В Москве прошло заседание Совета законодателей Российской Федерации, на котором обсуждался ход реформы местного самоуправления и первоочередные задачи по её законодательному обеспечению. В работе Совета принял участие председатель Брянской областной Думы Владимир Гайдуков. По просьбе корреспондента ИА REGNUM он ответил на несколько вопросов.

Владимир Ильич, вступающий в действие с 1 января 2006 года Федеральный Закон о муниципальной реформе, сегодня находится в центре внимания и федеральных, и региональных, и местных органов власти. Он становится важнейшим институтом функционирования всей государственной структуры современной России. Как сделать её максимально эффективной, приближенной к проблемам и заботам брянцев?

Вопрос, действительно, не простой. Реформа местного самоуправления проводится не для того, чтобы создать новую "армию" чиновников. Президент России совершенно определённо заявил: мы ни в коем случае не должны допустить ухудшения обслуживания граждан России. Водо-, тепло-, энергоснабжение, медицинские и образовательные услуги не должны стать хуже. Наоборот, они должны стать лучше. Для этого, собственно говоря, всё и делается. Цель - в улучшении тех услуг, которые получает население... Но для того, чтобы такой цели добиться, нужно целенаправленно работать и к этому идти.

Регионы, в том числе и Брянская область, сталкиваются с большим количеством юридических и организационных трудностей в подготовке реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Речь идёт о создаваемых на Брянщине почти трехстах новых муниципальных образований. По заявлению министра регионального развития Владимира Яковлева, лишь около 30 субъектов Федерации сегодня готовы к новой системе. На какой стадии готовности сейчас находится Брянская область?

Брянщина не отставала по срокам законодательного обеспечения этого процесса. 25 марта 2005 года на сессии областной Думы сразу в трёх чтениях принят "пакет" региональных законов, регламентирующих предстоящие выборы в новых муниципальных образованьях области. 30 октября этого года нашим избирателям предстоит сделать выбор - кого они хотят видеть в качестве руководителей и в составе представительных органов своих муниципалитетов.

Приняты взвешенные и продуманные решения. Полномочия руководителей и депутатов органов местного самоуправления определены на срок в 3 года и 2 месяца - с тем, чтобы уже в 2008 году можно было совместить выборы органов местного самоуправления с выборами в областную Думу. Это очень большая экономия бюджетных средств. Подчеркну и то, что депутаты муниципалитетов будут работать в основном на непостоянной основе, то есть без зарплаты. Нашим региональным законом установлено, что не более 10% народных избранников будут получать зарплату за свою работу. При численности населения менее одной тысячи человек избирается семь депутатов, а от тысячи до трёх тысяч - десять и т.д. В случае, если в представительном органе будет менее десяти депутатов, на постоянной основе сможет работать лишь один из них.

Наверняка, при подготовке законодательных актов, связанных с дальнейшей реализацией закона о местном самоуправлении, в регионе возникает немало проблем. Расскажите пожалуйста о них.

О проблемах скажу кратко. Это подготовка кадров для исполнительных и законодательных органов муниципалитетов. Её мы можем решить у себя, на Брянщине, опираясь на собственный мощный вузовский потенциал. Вопросы финансирования муниципалитетов, без решения которых реформа вообще не возможна, требуют самой серьёзной проработки на федеральном и региональном уровнях законодательной власти. И мы этим уже серьёзно занимаемся.

Муниципальная реформа давно созрела. Депутаты областной Думы относятся к ней не формально, а творчески, без бюрократизма. Мне очень близки слова Владимира Владимировича Путина, сказанные на заседании Совета: "...И на федеральном уровне, на первый взгляд, негде взять достойных и эффективных руководителей. Это вечная проблема любой бюрократической системы. Эффективных управленцев, так же как и денег, всегда мало, всегда не хватает. Но если мы не будем этим заниматься, мы их никогда не получим..." Областная Дума настроена на то, чтобы новая реформа была проведена в установленные сроки и в интересах всех жителей Брянщины.

А как Вы вообще оцениваете реформу местного самоуправления с точки зрения ее полезности для нашей страны?

Местное самоуправление в нашей стране сегодня на пороге радикальных реформ за всю историю экономических и политических преобразований в России на рубеже веков. В прогнозе социально-экономических и иных последствий их практической реализации они обеспечат наиболее мощное продвижение в развитии основ российской федеративной государственности и гражданского общества после принятия Конституции РФ 1993 года. Речь идёт о том, что реальная власть на местах передаётся самим гражданам, а её финансовое обеспечение разделяется между государством, регионами и самими муниципалитетами.

У нас огромная страна. В каждом субъекте РФ сложились свои традиции и свой уклад жизни. Как говорил на встрече с законодателями Президент России: "И люди на местах, посёлках, сёлах, прекрасно знают, как лучше и как успешнее организовать свою жизнь, как лучше вести свои дела. Им нужно только помочь, и местное самоуправление - один из самых эффективных механизмов, созданных специально для этой цели".