Тайна коммунальщиков и кузница рабочих кадров: обзор прессы Архангельской области за 27 мая
Тайна коммунальщиков и кузница рабочих кадров: обзор прессы Архангельской области за 27 мая Экономика
Кто раскроет тайну архангельских коммунальщиков? (Правда Севера)
Много лет власть дурачит горожан в жилищно-коммунальной сфере только лишь потому, что не чувствует своей ответственности перед теми, кто ее содержит. В последнее время нам каждый раз при повышении тарифов на услуги ЖКХ говорят, что они экономически обоснованны. Но так ли это?
Скажите, о каком экономически обоснованном тарифе можно говорить, когда в себестоимость услуг что только не включается? В частности, платим за "фонтаны" "Водоканала" - утечки воды, за потери тепла в сетях, а это где-то 20-30 процентов. Оплачиваем потери электроэнергии - до 16 процентов. Кроме этого, платим за пользование банковскими кредитами, рассчитываемся за долги неплательщиков, содержим немалую армию паспортистов (около 11 миллионов рублей в год). Не исключаю, что платим за то, о чем и не ведаем.
О каком экономическом обосновании речь, если тарифы на 2005 год были утверждены горсоветом в декабре 2004-го, а перечень оплачиваемых услуг и работ, связанных с содержанием и ремонтом жилья, утвержден 5 марта 2005 года. Как говорится, телегу поставили впереди лошади.
На протяжении многих лет архангелогородцы не получают ответа: за что, сколько и кому они платят, какие услуги им должны оказывать за эти денежки? Из каких затрат складываются тарифы - держится в секрете, хотя население имеет право на получение полной информации.
В феврале я обратилась за ответом на эти вопросы к главному коммунальщику города В. П.Чурносову. Ответ пришел, но, как говорится, ни уму ни разуму. Мне сообщили, что теперь в содержание жилья входит плата за вывоз твердых бытовых отходов в размере 0,46 руб. за кв. м общей жилой площади и за содержание мест общего пользования - 3 руб. 58 коп. за 1 кв. м общей площади. Вот, пожалуй, и все.
Но ведь я хотела знать, какие виды работ должна оплачивать конкретно по статьям "содержание", "ремонт" и "капитальный ремонт" жилья. Однако все это осталось за ширмой секретности коммунальщиков.
Не удалось узнать хотя бы то, какой процент в себестоимости услуг составляют расходы на оплату труда, то бишь заработная плата. Слышала, что в тарифах на это "сидит" порядка 70-80 процентов. Если не так - поправьте меня.
И.о. начальника управления ЖКХ А. Лукин, подписавший ответ, посоветовал мне обратиться в МУ "Информационно-расчетный центр", как будто управление здесь ни при чем, хотя тарифы там и рождаются. Я воспользовалась советом и 23 марта отправила письмо в расчетный центр в надежде получить более подробную информацию. Ответ пришел в срок, но все равно не полный. Кто или что запрещает открыть все карты?
В частности, я просила указать конкретно, за какие работы я плачу по тарифу 4,04 руб. по статье "содержание жилья" и 2, 36 руб. по статье "ремонт". Однако мне расшифровали лишь первую цифру для категории моего дома - "хрущевки".
Поделюсь этой информацией с горожанами. Итак, уборка придомовой территории - 0,42 руб.; лестничных клеток - 0,37 руб.; устранение неисправностей в электроснабжении - 0,03 руб., в системах горячего водоснабжения и отопления - 0,05 руб.; электроэнергия - 0,44 руб.; вывоз твердых бытовых отходов - 0,46 руб. А вот услуги и работы по управлению многоквартирным домом тянут аж на 0,92 руб. Есть еще прочие работы, неизвестные нам, - 1,35 руб. И оказывается, что последние два вида затрат, которые составляют 2, 27 руб., или 50 процентов платы, не расшифрованы - остались за кадром.
В связи с этим напрашивается вывод, что многие горожане ежемесячно по 200-300 рублей отдают коммунальщикам просто так. Если не согласны - расшифруйте эти затраты.
И еще появилась новая заморочка. В декабре 1997 года мэром Архангельска было принято постановление N 295 "Об изменении порядка снижения населению платежей за коммунальные услуги при нарушении нормативных сроков и качества их предоставления". В этом же постановлении говорилось и о снижении платы в случае длительного отсутствия человека. Хотя и с большим трудом, но перерасчет производился. В нынешнем году это не делается. Как объясняют чиновники, по причине изменения структуры платежей механизм их снижения не разработан. А нет документа - нет и снижения.
Неужели в нашем городе нет грамотных и порядочных людей, которые могли бы не за страх, а за совесть разобраться в кухне тарифов на услуги ЖКХ и сказать людям правду: за что они платят и куда уходят деньги.
Думаю, было бы неплохо, если бы прокуратура области обратила внимание на тарифную политику в Архангельске. Ведь необоснованное завышение тарифов - не что иное, как обворовывание горожан, а непредоставление полной информации идет вразрез с законом РФ "О защите прав потребителей".
Брошенная земля (Каргополье)
Все меньше становится посевной клин в нашем ранее сельскохозяйственном районе
В этом году на середину мая лишь в трех хозяйствах имелись вспаханные площади: 40 гектаров пашни имели приозерцы, еще меньше каргопольцы и ЗАО "Ухта-лес". Проведено на 105 гектарах боронование многолетних трав и озимых, на 100 гектарах подкормлены многолетние травы и на 4 произведен подсев многолетних злаковых трав. Судя по принятым в начале года планам, пахать и сеять хозяйствам придется до середины лета.
прочем, каждое сельхозпредприятие нынче решает самостоятельно, что и в какие сроки делать. Так собирались кречетовцы, единственное зерносеющее хозяйство района, в эту весну засеять 250 гектаров зерновыми культурами, включая пшеницу, однако с приходом нового руководителя этот план может быть пересмотрен в сторону уменьшения, а то и вовсе не будут сеять. Мол, не оправдывает себя хлебная нива. Проще продать пиломатериалы и купить фуражное зерно, как давно делают другие хозяйства района. Глядишь, через год-другой подобная участь постигнет и однолетние культуры на силос. Скота в хозяйствах не прибавляется и первая же голодная зимовка вполне может поставить крест на сельхозпроизводстве вообще и сель-ских поселениях, которые пока находятся на стадии внутриутробного развития, в частности. Потому что без коллективных хозяйств, без крестьянского труда, без молока, мяса, северной деревне не выжить. Меньшая часть населения будет искать, где лучше, остальные деградируют и в конечном итоге просто вымрут.
Но вернемся к посевной кампании. Однолетние культуры на силос сельхозпредприятия собираются сеять. И семена на эти цели закуплены. Дороговато, правда, теперь обходится вико-овсяная смесь, 9 рублей за килограмм семенного овса и 6 за вику берут хозяйства-производители, но своих семян в сельхозпредприятиях района по известным причинам давно нет. В ЗАО "Каргополь" закуплено 39 тонн овса, 10 - вики, в СПК "Приозерье" 64 - овса и 23 - вики. Планируют приозерцы еще прикупить тонн 10 гороха, да по тонне семян клевера и тимофеевки. Многолетние травы хоть и зовутся многолетними, но периодически требуют "ремонта", да и бывшие пашни лучше превратить в луга, чем зарастить ивой и ольшаником. Впрочем, деньги на приобретение семян есть не у всех.
Вопрос финансирования весеннее-полевых работ, как всегда, стоит достаточно остро. Средства нужны на ГСМ, запчасти, семена, удобрения. Технику латают старую, новой наши аграрии не видели давно. Горючее еще в прошлом году брали в долг, с которым до конца не рассчитались и так далее.
В областном департаменте наш район критикуют за упущения в проведении полевых работ, мы едва ли не худшие в области. Обидно, конечно, но итог подобной ситуации вполне закономерен. Полтора десятка лет выживают наши коллективные хозяйства практически в экстремальных условиях, используя накопленный в застойные годы экономический и человеческий потенциал. Однако всему бывает конец. И если даже в ближайшем будущем российское сельское хозяйство будет вдруг востребовано, окажется, что работать на полях и фермах некому.
Кстати, с будущего года одной из статей наполнения бюджетов сельских поселений будет налог на землю. Вот только кто сможет его платить, если земля эта, которой в Каргопольском районе тысячи гектаров, давно не работает.
Медицина
Проблема (Известия НАО)
Основные проблемы в сфере медицинского обслуживания в Нарьян-Маре - это нехватка кадров и отсутствие необходимого оборудования. Почти вся техника, на которой работают окружные медики, исчерпала свой ресурс. Совсем недавно вышли из строя сразу два рентгенаппарата.
Только год назад в окружную поликлинику привезли рентгенаппарат, сейчас он не работает. Больным приходится проходить обследование у хирурга в поликлинике, а снимок делать в окружной больнице. Специалистов для ремонта нет, необходимые запасные части скоро придут, но постоянное латание изношенной техники стоит больших денег.
Как сообщил нашему корреспонденту главный врач окружной больницы Николай Фисенко, всё медицинское оборудование оценено в семьдесят шесть миллионов рублей, а на его ремонт ежегодно тратится около двадцати миллионов рублей. Возникает вопрос, не легче ли однажды потратиться и закупить новую современную аппаратуру, вместо того, чтобы из года в год чинить старую. В сумме-то на ремонт уходит значительно больше.
В окружной больнице сломался аппарат, на котором делают внутривенную урографию, то есть рентген внутренних органов. Больных приходится отправлять в Архангельск. Кроме проблем с рентгеновскими аппаратами, у окружной медицины есть и другие. В кабинете ЭКГ всему оборудованию уже больше десяти лет. Из трёх аппаратов работают только два. Кабинет ЛОР врача вообще не оснащён. Используют те же инструменты, которыми проводили исследования при открытии поликлиники в городе - двадцать пять лет назад.
А что говорить о технике, если даже персонала не хватает больницам округа. В окружной поликлинике, например, по штату должно быть два терапевта, в данный момент есть лишь один. Люди не хотят идти мизерные зарплаты. Так заработная плата рядовой медсестры не превышает четырёх тысяч рублей. Врачи получают чуть больше. Из-за нехватки персонала, говорит заместитель главного врача окружной поликлиники Елизавета Нечаева, и образуются очереди, ставшие уже притчей во языцех в Нарьян-Маре.
Выход из сложившейся ситуации есть - необходимы срочные денежные вливания, причём не просто для ремонта техники, а для полного обновления системы медицинского обслуживания в городе и округе. А для этого необходима специальная инвестиционная программа. Будет ли она или мы дальше будем заниматься латанием дыр, покажет время.
Образование
Кузнице рабочих кадров - быть или не быть? (Волна)
2 июня состоятся областные парламентские слушания, то есть общественное обсуждение основных проблем и путей развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики Архангельской области.
В их преддверии от имени директоров профессиональных училищ и лицеев мне хотелось бы поделиться с депутатским корпусом, общественностью наиболее острыми проблемами, с которыми сегодня постоянно сталкиваются профессиональные училища и лицеи области и от решения которых во многом зависят уровень и качество профессионального обучения наших выпускников.
Полагаем, что народные избранники и те, кто их избрал, должны знать эти проблемы для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Система профтехобразования России, за исключением нескольких регионов, до 1 января 2005 г. финансировалась из федерального бюджета. Перевод в этом году на областной бюджет большинства профессиональных училищ (ПУ) и лицеев (ПЛ) происходит очень болезненно. Профессиональные училища и лицеи снова, как в 90-х годах, оказались в полосе безысходности, снова налицо кризис экономики начального профессионального образования, снова наступил период выживания, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Основными причинами наших бед являются: отсутствие региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность училищ и лицеев; хроническое недофинансирование их деятельности за последние 15 лет; отсутствие нормативного финансирования; отсутствие продуманной политики в вопросах экономики начального профессионального образования.
Лимит времени на решение нашей основной задачи - подготовку рабочих кадров высокой квалификации - практически исчерпан. Уже сегодня острая нехватка рабочих кадров высокой квалификации практически во всех отраслях экономики области. А удовлетворить их потребности система начального профессионального образования в её нынешнем состоянии и положении практически не может. Я как председатель совета директоров профессиональных училищ и лицеев говорил об этом неоднократно на встречах и совещаниях разного уровня.
Сегодня многие прекрасно понимают, что подъем экономики связан, прежде всего, с внедрением в производство новых передовых технологий, нового оборудования, инструмента, материалов. В то же время учебно-материальная база подавляющего числа профессиональных училищ и лицеев осталась на уровне 80-х годов. В своё время она была создана с большой помощью базовых предприятий. Их не стало. И за эти годы учебно-материальная база морально и физически устарела настолько, что около 80% её не соответствует требованиям учебных программ.
По здравому смыслу, техническое перевооружение должно начинаться с учебного цеха, т.е. с профессиональных училищ. Об этом говорит весь мировой опыт. Предприятия могут купить импортную технику, оборудование, импортные материалы, несмотря на их стоимость. Но кто будет работать на ней, чтобы её максимально эффективно использовать?
Учитывая сложность и многогранность профессиональной подготовки современных квалифицированных рабочих, методом фабрично-заводского обучения их не подготовить, или этот метод будет крайне неэффективен.
К великому сожалению, мы учим ребят на оборудовании, которого на производстве сегодня практически не осталось. Вот почему качество и уровень профессионального обучения наших выпускников не соответствует требованиям и запросам работодателей. Сегодня нельзя оставлять училища со своими проблемами один на один. Надо срочно находить пути оказания им помощи. Если они не будут найдены, то последствия могут быть самыми печальными и многое может быть невосполнимо утрачено. Потерь немало уже сейчас, но исправить ситуацию в лучшую сторону ещё возможно. Печальный опыт показывает, что без решения кадровой проблемы внедрение передовых технологий не приносит желаемого экономического результата. В условиях обостряющейся демографической ситуации кадровая проблема будет ещё более острой. Если её не решить сегодня, завтра останется один путь - путь переманивания рабочих высокой квалификации с одной организации в другую, путем обещания им более высокой заработной платы, который приведет, в конечном счете, в тупик. И тогда другого пути, как привозить квалифицированную рабочую силу извне, в том числе из ближнего зарубежья, просто не будет. А всё это потребует средств и средств немалых. Поэтому давайте находить средства сегодня и тратить их будем на своих детей, внуков, жителей нашей области.
Какие средства нужны для подготовки квалифицированного рабочего по конкретной профессии?
Я неоднократно приводил цифры, причем цифры потребности только в материалах по профессиям, подготавливаемым в нашем училище. Так для подготовки квалифицированного каменщика - печника необходимо на каждого ученика иметь минимум 200 штук кирпичей; на каждого электросварщика - 25 кг электродов; на каждого водителя категории В и С - 450 литров горюче-смазочных материалов. Зная рыночную минимальную цену этих материалов, посчитать затраты на учебную группу дело нескольких минут, и это только материалы, но нужны ещё учебники, наглядные пособия, технические средства обучения, оборудование, инструмент и социальные затраты, то есть качественное обучение по любой профессии требует средств. Чтобы понять, какие средства нужны, нужны нормативы минимального финансирования на одного учащегося, хотя бы по наиболее массовым и востребованным профессиям. Об их разработке и внедрении было написано ещё в 1992 году в первой редакции Федерального закона "Об образовании". Почему их не разрабатывают и не применяют все эти годы? Государство заявляет, что у него сейчас таких средств нет, и рекомендует обращаться к своим работодателям. Работодатели тоже средств не давали и не дадут (за редким исключением), у них нет сегодня никакой гарантии, что вложенные средства реально помогут им решить их кадровые проблемы. Учитывая призыв выпускников в армию и конституционное право каждого выпускника свободно распоряжаться своими способностями к труду, позиция работодателя становится понятной и вполне объяснимой. Предложения органов власти о поиске спонсоров, меценатов и тому подобное - не реальны.
Решение о введении экономических стимулов и льгот частным предпринимателям, юридическим лицам, оказывающим помощь образовательным учреждениям, осталось на бумаге.
По закону начальное профессиональное образование бесплатное. Поэтому брать деньги с родителей за обучение своих детей мы не имеем права. Да и большинство из них этого сделать не могут, так как более половины наших обучающихся из малообеспеченных семей или совсем лишившиеся попечения родителей. Таким образом, круг замкнулся, он не размыкается уже более 10 лет.
С учетом скудного бюджетного финансирования за последние 15 лет (а оно по оценке авторитетных специалистов в области профессионального образования ежегодно составляет лишь около 30-40% нашей минимальной потребности) и с учетом того, что из этих скудных финансовых средств 70-80% тратятся на социальные расходы (заработная плата, стипендия, питание, коммунальные услуги и т.п.), на обеспечение учебного процесса фактически не остаётся ничего. Из ничего нельзя подготовить рабочего высокой квалификации. Такого не бывает даже в сказке. Вот почему все эти годы накапливалась критическая масса, которая может в ближайшее время парализовать всю систему подготовки квалифицированных рабочих кадров. Вот почему для достижения уровня и качества профессионального обучения выпускников необходимо срочно создавать условия для получения качественного образования. Это сложнейшая задача и мы, инженерно-педагогические работники, это прекрасно понимаем. Но решать её, пока не поздно, всё равно необходимо.
Должен быть определен тот минимально необходимый уровень, ниже которого качественное профессиональное обучение не возможно.
Давно настала пора решать проблемы не выживания системы подготовки рабочих кадров, а её развития. Мы не раз предлагали выход из финансового тупика, как это сделано в большинстве развитых стран: ввести налог на квалифицированные рабочие кадры. Причем сделать это необходимо при одном условии: не увеличивать общую сумму налогов, которые платят сегодня работодатели. Этот налог необходимо выделить из общей суммы налогов, может тогда финансовая проблема подготовки рабочих кадров сдвинется с мертвой точки. В рыночных условиях, когда квалифицированная рабочая сила становится товаром, любой её потребитель должен за этот товар платить. Сегодня же фактически любой работодатель - от мелкого частного предпринимателя до крупной организации - получает квалифицированную рабочую силу фактически бесплатно. Тупик такой финансовой политики государства в этой области очевиден.
Мы понимаем, что это наше предложение не истина в последней инстанции, может быть, есть другой, но также эффективный для решения данной проблемы путь. Но если он есть, почему его никто не предлагает? Почему все эти 15 лет, зная основную причину кризиса системы подготовки рабочих кадров, он не внедряется в практику?
Профессиональные училища, к великому нашему сожалению, в условиях финансирования из федерального бюджета, не стали объектом постоянной заботы о них со стороны региональных органов государственной власти и управления и, конечно, работодателей. И одна из причин отсутствия такого внимания и заботы - отсутствие региональной нормативно-правовой базы. Когда она будет создана, именно она станет основой нашего тесного взаимодействия, и значит, движения вперед.
По большому счету наши интересы совпадают. Мы также заинтересованы в высоком уровне профессионального обучения наших выпускников, мы также заинтересованы, чтобы все они были востребованы работодателями. Мы согласны с тем, что не совсем правильно, когда многие молодые люди стремятся получить профессии без учета того, что рынок труда ими уже сегодня насыщен, и мы понимаем, что этот дисбаланс желания и потребности не нужен ни экономике области, ни самим потребителям наших образовательных услуг.
Введение налоговых льгот, а точнее освобождение профессиональных училищ и лицеев от оплаты всех видов налогов федеральным и областным законами "Об образовании", было важной мерой экономической поддержки системы подготовки рабочих кадров со стороны государства. Большинство профессиональных училищ во многом выживали за счет организации производственного обучения на выпуске и реализации полезной продукции. Введение норм 25-й главы Налогового кодекса РФ не только отменили правовые нормы статей Закона "Об образовании" в вопросах налогообложения, а фактически поставили профессиональные училища в один ряд с коммерческими организациями.
После введения для профессиональных училищ и лицеев налога на прибыль была фактически открыта "зеленая улица" для других налогов. Только за 2004 год профессиональные училища и лицеи области заплатили налогов на сумму 3,0 млн руб., в т.ч. налог на прибыль - 1,125 млн., налог на добавленную стоимость - 1,2 млн руб., а это для нас существенные финансовые средства, которые необходимы для обеспечения учебного процесса.
Финансовую поддержку профессиональных училищ и лицеев со стороны государства в виде налоговых льгот необходимо восстановить и ввести мораторий на другие налоги, пока система начального профессионального образования в области не встанет на ноги. С учетом специфики деятельности профессиональных училищ это было бы абсолютно правильной, справедливой и своевременной мерой со стороны администрации области и областного Собрания депутатов (я имею в виду налоги, выплачиваемые нами в областной бюджет). Восстановление налоговых льгот даст профессиональным училищам финансовую поддержку в организации учебного процесса и, несомненно, будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
В условиях острого дефицита бюджетных финансовых средств органам государственной власти необходимо создать все условия для стимулирования внебюджетной деятельности профессиональных училищ и лицеев. Конечно, внебюджетные средства не могут полностью решить проблему повышения качества профессионального обучения, но они оказывают серьезную экономическую поддержку в этом.
Принятая с 1 января 2005 года администрацией области практика лишения прав финансовой самостоятельности профессиональных училищ и лицеев показала сразу её неэффективность и неприемлемость. Причем сделано это было, на наш взгляд, с нарушением норм действующего законодательства РФ. Кроме вреда, она практически не принесла ничего в решении наших основных проблем и задач. В условиях учебно- производственного процесса лишать училища этого права, на наш взгляд, нельзя, его надо срочно восстанавливать. Без финансовой самостоятельности по внебюджетным средствам невозможно нормально организовать и обеспечить учебно- производственный процесс. Без неё внебюджетная деятельность теряет всякий смысл, а именно она в течение последних 15 лет была финансовой основой нашего выживания. Только за 2004 год внебюджетная деятельность профессиональных училищ составила 77,5 млн руб., но при этом следует всегда помнить, что основная часть этих внебюджетных средств заработана несовершеннолетними учащимися и мастерами производственного обучения в ходе учебно-производственного процесса и затраты на 1 рубль выпущенной продукции составляют у нас примерно 85-90 коп.
Вынужден ещё раз поднять нерешенную в последние годы проблему мастеров производственного обучения. Многие мастера - мужчины из-за низкой заработной платы из городских училищ ушли. Молодые выпускники вузов и техникумов по этой же причине к нам не идут. То есть налицо острейший дефицит тех, кто должен учить и кто может научить ребят профессии. Такая же ситуация с преподавателями спецдисциплин. Без их материальной поддержки со стороны администрации области сегодня уже практически не обойтись.
Для решений этой острейшей проблемы предлагаем восстановить финансовое обеспечение их премирования, которое осуществлялось в условиях финансирования из федерального бюджета и персональные надбавки, введенные прежней администрацией области, но не реализованные на практике.
На заседании координационного Совета при главе администрации Архангельской области 12.05.2005 года я предложил от имени директоров профессиональных училищ и лицеев области объявить 2006 год - Годом профессиональной школы, Годом государственной поддержки системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Мы надеемся, что депутаты областного Собрания наше предложение поддержат. Это, на наш взгляд, позволит нашими совместными усилиями создать фундамент для существенного повышения качества и уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей экономики Архангельской области.