Главные препятствия к урегулированию карабахского конфликта - историческая вражда и "образ врага": Нагорный Карабах за неделю
Ситуация на демаркационной линии и комментарии. Доклады и мониторинги. Мнения и позиции. Соцопрос. Степанакерт.
Ситуация на демаркационной линии и комментарии
Как сообщает бакинская "525-я газета", 17 марта начиная с 8.45 в течение часа армянские вооруженные силы со стороны села Гервенд Агдамского района обстреливали позиции азербайджанской армии у села Мирашелли того же района из автоматов и пулеметов. "Противник был подавлен ответным огнем, жертв нет".
19 марта азербайджанское агентство "Day.Az" сообщило, что в результате снайперского выстрела со стороны армянских вооруженных сил убит еще один азербайджанский солдат. По словам руководителя пресс-службы министерства обороны (МО) Азербайджана Рамиза Меликова, Юсифова Несими Айдын оглу, служившего в войсковой части в Агдамском районе, с пулевым ранением доставили в госпиталь, но врачи не смогли спасти ему жизнь.
Цель армян, часто нарушающих режим прекращения огня в последние дни на линии фронта, - подталкивание Азербайджана к провокации. Этим они хотят бросить тень на дипломатические успехи Азербайджана, завоеванные в международных организациях, заявил депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Анар Мамедханов. По его словам, нарушая режим прекращения огня, армяне стараются скрыть отсутствие успехов на дипломатическом фронте. "Армяне хорошо знают, что, если сегодня начнется война, дипломатические успехи, завоеванные Азербайджаном, могут быть сведены к нулю. В этом случае Азербайджан будет вынужден начать сначала целенаправленную, обдуманную политику, проводившуюся в течение долгих лет в международных организациях. Поэтому власти Азербайджана проводят взвешенную политику и стараются не поддаваться на интриги армян". ("Day.Az").
Министр обороны Нагорного Карабаха (НК) Сейран Оганян призвал Азербайджан прекратить провокации, сообщает "Арминфо". "Мы сторонники мирного решения карабахского конфликта и призываем руководство Азербайджанской Республики быть более корректным, предпринять меры для того, чтобы напряженность на передовой спала. Все эти провокации не нужны ни нашему, ни азербайджанскому народу". Об этом Сейран Оганян заявил журналистам в Степанакерте, комментируя ситуацию на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Глава оборонного ведомства НК отметил, что азербайджанская сторона создает напряженность на линии соприкосновения, пытаясь продвинуть свои позиции. При этом министр сообщил, что со стороны Армии обороны НК предпринимаются соответствующие меры для защиты передней линии. "Обороноспособность соединений и частей нашей армии находится на должном уровне, мы готовы выполнять поставленную перед нами задачу по обеспечению безопасности нашей страны и нашего народа", - сказал Сейран Оганян.
В последнее время распространились слухи, что в связи с недавними событиями на армяно-азербайджанской границе в Армении началась мобилизация. Как сообщает агентство "А1+", пресс-секретарь министра обороны РА Сейран Шахсуварян опроверг слухи о мобилизации. Шахсуварян опроверг также "сведения" о десятках погибших в Карабахе или на армяно-азербайджанской границе, сообщив, что в НК погибло 3 военнослужащих, о чем уже сообщило министерство обороны Карабаха.
Случаи нарушения режима перемирия на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха прокомментировал газете "Аравот" советник президента РА по национальной безопасности Гарник Исагулян.
В последнее время участились случаи нарушения перемирия. Какие последствия это может оказать на процесс мирного урегулирования карабахского конфликта?
Хочу подчеркнуть, что с армянской стороны ни одного случая нарушения режима перемирия не зарегистрировано. Что касается азербайджанской стороны, то, к сожалению, начиная с Ильхама Алиева (президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM), в последнее время делаются конкретные заявления о том, что, если мирные переговоры не будут проходить в нужном для азербайджанской стороны русле, последняя может перейти к военным действиям. Понятно, что все это пустые разговоры, не соответствующие сегодняшнему балансу сил. Азербайджанцы прекрасно знают, что соотношение сил не в их пользу. Но с начала марта по сей день провокации с азербайджанской стороны продолжаются. К сожалению, с обеих сторон есть жертвы и раненые. Это очень тяжело, жизнь каждого солдата дорога для нас. С другой стороны, речь идет о защите родины, к чему мы готовы. Каждому проявлению агрессии со стороны Азербайджана наши силы дают достойный отпор и не идут на позиционные уступки.
А чем обусловлены эти призывы и действия?
По нашему глубокому убеждению, азербайджанские власти понимают, что во всех вариантах разрешения конфликта, предлагаемых в рамках Минской группы ОБСЕ, учитывается факт существования государственности Нагорного Карабаха, не считаться с которым невозможно. Поэтому и предпринимают подобные действия с тем, чтобы изменить ход урегулирования проблемы.
Тем не менее, на границе стреляют, есть погибшие и раненые. Можно ли говорить о возобновлении на границе боевых действий?
Однозначно нет, поскольку мы убеждены, что все эти действия обречены на провал. Провокации осуществляются лишь в направлении Агдама. По всей вероятности, азербайджанская сторона проводит разведывательные действия, но мы хотим призвать ее воздержаться в данный момент от подобных шагов, потому что по их же требованию освобожденные районы посетила мониторинговая группа, которая в скором времени представит доклады по этому вопросу. Если они ознакомились с предварительными вариантами докладов и поняли, что все их действия на международной арене терпят провал, то это все равно не дает им право возобновлять боевые действия на линии соприкосновения. Возможно, подобными шагами азербайджанская сторона пытается показать, что в регионе неспокойно, что возможно возобновление вооруженных действий и тем самым попытаться добиться изменения формата Минской группы либо заставить МГ проводить в вопросе Нагорного Карабаха иную политику.
Однако очевидно, что переговоры терпят провал и по вине армянской стороны. Не означает ли это, что возобновление войны выгодно руководству обеих стран?
Могу однозначно сказать, что армянская сторона не ставит вопрос о провале какого-либо процесса. Мы всегда готовы к переговорам на всех уровнях, и если Азербайджан сам видит проблемы в переговорном процессе, то это его дело.
В случае активизации военных действий на границе какие шаги предпримет Армения?
Позиция Армения общеизвестна - закрепление права Нагорного Карабаха на самоопределение. Карабах никогда не был и не может быть в составе Азербайджана. Об этом было четко сказано, мы указали, с какой отметки считаем возможным проведение переговоров с азербайджанской стороной.
Если военные действия все же возобновятся, не будет ли это означать, что переговоры, которые проводятся Робертом Кочаряном с 98 года, не будут иметь каких-либо результатов?
Я так не считаю, поскольку после 98 года стала проводиться та политика, о которой я уже говорил - Нагорный Карабах независимое государство, с которым надо считаться. После 98 года ни один переговорный процесс власти Армении не заводили в тупик, не пытались игнорировать переговоры или не участвовать в них. Мы не имеем права не учитывать ситуацию, которая была до 94 года. Не думаю, что международное сообщество или Азербайджан, требуя от Армении односторонних уступок, поступают правильно, тем более, что у армянского руководства нет и не было желания идти на подобные уступки. Мы не согласны на уступки без твердых гарантий безопасности народа Нагорного Карабаха, без признания независимости и права Карабаха на самоопределение. Повторяю, Нагорный Карабах никогда не был в составе Азербайджана. Именно эту политическую линию мы и будем проводить. ("Аравот").
Бакинская газета "Зеркало" утверждает, что армяне готовятся к более массированной атаке на позиции азербайджанской армии. "Армения готовится отметить 90-летие геноцида армян 1915 года большой кампанией по нарушению режима прекращения огня. Пока же участившиеся в последнее время обстрелы позиций азербайджанской армии будут иметь ежедневный характер. Вплоть до 24 апреля". Об этом сообщил газете глава Международного центра стратегических исследований против борьбы с мировым террором и коррупцией "Банк-информация", политолог Ровшан Новрузоглу.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев не исключает возможности возникновения войны между Арменией и Азербайджаном в любой момент. Как сообщает газета "Голос Армении", в беседе с журналистами Алиев сказал, что "в любой момент существует возможность начала войны, так как между нами нет соглашения о мире", и добавил, что действует режим прекращения огня, а "прекращение огня - очень тонкий вопрос". "Мы хотим, чтобы конфликт разрешился мирным путем, чтобы это произошло в результате воздействия международной общественности и правильного отношения к вопросу руководства Армении", - сказал Алиев. При этом он подчеркнул, что, "если этого не случится, возникнет новая ситуация, и тогда поговорим ".
В ходе проходившей в парламенте РА встречи с членами правительства министр обороны Армении Серж Саркисян, отвечая в перерыве на вопрос одного из журналистов, как он относится к заявлению министра обороны Азербайджана Сафара Абиева о возможности войны с Арменией, сказал: "Я всегда говорил, что этим людям надо помнить о том, что на войне плов не раздают. Хочу, чтобы Абиев еще раз вспомнил пройденный им путь - это ему будет очень полезно. Что касается президента Азербайджана, то, исходя из некоторых обстоятельств, я не позволю себе комментировать его слова". ("Айкакан жаманак").
GazetaSNG.ru обратилась к политологам с просьбой прокомментировать ситуацию. По словам Алана Касаева, за многолетнюю историю армяно-азербайджанских отношений, включая проблему принадлежности Нагорного Карабаха, периоды обострения были вызваны внутриполитическими причинами в той или другой стране. Касаев считает, что нынешний воинственный настрой Азербайджана связан в первую очередь с предстоящими парламентскими выборами: правящая группировка просто не может не считаться с большим числом избирателей, которые являются беженцами с территории Нагорного Карабаха, а также с других территорий, которые в Азербайджане считают оккупированными. "Создается впечатление, что азербайджанское руководство хочет заручиться хотя бы относительной поддержкой этой группы потенциальных избирателей, создав впечатление о том, что нынешнее руководство готово к активным действиям по возвращению Нагорного Карабаха и по возвращению других оккупированных территорий", - считает политолог. По мнению Касаева, ни экономика, ни вооруженные силы Азербайджана не готовы к проведению серьезной реваншистской кампании. Армен Ханбабян считает, что нынешнее стремление азербайджанской стороны представить ситуацию на линии противостояния карабахских сил и азербайджанской армии как обострившуюся объясняется двумя причинами. Во-первых, в начале этого года Совет Европы принял резолюцию по Нагорному Карабаху, содержащую несколько невыгодных для армянской стороны формулировок. Эксперт предполагает, что официальный Баку решил воспользоваться этой благоприятной международной конъюнктурой. Кроме того, внутриполитическая ситуация в Азербайджане в последнее время обострилась. Речь идет о крупном коррупционном скандале, связанном с рядом высокопоставленных чинов МВД Азербайджана. По мнению аналитика, ситуацией воспользовалась оппозиция. Ханбабян не исключает возможности, что в Баку оппозиционные силы могут попытаться повторить события, аналогичные тбилисским или киевским. "Поэтому создать впечатление об актуализации внешней угрозы для официального Баку вполне естественно, поскольку в этих условиях оппозиция вряд ли осмелится проявлять слишком большую активность. Для южнокавказских государств ситуация, когда власти используют жупел внешний угрозы для решения политических проблем, обычна. Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с подобным раскладом", - подвел итог политолог. Азербайджанский политолог Эльчим Гусейнов согласен с мнением других экспертов о том, что война между Арменией и Азербайджаном исключена. По его мнению, ни армянская, ни азербайджанская политические элиты не заинтересованы в развязывании войны. По его сведениям, между Ереваном и Баку существуют неафишируемые, но тесные экономические связи. Торговля идет на территории Грузии и даже через линию фронта. В Грузии в селе Садахлы даже функционирует совместный армяно-азербайджанский рынок.
Доклады и мониторинги
17-18 марта представители парламентов Армении и Азербайджана, а также Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ проводили в Брюсселе обсуждение проекта доклада по Нагорному Карабаху специального представителя по карабахской проблеме ПА ОБСЕ Горана Ленмаркера, пишет бакинская газета "Эхо". В составе делегации Армении были вице-спикер парламента страны Ваан Ованнисян и член Республиканской партии Самвел Никоян. Азербайджан был представлен депутатами Саттаром Сафаровым и Эльдаром Ибрагимовым. Оба они перед отъездом заявили, что приложат все усилия к тому, чтобы в докладе были отражены положения принятых в ПАСЕ доклада Аткинсона и резолюции, в которых Армения признана "страной-оккупантом". В июле в Вашингтоне состоится годичное заседание ПА ОБСЕ, на котором и будет представлен доклад Ленмаркера. Если вышеупомянутый пункт удастся включить в доклад, то, по словам Ибрагимова, принятие резолюции, в которой Армения будет признана "оккупантом", значительно облегчится.
В рамках программы "Расширенная Европа. Новые соседи" Армении создаются серьезные возможности для того, чтобы лидировать в региональной конкуренции. 21 марта на пресс-конференции такое мнение высказал вице-председатель Национального Собрания (НС) РА, руководитель армянской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Ваан Ованнисян. Он сообщил, что 17-18 марта в Брюсселе состоялась встреча представителей делегаций Армении и Азербайджана в ПА ОБСЕ со спецпредставителем по вопросу Нагорного Карабаха в организации Гораном Ленмаркером. Ованнисян отметил, что предварительный доклад Ленмаркера, который был представлен обеим сторонам почти год назад, достаточно сбалансирован, что вызывало протест азербайджанской стороны. Усилиями армянской стороны в доклад Ленмаркера внесен пункт о том, что из всех поднятых вопросов первоочередным является вопрос статуса Нагорного Карабаха. Констатировано также, что все другие поднимаемые азербайджанской стороной вопросы являются производными, и без решения вопроса о статусе их решение невозможно. По словам Ваана Ованнисяна, попытки азербайджанской делегации включить в ожидаемый доклад Ленмаркера "аткинсоновские" положения провалились хотя бы на этом этапе переговоров. ("Ноян Тапан").
Переселение армян на подконтрольные Нагорному Карабаху территории не является следствием преднамеренной политики правительства Армении. Как сообщает "Арминфо", об этом говорится в сопроводительном письме сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) к докладу миссии ОБСЕ о ситуации на подконтрольных НК территориях, адресованном Постоянному совету ОБСЕ. В подготовленном сопредседателями докладе сообщается, что проводившаяся с 31 января по 5 февраля 2005 года ознакомительная миссия обнаружила свидетельства присутствия переселенцев на территориях, где проводился мониторинг. Имеются свидетельства различной степени содействия, оказываемого властями Нагорного Карабаха переселенцам в некоторых регионах. Сопредседатели не дали оценку степени скоординированности действий властей НК и правительства Армении. В начале же визита миссии власти НК заявили сопредседателям, что они на самом деле поддерживали лиц, желающих переселиться в Лачинский район. Сопредседатели отметили, что Лачин рассматривался как отдельный случай в предыдущих переговорах.
"Власти Нагорного Карабаха с самого начала работы миссии ОБСЕ по расследованию фактов заселения армян на оккупированных территориях Азербайджана заявили сопредседателям Минской группы, что они действительно поощряют создание поселения в Лачине", - заявил в интервью "АПА" российский сопредседатель МГ Юрий Мерзляков. На вопрос относительно возвращения незаконно заселенных лиц в места прежнего проживания, в частности из Лачинского района, где раньше армяне не проживали, а теперь по подсчетам самой же миссии их порядка 10 тысяч, Мерзляков ответил, что этот вопрос можно решить только в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Пока существует оккупация и эта территория находится под контролем армянских вооруженных формирований, а не под контролем Азербайджана, полностью решить вопрос переселенцев невозможно. Надо поскорее урегулировать конфликт. Пока войска не выведены из этих территорий, решить проблему переселенцев по принципу "все кто там не были, пусть уходят" - просто невозможно", - сказал российский сопредседатель.
Министерство иностранных дел Азербайджана выступило с заявлением в связи с докладом миссии ОБСЕ по установлению фактов незаконного заселения армянами оккупированных территорий. Как отмечено в документе, миссия установила заселение оккупированных территорий, подтвердив тем самым озабоченность Азербайджана, и в целом выполнила поставленную перед ней задачу. МИД Азербайджана признателен главе и членам миссии за их деятельность. Численные показатели заселения, определенные миссией визуально, близки к данным, представленным ей азербайджанской стороной. ("525-я газета").
Министерство иностранных дел Армении выступило с заявлением по поводу результатов работы миссии ОБСЕ. Отметив, что Армения высоко оценивает деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ и членов спецмиссии, МИД в своем заявлении, в частности, указал, что по просьбе властей Нагорного Карабаха Армения представила заявку в Постоянный совет ОБСЕ, чтобы он уполномочил визит подобной же спецмиссии по установлению фактов в бывшие армянонаселенные районы, которые в настоящее время находятся под контролем азербайджанской стороны. "Это необходимо для такой же открытой и объективной оценки существующего там положения вещей. Этими территориями являются: северный Мардакертский и восточный Мартунинский районы Нагорного Карабаха, а также Шаумянский район", - отмечается в заявлении, распространенном управлением информации и печати МИД РА. ("Арменпресс").
Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха распространило заявление, в котором, в частности, сказано: "17 марта в Вене на заседании Постоянного Совета ОБСЕ был представлен отчет Миссии по установлению фактов МГ ОБСЕ, а Сопредседатели Минской Группы предложили свои рекомендации сторонам и международному сообществу. Следует отметить, что хотя власти НКР откликнулись на соответствующую просьбу МИД Армении и дали свое согласие принять Миссию и оказать ей необходимое техническое содействие для выполнения полученного мандата, обращение руководства НКР к ОБСЕ относительно целесообразности участия представителя властей НКР в слушаниях по отчету Миссии не было удовлетворено.... На основании полученных официальных документов и материалов МИД НКР констатирует высокую объективность отчета Миссии по установлению фактов МГ ОБСЕ. Вместе с тем следует отметить, что работа Миссии охватила лишь те территории, которые после установления перемирия контролируются властями НКР, и потому не отражает целостной картины гуманитарной катастрофы, произошедшей в результате развязанной Азербайджаном войны, когда около пятисот тысяч армян стали беженцами, потеряв свое имущество, родину и веру в будущее.... МИД НКР призывает международное сообщество последовать примеру правительств Армении и США, предоставляющих гуманитарную, финансовую и иную помощь народу НКР, и откликнуться на гуманитарные нужды людей, пострадавших в результате проведенных властями Азербайджана этнических чисток, полномасштабных военных действий, и тем самым положить конец применению двойных стандартов в осуществлении гуманитарных программ исключительно для беженцев-азербайджанцев, игнорируя при этом права армянских беженцев, нашедших убежище на территории Нагорного Карабаха. МИД НКР подтверждает приверженность народа и властей НКР мирному разрешению всех спорных вопросов и в этом контексте высоко оценивает миротворческие усилия, прилагаемые Сопредседательством МГ ОБСЕ и международным сообществом". (Информационный портал МИД НК).
Итоги работы миссии ОБСЕ по изучению фактов незаконного заселения армянами "оккупированных территорий Азербайджана" в одинаковой мере удовлетворили и официальный Баку, и Ереван, пишет бакинская "525-я газета". Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов сказал, что азербайджанская сторона добилась желаемого, и одновременно Армения также не осталась недовольна. В таких условиях, отмечает газета, осталось неясным, в чью же пользу изменилась ситуация, и вызывает интерес, использует ли Азербайджан отчет миссии по изучению фактов в качестве средства давления на Армению. Политолог Мубариз Ахмедоглу заявил, что доклад миссии по изучению фактов незаконного заселения Карабаха неприемлем для Азербайджана. По его мнению, миссия поработала на совесть, однако Минская группа ОБСЕ в своем политическом заключении склонила чашу весов в пользу Армении - якобы размещением населения занималось не руководство Армении, а правительство Нагорного Карабаха. "В этом случае виновник не находится, поскольку Нагорный Карабах не является субъектом международного права и потому не может быть привлечен к Хельсинкской конвенции, согласно которой заселение оккупированных территорий запрещается. Если бы в документе была упомянута Армения, в отношении страны-оккупанта могли бы быть применены санкции, оказано давление".
Член делегации Азербайджана в ПАСЕ, политолог Айдын Мирзазаде выразил мнение, что в целом отчет миссии по изучению фактов на пользу Азербайджану, поскольку вопрос был поднят азербайджанской стороной. "Армения добивалась, чтобы работа миссии не удалась. Однако миссия фактически подтвердила представленные нашим правительством факты по размещению лиц, не являющихся гражданами Азербайджана. Армения и ее марионеточный аппарат в Нагорном Карабахе всякий раз во время работы миссии выдвигали новые условия. Вначале говорили, что таких фактов нет, потом - что эта работа будет продолжена. Это показало правоту азербайджанской стороны в ее заявлениях". Политолог расценил вывод миссии о том, что размещение населения якобы не осуществляется Арменией, как политическое заявление. По его мнению, этот далекий от действительности тезис направлен на то, чтобы сохранить Армению в относительно выгодном положении. ("525-я газета").
Газета "Чоррорд ишханутюн" считает, что миссия ОБСЕ по сбору фактов провела мониторинг не с целью прояснения политики Армении, направленной на заселение подконтрольных НК территорий, а с целью показать, что на этих территориях мирное население не проживает. По мнению газеты, ОБСЕ делает это для того, чтобы вынудить армянскую сторону "вывести войска с освобожденных территорий". "В Кельбаджарском районе проживает приблизительно 2,5 тыс. человек, между тем, в докладе группы ОБСЕ отмечено 1,5 тыс. человек. То есть они изначально преследуется цель показать, что на этих территориях нет мирного населения, что эти территории армянам не нужны". Что касается 8 тысяч, проживающих в Лачине, то это "предмет отдельного обсуждения и не связан с проблемой освобожденных территорий".
Мнения и позиции
Как сообщает газета "Айкакан жаманак", академик Ленсер Агаловян в своем выступлении назвал "фальшивкой" утверждения азербайджанской стороны о том, что число беженцев, покинувших места своего проживания в результате "освобождения" карабахскими силами 7 районов АР, составляет 1 миллион человек. Ссылаясь на статистические данные СССР, академик сообщил, что в конце 80-х годов число проживающих в упомянутых 7 районах составляло всего 430 тысяч человек. Однако, продолжает Агаловян, поскольку армянскими силами контролируется 35% агдамского района, население которого составляло 135 тысяч, и 25% района Физули, число жителей которого составляло 91 тысяч человек, то количество перемещенных лиц не могло превышать 330 тысяч. Агаловян подсчитал также, что армяне, бежавшие из Азербайджана, оставили там 110 тысяч квартир, что было вполне достаточно для решения жилищного вопроса беженцев-азербайджанцев.
Оргкомитет "В защиту НКР" призвал Национальное Собрание Армении признать независимость НК от Азербайджана, тем самым сняв претензии о нарушении территориальной целостности АР. Члены оргкомитета требуют от властей представить итоговый документ, представляющий позицию Армении по карабахскому вопросу (дипломатическую ноту), разработать единую концепцию по данному вопросу и создать центр, реализующий пункты концепции. Оргкомитет "В защиту НКР" предлагает также внести в повестку переговоров с Азербайджаном вопрос о компенсации территориального и материального ущерба, нанесенного ранее проживающим в Азербайджане армянам, а также поднять вопрос о незаконном нахождении Нахичевани в составе АР. "Армянская сторона позволяет Баку искажать историю конфликта, в результате чего НКР называется "оккупированной территорией", а карабахский народ - "сепаратистским" и "агрессором". Армянская общественность не разделяет подобной позиции властей. Объявляем, что даже при возможном давлении мы не допустим ущемления прав армянства. Наш лозунг был и остается "Нет Арцаха без Армении, нет Армении без Арцаха", - говорится в заявлении оргкомитета. ("АРКА").
Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский убежден, что "в какой-то момент РФ признает НКР". И произойдет это тогда, когда Азербайджан вступит в НАТО. На вопрос газеты "Аравот", какие есть к тому правовые основания, Жириновский коротко ответил - референдум.
"Если Армения сегодня с правовой точки зрения не признает независимость Нагорного Карабаха, то делается это исключительно из тактических соображений и интересов протекающих процессов. Однако Армения предоставляет Карабаху межгосударственный кредит, без которого было бы невозможно восстановить там экономику и создать для граждан сносные социальные условия. Значит, фактически мы признаем независимость Нагорного Карабаха". Об этом, пишет "Айкакан жаманак", заявил в Национальном Собрании РА премьер-министр Армении Андраник Маргарян.
Россия готова оказывать самое активное содействие в решении проблемы Нагорного Карабаха как на двусторонней основе, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, заявил в интервью РИА "Новости" официальный представитель МИД России Александр Яковенко. Он подчеркнул, что Россия приветствует восстановление армяно-азербайджанского диалога на различных уровнях, в первую очередь между президентами двух стран, считая, что он должен привести к сближению позиций сторон по ключевым аспектам урегулирования и, в конечном счете, к выработке формулы взаимоприемлемого разрешения конфликта. ("АРКА").
Газета "Голос Армении", возвращаясь к истории становления СССР, пишет, что этноним "азербайджанцы" был отнесен в 1930 году к мусульманам Восточного Закавказья, которые в списках всесоюзной переписи населения значились как "кавказские татары". "Они же механически предстали в роли титульной нации Советского Азербайджана, хотя совершенно очевидно, что азербайджанцами на самом деле являются не столько кочевники - татары, сколько в первую очередь оседлые государствообразующие нации - русские, армяне, евреи".
"Армения, в отличие от Азербайджана, ограничивает себя рамками Минской группы - переговорами, проходящими либо на уровне двух президентов, либо на уровне двух руководителей МИД. В то же время Азербайджан, особенно в последнее время, параллельно, а может и в противовес переговорному процессу, проводит широкомасштабную дипломатическую работу по всем направлениям. Настало время и нам так поступать", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" член бюро партии "Дашнакцутюн" Киро Маноян.
Экс-министр иностранных дел АР Тофик Зульфугаров заявил, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта бессмысленны. На его взгляд, освобождение "оккупированных" территорий является делом Азербайджана, а не международных организаций, передает "Day.Az".
"До тех пор, пока азербайджанские земли находятся под оккупацией Армении, Азербайджан не пойдет ни на какой мир с этой страной". Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев на встрече с командующим национальной гвардией штата Оклахома (США) Гарри Уайтом. По мнению Абиева, основные интересы Азербайджана и США совпадают, а после "освобождения земель, захваченных Арменией", Азербайджан будет развиваться более стремительно и "станет ведущим государством на Южном Кавказе".
Соцопрос
В Азербайджане думают (1000 респондентов), что в вопросе Карабаха больше всего им помогает Турция (78,2%), затем уже Грузия и Совет Европы. В Армении считают, что в вопросе урегулирования им, прежде всего, помогает Россия (33,8%), а затем уже Франция и Минская группа ОБСЕ.
Данные получены в результате соцопроса, проведенного в ноябре-декабре минувшего года в Армении и Азербайджане. Опрос провел Центр журналистских расследований "Регион" при содействии ереванского офиса Еврокомиссии в Армении и Грузии. В Азербайджане осуществлению соцопроса содействовал Институт мира и демократии.
"Что мешает урегулированию карабахской проблемы?" Выясняется, что в Азербайджане препятствия прежде всего связаны с поведением армян и образом армян: историческая вражда, жесткость позиции армян, нежелание идти на уступки. В Армении главное препятствие - историческая вражда, региональные противоречия, которые имеют опосредованные связи с азербайджанцами.
Население Азербайджана самой главной опасностью для страны считает неурегулированность карабахского вопроса (76,1%), а затем уже коррупцию и экономические проблемы. В Армении неурегулированность карабахской проблемы, согласно степени опасности, находится на 4-м месте. Армяне первостепенной проблемой считают коррупцию (75,9%), внутриполитическую нестабильность и экономические проблемы.
В результате проведения социологических опросов в Армении и Азербайджане выяснилось, что население этих стран уверено в своей победе в случае возобновления военных действий в Карабахе.
В Азербайджане дружественной страной считают Турцию, на втором месте - Грузия и потом уже идут Россия, Германия и США. В списке недружественных стран, который возглавляет Армения, находятся Иран, та же Россия и Франция. Фактически, в Азербайджане по отношению к России население проявляет двоякое отношение: Россия находится на третьем месте и в списке дружественных, и в списке недружественных стран.
В Армении, по очередности, дружественными считаются Россия, Франция, Иран, страны СНГ и США. Список недружественных стран возглавляет Азербайджан, затем идут Турция, Грузия, США и Великобритания.
В Азербайджане к армянам проявляется подчеркнуто негативное отношение. К армянам относятся с презрением, гневом и ненавистью. Для азербайджанцев армяне - хитрые националисты, агрессивные и двуликие. В Армении к азербайджанцам население испытывает ненависть и презрение. Армянские респонденты охарактеризовали азербайджанцев как хитрый, вероломный, агрессивный и двуликий народ.
Информация о карабахском урегулировании и об Армении в Азербайджане вызывает гнев, а затем беспокойство и интерес. В Армении информация о карабахском урегулировании и Азербайджане в первую очередь вызывает интерес, затем гнев и беспокойство.
Говоря о себе, в Азербайджане отмечают, что азербайджанцам свойственны гостеприимность, доброта, терпимость. В Армении считают, что армяне, прежде всего, трудолюбивы, гостеприимны, талантливы и патриотичны. ("Азг").
Степанакерт
ИА REGNUM передает, что на проходившем 23 марта очередном пленарном заседании Национального Собрания Нагорного Карабаха было принято заявление парламента в связи с 85-летием погромов в городе Шуши. В заявлении, в частности, говорится: "23 марта исполнилось 85 лет погромам населения бывшего административного центра края - города Шуши и близлежащих армянских сел. Это чудовищное преступление, жертвой которого стали более 30 000 мирных граждан, предприняли и осуществили власти предшественницы нынешней Азербайджанской Республики - Азербайджанской Демократической Республики, действуя под непосредственным покровительством и содействием находящегося на ее территории турецкого экспедиционного корпуса. По сути, мартовская резня армянского населения Шуши была продолжена посредством различных форм этнической чистки в течение всех лет существования Нагорного Карабаха в составе Азербайджана и была завершена массовой депортацией последних армянских жителей в 1988 году. Осуждая погромы армянского населения города Шуши и близлежащих сел 23 марта 1920 года, Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики обращается к международному сообществу с призывом расценить это кровавое событие как акт геноцида".
Агентство "АРКА" сообщает, что 24 марта в Степанакерте состоялась презентация сайта правительства Нагорного Карабаха www.karabakh.net. Как заявил на презентации вице-премьер правительства Нагорного Карабаха Арарат Даниелян, сайт даст возможность в очередной раз предстать представить миру Нагорный Карабах в качестве независимого государства, а у средств массовой информации и граждан республики появится возможность более тесно общаться с правительством. "Мы стремимся к тому, чтобы работа правительства была бы прозрачной для журналистов и населения республики", - отметил А. Даниелян, добавив при этом, что на сайте размещен закон "О правительстве НКР", а также будет открыт отдельный раздел, посвященный законодательству республики. А. Даниелян также сообщил, что пока действует только армянская версия сайта, а русская и английская появятся в интернете в ближайшее время. Провайдером сайта является ЗАО "Карабах-Телеком", а его дизайн и разработка были осуществлены пресс-службой правительства НК.
16 марта 2005 года состоялось очередное заседание ЦИК Нагорного Карабаха, на котором были рассмотрены и утверждены рабочий план предстоящих мероприятий по подготовке и проведению центральными, окружными и участковыми избирательными комиссиями выборов в Национальное Собрание НК, график, смета расходов и распределение выделенных финансовых средств, а также 29 постановлений, касающихся организованного проведения выборов. Согласно утвержденному ЦИК графику, выдвижение кандидатов в депутаты Национального Собрания Нагорного Карабаха по пропорциональной и мажоритарной системам выборов начинается с 5 апреля сего года и заканчивается в 18.00 часов 10 апреля. Регистрация избирательных списков участвующих в выборах в Национальное Собрание по пропорциональной системе партий и выдвинутых в Национальное Собрание кандидатов в депутаты по мажоритарной системе будет произведена Центральной и соответствующими окружными избирательными комиссиями НКР с 10 мая с.г. до 18.00 часов 15 мая, а предвыборная агитация кандидатов начнется 16 мая и продлится до 24.00 часов 17 июня. ("Азат Арцах").
Сопредседатель недавно созданной партии "Свободная Родина" Артур Товмасян в интервью корреспонденту "Кавказского узла" отметил, что сегодня в Нагорном Карабахе чиновники назначаются по принципу патронажа и верности властям. В случае победы на парламентских выборах, которые состоятся 19 июня 2005 года, партия "Свободная Родина" будет настаивать на назначении госслужащих исключительно по признаку профессиональной пригодности. При этом он отметил, что, если ни одна партия не получит в парламенте большинства, создание коалиционного правительства станет неизбежным. Председатель партии "Движение-88", мэр Степанакерта Эдуард Агабекян подчеркнул, что не исключает варианта создания коалиции после выборов. "Коалиция, как правило, создается в случае критического расклада сил, чтобы утихомирить политические амбиции партий. Мы не должны допустить, чтобы в этот судьбоносный момент, когда приоритетным для нас является урегулирование карабахской проблемы, республика оказалась на грани катаклизмов", - сказал Э. Агабекян. Глава карабахской организации Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" Гриша Айрапетян отметил, что его партия, будучи представленной в парламенте всех трех созывов, никогда не предъявляла властям кадровых претензий. "Я думаю, что в Нагорном Карабахе есть профессиональные кадры, которых надо назначать независимо от их партийной принадлежности", - сказал Г. Айрапетян. Партии "Дашнакцутюн", "Движение-88" и "Свободная Родина", наряду с правящей ныне Демократической партией Нагорного Карабаха, считаются основными претендентами на прохождение в парламент четвертого созыва, сообщает "Кавказский узел".
Степанакертская газета "Демо" сообщает, что в ходе состоявшейся в Арцахском госуниверситете встречи президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян заявил, что, согласно действующему законодательству, он не имеет права избираться на третий срок. Одновременно он сообщил, что продолжается работа над текстом Конституции. По словам газеты, бытует мнение, что принятие Конституции даст Гукасяну возможность вновь принимать участие в президентских выборах.