"Мусор требует жертв" и кто виноват в гибели рабочих: обзор прессы ЕАО
Городская газета "Биробиджанская неделя" публикует на своих страницах материал под названием "Скончался под завалом". В нем рассказывается о том, что "в поисках средств к существованию безработные граждане зачастую готовы к любому труду на любых условиях, и в этом случае соблюдение законодательства остается на совести руководителей предприятий. Это касается не только оплаты труда, заключения трудовых договоров, предоставления социальных гарантий. Нередко работодатели формально относятся к соблюдению правил техники безопасности при проведении разного рода работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья людей.
Один из таких случаев в Ленинском районе ЕАО привел к гибели человека. К уголовной ответственности были привлечены руководители крестьянско-фермерского хозяйства "Надежда". Дело рассматривал Ленинский районный суд. Летом 2003 года работники КФХ "Надежда" демонтировали старое кирпичное здание на территории Ленинской районной больницы. Рабочий Виктор Андреев (фамилия изменена) выбивал кувалдой кирпичи в центре одной из стен. И тут она потеряла устойчивость и рухнула. Все разбежались. Не успел только Виктор. Его и завалило. Когда обломки разгребли, молодой человек уже скончался.
Следствие пришло к выводу, что полученная рабочим смертельная травма находится в причинной связи с нарушениями правил техники безопасности и охраны труда при ведении строительных (в данном случае - по демонтажу) работ. И допущены эти нарушения руководителями хозяйства. При демонтаже стены никто не принял мер к ее временному закреплению, чтобы предотвратить самопроизвольное падение. Разборка здания Виктором Андреевым и другими рабочими велась вручную путем "подруба" нижних рядов кладки. А это категорически запрещено. В судебном заседании подсудимые вину не признали. Они утверждали, что несчастный случай произошел с рабочим по его вине, из-за небрежности, допущенной им самим. Однако показания рабочих доказывали обратное: их никто не контролировал, правила техники безопасности не разъяснял. Стены разбирались вручную, их не ограждали и не укрепляли, хотя руководители хозяйства видели, каким способом ведется демонтаж. Об опасности им напоминали, правда, совсем посторонние люди. Они тоже выступили в суде в качестве свидетелей.
Немало нарушений трудового законодательства выявила и комиссия Государственной инспекции труда по ЕАО. Вина руководителей КФХ в нарушении правил техники безопасности и правил безопасности при ведении строительных работ, которое по неосторожности привело к гибели человека, подтвердилась в суде. При вынесении приговора виновным в гибели рабочего были учтены положительные характеристики подсудимых и то, что ранее к уголовной ответственности они не привлекались. Суд счел возможным назначить каждому из них наказание, не связанное с лишением свободы. Заместителю главы КФХ назначено 2 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Главе хозяйства - 1 год 6 месяцев лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. В пользу матери погибшего с каждого из осужденных взыскано по 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Размер материального ущерба составил более 8000 рублей. Осужденные обжаловали приговор. Судебная коллегия по уголовным делам суда ЕАО признала его законным и обоснованным".
Чтобы очистить Еврейскую автономную область от постоянно растущих гор промышленных и бытовых отходов, нужны не только специальные программы, но и большие деньги. Об этом в материале "Мусор требует жертв" пишет областная газета "Биробиджанская звезда". "В Биробиджане и автономии сложилась едва ли не катастрофическая ситуация с утилизацией бытовых и промышленных отходов. А свалки в населенных пунктах давно стали источниками заражения почвы и атмосферы. Например, на городской свалке отсутствуют какие-либо виды защиты окружающей среды, на нее нет технического проекта. Здесь не предусмотрены санитарно-защитные зоны, специальный вал, гидроизоляция, отвод талых и ливневых вод. Свалка расположена без учета розы ветров, и от самовозгораний, которые там происходят постоянно, дым часто несет на дачные поселки и лесные зоны.
Количество мусора, образующееся в том или ином регионе за определенное время, по мнению специалистов, является одним из показателей благополучия экологической обстановки. В целом, как отмечают ученые, на большинстве территории России сейчас сложилась очень неблагоприятная ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов. Еврейская автономия - не исключение. Как подсчитали сотрудники Биробиджанского института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, за последнее время количество твердых бытовых отходов увеличилось почти в три раза. Если в 2000 году их образовывалось чуть более 7 тысяч тонн, то в 2003 году - уже более 20 тысяч. Еще хуже ситуация с жидкими отходами - за этот же период времени их количество увеличилось с 23 до 180 тысяч тонн в год.
"После анализа сложившейся в области обстановки, - рассказывает научный сотрудник ИКАРП Вера Калманова, - специалисты института, и управления природных ресурсов правительства области разработали 10-летнюю целевую программу "Отходы", рассчитанную на обеспечение экологической безопасности Биробиджана и области при обращении с отходами производства и потребления. Инициатором ее разработки был заместитель директора по научной части ИКАРП, кандидат технических наук Владимир Журнист. Программа предполагает использование как областных, так и городских бюджетных средств.
Отмечено, что постоянно самая неблагоприятная обстановка с образованием и хранением отходов сложилась в Биробиджане, Облучье, Ленинском, Амурзете и в поселке Смидович. Там проживает значительная часть населения автономии, сосредоточено много предприятий. И даже спад промышленного производства в последние годы практически не уменьшил техногенную нагрузку на окружающую среду. Ситуация усугубляется еще и тем, что далеко не все образующиеся отходы являются безопасными для человека. Ежегодно в автономии образуется около 150 тысяч тонн золошлаковых отходов, которые относятся к 4 классу опасности, то есть к малоопасным, но, тем не менее, причиняющим определенный вред человеку, растительности и животным, если эти отходы неправильно хранятся и перерабатываются. В области и Биробиджане переработка таких отходов практически не налажена. За 2003 год на территории области образовалось почти 132 тысячи тонн отходов различных классов опасности, включая и такие крайне вредные для человека, как ртутьсодержащие материалы и различные ядохимикаты.
Отдельный вопрос об улавливании и утилизации отходов, поступающих в атмосферу вместе с дымом. Основными источниками такого рода загрязнений являются многочисленные котельные и ТЭЦ. Особенно "вредны" некоторые предприятия ЖКХ: степень улавливания дымовых отходов на них очень низкая - всего 10, 6%. А выбросы предприятий топливной промышленности и сельского хозяйства вообще поступают в атмосферу без очистки. В последние три года содержание в воздухе таких очень опасных для человека веществ, как диоксид серы, диоксид азота и оксид углерода, увеличилось почти в два с половиной раза".
"Вспомнишь - так вздрогнешь", так называется заметка в областной газете "Биробиджанская звезда". В ней рассказывается, что "23 марта в области произошло землетрясение силой до трех с половиной баллов. Место "рождения" толчков удалось найти только к вечеру. Два толчка последовали один за другим примерно в 12 час. 20 минут. Их ощутили в Биробиджане, Биробиджанском и Ленинском районах. Самые сильные толчки - силой до трех с половиной баллов - были зафиксированы в областном центре. Жертв и разрушений не было.
Автономия расположена в зоне влияния геологического разлома Тан Лу, и на ее территории существует вероятность землетрясений силой до 7-9 баллов. Но толчки не имели отношения к разлому. Правда, в штабе МЧС очень долго не могли получить данные об эпицентре или хотя бы азимуте землетрясения. Полная информация "об истоках" толчков появилась только к вечеру 23 марта. Оперативную информацию о толчках могла дать Кульдурская сейсмостанция. Однако сначала с ней не было связи, а потом выяснилось, что единственный специалист, обслуживающий ее, находится в ближайшем поселке. Добираться до станции ему нужно почти 10 км по таежной тропе. Автомобильной и хоть немного проезжей дороги сюда нет. Впрочем, как и самого автомобиля, обслуживающего станцию.
Уникальный объект, построенный в советское время и оборудование которого в состоянии отслеживать сейсмические колебания практически на всем континенте, в последние годы влачит жалкое существование: без средств на реконструкцию, содержание техники, окружающей инфраструктуры, ученых-специалистов. Станция дала о себе знать, прислав данные о толчках, только к 16 часам дня. К этому времени город уже оброс слухами, некоторые из которых, например, обещали почти катастрофическое землетрясение".
Сразу семь художников из ЕАО получили подтверждение о принятии их в Союз художников России. Троим из них дало рекомендацию Хабаровское отделение СХР, а еще четверых утверждали через секретариат ВТОО Союз художников России в Москве. Об этом в материале "Наших таки признали" пишет областная газета "Биробиджанская звезда". "Это событие примечательно и необыкновенно большим количеством новых членов Союза (обычно хабаровчане принимают в год трех-четырех "своих" коллег), и тем, что ЕАО получает реальный шанс обзавестись собственным отделением Союза художников: до сих пор в области был только один член СХР - художник Валентин Горячев. Теперь их станет восемь, а для создания собственного отделения необходимо десять человек. А такие кандидаты в автономии есть".
Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале под названием "Котельной управляет компьютер" рассказывает о том, что "работой нового водогрейного котла, что установлен в поселке Теплоозерск Облученского района ЕАО, сегодня, сидя в мягком кресле, управляет оператор компьютера. Путь от обычной совковой лопаты, что применяли кочегары на старом котле 1954 года выпуска, до самой современной автоматики в поселке пройден практически за год. Именно такой срок понадобился для коренной реконструкции (первой очереди) котельной Теплоозерского цемзавода, переданной муниципальному унитарному предприятию ЖКХ "Коммунальщик". Для обновления котельной поселка, где живет около 5 тысяч человек, в прошлом году было выделено 74 млн. рублей из федерального, областного и районного бюджетов. Новый котел изготовлен в Бийске по заказу управления ЖКХ правительства ЕАО с учетом характеристик высокопламенного бурого местного ушумунского угля, который дешевле привозного из других районов. Уголь полностью сгорает в топке котла, при этом экономится около 20% топлива. В этом году реконструкцию (вторая очередь) теплоозерской котельной. Здесь намечается установить еще один аналогичный водогрейный котел взамен старого оборудования, провести реконструкцию системы углеподачи, на что потребуется около 40 млн. рублей. Деньги намечено получить опять-таки из федерального, областного, муниципального бюджетов".
"Не тот солдат нынче пошел, или дедские забавы", так называется статья, опубликованная в городской газете "Биробиджанская неделя". "Дедушка - это не только сказочно добрый родственник, это еще и "старший брат по оружию", часто не брезгующий рукоприкладством. Чуть ли не половина всех дел, рассматриваемых Биробиджанским гарнизонным военным судом, так или иначе, связаны с применением (или угрозой применения) физического насилия. Бывают в этом замешаны и офицеры, правда, крайне редко. Подавляющее число "фигурантов" - рядовой состав. "Забавы" дедушек с каждым годом становятся все изощреннее. Растет и число их тяжких последствий. Самоубийством в части, например, гарнизонных судей уже не удивишь. Ровно полгода назад двое рядовых-ракетчиков из воинской части, что на шестом километре Биршоссе, были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 335 ч. 3 УК РФ. Один получил 3,5 года исправительной колонии общего режима, другой - 2 года дисбата. А мать повесившегося на брючном ремне мальчишки получила с части 205058 рублей 80 копеек в качестве компенсации "морального вреда" и затрат на похороны. Это лишь один пример. Хорошо еще, что число таких исключительных случаев пока не более одного процента от общего количества "военных" дел".