"Нельзя загонять в гроб живых людей": интервью зампреда астраханской Госдумы Якова Винокурова ИА REGNUM
Как Вы относитесь к предстоящей реформе местного самоуправления? Что необходимо сделать, чтобы исключить подобные ошибки, которые были допущены в ходе предыдущей социальной реформы?
МСУ изначально предполагает управление процессами на местах; на уровне села, поселка, муниципального образования. Поэтому инициатива управления по логике должна идти снизу. Недаром самоуправление на Западе создавалось именно по такому принципу, поэтому и просуществовало столько времени. Российская реформа проходит наоборот, сверху вниз. Поэтому, так же как и в социальной реформе нас ждут "неприятные сюрпризы". Наши астраханские парламентарии уже высказали свое отрицательное мнение по некоторым вопросам этой реформы. Во-первых, МСУ в таком виде как оно сейчас существует, не может оправдать себя, так как любое муниципальное образование должно быть самодостаточным. К сожалению, в Астраханской области к таким районам можно отнести только город Астрахань и сельский район Красный Яр, где расположено главное налогообразующее предприятие области "Астраханьгазпром". Все остальные районы являются дотационными.
Как же тогда на дотационной основе вводить МСУ?
Именно поэтому наши депутаты и возражали против создания такой системы, когда образуются два представительных органа МСУ, имея статус юридического лица. Мы на эти грабли уже наступали в 1991 году, когда искусственно создавалось противостояние между главой администрации и председателем Совета. Зачем к этому возвращаться? Положительным моментом в новом законе я считаю строгое разделение полномочий между муниципальными образованиями. Это надо было сделать давно, еще до вступления в силу Федерального закона №133. Кстати астраханские парламентарии к этому закону подготовились намного лучше и раньше, чем их коллеги в других субъектах Федерации. Астраханская организация местного самоуправления созданная еще несколько лет назад отвечала требованиям именно этого закона. Своеобразная "матрешка", это когда муниципальное образование находится внутри другого муниципального образования, существует и по сей день. Поэтому нам, кроме двух сельских районов (Черноярского и Приволжского) особой перестройки делать не надо. В остальных структура сохранилась, только разделили полномочия. Всю нормативную базу по этому закону мы подготовили еще к сентябрю 2004 года. Потому что тогда у нас приближались муниципальные выборы и теперь, у нас нет с этим особых проблем.
Пока еще остаются открытыми вопросы межбюджетных отношений и собственности, но думаю, что до 1 января 2006 года все они будут сняты.
Согласно новому закону территориальные образования предполагают самодостаточность. За счет чего на Ваш взгляд это будет сделано? Немного найдется желающих вкладывать финансовые средства в сельскую или поселковую жизнь.
Спонсоров, желающих вложить средства в социальную сферу всегда найти сложно. Если бы у нас все развивалось по нормальной схеме, то надо было бы создать систему производственных мощностей. Я являюсь депутатом от Икрянинского района, где остался один единственный судостроительный завод, который работает и то со срывами. Все колхозы развалились, рыбы нет, овощи производят в малых объемах, потому что они неконкурентноспособны, также как и китайский рис, который стоит дешевле, чем астраханский. Чем людям заниматься? Я считаю, что в первую очередь государственную политику надо направить на защиту наших товаропроизводителей. Ведь может же Америка, поставляющая нам в огромных объемах "ножки Буша" дотировать сельское хозяйство.
А вот насколько наши муниципалитеты готовы решать такие вопросы с уверенностью сказать не могу. Государство в первую очередь должно обеспечить функционирование человека в нормальных условиях. Независимо от того, есть налогооблагаемая база в районе или нет. А так получается, что мы просто загоняем в гроб живых людей.
Что, например, делать людям, которые сидят в отрезанном от большой земли селе Ямное Астраханской области без света, продуктов и топлива, только потому, что в период половодья паромы не работают, мостов нет, горючего тоже. Людям, элементарно не хватает хлеба.
Поэтому очень хотелось бы, чтобы реформа коренным образом улучшила жизнь людей, а не усугубила их и без того нелегкую жизнь.