Справляется ли правительство России с реформой льготного обеспечения? Готова ли Россия к реформе местного самоуправления? Грядет ли в Ярославской области смена элиты? На эти и другие темы корреспондент ИА REGNUM побеседовал с председателем государственной думы Ярославской области, членом политсовета ярославского регионального отделения партии "Единая Россия" Андреем Крутиковым.

ИА REGNUM Андрей Геннадьевич, прошел год с тех пор как приступил к работе состав Государственной думы Ярославской области IV созыва. Впервые половина депутатов была избрана по партийным спискам. У вас, как председателя третьей и нынешней думы есть возможность сравнить эффективность и профессиональный состав регионального парламента.

Спустя год, конечно, рано судить о деятельность депутатов. Я уже высказывал свои отношения: печально, что в думе не представлены руководители муниципальных образований (в прошлом составе думы были представлены фактически все руководители муниципальных образований - ИА REGNUM), которые хорошо разбирались в проблемах своих территорий. Больше стало рассматриваться популистских вопросов. Но депутаты учатся, пришло много руководителей предприятий, профессионалов своего дела. Поэтому я думаю, что следующий год будет эффективней в плане законотворчества.

ИА REGNUM Следующий состав федеральной думы будет вообще полностью избираться по партийным спискам. По этой же схеме будут проводиться и выборы в областную думу?

Нет, пропорция 50 на 50 сохранится и на следующих выборах.

ИА REGNUM Кстати, о федеральных выборах. На днях Государственная дума России приняла поправки в избирательное законодательство, согласно которым лица, возглавляющие федеральный и региональный список кандидатов, могут в дальнейшем отказываться от мандата. Таким образом, министры и губернаторы вновь смогут возглавлять избирательные списки. Как вы к этому относитесь?

Положительно. Ведь посмотрите, что у нас происходит сегодня. "Единая Россия" имеет большинство в парламенте. Но решения принимаются Грефом, Кудриным, Зурабовым. По сути, законодательная власть не несет ответственность за принимаемые решения исполнительной власти. Поэтому я считаю, что это нормально, когда депутатский мандат переходит члену партии, а лицо, возглавляющее список, работает в правительстве и, тем самым, берет на себя ответственность за те решения, которые принимаются в парламенте.

ИА REGNUM Было также принято решение проводить все региональные выборы одновременно - весной и осенью.

А вот это я считаю глупость. Не к чему хорошему это не приведет. Мы намерены обращаться в Государственную думу с предложением отменить это решение. Действующая схема работает, и я не вижу никаких причин ее ломать.

ИА REGNUM Вы довольно-таки резко отозвались о правительстве. Мол, они принимают решения без участия парламентского большинства. Проблемы с монетизацией также увязывают с правительством. Как на ваш взгляд реализуется 122 федеральный закон о замене льгот денежными компенсациями в Ярославской области. Много говорилось о том, что региональные бюджеты могут не потянуть все выплаты льготникам.

Конечно. Потому что мы вечно куда-то торопимся. Куда? Механизм оказался совершенно не проработан. Кто-то нуждается в лекарстве за 100 рублей, кто-то за 500. А компенсацию выплачивают одинаковую. Даже Кудрин признался как-то, что в правительстве рассчитывали среднюю цифру - в среднем 400 рублей. Какая же это реформа...И такой вот дури по внедрению изменений очень много. Говорят, врачи воруют и потому ситуация с лекарствами остается сложной. Так надо максимально упрощать управленческую процедуру. Прозрачность достигается совершенно другими способами, а не уравниловкой. Сейчас идет исправление ситуации, внедряется компьютеризация в аптеках. Постепенно, учась на ошибках, мы выбираемся. Только ведь эти трудности мы знали заранее. Еще в ноябре-декабре предупреждали, что надо подготовить систему, опробовать ее. Чтоб не устраивать суматоху. Но за нас как всегда решили в Москве. Это же касается и коммунальных платежей и транспортного обеспечения.

ИА REGNUM Иными словами, монетизацию вы не одобряете?

Закон сам по себе нормальный. Но управленческая часть должна быть также проработана как основная часть. А так, как работает правительство, управленческие решения не принимаются.

ИА REGNUM Нет ли у вас опасений, что такая же суматоха и неразбериха начнется в 2006 году, с началом реализации реформы местного самоуправления?

Опасения есть, и неразбериха будет. Пустая болтовня ведется и по местному самоуправлению. Проблем-то никто не озвучивает, какие есть, и как их будут решать. Снова регионы будут сами расхлебывать ошибки правительства, потому что правительство хочет все делать срочно, быстрей. Куда торопимся? Управленческая часть отстает от того, что надо сделать. Это же касается и реформы образования. Куча болтовни идет, и никто не понимает, что будет происходить.

ИА REGNUM А как же недавно прошедшая встреча глав законодательных собраний у президента России? Что говорят законодатели?

Встречей я остался недоволен. Конструктивных вещей не прозвучало, пели дифирамбы, все у всех замечательно. А копни глубже. Как будут распределяться дотации между муниципальными образованиями? Необходимы средства. В Москве говорят - у нас профицит 500 миллиардов. А что на местах? Вы съездите в деревню, в муниципальные образования. У них денег нет на самое необходимое, коммунальная сфера разрушается на глазах. А нам еще надо изыскать средства на организацию местной власти. Все признают, что дефицит региональных бюджетов во исполнение их полномочий возрастет. У нас в области тоже. А откуда деньги? Так Ярославская область - регион донор. Я представляю, что творится в других субъектах федерации, которые зависят от дотаций. Что там будет в 2006 году? Опять свалилось все на нас и нам опять приходится выкручиваться из ситуации и закрывать проблему. Поймите правильно - мы не сопротивляемся, мы осознаем необходимость реформ. Но вводить их надо постепенно, не так бездарно. В некоторых регионах проводятся соответствующие реформы? Замечательно. Давайте посмотрим на результаты и будем проводить их с учетом всех управленческих ошибок. Нужно хоть немного услышать, что происходит в регионах. Коммунальная реформа уже проводится в регионах отдельных. Что придумывать велосипед? Есть положительный опыт в Омской области, Белгородчине, Подмосквье. Еще могу примеров привести. Вот она сформированная реформа. Бери опыт и внедряй. Нет, у нас все придумывают на высшем уровне и куда-то гонят.

ИА REGNUM Тем не менее ваши коллеги по партии сняли с повестки вопрос о недоверии правительству.

Ну и зря. Я не доволен решением. Потому что как управленческая структура Правительство проявляет себя плохо.

ИА REGNUM В этом вопросе получается вы полностью солидарны с губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным, который сказал, что ни одно правительство так не работало с регионами. Что оно на них совершенно не обращает внимания.

Абсолютно...

ИА REGNUM Сделаю небольшое отступление. Сейчас в Рыбинске, по сути, началась реформа местного самоуправления снизу. Набрало силу движение за отделение города от района?

Там другая ситуация. Скажите, вам не все ли равно, как называется орган власти? Я думаю все равно. Вот там именно это и происходит - речь идет о смене вывески. Как органы власти не называй, все равно будет Рыбинский район и город Рыбинск. Сейчас группа инициаторов в Рыбинске задалась целью сменить власть. Есть желающие выделить Рыбинск, чтоб городской глава непосредственно имел выход на губернатора, и выбрать районные власти. Люди просто отрабатывают новую технологию смещения власти - перевыборы районного уровня власти. Представляете? Года не прошло с начала работы главы, и уже всем надоело. С одной стороны я их понимаю. Год глава конфликтует с советом и нормальных решений не принимается. Новый глава не смог наладить конструктивного диалога с законодательным органом. Между ними идет война. Вот основная проблема. Естественно, когда люди видят такое безобразие появляются идеи: давайте сменим статус и переизберем власть. То же самое происходит в Угличе, Ростове, Тутаеве. Цель одна - смещение органов районного уровня власти. Наплевать там глубоко на состояние дел, на экономику.

ИА REGNUM Ну ведь все равно придется выделять городские и сельские поселения?

Куда торопимся? У нас деньги лишние? Давайте разберемся с сельскими поселениями. С тем, чего пока нет. Худо-бедно, но в районах есть власть, она функционирует. Разберемся с сельскими поселениями, взвесим все за и против и дойдет дело и до районов. Давайте сформируем сначала власть на поселенческом уровне и решим, что делать с районным уровнем.

ИА REGNUM В прошлом году вы поддержали предложенный Владимиром Путиным механизм избрания глав регионов законодательными собраниями. Тогда считалось, что к власти придут новые люди. Писали о смене "Ельцинской гвардии". А что в итоге? В Приморском крае переназначен Дарькин, в далеко не самом передовом регионе - Владимирской области - переназначен коммунист Виноградов. В Костромской области, буквально пару дней назад внесена кандидатура Шершунова, который был в числе первых кандидатов, извините за выражение, "на вылет". Снимают в Саратове Аяцкова, одного, пожалуй, из успешных губернаторов. Есть ли логика?

Логика есть. Ведь чем должен заниматься губернатор? Он должен заниматься хозяйственными вопросами. Должность главы региона не должна быть политической должностью. Мы проводим слишком серьезные реформы, чтобы сейчас менять грамотных руководителей. В результате выборов к власти приходят неподготовленные к управлению люди. Если люди будут подготовленные и ответственные, если они будут работать с осознанием того, что их, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, снимут - это будет хороший управленец. В такой момент убирать людей, которые знают обстановку в регионах и понимают, что и как делать - огромная ошибка. Нет у нас в России подготовленных кадров. Нет.

В России проблема кадров сегодня крайне актуальна. У нас ведь перестали готовить профессиональных управленцев. Раньше, прежде чем назначить руководителя, он проходил высшую партийную школу. Теперь есть академия госслужбы. И это правильно. Надо заранее готовить управленцев. Человек заранее должен знать, что его готовят к управлению, в резерв. А в результате прямых выборов приходит порой человек, который вообще никогда не руководил и он учиться уже на рабочем месте.

ИА REGNUM Но ведь убирают же и профессионалов... Саратовская область тому пример. Чем Аяцков хуже тоже Виноградова во Владимире?

Все равно ведь вы много не знаете. Убирают на сегодняшний день там, где действительно есть вопросы. А в Саратове они были.

ИА REGNUM Тогда приведем в пример губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына. Сегодня только ленивый не гадает, кто придет ему на смену. Помнится, еще в ноябре он заявил, что обязательно поставит вопрос о доверии перед президентом? Не поставил. Говорят, что его бы в таком случае сняли. Было возбуждено уголовное дело, которое только-только было закрыто. Говорят, в замен на обещание уйти добровольно. А ведь Анатолий Лисицын тоже в кагорте наиболее эффективных региональных руководителей...

Заказной характер уголовного дела был очевиден. То что в этом вопросе больше политики я говорил и раньше. Суд доказал, что закон об экономическом стимулировании, который ставился в вину губернатору, соответствует федеральному законодательству. Он действовал, действует и будет действовать. И не надо ставить лошадь впереди телеги - губернатора в Ярославской области менять не будут. Наверху сидят не глупые люди и менять профессионалов не заинтересованы.

ИА REGNUM То есть вы полагаете, смены элиты, которую предсказывают на самых разных уровнях, в Ярославской области не предвидится?

Не предвидится.

ИА REGNUM И тем не менее. Буквально неделю назад в газете "Северный край" была опубликована статья, что Ярославскую область ждет смена крупных руководителей. В этом видят чуть ли не руку Кремля. Если бы это была безликая агитка, или "желтый" таблоид - одно дело. Но газета имеет репутацию серьезного издания и чуть ли не рупора областной администрации. Значит, нет дыма без огня? Значит, какие-то жертвы кадровых перестановок будут...

Знаете, я прекрасно отношусь к прессе. Я рад, что в Ярославской области имеются СМИ на разные вкусы, государственные и частные. Но в любом деле есть плохие профессионалы. Даже если редактор - профессионал, он не может знать всего того, что знает руководитель цеха, директор предприятия, государственный деятель. Поэтому хватаются за жаренные факты, не имея под никакой основы. Они выдумывают и пишут, уж извините, бред сивой кобылы. Я в таких случаях всегда говорю - не надо выдумывать, вы пишите, что происходит на самом деле. Все решится благополучно.

ИА REGNUM Мы возвращаемся чуть ли не к началу интервью. На региональном уровне значит менять правительство надо, а на региональном нет?

Опыт внедрения последних реформ показал, правительство не способно их проводить. Оно потеряло связь с регионами. Реформа льготного обеспечения проводится неимоверными усилиями глав регионов. Впереди реформа местного самоуправления, к которому федеральное правительство также не готово. Значит, пока не поздно, его надо менять.

ИА REGNUM Сейчас очень часто политики рассуждают на тему, могут ли в России повториться события как на Украине и в Грузии?

Если исполнительная власть будет демонстрировать глупость за глупостью - могут. Правительство, по сути, своими действиями само гонит людей на площади. Только Россия и ее жители от этого не выиграет.