"Ставки сделаны".

(Ведомости 18.07.2002. Б.Столяров)

Первая тройка кандидатов в красноярские губернаторы до выборов уже не изменится

Выборы губернатора Красноярского края затрагивают интересы всех крупных холдингов, работающих в регионе: "Интерроса", "Русала", "ЮКОСа", группы "МДМ" и Межпромбанка. Корреспондент "Ведомостей" попытался разобраться в хитросплетениях корпоративных и политических интересов основных претендентов на победу, каждый из которых потратит на кампанию не меньше $10-12 млн, и их спонсоров. Парадокс заключается в том, что ни один из холдингов не сделал жесткой ставки на конкретного кандидата, кроме "Интерроса", для которого критически важно избрать в губернаторы края своего акционера Александра Хлопонина.

Аналитики в один голос говорят о том, что из 29 кандидатов, заявивших о своем участии в губернаторских выборах, первый тур которых состоится 8 сентября, на победу реально претендуют только трое: председатель Законодательного собрания края Александр Усс, губернатор Таймыра и бывший гендиректор "Норникеля" Александр Хлопонин и мэр Красноярска Петр Пимашков.

Согласно последнему опросу, опубликованному ВЦИОМом в начале недели, за Усса пока готовы проголосовать 26% избирателей, за Хлопонина - 16,3%, за Пимашкова - 15,3%-Четвертое и пятое места пока занимают председатель правительства Хакасии Алексей Лебедь (14,4%) и экономический гуру коммунистов, депутат Сергей Глазьев (9%).

"Я уверен, что ни у младшего Лебедя, ни у Глазьева шансов на выход во второй тур нет, - говорит директор Центра политических технологий Игорь Бунин. - Глазьев со своим образом московского профессора не может собрать даже тех 14-15%, которые стабильно имеют в крае коммунисты, а в случае с Лебедем совершенно очевидно, что он всего лишь бледная тень собственного брата, популярность которого в крае перед смертью стремилась к нулю и немного подскочила лишь после трагедии". Глазьев, кстати, может проиграть выборы еще до начала голосования - на днях краевой суд удовлетворил жалобу Усса и запретил регистрировать кандидатов, подавших заявки после 19 июня. Глазьев как раз среди 10 отсеянных таким образом претендентов, хотя Верховный суд еще может вернуть их в ряды кандидатов.

Впрочем, и сам Алексей Лебедь несколько дней назад на вопрос, кто победит на выборах, неожиданно заявил тележурналистам: "Надеюсь, это буду не я".

Такое поведение кандидата с довольно приличным рейтингом может показаться стороннему наблюдателю как минимум странным. Но непосредственные участники красноярских выборов не удивляются. Один из руководителей предвыборного штаба Усса поделился с "Ведомостями" такими подозрениями: "В городе очень компактные элиты, у большинства технологов, на кого бы они в данный момент ни работали, тесные дружеские отношения. Поэтому ни для кого не секрет, что Хлопонин поддерживает финансово и организационно не только себя самого, но и нескольких кандидатов, которые отнимают голоса у лидера - Усса - и способствуют выходу самого Хлопонина во второй тур".

Независимые политконсультанты уверены в правильности этой стратегии. В этом есть своя логика, - считает руководитель крупной красноярской компании "Ресурс-Консалт" Владимир Княгинин. - За счет Таймыра, где голосование будет происходить не слишком демократично, Хлопонин получит свои гарантированные 8-10%, а вот на юге края он может претендовать главным образом на голоса так называемой прогрессивно настроенной праволиберальной аудитории (Хлопонина, в частности, публично поддержали лидеры СПС Борис Немцов и Ирина Хакамада. - "Ведомости"). В этом смысле его аудитория довольно устойчива и не размываема. Поэтому для него желательны любые кандидаты, претендующие на электорат Усса и не играющие на поле самого Хлопонина", - думает Княгинин.

Близкий к руководству "Русала" собеседник, просивший не указывать его имени в печати, также предполагает, что Хлопонин по этой причине помогает не только Алексею Лебедю, выдвижение которого для "Русала" было "неожиданным и странным", но и мэру Красноярска Пимашкову.

Источник "Ведомостей" в штабе Хлопонина на условиях строгой анонимности сказал: "Конечно, было бы глупо, если бы мы финансировали только свою кампанию. Однако в случае с Пимашковым нельзя сказать, что он однозначно наш кандидат. Просто он надеется выиграть, пользуясь нашей поддержкой и принимая деньги у всех, в том числе у алюминщиков. А мы думаем, что он станет третьим, сыграв в истории Хлопонина свою позитивную роль".

Впрочем, сам Пимашков в интервью "Ведомостям" категорически отверг эти предположения: "Денег московских олигархов в моей кассе нет, меня в основном поддерживает городской бизнес".

А некоторые влиятельные депутаты Законодательного собрания края строят и другие предположения о стратегиях кандидатов: "Если Пимашков и Усс, оба - лидеры местного "Единства", очевидно играют на одном центристском поле, то голоса Хлопонина размываются участием в выборах других бизнесменов - Тарасова и Стерлигова. Сами думайте, кому это выгодно", - размышляет председатель комиссии по госстроительству Заксобрания края Алексей Клешко.

Кроме того, один из руководителей штаба Александра Усса убежден, что намерение его московского однофамильца, некоего Анатолия Усса, баллотироваться в губернаторы также инспирировано "нашим главным соперником-олигархом". В штабе Хлопонина категорически отрицают применение таких "грязных технологий".

Впрочем, практикующие политологи убеждены, что "двойник", даже если его зарегистрируют в качестве кандидата, не сможет серьезно испортить Уссу жизнь. "Это не первый в истории региональных выборов случай, когда на избирателей напускают такой "фантом", однако он отбирает максимум 1% голосов, что для лидирующего в гонке Усса совершенно не критично", - считает директор фонда "Политика" Сергей Моргунов.

Война Севера и Юга

Давняя ревность акционеров Норильского комбината, наполняющего больше половины бюджета Красноярского края, но при этом практически не влияющего на политическую ситуацию в регионе, стала одним из движущих мотивов для Хлопонина, думает источник "Ведомостей" в руководстве "Русского алюминия". "Это нормальное желание - контролировать адекватность расходования бюджета, куда мы все сдаем деньги. Это главный мотив и для нас, и для "Норникеля" участвовать выборах", - говорит алюминщик.

Однако Хлопонин не считает интересы "Норникеля" и "Русала" такими уж общими. Дело в том, что сейчас у "Норникеля" и КрАЗа сопоставимые обороты - $4 млрд и $2,2 млрд соответственно, но совершенно несопоставимые выплаты в бюджет края. По данным краевой администрации, алюминщики формируют только 7% доходов краевого бюджета, а Норильский комбинат - 60%, за счет того, что находящийся на Таймыре город Норильск административно числится территорией Красноярского края, а не Таймыра. Это объясняется тем, что большая часть финансовых потоков алюминиевого завода выведена на уровень холдинговой компании, а КрАЗ только получает финансирование на правах цеха "Русала" и к тому же пользуется толлинговыми льготами. Хлопонин предлагает над этим задуматься: "Проблему несоразмерности наших вложений глупо отрицать, она назрела и нуждается в решении, при учете интересов алюминщиков", - заявил Хлопонин "Ведомостям.

По плану 2002 г. Норильск заплатит в бюджет края 12 млрд руб., но 6,2 млрд руб. из них будут потрачены краем на содержание самого Таймыра. Таким образом, чистый вклад Севера в социальную инфраструктуру Юга края составляет 5,8 млрд руб. ежегодно.

Однако начиная со следующего года Юг может перестать жить за счет северных территорий. Дело в том, что еще в прошлом году Норильский комбинат передал на муниципальный баланс всю социальную инфраструктуру Норильска. Согласно договору о передаче, который был завизирован прежним губернатором Александром Лебедем, металлурги продолжают финансировать "социалку" города только до 2003 г. Сейчас, по данным администрации края, комбинат тратит на эти цели около 5 млрд руб. в год. То есть в случае, если договор будет исполнен, почта все налоговые платежи Норильского комбината должны будут расходоваться на Таймыре и в Норильске.

Основной противник Хлопонина и лидер предвыборной гонки Александр Усс заявил "Ведомостям", что в случае своей победы собирается похоронить этот важный для норильчан проект "Прежняя власть злоупотребляла подписанием непубличных сейфовых документов. Протокол о передаче "социалки" Норильска на муниципальный баланс не должен был подписываться в тайне от населения и Заксобрания. Кроме того, передача социалки на баланс города противоречит условиям акционирования и приватизации комбината, где написано, что они сами ее содержат".

А другой "коренной красноярец" - Петр Пимашков - заявил "Ведомостям", что "не в курсе содержания этого соглашения", но также уверен, что "принять [на бюджет края] всю социалку города [Норильска] за один год будет крайне сложно".

Кризис бедного Юга

В нынешней ситуации отказаться от 5 млрд руб. норильских денег Красноярский край не в состоянии. Уже известно, что в 2002 г. краевой бюджет будет недовыполнен на 9 млрд руб. Местные власти винят во всем бюджетную политику федерального центра, а также низкие мировые цены на цветные металлы. "В связи с приказом повысить на 89% зарплаты бюджетникам наши расходы автоматически выросли на 5,3 млрд руб., а Минфин нам выделил на эти цели только 360 млн руб. Плюс инфляция поставщиков увеличила наши расходы на 3,2 млрд руб. При этом у нас отняли самый легко считаемый и легко собираемый налог - НДС. Ну и Норильский комбинат по сравнению с прошлым годом заплатит в краевой бюджет налога на прибыль на 1,8 млрд руб. меньше в связи с падением мировых цен на платиноиды", - пояснил "Ведомостям" причины бюджетного кризиса исполняющий обязанности губернатора Николай Ашлапов.

При этом в администрации края не скрывают, что невыполненные бюджетные обязательства текущего года "на несколько миллиардов рублей" лягут бременем на кревой бюджет 2003 г. "В этой ситуации можно, конечно, попытаться исполнить сценарий Хлопонина и профинансировать Норильск по полной программе, но зачем это нужно жителям Красноярского края, я не понимаю", - недоумевает Княгинин из "Ресурс-Консалта".

А вот сам Александр Хлопонин не видит проблемы с ответом на этот вопрос. Он говорит, что местная власть должна проводить "активную промышленную политику, развивать альтернативные бизнесы, чтобы бюджет не зависел от нескольких традиционных дойных коров". "[В случае моей победы] мы договоримся с основными плательщиками, на первое время заплатим авансовые платежи, например по налогу на прибыль, нормализуем социальную ситуацию. А потом начнем работать над программами развития отраслей: леспрома, тяжелого машиностроения, агропрома, химпрома, малого бизнеса. Продвигать интересы наших предприятий в бюрократическом и рыночном смысле".

Однако местные политики считают его слова популизмом. "Я думаю, красноярским избирателям известно, что в уставе любого акционерного общества записана главная цель - максимизировать прибыль. Поэтому при голосовании за акционера одного из предприятий не должно быть иллюзий на предмет его истинных намерений", - заявил "Ведомостям" Усс.

Энергоинтерес

Представители "Русского алюминия" не скрывают, что основной предмет их заинтересованности во взаимоотношениях с местными властями - дешевые энерготарифы для КрАЗа. В принципе, местные власти в энергетических спорах традиционно поддерживали алюминщиков. Вот и в конце прошлого года, когда энергетики требовали повышения тарифа с 19,1 коп. до 32 коп., Лебедь утвердил тариф на уровне 24,5 коп. Таким образом, по подсчетам аналитика "Тройки Диалог" Кахи Кикнавелидзе, КрАЗ сэкономил около $35 млн в год.

Об этом последнем подарке Александра Лебедя "Русалу" "Ведомостям" подробно рассказал высокопоставленный сотрудник администрации края. "В конце года мы договорились с РАО ЕЭС и "Русалом", что КрАЗ получаст низкий тариф 24,5 коп., но сдает 2 млрд руб. в фонд, из которого мы собирались выплачивать компенсации населению. В итоге в фонд они ничего так и не едали, а тариф так и остался низкий". И. о. губернатора Николай Ашлапов, раньше работавший в "Русале", подтвердил "Ведомостям", что алюминщики в этом году не финансируют никаких социальных программ, кроме проекта расселения деревушки Коркино, который обойдется им не в 2 млрд руб., а всего в 30 млн руб.

По российским меркам нынешний тариф -24,5 коп. за 1 кВт ч - очень низкий. По данным аналитика Brunswick UBS Warburg Федора Трегубенко, среднероссийская цена одного кВт ч для промышленных потребителей равна 65 коп.

Пикантность ситуации заключается в том, что КрАЗ получил это конкурентное преимущество главным образом за счет населения Красноярского края. Дело в том, что, установив низкий энерготариф для энергетиков, Лебедь практически ликвидировал перекрестное субсидирование в регионе, повысив цену энергии для населения. То есть промышленные потребители Красноярского края, в отличие от большинства регионов России, больше не оплачивают стоимость электричества для народа. С 1 января 2002 г. энерготариф для населения составляет 38 коп. за 1 кВт ч, а во втором полугодии 2002 г. должен быть еще раз поднят до 54 коп. за 1 кВт ч (стоимость доставки электричества до квартир значительно дороже, чем до завода).

Примечательно, что Александр Усс, которого сотрудники предвыборного штаба Хлопонина подозревают в тесных связях с "Русалом", считает нынешний тариф для алюминщиков справедливым и не собирается в случае прихода к власти удешевлять тариф для населения:

"Мы попробуем добиться льготных условий закупки энергии с ФОРЭМа, чтобы население не страдало от дешевых тарифов для алюминщиков. А низкий тариф для КрАЗа я считаю позитивным - это же рост экономики региона!"

Однако "Русал" не собирается останавливаться на достигнутом, добиваясь дальнейшего удешевления электроэнергии для своего завода. Дело в том, что структуры "Русала" владеют контрольным пакетом Красноярской ГЭС, себестоимость генерации на которой вообще мизерная - 7-8 коп. за 1 кВт ч. Однако пока КрАЗ не может получать электричество ГЭС напрямую, его сначала покупает владелец сетей -"Красэнерго", перепродавая затем алюминщикам втридорога.

Однако в процессе реформирования электроэнергетики алюминщики получат возможность прямых закупок. "Согласно правительственному плану, прямые закупки электроэнергии станут возможны начиная с 2004 г., - поясняет начальник департамента регулирования естественных монополий Минэкономразвития Вячеслав Кравченко. - Региональные компании отдадут свои провода на баланс Федеральной сетевой компании, которая будет предоставлять только услуги транспортировки энергии по регулируемому сетевому тарифу. А цена самого электричества будет договорная". На этом КрАЗ сэкономит еще $76 млн в год, по подсчетам Кикнавелидзе из "Тройки Диалог".

Факультативные выборы

"По большому счету мы через два года слезем с тарифного крючка, и нам нужен будет просто вменяемый губернатор, который не будет вредить стратегическим проектам, - говорит источник в "Русале". - Поэтому нас устроит и Усс, и Пимашков, и младший Лебедь, который, впрочем, не победит".

Однако представители красноярских элит считают эти слова лукавыми. "На самом деле у Дерипаски самые амбициозные планы по поводу края. У него уже есть замкнутая алюминиевая цепочка: Ачинский глинозем, электроэнергия, КрАЗ. Известно намерение "Континенталь-менеджмента" [партнер "Базового элемента"] захватить все лесопромышленные активы края. Во всех этих действиях неплохо бы опираться на местную власть", - считает Княгинин из "Ресурс-Консалта".

Пока далеко не все холдинги проявили себя на красноярских выборах. По мнению всех без исключения опрошенных "Ведомостями" участников кампании, ни "ЮКОС", ни "МДМ-групп" не сделали своих взносов. "Я думаю, "ЮКОС" даст порядка $100 000 каждому из участников второго тура - просто чтобы губернатор не трогал их Эвенкию, где они зарегистрировали под налоговые льготы свои сбытовые подразделения и имеют приличную экономию", - говорит источник в "Русале". В "ЮКОСе" это не комментируют, а и. о. губернатора Ашлапов подтвердил "Ведомостям", что "к "ЮКОСу" у администрации уже есть вопросы по выведенным из края финансовым потокам Ачинского НПЗ".

А вот источник "Ведомостей", близкий к руководству "МДМ-групп", заверил, что компания приняла принципиальное решение вовсе не участвовать в краевых выборах. "У нас была одна чувствительная точка - это спор с Межпромбанком вокруг контроля над "Красуглем". Но мы считаем, что уже давно победили, и закреплять победу ненужными политическими инвестициями не собираемся".

А вот Межпромбанк, по слухам, собирается еще побороться за "Красуголь" как раз за счет политических инвестиций. "Еще с прошлого года, когда руководимое Уссом Заксобрание протестовало против решения Лебедя отдать "Красуголь" группе "МДМ", у Пугачева сложились тесные взаимоотношения со спикером. Я слышал, что Пугачев уже помог Уссу и с этими выборами", - делится слухами депутат Заксобрания Сергей Блинов. Пресс-секретарь Межпромбанка Сергей Самошин сказал "Ведомостям", что комментировать предвыборную ситуацию в Красноярске в банке не будут. Усс это тоже не комментирует, а по поводу "Красугля" говорит следующее: "Безусловно, государственные акции "Красугля" у нас были украдены, т. е. пакет населения края бездарно передан тем, у кого они сейчас находятся ["МДМ-групп"]. Мы могли бы оставить им этот пакет, но их социальные обязательства по поводу развития угольных регионов и цены госпоставок угля нуждаются в пересмотре".

Какие бы бизнесмены ни спонсировали красноярских кандидатов, удовольствие это, очевидно, довольно дорогое. По оценке экспертов из нескольких участвующих в выборах штабов, каждый из трех реальных претендентов собирается потратить на кампанию Я 0-12 млн. Гласно назвать реальную стоимость выборов ни один из кандидатов не готов: краевое законодательство запрещает тратить больше $700 000. Депутат Алексей Клешко, один из соратников Усса, считает, что $10-12 млн - это стоимость компаний Усса и Пимашкова: "Хлопонин, которого мало знает основное население края, заплатит в несколько раз больше".

До 8 сентября остается больше полутора месяцев, а свой выбор пока не сделали по крайней мере два важных субъекта. Как сказал "Ведомостям" один из сотрудников президентской администрации, Кремль пока не сделал своей ставки. А в Красноярске с нетерпением ждут решения выпущенного месяц назад на свободу авторитетного предпринимателя Анатолия Быкова. "После его освобождения к массе рабочих, в среде которых он был популярен всегда, присоединилась и часть интеллигенции края, поэтому слово Быкова в крае весит, как никогда, много", - считает Княгинин из "Ресурс-Консалта". Недавно Александр Усc сказал о возможной поддержке со стороны Быкова: "Я буду благодарен за любую психологическую и моральную поддержку, тем более исходящую от депутата Законодательного собрания". А вот Игорь Бунин из Центра политических технологий уверен, что статус "кандидата Быкова" создаст претенденту проблему в Кремле. Впрочем, сам Быков ограничился пока заявлением, что подержит "кого-то из красноярцев", а сам выдвигаться не будет.

"Три Александра и народ".

(Россiя 18.07.2002. Е.Борисов)

Осенью в Красноярске спрашивали: кто виноват? Летом спрашивают: что делать?

Постепенно вырисовывается главная интрига кампании в Красноярске. Принципиальный спор за голоса избирателей пойдет между северным губернатором Александром Хлопониным и главой Законодательного собрания края Александром Уссом. Несмотря на то что в очередь к креслу губернатора выстроились, по последним данным, 28 человек, собрать необходимое количество подписей удастся не всем. Тот, кто соберет подписи вдогонку, рискует так и остаться в роли "догоняющего". В Красноярске рассказывают, что люди раздражены и очень часто просто не открывают дверь ходящим от квартиры к квартире сборщикам. Трудности испытывает даже мэр Красноярска Пимашков, считавшийся одним из фаворитов предвыборной гонки. Сказывается разочарование в политике: люди не забыли довольно грязные декабрьские выборы в Законодательное собрание, лейтмотивом которых была фраза "во всем виноват Лебедь". Теперь генерала по-русски жалеют, и вполне понятны чувства народа в отношении политиков, которые делали карьеру на травле Александра Ивановича. Лебедь сегодня остается неявным участником губернаторской кампании, люди о нем думают, вновь и вновь взвешивая его успехи и неудачи.

В чем ошиблись многие красноярские аналитики - так это в предсказании сути главного столкновения. Все ожидали, что повторится противостояние "свои - чужие", "красноярцы - москвичи". На этот раз приезжие, среди которых есть известные федеральные фигуры, например Сергей Глазьев, шансов выйти во второй тур не имеют. Бороться за выход в финал будут "свои": Усс, Хлопонин и Пимашков. Они друг друга хорошо знают, и драка будет по-сибирски жесткой. Проблема Петра Пимашкова состоит в том, что он пока своей роли в этой игре не нашел, и многие воспринимают его как "второго Усса".

Обозначилась и главная тема кампании. Спор пойдет не о политике, как раньше, а о деньгах. Избирательная кампания разворачивается на фоне обострения бюджетного кризиса. Растут задержки по выплате зарплат бюджетникам, что не может не раздражать Кремль. В Красноярске, где находится 56 муниципальных учреждений здравоохранения, 30 тысяч медицинских работников еще не получили зарплату за май. Задолженность составляет 22 миллиона рублей. В Красноярске бастуют водители трамваев. Учителя не могут пойти в отпуск, потому что не получили зарплату. Краевой бюджет-2002 провален, на повестке дня - секвестр расходных статей. Все это заставляет вспомнить худшие моменты кризисных 90-х годов. Красноярский край - один из богатейших регионов России, и люди не могут смириться с такими провалами. В этих условиях бюджетная тема оказывается на острие предвыборной борьбы, тем более что оба главных претендента весьма сведущи как раз в бюджетных делах:

Глава Законодательного собрания Александр Усс этот бюджет принимал и утверждал. Александр Хлопонин до своего губернаторства на Таймыре возглавлял промышленный гигант "Норникель". С приходом менеджерской команды Хлопонина связано возрождение горно-металлургического комбината и всего Норильского промышленного района.

Деньги "Норникеля" на 70% формируют бюджет Красноярского края.. И хотя в крае находятся мощные предприятия лесопромышленного комплекса, цветной металлургии, энергетики, "Норникель" по-прежнему остается главным спонсором.

Многие депутаты Законодательного собрания не понимают, почему, например, взнос в краевой бюджет такого богатейшего гиганта, как Красноярский алюминиевый завод, составляет всего 5%.

Особенно обострились проблемы со сбором налогов в июле. 9 июля, выступая на сессии Заксобрания, и.о. губернатора Николай Ашлапов, находящийся сегодня в тесной связке с Александром Уссом и "Русалом", контролирующим КрАЗ, обвинил ГМК "Норильский никель" в сокращении платежей в бюджет. Руководство "Норникеля" опровергло эти обвинения, напомнив, что предприятие платило и платит все, что положено по закону. По словам гендиректора "Норникеля" Михаила Прохорова, учитывая всеобъемлющий системный кризис в Красноярском крае, руководство компании даже рассматривает возможность уплаты налогов с опережением графика. Предоплата налогов применялась и ранее, причем неоднократно во время губернаторства Александра Лебедя.

Причина бюджетных провалов в Красноярске состоит в беспрерывной войне исполнительной и законодательной власти, в неспособности Законодательного собрания противостоять лоббизму разных финансово-промышленных групп. Например, увеличить поступления в краевой бюджет мог бы закон о цене на земельные участки, который был принят в первом чтении еще 23 апреля. Однако дальнейшее его утверждение вдруг было приостановлено. 9 июля депутат Игорь Захаров вновь предложил утвердить закон во втором чтении ввиду обострения бюджетного кризиса, но большинством голосов депутаты отказались рассматривать этот законопроект. Дело в том, что этот нормативный документ, предусматривающий повышение цены за землю, невыгоден прежде всего связанному с ельцинской "семьей" "Русалу", чьи платежи увеличились бы в несколько раз. Однако лоббистские возможности этой ФПГ никаких сомнений не вызывают. Вот и получается, что политическая слабость Заксобрания больно бьет по социальной сфере. Не в силах противостоять лоббистам, законодатели вынуждены будут пойти на секвестр, что чревато выходом ситуации из-под контроля. Ашлапов уже заявил, что, если не поднять тарифы ЖКХ, край не будет готов к зиме. А что толку поднимать дальше плату за жилье и электричество, если платить людям, которым задерживают зарплату, все равно нечем - кошелек пуст. Казна пуста, на носу выборы. Сегодня красноярцы посматривают на север. На Таймыре зарплаты и пенсии платятся регулярно. Средняя зарплата бюджетников составляет 13 тысяч рублей. Финансирование социальных программ осуществляется стабильно. На уровне региона проводится политика "Занятость, защита, забота, законность". Все это выглядит полной противоположностью остальному краю, что чрезвычайно нервирует краевые власти, и без того вставшие в позу оскорбленного величия после заявления Хлопонина: "У меня такое ощущение, что управлением в крае давно никто не занимался".

Результат голосования 8 сентября непредсказуем. Кремль пока свои предпочтения никак не обозначил. Скорее всего, определенность появится лишь в последние две недели. Ситуация осложняется еще и тем, что никто из лидеров гонки не сможет контролировать административный ресурс в краевом масштабе. Пимашков "заперт" в Красноярске, у Хлопонина нет административных рычагов на юге, а Уссу из Законодательного собрания не так просто рулить местными администрациями. Так что на этот раз последнее слово действительно скажет избиратель.

"Север - наша земля".

(Независимая газета. 18.07.02. А.Усс)

Краю и округам следует начинать работу по объединению

Красноярский Север - Таймыр, Эвенкию, Норильский промышленный район - без всякого преувеличения можно назвать одним из столпов нашей державы. Причем не только в настоящем, применительно в первую очередь к НПР, но в будущем, имея в виду колоссальные природные ресурсы, которыми богаты наши северные земли. Там живут прекрасные люди - сильные, смелые, свободолюбивые, способные противостоять любым трудностям. К сожалению, минувшие 1990-е годы значительно усложнили жизнь на северах. У многих порой опускаются руки. Но возможности для исправления ситуации еще не упущены. Главное сейчас - правильно понять текущую ситуацию и поставить перед собой реальные цели на ближайшее будущее. Как председатель Законодательного собрания Красноярского края и бывший депутат Совета Федерации от Эвенкийского автономного округа я считаю себя в каком-то смысле даже обязанным представить свое видение проблем северян.

Кто позаботится о северянах?

В последние годы среди политических аналитиков популярна тематика "приватизации" отдельных субъектов Федерации. Так принято обозначать ситуации, когда крупный бизнес устанавливает полный контроль над региональной властью

- фактически или даже формально, через избранных депутатами и губернаторами корпоративных менеджеров и лоббистов. Это сравнительно новое явление коснулось и наших северов. Как к нему относиться?

Общепризнанно, что продуманной государственной северной политики фактически не было и нет. Более того, федеральные целевые программы по Северу финансируются минимально (как правило, на 20-25%), а объем государственной поддержки северов из федерального бюджета сокращается из года в год.

Отсутствие государственной политики компенсируется "благотворительностью" со стороны крупных сырьевых корпораций, ведущих на Севере хозяйственную деятельность и делегировавших в органы государственной и муниципальной власти своих представителей. "Норильский никель" много помогает Таймыру и, конечно, единому муниципальному образованию (ЕМО) "город Норильск", нефтяники кредитуют Эвенкию. В результате за последние два года на Таймыре и в Эвенкии проявилась определенная позитивная динамика. Бюджетники стали стабильно получать зарплату, вкладываются средства в капитальное строительство, в инфраструктуру, внедряются новые управленческие технологии и пр. Сейчас нет и в ближайшем будущем не предвидится проблем с северным завозом. Проще говоря, сложилась ситуация, когда бизнес вынужден был взять на себя отдельные функции власти в части поддержания цивилизованной жизни на Севере.

В том сложном положении, в каком сейчас находится страна, к этому трудно относиться однозначно. Выживать же как-то надо... Хотя можно было бы, наверное, предложить еще более простое решение. Например, регистрацию Владимира Потанина и Михаила Прохорова как налоговых резидентов на Таймыре. Этот автономный округ смог бы сносно прожить не один год только на поступления от подоходного налога от этих уважаемых людей.

Однако если серьезно, то всецело уповать на олигархов по меньшей мере наивно. Бизнес есть бизнес. И даже если он реально возьмет на себя самую что ни на есть благую миссию, его основной целью останется извлечение прибыли. Полноценно управлять территорией, удовлетворять потребности народа может только легальная и независимая власть. Другое дело, что такая власть должна иметь стратегию и ресурсы для ее воплощения в жизнь. Но даже если ни того, ни другого нет (пока), то бизнес сам по себе не способен ни выработать альтернативную стратегию, ни предоставить ресурсы в полном объеме.

Не случайно ведь, что производственного бума в автономиях не произошло.

Хотя проектов заявлялось немало, в том числе и весьма перспективных. Понятно, что осуществляться они смогут только при прямой поддержке корпораций.

А те тратят свои и государственные деньги только на те проекты, которые в настоящий момент выгодны их бизнесу. Что же касается регулярных и системных инвестиций во "все остальное", в ту же социальную сферу, в местную промышленность, то тут что-то определенное сказать трудно. Ведь, с одной стороны, несмотря на фактическую "амнистию капиталов" и многочисленные заявления федерального руководства о недопустимости пересмотра итогов приватизации, положение корпораций остается неустойчивым. О национализации того же "Норникеля" до сих пор нет-нет, да заговаривают. Естественно, что корпорации разрабатывают различные "перестраховочные" схемы. Например, преобразование "Норникеля" из РАО в ГМК с обменом акций - во многом из этой серии. Можно ли быть уверенными в олигархах, если они сами в себе не уверены? Можно ли ждать от них реальных вложений в то, что они в любой момент могут потерять? Какова цена всем планам, какими бы "долгосрочными" они ни объявлялись в рекламных проспектах? Ответ очевиден.

Обозначилась и куда более серьезная тенденция - крупный капитал утрачивает свои национальные корни, свободно пересекает границы и оседает на тех пространствах глобального мира, где обременения для него минимальны. Для инвестиций в какие-нибудь рудники в Новой Каледонии нужны средства, которые добываются в том числе за счет сокращения персонала, замораживания повышения зарплат, минимизации "социалки", что совокупно ведет к искусственному выдавливанию "избыточного" северного населения на материк и пр. На положение корпораций, а значит, и "их" территорий очень сильно влияет конъюнктура мировых цен. Как это может быть плохо, за последний год уже испытал на себе весь край, за исключением, может быть, Эвенкии. Кроме того, завтра бизнес может быть продан каким-нибудь зарубежным компаниям. Тем уж точно не будет никакого дела до нашего Севера и северян. Кто и как тогда о них позаботится?

И наконец, есть еще один существенный минус в происходящем. Он состоит в выхолащивании общественно-политической жизни на тех территориях, где правят корпорации. Демократия, выслушивание голоса народа в лучшем случае подменяется заигрыванием и подкупом, в худшем - шантажом. Дескать, если не поддержать корпорацию или ее представителя, то будет вам худо. Общественные организации либо "встраиваются в систему", либо различными путями разрушаются и заменяются на лояльных "операторов". То же самое происходит с прессой. Это лишает северян свободы и самостоятельности, они становятся заложниками чужих планов, в которых калькуляция прибыли гораздо важнее их собственных интересов.

За помощь нужно благодарить. Но не собственным рабством. Именно поэтому нужно рассматривать фактический переход функций власти на северах в руки крупного бизнеса как временное и вынужденное явление. Как только государственная власть - федеральная и региональная - окрепнет и вновь сможет полноценно осуществлять свои функции, корпорациям придется вернуться на исходные позиции.

Норильск - красноярский город

Отношения края со своим вторым по величине городом Норильском все последнее десятилетие были отравлены многочисленными псевдоправовыми и политическими спекуляциями. Дескать, край не имеет никаких прав на Норильск, и на самом деле он должен принадлежать Таймырскому автономному округу. Не хотелось бы погружаться в юридические дебри, тем более что мне уже неоднократно приходилось выступать с разъяснениями по этому вопросу. Скажу лишь главное: Норильск вместе с Талнахом, Кайерканом и поселком Снежногорском, образующие ныне ЕМО "город Норильск", непосредственно входят в состав края, и никаких реальных правовых оснований для их передачи, а тем более "возвращения" Таймыру не существует.

Норильск, несмотря на свое расположение внутри территории Таймыра, был и остается частью собственной территории края как в экономическом, так и политическом, и, если угодно, в гуманитарном плане. У нас у всех общая история. Вспомним, как было еще недавно, чуть, может быть, больше десятка лет назад. Тогда, например, в красноярских магазинах в период северного завоза исчезали товары. Норильск проходил в планах отдельной строкой, а прикрепляли его к красноярским поставщикам. Весь край буквально отдавал норильчанам последнюю рубашку. А они зарабатывали стране валюту, на которую строились, в том числе и в Красноярске, заводы и больницы, научные институты и школы. Наши земляки, такие, как Владимир Иванович Долгих и Павел Стефанович Федирко, прошедшие северную школу, развивали край, строили Красноярск. Норильчане - это красноярцы. Мы не вправе об этом забывать.

Норильск и был и является не просто частью территории края, это наш кормилец, причем в последние годы едва ли не единственный. "Норильский никель" дает краю до 70% его доходов. И в таком перекосе никакой его вины нет. Не норильчане же разорили и распродали десятки краевых предприятий... При этом прежняя краевая администрация то расторгала, то продляла действие старого договора о разделе платежей "Норильского никеля" с Таймыром, что серьезно сказалось на наших отношениях. Потом все-таки заключили новый договор. На собрание давили, требуя ратификации, упирая на то, что без него не будет ни краевого бюджета, ни окружного, ни норильского. Депутаты согласились, хотя договор был явно "сырой". Но когда получили проект бюджета, обнаружили, что договорные положения в нем не учтены. При реальной потребности города в 8 млрд. руб. вначале ему пообещали 7 млрд. Однако норильчан решили "проучить" за строптивость, и в проекте бюджета было предложено выделить только 2 млрд. Конечно, потом позиции по Норильску были пересмотрены, но чего это нам стоило... Чтобы хоть как-то сгладить последствия непродуманной и противоречивой политики краевой администрации и не допустить эскалации центробежных тенденций, депутаты даже пошли на изменение источников формирования бюджета Норильска. Администрация просто хотела посадить ЕМО на ассигнования из фонда финансовой поддержки территорий. Собрание же приняло решение об установлении нормативов отчислений в бюджет ЕМО от отдельных налогов. За это депутатов потом обвиняли чуть ли не в том, что мы "продались норильчанам". Александра Лебедя открыто призывали ветировать "изуродованный" бюджет. Но очень скоро правота депутатов была признана всеми, в том числе и губернатором.

Эта история, надеюсь, убедила всех, что во власти есть силы, искренне заинтересованные не только в сохранении исторического единства края, но и сопереживающие проблемам норильчан и готовые пойти ради них на довольно непопулярные решения. Мы знаем, что так надо, и не боимся идти до конца. Сейчас активно обсуждается предложение в будущем делить всю сумму платежей ГМК "Норникель" на две примерно равные доли. Одна уходит в край, другая сразу передается Норильску на его нужды. Сейчас, собственно, так и происходит - упрощенно, "Норникель" выплачивает краю порядка 14 млрд. руб., из которых 7 млрд. передаются в бюджет ЕМО. С идеей окончательно формализовать этот порядок можно согласиться - заключить договор или принять специальный краевой закон, закрепляющий такое положение. Норильчане это заслужили. Однако, как это часто бывает, в бочке меда обнаруживается ложка дегтя.

С краевыми властями пытаются хитрить, настойчиво убеждая взять на себя финансирование социальной сферы ЕМО. Дело даже не в том, что "социалку" в Норильске всегда и в советские и в постсоветские времена содержал комбинат, затем РАО и сейчас ГМК. И не в том, что, мягко говоря, не настолько сейчас плохи дела "Норникеля". Если мы согласимся на такую схему, краю придется не только отдавать Норильску половину от суммы платежей ГМК, но и направлять большую часть уже своей половины на содержание норильской соцсферы. То, что тогда край в теории рискует вообще остаться без норильских денег, - еще полбеды. Норильчан, как мне кажется, больше должно заботить то, что на практике в условиях перманентного бюджетного дефицита у краевых властей оказывается слишком много "дыр", которые нужно затыкать. И далеко не факт, что приоритетом всегда будет пользоваться новоприобретенная норильская "социалка". Какая жизнь тогда может настать в Норильске? Весь край будет разоряться, сидеть без зарплат, света и тепла, а на сэкономленные на нас деньги будут покупаться заводы в Канаде и замки в Швейцарии. Поэтому, что бы там кто ни говорил, но край не должен брать на себя чужие обязательства. И мы не будем их брать, в том числе ради благополучия самого Норильска. Я за то, чтобы простые норильчане жили достойно, и готов делать для этого все. Что же до хозяев "Норникеля", то они и так живут очень хорошо. Нужно быть скромнее и ответственнее.

Общий дом - общее будущее

В последние месяцы мне часто задают вопрос: как я отношусь к формуле губернатора Хлопонина "Норильск в Таймыр, а Таймыр в Красноярский край"?

Отвечу, что со второй частью я совершенно согласен, а с первой нет. И вот почему.

Естественно, что нахождение города одного субъекта Федерации внутри территории другого субъекта порождает много проблем, прежде всего управленческого плана. Например, когда там происходит какое-то чрезвычайное происшествие, какие службы должны реагировать - краевые или окружные? Что такое Дудинка? Это не только административный центр Таймыра, это фактически морские ворота Норильска. Если совершается какое-то преступление в Норильске, в частности хищение цветных металлов, а потом украденное обнаруживается в Дудинке, то нередко возникает внутриведомственная коллизия. Чья милиция и прокуратура будут это дело расследовать, как будут друг с другом взаимодействовать правоохранительные органы?

Эти и подобные проблемы можно решать двумя путями. Первый путь можно охарактеризовать так: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца". Т.е. просто взять и отобрать у края Норильск. Да, тогда система управления существенно упростится. Но какова цена? Начнем с того, что сама попытка обеспечить благополучие округа за счет отторжения части законной территории края крайне сомнительна с моральной точки зрения. Требовать, отбирать чужое - это не по-сибирски. Допустим, однако, что ссылки на мораль есть излишняя щепетильность, "недостойная" современного человека. Но имеются же и другие доводы. Край не просто станет глубоко дотационной территорией со всеми вытекающими последствиями. Вообще же трудно без улыбки слушать речи деятелей, утверждающих, что, оторвавшись от края, Таймыр и Норильск сообща превратятся в "новый Кувейт". Смешно это в первую очередь потому, что тех, кто возбуждает разговоры о "возвращении" Норильска, интересует не строительство "кувейтов", а оптимизация налогов, т.е. все та же экономия. Об этом свидетельствует хотя бы то, что параллельно с требованием вернуть ЕМО (кстати, созданный согласно краевому закону!) округу поднимается вопрос о передаче на содержание края социальной сферы Норильска. Очевидно, поставлена задача сэкономить любым способом. Хоть через передачу всего ЕМО Таймыру (понятно, что округу легко можно будет платить меньше налогов), хоть через сброс норильской "социалки" на край (лишь бы не мы платили). То есть все разговоры о возвращении территории, об оптимизации управления и пр. - это ширма, за которой скрывается совершенно конкретный финансовый интерес. И он начисто исключает ситуацию, при которой деньги, ныне выплачиваемые краю "Норникелем", в полном объеме будут доставаться объединенному Таймыру-Норильску. Скорее всего после всяческих "экономий" ему будут давать те же 7 млрд., из которых еще будут потом финансироваться различные проекты "Норникеля" (дороги к новым рудникам и т.п.)

Именно поэтому я считал и считаю логичным и правильным другой путь - поэтапное объединение края и автономных округов в единый субъект Российской Федерации. Нормативная база для этого есть. Полгода назад принят Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Этот закон создал правовую основу для укрупнения субъектов Федерации.

Что сейчас нужно делать? Во-первых, Конституция прямо предписывает краю и автономным округам заключать между собой договоры. Да, до сих пор не удавалось заключить "программный" договор края и Таймыра, устанавливающий и общие основы отношений, и конкретные механизмы взаимодействия по отдельным вопросам. Но это еще вовсе не значит, что его нельзя заключить. Пока просто не хватало политической воли и терпения. Ведь с Эвенкией такой договор был подписан еще в 1997 году. А в прошлом году его дополнило и конкретизировало специальное соглашение. Полагаю, что одной из приоритетных задач будущего губернатора края, кто бы им ни стал, должно стать инициирование продолжения переговоров с Таймыром. Желательно было бы выйти на подписание договора уже в следующем году.

Во-вторых, нам - краю и округам - следует начинать работу по объединению. Разумеется, это дело не одного года. Но кто нам сейчас мешает создать полноценную парламентскую ассамблею и административный совет, в который войдут представители не только органов государственной власти, но и крупнейших муниципалитетов? Это можно и нужно делать. Ведь в последние годы главы края и автономий встречались друг с другом на совещаниях в Москве или Новосибирске чаще, чем у себя в Красноярске, Type или Дудинке. Куда это годится? Неужели нечего обсуждать?

Полагаю, что начинать совместную работу следует, к примеру, с выработки единых для края и округов социальных стандартов, нормативов социальной обеспеченности. Потом перестроить под них бюджетные системы края и округов, начать создавать объединенные органы власти. Мы многому можем поучиться у Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. У них не только работает совет губернаторов и проводятся совместные заседания представителей парламентов, там даже образовано единое ГУВД и сейчас обсуждается возможность учреждения общего уставного суда. Есть смысл в том, чтобы предложить округам распространить на свои территории действие отдельных краевых законов, в первую очередь из экономического и социального блоков. Позитивная практика в этом, кстати, накоплена Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Можно что-то и у них заимствовать. Так мы и придем к объединению в один субъект Федерации.

Работать вместе

Еще одно очень важное направление совместной деятельности краевых, окружных и норильских властей, которое нужно выделить отдельно - это защита интересов Севера в федеральных структурах власти. Здесь у нас уже накоплен определенный опыт. Например, в прошлом году Законодательное собрание края и Дума Таймырского автономного округа общими усилиями добились внесения дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях". Они носили принципиальный характер. Согласно общему порядку определения индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1, 2 независимо от основания назначения пенсии. Мы убедили Федеральное собрание сделать исключение для россиян, проживающих в районах Крайнего Севера (или в местностях, приравненных к таковым). И теперь при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим на Севере, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размерах от не свыше 1, 4 до не свыше 1, 9 в зависимости от установленного районного коэффициента. Без преувеличения можно сказать, что наш закон улучшил жизнь сотен тысяч людей.

На чем мы должны сконцентрироваться сейчас? В первую очередь необходимо добиться от федеральной власти внятной позиции в вопросе о будущем Севера. 24 мая этого года комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока совместно с комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провел парламентские слушания "Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Практически все выступавшие сошлись в оценке, что Россия должна проводить политику государственного протекционизма в отношении северных регионов.

Она должна строиться с учетом их геополитического и стратегического значения для национальной экономики и специфики труда и жизни людей в экстремальных климатических условиях.

Все это правильно, только вот говорилось об этом уже не раз и не два, а дело практически не движется. Еще в 1992 году была утверждена Концепция социально-экономического развития Севера. Времена тогда были, мягко говоря, лихие, и поэтому никаких позитивных последствий она не имела. В 1995 году был подготовлен проект сводной программы развития Севера, но его не приняли. В 1996 году вступил в действие Федеральный закон "06 основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", а в 2000 году вышло постановление правительства "О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера". Однако особых надежд с ними в то время уже никто не связывал - было ясно, что традиционная система государственной поддержки северных регионов себя уже не оправдывает.

Именно поэтому специалисты настаивают на необходимости принятия закона, который соединит российский рыночный опыт прошедшего десятилетия с объективными потребностями северов. В настоящее время уже подготовлена концепция федерального закона "О государственной политике России на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Далеко не со всем там можно согласиться, но сам факт того, что работа началась, уже внушает оптимизм. Какие вопросы может снять подобный закон? Так, сегодня отсутствуют эффективные, адаптированные к рыночным условиям механизмы поставок в северные регионы, имеют место случаи нецелевого использования кредитных ресурсов, система работы по организации завоза в целом непрозрачна. Особую негативную роль играет привязка финансирования завоза к срокам принятия государственного бюджета. Думаю, что еще не забыта история с фактическим срывом завоза в Эвенкию и некоторые северные районы края в 2000 году, когда в итоге пришлось прибегнуть к помощи авиации МЧС.

Авторы концепции законопроекта предлагают решать эту проблему комплексно: стимулировать через систему налогообложения деятельность вертикально интегрированных компаний по доставке энергоресурсов в северные регионы с ограниченными сроками навигации; для обеспечения оптимальной схемы северного завоза - создать Единую транспортную систему Севера России, включающую Севморпуть, Транссиб и реки Сибири; разработать систему льготного кредитования организаций, осуществляющих доставку товаров потребления в районы Крайнего Севера и многое другое.

Уверен, что руководство края и округов должно использовать весь свой авторитет, все свои возможности для скорейшего продвижения такого законопроекта. Как минимум следует добиваться, чтобы средства на северный завоз были выведены из Фонда федеральной поддержки регионов и выделены в бюджете отдельной строкой.

В целом же нужно добиваться от федеральных властей выработки внятной и адекватной современным реалиям северной стратегии России. Здесь я присоединяюсь к мнению Джонсона Хатажеева, авторитетнейшего хозяйственника и управленца, на котором все последние годы держался Норильск, достойного продолжателя дела Авраамия Завенягина и Владимира Долгих. Джонсон Талович недавно заявил, что решение проблем северов - задача не местечкового, а федерального уровня. Как представляется, северная стратегия должна включать два взаимосвязанных различных по организационно-экономическому содержанию способа воздействия на региональную ситуацию. С одной стороны, государственное регулирование во всех сферах хозяйствования с целью сглаживания неоднородности социально-экономического пространства; государственная поддержка в виде оказания прямой или косвенной финансовой помощи, путем применения системы налоговых льгот, выделения дотаций, субвенций и субсидий, компенсационных выплат. С другой стороны, повышение роли государства необходимо сочетать с развитием рыночных механизмов регулирования экономики и социальной сферы северных регионов. Они должны обеспечить формирование общего экономического пространства страны с учетом специфики территорий с особыми условиями хозяйствования.

В рамках продвижения и в какой-то степени понуждения федерального Центра на выработку северной стратегии следует поддержать инициативу городских властей и профсоюзных организаций ЕМО по разработке и обкатке в условиях Норильска новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера. К представленному проекту есть вопросы, но в целом дело это нужное и своевременное.

* * *

Жители Красноярска и Норильска, Ачинска и Туры, Дудинки и Канска, других наших городов, поселков, деревень, факторий - мы все вместе составляем единый красноярский народ. Нас много раз пытались разделить, северян противопоставляли южанам и пр. Но убежден, из этих затей ничего не вышло и не выйдет. Мы будем жить вместе. И вместе все преодолеем.

Из досье "НГ"

Александр Викторович Усс родился 3 ноября 1954 г. в Новогородке Красноярского края. Окончил Красноярский государственный университет. Стажер и аспирант Томского университета (1976-1981), преподавал в Красноярском университете (1981-1988), занимался несколько лет научной работой в Институте иностранного и международного уголовного права им. М.Планка (Фрайбург, ФРГ), затем вновь - в Красноярском университете. Работал заместителем губернатора края (1996-1998). С 1998 г. - председатель Законодательного собрания Красноярского края. Доктор юридических наук, профессор.

"Красноярский спикер признан ненастоящим".

(Коммерсантъ 19.07.02. Б.Ельшин)

Красноярский краевой суд разрешил однофамильцу председателя законодательного собрания Красноярского края Александра Усса Анатолию Уссу использовать на выборах губернатора псевдоним Настоящий. Правда, за два дня до этого решения тот же суд запретил региональной избирательной комиссии регистрировать Анатолия Усса в качестве кандидата в губернаторы.

27 июня в региональную избирательную комиссию поступило уведомление об участии Анатолия Усса в выборах губернатора Красноярского края. Согласно документам, Анатолий Усс является полковником вооруженных сил РФ и проживает в Москве. После уведомления о его участии в выборах в крайизбирком поступило заявление московского полковника с просьбой присвоить ему псевдоним Настоящий. По версии представителей кандидата Усса, которого в Красноярском крае еще никто не видел, подобный псевдоним должен продемонстрировать "реальность существования Анатолия Усса и его разработанной предвыборной программы". Правда, в крайизбиркоме сочли такой псевдоним неприемлемым. После того как председатель крайизбиркома Георгий Кострыкин заявил, что "подобная приставка к имени Анатолия Усса окончательно запутает избирателей", в присвоении псевдонима Настоящий полковнику было отказано. Представители избирательного штаба Анатолия Усса в ответ подали жалобу в суд. Судебная коллегия, в отличие от избирательной комиссии, законных оснований для отказа в регистрации псевдонима не нашла, заявив, что, согласно действующему законодательству участник предвыборной кампании вправе называться как хочет. Это решение суда стало тем более неожиданным, что за два дня до этого тот же красноярский краевой суд предписал избиркому отказать московскому кандидату в регистрации в качестве кандидата в губернаторы. Причиной этому стала жалоба сторонников председателя законодательного собрания Красноярского края Александра Усса (он является одним из фаворитов избирательной кампании), обративших внимание суда на противоречия в местном и федеральном законодательстве о выборах. В жалобе говорится, что по красноярскому закону срок подачи заявлений кандидатов в крайизбирком истекает после 30 дней со дня оглашения даты выборов, а представители Анатолия Усса в этот срок не уложились. Кроме того, в состав инициативной группы по выдвижению Анатолия Усса вошли лица, постоянно не проживающие в Красноярском крае. В соответствие же с краевым законом о выборах правом выдвигать кандидатов в губернаторы обладают лица, "постоянно или преимущественно проживающие на территории Красноярского края". Суд удовлетворил жалобу сторонников кандидата Александра Усса по всем пунктам. Его однофамильцу было отказано в праве быть кандидатом в губернаторы Красноярского края, а действия избирательной комиссии по неприменению краевого закона признаны незаконными. Теперь свое решение по кандидату Анатолию Уссу должна вынести краевая избирательная комиссия. Представители местного избиркома вчера заявили, что они не собираются предпринимать каких-либо действий до тех пор, пока в их распоряжении не будет обоих судебных решений.

"Олигархи делают ставки".

("АиФ на Енисее", 17.07.02, С.Кузнецов)

КАМПАНИЯ по выборам губернатора края постепенно превращается в борьбу "денежных мешков".

В КРАСНОЯРСКИХ СМИ звучат страшные цифры. Со ссылками на авторитетных столичных политтехнологов изумленным избирателям сообщают, что "скромная избирательная кампания" обойдется кандидату, "претендующему на успех", в три - пять миллионов долларов. Если перевести на русский язык - в 100 -150 миллионов рублей! После это начинаешь понимать, что политика сегодня -это бизнес. И бизнес очень серьезный.

Амбиции и деньги

О СВОИХ притязаниях на губернаторское кресло краевую избирательную комиссию уведомило уже около трех десятков человек. Кого там только нет! Отставные военные и депутаты, пенсионеры и коммерсанты, городские сумасшедшие и чиновники... Понятно, что большая часть этих амбициозных граждан не сможет собрать необходимые 20.000 подписей и сойдет с дистанции. На финишную прямую выйдут только те, у кого кроме амбиций есть еще и деньги.

В списке претендентов есть люди вполне состоятельные. Но даже Александр Хлопонин и Артем Тарасов, пришедшие в политику из большого бизнеса, вряд ли готовы сегодня тратить на выборы собственные миллионы. Не секрет, что главными спонсорами во всех политических битвах последнего десятилетия являются олигархи, имеющие коммерческие интересы в том или ином регионе. В нашем случае главными ''кукловодами" являются "Русский алюминий" (Олег Дерипаска и Борис Абрамович) и "Интеррос" (Владимир Потанин).

"Русал" владеет сегодня в крае Красноярским алюминиевым заводом, Красноярской ГЭС, Красноярским металлургическим заводом, Ачинским глиноземным комбинатом. И процесс наращивания собственности продолжается. Недавно команда Олега Дерипаски вошла в лесную отрасль края, на Красноярский ЦБК... Понятно, что сподручнее обосновываться в крае при "своем" губернаторе.

Первую серьезную заявку на приватизацию краевой власти "Русал" сделал осенью 2001 года, когда начал финансировать избирательную кампанию блока "Наши!" и большой группы депутатов-одномандатни-ков. Сегодня у "Русала" в Законодательном собрании края мощное лобби. Есть и первые ощутимые результаты финансовых вложений в местных политиков. Первым заместителем губернатора края депутаты с первого захода утвердили Николая Ашлапова - до этого возглавлявшего представительство "Русского алюминия" в крае. Напомню, до этого те же самые депутаты прокатили "лучшего менеджера 2001 года" Игоря Коропачинского и Андрея Фурсу - выходца из Норильска. А еще через пару месяцев заместителем губернатора - представителем администрации края при правительстве РФ стал Евгений Иванов - заместитель Дерипаски, который курировал в "Русале" политические вопросы. Пока никакой пользы краю от такого представителя не видно - денег Москва как не давала, так и не дает. |

Спарринг-партнер

НА ПРОШЛОЙ неделе Олег Дерипаска прилетал в Красноярск- Как сообщили местные СМИ, встречался с Александром Уссом, на которого сделал ставку "Русский алюминий". Все логично: Усс - один из лидеров избирательной гонки, а значит, при мощной финансовой поддержке может реально претендовать на победу. Ставка на Усса осенью прошлого года себя оправдала, все обязательства выполнены, Законодательное собрание края не приняло ни одного решения, которое могло бы помешать бизнесу "Русала".

Впрочем, аналитики утверждают, что есть еще как минимум два кандидата, ведущие кампанию на деньги Олега Дерипаски.

Это - Алексей Лебедь, которого связывают с алюминиевым олигархом давние отношения. Именно на алюминиевые деньги, утверждалось неоднократно в СМИ, он дважды избирался руководителем Хакасии. Именно при нем "Русал", считают аналитики, прибрал к рукам экономику республики. На красноярских выборах Алексею отведена специфическая роль. С одной стороны, он должен оттянуть на себя как можно больше голосов сторонников покойного Александра Лебедя, чтобы они не достались противникам "Русала". С другой стороны, он может быть использован как спарринг-партнер для Усса. Все помнят, что Александр Викторович сделал свою политическую карьеру на жесткой критике губернатора Лебедя и его окружения. Сегодня генерала нет. Не с кем стало воевать и депутату Уссу. Сегодня он пытается "воевать" с Хлопониным и Пимашковым, но на роль "врагов" они явно не тянут. И здесь палочкой-выручалочкой может стать глава Хакасии. Тоже Лебедь, тоже десантник, тоже не местный!

С "Интерросом" все проще. Александр Хлопонин никогда не скрывал своей принадлежности к команде Владимира Потанина. Всего чуть больше года назад он ушел в политику с должности генерального директора "Норильского никеля". Интересы северян в крае понятны. Их главная задача сегодня - перевести на бюджет края всю социальную сферу Норильска, вывезти на "большую землю" многочисленных норильских пенсионеров. Без плотного контакта с губернатором это сделать весьма проблематично. А цена вопроса - десятки миллионов долларов ежегодно.

Веское слово Кремля

ЕЩЕ ОДИН реальный претендент на губернаторское кресло - мэр Красноярска Петр Пимашков. Он заявил, что от финансовой поддержки олигархов на нынешних выборах отказался, а кампанию намерен провести на деньги, которые собрали местные предприниматели. Это похоже на правду. С одной стороны, местная бизнес-элита и впрямь опасается нового передела сфер влияния в крае и готова раскошелиться на поддержку кандидата, не имеющего обязательств перед олигархами и криминалом. И Пимашков элиту в этом отношении вполне устраивает. С другой стороны, избирательный штаб красноярского мэра ограничен в средствах. В отличие от основных кандидатов, которые не сходят с экранов телевизоров и газетных страниц. По оценкам, прозвучавшим в местных СМИ, протеже олигархов уже на старте избирательной кампании потратили на свою раскрутку по 3 - 4 миллиона долларов.

Кто победит? Результаты социологических опросов, публикуемых в СМИ, настолько противоречивы, что воспринимаются как агитационные материалы. В реальности шансы трех основных претендентов на победу - Пимашкова, Усса и Хлопонина - примерно равны. Ни у одного из штабов нет опыта проведения избирательной кампании такого масштаба в летние месяцы, когда избиратели предпочитают политдебатам пляж, дачу и шашлыки с холодным пивом.

Очевидно, что люди будут определяться со своими симпатиями и антипатиями в конце августа - начале сентября, когда до дня голосования останется полторы - две недели. Именно тогда должен будет сказать свое веское слово и Кремль. Понятно, что прозвучит оно не из уст президента или главы президентской администрации. Позицию Кремля озвучат федеральные телеканалы устами ведущих "Вестей" и программы "Время".