Политика

Зачем каждой деревне свой парламент? (Правда Севера)

Предстоящего нового года в Красноборском районе ждут если не с паникой, то с некоторой долей тревоги. Именно с первого января 2006 года должен вступить в силу федеральный закон, в корне пересматривающий всю существующую систему местного самоуправления. На первый взгляд, ничего страшного этот закон не предвещает. Наоборот, предоставляет большую самостоятельность территориям, превратив рядовые сельсоветы в муниципальные образования. Таких муниципалитетов в Красноборском районе будет семь. Однако самостоятельность хороша, если она как-то подкреплена финансами. Но уже сегодня средств районного бюджета не хватает даже на самое насущное. Теперь эти крохи будут делиться на восемь бюджетов.

Как бюджеты будут наполняться? Ведь основной источник, помимо всяческих дотаций из области, - подоходный налог с местного населения. И тут поневоле упираешься в тупик: на таких территориях, как Белослудская, Пермогорская или Верхнеуфтюжская, в качестве бюджетообразующих предприятий окажутся либо крестьянские хозяйства со своими низкими доходами, либо частные предприятия, чья бухгалтерия далека от прозрачности. Есть еще один способ наполнения местной казны - резко взвинтить налоги для населения. Обложить ими каждую сотку земли, каждую голову скота, каждое строение. Только этот метод кажется не самым удачным: можно наткнуться на обыкновенный кризис неплатежей, волну протестов (пока-то деревню не всколыхнула даже монетизация), а то и вовсе добровольную ликвидацию личных хозяйств. А как будет организован сбор налогов? Например, в минувшем году в Красноборском районе налоговые структуры разослали населению извещения об уплате земельных сборов, когда все дачники разъехались по своим городским квартирам.

Каким бы богатым или бедным бюджет ни был, его необходимо кому-то разработать. Для этого закон предписывает создание финансовых отделов. И здесь проблема даже не в том, что будет раздут управленческий аппарат. Может оказаться, что его раздувать станет некем: на сегодня не в каждом селе найдется хотя бы один грамотный бухгалтер, не говоря уже о финотделе. Чтобы принять бюджет, законом предусмотрены выборы органов местного самоуправления. Правда, с комплектованием новых собраний депутатов могут возникнуть неувязки. Последнее голосование в местные органы власти в Красноборском районе это наглядно показало: в отличие от выборов в Госдуму или облсобрание, в ряде округов с трудом "наскребывалось" достаточно кандидатов, чтобы признать выборы состоявшимися.

Создавать на территории области огромное число муниципальных образований - все равно что заводить в семье много детей без возможности их прокормить. В народе в таких случаях говорится: зачем плодить нищету? Поэтому облсобранию было бы логично пересмотреть свое решение и сократить их количество. Рано или поздно при подобном развитии событий наступит момент, когда более сильным муниципальным образованиям придется брать в свой состав обанкротившихся соседей. А это уже дополнительные расходы.

Впрочем, многие сельские главы, судя по всему, из-за боязни остаться без работы, утверждают обратное. Мол, это выгодно населению - не надо за каждой справкой ехать в райцентр. Да и закон предписывает создавать их в "зоне пешей доступности" (похоже, нас готовят к тому, что общественного транспорта скоро не будет). Думаю, достаточно на каждой такой территории оставить всего лишь одного специалиста, наделенного определенными полномочиями, которые сегодня есть при всех сельсоветах. Главное, обойтись без чиновничьего аппарата, парламента и прочих атрибутов власти, которые при реальной финансовой ситуации больше выглядят для села пятым колесом в телеге.

Экономика

Жилищный социализм закончился: (Бизнес-класс. Архангельск)

1 марта 1995 года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. Специалисты, а теперь и большинство обычных граждан ждут реальных изменений в сфере жилищных отношенй. А с 1 апреля 2005 года в силу вступит закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов". Похоже, что Правительство России решило произвести безоговорочную и окончательную революцию в жилищной сфере. Еще не вступив в силу, этот документ вызвал бурю негодования участников рынка недвижимости, сравнимую разве что с реакцией пенсионеров на монетизацию льгот. По мнению экспертов, хотя новый закон призван защитить покупателей квартир в домах-новостройках, его применение может привести к обратному эффекту: большинство граждан вообще не смогут приобрести жилье.

Эксперты считают, что вступление в силу нового закона приведет к скачку цен на жилье. Дело в том, что содержащиеся в законе "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов" нормы усложняют процедуру оформления документов на объект. К примеру, появилось понятие "проектная декларация", установлен порядок ее создания, регистрации и опубликования. Новый закон четко определяет, в каком виде можно привлекать деньги частных граждан, которые вкладывают в строительство с потребительской целью, какие документы должен иметь на руках застройщик. Так, должно быть получено разрешение на строительство, опубликована проектная декларация, пройдена государственная регистрация права собственности или аренды земельного участка.

Защищая интересы граждан, закон ставит в трудное положение застройщиков. Так, в нем предусмотрены выплата неустойки за нарушение сроков передачи объекта дольщику, обязанность застройщика уведомить дольщика о невозможности осуществить строительство в срок. Кроме того, закон предусматривает еще ряд требований, жестко регламентирующих деятельность застройщика. Например, застройщику запрещается рекламировать многоквартирный дом до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и размещения проектной декларации и государственной регистрации права на земельный участок.

Ущемляют права застройщика и новые правила расторжения договора с дольщиком. Согласно новому закону дольщик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и вернуть денежные средства с учетом 1/150 ставки рефинансирования. Застройщик же получает право обратиться в суд с иском о расторжении договора после просрочки оплаты более чем на 3 месяца или нарушения сроков оплаты более 3 раз в течение года. А дольщик, по мнению экспертов, в суд ходить не будет, судья будет переносить заседания; процесс может затянуться. Тем временем другого дольщика привлечь нельзя - строить не на что, кредиты отдавать нечем.

Такая ситуация создает серьезный риск фактического недофинансирования объекта строительства и в конце концов не отвечает интересам всех участников договора. Получается, что закон, призванный защитить участников долевого строительства от риска недобросовестного застройщика, подвергает своих "подзащитных" риску пострадать от действий недобросовестных участников долевого строительства (вероятность которого, по мнению экспертов, на порядок выше риска пострадать от недобросовестного застройщика).

В законе, по мнению экспертов, имеется много недоработок, ставящих участников рынка в тупик. Так, дольщик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае существенного изменения проектной документации. Но как определить, какие изменения считать существенными, а какие нет, закон не поясняет. И до появления судебной практики вопрос этот останется открытым?!

Кроме того, в законе много недоработок, связанных с залогом земли и недвижимости. Непонятно, как будет оцениваться предмет залога - по стоимости проекта или по стоимости земельного участка или прав на него? А еще закон предусматривает возможность неоднократного залога прав на возводимый объект и земельный участок, что, безусловно, может ощутимо снизить степень защищенности дольщика.

Специалисты считают недостатком закона и то, что он обязывает застройщика нести полную ответственность за недостатки построенного объекта в течение 5 лет. Большинство застройщиков пользуются услугами профессиональных строителей, объекты принимаются государственной комиссией, а участники долевого строительства вроде бы принимают жилье по акту выполненных работ. Такое требование по гарантийным обязательствам и срокам потребует создания гарантийного фонда в размере до 5%, что тоже скажется на стоимости жилья. Закон также предъявляет целый ряд иных требований, которые в совокупности увеличат издержки до 5% от размера капитальных затрат. Речь идет о специальных требованиях к структуре и размерам собственного капитала, о требованиях к подготовке и опубликованию проектной декларации, о требованиях к проведению ежегодного аудита и т.д.

Эксперты ожидают, что уже в ближайшее время произойдут кардинальные перемены на рынке жилищного строительства. Конечно, принятие закона в известной степени может создать дополнительные трудности для компаний, работающих на рынке жилья, но вряд ли они принципиально изменят ситуацию.

Определенную лепту в развитие рынка должен внести и новый Жилищный кодекс. Ведь он устранил многолетнюю двусмысленность, существовавшую в России в жилищной сфере уже в послесоветское время. В СССР каждый гражданин имел право на бесплатное жилье. Однако право это оставалось во многом теоретическим, поскольку жилья на всех не хватало. Ведь фактически до 60-х гг. XX века в России не проводилось серьезных программ индустриального жилищного строительства.

Зато возникли очереди на получение бесплатного жилья, которые существуют и по сей день. По данным Госстроя, сейчас в очередях на социальное жилье стоят 4,4 млн семей, и ждут они его от 15 до 20 лет. В целом число российских семей, желающих улучшить жилищные условия, превышает 28 млн человек. А реально купить жилье сегодня могут, по разным оценкам, от 5% до 12% российских граждан.

В целом эксперты положительно оценивают новое жилищное законодательство, но находят в нем и недостатки. Новый закон действительно существенно лучше защищает права собственника и добросовестного приобретателя жилья. Права и гарантии их защиты четко оговорены, прописаны и отношения собственника с государством. Меньше возможностей остается для мошенничества, т.к. государство теперь гарантирует денежную компенсацию из бюджета лицам, лишившимся квартир в результате нечестных сделок.

Например, если добросовестный приобретатель жилья теряет его (квартира возвращается собственнику, без ведома которого была продана мошенником), то может рассчитывать на компенсацию до 1 млн рублей. С другой стороны, положение собственника становится доминирующим. Например, тот, на кого записана квартира, может отныне выселить из нее при разводе бывшую жену или бывшего мужа вместе со взрослыми детьми. Но нет сомнений, что на основе кодекса будет написано еще много законов, в которых ощущается необходимость.

Солониху теперь отапливают опилками (Знамя)

Событием областного масштаба можно назвать пуск в эксплуатацию котла в кочегарке Солонихи. В пятницу работу чудо-техники демонстрировали представителям районной администрации и СМИ. Почему чудо-техники? Котёл работает на опилках, стружке, щепе - в общем, пожирает все отходы лесоперерабатывающего производства. Сюда же можно добавить сухую траву и торф, и всё, что может гореть. Всё, кроме каменного угля. Для того, чтобы он поддерживал тепло в системе в течение суток, стальному гиганту нужно две телеги опилков. Значит, пуск его в эксплуатацию решает сразу две проблемы: во-первых, он пришёл на помощь своему дышащему на ладан старенькому собрату-котлу, что едва поддерживал тепло в батареях домов посёлка. Во-вторых, вопрос - куда деть отходы производства от работы лесопилки - у его приобретателя, Николая Васильевича Волгунова, никогда не возникнет. Впрочем, и у других красноборских лесопереработчиков тоже появилась слабая надежда на решение проблемы с утилизацией отходов их производств. Дай им только волю - обеспечат котельную бесплатным топливом на десятки лет вперёд. Следовательно, и себестоимость одной из самых дорогостоящих жилищно- коммунальных услуг - теплоснабжения - возможно, тоже уменьшится.

Специалист по пуско-наладочным работам, представитель фирмы изготовителя Вячеслав Викторович Свиридов, прибывший специально для ввода в эксплуатацию чудо-техники, утверждает, что подобный котёл впервые установлен в котельной, обеспечивающей теплом население. В основном их используют на промышленных производствах. "В отличие от средней полосы, здесь в Архангельской области нет проблем с сырьём для эксплуатации такого вида котлов, поэтому, на мой взгляд, именно их установка сможет решить некоторые проблемы ЖКХ, - сказал Вячеслав Викторович. - Что касается гарантии всех комплектующих деталей, то она равна году, а вот сам котёл гарантировано должен трудиться без сбоев двенадцать с половиной лет".

Интересен и тот факт, что инициатива приобретения этого котла (установку финансировал "Теплоснаб") принадлежит не представителям сферы ЖКХ, а предпринимателю Николаю Васильевичу Волгунову. На вопрос о стоимости отопительного гиганта он предпочёл не отвечать, сославшись на коммерческую тайну, тем не менее прокомментировал своё решение: "Мне просто хотелось доказать, что установка и эксплуатация такого котла может быть обоюдовыгодной для ЖКХ и населения". Думается, что и предпринимателю подобное капиталовложение тоже выгодно, но не будем считать деньги в чужом кармане. Лучше втайне позавидуем жителям Солонихи, порадуемся за них и помечтаем о том, что когда-нибудь и в наших домах будут обжигающе горячие батареи, а счёт за отопление нас приятно удивит.