"Экспертные исследования - всегда заказные": Интервью научного руководителя "ЦСР "Северо-Запад" В. Княгинина ИА REGNUM
Владимир Княгинин родился в 1961 году в г. Абакан Красноярского края. В 1983 году с отличием окончил юридический факультет Ленинградского Государственного Университета (ЛГУ). В 1989 году стал кандидатом юридических наук, защитив диссертацию в ЛГУ. После окончания Университета начал вести активную исследовательскую и преподавательскую работу. С 1989 по 2002 год преподавал в Красноярском государственном и Красноярском государственном аграрном университетах. В 1997 году в Красноярске создал консалтинговое агентство "Ресурс-Консалт", в котором стал директором. В 2002 году по приглашению Центра стратегических разработок Красноярского края возглавил лабораторию политико-правовых исследований Центра. Как эксперт и консультант сотрудничает с рядом региональных российских и зарубежных стратегических центров. В последнее время занимается проектами в сфере регионального развития и национальной промышленной политики. В 2001 году работал с Центром стратегических разработок "Северо-Запад" в рамках подготовки Доктрины развития Северо-запада России. В 2000-2001 годах совместно с Петром Щедровицким осуществлял научное руководство подготовки доклада Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа "На пороге новой регионализации России". Принимал участие в разработке стратегий развития Красноярского края (2003), Тверской области (2004). Проводил геоэкономические исследования по заказу Центрального Банка Республики Армения (2002) и на Украине (2002). В 2003 году участвовал в подготовке доклада рабочей группы по промышленной политике Государственного Совета РФ. Автор свыше 40 научных работ. В декабре 2004 года по решению Правления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" назначен научным руководителем Фонда.
Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" является независимым общественным институтом стратегического планирования. Фонд создан в Санкт-Петербурге в ноябре 2000 года. Учредителями Фонда являются Фонд "Центр стратегических разработок" (Москва), пивоваренная компания "Балтика", ОАО "Телекоминвест", акционерный банк "РОССИЯ", центральный научно-исследовательский институт "Гранит". Председателем правления Фонда "ЦСР "Северо-Запад" является председатель Совета директоров акционерного банка "РОССИЯ" Юрий Ковальчук.
Первое интервью в новом качестве Владимир Княгинин дал ИА REGNUM.
Моя задача - сохранить и преумножить
ИА REGNUM: Какие задачи стоят сегодня перед ЦСР "Северо-Запад"?
Прежде всего, была и остается доктрина ЦСР, в которой описаны приоритетные направления развития Фонда. Они не меняются, и моя задача минимум - сохранить то, что было сделано моими предшественниками. В свое время Петр Щедровицкий (первый научный руководитель ЦСР в 2000 - 2002 годах - прим. ИА REGNUM) создал разветвленную сеть экспертов, занимающихся региональным развитием. Затем Юрий Перелыгин (научный руководитель Фонда в 2002 - 2004 годах - прим. ИА REGNUM) перевел все это в сферу работы публичной экспертной площадки. И я - за то, чтобы ЦСР оставался такой публичной дискуссионной площадкой. Задача максимум - выработать новые предложения и идеи, касающиеся наиболее злободневных проблем развития такого макрорегиона как Северо-Запад.
На сегодняшний день научная группа фонда согласовала с Министерством регионального развития России (возглавляет Владимир Яковлев - прим. ИА REGNUM) зоны взаимного интереса. Мы предложили те проекты, которые лежат в рамках идеологии Фонда, и имеют общественную значимость. Эти темы были обсуждены со всеми заинтересованными сторонами, и мы уже начали над ними работать. В частности, для Фонда важны точки развития Северо-Запада, а среди них, прежде всего, Санкт-Петербург, но мы хотим посмотреть на возможность развития города в связке с Москвой и территорией между Москвой и Санкт-Петербургом. Другой важный вопрос для региона - будущее Калининграда. Нам кажется, что на него традиционно смотрят с точки зрения геополитики - Европейского Союза, визовой проблемы и т. д. Мы хотим в своем исследовании перевести это на язык экономики. Какой пакет ресурсов есть у территории? Что задействовано, а что нет? Третье направление - происходящая на глазах трансформация российского Севера. В этом вопросе мы вышли за пределы Северо-запада и имеем дело со всеми северными территориями страны. По большому счету, сейчас все будут пытаться что-то делать с Севером - наверное, последним потенциально очень богатым наследством Советского Союза: и государство, и финансово-промышленные группы. Наша задача - разобрать эту ситуацию комплексно, с разных сторон, и представить возможные варианты развития событий, прежде всего, в северной системе расселения.
И есть еще две темы, которые мы согласовываем с Министерством образования РФ (руководитель - Андрей Фурсенко - прим. ИА REGNUM). Во-первых, мы хотим провести исследование и посмотреть, что собой сегодня представляет реальный рынок образовательных услуг на Северо-западе. А вторая тема - уже проектная - вместе с заинтересованными сторонами - вузами и работодателями - предложить пути, как сделать это образование более конкурентоспособным, а специалистов востребованными. На последние две темы мы смотрим не как на узкие темы из сферы образования. Для нас это - способ поговорить о человеческом потенциале, то есть по большому счету о будущем страны.
ИА REGNUM: ЦСР "Северо-Запад" работает по заказу названных министерств?
Нет, мы готовим независимую экспертную позицию по этим вопросам. Это будет попытка выйти за пределы шаблонов.
ИА REGNUM: Что станет итогом работы?
Обычно мы делаем публичные доклады и готовим материалы для лиц, принимающих по этим вопросам решения. Фонд, как любая экспертная структура живет исследовательским сезоном. В начале года утверждаем окончательные формулировки тем, в ноябре - декабре проводим презентацию результатов исследований.
ИА REGNUM: Как вы связаны с московским ЦСР?
Они являются одними из наших учредителей, но мы независимы в исследовательском плане. Московские коллеги работают в тесной связке с Министерством экономического развития РФ (руководитель - Герман Греф - прим. ИА REGNUM), то есть занимаются макроэкономикой, а мы больше региональными вопросами. Поэтому у них свои задачи, у нас - свои. Кстати, наши эксперты работают не только в регионах Северо-запада. Среди точек, где ориентируются на мнения экспертов Фонда, - Тюмень, Иркутск, Норильск, Сургут и т. д.
ИА REGNUM: Вы намерены изучать перспективы развития Санкт-Петербурга. Как вы работаете с администрацией Санкт-Петербурга?
Проблемы, которые мы исследуем, по своим масштабам больше, чем отдельно взятый город Санкт-Петербург. Администрация занимается более плотным, живым материалом, и в этой части мы можем создавать для нее только внешний контекст. Но, разумеется, мы работаем с экспертным сообществом Санкт-Петербурга. В частности, договорились с Леонтьевским центром о проведении совместного мероприятия, посвященного роли Санкт-Петербурга в стране. Этот семинар состоится в конце апреля.
ИА REGNUM: Сложился ли в России экспертный рынок? Можно ли быть независимым экспертом в стране?
Сегодня в России, несомненно, рынок сформировался, и существуют группы экспертов, имеющих хорошую репутацию. Белоусов, Бунич и другие эксперты возглавляют лаборатории и исследовательские центры, которые на самом деле независимы и живут в настоящей рыночной ситуации. Они получают заказы, отрабатывают их, проводят исследования, выдают экспертные заключения и получают за это деньги. Сегодня экспертные исследования - это уже не чистая наука, иначе они не будут финансироваться. Все работы абсолютно адресны, заказаны, если хотите. Помимо исследования необходима и проектная составляющая. Членам экспертного сообщества, если они заинтересованы в социальной значимости своего труда, необходимо включаться в реальные проекты. Так что российское профессиональное сообщество, на мой взгляд, живет насыщенной и довольно независимой жизнью, в том смысле, что своим трудом зарабатывает на жизнь. Конечно, есть и другие эксперты - все знающие, обо всем понимающие, но со стороны. И в этом смысле они тоже независимы, но не интересны.
ИА REGNUM: А вы - эксперт?
Экспертные знания должны подкрепляться действием. В этом смысле ЦСР "Северо-Запад" - не чисто экспертная, но еще и проектная структура. Мы пытаемся реализовать свои идеи.
Новая генерация чиновников читает книжки
ИА REGNUM: Под вашим научным руководством ЦСР довольно много будет работать с федеральными чиновниками. Вы уверены, что они нуждаются в независимой экспертной точке зрения?
Во-первых, у нас существует об этом договоренность, тем более, что в федеральных ведомствах сегодня работают некоторые из тех, кто сами вышли из экспертного сообщества. А во-вторых, давайте порассуждаем. В какой момент к работе привлекают экспертов? Когда руководителю нужно принять решение, выходящее за границы его компетенции, и у него нет времени самому продумать варианты решения. Как сегодня зачастую поступают российские управленцы? Когда проблема выходит за рамки их компетенции, они никого не зовут. Одни - потому что не считают нужным, опасаясь, что это уронит их властный статус. Другие просто не видят проблему. В принципе, это правильный подход, чтобы спасти свою психику от перегрузки, но абсолютно бесперспективный с точки зрения развития ситуации. Ведь в серьезной практике до того, как принимаются важные решения, сначала встречаются эксперты, потом - люди, которые готовят документы, и только затем приходят те, кто эти решения официально принимают, то есть подписывают бумаги. Им уже остается торжественная часть с фотографированием и комментариями для прессы. Я думаю, российское чиновничество тоже идет к такому уровню принятия решений. По крайней мере, самая прогрессивная его часть. Есть же высказывание американского исследователя Кейнса: "Те, кто не прибегают к теории, думают, что они ею не пользуются, а на самом деле пользуются, но устаревшей".
ИА REGNUM: В 2001 году вы работали в качестве эксперта в Приволжском федеральном округе. Каковы результаты труда?
Я входил в группу специалистов, которые готовили первый доклад Центра стратегических исследований ПФО о процессах нового регионального строительства - для полпреда в Приволжье Сергея Кириенко. Мы проехали тогда все 15 регионов, входящих в федеральный округ, провели кучу фокус-групп, экспертных интервью, контент-анализов публикаций и проанализировали данные статистики. В основу нашей работы мы положили гипотезу о том, что существующие исторические границы территорий устаревают, а реальная жизнь идет поверх этих границ и формирует новое пространство. Поскольку эти процессы трансрегиональны, решение многих проблем возможно только в кооперации разных территорий. И сейчас полпредство активно действует в таком трансграничном режиме. В частности, создали действующую в нескольких регионах авиационную корпорацию. В Сарове развертывается центр инновационного развития всего макрорегиона. Судя по всем, переоформляется общее образовательное пространство Поволжья.
ИА REGNUM: Сергей Кириенко - не самый обычный чиновник.
Благодаря этой работе я получил новый взгляд на чиновника. Мы изложили полпреду свои тезисы, он добавил управленческие мысли, которых у нас как у экспертов просто не было, и, по сути, получилась программа, совершенно готовая к исполнению.
ИА REGNUM: Владимир Николаевич, в 2001-2002 годах вы проводили исследования в странах СНГ - например, в Армении. Чему были посвящены исследования?
В Армении по заказу Центрального Банка республики я как независимый эксперт участвовал в геоэкономическом исследовании. Мы попытались посчитать экономику Армении и ее экономические перспективы, причем смотрели не экспорт-импорт и не национальные счета, а комплексно - как вписывается страна в систему мирового разделения труда и что она из себя в этой связи представляет. Чуть позже уже другие люди с клубом "Армения 2015" посчитали сценарии развития страны, а мы с коллегами начинали эту работу. Как всегда оказалось, что все по-разному, но в целом вполне оптимистично. С тех пор я время от времени возвращаюсь в Армению, но постоянно там не работаю.