Глава республики пошутил по поводу объединения, а местные единороссы утратили имиджевую привлекательность: Республика Алтай за неделю
Создание суперсубъекта на основе объединения Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской (и, возможно, Новосибирской) области, идею которого 19 апреля предложил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, широко освещалась на прошлой неделе в средствах массовой информации Республики Алтай. Так, бывший глава республики Семен Зубакин 27 апреля в газете "Листок" высказал мнение о том, что объединение этих субъектов не приведет к положительным результатам. "Управляемость социально-экономическими и политическим процессами на всей территории ухудшится. Потенциалы Новосибирской и Кемеровской областей не могут быть задействованы и направлены через административный ресурс на оживление и рост экономики на территории Алтайского края и Республики Алтай. Лишних средств в бюджете двух областей нет. Наличие профицита бюджета Кемеровской области не говорит о том, что 3 млрд рублей в области не израсходованы по причине отсутствия потребности в них. Полагаю, что в области достаточно школ и больниц, нуждающихся в новых зданиях". С другой стороны, считает Зубакин, у Республики Алтай есть большой, пока нераскрытый экономический потенциал. Региону необходимо предоставить шанс для реализации этого потенциала. "Политической, экономической элите, да и вообще всем жителям Республики Алтай необходимо срочно активизировать процессы, ведущие к развитию экономического потенциала, в том числе через строительство дороги и газопровода на Китай, освоение гидроэнергетических ресурсов".
Как сообщало ИА REGNUM, 20 апреля глава Республики Алтай Михаил Лапшин, вслед за губернатором Алтайского края Михаилом Евдокимовым, поддержал инициативу Амана Тулеева о слиянии Алтая и Кузбасса. Однако, как сообщает 30 апреля газета "Звезда Алтая", "28 апреля состоялось очередное заседание правительства. Впрочем, термин "очередное", - пишет газета, - не совсем правилен, поскольку на нем глава республики Михаил Лапшин выступил с историческим заявлением, в котором изложил свое отношение к вопросу укрупнения регионов". В этом же номере газеты приводится и текст исторического заявления главы республики. В нем говорится, что распространенное информационными агентствами ранее якобы официальное заявление таковым не является, а опубликованный в СМИ текст является "вольным комментарием" к словам Михаила Лапшина. На самом деле, как говорится в заявлении от 28 апреля, "я был и остаюсь в числе самых убежденных и последовательных сторонников, самостоятельности нашей республики". 30 же апреля "Звезда Алтая" опубликовала мнение помощника депутата Государственной Думы Александра Чеконова, который, ссылаясь на мнение своего начальника - депутата Сергея Пекпеева - заявил, что "не всегда в Интернете размещается достоверная информация". Ответственный государственный деятель, убежден Чеконов, может комментировать столь серьезные вопросы, как изменение конституционного статуса республики, только в форме официального заявления.
Газета "Постскриптум", вышедшая в свет 28 апреля, то есть в тот день, когда Михаила Лапшин опроверг свое предыдущее заявление о поддержке инициативы Амана Тулеева, считает, что, поддержав идею укрупнения, Лапшин пошутил. "Чем отличился Лапшин после встречи с Путиным? Он согласился: вы правы, Амангельды Молдагазыевич, укрупняться надо, но центром нового субъекта должен стать Новосибирск. И в Кремле, надо полагать, по достоинству оценили остроумие нашего главы. Шутить таким образом может только человек, абсолютно уверенный в своём будущем. А если кто-то не понял его юмора, то это - надолго". Еженедельник также приводит мнение ректора Горно-Алтайского государственного университета Юрия Табакаева, который считает, что "против объединения Республики Алтай с Алтайским краем или Кузбассом будет армия чиновников в крае и республике. Они же потеряют работу".
В том же номере "Постскриптума" опубликован материал о работе следственной группы Генпрокуратуры, которая расследует факты превышения должностных полномочий чиновниками республиканского правительства, допущенных в ходе ликвидации последствий землетрясения, случившегося на Алтае осенью 2003 года. Как сообщает газета, "в течение двух месяцев команда Ануфриева (старший следователь Генеральной прокуратуры, руководящий следственной группой), в которую вошли 22 следователя, собранных со всей Сибири, плюс 20 экспертов и ещё более пятидесяти сотрудников республиканского МВД, составивших группу оперативного обеспечения, вели слежку и прослушивание, а может, даже и видеонаблюдение за всеми министрами, работающими в правительстве Михаила Лапшина. Искали все, что только могло пригодиться для того, чтобы "зарыть" губернатора, а вместе с ним и кого-нибудь ещё. В работе бывшего министра Ромашкина сыщиков интересовали все дела, связанные с перераспределением собственности. Недавно назначенного министра Зотова прессовали по поводу каких-то акций. Министр сельского хозяйства Кулагин давал показания по поводу дотаций, лизинга и т.д. Какое отношение к делу № 98-025 могли иметь такие министры, как Белеков, Гурьянов, Трутнев или Куранаков, не мог сказать никто. Прокуроры хотели вызвать главу республики на допрос. Вместо этого их самих затащили в суд, и там московские адвокаты навставляли им таких шпилек, что уже там, в зале суда, стало ясно: дело № 98-025 медленно рассыпается. Шум, поднятый адвокатами, своей цели достиг. Принимая удар на себя, они вывели из-под него главу республики".
Газета "Листок" 27 апреля уделила внимание конфликту в региональном отделении партии "Единая Россия". Как уже сообщало ИА REGNUM, 11 апреля в Горно-Алтайске состоялась пресс-конференция депутатов Игоря Яимова, Александра Алчубаева, Виктора Хабарова и Колая Шатина, на которой они заявили о выходе из фракции "Единой России" и создании группы "В поддержку президента". Поводом для этого послужил конфликт в региональном отделении партии. После этой пресс-конференции 20 апреля политсовет Горно-Алтайской городской организации партии под председательством председателя городского совета Юрия Шевченко принял решение об исключении Яимова, Алчубаева и Хабарова из "Единой России". Колай Шатин был просто членом фракции не являясь членом партии. Комментируя исключение из партии депутатов республиканского парламента, "Листок" пишет, что "Игорь Яимов говорил: их упрекают в том, что они не участвуют в каких-то пиар-кампаниях типа уборки берегов рек или расклейки листовок. Но знающие толк в партстроительстве специалисты скажут, что каждый член партии должен выполнять свою работу во благо организации. Вот, например, зачем СПС нобелевский лауреат Евгений Гинзбург? Неужели ему поставят в вину, что он не пришел на партийный субботник? Нет, конечно, он нужен партии для того, чтобы пользоваться его авторитетом для привлечения сторонников. Он вносит достойный вклад в имиджевую копилку партии. То же самое с Жоресом Алферовым в КПРФ или с Олегом Газмановым у той же "Единой России". "Раскрученные" имена приносят несомненную пользу партии, иначе разные новообразованные "Народные партии" и "Родины" не рыскали бы в поисках генералов Трошевых и Шпаков. После того, как из республиканского отделения "Единой России" были исключены спикер Госсобрания Игорь Яимов и кандидат экономических наук, председатель правления "Эл банка", заместитель председателя правительства при Валерии Чаптынове и первый заместитель председателя правительства при Семене Зубакове Александр Алчубаев, у единороссов попросту не осталось персон, способных конкурировать с этими двумя по имиджевой привлекательности".