Политика

Стратегия развития региона: "нефтяное проклятие"? (Бизнес-класс. Архангельск)

Еженедельник "Бизнес-класс" продолжает публиковать мнения социологов, политологов, депутатов, представителей активной деловой общественности о проекте программы социально-экономического развития Архангельской области до 2008 года. Авторы документа призвали к диалогу - обсудить основные направления развития региона, чтобы скорректировать курс стратегии. С основой проекта можно познакомиться на сайте "БК" (www.bclass.ru) в архиве номеров: 15 (251), 16(252).

Заместитель главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития Юрий Шевелев во время презентации проекта отметил основные принципы экономического регулирования - налоги и тарифы, лицензирование, самые актуальные вопросы из отдельных отраслей и видов деятельности. "Опираясь на эти "три кита", администрация области, развивая, управляя и регулируя экономику, собирается выполнить те обязательства, которые продекларированы программой. Это не просто проект, это программа действий. На основе ее будут построены бюджеты последующих лет. Это живой документ, а не догма", - считает Шевелев.

Проблема стратегии

"Я не знаком с проектом программы, он нигде не публиковался, поэтому трудно говорить о программе вслепую, другими словами - по слухам, но авторитетно", - говорит доктор социологических наук, профессор ВЗФЭИ Олег Овчинников.

По его словам, до сих пор за основу подобных программ берется так называемое индикативное планирование. "Но мы не можем задавать параметры рождающегося ребенка, основательно не проанализировав генетический материал, исходные данные", - считает Олег Владимирович.

По его словам, одна из проблем стратегии - отсутствие преемственности как таковой. Меняются руководители, команды, формируются проекты, при этом отсутствуют показатели, на основе которых оцениваются результаты следования предыдущим стратегиям.

Бюджетирование по результатам

Департамент экономического развития областной администрации заявил, что впервые при создании программы развития территории будет использоваться принцип бюджетирования по результатам, когда каждый израсходованный рубль будет оцениваться, а эффективность финансирования подвергнется тщательному анализу. "Это шаг вперед по сравнению с постатейным планированием. Теперь, прежде чем выделять деньги, мы будем спрашивать, для чего, что из этого выйдет", - рассуждает координатор экспертного клуба "Архангельская стратегия", директор Центра маркетинговых и социологических исследований "Форис" Вадим Трескин. Однако оценить, насколько успешно решаются задачи развития, достаточно трудно, для этого нет четких и ясных количественных критериев. "У Архангельской области есть хорошая перспектива - создать механизмы такой оценки. На средства Всемирного банка реконструкции и развития планируется разработать оценку индикаторов развития области", - считает Вадим Геннадьевич.

Норвежский сценарий

В 2004 году в Норвегии вышла книга "Сценарии развития Российской части Баренцева региона к 2015 году: большая нефтяная площадка, владения Русского Медведя или европейская перифирия-2015". В центре внимания авторов - вопросы развития энергетики в Баренцевой России, сценарии развития региона на ближайшие десять лет.

По варианту "Большая нефтяная площадка" регион превращается в быстро растущий энергетический рынок глобального значения, мотором развития становятся прямые иностранные инвестиции, акцент в экономике делается на развитие нефтегазового сектора, другие отрасли хозяйства переживают стагнацию. Ситуация в области охраны окружающей среды и состояния здоровья населения остается тревожной.

Второй сценарий, "Владения Русского Медведя", прогнозирует увеличение роли федеральных округов, планирования регионального развития. С укрупнением федеральных округов вопрос объединения территорий теряет значение, но некоторые действия в этом направления все же производят, например, объединяют Архангельскую область и НАО. Этот вариант развития характеризует ситуацию в Баренцевом регионе как "ослабление безопасности", "замедление реформирования" и "недостаточное информирование об общественном здоровье и экологии".

План "Европейская периферия" - это движение в сторону "вестернизации" России, отсрочка крупных нефтяных и газовых проектов в регионе, закрытие производств и усиление миграции с севера, более чистая окружающая среда.

"Отнести программу социально-экономического развития области к какому-либо из этих сценариев будет слишком хорошей оценкой проекта. Обсуждение в этом направлении - некорректное притягивание программы к норвежским сценариям. Эти материалы лежат в разных плоскостях", - говорит Вадим Трескин. Он уверен: созданная программа - ответ на запрос федеральных властей, обязательное условие Министерства регионального развития для выделения финансирования субъектам. Это способ защитить те инвестиции, которые планируется привлечь.

Нефтяное проклятие

"Сценарий развития Архангельской области можно назвать "нефтяным проклятием", по которому сейчас живет Венесуэла - нефтяные богатства транжирят, вместо того, чтобы их копить и приумножать. Наша страна развивается, учитывая рост цен на нефть, и регион играет лишь одну из ролей в дележе огромного нефтяного пирога. И Архангельская область, и Ненецкий автономный округ рассматриваются как место перевалки нефти", - продолжает он.

По мнению Вадима Трескина, область могла бы выиграть на проведении геологической разведки. Именно здесь, на Мезенской синеклизе, проводилась настоящая геологическая разведка. Этим преимуществом и надо пользоваться, развивать это направление. До сих пор не решена проблема создания рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Добыча нефти проводится вахтовым методом, налоги от доходов проходят мимо бюджетов Архангельской области и НАО. Остро стоит вопрос и об экологической обстановке, строительстве безопасного пути транспортировки нефтепродуктов, не созданы по-настоящему специализированные подразделения для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

И вот, пожалуй, главная беда - мы являемся объектами, а не субъектами стратегического планирования. Нет модели гармонизации социально-экономических интересов, чтобы государство, собственник и работник были объединены социально значимыми целями.

Коммуникационная площадка

Базовая идея стратегического планирования состоит в том, что ответственность за будущее муниципального образования лежит на местном сообществе, которое включает в себя представительную и исполнительную власть, местный бизнес, общественные организации и объединения. Стратегический план может быть разработан только в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества.

Основным сдерживающим фактором развития Архангельской области является низкий уровень зарплаты при высокой стоимости жизни, отдаленности от благоприятных территорий, необходимости дополнительного медобслуживания, неблагоприятном климате. Отдельные муниципальные образования имеют собственные стратегические планы, но они не скоординированы в общую концепцию, налицо разрыв между областной властью и НКО. Отсутствует практика подготовки сложных управленческих решений путем их согласования с интересами муниципалитетов, крупных предприятий, гражданских объединений. Это приводит к негативной общественной реакции, трудностям в осуществлении проектов.

"Специфика стратегического планирования как процесса определена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников. В области отсутствует практика подготовки сложных управленческих решений путем их согласования с интересами муниципалитетов, крупных предприятий, некоммерческих организаций, объединений граждан, СМИ. Пример подготовки "правильных решений" без должной экспертной оценки, обратной связи, широкого общественного обсуждения приводит к негативной общественной реакции, трудностям в осуществлении проектов", - утверждает Трескин.

Активно коммуникационная площадка работает в Санкт-Петербурге. Существует несколько аналитических групп, профессионально анализирующих ситуацию, специализированные издания, экспертные порталы.

"Важно обсуждение стратегии, чтобы люди участвовали в этом, могли оценить главные экономические подходы, изменить видение общества", - говорит Вадим Трескин. Он считает, что у региона должно быть два варианта программы - для внешнего использования (федеральная) и собственная внутренняя стратегия. При этом областное Собрание депутатов должно играть роль своего рода коллективного стратега, определять направления развития. Сталкивающиеся интересы разных социальных групп и будут формировать точки роста.

Свежие идеи

Тема стратегии развития северных территорий привлекает внимание молодых экономистов. В конце апреля в Поморском государственном университете профессор кафедры общего и специального менеджмента МГУ, доктор экономических наук Юрий Алексеев читал лекции о государственной стратегии развития северных территорий.

В Москве на V Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России побывали пятикурсники института экономики, финансов и бизнеса АГТУ. Руслан Райманов и Дмитрий Рогульский в третий раз стали победителями, представив доклады о развитии экономики Архангельской области как одного из перспективных регионов страны.

В июне в Архангельске стартует II межрегиональный форум развития Северо-Запада. Там молодые экономисты, студенты поделятся своими проектами в области экономики, финансов, управления, бизнеса. Об их идеях, тезисах авторских программ развития Архангельской области и региона в целом и расскажет региональный представитель Молодежного союза экономистов и финансистов РФ в Архангельской области Дмитрий Рогульский. Этот материал читайте в одном из ближайших номеров БК.

Бардак в Междуреченском, или в бой вступают депутаты (Правда Севера)

Вначале апреля, когда зима еще и не думала сдавать свои позиции, в поселке Междуреченском Пинежского района (пять километров от Карпогор) в жилые помещения в очередной раз перестало поступать тепло. На счастье замерзающего населения в это же время к ним выехала группа районных депутатов - на встречу с избирателями...

Надо отметить, что в Пинежском районе избрали нового главу района Павла Меньшуткина, состоялись и выборы нового депутатского состава во главе с председателем Еленой Сопляковой (ранее эта должность была совмещена с полномочиями главы района). С тех пор народные избранники стали интересоваться проблемами, которые администрации было бы выгоднее замолчать.

... Посмотрев на житье-бытье населения Междуреченского, депутаты пришли к выводу, что без их экстренного вмешательства жителей поселка вскоре придется эвакуировать.

От "черных монстров" одни убытки

В поселке Междуреченском находится колония, где отбывают срок около 700 заключенных. Основная часть населения - это семьи сотрудников колонии. Всего около 1300 человек. В поселке есть школа, детский сад. С виду Междуреченский - обычная, полурастерзанная сельская местность, да и проблемы здесь до боли знакомые.

Перебои с отоплением - бич поселков Пинежского района. Междуреченский обогревают две котельные. Поглощая тысячи тонн угля, со своими обязанностями эти "черные монстры" справляются плохо. В середине апреля из 14 котлов работали только десять, да и те, по словам рабочих, "заплата на заплате". Температура воды при выходе была всего 26 градусов. Когда вовсе не было тепла, трубы "спасали" при помощи обогревателей. При этом столбик термометра в помещениях поднимался всего до 5-7 градусов.

Как утверждает начальник колонии Сергей Валегжанин, для ремонта котельного хозяйства необходимо 23 миллиона рублей, но у военных таких денег нет. К тому же многие жители поселка, устав от перебоев с отоплением, переходят на автономную систему обогрева. На совещании в районной администрации, которое опять же организовали депутаты, было решено, что содержание двух котельных для Междуреченского невыгодно. К следующему отопительному сезону надо объединить две кочегарки в одну.

Изношенность оборудования, накопленные годами миллионные долги за топливо, отказ населения платить за непредоставленные услуги (за февраль, март этого года плату с людей вовсе не брали - не за что), большое число безработного населения, живущего на пенсию своих стариков, - вот откуда тянется цепочка ежегодных отопительных проблем.

Кроме того, в Междуреченском не работает канализация. Хотя в этом по большей части виноваты сами жители: рабочие, прочищая канализационные колодцы, вылавливают... пластиковые бутылки. Телефонная связь с "большой землей" в Междуреченском практически отсутствует - старый кабель надо заменять полностью. Летом сюда должен прийти "Мегафон", но, учитывая плохое качество сотовой связи в сельской местности, можно предположить, что проблему это не решит.

Междуреченское ЖКХ: быть или не быть?

Разруха в Междуреченском связана отчасти с историей передачи коммунального хозяйства поселка муниципалитету. Это должно было случиться еще пять лет назад, но руководство колонии и администрация района смогли договориться только сейчас, и большую роль здесь опять же сыграли районные депутаты.

Еще в 2001 году над поселком нависла угроза срыва отопительного сезона. Не справлявшееся с обязанностями МУП "Междуреченское ЖКХ" решили реорганизовать, а имущество предприятия передать "Карпогорскому ЖКХ", которое сегодня тоже на ладан дышит. Рабочих уволили, а зарплату (около одного миллиона рублей) не выдали. Все попытки людей вернуть свои деньги через суд до сих пор тщетны.

Дело в том, что "Междуреченское ЖКХ" расформировано не до конца. Оно существует, но только на бумаге. Работник всего один - директор. Предприятие даже обанкротить нельзя, потому что отсутствует бухгалтерская отчетная документация. Ответственность за невыплаченную зарплату по закону перекладывается на "реорганизатора" - районную администрацию. Но понимая невыгодность такого поворота, на судебные запросы она до сих пор не отвечала.

Тем временем власть имущие законно требовали, чтобы военные привели поселковое хозяйство в порядок. По мнению районного прокурора Владимира Фефилова, УИН деньги на ремонт поселка все равно обяжут найти. А для выхода из коммунального тупика есть два пути. Либо принудить муниципалитет доликвидировать предприятие ЖКХ и отдать долг по зарплате людям, либо возродить "Междуреченское ЖКХ" на базе трех поселков (плюс Шангас и Сога, где положение не лучше). Выбор за исполнительной властью, а депутаты обещали проследить. По крайней мере, расставить все точки над "i" надо к следующему отопительному сезону.

Кадры "выживают" как могут

Еще недавно в Междуреченском не было постоянного участкового. Дежурство вел милиционер из Карпогор, который каждый день ездил на работу за свой счет. Кабинет участковый делил с одним из чиновников сельской администрации. Сейчас, по словам председателя Совета депутатов Елены Сопляковой, благодаря вмешательству депутатов рабочие помещения для участкового выделены, а также квартира, ремонтом которой он сегодня занимается.

Но свободного жилого фонда, по словам Сергея Валегжанина, в Междуреченском нет. Среди его подчиненных в очереди на жилплощадь стоят около сотни человек. Правда, по сведениям народных избранников, в поселке пустуют 20 квартир, хозяева которых давно выехали или умерли. Сейчас депутаты проверяют эти данные.

В экстремальных условиях работает местная медицина. Три года назад УИН прикрыло в поселке все лечебные учреждения. Поначалу в открытом уже своими силами медпункте работали фельдшер, медсестра и акушерка. Сегодня постоянного медработника нет. Фельдшер проживает в Верколе и приезжает в поселок только по будням. В нерабочее время и выходные дни население может надеяться только на карпогорскую "скорую помощь"... Да и то, договор с медиками стал действовать после вмешательства Совета районных депутатов.

Хотя есть еще на свете энтузиасты. В поселковой школе работает Лариса Могаева, молодая учительница по информатике, которая приехала из города Йошкар-Ола. Но в Междуреченском ее подвига не оценили. Уже три года женщина живет в общежитии с зияющими оконными и дверными проемами, дырами в крыше. Здесь нет ни воды, ни отопления, ни канализации. По ночам в этом бомжатнике дебоширит пьяная молодежь. Странно, что женщина еще не уехала от негостеприимных междуреченцев.

Экономика

В январе-марте (Заря)

Некоторые статистические показатели социально-экономического положения района

За первый квартал этого года по крупным и средним предприятиям района вывозка древесины составила 406,6 тыс. плотных кбм, или 101 процент к соответствующему периоду прошлого года. Производство деловой древесины составило 344,5 тыс. плотн. кбм (98%), пиломатериалов - 2,9 тыс. кбм (126%), хлеба - 220,6 тонны (86%).

В результате жилищного строительства построено 5 домов общей площадью 427 кв. метров (за январь-март 2004 года ввода в эксплуатацию жилых домов не было).

Произведено продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях: мяса - 7 тонн, 142% к соответствующему периоду 2004 г. (14-е место по области), молока - 30 тонн (118%, 15-е место по области). Кроме того, крестьянскими (фермерскими)хозяйствами произведены 121 тонна мяса (30% к январю-марту 2004 г.) и 297 тонн молока (118%).

Поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях на 1 апреля 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. снизилось на 54% и составило 210 голов, в том числе поголовье коров - соответственно 35% и 137 голов. Кроме того, поголовье скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах снизилось на 18% и составило 1016 голов, в том числе поголовье коров - соответственно 2% и 392 головы.

Пассажирооборот организаций, имеющих лицензии на пассажирские перевозки автомобильным транспортом, снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 38% и составил 1460 тыс. пассажирокилометров, перевезена 41 тысяча человек (снижение на 10%). Пассажирооборот автобусов, привлечённых для работы на маршруты общего пользования администрацией муниципального образования, составил 557 тыс. пассажирокилометров, перевезено 1,6 тыс. человек.

Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям района за 1-й квартал 2005 г. в сопоставимых ценах составил 49415 тыс. руб. -в 1,7 раза больше, чем за январь-март 2004 г. Оборот общественного питания составил 2217 тыс. руб. (93%).

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец марта 2005 г. (в расчете на 1 человека в месяц) -1383,67 руб. Платных услуг крупными и средними предприятиями оказано на 7385 тыс. руб., 117% к соответствующему уровню прошлого года.

Запасы угля на 1 апреля 2005 года составили 495 тонн (35% к уровню 1.04.2004 г.).

В районе вновь зарегистрировано 3 и ликвидировано 3 предприятия. Всего на 1 апреля в районе зарегистрированы 237 предприятий (исключая филиалы, представительства и индивидуальных предпринимателей).

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций (прибыль минус убыток) на 1 марта 2005 года составил минус 4 млн. руб., кредиторская задолженность предприятий и организаций - 185 тыс. руб., в т.ч. просроченная - 112 тыс. руб., дебиторская задолженность - 32 тыс. руб., из неё просроченная - 12 тыс. руб. Среднемесячная начисленная зарплата на крупных и средних предприятиях за январь- февраль составила 5655,7 руб. (121% к соответствующему уровню 2004 г.). Просроченная задолженность по зарплате на 1 апреля 2005 года - 640 тыс. руб., сократилась на 40% к предыдущему месяцу. В результате миграционной (прибыли 7, выбыли 45 человек) и естественной убыли (родились 60, умерли 124 чел.) население района уменьшилось на 102, а за январь- март 2004 года - на 146 человек.