ПОЛИТИКА

"Саратовская областная дума уподобилась Государственной - подавляющее большинство в ней теперь составляют представители депутатской группы "Единая Россия", - пишет газета "Саратовский расклад". - Но если единороссам нынешний расклад кажется единственно верным, то взгляд на думу изнутри глазами оппозиции заставляет в этом усомниться. Пока новый спикер окончательно не запретил областным депутатам озвучивать собственные мысли, единственный представитель КПРФ в облдуме Ольга Алимова предельно откровенно, аргументированно и безо всякого коммунистического пафоса высказалась на заданную тему".

Ранее Алимова сделала сенсационное заявление о том, что Павел Большеданов вскоре уступит пост председателя облдумы секретарю регионального политсовета "Единой России" Юрию Зеленскому. Газете она пояснила: "В связи с грядущей реорганизацией Центробанка, есть основания думать, что Зеленского могут не оставить на нынешнем посту. Следовательно, ему нужно будет искать иное пристанище. Скорее всего, Володин захочет забрать верного оруженосца в Государственную думу. Но для высокого взлета необходим хороший трамплин. Таковым вполне может стать областная дума".

Сам Большеданов, по утверждению Алимовой, не исключает того, что является фигурой временной: "Большеданову досталась очень неблагодарная миссия. Начал он с рьяного разгона профессионалов из аппарата думы, а в итоге выполнит всю грязную работу и вызовет, мягко говоря, нелюбовь депутатского корпуса. О том, что Павел Большеданов - фигура временная и несамостоятельная, свидетельствует также следующее наблюдение: практически ни одна беседа в кабинете председателя не происходит с глазу на глаз. При любом разговоре обязательно присутствуют свидетели, которые непременно высказывают свое мнение по поводу того, какое решение лучше принять. Так что Большеданов пока совершенно не управляет думой, и, по-моему, ему и не дадут управлять".

Людей, которые сегодня взяли власть в думе, по мнению Алимовой, характеризуют три фактора: "принадлежность к ЕР, всепоглощающая любовь к Володину и развитый хватательный рефлекс. Для них не важны ни профессионализм в работе, ни перспективы развития области. Кого-то из них когда-то обидели, и теперь они хотят взять реванш. Как сказал однажды верный володинец, выступая на думском заседании: "Нам думать не надо, нам надо голосовать!". И это отношение к своим обязанностям тоже характеризует нынешнюю думу. К тому же "победители" порой демонстрируют абсолютную невоспитанность: проявляют неуважение к остальным депутатам, разговаривают с ними по-хамски, затыкают рот, цинично давая понять, что они, мол, будут творить что хотят, а все прочие здесь никто".

Что же касается взаимоотношений власти исполнительной и законодательной, то Алимовой ситуация представляется еще более мрачной: "последние два года областная дума была ощутимо сильнее, чем областное правительство. Министры ходили к нам советоваться, решать вопросы, согласовывать. И Аяцков встречался с нами довольно часто именно в стенах думы. Не мы бегали к нему, а он приходил к нам. Теперь все наоборот. Павлу Ипатову сейчас нужна слабая дума. Он рассчитывает, что когда придется решать важные вопросы, депутаты послушно воплотят в жизнь все его задумки. Но это далеко не так, потому что наши единороссы в первую очередь подчиняются Володину. Так что, скорее всего, группа "Единая Россия" будет претворять в жизнь генеральную линию генерального секретаря генеральной партии. Если предложения Ипатова будут идти вразрез с интересами Володина, а по каким-то конкретным вопросам их мнения могут не совпасть, то депутаты от ЕР за такие предложения голосовать не станут".

"Впервые за последние несколько лет местные власти проигнорировали и обошли молчанием первомайские праздники", - пишет газета "Новые времена в Саратове". - Не было нестройных колонн "трудящихся предприятий", переполненных студентами и школярами трибун стадиона "Локомотив", ряженых на футбольном поле и бесцветного грохота салюта в утреннем небе над городом. Зато оставшиеся без присмотра коммунисты и их молодые товарищи, пользуясь случаем, устроили себе полноценную маевку, и собравшаяся на Театральной площади тысяча пенсионеров, в отсутствие конкуренции со стороны официально празднующих чиновников и организованных "независимых" профсоюзов, выглядела внушительной силой.

Реформам и их авторам в этот раз досталась обычная порция общественного презрения, и, что характерно, маевщики мыслили глобальными категориями - если кто-то и виноват в убогости окружающей жизни, то это непременно президент или правительство. Ну, еще мэр. Никакой прокладки по вертикали между мэром и президентом в народном представлении, похоже, нет, а Московской, 72 (областное правительство, - прим. ред.) просто не существует.

Впрочем, праздником остались довольны все. Под звуки "Интернационала" народ потянулся с площади, вожди спустились с трибуны и запросто стали общаться с электоратом. К занятому разговором Валерию Рашкину тихо подошел интеллигентного вида старичок. Немного постоял, потом как-то несмело придвинулся ближе и протянул первому секретарю обкома старательно разглаженную пятисотрублевку: "Возьмите, пожалуйста, на нужды партии". Рашкин деньги принял, а старичок, не дожидаясь благодарности, развернулся и торопливо зашагал через площадь. "Верит, значит, народ, если последним делится", - подумали мы и попытались представить благодарных саратовцев, несущих пожертвования на партстроительство местным "медведям". Не вышло", - сетует газета "Новые времена в Саратове".

ОБЩЕСТВО

В канун 60-летия Победы, когда официальные газеты выпячивают заботу власти о ветеранах, другая пресса рассказывает о том, в какой степени власти на ветеранов наплевать. Газета "Новые времена в Саратове" публикует историю, которая началась ровно 20 лет назад, когда страна тоже праздновала юбилей Победы. "Участница войны, ветеран и инвалид труда обратилась в Волжский райисполком с заявлением об улучшении жилищных условий - деревянный дом постройки начала прошлого века, часть которого она занимает, начал разваливаться. Тогда же Анфиса Маркелова, как участник ВОВ, была поставлена в льготную очередь на получение государственной квартиры. Сегодня, спустя 20 лет, в этой "льготной" очереди она 42-я. У ее сына в четырех папках собраны ответы чиновников самого разного уровня на все три сотни обращений. Адресаты у Маркеловых действительно фигуры значительные. В коллекции отписок есть ответы из секретариата Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Виктора Черномырдина, Владимира Путина и Сергея Миронова. О местных чиновниках районного, городского и областного уровней и говорить нечего - одних заявлений на имя мэра Саратова Юрия Аксененко было послано больше двух десятков, бывшему губернатору области Дмитрию Аяцкову - около пятидесяти. Правда, осенью 2002 года, в день 80-летия Анфисы Маркеловой, губернатор прислал двух помощников, подаривших от его имени участнице войны пуховый платок и заверивших ее, опять же от имени губернатора, что еще до наступления Нового года она переедет в новую квартиру. Деньги, мол, на ее приобретение из бюджета уже выделены. Больше никаких хороших новостей из местного правительства не поступало.

С середины 90-х годов жилище Анфисы Маркеловой посетило множество экспертов и комиссий из коммунальных служб. После обследования дома все они констатировали: "Маркелова А.С. проживает в 1/3 частного домовладения, принадлежащего ей на праве личной собственности. Жилье находится в аварийном состоянии, отсутствуют коммунально-бытовые условия, нет газа, воды, слива, отопление печное, в доме очень холодно, и дальнейшее проживание в нем невозможно". По этой причине коммунальщики признавали какой-либо ремонт дома нецелесообразным.

В прошлом году за ветерана заступилась городская прокуратура, направив в Волжский районный суд исковое заявление с требованием рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилья в соответствии со статьями 28 и 36 тогда еще Жилищного кодекса РСФСР, оговаривающими первоочередное предоставление отдельных квартир участникам ВОВ. Требования поддержала и прокуратура области, просившая суд "обязать администрацию города Саратова, как собственника жилого фонда, предоставить участнику ВОВ Маркеловой А.С. жилое благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в первоочередном порядке".

Районный суд, однако, в минувшем октябре вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований "ввиду отсутствия достаточных доказательств нарушения жилищных прав истца и невозможностью возложить на указанного ответчика (администрацию города - авт.) обязанность по предоставлению истцу требуемого им жилого помещения в указанные им сроки и в указанном районе". Кассационная инстанция областного суда оставила это решение без изменения.

"После того как в областной прокуратуре мне подтвердили законность решений районного и областного судов, предложив обжаловать их в Генеральной прокуратуре, я и решил обратиться в Европейский суд", - говорит Анатолий Маркелов. На сбор бумаг много времени не ушло - все скопившиеся за два десятка лет документы были фактически готовым материалом для суда. В начале нынешнего года письмо из Саратова ушло в Страсбург, и уже 21 марта оттуда пришел ответ, подтверждающий получение жалобы. Теперь Маркеловы ждут решения своей бытовой проблемы на европейском уровне, надеясь, что "заграница им поможет", - пишет газета "Новые времена в Саратове".

ПРОИСШЕСТВИЯ

"Покончившим с собой четырем солдатам под Саратовом было чего опасаться, - пишут "Новые Известия", освещая тему массового самоубийства солдат в Саратовской области. - Дело может быть закрыто за отсутствием состава преступления. Ничьей вины в смерти четырех старослужащих в/ч 21965 следствие пока не обнаружило. Между тем в военной прокуратуре подозревают погибших в более тяжких преступлениях, чем угон автомобиля, который им инкриминировался ранее. Следствием уже получены данные о том, что военнослужащие вполне могли опасаться привлечения к уголовной ответственности за преступления - причем, более тяжкие, чем известный теперь всем угон автомобиля". Таким образом, дело в ближайшее время может быть закрыто за отсутствием состава преступления.

Заместитель прокурора Саратовской области Анатолий Горшков, выезжавший на место ЧП, рассказал "Новым Известиям": "Все четверо повесились не на ремнях, как писали в газетах, а на веревках, предсмертных записок не обнаружено. Судебные медики, осматривавшие трупы, не обнаружили на них признаков насильственной смерти, на месте трагедии не было и следов борьбы. Зато эксперты обратили внимание на то, что веревки были поддеты под смазанные мылом воротнички гимнастерок. Отсюда вывод: до петель товарищи подсаживали друг друга, пока ни остался один, который повесился, подтащив пень.

На сегодняшний день опрошено около 70 свидетелей. Сослуживцы рассказывают, что в середине апреля четверка друзей стала вести странные разговоры о самоубийстве, не скрывая при этом, что им грозят большие сроки, а в тюрьму они никогда не сядут. Отрабатывая эту версию, следствие установило, что за друзьями, кроме угона в начале апреля "Жигулей" первой модели, мог числиться и разбой, и даже убийство: в части видели у них новую золотую цепочку, наручные часы, автомагнитолу и носильные гражданские вещи. У прокуратуры есть серьезные подозрения в том, что в день угона авто они сильно избили 25-летнего жителя Ленинского района Глеба Баколдина, который позже скончался. Именно по этому делу их и вызывали в прокуратуру Ленинского района 20 апреля". Газета напоминает, что в этой же части два года назад во время тренировочного полета потерпел аварию вертолет "МИ-8": "Заходя на посадку, машина задела линию электропередач и рухнула на землю. Были повреждены фюзеляж, несущая система и стойки шасси, восстановлению вертолет не подлежал. Находящиеся на борту летчики не пострадали, однако сразу после аварии в Саратовский НИИ травматологии были доставлены две молодые девушки с ушибами и резаными ранами. Сначала военные утверждали, что пострадавшие случайно оказались на месте падения вертолета и всячески отрицали факт нахождения их в кабине. Позже стало известно, что летчики взяли девушек "покататься". После этого главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов объявил взыскания должностным лицам Сызранского военного авиационного института и виновным в аварии вертолета, последовали досрочные увольнения и понижения в должностях".

Тем временем "Коммерсант в Красноярске" предвещает, что дело по крайней мере одного погибшего солдата дойдет до Страсбурга: "Вчера мать погибшего 20 апреля под Саратовом военнослужащего Георгия Прядкина Ольга Прядкина заявила "Ъ", что намерена обратиться в Генеральную военную прокуратуру и международные правозащитные организации с требованием установить истинную причину смерти ее сына. Также госпожа Прядкина намерена потребовать от Министерства обороны РФ денежной компенсации за потерю единственного ребенка в семье. Мать солдата, Ольга Прядкина, заявила "Ъ", что, по ее данным, в части, где служил сын, были неуставные отношения, что в итоге и привело к его гибели. Так, по данным госпожи Прядкиной, в первые полгода, пока сын был на правах новобранца, его, как и других сослуживцев, неоднократно избивали. Старослужащие принуждали "молодых" заниматься попрошайничеством и воровством, чтобы добыть деньги на алкоголь для старослужащих. Когда в ноябре 2003 года Ольга Прядкина перенесла тяжелую операцию, и сына отпустили домой навестить мать, она увидела, что его грудь вся в желтых разводах от сходящих синяков. Сын рассказывал, что некоторые солдаты наносили себе огнестрельные ранения, чтобы избежать дедовщины.

Как заявила Ольга Прядкина, она не верит в честность и непредвзятость прокуроров Саратовской прокуратуры, возбудивших по факту гибели четырех военнослужащих уголовное дело. "Ребят сейчас обливают грязью, а прокуратура сделает все, чтобы смерть четырех солдат действительно выглядела как массовый суицид", - заявила мать погибшего солдата. Между тем, в пользу версии возможного убийства Георгия Прядкина вчера высказался один из хакасских судмедэкспертов, осматривавший тело солдата перед отправкой на родину по маршруту Абакан-Бея. Врач, попросивший не называть его фамилии, заявил, что, скорее всего, Георгий Прядкин был убит путем удушения, после чего уже подвешен на дереве, - отмечает "Коммерсант в Красноярске".