Как ранее сообщало ИА REGNUM, переговоры о возможности размещения в России сборочного производства автомобилей Toyota Corolla и Toyota Camry проводились с 2003 года. На право разместить предприятие на своей территории претендовали Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская и Нижегородская области. Всего концерн Toyota получил более 20 предложений от российских регионов. После ряда встреч полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и сотрудников его аппарата с руководством Toyota, в большинстве нижегородских СМИ вопрос о размещении производства в Нижегородской области объявлялся практически решенным. Однако в апреле 2005 года концерн Toyota объявил о создании автозавода в Санкт-Петербурге. Инвестиции в проект составят около 4 млрд. рублей. Предприятие мощностью 50 тыс. автомобилей в год расположится в промышленной зоне Шушары. В начале производства на петербургском заводе планируется выпускать модель Camry в объеме порядка 20 тыс. штук в год. Для строительства завода был приобретен участок в 220 га.

В Нижегородской области уверены, что большая доля ответственности за отказ корпорации Toyota работать в регионе лежит на местных политических и бизнес-структурах.

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM председатель Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) Евгений Люлин, "Toyota предпочла Санкт-Петербург, потому что мы слишком долго собирались и запрягали и пытались вскочить в последний вагон, в тот момент, когда решение уже принималось". Если в Санкт-Петербурге "работали по привлечению Toyota 2 года, то мы пытались решить эту задачу в течение 3-4 месяцев", - пояснил Е. Люлин.

Первый вице-губернатор Нижегородской области Владимир Попов отказался комментировать журналистам решение корпорации, заявив лишь сотрудникам своего аппарата, что "Toyota ушла из Нижегородской области, не назвав причин". По его словам, отказ японской корпорации от работы в регионе - "очень больной вопрос для Нижегородской области".

Ряд политологов уверены, что вина за отказ Toyota создавать предприятие в области лежит на полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергее Кириенко и губернаторе региона Геннадии Ходыреве. Так, старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник заявил корреспонденту ИА REGNUM: "Это неудача и полпреда С. Кириенко, потому что у него для лоббирования интересов области очень много возможностей, и неудача губернатора Геннадия Ходырева. Хотя у губернатора, особенно нижегородского, в этом отношении возможности минимальны. Для японской корпорации губернатор какого-то российского региона - исчезающая величина, они его просто не заметят". Приход Toyota, по мнению А. Прудника, был "нужен полпреду, потому что привести такого крупного инвестора в свой округ - это большой плюс для будущей карьеры".

Однако нижегородский политический обозреватель Владимир Ионов уверен, что основная вина за отказ Toyota строить завод в Нижегородской области лежит на губернаторе региона Г. Ходыреве. По словам В. Ионова, "Ходырев явно не хотел бы иметь здесь это производство, потому, что этого не хотел нынешний владелец ГАЗа, у которого с губернатором достаточно тесные взаимоотношения: об этом можно судить даже по тому, что первым замом Ходырева является прямой сподвижник Дерипаски". Кроме того, как отметил Ионов, нижегородская область предлагала корпорации в качестве площадок "Борский район с трудностями переезда через Волгу, а Санкт-Петербург предложил более рациональную площадь". По поводу заявлений губернатора Ходырева, что область немного потеряла от решения корпорации, Ионов сказал: "Мы потеряли ровно столько, сколько приобрела Валентина Матвиенко".

В свою очередь, депутат Думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев заявил, что решение корпорации Toyota о строительстве завода в Санкт-Петербурге не имеет отношения к политической ситуации. Однако, продолжил он, на этой теме спекулировали и продолжают спекулировать политики, обвиняя друг друга в создании неприемлемых условий для инвестора. Как сказал Абызов корреспонденту ИА REGNUM, отказ корпорации от строительства завода в Нижегородской области продиктован тем, что представители концерна "либо не договорились с Горьковским автозаводом (ГАЗ), либо адекватно восприняли рыночную ситуацию". "Поэтому тот из политиков, кто берет этот флаг и начинает им размахивать, просто не понимает, как устроены такие проблемы. А вся игра вокруг Toyota - это игра аппарата полпредства", - уверен С. Абышев. По мнению депутата, причины отказа от проектов может назвать только менеджмент "РусПромАвто" и входящего в него ГАЗа.

Однако уже цитированный А. Прудник уверен, что "учитывая тот шлейф негатива, который тянется за российскими олигархами, Toyota не хотела выходить на одну площадку с "Сибалом". Да и "Сибал" не очень хотел видеть рядом с ГАЗом еще одно сборочное автопредприятие", - сказал он.

Наконец политолог Андрей Дахин заявил ИА REGNUM, что "в ситуации с корпорацией Toyota у Нижегородской области не было по-настоящему серьезных шансов". "Сейчас регионы конкурируют не только между собой, внутри России, но и на международном уровне. И в данном случае мы оказались менее привлекательны по экономическим параметрам", - сказал А. Дахин.