Хабаровское село подверглось бомбардировке и лесные пожары: обзор хабаровских СМИ
"Амурский меридиан" размещает на своих страницах сразу два материала армейской тематики. Первый называется "В рабочей зоне полигона". Основная канва статьи в том, что возле села Святогорье, что располагается на границе с Хабаровским и Приморским краями, взорвалась стокилограммовая авиабомба. "Рядом с селом Святогорье находится боевой полигон для военных самолетов и вертолетов. Периодически военные проводят здесь учебные стрельбы. В одно из таких учений в 20 числах апреля над селом некоторое время кружил истребитель-перехватчик и вдруг из его недр выпала бомба. Она и рванула возле коров. Автор материала, расспрашивая очевидцев, приводит их свидетельства падения боевого снаряда на землю. Как летела, как взрывалась, как стекла вылетали из окон школы, и что никто не пострадал, и что военная прокуратура по факту падения и взрыва бомбы проводит проверку".
На этой же полосе еще один материал о военных "Оборона Калинки". Тут журналист пишет о том, как жители пригородного села встали стеной за свой населенный пункт. "Буквально в километре от Калинки находится заброшенный военный аэродром. Когда-то там размещались СУ-27, МИГи и другие самолеты. Теперь военные там готовятся к ежегодным парадам на 9 мая. Так вот чтобы попасть на взлетно-посадочную полосу танкам, бронетранспортерам и другой тяжелой технике приходится проезжать по дорогам села. Недавно их отремонтировали, залатали дыры, уложили новый асфальт. Увидев, что новенькую дорогу гусеницами "дерут" танки народ вышел из домов вместе с детьми и встал стеной перед военной техникой. Противостояние продолжалось 4 часа. Закончилось оно тем, что военные клятвенно заверили, что дорогу они отремонтируют. Автор в конце материала обратил внимание читателя на, то, что военные на своей тяжелой технике вообще не должны были въезжать в село. Перед въездом в Калинку стоит дорожный знак, ограничивающий въезд на территорию населенного пункта транспорта тяжелее 10 тонн".
"Аргументы и факты Дальинформ" на своих страницах размещают материал "Огню закон не писан". Речь в статье идет о федеральном законе №199. "В прошлом году леса края практически не горели: число пожаров было меньше среднего показателя за пятилетие в 3 раза, а пройденные огнем площади - в 20 раз. Но повторятся ли те уникальные погодные условия нынешним летом? Специалисты Хабаровской авиабазы охраны леса в новый метеоподарок не верят. Добавил им забот и очередной "продукт" Госдумы. В декабре 2004 года вместе с законом о монетизации льгот депутаты приняли и федеральный закон №199, который передает полномочия по тушению лесных пожаров субъектам РФ. А средства на эти мероприятия регионы должны получить от федерального центра в виде субвенций.
"Эта немыслимая, на первый взгляд, ситуация возможна, - допускает начальник Хабаровской авиабазы Александр Любякин. - Дело в том, что авиабаза как часть федеральной службы лесоохраны по новому закону получает из центра средства на все расходы, кроме... затрат на тушение пожаров. В 2005 году борьбу с огнем обязан оплачивать край. Из тех самых обещанных субвенций. Но их определенно не хватит для главной работы парашютистов и десантников. Федеральный центр выделил на лесотушение по всей России всего 0,5 миллиарда рублей. Неясно, откуда взялась эта цифра, как она обоснована и как будут распределяться деньги между регионами. Даже прижимистое Министерство финансов РФ в недавнем письме правительству указало: "Размеры средств, определенных Рослесхозом на 2005 год субъектам РФ из федерального бюджета на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров, являются явно недостаточными...".
В Минфине подсчитали, что российские расходы на лесотушение составляли в 2002 году 1,2 миллиарда рублей, в 2003 - 1,6 миллиарда, а в сыром 2004 - 0,9 миллиарда. Федеральные субвенции на 2005 год - всего 0,5 миллиарда рублей. Хабаровчане получат совсем крохи - 25 миллионов - на все лесоохранные службы. А средние годовые расходы Хабаровской авиабазы за пятилетие только на тушение лесных пожаров составляют 79 миллионов. Но и этих смешных 25 пока нет... А в наших местах май - "горючий" месяц. Случись сбой в искусственно усложненном и заведомо недостаточном финансировании лесотушения - и трудно будет избежать беды. Кстати, тогда может стать явью такая "страшилка": патрульный самолет обнаружит очаг огня, летчик-наблюдатель передаст на базу координаты, но не будет у летнаба права сбросить пожарный десант.
"Постараемся, чтобы этого не произошло", - сказал Александр Любякин. И авиабаза заключила договоры о тушении лесных пожаров с правительствами Хабаровского края и ЕАО. Труднее с частными фирмами, работающими в лесу... По ФЗ-199 лесопользователи должны самостоятельно тушить пожары на своих сырьевых базах либо привлекать на договорной основе лесопожарные формирования. Но пока даже крупные лесные компании неохотно идут на контакты с авиабазой. О мелких фирмах и говорить не приходится. Причина подобного поведения понятна: корысть. Потери из-за огня неприятны, но впрямую не затрагивают кармана предпринимателей. А лесным пожарным нужно платить за работу - этого делать не хочется... Уважаемые предприниматели, давайте помнить, что лесной пожар - это стихийное бедствие, - оно не признает ни административных границ, ни границ юрисдикции.
Федеральный закон №199 вроде бы переводит взаимоотношения лесоохраны, регионов и бизнеса на цивилизованную, договорную основу. Но вот что интересно: в крупных лесных державах, таких, как США или Канада, на опыт которых так любят ссылаться наши законодатели, противопожарные службы жестко централизованы и финансово не зависят от местных властей или корпораций.
Практика десятилетий доказывает, что только государство может успешно противостоять лесным пожарам. Оно тушит - а потом можно и разбираться, кому и сколько платить за работу. До прошлого года так было и у нас в России. Новый федеральный закон значительно ограничил лесопожарной службе вероятность оперативного маневра. Прежде можно было быстро сосредоточить в районах бедствия пожарных с ближних и дальних авиабаз - теперь субъекты РФ должны предварительно заключить между собой договоры о совместном участии в тушении. А лесных регионов в России десятки. Кто возьмется предсказать, где и когда будет гореть? Сейчас трудно представить, как, например, парашютисты из Хабаровска смогут завтра помочь тюменцам, а пожарные из Иркутска или Барнаула - нашим... Смягчить издержки закона №199, хотя бы в границах нашего края, можно лишь при условии тесного взаимодействия лесных пожарных с губернатором, правительством края и местными властями".