В Молдавии ликвидирована русскоязычная правительственная газета. Ситуацию для ИА REGNUMпрокомментировал бывший зав. отделом политики "Независимой Молдовы", ныне возглавляющего приднестровскую газету "Днестровский курьер" Сергей Ильченко:

"История с закрытием "Независимой Молдовы" имеет несколько смысловых пластов. Во-первых, существование двух правительственных газет - на русском и на румынском языке, "Независимой Молдовы" и "Moldova suverane" было, по сути, заигрыванием с русскоязычным населением Молдовы, - сказал он.- Это заигрывание шло и при президенте Снегуре, и при президенте Лучинском и в первые годы правления Воронина, пришедшего к власти на волне обещания сделать русский язык государственным, наравне с молдавским. Однако вектор политики Молдавии за последние 2-3 года изменился на противоположный, ни о каком государственном статусе для русского языка уже давно нет и речи. За счет использования административного ресурса Воронин и его команда могут обеспечить себе пребывание у власти и не заигрывая с русскоязычными жителями правобережной Молдовы. "Российская карта" стала Воронину просто не нужна, а с ней перестала быть нужна и русскоязычная правительственная газета". "Во-вторых,- продолжил Ильченко,- заигрывать, по сути, стало уже и не с кем. Согласно результатам последней переписи, русских в Молдове осталось не более 6% населения. Они находятся в абсолютном меньшинстве, полностью вытеснены на обочину социальной жизни, совершенно не представлены ни в правительстве, ни во власти, и быстро ассимилируются. Можно смело прогнозировать, что еще лет через 15-20 большинство потомков этих "русских" не будет знать и русского языка, как это произошло у румынских липован - русских староверов, эмигрировавших в Румынию в XVIII-XIX в.в."

В-третьих,- сказал Ильченко,- "Независимая Молдова" просто деградировала как издание. Можно и нужно критиковать власти Молдовы до Воронина, но нельзя не признать - до прихода к власти коммунистов у газеты было свое лицо. Несмотря на правительственный статус она публиковала на своих страницах различные мнения, иной раз и противоположные официальной точке зрения. В редакции работал исключительно сильный коллектив. Однако коммунистам-воронинцам столь независимый и по этой причине не вполне управляемый печатный орган оказался просто не нужен. Сразу же после их прихода был спешно заменен редактор, а коллектив журналистов подвергнут кадровой чистке. Все, кто не был готов к бездумному и безоговорочному выполнению "госзаказа" были уволены, уровень газеты чудовищно упал, в публикациях допускались грудейшие информационные ляпы. В результате, несмотря на обязательную подписку для учреждений, началось падение продаваемого тиража. А "Независимую Молдову" стали иронически называть "Самой независимой газетой страны".

Впрочем, подчеркнул Ильченко, отпускать "Независимую Молдову" на вольные хлеба никто не собирается. Бренд "НМ" по масштабам Молдовы столь же раскручен, как, к примеру "Известия" или "Комсомольская правда" в России и СНГ. Да, тиражи упали и качество упало, но память о прежней "Независимой" еще осталась. Такую торговую марку никто просто так не выпустит из рук.

"Мне достоверно известно,- сказал Ильченко,- что "НМ" будет передана в медиа-холдинг, негласно контролируемый сыном Владимира Воронина - Олегом. В этот холдинг уже вошли "Деловая газета", Вечерний Кишинев", "Кишиневские новости" и целый ряд региональных изданий. Ведутся переговоры о покупке и других известных в Молдове газет. Конечная цель команды Воронина - полный контроль над информационным полем, причем внешне все должно иметь благопристойный вид целого куста "совершенно независимых" изданий, никак не связанных между собой."