Команда Ильхама Алиева не потерпит поражения: интервью министра ИД Нагорного Карабаха Армана Меликяна
Интервью министра иностранных дел Нагорного Карабаха Армана Меликяна Общественной телерадиокомпании Нагорного Карабаха
Самым значительным событием прошлой недели, пожалуй, стала встреча президентов Армении и Азербайджана. За ней последовали заявления с обеих сторон, заявление сопредседателей МГ ОБСЕ, были также различные комментарии в СМИ. Дипломаты и аналитики в основном придерживаются того мнения, что эта встреча - шаг вперед в переговорном процессе. Так ли это и как в целом оценивает министр иностранных дел НКР варшавскую встречу?
Действительно, эта встреча вызвала к себе достаточно большой интерес. Что же касается итогов встречи, то какого-либо определенного, видимого результата не зафиксировано. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ утверждают, что есть прогресс, министры иностранных дел считают, что можно говорить о прогрессе, и главы внешнеполитических ведомств должны продолжить рабочие встречи..., но в чем этот прогресс, пока не ясно. Во всяком случае, мы должны четко осознавать, что любое развитие, связанное с карабахской проблемой, или любая предварительная договоренность не могут претворяться в жизнь без согласия и участия народа Нагорного Карабаха, без обсуждения вопросов с властями НКР. В этом смысле мы должны быть спокойны, дождаться видимых результатов данного процесса. Пока этих результатов нет. Есть просто взаимные оптимистичные заявления. И если они имеют под собой основу, то это неплохо.
Еще до варшавской встречи в турецкой, а затем и азербайджанской прессе появились заявления о том, что Армении, а вернее, армянской стороне, будет предложено отступить от своих позиций. Речь - о территориях. После встречи в Варшаве глава МИД Азербайджана Мамедъяров сделал заявление о том, что "Армения готовится уйти из 7 районов". Хотя оно было опровергнуто, но все же, имел ли Мамедъяров основание для подобного заявления?
Я бы сказал, что единственным основанием для Мамедъярова является проводимая азербайджанской стороной практическая политика, которая направлена на то, чтобы показать, что контроль над указанными территориями полностью осуществляется Арменией. Очевидно, что это не так. Они делают это, исходя чисто из политических соображений. Контроль над территориями является делом властей Нагорного Карабаха, а решения относительно территорий не могут выноситься без согласия народа Нагорного Карабаха, которое должно быть четко выражено. Поэтому любые громогласные призывы, заявления о территориях и выводе с них армянских сил для азербайджанской стороны - пока лишь что-то желаемое, но не соответствующее действительности.
Если верить азербайджанским источникам, российский посредник Юрий Мерзляков заявил, что "армянские войска должны быть выведены из прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, однако пока окончательной договоренности нет", например, относительно условий, порядка, сроков, в общем, деталей. Мерзляков сказал, что вопрос вывода войск и сам этот принцип не ставится армянской стороной под сомнение, однако, это - вопрос не завтрашнего и не послезавтрашнего дня... Ваши комментарии.
Вообще, говорить сегодня о территориях или перемещении войск считаю бессмысленным. По данному вопросу нет какой-либо договоренности. Нет договоренностей и относительно принципов. Так что, г-н Мерзляков в своих заявлениях, пожалуй, также проявляет определенный оптимизм. Но мы должны быть реалистами. Данный вопрос - вопрос переговоров, относительно которого по сей день не зафиксирован какой-либо прогресс.
Снова вернусь к проблеме: пока в переговорном процессе участвуют Азербайджан и Армения, а также сопредседатели МГ ОБСЕ. Нагорный Карабах непосредственно не вовлечен в переговорный процесс. И об окончательных решениях можно будет говорить только тогда, когда Нагорно-Карабахская Республика будет участвовать в переговорах и сможет представить свои позиции общественности, посредникам и заинтересованным сторонам.
В повестке ли вопрос присоединения Нагорного Карабаха к переговорам?
Этот вопрос, конечно же, всегда в повестке. Другое дело, что исходя из определенных обстоятельств, Нагорно-Карабахская Республика в переговорах не участвует. Но я уверен (об этом говорилось и ранее), что это участие должно быть, так как, на мой взгляд, переговорный процесс может быть эффективным только в случае, когда к нему присоединится НКР. Безусловно, неучастие в переговорном процессе не означает, что мы находимся в пассивной, выжидательной позиции. Мы ведем свою внешнюю политику, и в этом плане она не входит в противоречие с общими международными процессами.
Я хочу снова вернуться к варшавской встрече. Насколько нам известно, непосредственно после встречи с президентом Армении Робетом Кочаряном, президент Азербайджана Ильхам Алиев позвонил "старшему брату" - премьер-министру Турции Реджеп Эрдогану и сообщил, что, якобы, по всем вопросам имеются договоренности, проблема - лишь в вопросе Лачина (Кашатага). Какова позиция Нагорного Карабаха в отношении этого района?.. Кстати, на этой неделе мы отметили 13-ю годовщину освобождения Лачина.
Вообще, Кашатагский район и другие территории изначально и по сей день имеют жизненное значение для Нагорно-Карабахской Республики. Думаю, так будет и в будущем. Не знаю, что в данном случае имеет в виду г-н Алиев, но, уверен, он в курсе того, что эти районы имеют для нас исключительно важное значение, и на мой взгляд, Азербайджану предстоит принять по этому вопросу достаточно трудные для себя решения.
Интересное сравнение можно провести в случае сопоставления заявлений, звучащих с обеих сторон. Обе стороны говорят, что данная встреча - это шаг вперед, но и отмечают, что они остались приверженными своим прежним позициям. Так министр иностранных дел Армении подтвердил армянскую позицию относительно вопросов политического статуса Нагорного Карабаха, географических контуров и безопасности, отметив, что по всем указанным трем направлениям принципы Армении не претерпели изменений. А президент Азербайджана Ильхам Алиев еще в Варшаве сказал, что Карабаху может быть предложена высокая степень автономии, что территориальная целостность должна сохраняться...
После таких заявлений очень трудно говорить о каком-либо прогрессе.
Мы все чаще становимся свидетелями того, что в том или ином вопросе Азербайджан и Турция поют в унисон. В течение этой недели заместитель начальника генерального штаба ВС Турции был в Азербайджане, и суть его беседы со спикером Милли меджлиса Муртузом Алескеровым заключалась в том, что Турция и Азербайджан имеют две проблемы, связанные с Арменией: это - открытие границы и проблема Нагорного Карабаха. Какая связь между этими двумя вопросами и возможно ли их решение независимо друг от друга?
Да, действительно, азербайджанская сторона часто преподносит данную проблему таким образом, что если в карабахском вопросе будет найдено решение, удовлетворяющее Азербайджан, то последний выступит с посредничеством перед Турцией открыть границу с Арменией. Однако вопреки такой формулировке, наши анализы позволяют утверждать, что закрытость армяно-турецкой границы мало причастна к карабахской проблеме. Сегодня в регионе и в мире имеют место серьезные геополитические изменения и, на мой взгляд, Турция держит запертой армяно-турецкую границу с целью ведения торгов вокруг вопроса ее вступления в Европейский Союз, то есть, посредством этого Турция шантажирует Евросоюз. Это и есть основа. А чтобы каким-то образом объяснить шантаж, обуславливает его наличием нагорно-карабахской проблемы или ее нерешенностью. Это уловка, часто применяемая в международной политике.
Неужели европейские дипломаты не понимают этого?
Европейские дипломаты понимают это, и мне кажется, в противовес ставят вопрос признания армянского Геноцида. То есть, в качестве инструмента для решения вопросов между собой используются армянские проблемы: Турция - закрытость границы, европейцы - вопрос признания Геноцида Армян.
Что должны предпринять мы, когда подобным образом сталкиваются интересы?
Мы должны отстаивать свои интересы, и думаю, главным интересом народа Нагорно-Карабахской Республики является то, чтобы добиться полноценного участия страны в международных процессах, превратить ее в полноценного члена международного сообщества.
Президент Армении сделал в Варшаве заявление о том, что урегулирование нагорно-карабахской проблемы видит в контексте европейских ценностей. Кочарян говорил о поисках формата интеграции фактически состоявшейся Нагорно-Карабахской Республики в европейские процессы. Реален ли этот вариант решения проблемы?
Мне кажется, да. Не сразу, но - да. Потому что в действительности Нагорно-Карабахская Республика при всех своих недостатках - состоявшееся государство, и имеет ту систему ценностей, которая существует в Западной Европе.
Могут ли предстоящие в НКР парламентские выборы, сам ход этих выборов, иметь какое-либо влияние на внешнеполитическую сферу?
Вообще по выборам можно составить представление о фактической ситуации в любой стране. В конечном итоге, выборы, как элемент системы управления, призваны вести вперед, к будущему: избираются ответственные за страну люди, которые должны выносить решения относительно судеб государства. Если этот выбор соответствует опыту передовых стран мира, то он, как правило, принимается в международном сообществе, если нет, то воспринимается отрицательно. Мы должны стремиться к тому, чтобы наш выбор соответствовал тем процессам, тем вызовам, которые сегодня имеются в мире.
Будут ли присутствовать на выборах наблюдатели из зарубежных стран и международных структур?
Мы отправили приглашения осуществить наблюдательскую миссию на выборах в Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики как соответствующим международным организациям, так и отдельным наблюдателям. Уже получили положительные ответы. Более конкретные данные дадим в ближайшие десять дней, так как еще не от всех получили ответы. Но, думаю, и на этот раз будут достаточно представительные наблюдательские группы.
Г-н Меликян, выборы пройдут и в Азербайджане, и из публикаций оппозиционной азербайджанской прессы можно сделать вывод, что команде президента грозит поражение, и во избежание этого она будет вынуждена начать войну в Нагорном Карабахе. Реально ли подобное развитие событий?
Я еще не слышал, чтобы оппозиционная пресса предрекала победу на выборах команде действующего президента или правящей партии. Она всегда утверждает, что победит оппозиция. На мой взгляд, команда Ильхама Алиева не потерпит поражения. Но даже если такая опасность будет, не думаю, что Азербайджан в состоянии прибегнуть к военным действиям.