroleum. ВР прекрасно знает, что ему делать в Азербайджане, и не привозит туда проект "по освоению телекоммуникационной компании" (этот проект один из самых раскручиваемых в Красноярском крае). А без инвестиционного банка Красноярский край не проживет? Инвестиционный банк и предназначен для того, чтобы готовить подобные проекты, а потом их лоббировать. Но он ни в коем случае не должен являться источником привлечения финансовых средств. Или вот еще вам один пример. Наши чиновники и бизнесмены очень любят ездить на конференции, например, в Америку, особенно когда их проводит Джордж Сорос. С точки зрения процесса познания - это интересно, но не более. Да тот же Давос - один из немногих действенных форумов, где мне довелось бывать. Но кроме тусовки, пьянки и кучкования наших делегатов на ограниченном пространстве, больше ничего я не наблюдал (это касается российской делегации). Так сказать, общение среди своих. Хотя тот же Узбекистан закидывает всех проектами по добыче золота, сборки автомобилей, несмотря на то что там совершенно другая система власти. Удобства и неудобства для лидеров Вас называют кандидатом, который должен отобрать голоса у лидеров: главы Законодательного собрания Усса и таймырского губернатора Хлопонина. Да, действительно, Хлопонину я неудобен. А что касается Усса или Пимашкова, то им, мне кажется, я удобен, и даже очень. Невозможно отобрать у Усса голоса учителей, которым несколько месяцев не платят зарплату, или стать своим для "красных директоров", голосующих за Пимашкова.

Я не могу у того же Пимашкова отобрать административный ресурс. Но что мне соревноваться с Хлопониным? Он менеджер той системы, которая его породила. Ему достался когда-то Норильский комбинат, из которого он ушел в губернаторы богатым человеком. Ему достался Таймыр, но Хлопонин не перестал быть менеджером. Он человек, существующий в совершенно другой системе ценностей и приоритетов. Я же открыт, и мой поход в Красноярск никто не финансирует. Но вас называют в числе тех, кто играет на стороне Олега Дерипаски. Я не знаю, кто меня записал на эту сторону. С Дерипаской я не знаком, так же как и с большинством олигархов. Я не знаю Абрамовича, Потанина и никогда не дружил с Чубайсом. Да, я лично знаком с Ходорковским, но не знаю, кого он поддерживает на этих выборах. Меня, конечно, можно примазать к какому-то лагерю или олигарху, но абсолютно искусственно. Для меня эти выборы - прежде всего хороший PR. Причем обойдется он мне в десять раз дешевле, чем остальным кандидатам.

Стоимость предвыборных кампаний Хлопонина или Усса оценивается примерно одинаково - в 15 млн. долларов. Я уложусь в миллион долларов, но при этом постараюсь не выйти из рамок лимита. Дело не в деньгах, затраченных на предвыборную кампанию, а в эффективности их использования. В моей команде работают профессионалы, которые знают, как это делать. Из Лондона? Да, четыре менеджера оттуда. Остальные - питерская группа, которая вела меня на выборах мэра Санкт-Петербурга два года назад. Эти люди эффективно расходуют каждую копейку. Чтобы вы в итоге получили 1,5-2 процента голосов? Это будет прекрасным результатом. Значит, мне удалось не отнять ни у кого из фаворитов голоса избирателей. Но с другой стороны, я в силах во втором туре помочь лидеру: могу войти в его команду и помочь ему стать губернатором. Кому будете помогать: Хлопонину или Уссу? Для меня все равно кому. Обоих как управленцев я оцениваю не очень высоко. Им, как одному, так и другому, будут нужны выходы за рубеж и источники нецентрализованного финансирования. Где находятся эти источники? В мире есть финансовые центры, например, Америка, Южная Америка, Европа, Юго-Восточная Азия. Сравнительно недавно образовалась новая группа - арабская. При этом традиционные рынки инвестиций в мире определены. Например, европейский капитал с евро сегодня в ту же Мексику не пустят. Никогда он не войдет в Америку или Канаду. В Юго-Восточную Азию, после того как там немцы и англичане потеряли несколько миллиардов долларов, тоже никто не спешит. Там Китай намерен контролировать все и вся. Куда Европе деваться? Традиционно Европа вкладывала деньги в арабские султанаты. Сегодня, пардон, арабы разбогатели и сами ищут, куда бы им вложить нефтедоллары. Что остается? Африка, Индия и другие страны третьего мира. Но Россия на их фоне выглядит более привлекательно. Поэтому Европа вынуждена иметь с нами дело. История с падением доллара в этом смысле очень показательна.

Попытка повлиять на имидж американской валюты имела в России некоторый успех. Сорос предрекал падение доллара на 25-30%. Сорос уж точно нагрелся на этом. Не забывайте, он же коммерсант. Я ситуацию моментально прочувствовал и играл на повышение доллара. Сейчас у меня прекрасные скачки всех индексов. На предвыборную кампанию заработали на этих скачках курсов акций? Заработал и на нее в том числе. Но главное не это. Все предрекали обвал, падение доллара. А Сорос-то молчит, мол, извините, ошибся, ребята. А вот европейским деньгам туго приходится. Они варятся в собственном соку в европейских банках. Им просто необходимо куда-то хлынуть. Куда? Можно, конечно, в Польшу, Венгрию, Болгарию. Но Россия в потенциале куда более привлекательна. Посмотрите, сколько иностранных банков открыли здесь свои представительства. Но, имея лицензии практически на все виды финансовых операций, многие компании не торопятся начинать свой бизнес. Им нужны такие проводники, как наша швейцарская компания. Я надеюсь именно на эти инвестиции, которые будут защищены от различного вида рисков. Прежде всего гарантии должны идти от таких авторитетных компаний, как Lloyds.

Европейцы уже обожглись на портфельных инвестициях и на покупке акций российских компаний. В России этот рынок вообще нерегулируемый, и они это хорошо понимают. Массированного притока денег на здешний фондовый рынок не ожидается. Единственный выход - вкладывать деньги в проекты с отдачей. Как-то импортно-экспортные операции, обслуживание энергетических компаний, которые имеют достаточно денег, чтобы расплатиться в случае чего. Еще одна область - инновационные технологии, имеющие хоть какую-то коммерческую перспективу. Вот на эти три-четыре направления, которые составляют ресурс России, я имею реальный выход. Я всегда консультировал западные фирмы, которые работали в России. Многих спас от кризиса ГКО. Люди там до сих пор мне благодарны за это, потому что другие на этом много потеряли. Тем более сейчас у нас период стабильности. Переизбрание Путина на второй срок - дело решенное. Значит, перспективы у нас светлые. По крайней мере пять стабильных лет у нас есть. Но наш менталитет не настолько светел, в отличие от перспектив. Да, менталитет - дело серьезное. Честно говоря, не только менталитет, но и само понимание ситуации изменилось не в лучшую сторону. Понятно, что нужно давать какие-то льготы отдельным территориям. Кстати, это одно из тех предложений, которые я хотел бы донести до президента. Сохраните льготы, которые имеют все эти олигархические структуры. Они и так хорошо живут в том же Красноярске, где "Русал" на КрАЗе имеет низкий энерготариф. Проблема в том, что деньги от таких бизнесов не идут в местный бюджет, а выводятся в головную компанию, расположенную по обыкновению в офшоре. Заставьте эту компанию платить налоги там, где расположены ее производственные мощности. Если КрАЗ работает в Красноярске, он должен платить налоги там. Если Абрамович развивает чукотский бизнес, пусть платит там. Вот источник больших доходов, которые могут получить регионы. Если повышать налоги на этих территориях, то крупные компании просто уйдут оттуда?

Надо очень осторожно подходить к этой проблеме, чтобы не вынуждать бизнесменов выводить капиталы за рубеж. Позвольте компаниям работать в тех регионах, от которых можно быстро получить отдачу. Сколько ни вкладывай деньги в Чукотку, быстрой отдачи не получишь. Гораздо логичнее развивать индустриальные центры. Единственным инструментом власти является налоговая система. Надо передать этот инструмент губернаторам, а не отбирать у них его, как это сейчас делается. Когда Путин это поймет, мы сделаем серьезный шаг вперед. В Калифорнии, например, зарплаты и налоги гораздо выше, чем где-нибудь в Айове или даже в Нью-Йорке. Уровень жизни можно повышать там, где есть индустрия, мозги, сырьевые ресурсы. Я поеду жить в Сочи, а не в Красноярский край. Но коли надо работать в Красноярске, значит, надо привлекать туда трудовые ресурсы. А сейчас там убыль населения - 17 тыс. человек в год.

Скоро вообще работать некому будет. Уэльс был в Англии отсталой территорией, где не было практически никакого производства. А сейчас там 150 японских заводов. Потому что местные власти давали колоссальные льготы по той же электроэнергии и налогам. Вряд ли вам дадут возможность сделать из Красноярска Уэльс. Миллиарды могут потеряться по дороге. Если инвестиции пойдут через Сбербанк, нам, наверное, не скажут, сколько денег пришло и ушло. Я и пытаюсь создать структуру "не через Сбербанк". Есть же частные инвестиционные фонды, чьи капиталы исчисляются миллиардами и которые никак не задействованы в этом процессе. Есть фонд Fidelity, который аккумулировал 350 млрд. долларов. Вот когда он профинансирует какой-нибудь проект в России, тогда можно говорить о том, что к нам пошли инвестиции. Даже если такой консервативный фонд вложит хотя бы 5 долларов в нашу экономику, это будет громадным прорывом для страны. Если он положил пять долларов, я найду через Salomon Brothers 50 млн. Но если МБР вкладывает деньги, это не инвестиции, а государственные отношения. Если эти миллионы и миллиарды пойдут через госканалы, мы этих денег, скорее всего, не увидим. В этом заключается программа созданного вами предвыборного финансово-свободного блока, проще говоря - ФСБ. Не боитесь, что вас неправильно поймут? Что-то в этом есть. Но с другой стороны, наверное, сейчас в России ФСБ такая и есть - финансово свободная. Шучу. На самом деле я веду серьезную кампанию, в которой стараюсь донести людям очевидные, на мой взгляд, вещи. Нужны новые политические методы управления. Для примера: нужен контракт между администрацией края и мусороуборочной компанией. Она ведь мусор не убирает, а оприходует бюджетные средства. Помогать не ей нужно, а калекам и старикам. Для Родины я - персона крайне выгодная Вы приехали в Россию один, оставив семью? Для меня сын - моя семья. Кстати, он - еще одна причина моего возвращения. Меня там ничего не держит. С женщиной, с которой я прожил много лет, расстался. Остался сын, но он учится в технологическом колледже. И я за него спокоен. На процесс воспитания практически не влияю, вижу его только на каникулах. На это время я собираюсь летать к нему в командировки или встречаться с ним где-то в других странах. Я его вожу по разным странам, мир показываю. Ему 19 августа будет 13 - мужчина уже. А почему Россию не покажете? Туристом выступать не хочется, а обосноваться здесь я еще не успел. Мне сейчас негде жить в столице. Снимаю номер в гостинице. Естественно, буду покупать квартиру, и не только Москве, но и в Красноярске.

Мэр Пимашков запомнился народу местным "Биг-Беном" (мрачноватой башней с часами) и восемью фонтанами. А вы какой след в Красноярске собираетесь оставить? Я точно запомнюсь, но другим. Есть американская технология по скоростному строительству домов. Она даже в СНГ кое-где работает. Аслан Абашидзе пол-Батуми таких домов отстроил. Дом по этой технологии семья из трех человек может построить за месяц. И стоить он будет 10-15 тысяч долларов. При этом выглядит это двух-трехэтажное строение очень внушительно. Вот ее-то я и хочу привезти в Красноярск. Откуда у вас такая любовь к инновациям? Рискованный бизнес. У меня есть несколько хобби. Главное - размышления о том, что делать с Россией, потом - рыбная ловля, а инновации получаются на третьем месте. Я же заслуженный изобретатель СССР с 27 авторскими свидетельствами и четырьмя патентами. Диапазон, как у всех изобретателей, - от способа хранения черной икры до лечения простатита. Помню, в начале 70-х годов зарегистрировал изобретение - передача данных по телефону, не поддающаяся расшифровке. Меня тут же засекретили, вызвали на Лубянку. Было и такое приключение в моей жизни. Не боитесь, что и в этот раз ваше красноярское приключение закончится возвращением в Лондон? Мне осталось 10 лет активной жизни.

Сидеть в Лондоне мне неинтересно. Мне интересно то, что сейчас со мной происходит: атмосфера красноярских выборов, когда кандидаты друг друга мочат, а я в этом варюсь. Вас же тоже мочат. Ну и что? Это безумно интересно. Вообще-то я надеюсь, что отпущенные мне 10 лет я проживу интересно. Я имею на это право, и средства тоже. Кому-то интересно поехать в Лондон. Мне хватило 12 лет там, чтобы захотеть вернуться сюда. За границей интересного много, но, в какой бы стране ни был, ты гость. А я не чувствую себя гостем в России. Да и для Родины я - персона крайне выгодная: смотрите, не все уезжают, кое-кто и возвращается.

*** Мой проект "Русское лото", запущенный в то время, до сих пор прекрасно качает деньги *** Я считаю, что, будучи в Красноярском крае своим человеком, смогу привести туда за собой действующие структуры, в том числе и зарубежные

*** У меня есть профессия, с помощью которой я зарабатываю деньги, - это компьютер на столе и 15 минут в день торговли на Чикагской бирже

*** Хлопонину я неудобен. А что касается Усса или Пимашкова, то им, мне кажется, я удобен, и даже очень

*** Смоленский при всех его отрицательных качествах умеет прекрасно угадывать конъюнктуру. Иначе он не был бы Смоленским

*** Переизбрание Путина на второй срок - дело решенное. Значит, перспективы у нас светлые. По крайней мере пять стабильных лет у нас есть